Что осуществляет постоянное руководство церкви келья

Обновлено: 06.05.2024

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Псаломщик (Чтец)

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Иподиакон

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Диакон (служитель)

Протодиакон

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Протодиакон

Иерей

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Иерей

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протоиерей

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Протопресвитер

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Иеродиакон и архидиакон

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Иеромона́х

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Игумен (игуменья)

Архимандри́т

Архимандри́т

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Епи́скоп (надзирающий)

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Митрополит

Патриарх

Патриарх

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы — есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

Фото: Смирнов Владимир/ТАСС

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.


Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.

Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Бюджетные деньги

По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.


Глава администрации президента РФ Сергей Иванов (справа) и патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании наблюдательного совета по изданию «Православной энциклопедии»

Аркадий Ротенберг (на фото) и его партнер Василий Анисимов оказывают финансовую помощь Московскому епархиальному дому с Князь-Владимирским храмом. В этом здании — богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. По утверждению проректора университета по развитию Елены Марковой, восстановление епархиального дома обошлось в 900 млн руб. Основную часть денег дали Ротенберг и Анисимов, говорит источник РБК, близкий к руководству университета. Аркадий Ротенберг не ответил на вопросы РБК. Анисимов подтверждает, что участвовал в восстановлении епархиального дома, хотя и не был основным инвестором. Цифру в 900 млн руб. бизнесмен не комментирует, говорит лишь, что сам вложил много меньше.

Приходы и доходы

Церковная экономика — это жесткая вертикаль, работающая по принципу строгой подчиненности, объясняет священник Алексей Уминский устройство другого канала поступления денег в патриархию.

На последнем Архиерейском соборе патриарх Кирилл объявил, что в РПЦ действуют 293 епархии и свыше 34,5 тыс. храмов. Российские церкви отчисляют своим епархиям определенный процент от полученных пожертвований, объясняет Уминский. Исключения составляют строящиеся и восстанавливаемые храмы — по словам епископа Тихона (Шевкунова), они временно освобождаются от епархиальных взносов (интервью с епископом можно прочитать здесь). Во всех прочих церквях сбор взносов контролирует вышестоящий епископ — он, в свою очередь, отчитывается в патриархии, разъясняют РБК два источника в РПЦ.

Стоимость свечки в производстве и в церкви отличается в десятки раз

Стоимость свечки в производстве и в церкви отличается в десятки раз (Фото: Макс Новиков/Forbes/Photoxpress)

Ежемесячный доход российских храмов сильно отличается — от 5 тыс. до 3 млн руб., подсчитывает протоиерей Чаплин.


Деньги, объясняли РБК священники, передаются в епархии двумя путями — наличными (на каждую сумму дается приходный ордер) или банковскими переводами.

15% от собранного епархиями перечисляется в патриархию, рассказали пять собеседников РБК в РПЦ. Точный объем перечисленных средств посчитать невозможно, но крупные епархии, а их около тридцати, ежегодно отчисляют патриархии от 10 до 20 млн руб. каждая, отмечает Чапнин.

Финансово-хозяйственное управление патриархии во главе с митрополитом Рязанским и Михайловским Марком не ответило на вопросы РБК.

Свечной завод

Художественно-производственное предприятие «Софрино»


От кладбищ до футболок

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

Офис Эргобанка в Москве

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

Доходы и расходы

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн. Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

ПОДВОРЬЕ - цер­ков­ное уч­ре­ж­де­ние, яв­ляю­щее­ся пред­ста­ви­тель­ст­вом од­но­го цер­ков­но­го со­об­ще­ст­ва (или отдельного ар­хие­рея) на ка­но­нической тер­ри­то­рии другого цер­ков­но­го со­об­ще­ст­ва (например, пред­ста­ви­тель­ст­во По­ме­ст­ной церк­ви на ка­но­нической тер­ри­то­рии другой По­ме­ст­ной цер­к­ви, пред­ста­ви­тель­ст­во епар­хии в другой епар­хии, пред­ста­ви­тель­ст­во мо­на­сты­ря).

В Рос­сии Подворье пер­во­на­чаль­но на­зы­вал­ся по­стоя­лый двор для при­ез­жав­ших в сто­ли­цу или другой круп­ный го­род ино­стран­ных послов или ар­хие­ре­ев. Подворье пред­став­ля­ет собой ис­клю­че­ние из пре­имущественно тер­ри­то­ри­аль­но­го прин­ци­па раз­ме­же­ва­ния по­ме­ст­ных церк­вей, сво­его ро­да ана­ло­гию по­ня­тию экс­тер­ри­то­ри­аль­но­сти в ме­ж­ду­народном пра­ве. Подворье обыч­но вклю­ча­ет храм, зе­мель­ный уча­сток, в за­ви­си­мо­сти от ти­па - так­же ар­хие­рей­ский дом, мо­на­ше­ские ке­льи, иные жи­лые и хо­зяйственные строе­ния.

Подворья по­ме­ст­ных церк­вей бе­рут на­ча­ло из древ­ней прак­ти­ки пред­ста­ви­тель­ст­ва на вре­мен­ной или по­сто­ян­ной ос­но­ве од­них по­ме­ст­ных церк­вей на тер­ри­то­рии дру­гих для со­дей­ст­вия ка­но­ническому об­ще­нию че­рез по­слан­ни­ков - апок­ри­сиа­ри­ев (греческий &psili;αποϰρισι&oxia;αριος) или ле­га­тов. В слу­чае по­сто­ян­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва по­слан­ни­ки не­ред­ко пре­бы­ва­ли в мо­на­сты­ре - ме­то­хе (греческий μετ&oxia;οχιον), ко­то­рый на­хо­дил­ся в ка­но­нической вла­сти Церк­ви, на­пра­вив­шей сво­их пред­ста­ви­те­лей. В эпо­ху ос­ман­ско­го вла­ды­че­ст­ва (с XV-XVI веков) восточные пат­ри­ар­ха­ты уч­ре­ж­да­ли свои подворья при других церк­вах, осо­бен­но час­то - в Рос­сии для сбо­ра де­неж­ной по­мо­щи. Подворья слу­жат так­же ме­стом раз­ме­ще­ния па­лом­ни­ков. Подворья на­хо­дят­ся в юрис­дик­ции уч­ре­див­шей их По­ме­ст­ной церк­ви, од­на­ко за­ви­сят и от Церк­ви, на ка­но­нической тер­ри­то­рии ко­то­рой они раз­ме­ще­ны; например при рас­хо­ж­де­нии бо­го­слу­жеб­но­го ка­лен­да­ря в подворье упот­реб­ля­ет­ся ме­ст­ный ка­лен­дар­ный стиль. Эле­мен­ты двой­ной юрис­дик­ции подворья вы­ра­жа­ют­ся в том, что за бо­го­слу­же­ни­ем в хра­ме подворья воз­но­сят­ся име­на пред­стоя­те­лей обе­их церк­вей. Ны­не в Мо­ск­ве на­хо­дят­ся подворья Алек­сан­д­рий­ско­го, Ан­ти­охий­ско­го, Ие­ру­са­лим­ско­го, Серб­ско­го и Бол­гар­ско­го пат­ри­ар­ха­тов, Пра­во­слав­ной церк­ви Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии и Пра­во­слав­ной церк­ви в Аме­ри­ке. На ос­но­ве вза­им­но­сти РПЦ име­ет воз­глав­ляе­мые её пред­ста­ви­те­ля­ми подворья при этих же церк­вах.

Епар­хи­аль­ные подворья в гра­ни­цах од­ной По­ме­ст­ной церк­ви обыч­но уст­раи­ва­лись в го­ро­дах, где на­хо­ди­лись ка­фед­ры пред­стоя­те­лей по­ме­ст­ных церк­вей, ча­ще все­го в сто­ли­цах. По­доб­ные подворья су­ще­ст­во­ва­ли в Кон­стан­ти­но­по­ле, в Рос­сии - в Мо­ск­ве и Санкт-Пе­тер­бур­ге, ра­нее, ве­ро­ят­но, так­же и в Кие­ве, сто­ли­це Ки­ев­ской Ру­си. Например, в Мо­ск­ве име­лись Кру­тиц­кое под­во­рье, Ря­зан­ское, Вят­ское, Псков­ское, Ко­ло­мен­ское и другие епар­хи­аль­ные подворья; в Санкт-Пе­тер­бур­ге в си­но­даль­ную эпо­ху на­хо­ди­лись подворья ар­хие­ре­ев, яв­ляв­ших­ся чле­на­ми Свя­тей­ше­го Си­но­да или при­сут­ст­вую­щи­ми в Си­но­де.

Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны мо­на­стыр­ские подворья, су­ще­ст­во­вав­шие уже в ви­зантийское вре­мя; они вы­пол­ня­ют раз­ные функ­ции: спо­соб­ст­ву­ют раз­ви­тию па­лом­ни­че­ст­ва, со­би­ра­ют по­жерт­во­ва­ния для сво­их мо­на­сты­рей (осо­бен­но ко­гда те на­хо­дят­ся в уда­лён­ных и ма­ло­на­се­лён­ных мес­тах, а подворье - в городских цен­трах). Ино­гда подворье пред­став­ля­ет мо­на­стырь, не на­хо­дя­щий­ся в юрис­дик­ции той По­ме­ст­ной церк­ви, на ка­но­нической тер­ри­то­рии ко­то­рой оно от­кры­то (например, московское подворье Пан­те­леи­мо­но­ва мо­на­сты­ря, со­стоя­ще­го, как и другие мо­на­сты­ри на Афо­не, в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та). Дея­тель­ность мо­на­стыр­ско­го подворья рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся ус­та­вом его мо­на­сты­ря. Подворье на­хо­дит­ся в юрис­дик­ции то­го же ар­хие­рея, что и мо­на­стырь. В слу­чае ес­ли подворье рас­по­ла­га­ет­ся на тер­ри­то­рии иной епар­хии, то за бо­го­слу­же­ни­ем в хра­ме подворья воз­но­сит­ся как имя епар­хи­аль­но­го ар­хие­рея, так и имя ар­хие­рея, на тер­рито­рии епар­хии ко­то­ро­го на­хо­дит­ся под­во­рье.

В Русской пра­во­слав­ной церк­ви с 1990-х годов ста­тус пат­ри­ар­ших подворьев име­ют так­же отдельные при­хо­ды, управ­ле­ние ко­то­ры­ми осу­ще­ст­в­ля­ет на­зна­чен­ный пат­ри­ар­хом на­стоя­тель без фор­ми­ро­ва­ния при­ход­ско­го со­бра­ния и иных ор­га­нов при­ход­ско­го са­мо­управ­ле­ния. В этом от­но­ше­нии их ста­тус бли­зок к ста­ту­су подворья по­ме­ст­ных церк­вей, в ко­то­рых так­же не пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся об­ра­зо­ва­ние ор­га­нов при­ход­ско­го са­мо­управ­ле­ния.

Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.

Церковные звания по возрастанию

Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён

Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.

Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.

Низшая ступень священства

Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.

Церковные звания по возрастанию в России

Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.

Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.

Вторая ступень священнической иерархии

Церковные звания и должности

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Архиереи православной церкви

Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.

Церковные звания православной церкви

Предстоятель православной церкви

И наконец, высшим чином церковной иерархии является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в отдельных случаях архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.

Церковные звания и должности у православных

В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.

Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей

Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.

В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.

Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.

Церковные звания у православных

Наследие святых апостолов

Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.

Читайте также: