Что не входило в обязанности первых стюардесс

Обновлено: 25.06.2024

Первый человек, которого видит пассажир авиалайнера, поднимаясь по трапу на его борт – это стюардесса. Именно внешний вид бортпроводниц является своеобразной визитной карточкой.

Первая в мире стюардесса и ее форма: как она появилась, как менялась с годами, а также интересные факты об этой одежде

Форма стюардесс с самого появления этой профессии постоянно претерпевала изменений. Как же менялась одежда бортпроводниц и какие факторы прежде всего влияли на смену их униформы – об этом в данном материале.

История появления стюардов в пассажирской авиации

Стюарды (стюардессы) или служащие компаний-перевозчиков, сопровождающие пассажиров на борту, появились на морских судах с началом коммерческих перевозок пассажиров. С появлением и развитием пассажирской авиации стюарды появились и в числе экипажа самолётов. В обязанности как "морских", так и "воздушных" бортпроводников входит обслуживание и помощь пассажирам во время самого рейса, а также в непредвиденных ситуациях (авариях, крушениях и т.п.)

Что касается стюардесс на коммерческих авиарейсах, то появились они немного позже возникновения самой пассажирской авиации. И даже позже появления самой должности "бортпроводник" в экипаже самолета.

С началом истории коммерческих авиаперелетов роль стюарда на борту самолета по обыкновению исполнял второй пилот. Это не всегда было удобно и безопасно. Поняв это, компании ввели "в штат" воздушного судна должность стюарда. Это были мужчины, привыкшие к полетам, – часто отставные летчики или молодые пилоты-стажеры.

Первая в мире стюардесса

Первой же в истории коммерческих авиаперевозок женщиной-стюардессой считается американка Эллен Черч. Девушка получила эту должность 15 мая 1930 года, убедив руководство авиакомпании тремя аргументами: во-первых, Черч уже летала до этого на самолетах. Во-вторых, она была медсестрой, а медработник в полете всегда может пригодиться. И в-третьих, Эллен была хрупкой девушкой с весом меньше 50 кг: на тот момент грузоподъемность самолетов была сильно ограничена и каждый лишний килограмм был по-настоящему "на вес золота".


Ведь первые авиабилеты стоили приличных денег. Следовательно, даже 1 "лишний" пассажир мог принести авиаперевозчику дополнительно весьма ощутимую прибыль. Кстати, долгое время после Эллен Черч практически во всех авиакомпаниях одним из главных критериев для стюардесс (или Sky Girls, как называли этих девушек в первые годы) при приеме на работу был вес до 50 кг.

Как менялась форма стюардесс в первые годы после появления

В свой первый полет в качестве стюардессы Эллен Черч отправилась в военной униформе медсестры. Естественно, не все будущие стюардессы также имели эту профессию. А летать и уж тем более исполнять свои обязанности на борту в женских платьях моды 1930-х годов было весьма неудобно. Вот и стали авиакомпании разрабатывать униформу для своих бортпроводниц с учетом не только моды, но и корпоративной внутренней политики.


Первые модели все же очень напоминали если не военную, то какую-то гражданскую униформу: двубортные приталенные кители или пиджаки, длинные неширокие юбки и туфли на массивном, но не очень высоком каблуке. Для удержания прически в гардеробе стюардесс разных авиакомпаний были береты, чепчики или шляпки. С развитием коммерческой авиации и увеличением численности авиакомпаний их руководства серьезно занялись внешним видом своих бортпроводниц.

Как менялась форма стюардесс с ростом популярности и доступности авиаперевозок

Руководители авиаперевозчиков довольно быстро сообразили, что бортпроводницы являются своеобразным лицом авиакомпании. А значит, это "лицо" нужно поддерживать в безупречном состоянии. К работе над дизайном одежды для стюардесс по всему миру начали привлекать самых известных, дорогих и модных кутюрье. Дизайнеры, среди которых были Коко Шанель, Кристиан Диор, Эмилио Пуччи, Кристиан Лакруа и другие, разрабатывали целые линейки формы бортпроводниц.

Иногда они состояли из 20 и более предметов, из которых сама стюардесса (или стилист компании) могли создавать неповторимые образы на отдельно взятый рейс. Естественно условием такого разнообразия обязательно был акцент на одну деталь. Чаще всего это были цвета самой авиакомпании или же флага ее страны. Однако креативность и полет фантазии часто позволяли дизайнерам создавать поистине неповторимые шедевры.

Интересные факты о форме стюардесс

В 1974 году для стюардесс авиакомпании Hawaiian Airlines была разработана униформа в классическом гавайском стиле: платья и жакеты пестрели яркими красками, а в волосах бортпроводниц (в большинстве своем креолок) обязательным элементом был большой тропический цветок. Такой дизайнерский шаг повлек за собой буквально всплеск креатива в создании модельерами одежды для стюардесс.


Стюардессы авиакомпании Singapore Airlines по контракту обязаны переодеваться для того, чтобы иметь возможность покинуть борт самолета. Для них разработано две униформы. В первой стюардессы могут выходить в аэропорт или город во время пребывания в нем самолета. Вторую же "рабочую" форму – длинные платья с ярким цветочным принтом в национальной тематике, сингапурские бортпроводницы должны носить, пребывая на борту самолета. Этот наряд настолько яркий и необычный, что его даже поместили во всемирно известную экспозицию воскового музея мадам Тюссо.


Для стюардесс и стюардов, естественно, существуют разные линейки "рабочей" одежды. Однако иногда случается и так, что женскую униформу бортпроводницы примеряет мужчина. Такой случай имел место в 2013 году на рейсе авиакомпании Air Asia из Лондона в Куала-Лумпур. В роли стюардессы все 13 часов, пока длился перелет, выступал владелец компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон. Все дело в том, что миллиардер проиграл пари хозяину Air Asia и таким образом "отрабатывал проигрыш". Сразу же после приземления Брэнсона (который, кстати, по условиям проигранного спора официально устроился на эту должность) позорно уволили с формулировкой "никуда не годящаяся стюардесса".

В среднем за месяц стюардессы проводят в небе 90 часов. Работа быстро становится частью обычной жизни. Но, приземлившись в аэропорту, снова хочется ощутить прелести своей профессии, оказавшись на высоте 10 тысяч метров




О полетах в небе многие дети мечтают с раннего детства, и работа стюардессы окутана мягким и розовым шлейфом романтики, за которым не всегда кроется то, чего ждут потенциальные бортпроводники. Но желание стать частью авиационного мира и попробовать себя в новой роли часто берет верх. С первого рабочего дня стюардессы понимают, что на их плечи ложится множество сложных и ответственных задач, от качественного выполнения которых может зависеть жизнь пассажиров.

История

Профессия стюардесса появилась в начале ХХ века – то время, когда пассажирские перелеты стали набирать популярность. К работе допускались девушки, имеющие медицинское образование. Помимо стандартных обязанностей, которые сейчас выполняют стюардессы, они убирали в салоне самолета и даже занимались погрузкой и разгрузкой багажа наравне с мужчинами-бортпроводниками.

Описание

Стюардесса – специалист рядового состава не только воздушных, но и водных средств передвижения. В рядовой состав входят и стюарды, а вместе они называются бортпроводниками. Мужчины в равной мере могут работать на судне бортпроводником, но в этом материале речь пойдет именно о стюардессах.

Их главными задачами являются контроль за безопасностью пассажиров, проведение вынужденных эвакуаций, забота о комфортном полете, обслуживание и оказание медицинской помощи при надобности. Перед началом полета стюардессы объясняют, как правильно пользоваться ремнями безопасности, что делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации, как использовать кислородную маску и спасательный жилет. Во время полета они занимаются разносом напитков и еды, помогают пассажирам и делают все, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. В обязанности также входит контроль салона самолета или судна – соблюдение норм безопасности, поддержание комфортной температуры и другое.

Профессиональные стюардессы обладают такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, открытость, физическая и эмоциональная подготовка, стрессоустойчивость. И никуда без желания помогать людям.

До того, как небо станет для девушек вторым домом, их ждет строгий отбор. На собеседовании смотрят на внешние данные, знание английского языка, способность нестандартно мыслить, уровень устойчивости к стрессу.

К слову, бортпроводницы не обязательно работают в небе. В команде морского круизного лайнера тоже есть стюардессы. Они в случае необходимости отвечают на вопросы пассажиров о местонахождении ресторанов, кафе, магазинов. Помимо этого, одной из главных обязанностей является разъяснение правил безопасности и поведения – без этого невозможно будет поддерживать порядок на судне. Во время тревоги стюардессы (у каждой свой сектор на лайнере) помогают пассажирам перебраться на шлюпки – такие ситуации возникают, когда начинается затопление или же пожар. Помимо этих обязанностей, стюардессы участвуют в различных мероприятиях и следят за чистотой. Важным в данной специализации является хорошее знание английского языка, на котором проходит практически все общение с пассажирами международных рейсов.

Стюардессам гражданской авиации, которые являются частью экипажа и летают только по России, английский язык тоже нужен. Чаще только на внутренних рейсах летают те профессионалы, которые готовятся сдать экзамен на открытие для себя международных полетов. Стюардессы встречают пассажиров на борту, помогают им во время полета, рассказывают о правилах безопасности, поведения и эвакуации, оказывают медицинскую помощь, организовывают питание. В отличие от стюардесс на морском лайнере они не занимаются уборкой внутренних помещений.

Понимание того, что пассажирам в полете требуется уделять внимание, пришло довольно быстро. До появления стюардесс эта обязанность лежала на втором пилоте. Весь полет он был вынужден курсировать между кабиной пилотов и салоном самолета. Подобный сервис ставил под угрозу безопасность авиаперелета. Первый стюард был включен в состав экипажа в 1928 году в Германии.

В 1930 году американские авиакомпании решили повысить привлекательность пассажирских авиаперевозок и начали брать на должность бортпроводников стройных красивых девушек.

Стюардессы бывают разные Стюардесса, Авиация, Девушки, Длиннопост

Был у перевозчиков и чисто практический интерес — красавицы мало весили и не создавали перегруз самолета.

В перечень обязанностей первых девушек-стюардесс входило огромное количество дел, в том числе, физически тяжелых.

Бортпроводница должна была навести порядок в кабине пилотов и в салоне, проверить надежность крепления кресел к полу и даже перебить мух в случае их наличия. Встречая пассажиров, стюардесса взвешивала пассажира и его багаж, а затем сама погружала чемоданы в самолет.

Стюардессы бывают разные Стюардесса, Авиация, Девушки, Длиннопост

Стюардессы бывают разные Стюардесса, Авиация, Девушки, Длиннопост

В бортпроводники брали молодых (до 25 лет) незамужних девушек, вес которых не превышал 52 кг, а рост ‑ 160 см. Претендентка на должность должна была иметь диплом медсестры.

Стюардессы бывают разные Стюардесса, Авиация, Девушки, Длиннопост

С развитием авиации и увеличением длительности полета стало ясно, что на борту может случиться разное — от незапланированных родов до появления террористов. Поэтому в программы подготовки бортпроводниц было включено обучение приемам самообороны и оказания медицинской помощи.

Стюардессы бывают разные Стюардесса, Авиация, Девушки, Длиннопост

Эта профессия требует хорошего здоровья и физической подготовки. Работа проходит стоя, в постоянном передвижении по салону. В полете приходится испытывать перепады высоты, температуры и атмосферного давления. Все это сопровождается сменой часовых и климатических поясов, нарушением режима сна и питания.

Не случайно для представителей этой специальности существуют возрастные ограничения. Пенсионный возраст для женщин-стюардесс наступает в 45 лет.

Иллюстрация к комментарию

Очень тяжелая работа. И физически и морально.

Стюардессы много получают.

Если за пилота не выскочить, тяжело личную жизнь строить.

Иллюстрация к комментарию

Это же Маруся Климова из "Мылодрамы", классная девушка и сериал клёвый, рекомендую

Иллюстрация к комментарию

А где найти фотографии стюардесс Аэрофлота за 2017-18 год?

Ну как бы работа на заводе у станка тоже стоя проходит. И на стройке стоя. И кондуктор тоже бегает почти всегда. Да и в офисе есть примеры работы, где сидишь только небольшую часть времени. А в самолёте. Ну да, бывают 12 часовые перелеты. Но все ли на них пашут? 4-8 часов большинство наверное летают. И ещё скажите, что стюардессы всегда на посту и никогда за своей ширмочкой не прячутся чтоб побалакать 😀 (а зачем тогда кнопка вызова?)

СССР давно нет, а на эмблеме аэрофлота и в т.ч. на рукавах униформы до сих пор серп и молот :)

Бодипозитив скоро всё изменит. Главное, чтоб самолет не рухнул от современных стандартов красоты.

А в Люфтганзе одни бабки трудятся

Еще у них часто закладывает уши.

Летаю Аэрофлотом и S7. В последнее время смотрю на внутренних рейсах стюардессы становятся все страшнее и страшнее. Не знаю, может я такой невезучий.

как-же им не "продлили молодость", как и всем россиянам и не увеличили пенсионный возраст?Удивительно.


Alaska Airlines Golden Samovar Service 1971

Пример необычного сервиса от авиакомпании Alaska Airlines

Пассажирам предлагались пельмени, камчатский краб и русский чёрный хлеб.

Alaska Airlines Golden Samovar Service 1971 Клюква, Стюардесса, Креативная реклама, Хороший сервис, Авиация, Самолет, Видео, Длиннопост

И тут в проходе появилась тележка. На нем стоял настоящий русский самовар. Самовар высотой 26 дюймов покрыт позолотой (внутренняя часть никелирована).

Сухой лед помещается в резервуар на верхней части кастрюли. Добавленная вода приводит к образованию столба пара, когда самовар катят по проходу - поистине зрелище, достойное внимания. Желающим был налит русский чай.

Alaska Airlines Golden Samovar Service 1971 Клюква, Стюардесса, Креативная реклама, Хороший сервис, Авиация, Самолет, Видео, Длиннопост

Alaska Airlines Golden Samovar Service 1971 Клюква, Стюардесса, Креативная реклама, Хороший сервис, Авиация, Самолет, Видео, Длиннопост

Праздник к нам приходит

Предновогодние дни, и первые 14 дней нового года-это очень насыщенный период в авиации. Движки крутятся, лавэха мутится, праздничный налёт оплачивается по двойному тарифу. Здесь мы наблюдаем два противоборствующих лагеря.

Первый- стремится, во чтобы то ни стало улететь из дома на НГ. Очень этому подвержены молодые бортпроводники-отцы, с только что родившимся младенцем. Дома у них активное грудное вскармливание, нет секса, непрекращающийся писк, памперсы, колики, бессонные ночи. А тут на кону-новогодний трип по островам, курортам, новогодняя ночь в отеле, солнце, море, пляж. Да, да конечно! Мужчина добытчик, должен обеспечивать семью и зарабатывать деньги. Однажды я услышала такое вот объяснение, от молодого отца, 24 лёт с двойней. Глазёнки у него были краснючие от недосыпа. И предусмотрительно снятое обручальное кольцо. Улетал он 30 декабря на Хайнань трудиться во благо семьи.

Второй лагерь-это люди, которые хотят праздновать НГ дома. В ход идут различные ухищрения в виде больничных, задолженностей по отпускам, положенных выходных. Популярна лотерея с планированием- кто, что вытянет? Целая спичка-это праздник дома; поломанная-дорога дальняя.

Куча новых годов моей жизни была встречена, хрен знает где, и хрен знает как. Когда рейс случается 31 декабря, и проходит на территории РФ, можно смотреть свысока на фейерверки, встречать НГ по всем часовым поясам России, от Москвы до Владивостока.

Если посадка самолёта происходит минут за 40 до наступления нового года, нужно быстренько спровадить пассажиров, экипажу выйти на трап, открыть шампанское, и кричать Урра! Если новый год настигает в воздухе, речь Путина заменяется речью командира. Она всегда сумбурная, но искренняя. Самые крупные аэропорты страны, после боя курантов выглядят вымершими. Вы смотрели фильм Лангольеры? С 00.15 до 05.00 1 января, аэропорты выглядят именно так.

Рейс 1 января –это пустой город, с пустыми улицами. Мятые лица в планировании, заспанный диспетчер подъедающий мандаринки, и сан часть, которая не слушает пульс, и хихикает


Лицо авиакомпании сегодня – это не самолеты, не пилоты, а стюардессы и стюарды, которые встречают пассажиров на борту, находятся с ними на протяжении всего полета. Именно работа этих членов экипажа становится решающей в характеристике сервиса. Кроме того, нельзя забывать, что бортпроводники отвечают также и за безопасность каждого в салоне самолета.

Стюардесса и стюард или все-таки бортпроводник?

На самом деле все просто. И бортпроводники, и стюардессы со стюардами – это один и тот же член экипажа с абсолютно идентичным функционалом и условиями работы. А появление подобной неразберихи можно объяснить историей возникновения и становления самой профессии.

Изначально следить за комфортом пассажиров и общим их состоянием во время перелета должен был бортпроводник, обязанности которого чаще всего исполнял второй пилот. Но достаточно быстро было выяснено, что такой концепт себя не оправдывает. Поэтому в состав команды был введен еще один член экипажа. Вот тут как раз и появилось новое название у профессии – стюард. Дело все в том, что авиакомпании приняли решение, что, помимо работы с пассажирами, стюарды и стюардессы будут еще и частью рекламных кампаний авиаперевозчика.

Именно по этой причине бортпроводники обоих полов должны были обладать привлекательной, а иногда даже модельной внешностью. Правда, стоит отметить, что раньше требование по отношению к весу имело скорее практический, а не коммерческий характер. А все из-за того, что на первых пассажирских самолетах необходимо было четко отслеживать каждый килограмм, даже малейший перевес мог негативно повлиять на работу летательного аппарата.

Бортпроводники на воздушном транспорте


Сингапурские стюардессы в национально стилизованной форме (цвет определяется рангом)

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот самолёта, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолётов стали включать третьего члена — стюарда.

В чем заключается профессия бортпроводника. Должностные обязанности

Основной обязанностью бортпроводника является обеспечение комфортных и безопасных условий для пассажиров авиалайнера. Несмотря на то, что стюард является младшим членом экипажа воздушного судна, на его плечи ложится колоссальный объем ответственности. Он является лицом борта, лицом авиакомпании. Именно стюардесса встречает пассажиров перед рейсом, находится с ними в тесном контакте на протяжении всего полета, играет роль врача, психолога, конфликтолога, официанта, бармена, спасателя и просто хорошего собеседника.
Какие функции выполняет бортпроводник:

  • Оказывает информационную поддержку пассажиров в вопросах правил поведения на судне, безопасности, плана действий при аварийной ситуации
  • Выполняет уборку салона, поддерживает чистоту, сохраняет порядок во вверенной ему зоне
  • Предоставляет питание и напитки для пассажиров
  • Организовывает комплекс развлекательных услуг: пресса, просмотр телевизора, радио и т.д
  • Выдает по необходимости предметы для комфортного перелета: пледы, подушки, санитарно-гигиенические наборы
  • Встречает пассажиров на борту, провожает до места, помогает разместить ручную кладь
  • По окончании полета провожает пассажиров, проверяет салон на предмет оставленных вещей. Сдает таковые в отдел находок
  • Принимает бортовое питание, предметы для обслуживания воздушных путешественников: салфетки, туалетная бумага, полотенца и др
  • Оказывает первую медицинскую помощь, психологическую поддержку
  • Предупреждает и улаживает конфликтные ситуации среди пассажиров на борту

Важно! Бортпроводник – ответственная профессия. Именно эти члены экипажа отвечают за жизнь людей в салоне в случае чрезвычайной ситуации. Перед полетом стюард обязан проверить состояние аварийно-спасательного оборудования, научить пассажиров им пользоваться, проконтролировать правильное применение в случае ЧП. Он должен следить, нет ли в салоне подозрительных предметов, бесхозных сумок, людей со странным поведением и сообщить командиру судна при первом же подозрении.

Что входит в обязанности бортпроводницы

Профессия стюардессы – это не только обслуживание пассажиров и контроль за происходящим на борту. Авиаперелёты могут сопровождаться самыми неожиданными внештатными ситуациями. Бортпроводник – единственный человек в самолёте, который обязан уметь правильно реагировать на такие ситуации и быстро решать возникающие проблемы. Нужно быть готовым к любому повороту событий, а для этого требуются знания, навыки и опыт. Ниже изложен перечень должностных обязанностей стюардессы:

Инструкция перед вылетом

  1. Приветствие. При входе в салон самолёта пассажира нужно встречать с доброжелательными словами.
  2. Проверка билетов. Важно тщательно просмотреть все данные в документе.
  3. Проверка инвентаря. Перед каждым взлётом следует убедиться в наличии всех аптечек, кислородного баллона, огнетушителя, а также необходимого количества продовольствия, посуды, одеял.
  4. Инструкция перед полётом. Перед взлётом необходимо рассказать пассажирам о правилах безопасности в случае аварийной ситуации, о правильном применении средств защиты, об этичном поведении. Также нужно осведомить людей об их возможностях, например, о том, что в любой ситуации они могут обратиться к бортпроводнику за помощью, спросить об обедах и прочих нуждах.
  5. Команды к действию. Важно уметь владеть ситуацией и держать пассажиров под контролем. В случае возникновения проблемы стюардесса говорит, что нужно сделать, либо вежливо принуждает людей соблюдать правила поведения на борту.
  6. Устранение конфликтов. Большое количество людей, сидящих близко друг к другу, а также стресс из-за боязни перелётов могут спровоцировать ссору или драку. В обязанности бортпроводника входит урегулирование недопониманий.
  7. Консультирование. На любые возникающие вопросы пассажиров следует отвечать и помогать в решении возникшей проблемы.
  8. Медицинская помощь. Нередки случаи, когда человеку становится плохо. Возможны и травмы. Поэтому все работники на борту проходят подготовку по оказанию первой медицинской помощи.
  9. Другая помощь. Достать багаж, принести прессу или вытереть пятно на кресле – всё это может понадобиться.
  10. Обслуживание. Раздача еды и напитков тоже является задачей для проводника. После обеда он же собирает посуду и мусор.
  11. Взаимодействие с пилотом. Это необходимо в отдельных случаях, когда пассажирам требуется донести информацию, касающуюся возможной аварии или турбулентности.

Образование бортпроводника. Где выучиться и какие экзамены необходимо сдать

Чтобы выучиться на бортпроводника чаще всего не обязательно иметь высшее образование, достаточно средне-специального. Авиакомпании и аэровокзалы организовывают курсы по обучению этой профессии. Они могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенный период времени. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены и начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать с инструктором 30 часов, чтобы получить допуск к работе.

Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.

Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?

  • Знание иностранных языков, английский обязательно
  • Навыки работы в сфере обслуживания, способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами
  • Абсолютное здоровье
  • Презентабельный внешний вид, не допускаются татуировки и шрамы. Рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров
  • Наличие военного билета для лиц мужского пола
  • Хорошая физическая форма, умение плавать

Образование бортпроводника можно получить всего за три месяца.
Столько длятся специальные курсы, которые включают следующие блоки:

  • Аварийно-спасательные мероприятия
  • Внешний вид бортпроводника
  • Авиационный английский язык
  • Основы первой медицинской помощи
  • Водная подготовка
  • Основы сервиса
  • Основы психологии и конфликтологии

В процессе обучения студенты выполняют практические задания, изучают теоретическую базу. На практике проходят занятия по медицинской помощи, симуляция аварийных происшествий, основы визажа, обслуживания пассажиров. В теоретической части студенты изучают, как устроен самолет, психологию, языки.

В США

Несмотря на то, что первыми бортпроводниками были мужчины и многие первые авиалинии запрещали нанимать женщин, эта работа скоро стала почти исключительно женской профессией. Маркетологи с удовольствием использовали присутствие женщин на борту для рекламы.

В 1930 году в Соединённых Штатах возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а на тот момент любой лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета. Первой авиастюардессой в истории обычно называют Эллен Чёрч из Сан-Франциско, вышедшую на работу 15 мая 1930 года. Её наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты.

Со временем, когда авиапутешествия сделались более комфортными, авиалиниям потребовалось привлечь новых клиентов. Стюардессы в 1940-х и 1950-х позволяли авиалиниям показать, что самолет может быть таким же комфортным, как и гостиная. И таким же безопасным: и для женщин, и для детей, и для мужчин. В то время маркетологи пытались представить стюардессу в образе матери или жены.

Сколько можно заработать в должности бортпроводника

Заработная плата бортпроводника зависит от его стажа, количества часов в небе, авиакомпании. Минимальный порог стартует с 30 тысяч рублей в месяц. Сколько зарабатывают бортпроводники с большим стажем из ведущих авиакомпаний на международных рейсах? Иногда сумма ежемесячного вознаграждения достигает 100 тысяч рублей. Средняя зарплата, таким образом, составляет 65 тысяч, что относит профессию к высокооплачиваемым, особенно если учесть, что стюард является младшим членом экипажа.
Приятным бонусом считается обязательная медицинская страховка в хороших клиниках, скидочные карты в международных гостиничных сетях, регулярные премии, отличный социальный пакет, в который иногда входит даже оплата детского сада для детей.

В военной авиации

СССР и РФ на всех типах воздушных судов, в том числе на транспортных, пассажирских, штабных и литерных должности стюарда не предусмотрено как таковой; за пассажирами и порядком в салоне (грузовой кабине) контроль осуществляется одним из членов экипажа: борттехником АДО, бортмехаником, оператором и т. п. Все пассажиры находятся полностью на самообслуживании, в том числе самостоятельно и заблаговременно беспокоятся о своём питании на протяжении полёта. Все без исключения пассажиры воздушного судна подчиняются командиру экипажа (корабля) и обязаны беспрекословно выполнять все требования членов экипажа воздушного судна. Независимо от званий и должностей, никто из пассажиров не имеет право давать указания или вмешиваться в работу экипажа.

Рабочий график бортпроводника

Вся жизнь стюардессы подчинена плану полетов, который может меняться по разным причинам – от погодных условий до переноса рейса. Поэтому четкого графика у бортпроводника нет.
Работа сменная, выходные выпадают между рейсами, в любой день недели, не обязательно в субботу или воскресенье. Нормой считается практика, когда стюарда вызывают на рейс в выходной день, поэтому люди этой профессии всегда на связи с начальством. Зато отпуск у бортпроводника составляет 72 дня, они отдыхают дважды в год по целому месяцу.

График работы и условия труда бортпроводника

Стюардессы и стюарды не работают по четко установленному графику. Их трудовые будни полностью зависят от плана полета и его продолжительности. Они могут совершать как часовые маршруты, так и межконтинентальные перелеты, находясь в воздухе по 20 часов подряд.

Также всегда существуют форс-мажорные обстоятельства, когда бортпроводника вызывают на рейс вне графика. Поэтому сотрудники должны быть не только всегда на связи, но и быть готовыми выйти на рейс в любое время.

Подводные камни. Есть ли ограничения по здоровью и возрасту для бортпроводников

Рассмотрим минусы работы стюардом на воздушном транспорте:

  • Ненормированный график труда
  • Маленькая возможность вырасти по карьерной лестнице
  • Регулярное изменение климатических условий ведет к проблемам со здоровьем

Претендент на заветную вакансию должен обладать отменным здоровьем. Не должен состоять на учете у специалистов, иметь стабильную нервную систему, уравновешенный характер.
Возраст бортпроводников не имеет ограничений. Профессия относится к работам с вредными и опасными условиями труда, поэтому на пенсию стюард выходит в 45 лет (женщины) и в 50 лет (мужчины). Если внешний вид и здоровье бортпроводника позволяют, он вполне может работать на судне до самой пенсии.

Стереотипы, юмор

Данную профессию принято считать женской, несмотря на то, что самыми первыми бортпроводниками были мужчины.

Работа стюардессы накладывает свой отпечаток на поведениев обычной жизни. Качества, присущие стюардессам: улыбка, спокойствие и невозмутимость, возможность оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации, всегда выглядеть стильно и опрятно.

Нужные языки для бортпроводника: видео

Предлагаем вашему вниманию видео, посвященное теме лингвистического образования стюардессы. Какие иностранные языки важны для бортпроводников и достаточно ли одного английского.

Карьерный рост бортпроводника (стюардессы)

Как и многие другие профессии, которые относятся к сфере обслуживания, у стюардов и стюардесс нет возможностей для какого-либо серьезного развития в своей направленности.

Например, бортпроводник может начать летать на внутренних рейсах в эконом-классе, потом перейти в бизнес-класс. Далее для него открываются международные направления. В среднем такая карьера при должном знании обязанностей и хорошим уровнем владения языка может занять максимум год. И строго говоря, все члены экипажа совершают точно такое же развитие.

Также бортпроводник при желании может перейти в административную службу и стать начальником службы. Но это будет уже другая область деятельности, требующая других знаний и навыков. Иными словами, в этой профессии карьерный рост не предусмотрен.

Личностные качества профессии бортпроводник

Для того, чтобы работать стюардом необходимо обладать следующими качествами:

Читайте также: