Что мешает развитию правовой культуры

Обновлено: 01.06.2024

Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни культуру, право, экономическую целесообразность, мораль.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.

Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Маленький, но красноречивый пример: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направлявшегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквалифицированная критика делу не поможет, она вызывает лишь чувство неловкости.

Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и безопасности.

Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Вопросы для самоконтроля

1. Как формируется правовая культура?

2. Что такое правовая антикультура?

3. Чем опасно незнание норм права?

4. Что такое правовой нигилизм и правовой цинизм? Как бороться с ними?

5. Какой путь ведет к формированию правовой культуры личности?

Формализованность правовых знаний, наличие в праве строгих, отточенных формул, четкость буквы закона не минус, а, скорее, плюс юридической науке. Такая особенность в какой-то мере приближает отработанные теоретические конструкции в юриспруденции к разряду знаний, свойственных точным наукам, если угодно– к знаниям математического профиля.

Можно наметить оптимальный путь утверждения в обществе высокой правовой культуры.

Этот путь – возрождение частного права.

Краеугольный камень такого мировоззрения в том, что частное право – это главное достижение мировой юридической культуры, рожденной еще в Древнем Риме, но достоинства которого в полной мере проявились на современной стадии цивилизации. Именно оно, частное, цивильное право, оказалось адекватным требованиям экономической свободы, независимости, защищенности и суверенности участников хозяйственной жизни, их неотъемлемых прав и свобод (С. Алексеев).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Гуманитарное образование и правовая культура.

2. Правовая культура и гражданственность.

3. Почему так популярно сегодня юридическое образование?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435]

Совершенствование финансовых отношений недропользователей с государством[435] В настоящее время сложилась ситуация, когда в сфере недропользования одновременно действует две системы отношений:1) отношения собственно недропользования, которые выражаются в том, что

5.1. Совершенствование судебной системы России

5.1. Совершенствование судебной системы России Конституция Российской Федерации определила принципы построения единой судебной системы. Основополагающим фактором служит государственное устройство России как федеративного государства. Для нее характерно сочетание

§ 1. Уголовное право и его совершенствование

§ 1. Уголовное право и его совершенствование В. И. Ленин говорил, что теоретические положения имеют ценность не сами по себе, а только тогда, когда они претворяются в практические дела. «Было бы величайшей ошибкой, если бы мы стали укладывать сложные, насущные, быстро

1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

Совершенствование законодательной базы

Совершенствование конституции

Совершенствование конституции На протяжении конца XVIII — первой половины XIX в. Конституция федерации оставалась в основном неизменной. Несколько дополнений к ней были вызваны упорядочением выявившихся в политической практике пробелов конституционного

28.4 Функции правовой культуры

28.4 Функции правовой культуры В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.Содержание

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества

Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества А. С. КОМАРОВ, заведующий кафедрой частного права Всероссийской академии внешней торговли,


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Гущина Светлана Юрьевна

Учителям истории и обществознания, чаще других приходится сталкиваться с вопросами нравственности, гражданственности, патриотизма , правовой культуры.

В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, главной задачей современного воспитания является воспитание личности в широком и узком понимании этого слова.

К сожалению, в настоящее время общество сталкивается с таким явлением, как низкий уровень правового самосознания. У большинства населения, в том числе у школьников, слабое знание правовых норм. Число правонарушений и преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растет.

О необходимости формирования правовой культуры учащихся было заявлено в решении коллегии Министерства образования (24/1 от 28.12.04г.), в информационных письмах (№15/11 от 16.02.05 г., №358/11 от 07.01.05г.), о гражданско-правовом воспитании говорилось в Послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также говорится о необходимости усиления гражданско-правовой составляющей школы:

Актуальна данная проблема и для нашего района. Показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой, о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашей школе.

Перед нашей школой встала важная задача: повышение правовой культуры учащихся для изменения ситуации.

При решении данной задачи я выделила для себя следующие позиции:

- Правовая культура формируется в процессе правового воспитания, которое представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Правовую культуру (правовое сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать обособленно, исключительно на каком-то отдельном предмете, например истории. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин, которые тесно связаны с внеурочной деятельностью.

Итак, система включает в себя:

Уроки: получение правовых знаний, изучение правовых документов, по принципу концентрического построения программы (дополнение и усложнение материала с учетом возрастных особенностей школьников).

Внеклассную деятельность: активное включение учащихся и других участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность, что на мой взгляд, является ведущей идеей повышения эффективности воспитания правовой культуры.

Исходя из задач образования, руководствуясь программами обучения по предметам, руководствуясь принципом преемственности между ступенями образования, выстраиваю работу по правовому воспитанию следующим образом:

В 10 – 11 классах – развиваю навыки социально-правового характера, анализировать правовые ситуации .

Раскрытие основных положений курса обществознания иллюстрируется экскурсами в историю: история государственного флага, герба и гимна; Создание народного ополчения в начале 17 века;

Рассказы о патриотическом подъёме в годы Великой Отечественной войны. Изучение Конституции, прав человека и гражданина РФ, отраслей права- позволяют сформировать комплекс необходимых знаний каждому человеку в жизни.

Особое внимание уделяю детям, состоящим на учете в ПДН, подбираю им посильные задания, способствующие профилактике правонарушений, практическому применению правовых знаний. Для этого сотрудничаю с классным руководителем.

Помимо уроков дети создают презентации, пишут творческие работы, участвуют в олимпиадах, конкурсах.

Ежегодно курирую долгосрочный социальный проект, защиту которого дети проводят на школьной ученической конференции.

Учитываю, что учебная деятельность по воспитанию правовой культуры учащихся проходит не только на уроках истории и обществознания, , взаимодействую с учителями географии, ОБЖ, с целью углубления правовых знаний, формирования практико-ориентированных правовых знаний. Для этого мы предъявляем единые требования к изучению правовых документов.

Использую имеющиеся правовые знания, полученные на уроках географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, экономики в учебной деятельности. Сотрудничаю с учителями русского языка и литературы, мировой художественной культуры с целью формирования общеучебных умений и подтверждения взаимосвязи правовых и нравственных законов жизни.

Опыт работы по воспитанию правовой культуры учащихся твердо убедил меня в том, что только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышает эффективность их воспитания.

Планирование охватывает три ступени образования, родительский всеобуч по правовой тематике.

Работа по воспитанию правовой культуры школьников нашла поддержку со стороны родителей, которые заинтересованы в повышении правовой грамотности своих детей. Сотрудничаю с родителями по воспитанию правовой культуры учащихся:

- привлекаю их к работе над социальными проектами в качестве членов жюри при проведении конкурсов;

- выступаю на родительских собраниях по правовой тематике;

- готовлю практические занятия для родительского всеобуча;

- провожу консультации с родителями по воспитанию правовой культуры учащихся.

Вся проводимая с родителями работа нацелена на повышение мотивации родителей к практической деятельности в воспитании правовой культуры детей.

Об эффективности целенаправленной работы по воспитанию правовой культуры учащихся свидетельствуют следующие факты:

4. Повысилась социальная активность учащихся и практическое применение полученных правовых знаний через участие в клубной работе, в социальном проектировании.

5. Улучшилась поведенческая сторона учеников: снизилось количество детей, состоявших на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (с 4 человек в 2010 до 0 человек в 2012 году)

1.Адамский А.В. Интерес государства - не казённый интерес. Гражданское общество как образовательный проект.//Первое сентября ,2001, №15.

2.Аминов A.M. Деловая игра «Права ребёнка :Преподавание истории в школе, 2001, № 9.

3.Боганикова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания, СПБ,2001

4.Бордовский Г.А., Гороховатая Н.В., Морозова С.А., Жихарева М.Е. Гражданское образование. Учебно- методическое пособие, СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003..

6.Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско - правовому воспитанию школьников: практическое пособие, М.: АРКТИ, 2006.

Кл. руководитель 11Б класса Супонина А.А.

2009 – 2010 уч. год

Базовым направлением государственной политики в области образования является формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан, которое выявлено в ходе диагностики учащихся.

Какие тематические мероприятия были проведены мною с целью изучения учащимися прав человека?

Викторина "Знаешь ли ты избирательное право?" и другие мероприятия.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не совсем так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне, для этого и необходимо правовое воспитание родителей.

Вступая в подростковый возраст, многие дети поразительно меняются. Из ласковых, спокойных, послушных детей они вдруг превращаются в неуправляемых , грубых, агрессивных, что ранит и обижает родителей.

Современное воспитание школьников осложнено многими нега тивными процессами, которые происходят в нашем обществе: обострение политической ситуации; социальная на пряженность; нарастание экономической не стабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обста новки; падение нравственности и др.

Такая ситуация, в которой оказалось наше общество, объек тивно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрес сию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

Почему подростковый возраст считается трудным?

Взрослея, подростки тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением,


Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Согласитесь, что в наше непростое время развитие государства и общества, успешное решение экономических, политических, социальных проблем невозможно без повышения правовой культуры в целом, что в конечном итоге является одним из важнейших условий формирования правового государства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Совершенствование правовой культуры"

Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Согласитесь, что в наше непростое время развитие государства и общества, успешное решение экономических, политических, социальных проблем невозможно без повышения правовой культуры в целом, что в конечном итоге является одним из важнейших условий формирования правового государства.

Правовое государство – это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Можно выделить следующие основные признаки правого государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную);

· реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищённость;

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· взаимная ответственность личности и государства;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования любого правового государства являются:

· господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

· признание и гарантирование прав и свобод человека. Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

· разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

· разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Однако не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закреплённый конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует целый ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединённых Наций, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребёнка и множество других документов.

К основным проблемам развития правовой культуры в современном российском обществе относятся:

· Несоответствие правовой культуры лиц, наделённых юридическими полномочиями, должностному уровню, и, как следствие, некорректное осуществление правотворческих и правоприменительных процессов.

· Низкий уровень правовой и финансовой грамотности населения.

· Затруднённый доступ к информации об изменениях в нормативно-правовых актах.

· Отсутствие массового ориентирования на правомерное поведение; безразличное отношение к правонарушениям.

· Распространение правового нигилизма среди объектов и субъектов права, непризнание права как социального института, способного успешно регулировать общественные отношения, недоверие к государственно правовой системе в целом.

Под правовым нигилизмом принято понимать неуважительное отношение к праву или отрицание его роли, то есть непризнание права одной из основ регулирования жизни общества.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Известный юрист Сергей Сергеевич Алексеев так говорил о правовом нигилизме в России:

К сожалению, в нашей стране по целому ряду причин правовой нигилизм стал довольно распространённым явлением.

Да и обширный русский фольклор высказывает довольно негативное отношение к законам, ну, например, возьмём пословицы и поговорки:

Ну а теперь попробуйте вспомнить поговорки, в которых закон выступал бы с положительной стороны.

Преодоление правового нигилизма – весьма сложный и длительный процесс.

Основными путями преодоления правового нигилизма являются:

· повышение уровня общей и правовой культуры;

· предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности;

· массовое правовое просвещение;

· укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины;

· уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод;

· подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

· правовая реформа и другое.

И действительно, нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе либо готовы использовать законы только в корыстных и сугубо личных целях, в этом случае речь идёт о правовом цинизме.

Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и безопасности.

Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия граждан, всего общества и всех ветвей власти.

Ведь уровень правовой культуры общества должен не только позволять человеку существовать в гражданском обществе и быть его активным участником, но и уметь создавать такое общество. Именно в рамках правовой культуры и правосознания формируются такие правовые ценности, как справедливость, равенство, свобода, честь, достоинство, влияющие на развитие всей правовой системы государства и гражданского общества в частности.

Гражданское общество – это уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром и выполняет следующие функции:

· защита частных сфер жизни людей;

· сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

· стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

· защита и продвижение общественных интересов;

· постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства;

· постоянный мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков;

· защита прав и свобод человека.

Права и свободы человека – это правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Права и свободы человека – это величайшее достижение мировой цивилизации. В настоящее время соблюдение прав и свобод человека и гражданина – это главнейший критерий цивилизованного общества, его способность решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы.

В нашей стране основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции Российской Федерации. Среди них выделяют права:

  • естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • и возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — например, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

К сожалению, современная ситуация с соблюдением прав человека в нашей стране свидетельствует о наличии значительного разрыва между провозглашёнными в конституции правами и свободами и реальным воплощением их в жизнь большинством граждан.

Поэтому сегодня каждому гражданину очень важно понимать то, что уровень правовой культуры общества в целом свидетельствует об эффективности осуществления принципов правового государства, прогрессивном развитии гражданского общества, так как пока не обеспечены все составляющие правовой культуры, гражданское общество обездвижено.

Если правовая культура общества не повысится до необходимого уровня, идеи прав и свобод человека не будут нравственной потребностью, национальной идеей и не будут реально осуществляться, то будет замедлен и сам процесс построения гражданского общества.

В целом можно говорить о том, что совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живём во время радикальных социально-политических и экономических перемен. Право, законодательство пытаются догнать эти перемены, соответствовать им. Отсюда столь быстрая сменяемость и обновляемость законов и иных правовых актов. Никакое учебное заведение не в состоянии дать знания права на всю оставшеюся жизнь. Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих перед страной.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любое государство, стремящееся к реальной демократии придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Повышение правовой культуры населения, прежде всего видится в повышение качества законности, подготовке населения, распространении среди него правовых взглядов, идей и пропаганде принципов законности и правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно - процессуального порядка. Поэтому об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы: парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, и т.д.

На основе закона создаются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. Через посредство законов, и основанных на них подзаконных актов, утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. Законом создаются или формируются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое состояние правовой культуры: 1)психологическое(отражающее психологические процессы), 2) нормативное (фиксирующее совокупность норм права), 3) поведенческое (указывающее характер действий), 4) объектированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура подтверждена оценкам, что позволяет говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоления уровня низкого. Оценки будут относительные.

Разные люди, разные обязанности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по - разному оценивать культурные достижения в государственно - правовой сфере, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Изучая историю, мы находим, что в ней выработаны уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, в том числе и с помощью закона. К их числу следует отнести:

1.формирование чувства права и законности;

2.освоение достижений логико - правового мышления;

4.повышение уровня законопроектных работ;

5.увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

6.совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;

7.разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

8.изучение памятников права и правоприменительной деятельности;

9.разделение властей законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

10.изучение памятников права и правоприменительной практики, как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Определяя роль закона в повышении правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие- либо должности в государстве, так как они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребляющие правом, пренебрежение правами гражданина пагубно сказывается на уровне культуры в целом.

Роль законодательства велика, она позитивно воздействует на ум, волю и поступки людей, также не в меньшей степени закон путем установления мер юридической ответственности способствует повышению уровня культуры, профилактируя совершение правонарушений.

Влияние на правовую культуру граждан юридической и иной социальной практики имеет место в рамках правотворческого процесса и толкования законодательства, в ходе осуществления юридических функций такими органами, как суд, прокуратура, органы МВД, арбитраж, нотариат, юридическая служба в народном хозяйстве и адвокатура.

Правовое информирование происходит в процессе воздействия юридической практики имеет место, во - первых, во время участия граждан в разрешении правовых вопросов в качестве заявителей, свидетелей, истцов и ответчиков и т.д., когда они приобретают личный правовой опыт. При осуществлении политики гласности работы Думы, судебного процесса, когда правовая культура населения повышается независимо от его личного участия в разрешении юридических дел. В ходе участия граждан и их организаций, трудовых коллективов в управлении и укреплении законности, предупреждении правонарушений.

Необходимость усиления воздействия юридической практики на правовую культуру граждан связана с улучшением деятельности государственных органов, повышением правовой культуры их должностных лиц для того, чтобы они прежде всего сами могли правильно уяснить содержание законодательства и затем довести его до сведения граждан.

Необходимо шире информировать граждан о функциях и задачах тех или иных учреждений, чтобы они смелее обращались них, не были отчуждены от юристов и законодательства. В юридической печати, отмечается, что помощь оказываемая юридическими консультациями, могла бы быть значительно эффективнее, если бы население больше знало о возможностях и назначении адвокатуры.

Развитие адвокатуры должно идти не только в сторону увеличения численности адвокатов, т.е. экстенсивным путем. Целесообразно наладить правовую помощь гражданам по месту жительства или работы, ввести в практику юридические консультации по телефону или с приглашением на дом. Особенно это было бы полезным для жителей сельской местности, инвалидов и некоторых других категорий граждан.

Наряду с юридическими консультациями адвокатуры могли бы активнее действовать и рекламировать свои услуги юридические консультации при областных, краевых, республиканских, городских организациях профсоюзов.

Большое значение для обеспечения доступности законодательства имеет вовлечение граждан в процессе выработки и принятия государственных решений на всех уровнях, выражающееся в процессах демократизации правотворческого процесса.

Темы лекций не должны быть широкими, потому что информация может быть усвоена продуктивно лишь до определенного объема. Лекции должны содержать конкретную информацию, изложение и объяснение правовых норм, указание на их источники, даже в том случае, если лектор имеет целью в первую очередь рассмотреть проблемы практического применения законодательства.

Среди форм устного правового информирования можно выделить правовую агитацию, т.е. индивидуальную работу с гражданами. Агитация как метод правоинформационной работы используется органами полиции, прокуратуры, суда и общественных организаций.

Повышение правовой культуры можно обеспечить помощью компьютерной техники. Работы по автоматизации процесса учета нормативно -правовых актов ведутся с 1970- х годов. В первую очередь они были вызваны потребностями в нормативно - правовой информации крупных государственных структур - министерств, ведомств, Госкомитетов и их подразделений - и были направлены на удовлетворение их запросов. Однако, в перспективе не исключалась возможность обеспечения доступа к автоматизированным информационно - поисковым системам по законодательству и для граждан.

Новые информационные технологии, основывающиеся на использовании персональных компьютеров в информационных процессах, позволяют относительно быстро, надежно и недорого удовлетворить потребности в нормативно - правовой информации самых различных ее потребителей. Это принципиальным образом меняет ситуацию, поскольку формируется реальная возможность использовать компьютер для обеспечения доступности законодательства значительному количеству индивидуальных пользователей.

Когда люди сталкиваются с чем - либо непонятным, что по их представлению является важным, они всегда стараются найти любую информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение. Простота и доступность удовлетворения возникающей потребности с помощью слухов служит причиной их быстрого распространения.

В свою очередь обилие достоверных источников информации, в частности правовой, позволяет человеку избежать необходимости обращения к тем из них, которые могут быть охарактеризованы как ненадежные. Для того, чтобы препятствовать распространению слухов, формированию искаженного правосознания, формальные каналы правовой информации по степени своей доступности должны быть приближены к неформальным, удовлетворять запросы граждан как по содержанию, так и по форме. Законодательство как главный источник правовой информации должно быть доступным в первую очередь.

1.Иванов С.А.- О вопросах формирования правовой культуры школьников. Ж.//Право в школе№4, 2009 г.

2.Гасанов М.Г. Преемственность в формировании правовой культуры учащихся, дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2008 г.

Читайте также: