Что относится к функциям политических партий разработка законопроектов и принятие законов

Обновлено: 02.07.2024

ставлен Президенту, доработан и затем внесен им в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы.

Концепция закона отражала стремление к более четкому определению роли политических партий и их места в системе политических институтов современной России. В основу президентского законопроекта были положены следующие принципиальные позиции:

– отказ от правовой конструкции политического общественного объединения и закрепление права на участие в выборах исключительно за политическими партиями;

– создание политических партий исключительно в виде общероссийских организаций (создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий концепцией закона не предусматривалось);

– закрепление двух способов создания политической партии: на учредительном съезде и посредством преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или движения;

– установление рамочных требований к уставам политических партий, обеспечивающих выборность и сменяемость их руководящих органов, демократическую процедуру принятия решений при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

– введение государственного финансирования политических партий;

– ужесточение требований, предъявляемых к партиям при создании и государственной регистрации (наличие отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации численностью не менее 100 членов, общая численность партии не менее 10000 членов и т.д.);

– возможность ликвидации политических партий, в течение 5 лет не принимающих участия в выборах.

Проект закона предусматривал, что политические партии должны были стать единственным видом общественных объединений, имеющих право самостоятельного выдвижения кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно им определялись четкие критерии участия партии в выборах.

Помимо законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации, четыре альтернативных законопроекта по тому же вопросу были

Глава 2. Основные этапы и особенности институционализации политических партий в России

внесены в Государственную Думу депутатом О.И.Шеиным, депутатами В.В.Похмелкиным и С.Н.Юшенковым, депутатами В.А.Рыжковым, В.Н.Лысенко и В.В.Игруновым и депутатом А.В.Шишловым. Из пяти законопроектов в четырех предметом правового регулирования являлись только политические партии. Напротив, концепция проекта Рыжкова – Лысенко – Игрунова основывалась на идее сохранения правовой конструкции политического общественного объединения, создаваемого в форме партии, политического движения либо непартийной политической организации. Более того, предусматривалась также возможность создания общественно-политического фонда – некоммерческой организации, учрежденной с целью занятия образовательной и просветительской деятельностью (прав на осуществление иных форм деятельности общественнополитическому фонду, согласно законопроекту, не предоставлялось).

В большинстве законопроектов в качестве юридически значимых признаков партии были указаны учреждение партии гражданами, участие

Так, в законопроекте Рыжкова–Лысенко–Игрунова говорилось, что партии осуществляют свою деятельность не только посредством участия

в выборах, но и путем участия в работе законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. Еще более радикальная формулировка содержалась

Предлагаемый в большинстве законопроектов механизм создания политических партий предусматривал два варианта: по инициативе граждан и путем преобразования в партию общественного объединения. Некоторые отличия содержал проект А.В.Шишлова, предусматривавший воз-

22 Отличительные особенности имело только предложенное А.В.Шишловым определение партии как общественного объединения, представляющего добровольное объединение граждан Российской Федерации, основанное на индивидуальном членстве, создаваемое в целях длительного и систематического участия в политической жизни общества.

можность реорганизации в партию только для политических общественных объединений.

В ходе состоявшегося в Государственной Думе обсуждения всех пяти представленных законопроектов в первом чтении был принят законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации. Несмотря на то что работа над законопроектом велась в крайне сжатые сроки, ко второму чтению поступило более 1300 поправок от депутатов Государственной Думы и еще 300 – от иных субъектов права законодательной инициативы. Из поправок, рекомендованных комитетом к принятию, на отдельное голосование было вынесено более 60 и 7 из них отклонены. Из поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, на отдельное обсуждение было вынесено более 100 поправок и принято две.

К наиболее важным правовым новеллам, внесенным в ходе доработки законопроекта, следует отнести прежде всего снижение требований к минимально допустимой численности региональных отделений политических партий: норма о необходимой численности в 100 членов была установлена лишь в отношении 45 из 89 возможных региональных отделений (для иных отделений минимальная численность допускалась на уровне не менее 50 членов). Подобная норма не ущемляла интересы парламентских партий, представленных в Государственной Думе, но зато создавала препоны малочисленным объединениям. Были несколько изменены также требования к порядку проведения учредительного съезда партии: вместо фиксированного числа делегатов (150 членов) был предложен иной критерий (не менее трех делегатов от региональных отделений, представляющих более чем половину субъектов Российской Федерации).

Глава 2. Основные этапы и особенности институционализации политических партий в России

круг основных задач, составляющих предмет деятельности политических партий (в части политического образования, формирования общественного мнения, выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления и т.д.).

Вместе с тем концепция законопроекта в основном не претерпела ка- ких-либо изменений, в связи с чем авторы альтернативных законопроектов о политических партиях выступили с критикой ряда заложенных в проекте конфликтных параметров.

2. Ограничение числа участников политического процесса исключительно общероссийскими политическими партиями оценивалось как попрание конституционных принципов российского федерализма, закрепленных статьями 30, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, и одновременно как необоснованное ограничение прав граждан на политическое представительство и на объединение.

3. Принцип бюджетного финансирования деятельности политических партий расценивался оппонентами как механизм обеспечения тотального государственного контроля за деятельностью политических партий, инструмент потенциально возможных политических репрессий со стороны федеральных и региональных органов государственной власти.

4. Обязательность участия в выборах и ликвидация партий, в течение пяти лет не принимающих участия в выборах, воспринимались как насильственное вовлечение партий в избирательный процесс, а также ограничение свободы принятия решения об участии либо неучастии в выборах. Оппоненты президентского законопроекта утверждали, что данная норма противоречит части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации о неотчуждаемости прав и свобод человека, в том числе права на объединение. Кроме того, ряд из них (например, О.Н.Смолин) не без оснований предполагали, что ее реализация может вызвать бессмысленную толчею кандидатов, участвующих в выборах исключительно ради выдвижения.

В целом же критики закона отмечали, что система специальных требований, предъявляемых законодателем к созданию и деятельности партий (численность партии и ее региональных отделений, нормы представительства на учредительном съезде, обязательность участия в выборах и т.д.), явно несоразмерна со степенью реального политико-организационного развития большинства из них.

В ходе обсуждения законопроекта во втором и в третьем чтениях отмеченные выше принципиальные возражения не получили поддержки большинства депутатского корпуса. В частности, не прошло предложение

о сохранении региональных и межрегиональных политических партий как в качестве самостоятельных объединений, так и в виде ассоциированных членов общефедеральных партий, об отказе от императивного характера нормы о невозможности одновременного членства в двух партиях, о наделении региональных отделений правами на приобретенное ими имущество,

о снижении минимально необходимой численности регионального отделения партии до 15 членов и т.д.

Принятие Закона стало важным шагом в процессе правовой легитимации деятельности политических партий. Логика Закона, направленная на структурирование политического пространства и преодоление гипертрофированной многопартийности, изначально предполагала достижение как минимум четырех задач.

Первая задача – создание институциональных предпосылок для формирования сильных политических партий и усиления объединительных тенденций в партийном строительстве за счет установления ряда специальных требований, обеспечить выполнение которых могут только самодостаточные в ресурсном отношении организации.

Третья задача – скорейшее преодоление партийной системой своего гипертрофированного состояния и создание правовых механизмов деинституционализации партий, фактически прекративших свою деятельность, но формально сохраняющих статус политической партии.

Четвертая задача – ориентация политических партий на участие в выборах и участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления как на важнейшую задачу их уставной деятельности.

ряда институциональных факторов, вытекающих из концепции Закона. Среди последних особо стоит выделить:

80 Глава 2. Основные этапы и особенности институционализации политических партий в России

2) прекращение деятельности межрегиональных и региональных политических партий, что в перспективе существенно уменьшит число коллективных политических субъектов, действующих на региональном уровне;

3) ужесточение законодательных ограничений на создание политическихпартий по национальному, профессиональному и религиозному принципу;

4) утрату статуса партиями, фактически прекратившими свою деятельность, но формально сохраняющими свой статус.

Конечно, сокращение количества партий само по себе нельзя расценивать как ожидаемый позитивный результат реформы партийной системы. С позиций конституционного права любые попытки ограничить число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как ущербные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую реализацию конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения. И здесь законодатель вправе устанавливать определенную планку, до которой должны дотягивать все без исключения партии – как создаваемые, так и уже существующие.

Политическая партия – это организованное объединение граждан-единомышленников, созданное для выражения и продвижения политических интересов, идеологии конкретных слоев общества и стремящееся завоевать государственную власть.

Так как партия относиться и к гражданскому обществу, и к политической деятельности, то является связующим звеном между гражданами и властью. Существование политических групп способствует процессу установления в государстве режима демократии.

Функции политических партий – деятельность, направленная на осуществления целей партии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • ведение борьбы за власть и влияние на действующую политику;
  • причастность к осуществлению власти;
  • причастность к формированию власти;
  • представление взглядов социальной группы;
  • воспитание граждан в области политики;
  • подготовка политических кадров.

Определение политической цели

Разработка программ, идеологий

Программа политической партии – документ, содержащий выработку предлагаемого усовершенствования политических решений и всех сфер жизни общества, цели и задачи, соответствующие идеологической мысли данной группы.

Содержание программы включает в себя следующие элементы:

  1. Полное наименование политической партии.
  2. Краткая информация о партии, самоопределение.
  3. Описание негативных черт актуальной обстановки в государстве.
  4. Указание на причины и конкретных противников.
  5. Определение ценности и постановка главной цели.
  6. Разъяснение ценности и цели.
  7. Выделение основных проблем и путей их решения.
  8. Указание на особенности данной партии.
  9. Заключение в форме обобщения или лозунга.

По идеологии партии разделяются на:

  • социал-демократические (основная идея – свобода выбора и самостоятельность человека, равенство и справедливость);
  • консервативные (основная идея - сохранение действующего режима, устоев и традиций, частной собственности);
  • коммунистические (основная идея - управление и собственность в руках общества, всеобщее равенство, коллективизм);
  • националистические (основная идея - интересы нации, объединение общественных классов, политическая независимость).

Определение стратегии

Главная стратегия политических объединений заключается в убеждении оппозиционных граждан, действующей власти в правильности своей точки зрения и побуждении к принятию выгодных решений и совершению желаемых действий. Стратегия – это практические методы, алгоритмы, а также системный подход к достижению поставленных целей в программе.

Выражение общественных интересов

Сведение интересов к определенной форме

Общественный интерес – это интерес социальных групп или их представителей в развитии, благополучии и безопасности общества.

Интересы общества выражаются посредством выборов, митингов, выступлений с участием партии, которая, будучи посредником, способна передать собранную информацию о недовольствах и предложениях действующей власти.

Убеждение власти

Политическая партия важна для государства. Благодаря связи с гражданами, движение своими докладами, программами развития может предупредить возможные волнения в обществе и даже революционные настрои. В этом же случае политическим объединениям удается убеждать власть в правильности предлагаемой политики, выступая в роли объективной оппозиции.

Формирование правящей элиты, местных органов власти, состава правительства

Связь между органами власти и народом

Основным способом связи между обществом и государством является обращение через государственные органы и органы самоуправления. Обращение доводит до власти интересы и потребности общества, а также обеспечивает активность участия граждан в политических вопросах, предоставляет возможность защитить свои права и свободы.

Формирование механизма государственного управления

Механизм государственного управления – это комплекс связанных между собой методов, средств и технологий влияния субъекта государственной власти на ее объект.

Важное место в формировании механизма государственного управления занимает нормативно-правовая документация, которая закрепляет постановку целей, распределение средств и финансирования, полномочия и порядок деятельности институтов государства в различных сферах. Власть регулирует поведение и взаимодействие людей при помощи установления ценностей (как значимых материальных или духовных благ) и правовых и моральных норм.

Признаки государственного управления:

  • субъект - это понятие самого государства, которое характеризуется исполнительной, законодательной и судебной властью;
  • государство обладает властными полномочиями, такими как штрафы, аресты в целях соблюдения законов;
  • государственное управление регулирует все сферы отношений в обществе (экономика, социальные отношения, политика и т.д.).

Государственное управление делиться на:

  1. Государственно-политическое управление – органы власти, которые принимают обязательные для граждан законы.
  2. Государственно-административное управление – государственный аппарат, принимающий административные акты для исполнения этих законов.

Принципы государственного управления:

  • объективности (сопоставление требований и сил общества);
  • демократизма (народ – носитель суверенитета и источник власти);
  • правовой упорядоченности (законодательное определение целей, функций);
  • законности (следование законам и нормативным актам);
  • разделения властей (как гарантия народной власти);
  • федерализма (территориальное разделение управления);
  • публичности (связь государства с обществом).

Стабильность правительственных структур

Политическая стабильность – это способность политической системы сохранять эффективность функционирования при внутренних и внешних угрозах общественной системе (революции, терроризм, международная напряженность).

Политическая стабильность бывает двух видов:

  1. Минимальная стабильность. Означает, что на территории страны не ведутся гражданские войны и иные вооруженные столкновения.
  2. Демократическая стабильность. Означает, что демократические структуры способны оперативно реагировать на меняющуюся обстановку в обществе.

В чем выражается организаторская функция партий

Выражается в реализации программных установок и решений, проведении избирательных кампаний, деятельности по кадровой политике (подбор кандидатов и их выдвижение в партии), организации акций в поддержку или против режима.

Мобилизационная функция, основные принципы

Мобилизационная функция заключается в провокации граждан или избирателей на осуществление программы партии, стимулировании целенаправленных действий для выполнения поставленных задач. Для этого движение сообщает в СМИ о возможности или необходимости повлиять граждан на ситуацию в стране или запускает трансляцию рекламы. Таким образом доносит свои идеи до масс и получает поддержку.


Политическая партия — это организованная группа единомышленников (почти как анимешники или толкинисты). В этой статье узнаем, какие бывают виды политических партий и их характеристики.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
  • Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства:

  • Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
  • Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
  • Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

А 1. Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?
1. разработка политических программ
2. принятие законов
3. назначение глав регионов
4. ведение внешней политики

Вопрос 2

А 2. Оппозиционными называют политические партии, которые
1. принимают участие в парламентских выборах
2. разрабатывают и принимают законы
3. действуют незаконно, без официальной регистрации
4. разрабатывают альтернативные правительственным политические программы

Вопрос 3

А 3. Уважительное отношение к историческим корням, сохранение преемственности в развитии страны характерны для идеологии:
1. консервативной
2. либеральной
3. социал-демократической
4. коммунистической

Вопрос 4

А 4. Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?
1. разработка законопроектов и принятие законов
2. установление правил приёма в высшие учебные заведения
3. принятие в российское гражданство
4. осуществление связи гражданского общества с государством

Вопрос 5

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения неверны

Вопрос 6
Вопрос 7

А 7. Организация С., объединяющая сторонников либерализации экономической жизни, принимает активное участие в предвыборной борьбе. Организация имеет чёткую структуру, ей удалось распространить своё влияние на жителей нескольких регионов. Данная организация – это:
1. думская фракция
2. политическая партия
3. государственный аппарат
4. общественная организация

Вопрос 8

А 8. Государство в отличие от политической партии:
1. имеет сформулированные цели своей деятельности
2. является объединением людей
3. создаёт правовые нормы
4. является институтом политсистемы

Вопрос 9
Вопрос 10

А 10. Отрицание ценности государства, осуждения его как главного ограничителя свободы личности характерно для взглядов:
1. консерваторов
2. пацифистов
3. анархистов
4. социал-демократов

Вопрос 11

А 11. Основной идеей либеральной идеологии является признание:
1. ценностей преемственности
2. классовой борьбы в качестве двигателя истории
3. государственной собственности как основы экономики
4. ценности прав и свобод личности

Вопрос 12

А 12. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии имеют определённую организационную структуру, закреплённую партийным уставом.
Б. Политические партии осуществляют связь общества с государством.


1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Вопрос 13

А 13. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. По идеологическому принципу партии делятся на массовые и кадровые.
Б. По идеологическому принципу партии делятся на парламентские и непарламентские.
1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Вопрос 14

В 1. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них, за исключением двух, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и выпишите номера терминов, выпадающих из этого ряда.
1. Коммунисты

4. либералы,
5. католики,

Вопрос 15

В 2. Партия В. создала сеть первичных организаций в различных уголках страны. Члены политического совета партии избраны в различные федеральные и местные органы власти. Партия выступает с идеей защиты прав трудящихся, социального мира, является сторонницей построения правового и социального государства. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной партии:
1. кадровая
2. консервативная
3. социалистическая
4. правящая
5. массовая
6. революционная

Читайте также: