Что можно сказать по поводу содержания статей 2 и 3 декларации

Обновлено: 02.07.2024

Далее представлены ответы на самые рапространенные вопросы по заполнению, подготовке и отправке энергодекларации. Напоминаем, что специалисты нашей компании осуществляют подготовку энрегодеклараций, заполнение и расчет, стоимость услуг начинается от 2000 руб.

Где взять приказ, порядок заполнения, инструкцию по заполнению, примеры и формы самих деклараций?

Всю необходимую информацию по заполнению можно скачать на сайте Минэкономразвития России в разделе Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии.

Если помещение находится в аренде, должна ли заполняться декларация?

Да. Для организаций без филиалов декларация заполняется только по вкладке "Общий раздел", для организаций с филиалами заполняются вкладки "Общий разлел" и "Общий раздел филиала". Раздел по зданиям в декларации заполняется только для тех арендуемых зданий, строений, сооружений, в отношении которых у организаций есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (право на реконструкцию систем освещения, водоснабжения, отопления, право на утепление зданий, замены оборудования, установленного собственником здания). В противном случае заполнения раздела по зданиям не требуется.

Как преобразовать Excel декларацию в формат PDF?

1) "Файл" - "Печать" - Принтер (выбираем: Microsoft Print To PDF) - Напечатать всю книгу - Книжная ориентация, А4, Настраиваемые поля, Параметры масштабирования (Выбираем: Вписать все столбцы на одну страницу) - Жмем "Печать" - Пишем название декларации согласно инструкции - Сохраняем.

В какой срок должны быть представленны декларации в формате PDF и Excel?

До 30 апреля 2020 года.

Нужно ли указывать год на титульном листе декларации?

Да, нужно обязательно указать год за который представляется декларация.

Кем заполняются декларации, если у организации есть филиалы (представительства)?

В случае наличия у субъекта декларирования филиалов (представительств), по решению головной организации, декларации в отношении головной организации и в отношении каждого филиала (представительства) могут заполняются ответственными лицами головной организации и соответствующих филиалов (представительств) самостоятельно.

При этом, сведения, указанные в декларациях филиалов (представительств) субъекта декларирования, должны быть проверены и подтверждены головной организацией субъекта декларирования.

Какие формы деклараций заполнять в случае наличия у организации филиалов (представительств) и без?

Организация должна прислать на электронную почту Минэкономразвития России в формате PDF и Excel один из двух следующих вариантов декларации: если организация не имеет филиалов, то заполняется декларация под названием "Декларация_без филиалов" согласно инструкции; если у организации есть филиалы, то заполняется декларация под названием "Декларация_с филиалами" согласно инструкции.

Кто осуществляет сбор деклараций?

Реквизиты каких документов требуется указать по пункту 13 общего раздела декларации?

Указываются реквизиты годового отчёта о деятельности учреждения, который сдается в ГРБС. Также, при наличии, реквизиты отчета о выполнении программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

На какой документ необходимо поставить усиленную квалифицированную электронную подпись?

При подаче декларации в форме электронного документа в формате PDFи Excel отправкой на электронную почту Минэкономразвития России или по системе межведомственного электронного документооборота усиленную квалифицированную электронную подпись необходимо ставить на документ в формате PDF.

Нужно ли заново подавать декларации, если подали по Приказу №401?

Пояснение:

Приказ № 401 Минэнерго России регламентирует форму и порядок подачи информации об энергосбережении и о повышение энергетической эффективности, в нем не говорится про декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Из всего вышеприведенного два важных вывода:

В период с момента вступления в силу требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов до вступления в силу приказа № 707 об утверждении порядка предоставления деклараций (с 16 января 2019 года по 13 марта 2019 года) состав для административного правонарушения фактически отсутствовал, т.к. таким составом является нарушение требований к форме и порядку предоставления декларации, которые в этот период не были регламентированы.

Предоставление информации по приказу № 401 не является выполнением требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении декларации о потреблении энергетических ресурсов.

В какой форме необходимо направлять документы?

Существует два варианта подачи деклараций:

Вариант 1 – в формате электронного документа:

декларации создаются и сохраняются в форматах PDF и Excel;

PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;

создается сопроводительное письмо;

весь пакет документов направляется на электронную почту Минэкономразвития России ( Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. ) или по системе межведомственного электронного документооборота в Минэкономразвития России.

Вариант 2 – на бумажном носителе (в случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа):

все листы декларации, составленной на бумажном носителе, нумеруются сквозной нумерацией, прошиваются, скрепляются печатью субъекта декларирования (при наличии) и заверяются на последней странице подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования;

также текстовый файл декларации размещается на электронном носителе (PDF и Excel);

и бумажная версия декларации, и электронный носитель предоставляются в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения Минэкономразвития России копии декларации в срок.

Сочетание описанных выше вариантов или другие варианты предоставления, например, отправка скана декларации с подписью руководителя по электронной почте Минэкономразвития России, не допускаются!

Разделы декларации допускается размещать на двух листах.

Подача информации по ППРФ-20

Согласно п. 5 и 6 ППРФ-20:

5. В случае отсутствия у федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления технической возможности представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы электронный документ, сохраненный на электронном носителе (оптическом диске), вместе с сопроводительным письмом направляется на почтовый адрес оператора государственной информационной системы. Техническая возможность использования программных средств государственной информационной системы обуславливается наличием следующих условий:

а) наличие электронной вычислительной машины с характеристиками, позволяющими использовать программное обеспечение государственной информационной системы;

б) наличие подключения к сети Интернет;

в) возможность использования для подписания электронных документов электронной цифровой подписи уполномоченного лица соответствующего органа.

6. В случае отсутствия любого из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий считается, что техническая возможность представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы отсутствует.

Согласно п.4 ППРФ-391:

4. Создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы.

Следовательно, информацию, сформированную согласно ППРФ-20, необходимо направлять Минэкономразвития России, контакты для отправки приведены на официальном сайте ведомства.

Необходимо ли заполнять декларации МУП и ГУП?

Нет, заполнение деклараций не требуется, т.к. ГУП и МУП не являются учреждениями, а являются предприятиями.

Как заполнять разделы по потреблению энергоресурсов, если на несколько зданий стоит один прибор учета?

Доступ к заполнению как деклараций, так и информации по ППРФ-20 закрыт. Для предоставления информации по ППРФ-20 используйте альтернативный вариант подачи.

Для заполнения декларации нужно перечислять все здания, которые числятся на балансе или которые отапливаются?

Необходимо перечислить все здания.

При внесении информации по числу работников, общеобразовательное учреждение считает количество учеников как сотрудников, или указывать только фактических работников?

В листе по зданиям – пишется суммарное количество сотрудников и посетителей.

На какую площадь необходимо делить объем потребляемых энергоресурсов для определения удельных показателей потребления в пункте 15 листа по зданиям (ЗN)?

Необходимо делить на общую площадь.

Как заполнять декларацию, если учреждение прекратило свою деятельность путем присоединения к другому учреждению к определенной дате в 2019 году? Как в этом случае заполнять энергодекларацию за 2019 год тому учреждению, к которому с определенной даты присоединилось другое учреждение? Надо ли показывать в энергодекларации данные за период юридического лица, которое прекратило деятельность? Или надо подавать отдельную энергодекларацию за период юридическому лицу, которое прекратило свою деятельность?

Если в отчетном году произошло присоединение одного учреждения к другому, в том числе, с принадлежащим ему зданием (зданиями), необходимо к общему потреблению на конец года объединенной организации прибавить потребление присоединенного учреждения до присоединения. Заполняется в единой декларации.

Как заполнять декларацию, если организация арендует помещение в здании на возмездной или безвозмездной основе?

Декларации подаются для отдельностоящих зданий, находящихся в собственности пользователя. Декларация заполняется только для зданий, строений, сооружений, в отношении которых у организаций есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

В случае размещения организации в помещениях, расположенных только в части здания, строения, сооружения, подаются декларации, в которых заносится только информация об организации, информация о самом здании и потребляемых ресурсах не предоставляется (проставляются нули и прочерки).

Как узнать что декларация принята?

а) соответствие поступившей декларации (копии декларации) форме декларации, утвержденной приказом №707 Минэкономразвития России;

б) соответствие требованиям Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России к формату декларации;

в) соблюдение срока представления декларации (копии декларации), предусмотренного Порядком приказа № 707 Минэкономразвития России;

г) соблюдение требований, установленных пунктом 5 Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России, к оформлению копии декларации (в случае представления копии декларации на бумажном носителе).

Если в течение 30 календарных дней вам не приходит ответ – декларация считается принятой.

На кого писать сопроводительное письмо при отправке декларации? Есть ли образец сопроводительного письма?

Сопроводительное письмо пишется на Министерство экономического развития Российской Федерации (обезличенно).

Пример текста сопроводительного письма:

ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование

Два основания для запроса документов

Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, связанного с адресатом запроса).

Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, при проверке данных учета и отчетности или во время проведения предпроверочного анализа (определение Верховного суда РФ от 23.09.20 № 307-ЭС20-13138 по делу № А56-51770/2019, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.12 № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). Но в подобных случаях круг интересов проверяющих законодательно органичен конкретной сделкой.

Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.

Запросы при проверке контрагента

Порядок запроса у налогоплательщика информации о его контрагенте урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления запроса. Начнем с описания данной процедуры.

Направление требования

Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В такой ситуации ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).

ВНИМАНИЕ

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно

Содержание требования

Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности налоговиков. Дело в том, что Налоговый кодекс не установил для этого случая каких-либо ограничений по составу запрашиваемых документов (информации) или по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Поэтому в большинстве случаев споры по поводу содержания требования заканчиваются победой налоговиков.

Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).

А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС вправе потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).

При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы для проверки контрагента (постановление АС Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).

Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судов, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление АС Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление АС Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).

Сведения по конкретной сделке

Составляйте договоры ГПХ по готовым шаблонам Составить бесплатно

Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Примеры такой операций — получение бюджетных субсидий, выплата дивидендов, внесение вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина от 17.07.13 № 03-01-18/28094).

На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, Налоговый кодекс не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.

Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление АС Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18).

ВНИМАНИЕ

Штрафы за неисполнение требования

Первый. Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о направлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).

Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в УФНС по региону. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.

ВНИМАНИЕ

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Упрощенная налоговая декларация - дальше как есть.

Плательщики налога на прибыль, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы декларации по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

При этом НК РФ предусматривает возможность представить вместо этого документа единую (упрощенную) налоговую декларацию [1] (далее – упрощенную декларацию) при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 80):

  • не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации);
  • отсутствуют объекты налогообложения по одному или нескольким налогам.

Упрощенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.

На практике нередко возникают вопросы, связанные со сдачей упрощенной декларации. Два из них мы и рассмотрим.

Ситуация 1. За полугодие сдана упрощенная декларация, в III квартале осуществляется деятельность.

Предположим, в первом полугодии 2016 года организация не осуществляла операции, в результате которых происходит движение денежных средств, и не имела объектов налогообложения. За I квартал и полугодие она представила в налоговый орган упрощенные декларации. В III квартале 2016 года организация начала осуществлять деятельность и за девять месяцев представила декларацию по налогу на прибыль. Возникает ли у нее обязанность сдать в налоговый орган за I квартал и полугодие 2016 года декларации по налогу на прибыль?

Налоговый кодекс не содержит порядка действий для подобной ситуации и не содержит требования о замене ранее правомерно представленных упрощенных деклараций на декларации по налогу на прибыль.

Пункт 1 ст. 81 НК РФ определяет, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В рассматриваемой ситуации в упрощенных декларациях не были выявлены факты неполноты отражения сведений или ошибки. Поэтому отсутствуют основания для применения этой нормы и подачи за названные периоды деклараций по налогу на прибыль в качестве уточненных.

Порядок действий для такого случая не рассмотрен ни в НК РФ, ни в порядке заполнения формы упрощенной декларации, по нему нет официальных разъяснений контролирующих органов и мнения судов.

Из взаимосвязи п. 2 ст. 80 и п. 1 ст. 289 НК РФ следует, что плательщику налога на прибыль, не осуществляющему операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющему по этому налогу объекта налогообложения, дано право выбора: представлять декларацию по налогу на прибыль или упрощенную декларацию.

Рассмотрим, содержит ли НК РФ принцип последовательности представления деклараций и обязывает ли его соблюдать? Упоминание о каком-либо принципе последовательности имеется только в ст. 313 НК РФ, в которой сказано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Обратимся к терминологии. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, налоговая декларация не является частью налогового учета. Следовательно, критерий последовательности применения норм и правил налогового учета не распространяется на налоговые декларации.

Таким образом, НК РФ не содержит норм, требующих:

В то же время мы рекомендуем в данной ситуации руководствоваться принципом последовательности представления налоговых деклараций, хотя он и не прописан в НК РФ, и подавать по итогам 2016 года декларацию по налогу на прибыль.

[1] Форма упрощенной декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н.

Упрощенная налоговая декларация - дальше как есть.

Плательщики налога на прибыль, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы декларации по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

При этом НК РФ предусматривает возможность представить вместо этого документа единую (упрощенную) налоговую декларацию [1] (далее – упрощенную декларацию) при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 80):

  • не осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации);
  • отсутствуют объекты налогообложения по одному или нескольким налогам.

Упрощенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.

На практике нередко возникают вопросы, связанные со сдачей упрощенной декларации. Два из них мы и рассмотрим.

Ситуация 1. За полугодие сдана упрощенная декларация, в III квартале осуществляется деятельность.

Предположим, в первом полугодии 2016 года организация не осуществляла операции, в результате которых происходит движение денежных средств, и не имела объектов налогообложения. За I квартал и полугодие она представила в налоговый орган упрощенные декларации. В III квартале 2016 года организация начала осуществлять деятельность и за девять месяцев представила декларацию по налогу на прибыль. Возникает ли у нее обязанность сдать в налоговый орган за I квартал и полугодие 2016 года декларации по налогу на прибыль?

Налоговый кодекс не содержит порядка действий для подобной ситуации и не содержит требования о замене ранее правомерно представленных упрощенных деклараций на декларации по налогу на прибыль.

Пункт 1 ст. 81 НК РФ определяет, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В рассматриваемой ситуации в упрощенных декларациях не были выявлены факты неполноты отражения сведений или ошибки. Поэтому отсутствуют основания для применения этой нормы и подачи за названные периоды деклараций по налогу на прибыль в качестве уточненных.

Порядок действий для такого случая не рассмотрен ни в НК РФ, ни в порядке заполнения формы упрощенной декларации, по нему нет официальных разъяснений контролирующих органов и мнения судов.

Из взаимосвязи п. 2 ст. 80 и п. 1 ст. 289 НК РФ следует, что плательщику налога на прибыль, не осуществляющему операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющему по этому налогу объекта налогообложения, дано право выбора: представлять декларацию по налогу на прибыль или упрощенную декларацию.

Рассмотрим, содержит ли НК РФ принцип последовательности представления деклараций и обязывает ли его соблюдать? Упоминание о каком-либо принципе последовательности имеется только в ст. 313 НК РФ, в которой сказано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Обратимся к терминологии. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, налоговая декларация не является частью налогового учета. Следовательно, критерий последовательности применения норм и правил налогового учета не распространяется на налоговые декларации.

Таким образом, НК РФ не содержит норм, требующих:

В то же время мы рекомендуем в данной ситуации руководствоваться принципом последовательности представления налоговых деклараций, хотя он и не прописан в НК РФ, и подавать по итогам 2016 года декларацию по налогу на прибыль.

[1] Форма упрощенной декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н.

Читайте также: