Что кто считается субъектом административного права

Обновлено: 28.06.2024

Субъект административного права – это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъект административно-правовых отношений – это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.

Субъект административного права и субъект административно-правовых отношений два равно взаимосвязанных по значению понятия.

Условия, при которых субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений, это:

· наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

· наличие оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений;

· Административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность – установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В науке субъекты административного права (административно-правовых отношений) классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом.

Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.

К государственным организациям относятся: органы исполнительной власти, государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения), структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

К негосударственным организациям относятся: общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.), органы местного самоуправления.

Административно-правовой статус граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства

В современной России правовой статус человека закреплен не только на конституционном уровне, но и в многочисленных законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и других нормативных правовых актах.

Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Структурно он состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Можно выделить основные элементы структуры административно-правового статуса гражданина:

1. Административная правосубъектность – совокупность административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность – это признаваемая законом возможность быть субъектов административного права, иметь права и выполнять обязанности, установленные нормами административного права. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность признается равной для всех граждан РФ, не может быть отчуждаема и передаваема, ее объем изменяется лишь законом. Однако она может быть ограничена, например, в связи с совершением административного правонарушения, за которое закон предусматривает наказание в виде лишения специальных прав.

Административная дееспособность – это признанная за гражданином способность своими личными действиями приобретать права и выполнять обязанности, а также лично нести ответственность за совершенные им правонарушения.

Момент возникновения административной дееспособности гражданина РФ четко не определен в законе. Частично она наступает в 14 лет (получение паспорта), в 16 лет (возможность привлечения к административной ответственности), в 18 лет наступает полная дееспособность. В некоторых случаях можно говорить и о предельном возрасте, с которым связывается возможность вступления в те или иные правоотношения – например, предельный возраст для пребывания на государственной гражданской службе, установленной законом, составляет 65 лет для мужчин и 63 – для женщин.

Общим основанием ограничения дееспособности, действующим в административном праве, является состояние невменяемости, т.е. неспособность осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления–основной элемент, ядро административно-правового статуса гражданина РФ.

Поскольку административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса человека и гражданина, многие права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от конституционных прав и обязанностей.

В теории административного права выделяют абсолютные (реализация которых зависит только от волеизъявления граждан) и относительные (реализация которых зависит также от наличия фактических возможностей для их осуществления, в частности, необходимого содействия органов исполнительной власти) права и обязанности.

Профессор А.П. Коренев подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования своего подхода он указывал на степень возможности их реализации. Права и свободы он подразделял также на социально-экономические, политические и личные.

Профессор Д.Н. Бахрах выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным он относит права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными. По содержанию различаются такие группы прав граждан, как право на социально-политическую активность, на участие в государственных делах.

Среди основных прав граждан РФ в сфере государственного управления выделяют следующие:

1. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти, местного самоуправления, а также участвовать в референдумах и иметь равный доступ к государственной службе (ст.32 Конституции РФ). Особенность данного права состоит в том, что пользование им требует активного волеизъявления самих граждан.

2. Право на объединения включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст.30 Конституции РФ). Пользование данным правом предполагает административно-правовой порядок регистрации соответствующих объединений граждан, а также контроль за правомерностью их деятельности со стороны государства.

3. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Подробно содержание и порядок реализации данного права раскрываются в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Подробно содержание и порядок реализации данного права раскрываются в Федеральном законеот 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

5. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (лили бездействиями) органов государственной власти и их должностными лицами (ст. 53 Конституции РФ) и другие.

Пользуясь правами, граждане РФ также выполняют возложенные на них обязанности в сфере государственного управления. К ним относятся конституционные обязанности платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество. Кроме того, на гражданина в сфере государственного управления налагаются обязанности соблюдать правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарные правила и другие.

3. Невыполнение гражданами обязанностей влечет применение мер правового воздействия, т.е. привлечение гражданина к ответственности – административной или дисциплинарной, которая также составляет элемент административно-правового статуса гражданина. Привлечение к данным видам ответственности осуществляется на основе законодательства об административных правонарушениях и законодательства о государственной службе.

4. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан – закрепленные в законодательстве средства и способы, которые призваны обеспечить реализацию и защиту прав, свобод и законные интересов граждан в сфере государственного управления.

5. Административно-правовые гарантиитрадиционно разделяют на два вида: судебные и внесудебные.

Существование судебных гарантий в сфере государственного управления основано на ст.46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На сегодняшний день суды ежегодно рассматривают огромное количество дел, возникающих из публичных правоотношений. Возможность подобного обжалования значительно упростилась с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

К внесудебным гарантиям прав и свобод и законных интересов граждан в сфере государственного управления относится повседневная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, создание необходимых условий для их реализации, а в необходимых случаях – также на защиту и восстановление. Одним из важнейших институтов защиты прав и свобод человека в сфере государственного управления является институт Уполномоченного по правам человека, действующего на основании Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом общей надзорной деятельности прокуратуры (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).

Выделяют следующие категории индивидуальных субъектов, имеющих специальный административно-правовой статус:

- субъекты административной системы – лица, принимающие управленческие решения: государственные и муниципальные служащие, иные должностные лица органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

- субъекты разрешительной системы – водители, лицензиаты, лица, допущенные к государственной тайне, и иные субъекты, чья деятельность связана с получением специальных разрешений;

- жители территорий с особым административно-правовым режимом – постоянным: пограничные зоны, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), особо охраняемые природные территории; или временным – территории, на которых введен режим военного или чрезвычайного положения и т.п.

На территориях с особым административно-правовым режимом действуют особые правила въезда и выезда, передвижения, деятельности, осуществления административного надзора, применения административного принуждения, что обуславливает наличие дополнительных прав и обязанностей у жителей этих территорий;

- члены административных коллективов (административный коллектив – личный состав организации, их личные права и обязанности регулируются административным правом) – студенты, военнослужащие и др.

- субъекты административной опеки.

Административная опека –содействие государства некоторым категориям граждан, нуждающимся в помощи, выражающееся в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении различных льгот и привилегий и т.д. Административная опека осуществляется органами исполнительной власти и регламентируется нормами административного права.

Основанием для приобретения статуса субъекта административной опеки могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы, иные социальные факторы, как правило, не зависящие от воли субъекта административной опеки.

Основной особенностью правового статуса субъектов административной опеки является наличие дополнительных прав, гарантий, льгот и привилегий, установленных и обеспечиваемых государством. При этом следует отличать административную опеку от других факторов социальной защиты – выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. Во втором случае социальной обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и т.п. При этом пенсионеры также могут быть включены в орбиту административной опеки – им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды и т.п.

Виды субъектов административной опеки:

- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и иных боевых действий,

- ветераны труда и военной службы,

- жертвы политических репрессий,

- лица, страдающие различными заболеваниями (психическими, туберкулезом и др.),

Особенности административно-правового статуса вынужденного переселенца регулируются Законом РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".

Согласно п.1 ст. 1 Законавынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.

В случае, если ходатайство подается в форме электронного документа с использованием единого портала, оно должно быть подписано простой электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - электронный документ, подписанный простой электронной подписью). К ходатайству прилагаются следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;

2) свидетельство о рождении - для лиц, не достигших возраста четырнадцати лет;

3) свидетельство о заключении брака - для лиц, состоящих в браке;

4) две фотографии заявителя и две фотографии каждого из достигших возраста восемнадцати лет членов семьи, указанных в ходатайстве;

5) документы, подтверждающие родственные отношения;

6) документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения через уполномоченного представителя).

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдаются или направляются уведомление о регистрации ходатайства и свидетельство о регистрации ходатайства. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Уведомление о регистрации ходатайства либо уведомление об отказе в регистрации ходатайства предоставляется лицу территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, через многофункциональный центр в письменной форме либо с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом лицо вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо многофункциональный центр с просьбой о получении указанного уведомления в письменной форме. Такое уведомление выдается лицу в день обращения.

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, принимающих непосредственное участие в решении задачи и осуществлении многочисленных функций исполнительной власти. По сложившейся многолетней традиции в учебниках административного права и других научных публикациях субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством РФ нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти.

Они предназначены и уполномочены решать многообразные задачи, используя разнообразные методы координации, распоряжения, контрольно-надзорные. Их деятельность распространяется на все области государственного управления и местного самоуправления. Субъекты административного права могут рассматривать дела и о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в предпринимательской, налоговой, финансовой, таможенной, бюджетной сферах, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.д.

Существует и другая классификация субъектов административного права – индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относят: граждан России, иностранцев и лиц без гражданства; государственных служащих или должностных лиц. Коллективными субъектами административного права считаются группы людей, объединенные в различные организационно-правовые формы, которые позволяют им действовать во внешних правоотношениях самостоятельно от своего имени. При этом законодательство возлагает на них определенные обязанности (например, нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия).

Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений. В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.

Субъект административного права – это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

В силу различных обстоятельств некоторые категории граждан (недееспособные или не полностью дееспособные) не могут в полной степени обладать возможностью самостоятельно реализовывать свой административно-правовой статус.

На высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) возлагается обязанность определять структуру исполнительных органов государственной власти на подведомственной ему территории в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству. Основными задачами органов опеки и попечительства являются (ст. 7 Закона):

? защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

? надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

? контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

? обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

? защита прав и законных интересов подопечных;

? обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

? обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

? обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Законодательством предусматривается возможность установления органом опеки и попечительства (посредством принятия акта) временного назначения опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве) в следующих случаях: если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя; при отобрании ребенка у родителей или лиц, их замещающих по основания ст. 77 Семейного кодекса РФ[42] и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации были утверждены[43]:

? форма журнала учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или полностью недееспособных лиц;

? форма заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособного гражданина;

? форма акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина.

Профессор Ю.Н. Старилов отметил, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений[44].

1. В организационно-управленческом праве – посредством формирования правоотношений по общей организации вопросов управления в различных отраслях и сферах управленческой деятельности.

2. В управленческом процессе, т.е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов.

3. В административном процессе, т.е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

4. В административно-деликтном праве, т.е. в системе отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

Самыми многочисленными народами, проживающими на территории Российской Федерации, являются (тыс. человек)[45]: русские – в 2002 г. было 115 889, а в 2010 г. – 111 000 человек; татары – в 2002 г. было 5556, а в 2010 г. – 5310 человек; украинцы – в 2002 г. было 2943, а в 2010 г. – 1927 человек; чуваши – в 2002 г. было 1637, а в 2010 г. – 1435 человек; башкиры – в 2002 г. было 1673, а в 2010 г. – 1584 человека; чеченцы – в 2002 г. было 1360, а в 2010 г. – 1431 человек; армяне – в 2002 г. было ИЗО, а в 2010 г. – 1182 человека.


Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти.

Понятие

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Примеры

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации.

Граждане как субъекты административного права

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Содержанием административно-правового статуса гражданина являются:

  • комплекс его прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;
  • гарантии реализации этих прав, обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

В нормативных правовых актах не отождествляется правовой статус личности и гражданина Российской Федерации. Последний обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. К примеру, иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть допущены к государственной гражданской службе. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности (совокупности административной правоспособности и дееспособности).

Административная правоспособность гражданина — это его возможность иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Правоспособность граждан неотчуждаема и непередаваема. Для отдельных граждан она может быть временно ограничена (в случае совершения преступления или административного правонарушения). Санкции могут предусматривать лишение свободы, лишение специальных прав, т. е. когда гражданин не вправе использовать предоставленные ему с момента рождения права.

Для реализации правоспособности гражданину необходимо обладать административной дееспособностью, т. е. способностью своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера.

В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет, однако момент возникновения административной дееспособности для граждан остается неопределенным. Ответственность за совершение административного правонарушения наступает с 16 лет.

Граждане выступают стороной административного правоотношения в случаях:

  • выполнения обращенных к ним административно-правовых норм;
  • реализации принадлежащих им законных прав;
  • охраны их прав (в случае подачи жалобы).

Реализация дееспособности наступает как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти, местного самоуправления или его должностного лица.

На основе Конституции РФ, законов и подзаконных актов можно выделить основные права гражданина в сфере государственного управления.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Эти положения Конституции РФ должны приниматься во внимание при применении мер административного принуждения.

Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Законодательство РФ предоставляет право проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц в установленных случаях работникам милиции, уполномоченным должностным лицам налоговых органов, военнослужащим внутренних войск и т. п.

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Гражданский кодекс РФ (ст. 16) предусматривает право граждан на возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления или их должностными лицами.

Конституция РФ предусматривает и другие права человека и гражданина, а также содержит важную оговорку о том, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Административно-правовые акты наделяют гражданина Российской Федерации правом на изменение фамилии, имени и отчества, правом на приобретение оружия, на донорство и др.

Конституция РФ и законы наделяют граждан комплексом обязанностей. К абсолютным обязанностям относится обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а также обязанность военной службы.

Органы исполнительной власти

Длительный опыт функционирования этой ветви власти и научные разработки позволяют выделить следующие основные черты органа исполнительной власти:

  • это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного механизма и реализующий задачи и функции исполнительной власти;
  • он представляет собой часть единой системы органов исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;
  • наделен государственно-властными полномочиями, действует от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;
  • обладает правовым статусом, который формируется нормами конституций (уставов), законодательных и подзаконных актов Российской Федерации и ее субъектов;
  • имеет собственные функции и компетенцию;
  • подзаконен, осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона;
  • имеет территориальный масштаб деятельности;
  • его персонал составляют государственные служащие;
  • структурно организован, обеспечен необходимыми материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами;
  • его образование, реорганизация и ликвидация осуществляются в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Орган исполнительной власти можно определить как самостоятельный структурный элемент государственного механизма, действующий на определенной территории, наделенный властными полномочиями, правовыми, материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами и реализующий задачи и функции исполнительной власти.

В соответствии с федеративным устройством России различаются:

  • федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
  • государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные советы, правительства, кабинеты министров, администрации, мэрии, министерства и др.).

Конституция РФ (ст. 77) устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По территориальному масштабу деятельности в Российской Федерации функционируют:

  • федеральные органы исполнительной власти (действуют в масштабе всей страны);
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (действуют на территории одного субъекта Российской Федерации);
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации);
  • территориальные органы, образуемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (действуют на территории части субъекта Российской Федерации);
  • межтерриториальные исполнительные органы специального назначения (действуют в пределах функционально-территориальных округов, зон и т. д.).

На основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов можно выделить следующие организационно-правовые формы органов исполнительной власти'. правительства; кабинеты министров, имеющие статус правительств; министерства; комитеты; комиссии; службы, агентства; администрации; главные управления; управления; инспекции; департаменты; мэрии и т. д.

Вопрос о субъектах административного права является од ним из важнейших, так как они выступают участниками адми нистративно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осу ществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в об ласти государственного управления и местного самоуправле ния, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых фи зическими и юридическими лицами в хозяйственной, налого вой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законода тельством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права — это одна из сторон пуб личной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязан ностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отноше ния. Таким образом, реализация прав, установленных за субъ ектом административного права, и выполнение им определен ных обязанностей происходят в рамках конкретного правоот ношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного права — это конкретный участ ник административно-правовых отношений, в которые он всту пает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной право-

вой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной вла сти государственную должность государственной службы, обя зано защищать права и свободы граждан и в необходимых слу чаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбу дить производство по делу об административном правонаруше нии; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая админист ративно-правовым статусом, участвуют в организации публич ного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоогра- ничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);

в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых ак тов управления и применения иных административно-право вых форм и методов;

в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, закон ных интересов физических и юридических лиц;

в административно-деликтном праве, т. е. в процессе от ношений, возникающих при применении мер административ ного принуждения уполномоченными органами и должностны ми лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, ино странные граждане и лица без гражданства.

Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с орга нами исполнительной власти или публичного управления. Субъ ектами административно-правовых отношений граждане стано вятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, по лучения разрешения (лицензии) соответствующего государст венного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается адми нистративное взыскание за совершенное административное пра вонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должност-ного лица, нарушившего его право или ограничившего его свобо ды; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права от носятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государст венных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их ста тус одинаковым образом регламентирован нормативными пра вовыми актами; они осуществляют компетенцию государствен ных органов и имеют для этого соответствующие государствен но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права) .

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступа ют во внешних отношениях как самостоятельный субъект пра ва; порядок их создания и деятельность регламентированы нор мативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предостав ляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Читайте также: