Что нужно сделать для повышения доверия граждан государству

Обновлено: 18.05.2024

Удар по государству всеобщего благосостояния

Государство всеобщего благосостояния ( welfare state ) – проект государственного устройства, подразумевающий обеспечение необходимого уровня благосостояния, по возможности, для всех граждан страны.

Признаки государства всеобщего благосостояния различаются в зависимости от политической системы каждой отдельной страны. В качестве общих признаков можно выделить: перераспределение богатства, демократизацию, полную занятость, социальное партнерство, систему социальной защиты.

С середины 70-х годов ХХ столетия государство всеобщего благосостояния начинает утрачивать свою силу. Важной тенденцией является переход власти от социал-демократов к либеральным и консервативным силам, которые проводят идею о том, что государство экономически не в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи. Либералы и консерваторы заявили о том, что необходимо сокращать расходы на социальные нужды и уменьшить степень вмешательства государства в экономику. Замена государства всеобщего благосостояния свободной конкуренцией и рынком для обеспечения благосостояния – еще один тезис, распространяемый новой властью.

В XXI столетии практически все страны мира оказались вовлечены в активный процесс социально-экономической трансформации и модернизации. Развитые страны уже вступили в постиндустриальную фазу развития. Постсоциалистические государства занялись модернизацией и созданием конкурентной рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности. Повышение жизненного уровня населения и его социальная защищенность также входят в список приоритетов властей в этих странах.

Страны Восточной Европы, Китай и Россия проделали сложный путь системных общественных и экономических преобразований. Государства Восточной Европы оказались в более выигрышном положении, поскольку в них сохранились элементы рыночных отношений.

Для России переход к рынку был более длительным и тяжелым. На протяжении 70 лет господствовала социалистическая система, в которой отсутствовали рыночные институты и законы, основную роль играло централизованное планирование. Более десяти лет в стране шел процесс экономических преобразований, но до сих пор не определена целевая модель рыночного хозяйства. Недостаточно внимания уделяется повышению уровня и качества жизни населения, созданию социальных гарантий и социальной защите, а также инвестициям в человеческий капитал.

Таким образом, переход от социалистической системы к рынку означает нечто большее, чем просто либерализацию и приватизацию. Он включает в себя сложные структурные и правовые реформы, а также социальные и политические изменения.

В постсоциалистических странах наблюдается утрата доверия как к целям государства всеобщего благосостояния (предотвращению бедности, сохранению гарантий социальной безопасности, обеспечению общественного здравоохранения, образования и иных социальных благ), так и к средствам, используемым для их достижения (бюрократическому управлению). Эти средства воспринимаются как попытка правящих групп укрепить свое положение.

Государство всеобщего благосостояния утрачивает моральное право называться прогрессивным социально-политическим проектом, так как оно не решает тех проблем, ради которых создавалось: борьбы с безработицей, предоставления социальных благ и гарантий и т.п. Растет разрыв между наиболее бедными и наиболее богатыми членами общества, не происходит роста благосостояния всех граждан.

Коррупция и безнравственность ломают государство

Для того чтобы государство всеобщего благосостояния продолжило свое существование необходимо два условия: отсутствие коррупции чиновников и высокая нравственность граждан. Однако в постсоциалистических государствах коррупция приобретает даже большие размеры, чем при социалистическом строе. В результате падает доверие граждан к институтам государства. С другой стороны, непрозрачность перераспределения общественного богатства приводит к тому, что большое число людей пытается избежать налогообложения, получая незаслуженные выгоды.

Исследование проводилось по данным Европейского исследования ценностей за 2008 год. Для анализа были выбраны 23 постсоциалистических государства Восточной Европы: Албания, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Восточная Германия, Венгрия, Косово и Метохия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Украина.

С помощью многоуровневого регрессионного факторного анализа автор исследовал степень доверия граждан к образовательным, медицинским и социальным учреждениям государства; полиции, органам безопасности, суду и чиновникам; международным организациям – НАТО, ООН, ЕС; политическим институтам (партиям, парламенту); прессе и профсоюзам; традиционным институтам – церкви и вооруженным силам.

Респонденты различались по возрасту, полу, уровню образования, размеру доходов, политическим взглядам, религиозности и ценностным ориентациям. Им предлагалось выразить свое отношение к государству всеобщего благосостояния при помощи оценки утверждений:

  • Люди должны брать на себя больше ответственности за обеспечение себя.
  • Государство должно взять на себя больше ответственности для обеспечения всех граждан.

Меньше доверия – меньше налогов

В результате проведенного исследования выяснилось, что уровень доверия к институтам государства всеобщего благосостояния влияет на отношение к ним. В бывших социалистических странах люди убеждены, что государство должно нести ответственность за их обеспечение. Но сегодня государство всеобщего благосостояния снимает с себя выполнение этой задачи, что приводит к уменьшению доверия к государству и к его институтам. Балаш Телегди делает вывод: граждане, которые в большей степени полагаются на государство всеобщего благосостояния, имеют более высокие ожидания на основе их опыта взаимодействия с госинститутами при социализме.

Недостаток доверия к государственным институтам вообще и к перераспределительной системе в частности, порождает стремление к уклонению от уплаты налогов и других соцобязательств. При этом успешное уклонение от обязательств служит подтверждением слабой работы госинститутов. Люди начинают самостоятельно устанавливать нормы, и доверие к госинститутам снижается еще больше.

Совершенно очевидно, что на фоне падения всевозможных рейтингов власти, озвучиваемых социологами, она не может не озаботиться тем, как остановить эту угрожающую тенденцию. Уверен, в ближайшее время мы с вами станем свидетелями того, как на практике будут пытаться восстановить утраченные пункты. То, что это нужно было делать еще вчера, сейчас понимают все.

Совершенно очевидно, что на фоне падения всевозможных рейтингов власти, озвучиваемых социологами, она не может не озаботиться тем, как остановить эту угрожающую тенденцию. Уверен, в ближайшее время мы с вами станем свидетелями того, как на практике будут пытаться восстановить утраченные пункты. То, что это нужно было делать еще вчера, сейчас понимают все.

Конечно, цены снижать никто не собирается. И условий, и денег, как говорится, для этого нет. Хотя это было бы эффективно. Но не для того растут налоги и тарифы, поэтому, вероятно, будет реализовываться иной сценарий КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА. Что может стать его основой? Идеологической базой?

Еще в мае 2006 года Владимир Путин в своем послании к Федеральному Собранию отмечал низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и подчеркивал, что социальная ответственность должна быть основой деятельности чиновников.

И если бы тогда услышали президента те, кому это было адресовано, может быть, не появлялись бы сейчас с завидной регулярностью шокирующие безответственностью заявления о пользе макарошек, о том, что государство никому ничего не должно, что беспрецедентно растут у россиян доходы, и тому подобное.

Когда был сломан этот нравственный барьер, когда случился катастрофический и окончательный отрыв определенного слоя слуг государевых от реальности, что дало им право так пренебрежительно относиться к простым людям? Сейчас уже вряд ли кто сможет назвать главную причину такого перекоса. Имеем то, что есть. Но очевидно, что при диаметрально противоположном понимании задач государственного строительства так называемыми элитами и неблагодарными, в их понимании, людьми развернуть векторы общественных настроений в позитивном направлении будет непросто. Огромная страна, очень велико расслоение, нет объединяющих различные слои населения общепризнанных базовых понятий, нравственных норм. Уверен, при желании их можно найти, обозначить, попытаться институализовать, но чтобы они прижились, конечно же, одних деклараций будет недостаточно.

Ведь там обсуждали, как правильно использовать итоги четвертой промышленной революции, к каким результатам приведет цифровая экономика, как осваивать ближний космос и тому подобные вещи. Нет сомнений, представители государства, бизнеса из нашей делегации прекрасно и, может быть, лучше других разбираются в этих вопросах, компетентно полемизируют со своими зарубежными коллегами.

Но вот снова и снова достоянием широкой общественности становятся факты о поистине космических масштабах воровства на строительстве того же космодрома Восточный, об исчезновении гигантских сумм в черной дыре Роскосмоса. И мало кто говорит, что на орбите работающих метеоспутников у старой-новой страны, первой вышедшей в космос, меньше, чем у Франции. Не знаю, что там с четвертой промышленной, но у нас еще первая, судя по всему, толком не началась. А вот с цифровой экономикой, пожалуй, в новой реальности может получиться очень даже неплохо. Как мы не раз уже писали, Центробанк России ну ни в какую не желает инвестировать в реальный сектор экономики, все предпочитает высокодоходные американские ценные бумаги и валютные спекуляции. Но в цифровую экономику, пожалуй, охотно вложится.

Уверен, каждому из нас хочется жить в сильном, успешном и процветающем государстве. Чтобы в нем были в принципе невозможны обвинения народа в неблагодарности по отношению к олигархам или бесполезности старшего поколения для новых экономических условий, о чем мы тоже часто слышим.

И все это возможно при восстановлении такой простой вещи, как доверие к органам государственной власти, к тем, кто определяет направление развития страны. Какуюсоциально-экономическую политику надо для этого проводить? Чтобы люди в конце концов сказали бы даже по отношению к авторам той же пенсионной реформы: может быть, вы поступили и правильно и это принесет в будущем пользу государству, но перестаньте игнорировать мнение людей и думать, что они ничего не смыслят. Разве многие не понимают, что модернизация экономики при такой ориентированности наших финансово-экономических кругов на Запад приведет в конечном итоге к развитию их промышленности? Думаю, даже на бытовом уровне понятно: чтобы успешно конкурировать с кем-то, надо сначала эту отрасль создавать чуть ли не в тепличных условиях, должен быть разумный протекционизм в отношении различных производств как условие их развития. Это мировая практика. Нас же чуть ли не насильно запихнули в ВТО, сковав кабальными правилами. Тем не менее из этой организации страна не выходит, хотя антироссийские санкции грубейшим образом нарушают правила ВТО.

Как ограничить коррупцию и произвол монополий — ответ на эти и другие вопросы и должен, наверное, стать началом нелегкого процесса восстановления ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ. Ведь именно оно является фундаментом, на котором будут держаться и базис, и надстройка социально-экономического развития страны. На котором можно и нужно строить нравственно здоровое общество, проводить эффективную и гуманную политику по отношению к населению.

Не хочется, чтобы кто-то увидел в этом какую-то попытку противопоставления Кубани и других регионов, но пример Краснодарского края подтверждает, что доверие к власти является определяющим фактором успешного социально-экономического развития. Сейчас мы на третьем месте в стране по этому показателю. И вряд ли кто возразит, что уровень доверия у населения к краевым властям сейчас очень высок. Безусловно, логично, что на днях Вениамина Кондратьева включили в состав президиума Госсовета. Нужно признать, что краевые власти действуют весьма слаженно не только в моменты стихийных бедствий. Успехи региона, в который уже стремятся переехать люди со всей страны и охотно вкладываются отечественные и зарубежные инвесторы, вряд ли были бы возможны и без соответствующей нормативно-правовой базы, создаваемой краевым парламентом под руководством Юрия Бурлачко.

Нынешняя и предыдущая деятельность таких региональных и муниципальных руководителей, как Владимир Синяговский, Владимир Лыбанев, Евгений Первышов, Александр Герасименко (список можно продолжать), только подтверждает тезис, что ДОВЕРИЕ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛЮБОЙ ТЕРРИТОРИИ.

Конечно, одной только телекартинкой разрыв в обществе не устранить, нужны конкретные дела. Понятные людям, направленные на защиту их интересов. И, похоже, наверху это начинают понимать: скандальный проект о введении соцнормы на электроэнергию пока отменили.

\u0430) \u0412 \u0447\u0435\u043c \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u0430 \u043d\u0435\u0433\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u043a \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438?\n

\u0414\u043b\u044f \u043d\u0435\u0433\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u043a \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438 \u0435\u0441\u0442\u044c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d. \u0412\u043e-\u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0445, \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u0441\u044b\u043b\u043a\u0438, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u044f \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043d\u0430 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u0435\u0433\u043e \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043e\u0432, \u043d\u043e \u043d\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d. \u041c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u044f \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u043e\u0442 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u043d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0442\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0432\u0441\u0435\u0439 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438, \u0438 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441. \u0412\u0434\u043e\u0431\u0430\u0432\u043e\u043a, \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 \u043f\u043e\u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0441\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439 \u043e \u0437\u043b\u043e\u0443\u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0438\u044f\u043c\u0438 \u0441\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438, \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u0435\u0439 (\u043d\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0439) \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439, \u0432 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0435 \u0447\u0435\u0433\u043e \u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0431\u0435\u0437\u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043e\u0442 \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438\/\u043f\u043e\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0435 \u0436\u0434\u0443\u0442 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u0438 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u044f\u0442\u0441\u044f \u043a \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u043c \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0441\u043a\u0435\u043f\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438.\n

\u0431) \u0427\u0442\u043e \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c (\u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0443, \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443, \u0421\u041c\u0418, \u0441\u0430\u043c\u0438\u043c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438) \u0434\u043b\u044f \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u0432 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0438\u0445 \u0434\u0435\u043b?\n

\u0412 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u043e\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u044c, \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438 \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0434\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c, \u0447\u0442\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0435\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u043c\u0438\u043b\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u0435\u0440\u043e\u0432\/\u043f\u043e\u043b\u0438\u0446\u0435\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u044e\u0442 \u0441\u0432\u043e\u0439 \u0434\u043e\u043b\u0433 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0447\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e, \u0430 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043b\u0438\u0448\u044c \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043a\u0435\u0439\u0441\u0430\u043c\u0438. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0441\u0438\u043b\u044b \u0438 \u0440\u0435\u0441\u0443\u0440\u0441\u044b \u043d\u0430 \u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0443 \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0430 \u0438 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u0430 \u043d\u0435 \u043d\u0430 \u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0418 \u0442\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0442\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043d\u0435\u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0435\u0440\u043d\u0443\u0442\u044c.\n ">]" data-test="answer-box-list">

briochetina

а) В чем состоит главная причина негативного отношения части граждан к милиции?

Для негативного отношения граждан к милиции есть много причин. Во-первых, существуют исторические предпосылки, когда милиция всегда находилась на защите государства и его интересов, но не граждан. Милиция защищала государство от граждан на протяжении всей истории России, и сейчас. Вдобавок, сейчас появляется все больше историй о злоупотреблении властью и полномочиями со стороны милиции, совершения милицией (не всей) преступлений, в результате чего виновные оставались безнаказанными. Поэтому от милиции/полиции не ждут помощи и относятся к правоохранительным органам очень скептически.

б) Что необходимо сделать (государству, обществу, СМИ, самим сотрудникам милиции) для повышения авторитета работников органов внутренних дел?

В первую очередь, сотрудники милиции должны доказать гражданам, что существует подавляющее большинство милиционеров/полицейских, которые выполняют свой долг перед гражданами и государством честно, а неприятные истории являются лишь отдельными кейсами. Правоохранительные органы должны больше тратить силы и ресурсы на охрану порядка и граждан, а не на охрану государства. И тогда авторитет можно будет немного вернуть.

Обязательства государства в области прав человека, по существу связаны с тремя обязанностями:

– Уважать, т.е. воздерживаться от вмешательства в осуществление прав и свобод человека;

– Защищать, т.е. предотвращать нарушение прав человека со стороны третьих лиц;

– Выполнять, т.е. предпринимать необходимые меры, включая принятие соответствующего законодательства, реализацию политики и программ для обеспечения соблюдения прав и свобод человека.

Обязательства уважать, защищать и выполнять содержат в себе еще две обязанности – надлежащее поведение и результат.

В мире для определения уровня доверия граждан используются 135 индикаторов; из них по 41 индикаторам – определяется доверие граждан полиции!

Так, граждане могут оценить уровень доверия полиции и оценить ее компетентность по таким критериям:

– контроль преступности со стороны полиции, т.е. способность контролировать преступность в обществе;

– реакция полиции на просьбы о помощи, включающий в себя уровень удовлетворенности;

– реакции на случай домашнего насилия, включая и компетенцию сотрудников полиции;

– реакции на насилии, основанном на половом признаке;

– содержание под стражей.

Необходимые меры для повышения доверия к деятельности правоохранительных органов:

– полиция должна быть ориентирована на нужды людей, т.е. на обслуживании граждан (как это делается в Грузии);

– сами здания ДВД областей, УВД городов и РУВД районов должны быть доступными для граждан, а не напоминать хорошо укрепленные бастионы;

Быть легко узнаваемой и доступной для местного населения;

– реагировать на нужды населения, выслушивать проблемы населения;

– доступность полицейских структур для всех сегментов населения (включая группы меньшинств и уязвимые группы);

– информация, которую могут без препятствий получить граждане, т.е. наличие стендов, указателей, номеров кабинетов ответственных лиц, информации о правилах приема, регистрации и рассмотрения заявлений, в том числе и шаблонов заявлений; о порядке обжалования действий действий/ бездействий сотрудников полиции;

– расширение количества каналов коммуникации с обществом с целью введения регулярного контроля над деятельностью сотрудников полиции со стороны простых граждан (телефоны доверия, социальные сети, оперативно работающие каналы связи на сайте МВД и т.п.);

– нулевая терпимость в МВД, даже к самым мелким правонарушениям, со стороны сотрудников полиции любого звания и ранга;

– полицейские участки должны быть оборудованы специальными пунктами для приема населения, т.е. создание дружелюбной атмосферы, при которой местные жители могут свободно изложить свои проблемы;

– усилить взаимодействие Департамента внутренней безопасности МВД, а также управлений собственной безопасности с обществом, через разные каналы коммуникации для получения информации о любых правонарушениях со стороны сотрудников полиции любого звания и ранга;

– ввести обязательное жесткое требование к любому сотруднику полиции сообщать службе внутренней безопасности МВД о любых случаях неподобающего поступка или коррупционного преступления, которое совершил коллега по работе или непосредственное начальство. При нарушении этого требования ввести, как минимум – незамедлительное увольнение без права работы на любой государственной службе, максимум – реальный тюремной срок за соучастие в укрывательстве преступления.

2. При подготовке сотрудников правоохранительных органов в специализированных образовательных учреждениях делать акцент на следующих факторах:

– подготовка абсолютно нового состава преподавательских кадров на базе Академии правоохранительных органов, возможно с привлечением иностранных специалистов на первоначальном этапе;

– проведение жесткой политики по борьбе с коррупцией среди преподавательского состава;

– ужесточение кадрового отбора курсантов в эти учебные заведения через интеллектуальные, а также психологические тесты на определение уровня агрессии и способностей к коммуникации;

– любое повышение по службе возможно только после курса переподготовки, а также прохождения интеллектуального и психологического теста, результаты которых должны иметь открытый доступ для населения. Пока в полиции будет много плохо образованных сотрудников, ситуация не изменится к лучшему.

3. Постепенное, но кардинальное обновление кадрового состава МДВ, в первую очередь на уровне местной полиции и участковых полицейских:

– за счет привлечения новых людей, которые уже прошли через обновленную систему подготовки полицейских кадров;

– за счет значительного повышения уровня заработной платы участковым полицейским, которые являются первой точкой постоянного контакта правоохранительной системы с населением;

– возложить на участкового одну из главных функций по постоянному взаимодействию с местными жителями, с целью повышения доверия к деятельности правоохранительных структур;

– ввести новую и постоянную форму эффективной коммуникации между районными отделами полиции и местными жителями через разные каналы взаимодействия. Например, к сожалению, на данный момент отсутствует эффективная связь и взаимодействие между полицией города, районными акиматами – с одной стороны, и председателями КСК – с другой. НПО могут сыграть решающую роль для обмена информацией, их следует привлекать для сотрудничества.

4. Кроме участковых, в качестве основных структур в деятельности МВД следует рассматривать дорожно-патрульную службу, которая также является одним из важных и частых точек прямого соприкосновения с населением, что сильно влияет на уровень доверия ко всей правоохранительной структуры.

В машинах ДПС должны быть установлены камеры внутреннего и внешнего наблюдения, а разговоры патрульного экипажа должны записываться. При этом полицейские должны иметь право задерживать и опрашивать людей только в пределах видимости камеры своей машины, чтобы не было никаких злоупотреблений.

5. Значительно расширить и увеличить социальный пакет всем сотрудникам правоохранительных органов, который они не хотели бы терять в обмен на коррупционное злоупотребление. В этот пакет должна входить (если сейчас еще не входит) хорошая медицинская страховка на сотрудника и близких членов его семьи, страховка на случай гибели или увечья и т.п. Высокая зарплата и хороший социальный пакет параллельно с нулевой терпимостью к коррупции внутри самих органов правопорядка будут стимулом к снижению коррупционных преступлений среди сотрудников полиции.

6. Параллельно с программой повышения уровня доверия населения к правоохранительным органам по направлениям, необходимо начать работу по изменению имиджа сотрудников этих органов, в том числе через активное сотрудничество со СМИ и блоггерами, для формирования позитивного образа сотрудников правопорядка, тем более что традиционно наибольший интерес у населения вызывает информация о профессиональной работе сотрудников полиции.

Эти меры являются важными для защиты основных прав и свобод личности – в особенности права на жизнь, а также предотвращение и раскрытие преступлений, предотвращение угрозы общественных беспорядков, для обеспечения общественного спокойствия, правопорядка.

Согласно тексту законопроекта, российскими гражданами могут быть признаны, в частности, граждане бывшего СССР, которые проживали на территории России на 6 февраля 1992 года или родившиеся здесь до этой даты или имеющие хотя бы одного постоянно проживавшего в России родителя. А также военные, служившие тогда в России.

Процедура упрощенного приема в гражданство будет распространяться на более чем 20 категорий, среди которых соотечественники (граждане бывшего СССР и их дети, участники программы по добровольному переселению), те, у кого в России живут близкие родственники-россияне, потомки тех, кто постоянно жил на территории Российской империи или СССР (в пределах России).

Также вводится институт прекращения гражданства за экстремизм и терроризм, включая оправдание, пропаганду, финансирование и организацию таких действий. Кроме того, паспорта можно будет лишиться за совершение диверсий, шпионаж и торговлю наркотиками. Правда п. 3 ст. 6 Конституции РФ гласит, что россиянин не может быть лишен своего гражданства.

По мнению адвоката и правозащитника Дмитрия Аграновского, практика лишения российского гражданства юридически небезупречна.

— С одной стороны лишение гражданства за преступления выглядит правильной, уместной мерой. Поскольку она будет применяться не к урожденным гражданам России, а только к тем, кто получил наше гражданство и таким образом презюмировал, обещал, что будет вести себя как нужно, в интересах государства, но не оправдал доверия.

С другой стороны меня смущает наличие в списке преступлений так называемых экстремистов. Я опасаюсь, что положения этого закона могут применяться к политическим активистам. В некоторых случаях даже слишком патриотичных. Как, например, известные пророссийские политические деятели из Латвии Владимир Линдерман и Бенес Айо, которые иногда бывали не в ладах с законом.

Кроме того, если человек получил гражданство, то он принимает на себя права и обязанности, несет ответственность. Но получается, что он неполноценный гражданин, которого можно лишить его паспорта. Однако граждан нельзя делить на сорта. Формально все граждане равны. Сегодня станут лишать паспортов новых граждан, а завтра и урожденных. Да и в УК такая мера не предусмотрена.

Это опасный прецедент. В целом, думаю, что лишение гражданства — излишняя мера.

— Практика произвольного лишения гражданства существовала в СССР. Так поступали с изменниками родины, с теми, кто уезжал на Запад в эмиграцию. Если это делать сейчас, то это возврат к прошлому. Слава богу, что Путин не предлагает лишать гражданства кого угодно. По этому закону лишиться гражданства могут очень немногие. На народ это никак не повлияет.

— А кроме того, это будет работать в отношении граждан России из ДНР, ЛНР. По этому закону российское гражданство у этих людей можно будет отбирать. Возможно, и задним числом тоже. Чтобы Москву не обвинили в разного рода экстремистских поступках на территории Украины. Не исключено, что закладывается механизм в нужный момент превратить эти розданные гражданства в тыкву. Но это, конечно, подрывает статус российского гражданства. Это свойственное в последнее время путинскому режиму размывание ценностей.

— Надо сказать откровенно, что Россия продолжает вымирать. Последние два года цифры удручающие. Да, свою роль сыграл коронавирус, но и общее состояние социальной сферы, экономики оставляет желать лучшего. Поэтому наша огромная территория под угрозой экспансии иностранных государств. Без всякой войны это может происходить медленно, но верно, как это происходит на Дальнем Востоке, в Сибири. Я — не националист, но наша родина, наши границы — это святое.

Поэтому любые законы, которые упрощают порядок получения гражданства России людьми, близкими нам по культуре, менталитету, языку, всеми, кто жил в СССР, их родственниками — это правильные законы. Надо и дальше расширять возможности получения гражданство. Не надо этого бояться. Главное, чтобы человек знал русский язык. Если он имеет родственные связи с россиянами — этого уже достаточно. Россия — многонациональная страна.

Что касается причастности к криминалу, то законопослушность и сейчас проверяется при получении гражданства. Дополнительные заградительные барьеры не нужны. Наоборот, нужно облегчать процедуру. Кстати, этим законопроектом не предполагается давать гражданство России тем, кто инвестирует в экономику (не в спекуляции). Почему бы и им не предоставлять такую возможность, если у них есть желание? В чем тут риски, отчего страхи? Нужно звать всех русскоговорящих людей.

России для нормального развития своей территории нужно как минимум 200 млн человек населения. А у нас всего 140 млн, если верить переписи. А на самом деле может и меньше.

— Надо еще посмотреть на правоприменительную практику. У нас часто довольно неплохие законы превращаются в мучение для граждан. Например, когда моя супруга Анастасия Удальцова, выдвигается на выборы, постоянно встает вопрос о том, как она отказалась от гражданства Украины. Хотя гражданство России она приняла очень давно. Но сейчас на Украине невозможно получить полноценный документ о выходе из ее гражданства. И бюрократия включает все свои возможности и начинает законопослушным патриотам России создавать препятствия, пытается поразить их в правах. От этой практики надо отказываться.

Читайте также: