Что обязан знать каждый психолог

Обновлено: 25.04.2024

— Вы будете разговаривать о твоей проблеме. Психолог задает вопросы, а потом вы вместе рассуждаете над ответами.

— Как на интервью?

— Не совсем. Психолог направляет беседу, помогает…

— То есть, он подскажет, какие ответы правильные?

— А что, если я буду говорить какую-то чушь? Как это вообще все происходит?

Какие темы можно поднять на консультации психолога

Для начала давайте разберемся, зачем люди ходят к психологу или психотерапевту. Короткий ответ будет звучать так: чтобы изменить поведение, понять себя и других и улучшить качество жизни. А теперь конкретнее.

Какие сферы жизни можно наладить на психотерапии

Отношения с людьми

Речь идет не только об отношениях в паре: трудности или страх в общении, конфликты, утрату близких людей можно (и нужно) прорабатывать с психологом. Существует также семейная психотерапия — на нее можно прийти вместе с другим человеком и наладить контакт с помощью психолога.

Эмоции и настроение

Эти проблемы относятся к сфере эмоций. Психолог поможет научиться осознавать эмоции, принимать и выражать их. Это не значит, что после психотерапии вы станете стопроцентно позитивным человеком, которому не бывает плохо. Цель терапии — научить клиента проживать все эмоции так, чтобы они не мешали жить.

Самооценка

Можно быть прекрасным специалистом и работать за зарплату новичка. Оставаться в отношениях, где тебя не уважают. Жертвовать своими планами, чтобы выполнить чужую просьбу. Причина — нестабильная самооценка.

Дизайн поведения

Профориентация и карьера

Самоопределение и смысл жизни

Существует отдельное направление психотерапии, которое работает с поиском смысла жизни и своего пути — экзистенциальная терапия . Оно также помогает проработать утрату или принять тяжелые жизненные обстоятельства.

в ожидании приема у психолога

Как разговаривать с психологом на приеме

Не существует четкой инструкции для клиентов, как разговаривать с психологом. Ее и не должно быть: психотерапия — лучшее пространство для того, чтобы просто быть собой.

Психотерапия отличается от общения с друзьями. Психолог никогда не будет критиковать ваш выбор, оценивать или обращаться к собственному опыту*

*За редким исключением, когда психолог понимает, что его личная история может иметь конкретный терапевтический эффект, и он делает это осознанно.

на приеме у психолога

Как вести себя на приеме у психолога

Главное, что вы можете сделать для себя на психотерапии — постараться говорить открыто и искренне. Мы знаем, что это бывает сложно даже с близкими людьми — а психолога вы видите впервые.

Что можно сделать, чтобы расслабиться

Невозможность открыться и рассказать о чем-то — тоже тема для психотерапии. Вместе с психологом вы сможете найти причины этого и поработать с ними. Кроме того, психологу очень важно понимать ваше эмоциональное состояние на консультации. Если вам что-то беспокоит, пугает, не устраивает — обо всем этом нужно сказать психологу.

Такой разговор поможет вам увидеть, как психолог реагирует на ваши проблемы. Он не будет стыдить или критиковать вас.

Вы приняли решение ходить на психотерапию и, скорее всего, платите за это значительную сумму. А значит, стоит попытаться быть максимально честным с психологом. Он здесь, чтобы помогать.

Не обязательно сразу говорить на сложные темы. Обозначьте психологу, что пока вам трудно что-то обсуждать, но вы по возможности вернетесь к этому позже.

Что можно говорить психологу на первом приеме и как подготовиться

Первый прием у психолога всегда отведен на знакомство и обозначение запроса. Запрос — это цель, которой вы хотите добиться с помощью психотерапии. Например:

— Наладить отношения с женой и меньше ссориться

— Начать снова испытывать эмоции и получать радость от жизни

— Перестать постоянно тревожиться

— Научиться сближаться с людьми

Если вы пока не можете сформулировать четкий запрос, но чувствуете, что вам нужна помощь, — ничего страшного. Одна из задач психолога — помочь вам определить собственную цель.

на приеме у психолога

Как сделать первую встречу более эффективной

Вы можете подготовиться к первому приему:

Настройтесь на то, что психолог может давать вам домашние задания: например, вести дневник эмоций, выполнять техники релаксации и письменные практики. Это важно, потому что психотерапия происходит не только в кабинете, и задача психолога — дать вам инструменты для реальной жизни. Вы сможете использовать их и после того, как завершится психотерапия.

Чего делать не стоит

Мы понимаем, что иногда рассказать о чем-то психологу стыдно и страшно. Но если психолог не будет знать о том, что происходит в вашей жизни, — он не сможет помочь.

Здесь мы рассказываем о том, почему клиенты часто говорят неправду на терапии, — и что делать, если это ваш случай.

  1. Пытаться доказать психологу, что он бесполезен
  1. Приходить на консультацию в измененном состоянии сознания

Пить и употреблять психоактивные вещества перед сессией с психологом недопустимо.

Многие боятся обращаться к специалистам по психическому здоровью, потому что об этом могут узнать окружающие. Люди беспокоятся, что их поставят на учет, сообщат на работу и так далее.

Как понять, что нужен специалист по психическому здоровью

Если вы замечаете у себя один или несколько следующих признаков, это может указывать на необходимость обратиться за профессиональной помощью:

  • Плохое эмоциональное самочувствие: тревога, апатия, негативные эмоции.



Источник

  • Конфликты с окружающими: семейные ссоры, непонимание, криминальные эпизоды, причину которых человек не совсем понимает и не знает, как себя вести.
  • Опасное поведение: экстремальный спорт, злоупотребление психоактивными веществами, образ жизни, направленный на саморазрушение (курение или употребление вредной пищи), быстрая езда на автомобиле. В некоторых странах водителям с несколькими серьезными нарушениями скоростного режима суд назначает психотерапию, где объясняют, что это суицидальное поведение, и пытаются вылечить.
  • Рекомендации врача общей практики или другого врача-специалиста: нарушения сна, вегетативные расстройства, психосоматические заболевания (например, заболевания желудочно-кишечного тракта, язва желудка, гастриты, нейродермиты, бронхиальная астма), последствия стресса (стрессогенное воздействие более 6 месяцев разрушает наш организм), хронические и неизлечимые заболевания.

Как выбрать специалиста для своей ситуации?


Естественно, это не полный перечень, он представлен для общего понимания.

  • С острыми нарушениями психики (дезориентация, галлюцинации, сформулированный бред) — человек автоматически направляется к психиатру.
  • Дистрессом или хронической формой стресса занимается и психиатр, и врач-психотерапевт. Но дистресс — серьезное состояние, при котором у человека реагирует гормональная система и физически, и соматически, здесь нужна врачебная помощь.
  • С психосоматическими заболеваниями работает психотерапевт и врач-интернист (специалист по внутренним болезням), обладающий психологическими навыками.
  • Расстройство пищевого поведения (РПП) — в психиатрии считается тяжелой патологией и дает в процентном соотношении больше всего суицидов. Для работы с РПП нужен врач-психотерапевт или психиатр. В отдельных случаях или на определенном этапе заболевания психологи, специализирующиеся на РПП, тоже могут помочь.
  • С расстройствами сексуального поведения работают андрологи (они занимаются физической частью сексуального поведения) и сексологи. Сексология — это психиатрическая специальность, то есть сначала врач получает диплом психиатра, а затем специализируется на сексологии или наркологии.
  • Депрессивным расстройством занимается психиатр или врач-психотерапевт, потому что зачастую пациенту требуются антидепрессанты.
  • Когнитивно-поведенческая терапия в лечении депрессии тоже показывает достаточно хорошие результаты. Но, как и с тревожными расстройствами, здесь нужны медики. Плюс пациентов с депрессивным расстройством мы всегда должны проверить на возможность совершить суицид.

Признаки неэтичного и непрофессионального поведения

После того, как вы определитесь, какой специалист вам нужен, или обратитесь к психиатру, чтобы исключить заболевания, а после начнете работу с психологом, важно понять, какой профессионал перед вами и можете ли вы ему доверять.



Источник



Источник

На что стоит рассчитывать в результате терапии

Достижимые результаты

  • Научитесь принимать и понимать себя.
  • Ощутите облегчение симптомов.

Заблуждения и особенности

  • Нельзя ждать волшебства и пассивного исцеления.
  • Пациент не является объектом воздействия.
  • Нужно быть готовым к периоду неопределенности и неоднозначности изменений.

В терапии нет ничего постыдного. Она позволяет решить глубинные проблемы и улучшить качество жизни. Главное — найти специалиста, которому вы будете доверять и с которым вам будет комфортно работать.

Психолог определяет и оценивает проблемы людей с помощью интервью, наблюдения, проведения психодиагностики и предоставляет индивидуальные или групповые консультационные услуги, чтобы помочь людям в достижении более эффективного личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.

Согласно определению Американской ассоциации психологического консультирования (American Counseling Association, 2010) психологическое консультирование (counseling) -это профессиональные отношения, которые позволяют различным людям, семьям и группам достигать целей в области психического здоровья, хорошего самочувствия, образования и карьеры.

Под психологическим консультированием понимается процесс взаимодействия между психологом и человеком, обратившимся за помощью, которое включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента, чтобы помочь ему самостоятельно научиться лучше понимать себя и других, лучше справляться с проблемами, лучше адаптироваться к изменяющейся внешней среде и развить навыки, чтобы уменьшить повседневный стресс.

Профессиональные навыки психолога консультанта

Ниже приведены навыки, необходимые психологам-консультантам (по мере убывания важности)

  • Социальная восприимчивость и эмоциональный интеллект - осознавать реакции других и понимать, почему они реагируют именно так.
  • Активное слушание - уделять все внимание тому, что говорят другие люди, находить время, чтобы понять высказанные мысли, задавать вопросы по мере необходимости и не перебивать в неподходящее время.
  • Разговорная речь – умение разговаривать, эффективно передавая информацию.
  • Критическое мышление - использование логики и рассуждений для определения сильных и слабых сторон альтернативных решений, выводов или подходов к проблемам клиентов.
  • Сервисная ориентация – направленность на активный поиск способов помочь людям.
  • Суждение и принятие решений - рассмотрение относительных затрат и выгод потенциальных действий для выбора наиболее подходящего.
  • Активное обучение - понимание значения новой информации для решения текущих и будущих проблем и принятия решений и способность постоянно обучаться.
  • Письменная речь - эффективное письменное общение в соответствии с потребностями аудитории.
  • Мониторинг - мониторинг и оценка собственной работы, действий других лиц или организаций с целью улучшения или принятия корректирующих мер.
  • Убеждение – способность убеждать других изменить свое мнение или поведение.
  • Переговоры – умение объединять других и пытаться устранять разногласия.
  • Решение сложных проблем - выявление сложных проблем и анализ связанной информации для разработки и оценки вариантов и реализации решений.
  • Инструктирование – психолог должен уметь учить других что-то делать.
  • Координация - корректировка действий по отношению к действиям других.
  • Стратегии обучения - выбор и использование методов и процедур обучения, подходящих для ситуации при изучении или преподавании нового.
  • Научный подход - использование научных правил и методов для решения проблем.
  • Оценка функционирования систем - определение мер или индикаторов производительности систем и действий, необходимых для улучшения или исправления производительности, относительно целей системы.
  • Тайм-менеджмент - Управление своим временем и временем других.
  • Управление кадровыми ресурсами - мотивация, развитие и руководство людьми в процессе их работы, определение лучших людей для работы.
  • Системный анализ - определение того, как система должна работать и как изменения условий, операций и окружающей среды повлияют на результаты.

Личные и стилевые характеристики деятельности психолога - консультанта

Работа в психологическом консультировании — очень непростая и не доступна каждому. Обучаясь консультированию, специалист приобретает знания о теориях личности и методах психологической помощи, изучает методики психодиагностики и вмешательства. Такие знания и навыки необходимы, но сами по себе недостаточны для установления и поддержания эффективных терапевтических отношений с клиентами. В отличие от большинства других профессий, связанных с работой с людьми, стать эффективным консультантом просто усвоив сумму знаний, овладев специальными навыками и приемами невозможно. Эффективный консультант – это не только отлично теоретически и практически подготовленный специалист, но и но человек, имеющий особую личностную предрасположенность к данному виду деятельности. И это не случайно, ведь в отличие от большинства других помогающих специальностей, психолог — консультант использует особый рабочий инструмент — свою собственную личность.

Что делает консультирование эффективным? Прежде всего, такие черты и установки клиента, как готовность к изменениям, наличие достаточных психологических ресурсов и социальной поддержки (Neukrug Е., 2012). Однако развитие этих факторов у клиента тесно связано со способностью консультанта работать с клиентом. На каждую сессию консультант привносит свои человеческие качества и переживания, которые влияют на состояние клиента. Именно человеческое измерение является одним из самых мощных средств воздействия на процесс терапии. Клинически и научно доказано, что личность консультанта и терапевтические отношения способствуют результату, по крайней мере, в той же степени, что и конкретный используемый метод вмешательства (Norcross & Guy, 2007).

При этом психолог вовсе не обязан быть самоактуализированной личностью, достигнувшей вершины иерархии своих потребностей, и лишенные своих собственных проблем. Невозможно ожидать, что каждый психолог будет соответствовать идеальной модели эффективного консультанта. Существует эмпирически выведенные представления о личностных качествах хороших психологических консультантов. В России наиболее часто упоминается модель эффективного консультанта по Р. Кочюносу (1999).

Модель Римаса Кочюнаса описывает следующие основные профессонально-важные качества личности консультанта:

Более широкую эмпирическую модель личности эффективного консультанта предлагает профессор социальной работы и консультирования Калифорнийского государственного университета Джеральд Кори (2009). Представленный им перечень качеств должен служить ориентиром и стимулом, чтобы начинающие консультанты могли направлять свое личностное развитие для их обретения, чтобы иметь возможность существенно менять жизнь других людей в лучшую сторону. Профессор Кори предлагает развивать эти черты, рассматривая их в континууме, ставя долговременные цели для личностного роста, развивая собственную концепцию того, какие черты личности, по мнению каждого специалиста, необходимо развить ему лично.

  • Индивидуальность. Эффективный консультант знает, кем он является, кем он способны стать, чего он хочет от жизни в целом и что является существенным, а что — нет.
  • Самоуважение и самооценка. Эффективный консультант способен черпать силу и любовь и собственного чувства достоинства и осознания своей силы. Он чувствует себя адекватным рядом с другими людьми, и позволяют другим чувствовать себя сильными рядом с ним без ущерба для собственной самооценки.
  • Открытость к переменам. Эффективный консультант имеет готовность и мужество выйти из привычной и знакомой зоны безопасности, если он принимает решение, что ему необходимо измениться. Он активно работает над тем, чтобы стать таким, каким бы он хотел стать.
  • Жизнеориентированность. Эффективный консультант делает выборы, ориентированные на меняющуюся жизнь. Он не являются заложником раннее принятых решений, так как он готов пересмотреть их, если возникла такая необходимость. При этом он стремятся жить полной жизнью, а не довольствоваться простым существованием.
  • Подлинность, искренность и честность. Эффективный консультант не прячется от себя, коллег и клиентов за масками, защитами, идеальными ролями или фасадами.
  • Позитивно-критичное (с чувством юмора) отношение к себе. Эффективный консультант не разучился смеяться, особенно над своими собственными слабостями и противоречиями.
  • Признание своих ошибок. Эффективный психолог не отмахивается от своих ошибок и заблуждений, но и не фиксируется на допущенных промахах.
  • Жизнь в моменте настоящего. Эффективный психолог не привязан ни к прошлому, ни к будущему. Он способен полностью присутствовать вместе с другими в настоящем.
  • Уважение многообразия культур. Эффективный консультант ценит и уважает многообразие ценностей, поддерживаемых другими культурами. Они знакомы с уникальными различиями клиентов, возникающих из-за различий социального происхождения, расы, сексуальной ориентации и пола, принятия определенных религиозных или философских взглядов.
  • Гуманистическая ориентация. Эффективный психолог искренне заинтересован в благополучии других людей. Эта забота основана на уважении, заботе, доверии и реальной оценке других людей.
  • Мастерство межличностного общения. Эффективный консультант способен войти в мир других людей, не теряясь в этом мире, стремясь к созданию равноправных отношений с другими, на основе принятия позиции другого человека для совместной работы для достижения согласованных целей.
  • Эффективный консультант способен глубоко погружаться в свою работу и извлекать из нее жизненные смыслы. Он может принимать вознаграждение за свою работу, но не становится рабом своей работы, а получаемые доходы не становятся самоцелью.
  • Эффективный консультант страстен. У него есть мужество следовать своим позитивным страстям, полностью увлекаясь своей работой и жизнью.
  • Эффективный консультант способен поддерживать здоровые личные границы. Хотя консультант стремится быть полностью вовлеченным в проблемы и задачи своих клиентов в часы работы. Он не берет свою работу на дом и знает когда сказать "нет", чтобы сохранить здоровый баланс в своей жизни.

Профессор консультирования университета Старого Доминиона в Норфолке, Виргиния, Эд Нейкруг (2012) выделяет девять основных факторов, определяющих эффективность консультанта для создания надежного рабочего альянса, подчеркивая важность некоторых менее формальных аспектов личности.

Модель личности эффективного психолога консультанта

В дополнение к способности консультанта создать рабочий альянс с клиентом, не менее важную роль игранет способности консультанта реализовать свой профессиональный теоретический подход (Wampold B., 2010), которая обусловлена тремя основными компонентами: глубинное принятие используемого теоретического подхода, вера в него и обладание профессиональной компетентности при высоких когнитивных способностях.

Также к необходимым качествам психолога-консультанта относятся:

Какие профессиональные знания необходимы, чтобы стать психологом-консультантом?

  • Психология - знание человеческого поведения и функционирования психики; знание индивидуальных различий в способностях, личностных особенностях, когнитивных возможностях и мотивации; владение методами психологического исследования и психологической диагностики; принципов оказания психологической помощи.
  • Терапия и консультирование - знание психологом принципов, методов и процедур диагностики, лечения и реабилитации психологических и психосоматических расстройств, а также консультирования и профориентации.
  • Профессиональная этика и клиентоориентированность - знание принципов и процессов предоставления персональных услуг. Это включает в себя оценку потребностей клиентов, соответствие стандартам этики, качества услуг и оценку удовлетворенности клиентов.
  • Социология и антропология - знание психологом группового поведения и динамики, социальных тенденций и влияний, миграции людей, этнической принадлежности, культур, их истории и происхождения.
  • Русский язык - знание структуры и содержания русского языка, включая значение и написание слов, правила композиции и грамматику.
  • Образование и обучение - знание принципов и методов разработки учебных программ и тренингов, обучения и инструктирования для отдельных лиц и групп, а также оценки результатов обучения.
  • Канцелярские навыки = знание административных и канцелярских процедур и систем, таких как обработка текста, управление файлами и записями, стенография и транскрипция, разработка форм и другие офисные процедуры.
  • Философия и теология - знание различных философских систем и религий. Это включает в себя их основные принципы, ценности, этику, образ мышления, обычаи, практики и их влияние на человеческую культуру.
  • Компьютеры и электроника - знание компьютерного оборудования и программного обеспечения, включая мобильные приложения.
  • Законодательство - знание законов, правовых кодексов, судебных процедур, прецедентов, постановлений правительства, указов исполнительной власти, правил агентств и основ демократического политического процесса.
  • Медицина - знание медицинских основ, необходимых для решения возникающих у клиента проблем. Сюда входят симптомы (особенно психических расстройств), способы лечения, профилактические меры по охране здоровья.

Противопоказания к работе психологом

Литература

Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. М.: "Академический проект", 1999. - С. 25-32.

Brownawell A.,Kelley K. Psychotherapy is effective and here’s why // Monitor on Psychology. - October 2011.- Vol. 42.- №9. P-14.

Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Thomson Brooks/Cole, 2009.

Lambert M., Barley D. (2002). Research summary on the therapeutic relationship and psychotherapy outcome. In J. C. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work: Therapist contributions and responsiveness to patient needs (pp. 17–32). New York: Oxford University Press.

Neukrug Е. The World of the Counselor. Brooks/Cole:Belmont, CA. - 2012.

Norcross J., Guy J. (2007). Leaving it at the office: A guide to psychotherapist self-care. New York: Guilford Press.

Novotney A. The therapist effect // Monitor on Psychology. - February 2013.- Vol. 44.- №2. P-48.

Wampold B. (2010). The research evidence for common factors models: A historically situated perspective. In B. L. Duncan, S. D. Miller, B. E. Wampold, & M A. Hubble (Eds.), The heart and soul of change (2nd ed., pp. 49–82). Washington, DC: American Psychological Association.

каким должен быть психолог

Каким должен быть психолог? Данным вопросом задаются зачастую тогда, когда собираются стать психологом либо когда стоят перед выбором психолога для консультации. И действительно, чтобы выбрать действительно хорошего специалиста, необходимо иметь хоть малейшее представление о том, в чём заключается помощь психолога, специфику его работы, критерии профессионализма и т.п.

Вопрос этот настолько серьёзный, что сами психологи разработали определенный Этический Кодекс, которому должен соответствовать хороший специалист. Прежде всего он включает в себе небольшой свод этических правил, который не должен нарушать ни один психолог, а также набор желательных личностных качеств психолога.

Итак, каким должен быть психолог? Какие правила психолог должен соблюдать?

Первоочередная задача психолога состоит в том, чтобы человека поддержать в любом его эмоциональном состоянии, если это необходимо, то и стабилизировать его. Далее профессиональный психолог ненавязчиво направляет клиента в сторону разрешения его проблемы и, в конце концов психолог должен помочь своему клиенту выбрать стратегию выхода из сложившейся ситуации.

каким должен быть психолог

Психолог должен придерживаться конфиденциальности

Конфиденциальность и анонимность, в любом случае, должны гарантироваться психологом. Правило сохранения конфиденциальности психолог может нарушить лишь в случае, когда выявленные симптомы психического состояния клиента могут нести опасность как для самого клиента так и для его окружения. Соблюдение профессиональной тайны – это ответственность, которую несёт психолог перед клиентом и перед самим собой. Чем занимается психология?

Каким ещё должен быть психолог?

Психолог должен избегать любых неофициальных отношений с клиентом, если эти отношения могут препятствовать эффективности оказания психологической помощи. Тем более между клиентом и психологом не могут возникать интимные отношения в тот период пока психолог несёт ответственность за своего клиента.

Психологические консультации должны проходить только в кабинете психолога, в определенное время, за установленную психологом сумму. Проявлением непрофессионализма и неуважения к клиенту считаются консультации назначенные психологом на дому или еще где-либо.

Не будем заострять внимание на том, что у компетентного психолога обязательно должен быть диплом о высшем психологическом образовании. Достоинством психолога будут считаться всевозможные курсы повышения квалификации, дипломы, грамоты и другие документы, подтверждающие его профессиональный рост.

Кроме того психолог должен быть…

Психолог не должен дискредитировать коллег или представителей других профессий, которые используют те же или другие научные методы, он должен проявлять уважение ко всем научным школам и направлениям. Основные методы психологии

каким должен быть психолог

Психолог не может применять манипуляции для получения благосклонности и привлечение на свою сторону клиентуры, не должен пытаться стать монополистом в своей отрасли

Какими качествами должен обладать психолог?

Психолог должен быть способным к сопереживанию без чрезмерной вовлеченности и эмоциональной привязанности к проблемам клиента. Среди важных профессиональных качеств психолога можно также выделить: умение слушать и выслушать, толерантность, деликатность, эмпатия, беспристрастность, наблюдательность, гибкость в мышлении и поведении, а также стрессоустойчивость и самообладание.

Кроме того психолог должен быть отзывчивым, общительным, чутким, креативным, эмоционально гибким, психолог должен обладать крепкими нервами и беречь свое душевное здоровье. Также психолог должен с удовольствием взаимодействовать с окружающими, быть с клиентами предельно честным, корректным, неагрессивным. Психолог должен любить свою работу.

Что должен уметь психолог?

Уметь слушать и слышать. Уметь высказать свое мнение, не оскорбив при этом мнение человека, которого слушает. Задавать правильные вопросы, направляя при этом клиента в его рассуждениях. Чувствовать мелочи в поведении человека, подмечать внутренние страхи клиента. Поддерживать клиента в его эмоциональном состоянии, помочь человеку разобраться в собственных чувствах и эмоциях. Чем может помочь психолог?

каким должен быть психолог

Психолог должен проявлять индивидуальный подход к каждому

Быть гибким, чтобы консультировать клиента не просто в соответствии с определенными догмами психологии, а учитывать индивидуальные качества человека, его интересы, личное мировоззрение.

Психолог должен быть разносторонним, образованным человеком. Больше практиковаться, ведь определенная часть знаний приходит только с опытом. Разбираться в различных сферах жизни.

Ещё психолог должен иметь собственное, адекватное мировоззрение, хорошо знать и любить себя, управлять своими чувствами и эмоциями, а для этого психолог должен посещать супервизии у другого психолога и т.п. Как вести себя у психолога?

Кто такой психолог и какие методы он использует в работе?

Кто такой психолог и какие методы он использует в работе?

К психологу люди приходят со стрессами и душевными переживаниями, проблемами в отношениях, психосоматическими нарушениями. Поскольку этот специалист – не врач, он не лечит и не назначает медикаменты. Методы и приёмы работы психолога другие:

  • беседа;
  • опрос;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • визуализация.

6 главных ошибок начинающего психолога

1. Работа в режиме психолога 24/7.

Новичку так хочется помочь максимальному количеству людей! Но не стоит без просьбы и тем более согласия человека ничего анализировать и советовать.

2. Поиск скрытых смыслов.

Иногда за сказанными человеком словами скрывается пласт психологических проблем. Определение и анализ ключевых слов в процессе консультирования или терапии – один из важнейших методов работы психолога. Но в обычной жизни часто слова – это всего лишь слова, не стоит искать в них то, чего нет.

3. Самоутверждение за счёт клиента.

4. Старание объять необъятное.

Часто начинающий психолог искренне старается помочь людям как можно лучше и быстрее. Если в процессе консультации или терапии открываются новые и новые проблемные точки клиента, что делает психолог с опытом? Концентрируется на главном запросе. Новичок же начинает распыляться, пытаясь охватить всё и сразу, что заведомо неэффективно.

5. Желание помочь всем.

Не всегда задачи клиента можно решить силами одного лишь психолога. Например, может требоваться медицинская помощь, а не только психологическая. А бывает и так, что человек на самом деле не хочет расставаться со своей проблемой, ему так удобно и выгодно. Поэтому иногда у вас не будет получаться помочь. Это нормально.

6. Консультирование самого себя.

Ваша заявка отправлена!

Хотите работать психологом и вести частную практику?

Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.

Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту

4 главных мифа о профессии

1. Где пройти переподготовку на психолога?
Без диплома нельзя консультировать.

Можно, но в частном порядке и поставив клиента в известность о том, что вы ещё учитесь. Нередко после изучения методов и приёмов работы психологи испытывают их на сокурсниках, друзьях и близких (с их согласия). Так нарабатывается первичный практический опыт.

2. Требуется узкая специализация.

Новичкам порой кажется недостаточной полученная квалификация практического психолога или психолога-консультанта и, вместо того, чтобы приступить к работе, они решают получить дополнительную специализацию. К примеру, обучиться семейной психологии или арт-терапии. Специализации – это хорошо, но не следует под видом обучения откладывать начало работы в общей практике.

3. Начинающие психологи постоянно ошибаются.

Неуверенность в своих силах и опасение сделать что-то не так типичны для всех начинающих специалистов. Дискомфорт уходит во время конкретных действий. Внутри ситуации всегда не так страшно, как вовне. Поэтому в процессе консультации сосредоточьтесь на клиенте, а не на себе, и всё будет хорошо.

4. Нужно ещё поучиться.

Кто-то учится всю жизнь, так и не начиная работать. А кто-то оканчивает курсы психолога и приступает к практике. Для этого нужна смелость, но любые знания ничего не значат, если их не применять в жизни. Помните, когда вам преподают опытные признанные эксперты – это не ваш опыт, а их. Свой вы можете наработать только сами.

Где можно пройти курсы профпереподготовки

Читайте также: