Что относится к элементам системы обеспечения деятельности президента рф

Обновлено: 05.05.2024

Под системой обеспечения деятельности Президента РФ понимается совокупность создаваемых Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами постоянно действующих при нем органов, структурных подразделений и служб для обеспечения реализации его конституционных функций и полномочий. Эта система является своего рода механизмом президентской власти в Российской Федерации.

Конституционно-правовыми основами формирования и функционирования данной системы являются соответствующие нормы Конституции РФ (ст.83 п.п. “ж”, “и”, “к” и другие нормы), Закон РФ “О безопасности”, другие федеральные законы и соответствующие указы и распоряжения Президента РФ.

Элементами (или звеньями) системы обеспечения деятельности Президента РФ являются:

1. Совет Безопасности (СБ) РФ.

2. Государственный Совет РФ.

3. Группа федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных Президенту РФ.

4. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

5. Коллегиальные консультативно-координационные органы государственно-общественного характера при Президенте РФ.

6. Администрация Президента РФ.

Совет Безопасности (СБ) РФ. В соответствии с п. “ж” ст.83 Конституции РФ, Законом РФ “О безопасности” и Положением о СБ РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 июня 2004 года № 726, 1 Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ РФ формируется Президентом РФ, который является Председателем СБ по должности. В состав СБ входят: постоянные члены СБ и члены СБ.

СБ РФ в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии. Межведомственные комиссии СБ являются его основными рабочими органами. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.

Деятельность СБ обеспечивается аппаратом СБ, структура, штатное расписание и положение о котором утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ РФ (более подробно о задачах, функциях, порядке работы и других вопросах СБ см. указанное Положение о СБ РФ).

Государственный Совет РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 2 в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти образован Государственный Совет РФ, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства. Государственный Совет возглавляет Президент РФ, членами Госсовета являются по должности высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Госсовета в составе семи членов Госсовета. Персональный состав Президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода (задачи, формы работы - см. Положение о Госсовете РФ).

В связи с образованием в 2000 году решением Президента РФ семи федеральных округов, его Указом от 13 мая 2000 года № 849 был учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в этих федеральных округах и утверждено соответствующее Положение 3 . В соответствии с ним, полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа (задачи, полномочия, организация работы и др. вопросы статуса полномочного представителя см. в указ. Положении).

Важное место в системе обеспечения деятельности Президента РФ занимают различного рода комиссии, советы и другие коллегиальные консультативно-координационные органы, которые образуются и действуют при Президенте РФ. Их основное назначение - осуществление предварительного рассмотрения вопросов в конкретных сферах государственной деятельности и подготовка по ним предложений для Президента РФ.

Среди этих органов:

- Комиссия по вопросам гражданства;

- Комиссия по правам человека;

- Комиссия по государственным наградам;

- Совет по местному самоуправлению;

- Совет по взаимодействию с религиозными объединениями;

- Совет по делам инвалидов;

- Совет по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке;

- Совет по культуре и искусству и другие.

Эти и другие подобные органы действуют на основании Положений о каждом из них, утвержденных Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти РФ, руководство которыми осуществляет Президент РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80 и 112), статьей 32 ФКЗ «О Правительстве РФ и Указами Президента РФ от 9 марта и 20 мая 2004 года [4] . Президент РФ для обеспечения его конституционных функций и полномочий осуществляет непосредственное руководство определенной группой федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. К ним относятся:

- министерство внутренних дел РФ, в составе которого действует Федеральная миграционная служба;

- Министерство обороны РФ:

1) Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

2) Федеральная служба по оборонному заказу.

3) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

4) Федеральное агентство специального строительства.

1) Федеральная регистрационная служба.

2) Федеральная служба исполнения наказаний.

3) Федеральная служба судебных приставов.

- Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);

- Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);

- Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);

- Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба);

- Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);

- Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);

- Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

Президент РФ назначает и освобождает от должности руководителей указанных органов, утверждает соответствующие Положения о них и др.

Администрация Президента РФ формируется и действует на основании Конституции РФ (п. “и” ст. 83), федеральных законов, Указов и распоряжений Президента РФ. [5]

Администрация является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. В состав Администрации входят:

- руководитель Администрации Президента РФ;

- два заместителя Руководителя.

Администрации (они же помощники Президента РФ);

- помощники Президента РФ;

- Пресс-секретарь Президента РФ;

- руководитель протокола Президента РФ;

- полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

- советники Президента РФ;

- полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ;

- старшие референты, референты Президента РФ;

- иные должностные лица Администрации;

- управления Президента РФ;

- иные самостоятельные подразделения Администрации.

Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ.

В Положении об Администрации Президента формулируются соответствующие цели и функции данного органа, взаимоотношения с органами законодательной, исполнительной и судебной власти и другие вопросы.

Завершая достаточно фрагментарное рассмотрение конституционно-правового статуса Президента РФ, можно сделать вывод, что пост Президента РФ олицетворяет единство Российского государства, его суверенитет и целостность. Президент РФ должен всей своей деятельностью сохранять избранный нашим народом конституционный строй, принципы государственного устройства РФ, поддерживать стабильность демократического режима, гражданский мир и национальное согласие, быть гарантом прав и свобод граждан, выступать как верховный организатор действий в чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, массовые беспорядки, катастрофы, война и т.п.).

Президент Российской Федерации Схемы

1. Конституционные функции Президента РФ


2. Конституционные полномочия Президента РФ



3. Отрешение Президента РФ от должности


4. Система (механизм) обеспечения деятельности Президента РФ


Система (механизм) обеспечения деятельности Президента РФ – совокупность создаваемых Президентом РФ в соответствии с конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ постоянно действующих при нем органов, структурных подразделений и служб для обеспечения реализации его конституционных функций и полномочий.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

В целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по формированию и реализации государственной политики в области науки и образования постановляю:

1. Образовать в составе Администрации Президента Российской Федерации Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике.

2. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике.

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации утвердить структуру и штатное расписание Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике.

4. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 13, ст. 1188; 2005, N 9, ст. 709; 2010, N 3, ст. 274; N 8, ст. 838; 2012, N 24, ст. 3138) изменение, дополнив перечень самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации (приложение) словами "Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике".

5. Признать утратившими силу абзацы шестой и седьмой пункта 3, абзац шестой пункта 4 Положения о Референтуре Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. N 1246 "Об утверждении Положения о Референтуре Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3930).

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
25 июня 2012 года
N 882

Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 25 июня 2012 г. N 882

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

1. Управление Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

4. Основными задачами Управления являются:

а) участие в обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области науки и образования;

б) обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и консультативной группы по научно-технологическому развитию;

в) подготовка и представление Президенту Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации материалов по вопросам формирования и реализации государственной политики в области науки и образования, в том числе по вопросам финансирования научных исследований и программ развития научно-образовательных центров.

5. Основными функциями Управления являются:

а) участие в подготовке проектов федеральных законов, вносимых Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, а также проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Управления;

б) экспертиза проектов федеральных законов по вопросам науки и образования;

в) участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, для иных программных документов и выступлений Президента Российской Федерации;

г) участие в подготовке проектов решений, касающихся реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иных программных документов и выступлений Президента Российской Федерации, оказание содействия Контрольному управлению Президента Российской Федерации в экспертизе хода и результатов реализации соответствующих решений;

д) участие в пределах своей компетенции в обеспечении совещаний и встреч с участием Президента Российской Федерации, в подготовке проектов поручений главы государства по итогам проведенных мероприятий;

е) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам, связанным с деятельностью Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и консультативной группы по научно-технологическому развитию;

ж) участие в разработке концепций общенациональных проектов и президентских программ в области науки и образования;

з) организация работы по подготовке предложений Президенту Российской Федерации по вопросам определения приоритетных направлений государственной политики в сфере научно-технической и образовательной деятельности;

и) организация и обеспечение взаимодействия Администрации Президента Российской Федерации с государственными академиями наук по вопросам координации фундаментальных научных исследований, а также с государственными фондами, основной деятельностью которых является поддержка инициатив в области науки и образования;

к) анализ и подготовка материалов, касающихся состояния науки и образования в Российской Федерации и за рубежом;

л) подготовка предложений по вопросам создания и развития в Российской Федерации научно-образовательных центров мирового уровня;

м) организация работы по расширению грантовой формы финансирования научных исследований и программ развития научных и образовательных организаций.

6. Управление для осуществления своих функций имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

б) пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

в) привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

7. Управление для реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с российскими и зарубежными научно-исследовательскими организациями.

8. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

9. Общее руководство деятельностью Управления осуществляет помощник Президента Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации.

10. Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике (далее - начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

11. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления.

12. Начальник Управления:

а) распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов;

б) вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, относящимся к ведению Управления;

в) издает распоряжения по вопросам работы Управления.

13. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление.

14. Заместители начальника Управления, референты и начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей.

Читайте также: