Что не имеет право делать учитель по отношению к ученику по закону рб

Обновлено: 30.06.2024

· Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?

· Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен [4] . Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку [5] ..

При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. [6]

Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. [7]

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени [8] лишь запутывают вопрос.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов?

В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно.

Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю [9] .

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам [10] , средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.

2. Во время каникул - требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.

3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.

4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).

5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотруд ники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работ ники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

· Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.

· Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю [14] .

· Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

· разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя

· в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя

· предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета

· расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

К сожалению, все это меры могут действовать только на уровне конкретной школы. Махинации с рабочим временем будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление правительства об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее само нынешнее деление на нормированную и ненормированную части. Подобное Постановление для профессорско-преподавательского состава вузов уже существует [15] . Но это уже проблема общероссийская, решаемая только при наличии мощного учительского движения.

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих.

Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету.

Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

[2] Часть 1 статьи 333 ТК РФ

[4] Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

[5] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

[7] Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

[11] ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Иной раз удивительно, как неэффективно используют родители свое право пожаловаться на учителя.

talking-to-teacher-square.jpg

То есть таких вопросов, которые разумнее всего решать в личной конструктивной беседе, а не в ходе масштабного расследования с использованием бронебойной техники.

4374892_large.jpg

Учитель не имеет права обсуждать с детьми личности и поступки взрослых, лично знакомых участникам обсуждения, людей

  • педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;
  • учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
  • внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Но жизнь класса и школы настолько шире и глубже документа, что урегулировать ее любыми перечнями прав и обязанностей практически невозможно. Впрочем, понимать недопустимость некоторых поступков можно и без инструкций.

Многие взрослые люди часто с восхищением вспоминают, как здорово было выпить с любимым учителем в походе или на экскурсии, есть примеры счастливых семей, созданных учениками и учителями — несмотря на это, подобные отношения всегда и во все времена должны быть запрещены. После выпускного — все может быть, но не до.

Психолог Яна Филимонова объясняет:

«Симпатию и привлекательность в глазах тех, кто от него зависит, чаще всего обеспечивает не сам человек своими прекрасными качествами, а его привилегированная роль. К учителю в классе приковано внимание, он обладает властью, авторитетом, он намного старше и опытнее, в конце концов. Его позицию по отношению к ученицам и ученикам, даже достигшим возраста сексуального согласия, никак нельзя назвать равной.

Возраст согласия установлен для того, чтобы отмерять, с какого момента человек становится достаточно взрослым для осознанного вступления в интимные отношения. В случае соблазнения педагогом своих учеников об осознанности не может идти речи: это самое настоящее злоупотребление служебным положением.

Опять же: среди бывших школьников мы найдем немало тех, кто вспомнит оскорбительные шутки любимого учителя со смехом и снисхождением, мол, так нам и надо было — но гораздо больше тех, кого подобные вещи раз и навсегда ранили и травмировали. Просто как раз раненые об этом вслух не вспоминают.

«Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

1492410308.jpg

Среди бывших школьников мы найдем немало тех, кого оскорбительные шутки любимого учителя раз и навсегда ранили и травмировали

На третьем — оскорбительные отзывы учителя о любом взрослом в присутствии детей. О директоре, любом другом учителе, любом родителе, конкретно или обобщая, даже в тех случаях, когда действительно есть за что критиковать или резко отзываться — но учитель не имеет права обсуждать с детьми личности и поступки взрослых, лично знакомых участникам обсуждения, людей.

Оставлять такие разговоры без реакции нельзя — и если учитель не отреагирует на ваше замечание ему в личном разговоре, вопрос нужно выносить на рассмотрение вышестоящей инстанции.

Вот это — на самом деле опасные ситуации, требующие вмешательства в образовательный процесс. Странно, но такие проступки учителей остаются незамеченными гораздо чаще, чем, например, приезд музея с входными билетами, за которые нужно заплатить.

OpenData

г.Бишкек, Дом Правительства

от 14 января 2001 года № 9

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О статусе учителя

Принят Законодательным собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 26 декабря 2000 года

Глава III. Обязанности и ответственность учителя

Глава IV. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
учителя

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики,

регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с

деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих

качественное улучшение правового положения учителей учреждений

общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, реализацию

гарантий их социальной защищенности.

Статья 1. Содержание статуса учителя

Учитель - лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и

соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего среднего,

дошкольного и внешкольного образования, выполняющее учебную, научную,

методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятель-

Условия и характер педагогической работы определяют содержание

статуса учителя, включающего в себя права, обязанности и

ответственность учителя, а также гарантии их реализации.

Учитель пользуется всеми правами и свободами, закрепленными

(В редакции Закона КР от 18 июля 2005 года №105 )

Статья 2. Лица, имеющие статус учителя

Статус учителя имеют граждане Кыргызской Республики или граждане

любой другой страны, имеющие необходимое педагогическое образование

и соответствующую квалификацию, работающие в дошкольных образова-
тельных, общеобразовательных, внешкольных образовательных, специальных
образовательных организациях, организациях дополнительного образования
детей и подростков различных типов и форм собственности, выполняющие
учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и
руководящую деятельность.

(Часть 2 утратила силу в соответствии с Законом КР
от 15 января 2013 года N 3)

Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации,

аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-

воспитательной деятельности, производится в соответствии с

законодательством Кыргызской Республики.

Статья 3. Законодательство о статусе учителя

Законодательство Кыргызской Республики о статусе учителя состоит из

Конституции Кыргызской Республики, закона в сфере образования, настоящего

Закона и иных нормативных правовых актов, определяющих права, обязанности

и ответственность учителя, а также вступивших в установленном законом

порядке в силу международных договоров, участницей которых является

(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года № 144)

Статья 4. Принципы педагогической деятельности учителя

Основными принципами педагогической деятельности учителя являются:

- личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию,

- гуманистический характер обучения и воспитания, обеспечивающий

уважение прав и свобод учащегося, национально-культурных традиций;

- приверженность общечеловеческим моральным принципам и

- недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации, огра-
ничения прав или оказания привилегий учащимся по признаку пола, расы,
языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возрас-
та, происхождения, имущественного или иного положения, а также других
обстоятельств

- воспитание учащихся в духе любви к родине, высокой

гражданственности, дружбы между народами;

- свобода выбора организационных методов и форм педагогической

- единство принципов обучения и воспитания;

- совершенствование своих знаний на основе новейших достижений

науки, техники и культуры;

- тесный контакт с учащимися и их семьями;

- сотрудничество с детскими и молодежными объединениями, трудовыми

коллективами, а также заинтересованными государственными и

негосударственными организациями, деятельность которых не запрещена

законодательством Кыргызской Республики.

Статья 5. Права учителя в профессиональной деятельности

Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необ-
ходимое образование и соответствующую педагогическую квалификацию, опре-
деляемые законом

Учитель имеет право:

- на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания,

учебников и учебных пособий, согласно государственным

образовательным стандартам, утверждаемым Правительством;

- на участие в разработке новых авторских программ, учебников и

- на создание и использование новаторских методов и приемов,

проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение передового

педагогического опыта в практику;

- на поощрение за создание, использование и внедрение новаторских

методов и приемов в педагогической деятельности;

- на индивидуальную педагогическую деятельность в порядке,

установленном законодательством Кыргызской Республики;

- на досрочную аттестацию с целью повышения категории;

- на повышение квалификации в установленном порядке не реже одного

раза в пять лет;

- на охрану прав и интересов несовершеннолетних.

Учитель пользуется правом работы по совместительству в

соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики и другими

нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Учитель имеет право участвовать в управлении школой.

Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том

случае, когда полностью или частично изменяется организация

системы школьного образования.

(В редакции Закона КР от 15 января 2013 года №3)

Статья 6. Защита чести и достоинства учителя

Учителю как гражданину Кыргызской Республики или любой другой

страны гарантируются защита чести и достоинства.

Система инспекции и контроля профессиональной деятельности учителя

не должна ограничивать свободу творческой инициативы учителя. В

ходе аттестации и других случаях оценка работы учителя должна быть

объективной и доводиться до сведения учителя.

Порядок аттестации, инспекции и контроля за деятельностью учителя
разрабатывается уполномоченным государственным органом в области образо-
вания и утверждается Правительством.";

в части 4 слова "общеобразовательных школ, дошкольных и
внешкольных учреждений" заменить словами "дошкольных образовательных,
общеобразовательных, внешкольных образовательных, специальных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и подростков

Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ,

дошкольных и внешкольных учреждений на сельскохозяйственные и другие

работы, не связанные с их профессиональной деятельностью.

Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство в

вопросы, которые по своему характеру входят в круг

профессиональных обязанностей учителя.

(В редакции Закона КР от 15 января 2013 года №3)

Статья 7. Право на материальное обеспечение

Размер заработной платы учителя устанавливается в порядке, опреде-

ленном законодательством Кыргызской Республики.

Заработная плата учителя рассчитывается на финансовый год (12 ме-

Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета
могут устанавливать надбавки к заработной плате учителей в рамках каждой
категории.

Дошкольные образовательные, общеобразовательные, внешкольные образовательные, специальные образовательные организации, организации дополнительного образования детей и подростков,

дошкольные и внешкольные образовательные организации могут

самостоятельно устанавливать надбавки и доплаты педагогическим работни-

кам из собственных, спонсорских средств по согласованию с попечительс-

ким советом и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(Часть 5 утратила силу в соответствии с Законом КР

Работа учителя, превышающая стандартную норму (ставку), оплачивается.

(Часть 7 утратила силу в соответствии с Законом КР

(Часть 8 утратила силу в соответствии с Законом КР

(Часть 9 утратила силу в соответствии с Законом КР

Государство обеспечивает своевременную выплату заработной платы

учителям и руководителям школ из республиканского бюджета и местного

бюджетов в полном объеме в течение всего года.

В случае несвоевременной выплаты заработной платы учителям оплата

производится с индексацией согласно Закону Кыргызской Республики "Об

обеспечении своевременности выдачи заработной платы, пенсии, пособий и

иных социальных выплат".

Учителям, работающим в высокогорных и отдаленных сельских районах,

предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке, уста-

навливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Лицам, не обеспеченным жилой площадью или нуждающимся в улучшении

жилищных условий, местными государственными администрациями и органами

местного самоуправления предоставляются земельные участки для строи-

Учителям, работающим в дошкольных образовательных, общеобразователь-
ных, внешкольных образовательных, специальных образовательных организациях,
организациях дополнительного образования детей и подростков, имеющим
ученую степень кандидата или доктора наук, устанавливаются

надбавки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Запрещается производить удержания из заработной платы учителей, не

предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Дошкольные образовательные, общеобразовательные, внешкольные образо-
вательные, специальные образовательные организации, организации дополни-
тельного образования детей и подростков имеют

право выделять средства на проведение факультативных занятий, кружков

по выбору учащихся, организацию кружков, клубов, научных студий, спор-

тивных и других объединений, на оплату лекций.

Статья 8. Право на социальное обеспечение

Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта и

социальные льготы, связанные с репродуктивной функцией.

Органы местного самоуправления за счет средств местного
бюджета обязаны предоставлять учителям льготы при оплате

эксплуатационных расходов по содержанию жилой площади и коммунальных

услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство.

Статья 9. Право на отдых

Право учителя на отдых обеспечивается рациональным планированием

учебной нагрузки, предоставлением еженедельного отдыха, а также

ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством

" Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя определяется
законодательством Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 15 января 2013 года №3)

Статья 10. Право на охрану здоровья

Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое проведением

санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-

профилактических мероприятий в соответствии с законодательством

Учителю в обязательном порядке ежегодно проводится бесплатное

амбулаторное медицинское обследование в государственных лечебно-

Учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в

пансионатах и туристических базах на льготных условиях,

устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.

(Статья 11 утратила силу в соответствии с Законом КР от 18 июля 2014 года № 144)

Статья 12. Право на отсрочку от призыва на действительную

воинскую службу выпускников педагогических факультетов

высших профессиональных и средних профессиональных

Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных и

средних профессиональных учебных заведений, направленным на работу

в сельскую местность, на весь период трудовой деятельности в

сельских дошкольных образовательных, общеобразовательных, внешкольных
образовательных, специальных образовательных организациях, организациях
дополнительного образования детей и подростков предоставляется отсрочка
от призыва на действительную воинскую службу.

(В редакции Закона КР от 15 января 2013 года №3)

Статья 13. Право на поощрение

За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрас-
тающего поколения учитель может быть представлен к ведомственным наградам уполномоченного государственного органа в области образования и к государственным наградам .".

(В редакции Закона КР от 15 января 2013 года №3)

Статья 14. Ограничение видов деятельности учителя

Учитель не имеет права:

- на проведение религиозной, атеистической пропаганды в школах;

- на организацию политических групп, партий в школах;

- на распространение шовинистической, националистической,

- на вовлечение школьников в забастовочное движение и политические

- на насилие над учащимися.

Обязанности и ответственность учителя

Статья 15. Обязанности учителя

- проводить обучение на высоком профессиональном уровне,

обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня

государственных образовательных стандартов;

- проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к

родителям, старшим, к культурно-историческим ценностям Кыргызстана,

его государственному устройству, воспитывать бережное отношение к

- утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали:

доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и

- постоянно совершенствовать свои педагогические знания и

- уважать честь и достоинство учащихся;

- готовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания,

мира, согласия между народами;

- содействовать развитию индивидуальных творческих способностей

Статья 16. Административная, гражданско-правовая и уголовная

Учитель за совершение правонарушения несет ответственность в

соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Подготовка, переподготовка и повышение

Статья 17. Подготовка педагогических кадров

В Кыргызской Республике профессиональную подготовку учительских

кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и

высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.

Профессиональное педагогическое учебное заведение несет

ответственность за свою деятельность перед личностью, государством и

обществом. Контроль за соответствием деятельности профессионального

педагогического учебного заведения целям, предусмотренным его уставом,

осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители)

профессионального педагогического учебного заведения и уполномочен-
ный государственный орган в области образования, выдавший лицензию на

ведение образовательной деятельности.

Прием студентов по педагогической специальности в государственные

профессиональные педагогические учебные заведения осуществляется

на конкурсной основе по плану приема на подготовку специалистов в

пределах государственного заказа за счет средств республиканского

(В редакции Закона КР от 15 января 2013 года №3)

Статья 18. Повышение квалификации и переподготовка учительских

Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации
и переподготовки учителей государственных дошкольных образовательных,
общеобразовательных, внешкольных образовательных, специальных образова-
тельных организаций, организаций дополнительного образования детей и
подростков учреждений всех типов.

Повышение квалификации учителей осуществляется по договора, заключен-
ным юридическими лицами с организациями высшего и послевузовского профес-
сионального образования, организациями дополнительного профессионального
образования, за счет средств юридических лиц.".

Государство гарантирует предоставление учителям и научно-

педагогическим работникам творческого отпуска для научно-

педагогической, учебно-методической, изобретательской,

экспериментальной и экспертной деятельности.

Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-

педагогических работников в части, не урегулированной

законодательством, устанавливаются Правительством Кыргызской

(В редакции Закона КР от 15 января 2013 года №3)

Статья 19. Обязанность и ответственность государственных органов,

органов местного самоуправления, предприятий,

учреждений, организаций и должностных лиц

по обеспечению реализации настоящего Закона

Государственные органы, органы местного самоуправления,

предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные

лица, органы государственного управления образованием в пределах

своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего

Закона. Должностные и другие лица, виновные в неисполнении или

ненадлежащем исполнении обязанностей по реализации прав учителей,

несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской

Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных

органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей

в области административного управления, возмещается в полном объеме в

соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2001 года.

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные

правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Кыргызской Республики А.Акаев

Программалык камсыздоо Европа Бирлигинин жана БУУӨПтун КРда укуктук реформаны колдоо боюнча долбоорунун жардамы менен жасалды



Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.


Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок - это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

"Вова, ставлю тебе двойку за поведение", - слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика - он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (п.65).


Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы - преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.


Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.


Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде "Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?" или "Кто из тебя вырастет!".


О таком запрете прямо говорится в Законе "Об образовании" (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

"Звонок для учителя" - любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами "Мать в школу придет - отдам ей" или "После урока заберешь". Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.


Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.


Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.


Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания - больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке - только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Фото из архива

Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику "Право на защиту: советы адвоката". В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников. Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности - как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество. В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования - для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством. Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3. КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель - это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен - дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду - воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты. Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда. Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

- фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

- фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

- фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

- обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

- подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах. Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом. Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником. Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем - незаконная мера.

Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители. В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст. 34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба. По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья. По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

Читайте также: