Что лучше свидетельство или сертификат об обучении

Обновлено: 02.07.2024

Как записаться на курс?

Чем отличаются свидетельство, сертификат, удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

Свидетельство, сертификат выдаются без итоговой аттестации либо по итогам обучения менее 16 академических часов. Удостоверение о повышении квалификации можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 40, 72, 120 или 144 часовой программы обучения. Диплом о профессиональной переподготовке можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 260 или 520 часовой программы обучения.

По итогам какой учебной программы выдаётся диплом и присваивается квалификация в сфере закупок?

Как правильно называется новая квалификация, присваемая по завершении профессиональной переподготовке в сфере закупок?

Что такое повышение квалификации?

Повышением квалификации слушателей является обновление знаний и совершенствование навыков слушателей, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации осуществляется в целях:
а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности слушателей;
б) комплексного обновления знаний слушателей по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач.
Освоение слушателями образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний: экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.
По результатам проведения обязательной итоговой аттестации выдается документ государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - слушателям, прошедшим обучение по программам объёмом от 40, 72 или 144 часов.

Что такое профессиональная переподготовка и чем она отличается от повышения квалификации?

Профессиональной переподготовкой слушателей является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления слушателями нового вида профессиональной служебной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:
а) совершенствования знаний слушателей или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
б) получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка отличается от повышения квалификации прежде всего объёмом часов: не менее 250 часов. Если по итогам повышения квалификации выдается удостоверение, то по итогам профессиональной переподготовки - диплом. Диплом о дополнительном (к высшему) образовании даёт слушателю право претендовать на замещение должностей профессиональной деятельности, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации либо просто с указанием сферы деятельности?

Принципиальная разница в том, что присвоение квалификации - само по себе преимущество, поскольку присвоенная квалификация:
1) свидетельствует о высоком профессиональном уровне выпускника и подкрепляет его законное право на осуществление профессиональной деятельности в данной сфере,
2) в дальнейшем позволяет законно повышать имеющуюся квалификацию,
3) свидетельствует о том, что образовательная программа полностью соответствует профессиональному стандарту.

Кто вправе претендовать на удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

В чём преимущества дистанционной формы обучения?

1. Самая низкая стоимость обучения.
2. Отсутствует необходимость выезда за пределы дома, офиса.
3. Начало обучения возможно уже через 1-2 дня после подачи заявки.

Будет ли на удостоверении о повышении квалификации или дипломе о профессиональной переподготовки, полученном по итогам дистанционного обучения, указание на форму обучения?

В чём преимущества и недостатки очной формы обучения?

Преимущества очной формы:
1. Акцент на практические занятия.
2. Живое общение с преподавателями, тренерами и другими обучающимися.
Недостатки очной формы:
1. Относительная дороговизна.
2. Может потребоваться выезд за пределы места проживания/работы.
3. Начало обучения - согласно расписанию академии либо по мере формирования учебных групп.

Как скоро доступно дистанционное обучение с момента подачи заявки?

Как реализуется самостоятельная работа в Академии?

Самостоятельная работа слушателей - учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с учебными изданиями.
2. Выполнение практических работ.
3. Проверочные контрольные работы.
4. Подготовка докладов, рефератов.
5. Стажировка.

Как реализуется стажировка в Академии?

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировкой является изучение слушателям передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных слушателям при освоении программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Содержание, программа стажировки разрабатывается Академией совместно с предприятием, сотрудники которого направляются для прохождения стажировки, и предприятием или иной организацией, принимающим стажёров. Сроки стажировки определяются Академией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, определяется учебным планом соответствующих программ и составляет от 3 недель до 4 месяцев. В некоторых случаях продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. Стажировка носит как групповой, так и индивидуальный характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: - самостоятельную работу с учебными изданиями; - приобретение профессиональных и организаторских навыков; - изучение организации и технологии работы на электронных площадках; - непосредственное участие в планировании закупок организации; - работу с технической, нормативной и другой документацией; - выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); - участие в совещаниях, деловых встречах. Освоение слушателями программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования слушателей, завершается отчетом о стажировке и обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам прохождения стажировки слушателю выдаётся документ о государственного образца в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы: 1) удостоверение о повышении квалификации; 2) диплом о профессиональной переподготовке.

Где можно ознакомиться с полной программой обучения?

Как долго длится обучение в объёме 40, 72, 120, 144, 260 или 520 часов?

Продолжительность обучения зависит только от Вас. При интенсивном изучении курса, своевременной сдаче тестов, письменных отчётов, отправке результатов тестирования и оформленных письменных работ в учебный отдел академии документ об итоговой аттестации возможно получить в течение 1 календарного месяца (программы до 144 часов), 1,5 календарного месяца (260 часов), 3 месяцев (520 часов).
На очных курсах предусмотрена выдача итогового документа в день окончания аудиторных занятий.

Каким образом будем получать материалы обучения?

При очной форме обучения материалы обучения выдаются в первый день занятий, при дистанционной - отправляются на почтовый адрес слушателя курса.

Что необходимо будет сдавать по окончанию курса, будут ли контрольные задания?

Завершает обучение слушателей сдача зачёта в устной форме или тестовой форме, путем выполнения письменного итогового теста. Форму проведения итоговой аттестации выбирает слушатель по согласованию с учебным заведением. Сдача зачёта в устной форме предполагает ответы на вопросы билета (билет содержит 3 вопроса). Система оценок применяемая при сдаче зачёта: зачёт/незачёт. Успешное прохождение итоговой аттестации является необходимым условием для получения слушателем удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки.

Можно ли завершить обучение, не проходя итоговую аттестацию?

Когда происходит выдача документа об обучении (свидетельства, сертификата, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки)?

При очной форме обучения свидетельство, сертификат выдаются в последний день очных занятий.
Как при очной, так и заочной форме обучения, удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовки выдаются в течение 1-7 дней после прохождения итоговой аттестации.
Подробнее см.: Инструкцию-путеводитель

Как быстро и в каких населенных пунктах может быть организовано очное, а также корпоративное обучение?

Какова величина учебных групп при очном обучении?

Учебная группа может составлять 1 человек, если Заказчик компенсирует минимальные расходы на очное обучение, которые определяются из технического задания на обучение, места проведения обучения и т.п.

Какова величина учебных групп при корпоративном обучении?

Как определяется стоимость корпоративного обучения?

Стоимость корпоративного обучения определяется на основе технического задания Заказчика. По логике вещей, Заказчик сам определяет максимальную цену договора на корпоративное обучение, а учебное заведение либо подтверждает эту цену либо, в случае участия в запросе предложений, снижает её.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании?

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование, по сути, очень близкие понятия, поскольку преследуют одинаковые цели - расширение области знаний, навыков, получение новой квалификациии и др. Однако между этими понятиями существуют следующие принципиальные отличия. См. подробнее ответ.

Что такое незаконченное и неполное высшее образование?

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра. Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения. См. подробнее ответ.

Как заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента?

Совершеннолетний студент заключает договор на оказание образовательных услуг от своего имени (ст. 21 ГК РФ). Однако, если студент является несовершеннолетним, образовательное учреждение вправе заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями студента. Для заключения договора на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. См. подробнее ответ.

Что необходимо учесть при заключении договора об оказании платных образовательных услуг?

Если договор заключает совершеннолетний студент, он сам подписывает его. При этом следует учитывать: если оплачивает обучение не сам совершеннолетний студент, а другое лицо или организация, в договоре также должна быть подпись этого лица. См. подробнее ответ.

Как учесть расходы на обучение работника в образовательной организации?

Обучение должно проводиться в интересах работодателя, российской организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, или иностранной образовательной организацией с соответствующим статусом, по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам. См. подробнее ответ.

Что лучше - второе высшее образование или повышение квалификации?

В нашей стране по специальности в соответствии с образовательным назначением первого диплома работает менее четверти обладателей высшего образования. Но что делать, если Вы в первый раз отучились не там, где следовало, и только сейчас поняли, какое именно Вам нужно образование? См. подробнее ответ.

Стромова И. В.

Чтобы вас зачислили на курс, стремления к знаниям мало. Придется предоставить в учебный центр диплом о среднем профессиональном или высшем образовании. Откуда такое требование? Что делать, если потеряли диплом? Подойдет ли диплом иностранного государства? А можно вместо диплома корочку о курсах? Расскажем, какие документы нужны для зачисления

Как попасть на обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Учебный центр может зачислить на программы дополнительного профессионального образования исключительно лиц, имеющих или получающих высшее или среднее профессиональное образование.

Требование пункта 3 статьи 76 Закона № 273-ФЗ:

В этой норме речь идет не о допуске к итоговой аттестации или об условии выдачи документа. Это требование для допуска к обучению!

Например, в Контур.Школе, чтобы попасть на обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ, заказчик или поставщик должен:

    .
  1. Приложить к анкете сканы:
    • документ № 1 — диплом об образовании или справку о прохождении обучения в настоящее время;
    • документ № 2 — подтверждающий смену ФИО (если ФИО в заявке и дипломе не совпадают).

Документ № 1 — диплом о среднем или высшем образовании или справка об обучении

  • Диплом вуза, ссуза, техникума, училища, колледжа и пр.
    Достаточно только диплома. Приложение к диплому не нужно. Приложение без диплома недействительно.
  • Справка из вуза, ссуза, техникума, училища, колледжа о прохождении обучения — предоставляют слушатели, которые еще учатся.
    Договоры на обучение, документы о зачислении, отчислении, справки-вызовы, расписки, студенческие билеты, копии зачетной книжки не принимаются и не заменяют диплом или справку.

Как получить знания, если диплома нет?

Бусыгина Юлия Олеговна

Анна Ламонова, куратор курсов Контур.Школы:

Ситуация 1. Диплом потерялся. Что предоставить для обучения на курсе?

Нужен дубликат диплома — это документ с такой же юридической силой, что и оригинал. За дубликатом обратитесь в образовательное учреждение, где получали документ. Если теперь учебное заведение не существует, обратитесь в учебное заведение, которое является его правопреемником. Срок хранения таких документов в России 75 лет.

Если человек недоучился, значит, у него нет среднего или высшего профессионального образования и его нельзя зачислить на курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

Ситуация 3. Подойдет диплом иностранного государства?

Если у вас диплом иностранного государства и вы хотите пройти курсы в Контур.Школе, заполните анкету на зачисление и прикрепите скан документа об образовании. Мы все проверим. Если что-то не так, сообщим, что нужно сделать.

Дело в том, что существует список вузов, дипломы которых признают в России. Для остальных нужно пройти определенную процедуру.

В любом случае придется предоставить сканы документов:

  • диплом на национальном языке;
  • нотариальное заверение перевода диплома (образец).

Рекомендуем оплачивать обучение после того, как вы получили ответ от Контур.Школы, что документы об обучении подходят.

Ситуация 4: Подойдет вместо диплома свидетельство о прохождении курсов?

К сожалению, нет. Свидетельство — не тот документ, который подтверждает наличие среднего профессионального или высшего образования.

Если в первую очередь нужны системные знания, можно получить их и без диплома о высшем или среднем образовании. Контур.Школа предлагает альтернативу — экспресс-курсы и вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ.

Документ № 2 — о смене фамилии

Если фамилии слушателя в заявке на обучение и дипломе не совпадают, нужен один из документов:

  1. Свидетельство о браке с подтверждением смены фамилии, т.е. в свидетельстве должно быть указано, какая фамилия была и какая стала.
  2. Справка из загса о смене ФИО, если свидетельство о браке утеряно или изъято при разводе.
  3. Копия страницы трудовой книжки с отметкой о смене фамилии. Образец записи о смене фамилии в трудовой книжке. В этой записи обязательно должна быть ссылка на документ загса.
  4. Свидетельство о расторжении брака. Внимание, подойдет не всегда!

Ситуация 1. Когда свидетельство о расторжении брака подходит:

Ольга училась на бухгалтера в университете. Во время обучения вышла замуж. Ее девичья фамилия Митина, после замужества — Колесникова. Диплом о высшем образовании ей выдан на фамилию Колесникова. Так сложилось, что после развода Ольга взяла прежнюю фамилию Митина. Ольга решила получить дополнительное профобразование. Ей надо предоставить в учебный центр диплом и показать свидетельство о расторжении брака, где будет указано, что она действительно была Колесниковой, но взяла свою прежнюю фамилию. Ведь ей надо будет доказать, что диплом об образовании принадлежит ей, что Колесникова и Митина — один и тот же человек.

Ситуация 2. Когда свидетельство о расторжении брака не подходит:

Елена Голоухова закончила вуз и получила диплом. Потом вышла замуж и стала Ромашкиной. Супруги Ромашкины расстались, но Елена оставила фамилию после развода. Для зачисления на курс повышения квалификации Ромашкина Елена предоставила диплом (был выдан Голоуховой Елене) и свидетельство о расторжении брака. Но в свидетельстве нет ее прежней фамилии, поэтому такой документ не подойдет.

Если документов о смене фамилии несколько, необходимо отсканировать их в хронологическом порядке и приложить к анкете одним файлом.

Советы будущим слушателям курсов Контур.Школы

Бусыгина Юлия Олеговна

Анна Ламонова, куратор курсов Контур.Школы:

Сертификация медицинского специалиста

Что необходимо знать медицинским и фармацевтическим работникам о продлении своих документов в 2021 году:

  • Минздрав упразднил процедуры сертификации;
  • все медицинские и фармацевтические специалисты попали под процедуру аккредитации;
  • для продления допуска к профессиональной деятельности необходимо пройти Периодическую аккредитацию.

Я согласен на обработку персональных данных

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывала много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также в этом материале был дан ответ на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Чья это обязанность - повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100 данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) - 151 случай. Были наложены штрафы.

Ответственность за отсутствие сертификата работодатель

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.

Сетрификационные циклы для врачей

Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определял Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт действовал на момент публикации материала. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

В Приказе были четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыков путем освоения программ дополнительного профессионального образования:

1 вид: Повышение квалификации

2 вид: Профессиональная переподготовка

3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования, были еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали, помимо основного документа о дополнительном образовании, еще и сертификаты специалиста. Теперь в связи со вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г.

Сетрификация и аккредитация медработников

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, а 21 декабря 2018 года приказ №898н, которые определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из документов следовало, что процесс перехода будет поэтапным и будет включать отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путались с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Раньше все зависело от того, какую сертификацию им нужно было пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто закончили ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже были определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он мог еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен был проходить аккредитацию.

Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников изображение

Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делали те, кто уже не мог получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО. Сомневались, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав был намерен внести поправки в данный нормативный акт. Предполагалось, что медицинские и фармацевтические работники могли бы выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменили сертификацию для тех, кто хотел пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года. То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год. Все, кто завершил обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, сдавали многоэтапный экзамен.

На момент публикации данного материала процедура аккредитации состояла из 3 этапов:

1 этап: Тестирование знаний

2 этап: Оценка практических умений и навыков

3 этап: Решение ситуационных задач

баллы НМО аккредитация медработников

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат мог быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно было пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, - могли пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России. После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца.

Ознакомиться с перечнем образовательных программ для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников.

Согласно действующим нормативным актам, с 1 января 2020 года проходить аккредитацию должны будут все медицинские работники, получившие диплом о высшем образовании в сфере здравоохранения и медицинских наук. Кроме того, с 2020 года специалисты, закончившие курсы профессиональной переподготовки, должны также будут пройти экзамены в рамках аккредитации и получить свидетельство.

Таким образом, представленный ранее способ пройти сертификацию более не является актуальным.

Если у вас остались вопросы, позвоните нам или же оставьте свой номер для обратного звонка. Наши специалисты свяжутся с вами и дадут подробную консультацию по всем вопросам, касающимся аккредитации.

документы об образовании и (или) квалификации;

документы об обучении.

Документы об образовании и (или) квалификации

Рассмотрим рис. 1.

итоговые документы об образовании и обучении

Рис. 1. Документы об образовании и обучении, выдаваемые в РФ

Чтобы получить документы об образовании и (или) квалификации, надо успешно пройти обязательную итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация

Форму итоговой аттестации устанавливает либо государство (государственная итоговая аттестация), либо сама образовательная организация. Это зависит от вида реализуемой образовательной программы.

Если обучение проводится по основным образовательным программам, организация обязана (за некоторым исключением):

получить государственную аккредитацию;

организовать проведение государственной итоговой аттестации в установленной законом форме.

Государственная аккредитация

общего образования (начального, основного, среднего);

среднего профессионального образования;

Однако учреждениям дошкольного образования и профессионального обучения аккредитация не требуется.

Для детских садов исключение прописано в законе.

Что касается профессионального обучения, программы по нему разрабатываются на основе профстандартов или квалификационных требований, в то время как государственная аккредитация подтверждает соответствие программ ФГОСам — федеральным государственным образовательным стандартам.

Государственная аккредитация также дает право выдавать обучившимся документы об образовании и (или) квалификации государственного образца.

Обратите внимание: МГУ и СПбГУ по закону выдают документы установленного образца.

Если у образовательного учреждения нет аккредитации

Если у образовательной организации есть лицензия, но нет аккредитации, она:

не может обучать по основным образовательным программам;

не может выдавать документы государственного образца;

но может обучать по дополнительным программам;

но может выдавать документы установленного образца.

Под этот случай как раз попадают учебные центры дополнительного образования, которые ведут обучение по дополнительным профессиональным программам.

Итоговые документы в учебных центрах ДПО

Учебные центры ДПО выдают два типа документов:

удостоверение о повышении квалификации;

диплом о профессиональной переподготовке.

Если организация обучает в том числе рабочим профессиям, то к итоговым документам добавляется свидетельство о профессии рабочего, должности служащего, которое выдается после успешной сдачи квалификационного экзамена.

Документы об обучении

Вернёмся к рис. 1.

К документам об обучении относятся документы, которые выдаются, если:

итоговая аттестация не требуется;

итоговая аттестация не пройдена;

обучение ведется по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств (детские школы искусств — хоровые, музыкальные, художественные и т.п.).

Документы об обучении подтверждают, что обучающийся освоил определенный объем знаний. Он не получил образование, не освоил новую профессию, не повысил квалификацию — он расширил кругозор в рамках изученной образовательной программы.

Образец документов об обучении разрабатывается организацией самостоятельно.

Размещение информации о выданных документах в ФИС ФРДО

  • школы;
  • вузы;
  • учреждения СПО;
  • организации, обучающие по программам дополнительного профессионального образования;
  • организации, обучающие по программам профессионального обучения;
  • учреждения, выдающие сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ.

Проверить, есть ли выданный документ об образовании в реестре, можно на сайте Рособрнадзора — сервис поиска сведений внизу страницы.

Итоговые документы на онлайн-курсах

Современный рынок онлайн-образования предлагает разные варианты получить новые знания — от обучения в онлайн-университетах до покупки курсов у блогеров в инстаграме.

Чтобы понять, какой итоговый документ организация имеет право выдать, надо уточнить:

    организационно-правовую форму организации (ИП, ООО, АНО или просто физлицо);

наличие лицензии на образовательную деятельность;

наличие государственной аккредитации;

вид образовательной программы.

Если речь идет об онлайн-университетах и магистратурах, выбирайте вузы с лицензией и аккредитацией. Так вы гарантированно получите диплом государственного образца.

Если вы хотите дистанционно освоить новую профессию, например, переучиться на психолога, вам нужны курсы профессиональной переподготовки.

Государственная аккредитация ДПО не предусмотрена, поэтому вы получите документ о квалификации установленного образца — диплом о профессиональной переподготовке.

Онлайн-курсы, семинары, тренинги, обучение в школах стиля, красоты и пр., как правило, завершаются выдачей документа об обучении — сертификата, диплома, свидетельства в той форме, которая установлена в обучающей организации.

Данный документ дополнит ваше профессиональное портфолио и даст вам пару очков форы как специалисту, но он не имеет такой силы, как документы об образовании и (или) квалификации. Но и в этом случае предпочтение стоит отдать организации или эксперту с лицензией.

Если после дополнительного обучения в виде семинаров, тренингов или онлайн-курсов вам обещают выдать диплом государственного образца, это мошенничество. Будьте бдительны.

Проверить, есть ли ли лицензия у выбранного вами учебного центра, онлайн-университета или другой организации, можно в Сводном реестре лицензий на сайте Рособрнадзора.


Целями этого закона являются благие намерения наших законодателей:

  • снижение избыточного административного давления на хозяйствующих субъектов и граждан;
  • обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами и гражданами обязательных требований;
  • концентрация усилий контрольно-надзорных органов на контролируемых лицах, несущих наибольший риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  • повышение эффективности использования материальных, финансовых и иных ресурсов, выделяемых на обеспечение контрольно-надзорной деятельности государства.

По мнению авторов закона, его реализация позволит перевести деятельность контрольно-надзорных органов с “карательного” на превентивный подход. Такой подход означает, что деятельность контрольно-надзорных органов должна превратиться в один из элементов управления сферой общественных отношений. Большая часть работы инспекторов должна быть посвящена именно профилактической деятельности – предотвращению нарушений или их скорейшему исправлению.

Рекомендую прочитать данный закон, чтобы иметь полное представление о том, как всё это действо может происходить у вас дома или в салоне красоты.

Чем это грозит мастерам ногтевого сервиса и салонам красоты?

Прежде всего, согласно этому закону, прийти могут как в салон или студию красоты, так и к вам домой, либо дружно, либо под видом клиента (контрольная закупка). Вас попросят предъявить документы на право деятельности (ИНН, ОГРН(ИП), мед.книжку, онлайн-кассу и др. Например, документ о профессиональном обучении.

  • иметь профильное профессиональное образование или пройти профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования со сроком обучения не менее 250 часов, и/или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих.

Кроме того, исполнение иных требований законодательства, включая законность предпринимательской деятельности.

В примечании к этому пункту написано следующее:

Иными словами, все ваши сертификаты и дипломы, полученные не в лицензированном учебном центре (исключение – “корочка” о проф.обучении), не являются свидетельством вашего профессионального уровня. Нет, они не бесполезны и продолжают работать на ваш имидж в глазах клиентов, но один документ оказывается намного важнее их всех. Печально если и их нет, а все знания получены из YouTube. Вот это засада! Выводить будут под руки и сразу к стенке! Шучу, сначала будут пытать.. 🙂

Получается, что если вы не прошли профессионального обучения, значит вы оказываете услуги ненадлежащего качества со всеми вытекающими правовыми и административными последствиями.

К чему нужно готовиться мастерам маникюра?

  1. Хотите вы того или нет, но профессиональное обучение проходить всё же придётся. Каждый мастер обязан иметь документ о профессиональном обучении, выданный организацией, имеющей образовательную лицензию. Рано или поздно кто-нибудь из клиентов или инспекторов попросит показать “корочку” о проф.обучении.
  2. Придётся становиться самозанятым или ИП. Самозанятым проще с онлайн кассой – для них налоговая уже запустила бесплатное приложение для смартфонов. ИПэшникам же придётся покупать онлайн-кассы, открывать расчётные счета и вести бухгалтерию, но лучше перейти на самозанятый режим.
  3. Придётся сделать медицинские книжки и регулярно проходить медосмотры.

С чего же начать и как к этому относиться? Как к новым расходам? Возможно. Но в этом есть и свои плюсы. Многие мастера обучались у других мастеров на дому и их знания не совсем современные, а порой даже минимальные. Именно такие мастера часто разносят различные грибковые заболевания среди клиентов, не имеют медицинских книжек и не знают о стерилизации, ПСО и дезинфекции. Необходимо всё же пройти профессиональное обучение, сделать апгрейд своих знаний, умений и навыков. Очно будет сложно, поскольку можно потерять уже существующих клиентов и остаться без дохода. Единственный проходной вариант – дистанционные курсы.

Рискну предположить, что пока цены на обучение учебные центры России не повышают, но в любой момент, как почуют возможность заработать на проблеме, цены могут взлететь. В любом случае выбирайте обучение там, где учебная программа соответствует ГОСТу и присваивается профессия.

И немного о внешнем виде Свидетельств о присвоении профессии. Есть требования по содержанию информации в таких документах. Например, наименование, адрес, информация о лицензии на образовательную деятельность, бланк должен содержать серию и номер документа, а также название присваиваемой профессии – “Специалист по маникюру”, с указанием количества ак.часов (не менее 250).

Ещё в советское время типографии выпускали и выпускают сейчас нумерованные бланки с защитой водяными знаками и уникальными номерами. Большинство образовательных организаций, имеющих лицензии на образовательную деятельность и обучающих специалистов по маникюру, не имеют государственной аккредитации (она им не нужна) и выдают документы установленного, а не государственного образца, каждая образовательная организация своими нормативными актами самостоятельно устанавливает вид итогового документа. Главное, чтобы он содержал всю требуемую информацию в соответствии с законом. нумерация, а сам дизайн бланка с водяными знаками может быть общепринятым или на выбор образовательной организации.

Читайте также: