Что может обеспечить прыгуну постановку ног на песок как можно дальше

Обновлено: 28.06.2024

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.

Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости.

Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику, занятия, усиливают их физиологическое воздействие.

Очень ценны прыжки со скакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости детей. Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки. Прыжки со скакалкой эмоциональны и разнообразны, их следует широко использовать в гимнастических выступлениях детей на различных праздниках.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ

Прыжок - один из видов основных движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям.

Существуют разнообразные виды прыжков,в детском саду применяются:

- подскоки на месте;

- подскоки с продвижением;

- прыжки места и с разбега в длину и в высоту;

-прыжки с высоты, или, как их еще называют, в глубину;

- прыжки со скакалкой, как разновидность подскоков.

В прыжкахнет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определённой последовательности движение.

В каждом прыжкеразличают четыре фазы движения:

Смысл подготовительной фазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад. В подготовительной фазе прыжков с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.

Фаза отталкивания — наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой. В работе с дошкольниками не надо стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.

В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.

Приземление надо тщательно отрабатывать.

Основная задача этой фазы прыжка — погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Неумение координировать движения и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку. Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.

Все виды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные с преодолением препятствий, и прыжки с разбега, когда разбег приходится сочетать с отталкиванием в обозначенном месте и дальнейшим переходом через планку.

Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину с места, и завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега.

Во второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

Начинают обучение детей прыжкам с подпрыгивания на двух ногах на месте. При этом им показывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились.

Доступны детям данного возраста и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед на определённое расстояние, в точно обозначенное место.

прыжок вверх с места через невысокое препятствие, что требует уже более энергичного толчка вверх.

Прыжки с места в длину начинают разучивать тоже с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т. е., используют зрительные ориентиры.

Перепрыгивание через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается. (Практикум: подпрыгивание, прыжок в длину с места, прыжок с высоты, перепрыгивание.)

Всредней группы по-прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки, спрыгивания и прыжки в длину с места.

На 5-м году дети уже ловко подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед, пытаясь помогать взмахами рук. Расстояние для этого упражнения не должно превышать2—3 м. Дети продвигаются частыми легкими подскоками.

Спрыгивают дети с высоты не более 20 см. Дети уже должны уметь спрыгивать мягко на носочки, переходя затем на всю ступню. При этом они произвольно сгибают ноги и сохраняют устойчивое равновесие, могут принять необходимое положение рук. Спрыгивать надо вниз и только чуть-чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибают ноги.

Дети данного возраста могут выполнить подряд 4-6 прыжков в длину с места, требующих хорошей координации и мышечных усилий. Становится выраженным исходное положение. Детям показывается правильное исходное положение в прыжках в длину и глубину. На 5-м году почти все дети отталкиваются одновременно двумя ногами. Появляется и взмах руками. Однако полной согласованности в замахе, выносе рук вперед и отталкивании еще нет. Ее и не следует добиваться. Детей обучают в этом возрасте только взмаху рук вперед-вверх во время отталкивания.

Для улучшения согласованности прыжкасо взмахом рук могут служить следующие два упражнения: (показ)

1. Стоя руки вниз, подниматься на носки и опускаться на всю стопу, сначала не помогая руками, а затем сочетая со взмахом рук вперед - вверх;

2. Из полуприседа руки опущены вниз и немного отведены назад, выпрямляться, поднимаясь на носочки и опускаться на всю стопу, взмахивая руками вперед-вверх.

(Продолжение практической части: прыжок в длину с места, перепрыгивание, прыжки на правой и левой ноге на месте)

В старшей группе к освоенным ранее видам прыжков – вверх, в глубину, в длину с места – предъявляются большие требования, педагог добивается хорошей техники при отталкивании, в полёте и приземлении. А также добавляются новые виды прыжков: прыжки в высоту и в длину с разбега.

Подскоки выполняются сериями по 30-40 прыжков 2-3 раза. Они выполняются детьми легко, ритмично,и поэтому педагог вводит усложнения: при подпрыгивании на месте дети совершают дополнительные движения ногами (ноги скрестно; одна нога вперед, другая назад; с ноги на ногу);прыгают на одной ноге: на месте и, продвигаясь вперед; через линию, веревку боком, с поворотом на прыжке; с разнообразными движениями рук (поднимают вперед, в стороны; делают хлопки перед собой, над головой, сзади себя); перепрыгивают пластмассовые кегли и т. п. В прыжках на двух и одной ноге дети продвигаются вперёд на 2-3м. Дети учатся не только мягко приземляться, но и сильнее отталкиваться от земли, пола, чтобы подпрыгнуть выше, задает единый для всех ритм подпрыгиваний с помощью бубна. Упражнения выполняются группами детей или индивидуально.

Упражнения в спрыгивании в старшей группе проводятся чаще всего в сочетании с другими видами движений, например спрыгивание с гимнастической скамейки (бревна, доски) после упражнений в равновесии. Как и прежде, главным остается мягкое и устойчивое приземление. Высота предметов для спрыгивания достигает 30 см.

Продолжается работа над совершенствованием прыжка в длину с места. В этом виде прыжка у детей имеются определенные навыки. Дети самостоятельно занимают удобное исходное положение, взмахивают руками вперед-вверх во время отталкивания, сохраняют равновесие в полете и устойчиво приземляются. Но все же, несмотря на неплохую согласованность движений рук с отталкиванием, движения эти недостаточно энергичны и активны. Кроме того, дети плохо выносят в полете ноги вперед, в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги. Некоторые дети во время прыжка сильно наклоняют голову. Для отработки некоторых элементов прыжкав длину с места применяются простейшие подводящие упражнения:

- Овладению, например, активным отталкиванием, согласованным с энергичным взмахом руками вперед-вверх, помогает имитация этого движения, стоя на месте без прыжка. (Показ 1: В этом упражнении вместе с резким взмахом руками вперед-вверх (свободно, одновременно, выше головы) в момент распрямления ног и подъема на носки ребенок добивается устремленности всего тела в направлении предполагаемого прыжка. Голова, грудь, плечи тянутся вперед.)

- Вынесение ног вперед в полете тоже опробывается в подводящих упражнениях. (Показ 2: дети выносят махом вперед колено, а за ним выбрасывают и голень.)

В старшей группе обучаем прыжкам с разбега в высоту и с разбега в длину. В отношении координации движений эти прыжки сложнее прыжков с места. Основное требование – уметь сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки.

Разбег для прыжка в длину колеблется у старших дошкольников в пределах 6—12 м.

К концу года дети должны совершать прыжок на расстояние не менее 100 см.

Упражнение в прыжках в длину с разбега выполняется поточным способом. На одном занятии дети выполняют примерно 5—7 прыжков с естественными промежутками, во время которых они возвращаются на исходную позицию и выслушивают пояснения педагога.

В высоту детей учат прыгать, согнув ноги, с прямого разбега. Приземление в данном виде прыжка в зависимости от интенсивности (высоты) прыжка может произойти либо перекатом с пятки на всю ступню (если прыжок далеко-высокий, либо на носки с последующим опусканием на стопу (если прыжок высокий). При приземлении не следует стремиться присесть очень глубоко, в этом случае труднее удержать равновесие. Руки при опускании на землю остаются впереди.

Важно, чтобы вначале дети научились после небольшого разбега преодолевать препятствие, не останавливаясь перед ним и не набегая на него, а также отталкиваться после разбега одной ногой — правой или левой, какой ребенку удобно Разбег не должен быть большим, примерно 6—9 шагов. Во время разбега необходимо набрать и сохранить до момента отталкивания определенную скорость.

Для эффективного отталкивания особенно важна точность последних шагов разбега.

Начиная с небольшой высоты, всего в 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до 40 см и более к подготовительной группе. Для прыжков в высоту с разбега используется веревка, к концам которой пришиваются мешочки с песком весом по 100 г. Её удобно положить на стулья или колышки стоек, повернутые в направлении прыжка. Прыжки в высоту повторяются примерно 5—7 раз. (Практикум, показывает,затем все повторяют: прыжок в высоту с разбега; без Вали прыжок вверх с небольшого разбега с доставанием предмета, на правой и левой ноге между предметами, в длину с места.)

В подготовительной к школе группе продолжается работа над улучшением техники во всех видах прыжков. Прыжки вверх у детей достаточно мощные, и поэтому усложняются задания – повернуться во время прыжка кругом, выполнить прыжок из глубокого приседа. Чтобы прыжок был как можно выше, детям предлагают в высшей точке полёта максимально подтянуть к груди колени согнутых ног, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.

Такие же требования ставятся и при прыжке в глубину: выполнить поворот на 1800; спрыгнуть спиной вперёд; спрыгивая с высоты, попадать в определенное место, например за линию, начерченную перед скамейкой или другим предметом, с которого дети спрыгивают, на расстоянии 15— 20 см, или в круги, выложенные из веревки. Такие задания требуют от детей умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в определенное место. Высота предметов, с которых дети спрыгивают, не должна превышать 30—40 см.

Усложняются прыжки на двух ногах с продвижением вперёд: надо уметь прыгать по доске или скамейке; с зажатым между ног предметом; боком через линию, продвигаясь вперёд; змейкой; вверх и вниз по доске, положенной наклонно.

При прыжках в высоту и в длину с разбега, учитывая накопленный детьми опыт, повышаются требования к более точному попаданию ногой на место отталкивания и к слитности отталкивания с разбегом. В полете дети учатся принимать более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением. Приземление становится более устойчивым. Чтобы приучить детей отталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры — черта, флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть или перепрыгнуть через них. Помогает акцентировать внимание на достаточной высоте взлета преодоление в прыжке невысокого (10—15 см) препятствия, впрыгивания обеими ногами одновременно или одной на два положенных друг на друга мата или другое возвышение.

В качестве дополнительных упражнений целесообразны прыжки через разложенные на полу, примерно на расстоянии 60—80 см друг от друга (а при беге 100 см) малые набивные мячи или большие мешочки с песком. Дети прыгают через 4—5 мячей последовательно на двух ногах вместе либо шагами с ноги на ногу.

Прыжки с разбега, как в высоту, так и в длину являются технически сложными упражнениями.

(Практикум: Прыжки на двух ногах правым, левым боком, прыжки назад. Прыжки на препятствие (мат) высотой 20см. Прыжки последовательно через 5-6 предметов высотой 15-20см, толкаясь одной ногой.)

Начиная со средней группы, детей подводят к прыжкам через короткую скакалку. Воспитатель помогает каждому подобрать скакалку по росту. Вначале, держа её впереди, дети перешагивают или перепрыгивают через неё, затем учатся держать её сзади, вращать её из-за головы вперёд одновременно двумя руками и перепрыгивать через скакалку, когда она коснётся пола. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным, без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги должны быть возможно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение. Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следует напрягать, держат их по направлению в стороны — вниз. Вначале прыжки выполняют медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивается; усложняются и задания. В начале года на одном занятии детям предлагают сделать от 10 до 20 прыжков, к концу по 20 прыжков два-три раза с перерывами для отдыха. Дышать во время прыжков надо равномерно, не задерживая дыхания.

В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой.Детей учат прыгать через скакалку разными способами: на двух ногах, с ноги на ногу, вперёд и назад, с междускоком. Продолжительность непрерывных прыжков со скакалками при систематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1-1,5 мин., в чередовании с отдыхом 2-3 раза. Прыжки через скакалку обязательны и для мальчиков.

Учим детей старшей группы прыжкам через длинную скакалку.

Начинать обучение следует с пробеганий.

Пробегания предшествуют в обучении перепрыгиваниям и прыжкам. При пробеганиях скакалку равномерно кружат в сторону занимающегося, сверху вниз. При этом в нижней точке скакалка почти касается земли. Пробегают вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас же после того, как скакалка пройдет мимо лица пробегающего по направлению к земле. На первом этапе скакалку обязательно вращает взрослый с одним из детей. По мере появления умений согласовывать свои действия с вращением скакалки её вращают двое детей.

После пробеганий переходят к разучиванию перепрыгиваний. Перепрыгивания представляют собой подготовительные упражнения для прыжка. Целесообразно использовать сначала перепрыгивания через неподвижную скакалку, подвешенную на высоте 3—5 см от земли (перешагнуть с места, перешагнуть с бега, прыгнуть с одной ноги на другую и т. д.). Такие же упражнения можно проводить и через качающуюся скакалку. Затем только переходят к перепрыгиваниям через вращающуюся скакалку. При перепрыгиваниях скакалку вращают по отношению к занимающемуся вперед (от лица к ногам). Вбегают для перепрыгивания сразу после того, как скакалка начнет передвигаться к земле.

Если во время прыжка через длинную скакалку ребенок заденет ее, то скакалку надо немедленно отпустить, иначе ребенок может упасть.

При систематической работе уже в старшей группе дети хорошо владеют скакалкой. Поэтому в программу подготовительной к школе группы входит повторение всех видов прыжков, предложенных для старшей группы. В целом содержание прыжков со скакалкой становится сложнее и многообразнее. Можно вводить упражнения, требующие высокой координации движений, согласованности действий нескольких детей, ловкости, выносливости, развитого чувства ритма,например: бег со скакалкой, разнообразные прыжки с ней: парами, стоя лицом друг к другу или друг за другом, прыжки через большой обруч (как через скакалку).

Различные виды прыжков используются в подвижных играх.

Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Обследование развития движений в нашем ДОУ проводится 2 раза в год - в начале учебного года (в сентябре) и в конце учебного года (в мае). Анализ данных этих обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств детей и помогает определить успешность освоения программного материала.

(Сюрпризный момент)

Каждый человек знает, что такое прыжки в длину. Однако обычных прикладных знаний недостаточно, если есть желание научиться далеко и уверенно прыгать. Такое, на первый взгляд, простое и легкое упражнение, развивает силу, скорость, гибкость, ловкость, координацию и легкость движений.

Как научиться далеко прыгать

Зная технику выполнения упражнения, необходимо развивать и улучшить качество данного легкоатлетического элемента. Для этого стоит как минимум 2 раза в неделю тренироваться.

Прыжки в длину: виды и особенности

Существует несколько вариантов данного упражнения. По своему принципу они практически одинаковы. Однако имеют некоторые особенности, о которых стоит четко знать. Такой подход приведет к точному, правильному исполнению и максимальному результату.

Описание упражнения

Основную роль в выполнении упражнения в длину играют:

  • мощное отталкивание;
  • сохраненное в момент полета равновесие;
  • правильное приземление.

Это упражнение подразумевает два варианта исполнения:

  1. Прыжок с места. Для этого необходимо правильно выбрать точку для отталкивания (старт).
  2. С разбега.

Приседания со штангой

Чтобы прыгать далеко, нужна разминка и подготовка.

В разминочной гимнастике для прыжков выполняются:

  • приседания со штангой;
  • подъемы на носки ног со штангой;
  • запрыгивания на какую-либо платформу;
  • ходьба гусиным шагом;
  • вращение стоп на 90 градусов в одну и в другую сторону.

С разбега

Также для прыжков в длину с разбега характерны следующие особенности:

  • набранную скорость нужно сохранять в момент отталкивания;
  • при толчке надо изменить положение тела под верным углом;
  • приземляясь, стопы нужно выводить сначала вперед, а затем только вверх.

Вышеперечисленные четыре пункта надо тренировать как можно чаще. Для получения максимального результата необходимо выбрать оптимальную дистанцию для разбега перед отталкиванием. Такой подход поможет набрать максимальную скорость.

С места

Прыжки с места

Основная особенность упражнения заключается в отрыве ног от земли с такой силой, которая поможет преодолеть как можно большую дистанцию при полете.

Техника прыжка в длину с места

Одного желания мало, чтобы научиться эффективно прыгать. Сначала необходимо изучить технику прыжка в длину с места либо с разбега.

Подготовка перед отталкиванием

Занятие исходного положения – важный этап, который позволяет сосредоточиться и сконцентрировать все силы. В отличие от прыжка в длину с разбега, здесь начальная фаза – линия старта.

То есть необходимо:

  • расположив ноги на ширине плеч, стать у стартовой точки;
  • отвести руки немного за спину (назад), и с согнутыми локтями опустить их вниз;
  • согнуть тазобедренные и коленные суставы по уровню носков;
  • зафиксировать, не отрывая от земли, стопы ног.

Отталкивание

Первое отталкивание должно происходить сразу после подготовки. Если задержать готовность на данном этапе, то дальше правильно с места прыгнуть в длину уже не получится. Ведь в этот момент туловище начинает инерционное движение.

Отталкивание для прыжка

При этом в период толчка нужно успеть:

  • сделать резкий выпад руками впереди себя;
  • подтянуть суставы тазобедренной части;
  • разогнуть в суставах ноги (колени);
  • резко оторваться от земли.

Полет и приземление

Далеко прыгнуть в длину позволят правильно выполненные полет и приземление.

Во время полета надо:

  • вытянуться всем телом до прямой линии, плавно разгибая колени;
  • перед приземлением опустить руки, вынести вперед стопы.

Контакт с поверхностью должен осуществиться для прыгающего легко и плавно. Для равновесия колени сгибают, руки выносят вперед. Это помогает предотвратить травмы суставов и их связок. При посадке нужно выпрямиться.

Кроме того, существуют два важных правила, которые помогут при прыжках в длину с места преодолеть максимум расстояния:

  • тело должно находиться под углом 45 градусов;
  • нельзя приземляться на идеально ровные ноги и стопы.

Видео об анализе техники прыжки в длину

Тройной прыжок с места

Данное упражнение является основополагающим во время соревнований по легкой атлетике.

Техника тройного прыжка характерна следующими этапами:

Чтобы достичь результатов, необходимо выполнять маховые движения легко, а толчки перед парением должны быть сильными и упругими.

Техника прыжка в длину с разбега

Разбег

Три варианта разбега:

  • правая нога впереди, левая сзади;
  • корпус тела наклонен немного вперед;
  • туловище под наклоном, руки опущены и уперты в колени.

Динамика старта также определяется прыгуном.

Существуют следующие виды старта:

  1. Постепенный, наращиваемый. То есть в момент бега скорость увеличивается постепенно и резко возрастает перед отталкиванием.
  2. Спринтерский. Скорость резко повышается на середине дистанции.
  3. Быстрый. Перед финишем скорость увеличивается еще больше (ориентировочно 11-12 м/с) и происходит толчок.

Как правило, для прыжка с разбега характерен вариант быстрого старта. Отталкивание в любом из 3-х случаев происходит одинаково:

  • заканчивая разбег, постановка ноги на стартовую линию исполняется методом переката с пятки на стопу;
  • задержав практически прямую ногу в течение 0.1-0.11 секунд, сменяется угол постановки ноги на 60-70 градусов;
  • амортизируя ногу в колене и голеностопе, выполняется мах ноги;
  • достигнув горизонтального положения бедра, голень выпускается вперед;
  • угол вылета сменяется с 60-70 градусов на 20-25 градусов.

Прыжок в длину

В момент толчка, руки должны быть также задействованы.

  • левой – вперед, а затем вверх и внутрь;
  • правой – назад и от себя в сторону.

Устойчивое, вертикальное положение должно сохраняться при полете. Движения ногами в момент парения могут быть либо ножницами, либо с согнутыми ногами. Приземление – фаза завершения, выполняется путем группирования и вынесения ног. При этом ноги должны сгибаться в суставах, туловище наклонено вперед. Коснувшись земли, нельзя резко останавливаться. Нужно сразу выйти из ямы.

Нормативы по прыжкам в длину

Отталкиваясь с места

Ниже представлена нормативная таблица для прыжков с места:

Возраст (лет) Длина прыжка (см)
6 – 8 110 – 140
9 – 10 120 – 160
11 – 12 140 – 175
13 – 15 150 – 200
16 – 17 160 – 230
18 – 24 170 – 240
25 – 29 165 – 240
30 – 34 160 – 235
35 – 39 150 – 225

Нормативы для прыжков в длину для детей

При разбеге

Нормативы для прыжков в длину с разбега разработаны для профессионалов и отдельно для любителей.

Таблица 2. Для спортсменов-школьников:

Возраст (лет) Длина прыжка (м)
Мальчики 9 – 10 1,90 – 2,90
Девочки 9 – 10 1,90 – 2,60
Мальчики 11 – 12 2,80 – 3,30
Девочки 11 – 12 2,40 – 3,00
Мальчики 13 – 15 3,30 – 3,90
Девочки 13 – 15 2,80 – 3,30
Юноши 16 – 17 3,60 – 4,40
Девушки 16 – 17 3,10 – 3,60

Таблица 3. Для профессионалов:

Спортивные звания Спортивные разряды Юношеские спортивные разряды
МСМК МС КМС I II III I II III
Мужчины
8,00 м 7,60 м 7,10 м 6,75 м 6,25 м 5,60 м 5,00 м 4,50 м 4,00 м
Женщины
6,70 м 6,30 м 6,00 м 5,60 м 5,20 м 4,70 м 4,30 м 4,00 м 3,60 м

Основные критерии выполнения прыжка

Критерии оценки прыжков в длину

Прыжки в длину делятся на:

  • подготовительный этап;
  • толчок;
  • полет в воздухе ;
  • приземление.

Техника выполнения прыжков в длину:

Возможные ошибки

Падение при контакте с песком

Чтобы научиться правильно прыгать в длину, нужно избегать:

  • несогласованных движений, которые зачастую вызывают путаницу между конечностями;
  • заступа за линию старта;
  • преждевременного опускания ноги, особенно перед окончательным приземлением;
  • неполных выпрямлений конечностей;
  • падений при контакте с землей.

Нужно правильно выбрать момент постановки толчковой ноги.

Нельзя забывать и о разминочных занятиях. Разминка предотвращает травмы. Чтобы научиться прыгать в длину, нужно постоянно следить за здоровьем, физической подготовкой.

Как увеличить длину прыжка

Выполнить прыжок в длину с места и прыгнуть дальше помогут:

  • отработанная идеальная техника;
  • ежедневные разминки, растяжки;
  • умение правильно дышать.

Чтобы увеличить дальность прыжков, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • техника выполнения должна быть идеальной;
  • укрепляйте мышцы спины с помощью нагрузок;
  • больше бегайте;
  • начните практиковать другие виды прыжков;
  • ежедневно тщательно растягивайте мышцы;
  • научитесь правильно и глубоко дышать;
  • отслеживайте прогресс.

Комплекс упражнений

Приседания, прыжки из полусидячего положения, запрыгивание на возвышенность

Методика обучения прыжкам в длину с места начинается с подготовки и укрепления суставов, связок, разбора техники самого упражнения. Тренировочные занятия подразумевают разнообразные варианты упражнений.

Вар.1. Со штангой:

  • 10 приседаний;
  • 10 прыжков из полусидячего положения;
  • 10 запрыгиваний на возвышенность.

Вар.2 . С весом, что изменяется в зависимости от собственного:

  • 3 выпрыгивания вперед с весом 60% от своего;
  • 3 прыжка с весом 50% от личного;
  • 3 выпрыгивания с весом 40% от веса тела.

Вар.3. Разнообразные прыжки, при этом на каждом новом подходе увеличиваем дальность:

  • 10 прыжков через преграду;
  • 3 прыжка вверх с подтягиванием коленей к груди.

Делая все комплексы минимум 2-3 раза в неделю, можно увеличить дальность прыжка с места.

Работа над техникой

Техника прыжка в длину

Выполнив указанные выше упражнения, нужно отдохнуть 10-15 минт и переходить к практическим занятиям – отрабатывать технику, чтобы научиться далеко прыгать.

Сначала подготовить максимальный замах. Для этого необходимо приподняться на носочки. От правильной подготовки зависит дальнейшее отталкивание при прыжках в длину. Затем нужно переместить вес собственного тела вперед и совершить прыжок в длину с места.

Особенность самого прыжка заключается в том, что буквально каждая мышца ног должна вытолкнуть под удобным углом вылета центр тяжести.

На этапе приземления ноги надо вытягивать как можно дальше вперед, потянув при этом носки на себя. Касаться земли нужно пятками с выбросом ног, а корпус отводить в сторону, чтобы не упасть.

Рекорды мировых спортсменов

Чтобы обучение прыжкам в длину с места проходило более продуктивно, ниже представлены результаты спортсменов, установивших мировые рекорды по прыжкам в длину.

Пол Рекорд Длина Спортсмен (-ка) Страна Дата Место
Мужчины Мировой 8,95 м Майк Пауэлл США 30.08.1991 Токио, Япония
Мировой(в помещении) 8,79 м Карл Льюис США 27.01.1984 Нью-Йорк, США
Олимпийский 8,90 м Боб Бимон США 18.10.1968 Мехико, Мексика
Женщины Мировой 7,52 м Галина Чистякова СССР 11.06.1988 Ленинград, СССР
Мировой(в помещении) 7,37 м Хайке Дрехслер ГДР 13.02.1988 Вена, Австрия
Олимпийский 7,40 м Джекки Джойнер США 29.09.1988 Сеул, Корея

Как видите, Майка Пауэлла с 1991 года до сих пор никто не смог перепрыгнуть. Аналогичная ситуация среди женского пола. Галина Чистякова – легкоатлетка СССР, еще в 1988 году побила мировой рекорд по прыжкам в длину, который до сих пор никто не смог улучшить.

Рекомендации профессионалов

Растяжка перед прыжком

При обучении прыжкам в длину профессионалы советуют:

  • прежде чем прыгнуть, нужно изучить каждую фазу техники и пробовать все постепенно;
  • для прыжков в длину с места предусмотрены разминочные упражнения, которые следует выполнять в обязательном порядке, начиная от обычной растяжки и заканчивая кроссовым бегом;
  • для максимального ускорения важно заниматься тренировкой рук, плиометрическими тренингами, ходить в тренажерный зал для выполнения физических занятий с утяжелениями, нагрузками;
  • когда атлет тренирует еще другие варианты прыжков, результат улучшается с максимальной скоростью;
  • наиболее активные подтягивания колен к груди должны совершаться на этапе толчка, затем толчковая нога выносится вперед;
  • приземление не должно происходить на выпрямленные ноги. Это прямой путь к травмам.

Необходимо постоянно мониторить личные результаты, вносить корректировки в программу тренировок и улучшать показатели.

Прыжок в длину с разбега является скоростно-силовым упраж­нением легкой атлетики. При описании техники прыжка условно выделяют четыре фазы: разбег, отталкивание, полет и приземле­ние. В каждой фазе решается вполне определенная двигательная задача. Так, в разбеге создается горизонтальная скорость, в от­талкивании — вертикальная. В полетной фазе сохраняется устой­чивое вертикальное положение тела прыгуна, при приземлении прыгун должен коснуться песка в яме для приземления как можно дальше и, не потеряв равновесия, выйти после этого вперед. Одна­ко в каждой из фаз создаются определенные благоприятные пред­посылки для лучшего выполнения движения в последующей фазе. Например, в разбеге не только создается горизонтальная скорость продвижения прыгуна, но и в конце его производится определен­ная перестройка в структуре движений, способствующая лучшему выполнению отталкивания. Результат прыжка в длину в основном зависит от величины начальной скорости вылета и угла вылета.

Разбег. В начале разбега прыгун может принимать различные исходные положения, начиная разбег с места и с подхода. Наибо­лее часто применяемыми в настоящее время исходными положени­ями являются (стоя одна нога впереди, другая сзади, туловище, наклонено вперед стоя на двух ногах, стопы параллельны, туло­вище наклонено, руки опущены или опираются на колени). Эти исходные положения способствуют стабильному выполнению разбега для обеспечения точного попадания на место отталкивания (бру­сок).


Длина разбега доходит до 40—45 м у мужчин и до 36—38 м у женщин (18—24 беговых шага).

Существует два основных варианта изменения скорости в раз­беге постепенное увеличение ее с заметным приростом на послед­ней трети разбега; быстрое ускорение в начале разбега сохране­ние скорости и небольшое увеличение на последних шагах перед отталкиванием. Второй вариант рациональнее, так как создает лучшие условия для полноценного отталкивания.

Для контроля за точностью разбега и сохранения ритма бего­вых шагов прыгуны пользуются дополнительной контрольной от­меткой, которую чаще всего устанавливают за 6 шагов до бруска для отталкивания.

Начало разбега характеризуется большим наклоном тулови­ща, быстрым увеличением длины и частоты шагов. По мере при­ближения к бруску для отталкивания наклон туловища уменьша­ется, темп шагов стабилизируется, а прирост скорости продолжает­ся/ (в основном за счет увеличения длины шагов). Скорость в конце разбега у сильнейших прыгунов-мужчин приближается к 11 м/с. На протяжении всего разбега ноги ставят­ся на дорожку с передней части стопы активным движением. Важно сохранить упругость опоры на стопе до конца разбега. Последний шаг несколько короче предпоследнего, но бывают и исключения, когда последние два шага почти равны или даже последний шаг несколько длиннее.

Отталкивание. При выполнении последнего шага колено толч­ковой, ноги поднимается меньше и постановка ноги на брусок производится с пятки быстрым перекатом на всю стопу. На брусок для отталкивания нога ставится почти выпрямленная в коленном суставе, готовая выполнить работу большой мощности.

Толчковая нога при отталкивании находится на опоре в течение 0,11—0,13 с и испытывает нагрузку, превышающую в. 5—6 раз вес прыгуна. Угол постановки ноги на толчок равен 65—70°.



Оттолкнувшись, прыгун в длины летит в положении шага, а затем подтягивает толчковую ногу к маховой и, подняв колени согнутых ног к груди, готовится к при­землению. Руки перед приземлением движутся сверху вперед, за тем вниз и назад, а ноги, разгибаясь в коленных суставах, выно­сятся как можно дальше вперед.


Приземление. Полетная фаза заканчивается принятием поло­жения группировки с целью далекого вынесения ног при призем­лении. Не следует торопиться с подготовкой к приземлению и раз­гибанием ног в коленных суставах, так как преждевременные дей­ствия затрудняют удержание ног в высоком горизонтальном поло­жении. Разгибание ног в коленных суставах происходит перед самым касанием песка. Во время приземления прыгун сгибает ноги в суставах, наклоняет туловище вперед и после окончания приземления выходит из ямы.


Прыжки в высоту

Техника прыжков в высоту

Разбег можно выполнять с места или с подхода, когда пры­гун делает несколько ускоряющихся шагов и затем, попав стопой на отметку, начинает бег. Одна из задач прыгуна в разбеге — приобрести необходимую горизонтальную скорость, которая должна возрастать постепенно, достигая к моменту отталкивания 6,5—7,5 м/сек.

Первая половина разбега ничем не отличается от обычного ускоренного бега. Увеличение скорости происходит параллельно с увеличением длины шагов. Во второй части разбега спортсмен готовится к отталкиванию. Для этого длина последних шагов увеличивается, а ОЦТ тела снижается. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, последний более короткий. Уменьшение последнего шага позволяет спортсмену быстро подвинуть тело на толчковую ногу, вывести таз вперед и свести до минимума потерю скорости разбега. В. М. Дьячков приводит для ориенти­ровки усредненные данные трех последних шагов разбега луч­ших советских прыгунов: 3-й от толчка шаг равен 215—220 см, предпоследний—220—230 см и последний—195—200 см.

Успех в отталкивании во многом зависит от скорости и рит­ма разбега. Скорость разбега повышает эффективность толчка, однако она лимитируется уровнем развития скоростно-силовых качеств спортсмена и строго индивидуальна. Ритм разбега имеет ряд вариантов. Однако для любого ритма характерно постепен­ное нарастание скорости с акцентированным ускорением в кон­це разбега. Для разметки разбега делается две отметки: одна в начале разбега и другая на 3-м шаге от места отталкивания.

Толчок. Отталкивание начинается с момента касания грунта толчковой ногой. Однако его эффективность в значительной сте­пени зависит от движений, выполняемых в предыдущем (пред­последнем) шаге маховой ногой.

В момент постановки маховой ноги на опору спортсмен мяг­ко сгибает ее и подает колено вперед. Одновременно с продви­жением вперед на сильно согнутой маховой ноге и переходом ее с пятки на переднюю часть стопы туловище принимает верти­кальное положение, таз опережает ось плеч, а толчковая нога обгоняет линию таза. Маховая нога активно разгибается, изме­няя направление движения ОЦТ тела вперед-вверх, руки через стороны отводятся назад.

Толчковая нога ставится на опору с пятки без какого-либо удара, почти выпрямленной. После амортизационного сгибания ноги в коленном суставе (до 130°) и перехода с пятки на всю стопу начинается ее ускоренное разгибание.

Действию сил толч­ка, направленных по вертикали, способствует также разгибание туловища и мах свободной ногой и руками вверх. Маховая нога может быть согнутой или выпрямленной. Хорошая подвижность в тазобедренном суставе позволяет выполнить широкий мах поч­ти полностью выпрямленной ногой, что можно считать положи­тельным фактором. К моменту отрыва от опоры толчковая нога и туловище выпрямлены, маховая нога поднята, колено на уров­не груди.


Полет. Вначале прыгун некоторое время сохраняет верти­кальное положение, несколько задерживая начавшееся при от­талкивании вращение тела по основным осям (продольной, попе­речной и передне-задней). Одновременно с этим, расслабляя мышцы, он готовится к выполнению движений, необходимых для рационального перехода через планку. Дальнейшие действия прыгуна зависят от избранного им способа прыжка.

Приземление. Задача приземления — погасить скорость враще­ния тела по той или иной оси, приобретенную при отталкивании и переходе через планку. Спортсмену необходимо мягко призем­литься без каких-либо травм и болезненных ощущений. Характер приземления определяется способом прыжка и может выполняться на маховую или толчковую ногу, на ногу и руку, на руки с последующим перекатом через плечо на спину. Наличие высокой подушки из синтетических материалов позволяет осуществлять приземление и непосредственно на спину.

Место отталкивания находится в 120—150 см от края ямы. Дви­жения прыгуна в полете характеризуются их быстротой и срав­нительно сложной координацией. Когда после отталкивания и взлета стопа и голень маховой ноги поднимутся над планкой, спортсмен активно опускает ногу вниз, поворачивая носок внутрь. Одновременно с этим прыгун поворачивает туловище в сторону толчковой ноги и наклоняет его вниз (грудью к планке). Толчковая нога подтягивается вверх-наружу. В итоге тело пры­гуна принимает дугообразное положение, когда таз находится в высшей точке. Руки при этом опущены вниз либо разведены в стороны и назад.


Вслед за этим толчковая нога переносится через планку и опускается вниз. Маховая нога отводится назад, что позволяет преодолеть планку, не сбивая ее грудью или руками. Эти ком­пенсаторные движения отдельных частей тела носят волнообраз­ный характер — прыгун как бы обтекает планку, перенося че­рез нее сперва маховую ногу, затем таз, толчковую ногу и, наконец, верхнюю часть туловища и руки. Приземление происхо­дит на толчковую ногу (грудью к планке).


В процессе взлета прыгун наклоняется в сторону планки. Ког­да маховая нога и руки поднимаются над планкой, толчковая нога, сгибаясь, подтягивается к груди коленом. Маховая нога вытягивается вдоль планки, и прыгун оказывается как бы ле­жащим боком с согнутой толчковой ногой и поднятым высоко тазом. Продолжая вращательное движение по продольной оси, спортсмен опускает за планку маховую ногу, руки и верхнюю часть туловища и затем, поворачиваясь грудью к яме, приземля­ется на толчковую ногу и руки.


Приземление в перекидном способе прыжка осложняется про­должающимся после преодоления планки вращением тела по продольной и поперечной осям. Поэтому спортсмен должен пога­сить скорость этого вращения и постараться мягко приземлиться на руки и маховую ногу, перекатываясь через плечо и правый бок.


Полученный при дугообразном разбеге и толчке вращатель­ный момент позволяет прыгуну во время взлета повернуться спи­ной к планке. Вслед за этим он как бы ложится спиной на планку, прогибаясь над ней в пояснице. Как только таз оказывается над планкой, прыгун сгибает тело в тазобедренных суставах, одновременно выпрямляя ноги в коленных суставах и как бы подтягивая их к себе. Приземление происходит на округ­ленную спину, а порой и на затылочную область, что вызывает необходимость специального оборудования места для призем­ления.

Тройной прыжок

Обычно прыгун тройным — это рослый и легкий спортсмен, обладающий достаточно высокой скоростью в спринтерском бе­ге и хорошими результатами в прыжках в длину.

При обучении детей тройному прыжку нужно иметь в виду, что этот вид легкой атлетики предъявляет высокие требования к опорно-двигательному аппарату, и поэтому подготовку следует начинать лишь с мальчиками 13—14 лет, занимаясь первое вре­мя освоением элементов тройного прыжка.

Тройной прыжок появился в Ирландии во второй половине XIX в Продолжительное время ирландцы доминировали в этом виде легкой атлетики.

Техника тройного прыжка


Прыжки с шестом

Прыжки с шестом являются одним из наиболее сложных лег­коатлетических упражнений, так как выполняются с помощью подвижной опоры — шеста и включают в себя не только легко­атлетические, но и гимнастические элементы движений.

Техника прыжка с шестом

Современная техника прыжков с шестом характеризуется прежде всего активным сгибанием спортсменом шеста и исполь­зованием его разгибания для преодоления планки на возможно большей высоте.

Техника прыжка с шестом включает разбег, постановку шес­та в упор, отталкивание, вис, переход из виса в упор, переход планки и приземление.

Разбег. Начиная разбег, прыгун держит шест широко рас­ставленными руками: левая хватом сверху и правая — снизу. Высота хвата на шесте зависит от преодолеваемой высоты, рос­та спортсмена и на фибергласовом снаряде равна примерно 450—470 см (до указательного пальца верхней руки). Конец шеста, особенно фибергласового, не поднимается очень высоко, обычно он находится на уровне головы (или ниже) и направлен вперед в сторону разбега. Очень важно, чтобы в разбеге шест не раскачивался и не вибрировал. Для этого плечевой пояс не должен быть закрепощен. Возможны ритмичные движения плеч и локтей, помогающие бегу.

Техника бега прыгуна несколько отличается от техники обыч­ного спринтерского бега. Длина шага здесь меньше. В конце разбега бедро поднимается высоко с акцентированной постанов­кой ноги на толчок. Туловище занимает более вертикальное по­ложение, чем в беге на короткие дистанции. За 2—3 шага до отталкивания шест переводится в горизонтальное положение. За­вершающие разбег шаги спортсмен выполняет свободно, но без потери скорости. Последний шаг несколько меньше предыдущего (рис. 38).

Постановка шеста в упор и отталкивание. За 2 шага до от­талкивания, плавно опуская конец шеста вниз и направляя его в ящик для упора, спортсмен выносит шест над плечом вперед-вверх. При выносе шеста прыгун проносит его близко к тулови­щу, поворачивая для этого правое плечо назад. При этом левая рука несколько придвигается к правой. В тот момент, когда шест достигает упора, толчковая нога ставится на место отталкива­ния, руки подняты над головой.

В момент вертикального положения толчковой ноги начинает­ся сгибание шеста, которому способствует активное разгибание толчковой ноги и движение маховой ноги вперед-вверх. В зак­лючительный момент отталкивания согнутая левая рука давит на шест от себя, правая удерживает шест, способствуя его сги­банию. Грудь и таз проходят вперед, опережая точки отталки­вания и хвата. Спортсмен прогибается в грудной части тела и пояснице. Нога ставится на место отталкивания выпрямленной на всю стопу, а затем незначительно сгибается (30—35°).



Место толчка должно быть расположено таким образом, чтобы пятка толчковой ноги находилась на вертикали, опущенной из точки хвата. Отталкивание прыгуна с шестом направлено больше впе­ред, чем вверх (рис.39, 41).

Вис. После отталкивания спортсмен переходит в вис на ше­сте. Маховая нога опускается вниз. Правая рука выпрямлена, а согнутая левая направлена локтем вперед. Туловище опере­жает точку хвата правой руки и растянуто, что имеет большое значение для последующего маха. Шест, согнутый в дугу, с ви­сящим на нем прыгуном продвигается в сторону ямы для при­земления. Длительность виса зависит от высоты хвата, роста прыгуна, эластичности шеста. Чем выше хват, тем длиннее путь прыгуна в висе (рис.40).

Продолжая движение вверх, прыгун подтягивается и, отжи­маясь с поворотом на руках, выходит в стойку. Левая рука, рас­положенная ниже правой, отпускает шест значительно раньше и, делая взмах вверх, способствует подъему тела. При отжимании, правое плечо держится над кистью правой руки вплотную к шесту. Движение ног и тела при подтягивании и отжимании должно быть направлено вдоль шеста вертикально вверх.

Переход планки. Если прыгун совершил все предыдущие дви­жения правильно и вышел вверх в ритме разгибания шеста, то, закончив отталкивание руками, он взлетит над планкой (до 90— 100 см выше места хвата). Вслед за этим прыгун забрасывает ноги за планку, несколько сгибается в тазобедренных суставах и, наконец, когда почти все тело обогнуло планку, откидывает назад плечи, голову и руки.



Длина разбега в прыжках в длину зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и колеблется от 12 до 24 беговых шагов. Для точного попадания на место отталкивания необходима стабильность длины беговых шагов. Поэтому начало разбега характеризуется одинаковым исходным положением и стандартностью первых движений. Начиная бег в наклоне, прыгун в течение бега постепенно выпрямляется, а за несколько шагов до отталкивания, его туловище принимает вертикальное положение.


Рис. 16. Постановка толчковой ноги в прыжке в длину

Подготовка к отталкиванию, выражается в небольшом подседании на предпоследнем шаге. Последний шаг выполняется быстрей и несколько короче, чем предыдущий. Толчковая нога вместе с тазом обгоняя туловище, ставится на место отталкивания почти выпрямленной, всей стопой (рис. 16). После завершения амортизационной фазы начинается разгибание толчковой ноги с одновременным махом свободной ногой и руками. Мах выполняется активным движением вперед-вверх согнутой в колене ногой. Одноименная маховой ноге рука отводится в сторону-назад, другая делает энергичный взмах вперед-вверх и несколько внутрь (рис. 17).


Рис. 17. Фаза отталкивания в прыжке в длину

После завершения отталкивания, прыгун принимает положение так называемого "полетного шага" (маховая нога впереди, толчковая сзади), характерного для всех способов прыжка в длину.

Дальнейшие движения прыгуна в полетной фазе зависят от способа прыжка.



В момент группировки растянутые мышцы передней поверхности тела активно сокращаются: согнутые в коленях ноги быстро выносятся вверх-вперед, туловище наклоняется вперед, а руки опускаются вперед-вниз.

Приземление во всех способах прыжков в длину осуществляется одинаково. После группировки прыгун поднимает голени, опускает руки вниз-назад и подает вперед таз. Перед касанием песка ноги практически выпрямлены в коленных суставах, а носки "взяты на себя". После касания грунта пятками, ноги полностью сгибаются в тазобедренных и коленных суставах с одновременным энергичным выведением рук вперед и наклоном плеч вперед-вниз или в стороны-вперед (рис. 20).


Рис. 20. Фаза приземления в прыжке в длину

2. Обучение технике прыжка в длину

  1. имитация движения рук и ног в отталкивании. И.п. - толчковая нога и разноименная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенос веса тела на толчковую ногу с одновременным подъемом согнутой в колене маховой ноги и сменой положения рук;
  2. и.п. - то же, только толчковая нога на скамейке, маховая внизу. Выпрямление толчковой ноги с одновременным подъемом маховой и сменой положения рук;
  3. то же, но с отталкиванием вверх-вперед и приземлением на две ноги;
  4. прыжок "в шаге" с двух-четырех шагов разбега с приземлением на маховую ногу;
  5. отталкивание с двух-четырех беговых шагов с напрыгиванием маховой ногой на возвышение из гимнастических матов;
  6. прыжки "в шаге", отталкиваясь при медленном беге через один шаг и то же, отталкиваясь через два шага на третий.

Во всех упражнениях на отталкивание нога ставится сверху на всю ступню. При завершении отталкивания толчковая нога должна полностью выпрямляться во всех суставах. Мах выполняется энергичным движением согнутой в коленном суставе ногой. Туловище необходимо удерживать в вертикальном положении.

Далее изучают приземление. Стопы ног при приземлении ставятся параллельно, на ширине плеч. В момент приземления необходимо амортизационное сгибание ног во всех суставах до положения глубокого приседа. Для предотвращения падения назад нужно голову и плечи наклонить вперед-вниз с одновременным выведением рук вперед. Технику приземления отрабатывают при выполнении следующих упражнений:

  1. прыжок в длину с места толчком двух ног;
  2. прыжок на возвышение с приземлением на две ноги;
  3. прыжок в длину короткого разбега через препятствие;
  4. прыжок в длину с шести-восьми беговых шагов в обозначенное место приземления.

Необходимо уделить много внимания вынесению ног вперед перед приземлением. Следует избегать ранней группировки, излишнего напряжения и сильного наклона туловища вперед, так как все это затрудняет дальнейшее вынесение ног на приземление и приводит к снижению результата.

После овладения техникой приземления переходят к сочетанию разбега с отталкиванием. Скорость в разбеге должна нарастать постепенно. Последний шаг несколько короче предпоследнего за счет активной постановки ноги на отталкивание "загребающим" движением. При обучении зона отталкивания должна быть увеличена до 40-50 см. Для овладения этой частью прыжка используют следующие упражнения;

  1. прыжки "в шаге", отталкиваясь при быстром беге на каждый пятый шаг;
  2. пробегание по разбегу шесть-восемь беговых шагов с обозначением отталкивания;
  3. то же с разметкой последних шагов;
  4. то же с прыжком;
  5. прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
  1. прыжок с места через препятствие с подтягиванием колен к груди (группировка);
  2. прыжок с места на возвышение с приземлением в положение "сидя";
  3. то же с шести-восьми беговых шагов;
  4. из виса на гимнастической перекладине на махе вперед подтянуть колени к груди и выполнить соскок;
  5. прыжок с шести-восьми шагов разбега через препятствие, расположенное ближе к месту приземления;
  6. прыжки в длину способом "согнув ноги" с изменением длины разбега.

Для уменьшения вращательного момента вперед корпус в полетной фазе необходимо удерживать в вертикальном положении, чему способствует подъем рук вверх.

Читайте также: