Что называют правовым воспитанием в узком смысле

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.

В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитания, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Конец двадцатого столетия, характеризовавшийся бурными общественно-политическими преобразованиями, в том числе крушением государственности и ростом числа совершенных противоправных деяний стал временем, когда правовому воспитанию личности практически не уделялось внимание. Между тем, становление Российской Федерации как правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня правовой культуры населения, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества. Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и эффективных механизмов воспитания.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов, возможна только в условиях реальной демократии.

Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В.В. Оскамытного, М.Ф. Орзих, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, Л.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, В.А. Шегорцова, Л.С. Явича. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, Г.А. Голубева, B.C. Каптарь, С.Н. Кожевникова, А.А. Погорадзе, В.П. Федорина, О.Р. Шапиевой.

Таким образом, проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширить информирование населения о законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества.

Цель работы: изучение теоретических основ правового воспитания граждан в России; выявить особенности формирования правового сознания молодежи.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 25 страниц.

Теоретические аспекты системы правового воспитания в Российской Федерации

Понятие и сущность правового воспитания

В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ.[1]

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

Есть еще ряд определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Анализируя вышесказанное, подытожим: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д.

Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.[6]

С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, формирующих основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Однако правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

1.2 Механизм, формы и методы правового воспитания

Многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание и специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Система правового воспитания охватывает, с одной стороны, различные категории воспитываемых граждан, с другой — деятельность государственных органов по осуществлению правовоспитательной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной – это юридические факультеты и вузы, Академия и школы МВД, юридические техникумы, народные университеты и факультеты правовых знаний и т.п., для других — только одной из функций: Советы народных депутатов, суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и т.п.[7]

В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь звеньев:

1) общественное правовое сознание;

2) систему норм права;

3) формы и средства правового воспитания;

4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в правосознании общественном.

Правовая информация, т.е. определенная совокупность сведений о праве как эффективном регуляторе общественных отношений, является своего рода стержневой нитью, связывающей в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма, и придает этой связи импликативный характер. На уровне первых трех элементов правовоспитательного механизма правовая информация выступает в роли информации дескриптивной (оповещающей), на уровне четвертого элемента (правосознания воспитуемых) — превращается, при глубоком ее усвоении, в информацию прескриптивную (командную).

Общественное правосознание является начальным структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма расположено еще несколько компонентов, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей.

Правовое воспитание включает в себя следующие составные части:

- субъекты воспитания (органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность);

- объекты воспитания (воспитываемые отдельные граждане или группы населения);

- совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

Основные элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса:[8]

1. Правовая пропаганда - распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.

2. Правовое обучение - данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.

3. Юридическая практика - как бы не старалось вести активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись, но если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права - это необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.

4. Самовоспитание - это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.

Любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление право-воспитательного воздействия, его определенная внешняя организация, а правовоспитательное средство представляет собой канал, источник правовой информации с помощью которого осуществляется правовое воспитание.

Если правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное средство — при помощи чего оно осуществляется.

В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся группы правовоспитательных форм:[9]

- профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля);

- правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и т.п.);

- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.).

В современных условиях применяются и другие разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).[10]

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.

Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

В условиях роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами. Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.

Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая им воспринять правовые принципы и нормы.

Исходя из этого, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Понятие, методы и формы правового воспитания

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры. Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Схема: Основные формы и методы правового воспитания

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Схема 2: Формы

Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.

Методы правового воспитания

Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:

  1. Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
  2. Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства. Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки. Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
  3. Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
  4. Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.

Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.

Любая страна, позиционирующая себя как правовое государство, должна предусматривать комплекс систематических мероприятий по повышению уровня правовой культуры граждан. Для чего? Только на основе сильного гражданского общества, то есть людей с активной позицией и высоким уровнем правовой культуры, строится такой тип государства. Кроме того, существенным признаком правового государства является верховенство закона. А чтобы он соблюдался, необходимо уважительное к нему отношение со стороны большинства членов социума. Таким образом, требуется тщательно спланированная и регулярная работа по правовому воспитанию граждан.

Что называют правовым воспитанием

Правовое воспитание – это систематическая работа, осуществляемая в социуме для формирования у граждан определенного уровня правовой культуры и правосознания, направленная на выработку законопослушного поведения и развитие ценностных правовых ориентаций.

Урок в школе

Выделяют несколько элементов данного процесса:

  • субъекты (граждане и их объединения, общественные организации, должностные лица и органы власти, государство);
  • объекты (отдельные граждане и категории: дети, молодежь, военнослужащие и т.д.);
  • содержание (различные методы и формы воспитания, с помощью которых формируется правовое сознание).

Воспитание правосознания общества в целом начинается в правового просвещения каждого индивида. Чем более высоким уровнем правовой культуры обладают отдельные граждане, тем быстрее повышается уровень юридической грамотности социума.

Формы воздействия

Правовое воспитание осуществляется в следующих формах:

  1. Правовое образование. На сегодняшний день во многих школах и других учебных заведениях ведется преподавание права как обособленной дисциплины. Некоторые организации уже на протяжении двух десятилетий работают в эксперименте по правовому образованию, и школьники здесь углубленно изучают данный предмет. Это обусловлено необходимостью повышения правовой грамотности населения и пропедевтикой профессионального юридического образования. Школьники, имеющие базовую подготовку в области права, легко и более результативно осваивают профессии следователя, прокурора, адвоката, судьи.
  2. Юридическая практика. Погружение студентов юридических вузов в практическую деятельность по применению правовых норм. Важный аспект обучения, без которого невозможно осуществить качественную подготовку специалиста в области юриспруденции.
  3. Пропаганда. Распространение юридических знаний среди населения посредством печатных изданий, телевизионных передач, организации лекториев, консультаций и т.п.).
  4. Работа с правонарушителями. Подразумеваются меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним нарушителям закона, а также профилактические мероприятия с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, направленные на перевоспитание личности преступника.

Кадеты СК

Стоит отметить, что одной лишь информированности населения недостаточно для формирования достаточного уровня правовой культуры. Недаром говорят, что вооружая ученика правовыми знаниями, но не прививая ему нравственных принципов, мы воспитываем угрозу обществу. Человек должен не только знать закон, но и уважать его, а значит, соблюдать нормы права, исполнять установленные государством и обществом обязанности.

Средства и методы воспитания

Под средствами воспитания подразумевают различные предметы, теоретические материалы, технические возможности, варианты передачи информации, образующие системы, направленную на правовое просвещение населения.

Они делятся на две группы: устные и материальные.

К первой категории относятся:

  • правовые беседы;
  • уроки и факультативные занятия;
  • лекции, семинары, тренинги;
  • встречи с представителями юридической специальности;
  • экскурсии в музеи МВД, Прокуратуры, в суд и т.п.;
  • социальные проекты правовой направленности.

Вторая группа представлена:

  • законами и подзаконными актами;
  • учебными пособиями;
  • печатными изданиями (газетами, журналами).

Экскурсия

Методы воспитания – это те способы и техники, с помощью которых осуществляется действенное целенаправленное воздействие на воспитуемого.

В правовом воспитании модно выделить шесть основных методов:

  1. Убеждение. Выражается в теоретическом информировании с целью навязывания определенной позиции, формирования культуры поведения, уважения к закону.
  2. Наблюдение. Проявляется в установлении контроля за воспитуемым.
  3. Поощрение. Представляет собой стимулирование объекта различными материальными и нематериальными средствами для достижения определенного образца поведения.
  4. Соревнование. Имеет место в образовательном процессе и профессиональной деятельности. Различные правовые конкурсы и олимпиады школьников способствуют повышению качества юридических знаний, а материальная система поощрения лучших работников правоохранительных органов улучшает эффективность труда и карьерный рост отдельных сотрудников.
  5. Принуждение. С помощью этих мер можно заставить конкретного субъекта общественных отношений исполнять установленные обязанности, а нарушителя права привлечь к ответственности.
  6. Личный пример. Выражается в яркой демонстрации воспитуемым положительного правового поведения. Благодаря этому реализуется мощное воздействие на сознание человека или группы людей.

Беседа

На каких принципах основано

Правовое воспитание, как и любой другой вид образовательного воздействия, характеризуется рядом принципов:

  1. Объективность.
  2. Целесообразность.
  3. Неразрывность воспитания и самовоспитания.
  4. Неразделенность обучения.
  5. Личностное ориентирование.
  6. Планирование деятельности.
  7. Требовательное отношение к воспитуемому.
  8. Сочетание учебы, практики, исследовательской работы.

Правовое воспитание находится в тесной взаимосвязи с формированием политического мировоззрения. Сознательное законопослушное поведение и уважительное отношение к закону возможны только при должном признании авторитета государства. Пренебрежение властью и системой законодательства порождает правовой нигилизм как одну из форм деформации правового сознания.

Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных фактов.

Правовое воспитание (в узком смысле) – целенаправленный. Управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Задачи правового воспитания:

1. Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения.

2. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства

3. Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике

4. Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями

5. Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Особенности правовоспитательного процесса:

1. Его исходной базой выступает система правовых норм

2. До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты.

3. Он опирается на возможность государственного принуждения

4. Его воздействие оказывается на всех субъектов права, как добропорядочных, так и правонарушителей

5. Осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов

6. Осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих право воспитательный процесс, приводящий в идеале к юридическому всеобучу.

Элементы системы правового воспитания:

1. Субъекты (воспитатели)

2. Объекты (воспитуемые)

3. Право воспитательные мероприятия (формы, средства, методы)

Виды правовоспитательных форм:

1. Профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля)

2. Правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные консультации т.д.)

3. Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.)

Виды правовоспитательных средств: материальные (нпа, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

Методы правового воспитания: убеждение; поощрение; принуждение.

60. Основные правовые семьи (романо-германская, англо-саксонская, семья религиозного права, семья традиционного права).

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции, (восприятия, заимствования) римского права в XII—XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и система кодексов, например, гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы — прецеденты, составляющие систему общего права.




Помимо указанных семье общего права присущи следующие особенности:

1) своеобразное понимание норм права — они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты вправе не любые суды, а лишь Верховный суд Англии. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства.

Славянская правовая семья стала выделяться в качестве самостоятельной только в самое последнее время.

Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:

• самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI -XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации;

• тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности;

• будучи прямым наследником Византийской империи, славянская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее — рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим свои закономерности развития.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Особенности мусульманского права состоят в следующем:

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет посты, которые мусульманин должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран — священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник — Сунна — сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий, которые должны служить образцами для мусульман. Третий источник — Иджма — комментарии ислама, составленные его толкователями. Четвертый источник – Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе — индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии и др.

Для этой правовой семьи характерны:

1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы — касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них — отлучение от касты.

2. Источником права и религии считаются веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права — идея примирения сторон, заинтересованных лиц

Читайте также: