Что обязан сделать машинист перед отцепкой или прицепкой вагонов в поезде с высоковольтным сдо

Обновлено: 16.05.2024

Машинист перед отцепкой локомотива от состава должен, привести в действие автоматические тормоза снижением давления в уравнительном резервуаре на величину не менее 1,5 - 1,7 кгс/см 2 .

После этого помощник машиниста перекрывает концевые краны у локомотива и первого вагона, разъединяет между локомотивом и первым вагоном рукава тормозной магистрали, подвешивает их на подвески (при наличии подвесок).

Закрепление состава поезда на станции производить в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе и ТРА станции.

При следование по перегону помощник машиниста обязан осматривать

дизельное помещение на каждом перегоне за исключением:

- при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;

- в пределах искусственных сооружений;

- при выключенных устройствах АЛСН.

- при следовании на десятой позиции контроллера машиниста и выше.

После остановке на станции или перегоне во всех случаях помощник машиниста обязан осмотреть ходовую часть локомотива, произвести осмотр буксовых узлов на наличие нагрева, после чего сообщить о результатах осмотра машинисту локомотива.

14. Включения и опробования автотормозов подвижного состава в маневровом движении на станции Калининград – Сортировочный, а также на станциях Калининградской железной дороги.

14.1. Включение автотормозов вагонов в маневровом составе производится в случаях, предусмотренных технико-распорядительным актом станции.

14.1.2 Включение автотормозов на всех вагонах и их опробование при выполнении маневровой работы производится в следующих случаях:

- при следовании по свободным путям локомотивов с вагонами, прицепленными сзади, при скоростях выше 40 до 60 км/час;

- на станционных железнодорожных путях, расположенных на уклонах свыше 8 ‰ ;

- на станционных железнодорожных путях, расположенных на уклонах, где создается опасность ухода железнодорожного подвижного состава на перегон и маршруты следования поездов, с постановкой локомотива со стороны спуска:

станция Калининград - Сортировочная - пути № 301-310 Мамоновского парка, пути № 401-407 Портовской парк, вытяжные пути № 20, 29

- в других случаях, указанных в ТРА станции или местной инструкции по выполнению маневровой работы.

14.2. Работу по разъединению или соединению тормозных рукавов, включению автотормозов выполняет составитель поездов или кондуктор ( руководитель манёвров), при необходимости машинист (помощник машиниста), опробование автотормозов выполняет машинист совместно с составителем поездов ( кондуктором), прошедшим обучение и сдавший испытания в установленном порядке в соответствии с ПТЭ и требованиями Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава.

Опробование тормозов маневрового состава, с включением в тормозную сеть всех вагонов, выполняется руководителем маневров с проверкой их на торможение ( без 2-х минутной выдержки) и отпуск по действию тормозов двух хвостовых вагонов.

После получения машинистом локомотива информации от руководителя маневров, о срабатывании тормозов на торможение и отпуск, тормоза маневрового состава считаются опробованными. Передача информации осуществляется по регистрируемым каналам связи.

Опробование тормозов маневрового состава с включенными тормозами на группе вагонов выполняется руководителем маневров по проверке их действия на торможение и отпуск у всех вагонов включенной группы.

При выполнении маневровых работ и передвижений воздухораспределители грузового типа на локомотивах включать на груженый режим на всех маневровых локомотивах, а на поездных локомотивах при обслуживании последних одним машинистом.

Управление тормозами маневрового состава выполняется машинистом маневрового локомотива в соответствии с требованиями "Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава" в зависимости от типа применяемых тормозов (пассажирские, грузовые). При преобладании в маневровом составе порожних вагонов (более 50%) управление автотормозами осуществляется как для грузового порожнего поезда. При наличии в маневровом составе вагонов с включенными тормозами пассажирского типа управление тормозами выполняется как в пассажирском поезде на пневматическом управлении тормозами.

После остановки маневрового состава с применением автотормозов, приводить его в движение разрешается только после выдержки времени на отпуск тормозов - по команде руководителя маневров с информацией об отпуске тормозов вагонов.

В соответствии с требованиями пункта 32 раздела IV, приложения N 11 к "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ" и пункта 106, раздела V "Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава" перед отцепкой маневрового локомотива от состава приведение в действие автоматических тормозов вагонов выполняется машинистом локомотива путем снижения давления в уравнительном резервуаре на величину не менее 0,15 МПа (1,5 кг/см 2 ).

Перед отцепкой группы вагонов от маневрового состава, приведение в действие автоматических тормозов у оставляемых вагонов выполняется руководителем маневров, путем полного выпуска воздуха из тормозной магистрали.

В целях недопущения отпуска тормозов у оставляемых вагонов, при выполнении отцепки вагона (группы вагонов) от состава после прицепки маневрового локомотива руководитель маневров обязан провести операции в следующем порядке:

- перекрыть концевой кран у оставляемой группы вагонов;

- перекрыть концевой кран у отцепляемого вагона (группы вагонов);

- соединить тормозные рукава и открыть концевые краны между локомотивом и отцепляемым вагоном (группой вагонов).

В соответствии с требованиями пункта 36, раздела IV, приложения N 11 к "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ" при производстве маневров на железнодорожных путях, расположенных на уклонах, во всех случаях должны соблюдаться меры предосторожности (постановка стрелок в изолирующее положение, укладка башмаков под отдельные отцепы и другие меры), исключающие возможность столкновений отцепленных вагонов с маневровым составом, а также ухода вагонов на маршруты следования поездов или в другие маневровые районы. Перечень маневровых районов и железнодорожных путей, расположенных на уклонах, где создается опасность ухода железнодорожного подвижного состава, а также дополнительные меры по обеспечению безопасности движения поездов, которые должны соблюдаться в этих районах при маневрах, указываются в ТРА станции.

При прицепки локомотива к маневровому составу или группе вагонов перед подачей воздуха в состав снижение давления в уравнительном резервуаре на величину не менее 1,5 кгс/см 2 не производится.

2.1. Данные рекомендации, описанные в распоряжении № 2555р от 28.10.2015, не распространяют своё действие на операции при надвиге состава на сортировочную горку, при разделении отцепов и расформировании состава на уклонах сортировочных горок, на горочных тормозных позициях.

Проведение прицепки и отцепки вагона относится к маневровой работе и регламентируется Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог Российской Федерации. Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Регламентом организации работы резервов проводником, а также должностной инструкцией составителя поезда.

Маневры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника – дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездного диспетчера. Распределение обязанностей по распоряжению маневрами указывается в техническо – распорядительном акте станции.

Движением локомотива, производящего маневры, должен руководить также только один работник – руководитель маневров (составитель поездов), ответственный за правильное их выполнение.

Основным средством передачи указаний при маневровой работе должна быть радиосвязь, а необходимых случаях – устройства двухсторонней парковой связи. Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами.

Руководитель маневров обязан:

  • точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
  • обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в производстве маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
  • формировать поезда в точном соответствии с требованиями ПТЭ;
  • организовать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников, занятых на маневрах, сохранность подвижного состава. Маневры с вагонами, занятыми людьми, следует проводить с особой осторожностью.

При большом объеме маневровой работы территорию станции делят на маневровые районы. Каждый из них включает определенные парки или группы путей, вытяжные пути или горки и обслуживается определенными локомотивами и составительскими бригадами. Маневровый состав или локомотив за пределы этого района выезжает по указанию маневрового диспетчера и только с разрешения дежурного по станции.

На промежуточных станциях маневровая работа может производиться под руководством главного кондуктора или работника, который выполняет его обязанности.

Прицепку и отцепку пассажирского вагона выполняют только при помощи локомотива.

Маневровыми передвижениями локомотива, не обслуживаемого составительской бригадой или главным кондуктором, руководит работник, имеющий право распоряжаться производством маневров в данном районе, или, по его указанию, сигналист (дежурный стрелочного поста).

Локомотивная бригада при производстве маневров обязана :

  • точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
  • внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;
  • внимательно следить за люльками, находящимися на путях, положением стрелок и расположением подвижного состава;
  • обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность подвижного состава.

Порядок обработки транзитного поезда с отцепкой (прицепкой) групп вагонов

Прицепляемая группа вагонов должна быть заранее подготовлена к отправлению и поставлена на один из путей, смежный с путями приема поезда. Технический осмотр этих вагонов и проба тормозов от станционной установки осуществляется до прибытия поезда. В зависимости от расположения отцепляемой группы вагонов ( в голове или хвосте) поезда обрабатывается поездным или маневровым локомотивом. Прицепка группы вагонов к составу также может быть выполнена маневровым или поездным локомотивом.

Если вагоны, подлежащие отцепке, находятся в хвостовой части состава, то поезд обрабатывается полностью маневровым локомотивом. При этом выполняются следующие операции:

  • заезд локомотива за группой вагонов;
  • отцепка вагонов и постановка их на один из соседних путей;
  • заезд локомотива за подготовленной заранее прицепляемой группой и ее прицепка.

Если же отцепляемые вагоны находятся в голове поезда, то они могут отставляться на соседний путь прибывшим поездным локомотивом. Прицепка группы вагонов к составу может быть выполнена маневровым или отправляющимся поездным локомотивом. В таком же порядке выполняются операции при прицепке вагонов от одного группового поезда к другому.

Обработка транзитного пассажирского поезда производится следующим порядком.

По выходе с соседней станции оператор или дежурный по станции (ДПС) извещает об этом диктора радиоузла и оператора ПТО, указывая номер поезда и пути приема для оповещения о прибытии поезда пассажиров и работников, участвующих в обработке поезда.

Обработка транзитного поезда включает:

  • технический осмотр,
  • безотцепочный ремонт вагонов,
  • посадку и высадку пассажиров, погрузку и выгрузку почты,
  • прицепку и отцепку прицепных вагонов.

Дежурный парка прибытия делает запись в специальном журнале форме ВУ – 14, указывая номер поезда, путь приема, время предъявления (указывает время прибытия) и ставя свою подпись.

При одновременном прибытии нескольких поездов очередность их технического обслуживания устанавливает дежурный по станции.

На основании информации, переданной по радио, бригада осмотрщиков выходит на пассажирскую платформу, прилегающую к пути приема, для встречи прибывшего поезда. Осмотр вагонов прибывшего на станцию поезда производится с ходу. Осматривая вагоны движущего поезда, осмотрщики – ремонтники визуально и на слух выявляют неисправные редукторно – карданные приводы, дребезжание плохо закрепленных деталей, заклиненные колесные пары. Номера вагонов, у которых обнаружены неисправности, осмотрщики – ремонтники записывают в Книгу предъявления вагонов к осмотру.

После остановки поезда осмотрщик по тормозам получает от локомотивной бригады информацию о работе тормозов и о замеченных в пути следования неисправностях вагона.

Техническое обслуживание вагонов проводится одной или двумя бригадами осмотрщиков – ремонтников (четного и нечетного отправления).

После ограждения поезда установленным порядком осмотрщики – ремонтники головной и хвостовой групп приступают к осмотру и ремонту вагонов с двух сторон поезда (с головы и хвоста), двигаясь к середине состава.

Осмотрщики – ремонтники по тормозам, работающие в голове поезда, выясняют у машиниста локомотива состояние и качество работы автотормозов и электропневматических тормозов и приступают к их осмотру. В случае необходимости производят контрольное опробование тормозов.

Осмотрщики хвостовой части после остановке поезда продувают магистраль через концевой кран хвостового вагона, а затем начинается осмотр, двигаясь к середине.

Обнаруженные при осмотре неисправности в объеме текущего отцепочного ремонта устраняются осмотрщиками – ремонтниками за время стоянки поезда.

Если же неисправности устранить в поезде не предоставляется возможным, тогда сменный мастер или старший осмотрщик уведомляет по телефону дежурного по парку или дежурного по станции о подаче вагона на путь ремонта или в депо для выполнения ремонта.

По окончании технического обслуживания тормозов осмотрщики – ремонтники по тормозам, идущие со стороны машиниста, производят полное опробование тормозов от локомотива и сокращенное опробование электропневматических тормозов в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ -227.

После окончания полного опробования тормозов в поезде головной осмотрщик – ремонтник по тормозам составляет справку о тормозах формы ВУ-45 в двух экземплярах, один экземпляр вручается машинисту.

Осмотр и ремонт вагонов поездов с электроотоплением производится при разъединенных межвагонных высоковольтных соединениях между локомотивом и первым вагоном и опущенном пантографе.

Параллельно указанным выше операциям производится посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка багажа и почты, снабжение продуктами вагона – ресторана.

Прицепка вагонов к транзитным пассажирским поездам производится в соответствии с действующим графиком движения поездов, а также приказами управления дороги.

Прицепные вагоны к транзитным поездам заблаговременно предъявляются к техническому осмотру оператором ПТО с оформлением записи в настольном журнале не позднее, чем за 4ч до прицепки вагона к поезду. Оператор ПТО согласно полученному их плановому приказу сообщает старшему осмотрщику вагонов о необходимости осмотра прицепного вагона. Старший осмотрщик вагонов направляет для осмотра прицепного вагона осмотрщика – ремонтника. Осмотрщик – ремонтник после осмотра прицепного вагона расписывается в журнале формы ВУ-14 и докладывает о готовности старшему осмотрщику, который в сою очередь, докладывает об этом оператору ПТО. Последний через дежурного по парку уведомляет об окончании осмотра и готовности вагонов маневрового диспетчера и дежурного по станции.

Действия составителя поездов при прицепке вагонов. Перед началом маневров составитель поездов обязан убедиться, что препятствий для передвижения нет и предупредить всех находящихся в районе о предстоящей работе; следует также убедиться о наличии достаточного числа тормозных башмаков. Запрещается во время передвижения маневрого состава заходить в пространство между вагонами, расцеплять вагоны в пределах стрелочного перевода.

Составитель обязан:

  • убедиться в отсутствии препятствий, нормальном положении расцепных рычагов на локомотиве и в первом вагоне, закреплении стоящих вагонов;
  • дать команду (сигнал) машинисту на прицепку вагонов;
  • после соединения автосцепок проверить надежность сцепления (дать команду на растяжку);
  • повторно подать машинисту команду (сигнал) на остановку, убедиться в восприятии по сигналу машиниста (три коротких свистка);
  • проверить сцепление вагонов, соединение рукавов тормозной магистрали, открытое положение концевых кранов, в месте предстоящего расцепа концевые краны перекрыть, разъединить и подвесить тормозные рукава, возвратиться к локомотиву;
  • соединить рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, открыть концевые краны.

Убедиться в надежности закрепления вагонов, к которым подъезжает локомотив, особо важно в тех случаях, когда путь имеет уклон, направленный в сторону, противоположной стороне, с которой заезжает локомотив, а тормозные башмаки уложены с этой противоположной стороны.

После соединения локомотива с вагоном машинист сам, не ожидая команды составителя, обязан проверить надежность сцепления (пробой на растяжку). Однако составитель должен это контролировать и лично убедиться в надежности сцепления. От этого зависит также личная безопасность самого состава. Если в момент соединения тормозных рукавов и открытия концевых кранов несцепившиеся вагоны отойдут от локомотива (или наоборот), то составитель может быть травмирован металлической головкой тормозного рукава под воздействием сжатого воздуха с тяжелым исходом, вплоть до смертельного.

По этой причине перед открытием концевых кранов составитель должен убедиться в надежности соединения головок тормозных рукавов.

Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, соединение и разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали необходимо производить после полной остановки вагона. Работу эту разрешается проводить только в рукавицах.

В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью составителю необходимо:

  • перед расцепкой вагонов вначале перекрыть концевые краны, а затем разъединять соединительные рукава между вагонами;
  • при сцеплении вагонов вначале соединить рукава, а затем открыть концевые краны.

Для торможения вагонов тормозные башмаки нужно укладывать на рельсы

Заблаговременно, чтобы успеть до подхода отцепа отойти на безопасное расстояние. Под вагоны в середине отцепа тормозные башмаки разрешается подкладывать только специальными вилками.

Расцепка вагонов должно производиться с помощь специальной вилки – рычага сбоку от вагона без захода в межвагонное пространство.

При маневрах а электрифицированных путях категорически запрещается приближаться к контактному проводу (подниматься на крыши вагонов и т.п.) на расстояние менее 2м.

Составительские бригады обязаны быть особенно бдительными при маневрах в местах нахождения людей (пассажирские платформы, участки производства путевых работ и т.д.). Затем необходимо чаще подавать сигналы, предупреждать людей и быть готовыми к немедленной остановки маневрового состава.

Действие поездной бригады при отцепке вагона в пути следования. Начальник поезда выделяет проводников для охраны имущества отцепленного вагона, проводит инструктаж о порядке их действия до отправки вагонов в пункт приписки, составляет график дежурства проводникам отцепленного вагона с записью в маршрутном листе под роспись. Если отцепляется вагон с радиокупе, то его необходимо опломбировать.

Пассажиров отцепленного вагона размещают по возможности на свободных местах в вагонах состава или, при их отсутствии, в коридорах и тамбурах.

Совместно с начальником станции отцепки (дежурным по станции), машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или другим должностным лицом начальником поезда составляется акт соответствующей формы в трех экземплярах, один из которых затем сдается в пункт формирования состава.

Начальник поезда через дежурного по станции отцепки или лично сообщает на ближайший пункт формирования о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки пассажиров в другой поезд.

Читайте также: