Что компенсирует недостаток восприятия органов чувств человека при формировании

Обновлено: 28.06.2024

Одним из частных проявлений возрастных изменений в организме являются нарушения сенсорных систем и голоса. Наиболее часто при нейросенсорных нарушениях для замедления дезинтеграционных процессов применяют витамины и антиоксиданты.

Preventive maintenance of the development of the age-qualification disturbances of sensory systems and voice in the patients of elderly and senile age with the use of the vitamin-mineral complexes

One of the particular manifestations of the changes in the organism dependent on age are the disturbances of sensory systems and voice. Most frequently during the neuro sense disturbances for retarding the disintegration processes use vitamins and antioxidants.

С каждым годом все актуальнее становится вопрос о профилактике заболеваний у пациентов пожилого и старческого возраста. В первую очередь это связано с тем, что в России, как и в большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения доли лиц пожилого и старческого возраста. Количество людей в возрасте старше 60 лет на настоящий момент в России составляет примерно 20% от общей популяции; по мнению экспертов ВОЗ, в ближайшее десятилетие эти цифры значительно увеличатся [1, 2]. Во-вторых, прогрессирующее уменьшение адаптационных возможностей организма пожилого человека создает условия для развития патологии [3, 4]. В связи с этим считается, что уровень заболеваемости у пожилых людей (60–74 года) почти в два раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) — в 6 раз выше, чем у молодых. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что в пожилом и старческом возрасте на одного больного приходится в среднем от двух до четырех заболеваний [5]. Также у людей пожилого и старческого возраста имеются особенности развития и течения патологических процессов: малая выраженность и необычность клинических проявлений, склонность к вялотекущим патологическим процессам [1, 6]. Закономерным следствием инволюционных, структурных, метаболических и регуляторных изменений является гипофункция клеток, органов и систем, что неизбежно снижает их толерантность к действию повреждающих факторов внешней среды [7]. Это особенно актуально для оториноларингологии, в сферу изучения которой входит профилактика и лечение возрастных нарушений функций сенсорных систем, голоса и слизистой оболочки верхних дыхательных путей, особо подверженных влиянию внешних и внутренних факторов.

Возрастные нарушения слуха

Одним из частных проявлений возрастных изменений в организме является пресбиакузис (от греч. presbys — старый, aсusis — слух) — хроническая прогрессирующая туго­ухость, возникающая вследствие инволюционных изменений в органе слуха.

Современное состояние проблемы возрастного снижения остроты слуха позволяет определить пресбиакузис как процесс возрастных изменений слухового анализатора, имеющих дебют в 30-летнем возрасте и быстро прогрессирующих после 50 лет; для людей старше 65 лет пресбиакузис — одно из трех наиболее распространенных хронических заболеваний. При этом известно, что частота нарушений слуха по мере старения организма увеличивается и коррелирует с вестибулярными нарушениями.

Принято считать, что возрастная тугоухость есть результат биологического процесса старения тканей звукового анализатора, постоянного действия на него внешнего шума и сопутствующих нарушений кровоснабжения в вертебробазилярном бассейне [8, 9]. На снижение слуха в пожилом возрасте влияют и другие причины, в частности, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания. Не исключено, что пресбиакузис генетически детерминирован, а приобретенные в течение жизни заболевания, реологические изменения крови и другие факторы могут только способствовать прогрессированию возрастной тугоухости [9, 10].

На основании гистологического изучения строения височных костей и мозга людей, имевших при жизни старческую тугоухость и глухоту, A. Saxen полагает, что в основе пресбиакузиса лежат дистрофические и атрофические изменения, обнаруживаемые на протяжении всего звукового анализатора [11]. В результате таких процессов уменьшается число чувствительных клеток и нейронов в спиральном органе и улитковом узле, возникает некроз ядер, уменьшается число пучков и волокон в центрах и проводящих путях, вплоть до слуховой зоны коры полушарий. При этом количество нейронов в центральных отделах анализатора уменьшается намного быстрее, чем количество чувствительных клеток, эфферентных и афферентных волокон в спиральном органе и улитковом узле. Инволюционные структурные изменения происходят и в звукопроводящем аппарате: отмечаются вакуолизация в преддверной стенке улиткового протока, ригидность основной пластинки, ангиосклеротическая дегенерация сосудистой полоски, тугоподвижность суставов слуховых косточек в результате повышения вязкости синовиальной жидкости, атрофии связок и уменьшения массы мышц.

Поскольку перечисленные структурные изменения обычно симметричны, то возрастные нарушения слуховой функции характеризуются примерно одинаковым снижением слуха на оба уха. В такой ситуации важна реабилитация слуха — слухопротезирование, а также использование дополнительных средств реабилитации, например наушников для телевизора.

Стоит отметить, что излечение пресбиакузиса невозможно, так как в результате инволюционных процессов происходят необратимые изменения в структурах органа слуха. Наиболее часто при нейросенсорных нарушениях слуха для замедления дезинтеграционных процессов применяют витамины группы B, обладающие нейротропным действием. Эти витамины входят в схему комплексного лечения больных с нейросенсорной тугоухостью [12]. Хороший эффект витамины группы B у таких больных оказывают в комплексе с магнием [13]. Также в комплексном лечении положительный эффект оказывают витамины-антиоксиданты А, Е и С [14, 15].

Возрастные вестибулярные расстройства

Ориентация человека в пространстве, его равновесие обеспечиваются взаимодействием комплекса сенсорных систем. Роль вестибулярного анализатора значительно увеличивается в пожилом и старческом возрасте в связи с возрастными дегенеративно-дистрофическими процессами в органе зрения и опорно-двигательном аппарате.

Основная причина пресбикинезиса — это нарушение функций мозга, вызванное уменьшением кровоснабжения области, питаемой позвоночной и сонной артериями, в результате происходящих в них атеросклеротических процессов, а также морфологические изменения мозгового вещества, нередко вестибулярных ядер ствола, являющиеся последствием перенесенной церебральной ишемии. В связи с этим такие пациенты наблюдаются скорее у невролога, чем у оториноларинголога. Проводимое им лечение часто не имеет значительного эффекта.

Возрастные нарушения обоняния и вкуса

Чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов, как и других, снижается у пациентов пожилого и старческого возраста. Это происходит не только в результате атрофических, вазомоторных нарушений слизистой оболочки полости носа или уменьшения количества вкусовых рецепторов языка, но и из-за дегенеративных изменений в системе обоих анализаторов.

Обычно пациенты не придают нарушениям обоняния или вкуса особого значения по сравнению с нарушениями слуха или вестибулярной дисфункцией. Жалобы пожилого человека на плохой вкус во рту или полное отсутствие всякого вкуса часто приводят к отказу от еды или к выбору однообразной несбалансированной пищи, что, в свою очередь, приводит к метаболическим нарушениям и прогрессированию возрастных изменений.

Для лечения также применяют ноотропные препараты (Винпоцетин, Пирацетам, Глицин), витамины группы B [18] в комплексе с цинком и витамином A [19].

Возрастные нарушения голоса

По мнению M. Kume, M. A. Morales, основная проблема заключается в недостаточной информированности о возможной профилактике и лечении пресбифонии [20].

Одной из возможных причин при отсутствии органического поражения голосового аппарата является вертебробазилярная дисциркуляция, возникающая на фоне остеохондроза шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у пациентов пожилого и старческого возраста.

Возрастные нарушения физиологических функций верхних дыхательных путей

На фоне общих инволюционных процессов происходят и изменения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей, проявляющиеся морфологическими и патофизиологическими симптомами, свойственными хроническому воспалению.

К снижению местного иммунитета верхних дыхательных путей у людей пожилого и старческого возраста приводят возрастные изменения в структуре глоточного кольца Пирогова–Вальдейера, все миндалины которого, по данным И. Б. Солдатова, у пожилых людей значительно уменьшены в размерах, в них резко сокращено число фолликулов, имеется атрофия лимфаденоидной ткани и замещение ее соединительной тканью [21].

Такие изменения повышают риск развития бактериальных инфекций верхних дыхательных путей, которые представляют серьезную проблему в пожилом возрасте, оказывают существенное влияние на течение хронических заболеваний, приводя к увеличению сроков госпитализации, ухудшению прогноза.

Учитывая вышесказанное, бесспорно, существует необходимость проведения профилактических мероприятий для предупреждения развития возрастных изменений сенсорных систем, голоса и слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Профилактика и лечение возрастных нарушений сенсорных систем и голоса

Профилактика возрастных нарушений сенсорных систем и голоса основывается на принципах профилактики старения в целом: соблюдение правильного образа жизни, поддержание двигательной активности, рациональное питание, отказ от вредных привычек, защита от воздействия различного рода шумов, правильный режим труда и отдыха, профилактика и своевременное лечение церебрального атеросклероза, остео­дистрофических изменений шейного отдела позвоночника, сахарного диабета и других хронических заболеваний.

Пациентам пожилого и старческого возраста с первыми признаками возрастных нарушений рекомендуют не менее раза в год проводить курсовое комплексное лечение: физиотерапия, бальнеотерапия, лечебная физкультура и фармакотерапия, включающая в себя ноотропные препараты, стимуляторы процессов тканевого обмена и витамины, предпочтительнее — витаминно-минеральные комплексы, в состав которых входят витамины A, группы В, цинк.

Известно, что предотвратить развитие нейросенсорной тугоухости способна диета с достаточным количеством витаминов А, С, Е [22] и железа [23], причем не только у здорового человека, но и у пациентов, болеющих сахарным диабетом 2-го типа [24], или с заболеваниями печени [25].

Для этой возрастной группы результатом инволюционных изменений является снижение уровня психической активности, изменение восприятия и адекватности реакции на рекомендации врача, что приводит к ухудшению комплаенса и снижает качество оказания медицинской помощи [26].

Если старение организма характеризуется постепенным снижением интенсивности обменных процессов, то сбалансированное в соответствии с возрастом питание является основным фактором, поддерживающим нормальное физиологическое состояние и работоспособность пожилого человека.

Различные нарушения в питании приводят к снижению показателей основного обмена, потребления кислорода, уменьшению интенсивности белкового обмена, накоплению липидных компонентов в тканях, снижению скорости утилизации глюкозы, падению активности ферментов биологического окисления в тканях печени, почек, сердца и других органов, приводя к склеротическим изменениям и способствуя преждевременному старению организма [27].

Поэтому питание является основным фактором, поддерживающим нормальное физиологическое состояние и работоспособность в пожилом и старческом возрасте. Учитывая снижение интенсивности обменных процессов при старении, необходимо обеспечение высокой биологической полноценности питания за счет включения достаточных количеств полиненасыщенных жирных кислот, незаменимых аминокислот, микронутриентов (витаминов и минералов).

Витамины и минералы являются одним из наиболее известных естественных факторов, регулирующих физиологические процессы в организме человека. Обладая высокой биологической активностью в очень малых дозах, витамины необходимы для нормального клеточного метаболизма и трофики тканей, пластического обмена, трансформации энергии, нормальной работоспособности всех органов и тканей, поддержания таких жизненно важных функций, как иммунитет, репродукция, рост и регенерация тканей [28].

Благодаря своим каталитическим свойствам именно витамины способны в известной степени тормозить процессы старения. Достаточный уровень витаминной обеспеченности дает возможность поддерживать интенсивность обмена веществ на нормальном уровне, не допуская развития в соединительной ткани склеротических изменений.

Недостаточная обеспеченность организма витаминами характерна для большинства пожилых людей, которых условно можно отнести к категории здоровых, и усугубляется при наличии любого заболевания, в первую очередь при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, когда имеет место нарушение всасывания и утилизации витаминов.

Наряду с физиологическим снижением энергозатрат, неизбежным в пожилом и старческом возрасте и делающим необходимым уменьшение общего количества потребляемой пищи, существенная роль среди причин недостаточного потребления микронутриентов также принадлежит таким факторам, как однообразность рациона питания, увеличение потребления рафинированных, высококалорийных, но бедных витаминами и минеральными веществами продуктов питания, возрастание в рационе доли продуктов, подвергнутых консервированию, длительному хранению, интенсивной технологической обработке [29]. Нарастающий дефицит витаминов, нарушая обмен веществ, осложняет течение любых болезней, препятствует их успешному лечению.

В связи с этим профилактика развития возрастных нарушений сенсорных систем и голоса обязательно должна включать коррекцию имеющегося поливитаминного дефицита [30].

Обеспечить оптимальную профилактику и коррекцию недостаточности витаминов и минеральных веществ в организме возможно с использованием комплексов, формулы которых всегда содержат полный набор витаминов и минералов, необходимых организму.

Современная фармацевтическая промышленность предлагает большое разнообразие витаминно-минеральных комплексов, созданных с учетом потребности пожилого человека в витаминах и минеральных веществах. Но, даже при условии специально подобранного состава витаминно-минерального комплекса, в нем должны учитываться и взаимодействия между основными его элементами, конкуренция за мишень которых может приводить как к синергизму, так и к антагонизму по конечному результату физиологического эффекта.

То есть в комплексной терапии предпочтительны те витаминно-минеральные комплексы, в которых содержатся суточные нормы потребления всех витаминов и большинства минералов, но при этом вещества-антагонисты разнесены по разным таблеткам, а синергисты объединены в одной. Разделение суточной дозы необходимых организму элементов на несколько таблеток, их прием в течение суток с соблюдением временного интервала позволяет избежать нежелательных взаимодействий и усилить благоприятные эффекты.

При этом существует мнение, что при назначении витаминно-минерального комплекса лучше отдавать предпочтение отечественным, так как при их разработке учтены потребности населения нашей страны. Одним из таких витаминно-минеральных комплексов является Алфавит 50+, в котором учтена суточная доза необходимых человеку пожилого и старческого возраста витаминов и минеральных веществ, а полезные вещества разделены на несколько таблеток с учетом их положительных и отрицательных взаимодействий.

Его состав соответствует установленным в РФ нормам потреб­ления биологически активных веществ, а также учитывает рекомендации диетологов и геронтологов. Компоненты комплекса также эффективны в профилактике остеопороза, заболеваний суставов, глаз, сердечно-сосудистой системы и других возрастных нарушений.

С позиции профилактики возрастных нарушений сенсорных систем и голоса мы можем рекомендовать Алфавит 50+ пациентам пожилого и старческого возраста после перенесенных острых и обострений хронических заболеваний ЛОР-органов; в послеоперационном восстановительном периоде; в зимний период; в период эпидемии гриппа; периодически в течение года в составе поддерживающей терапии.

Назначение витаминно-минераль­ных комплексов пациентам старше 50 лет, например Алфавита 50+, позволит предупредить и поможет замедлить развитие возрастных изменений сенсорных систем, голоса и слизистой оболочки верхних дыхательных путей. А принцип разделения компонентов с учетом их взаимодействий, реализованный в Алфавите 50+, позволяет повысить эффективность этого витаминно-минерального комплекса и свести к минимуму риск развития аллергических реакций.

Литература

А. М. Корниенко, кандидат медицинских наук, доцент
Р. А. Корниенко, кандидат медицинских наук

ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России, Москва

Одним из частных проявлений возрастных изменений в организме являются нарушения сенсорных систем и голоса. Наиболее часто при нейросенсорных нарушениях для замедления дезинтеграционных процессов применяют витамины и антиоксиданты.

Preventive maintenance of the development of the age-qualification disturbances of sensory systems and voice in the patients of elderly and senile age with the use of the vitamin-mineral complexes

One of the particular manifestations of the changes in the organism dependent on age are the disturbances of sensory systems and voice. Most frequently during the neuro sense disturbances for retarding the disintegration processes use vitamins and antioxidants.

С каждым годом все актуальнее становится вопрос о профилактике заболеваний у пациентов пожилого и старческого возраста. В первую очередь это связано с тем, что в России, как и в большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения доли лиц пожилого и старческого возраста. Количество людей в возрасте старше 60 лет на настоящий момент в России составляет примерно 20% от общей популяции; по мнению экспертов ВОЗ, в ближайшее десятилетие эти цифры значительно увеличатся [1, 2]. Во-вторых, прогрессирующее уменьшение адаптационных возможностей организма пожилого человека создает условия для развития патологии [3, 4]. В связи с этим считается, что уровень заболеваемости у пожилых людей (60–74 года) почти в два раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) — в 6 раз выше, чем у молодых. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что в пожилом и старческом возрасте на одного больного приходится в среднем от двух до четырех заболеваний [5]. Также у людей пожилого и старческого возраста имеются особенности развития и течения патологических процессов: малая выраженность и необычность клинических проявлений, склонность к вялотекущим патологическим процессам [1, 6]. Закономерным следствием инволюционных, структурных, метаболических и регуляторных изменений является гипофункция клеток, органов и систем, что неизбежно снижает их толерантность к действию повреждающих факторов внешней среды [7]. Это особенно актуально для оториноларингологии, в сферу изучения которой входит профилактика и лечение возрастных нарушений функций сенсорных систем, голоса и слизистой оболочки верхних дыхательных путей, особо подверженных влиянию внешних и внутренних факторов.

Возрастные нарушения слуха

Одним из частных проявлений возрастных изменений в организме является пресбиакузис (от греч. presbys — старый, aсusis — слух) — хроническая прогрессирующая туго­ухость, возникающая вследствие инволюционных изменений в органе слуха.

Современное состояние проблемы возрастного снижения остроты слуха позволяет определить пресбиакузис как процесс возрастных изменений слухового анализатора, имеющих дебют в 30-летнем возрасте и быстро прогрессирующих после 50 лет; для людей старше 65 лет пресбиакузис — одно из трех наиболее распространенных хронических заболеваний. При этом известно, что частота нарушений слуха по мере старения организма увеличивается и коррелирует с вестибулярными нарушениями.

Принято считать, что возрастная тугоухость есть результат биологического процесса старения тканей звукового анализатора, постоянного действия на него внешнего шума и сопутствующих нарушений кровоснабжения в вертебробазилярном бассейне [8, 9]. На снижение слуха в пожилом возрасте влияют и другие причины, в частности, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания. Не исключено, что пресбиакузис генетически детерминирован, а приобретенные в течение жизни заболевания, реологические изменения крови и другие факторы могут только способствовать прогрессированию возрастной тугоухости [9, 10].

На основании гистологического изучения строения височных костей и мозга людей, имевших при жизни старческую тугоухость и глухоту, A. Saxen полагает, что в основе пресбиакузиса лежат дистрофические и атрофические изменения, обнаруживаемые на протяжении всего звукового анализатора [11]. В результате таких процессов уменьшается число чувствительных клеток и нейронов в спиральном органе и улитковом узле, возникает некроз ядер, уменьшается число пучков и волокон в центрах и проводящих путях, вплоть до слуховой зоны коры полушарий. При этом количество нейронов в центральных отделах анализатора уменьшается намного быстрее, чем количество чувствительных клеток, эфферентных и афферентных волокон в спиральном органе и улитковом узле. Инволюционные структурные изменения происходят и в звукопроводящем аппарате: отмечаются вакуолизация в преддверной стенке улиткового протока, ригидность основной пластинки, ангиосклеротическая дегенерация сосудистой полоски, тугоподвижность суставов слуховых косточек в результате повышения вязкости синовиальной жидкости, атрофии связок и уменьшения массы мышц.

Поскольку перечисленные структурные изменения обычно симметричны, то возрастные нарушения слуховой функции характеризуются примерно одинаковым снижением слуха на оба уха. В такой ситуации важна реабилитация слуха — слухопротезирование, а также использование дополнительных средств реабилитации, например наушников для телевизора.

Стоит отметить, что излечение пресбиакузиса невозможно, так как в результате инволюционных процессов происходят необратимые изменения в структурах органа слуха. Наиболее часто при нейросенсорных нарушениях слуха для замедления дезинтеграционных процессов применяют витамины группы B, обладающие нейротропным действием. Эти витамины входят в схему комплексного лечения больных с нейросенсорной тугоухостью [12]. Хороший эффект витамины группы B у таких больных оказывают в комплексе с магнием [13]. Также в комплексном лечении положительный эффект оказывают витамины-антиоксиданты А, Е и С [14, 15].

Возрастные вестибулярные расстройства

Ориентация человека в пространстве, его равновесие обеспечиваются взаимодействием комплекса сенсорных систем. Роль вестибулярного анализатора значительно увеличивается в пожилом и старческом возрасте в связи с возрастными дегенеративно-дистрофическими процессами в органе зрения и опорно-двигательном аппарате.

Основная причина пресбикинезиса — это нарушение функций мозга, вызванное уменьшением кровоснабжения области, питаемой позвоночной и сонной артериями, в результате происходящих в них атеросклеротических процессов, а также морфологические изменения мозгового вещества, нередко вестибулярных ядер ствола, являющиеся последствием перенесенной церебральной ишемии. В связи с этим такие пациенты наблюдаются скорее у невролога, чем у оториноларинголога. Проводимое им лечение часто не имеет значительного эффекта.

Возрастные нарушения обоняния и вкуса

Чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов, как и других, снижается у пациентов пожилого и старческого возраста. Это происходит не только в результате атрофических, вазомоторных нарушений слизистой оболочки полости носа или уменьшения количества вкусовых рецепторов языка, но и из-за дегенеративных изменений в системе обоих анализаторов.

Обычно пациенты не придают нарушениям обоняния или вкуса особого значения по сравнению с нарушениями слуха или вестибулярной дисфункцией. Жалобы пожилого человека на плохой вкус во рту или полное отсутствие всякого вкуса часто приводят к отказу от еды или к выбору однообразной несбалансированной пищи, что, в свою очередь, приводит к метаболическим нарушениям и прогрессированию возрастных изменений.

Для лечения также применяют ноотропные препараты (Винпоцетин, Пирацетам, Глицин), витамины группы B [18] в комплексе с цинком и витамином A [19].

Возрастные нарушения голоса

По мнению M. Kume, M. A. Morales, основная проблема заключается в недостаточной информированности о возможной профилактике и лечении пресбифонии [20].

Одной из возможных причин при отсутствии органического поражения голосового аппарата является вертебробазилярная дисциркуляция, возникающая на фоне остеохондроза шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у пациентов пожилого и старческого возраста.

Возрастные нарушения физиологических функций верхних дыхательных путей

На фоне общих инволюционных процессов происходят и изменения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей, проявляющиеся морфологическими и патофизиологическими симптомами, свойственными хроническому воспалению.

К снижению местного иммунитета верхних дыхательных путей у людей пожилого и старческого возраста приводят возрастные изменения в структуре глоточного кольца Пирогова–Вальдейера, все миндалины которого, по данным И. Б. Солдатова, у пожилых людей значительно уменьшены в размерах, в них резко сокращено число фолликулов, имеется атрофия лимфаденоидной ткани и замещение ее соединительной тканью [21].

Такие изменения повышают риск развития бактериальных инфекций верхних дыхательных путей, которые представляют серьезную проблему в пожилом возрасте, оказывают существенное влияние на течение хронических заболеваний, приводя к увеличению сроков госпитализации, ухудшению прогноза.

Учитывая вышесказанное, бесспорно, существует необходимость проведения профилактических мероприятий для предупреждения развития возрастных изменений сенсорных систем, голоса и слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Профилактика и лечение возрастных нарушений сенсорных систем и голоса

Профилактика возрастных нарушений сенсорных систем и голоса основывается на принципах профилактики старения в целом: соблюдение правильного образа жизни, поддержание двигательной активности, рациональное питание, отказ от вредных привычек, защита от воздействия различного рода шумов, правильный режим труда и отдыха, профилактика и своевременное лечение церебрального атеросклероза, остео­дистрофических изменений шейного отдела позвоночника, сахарного диабета и других хронических заболеваний.

Пациентам пожилого и старческого возраста с первыми признаками возрастных нарушений рекомендуют не менее раза в год проводить курсовое комплексное лечение: физиотерапия, бальнеотерапия, лечебная физкультура и фармакотерапия, включающая в себя ноотропные препараты, стимуляторы процессов тканевого обмена и витамины, предпочтительнее — витаминно-минеральные комплексы, в состав которых входят витамины A, группы В, цинк.

Известно, что предотвратить развитие нейросенсорной тугоухости способна диета с достаточным количеством витаминов А, С, Е [22] и железа [23], причем не только у здорового человека, но и у пациентов, болеющих сахарным диабетом 2-го типа [24], или с заболеваниями печени [25].

Для этой возрастной группы результатом инволюционных изменений является снижение уровня психической активности, изменение восприятия и адекватности реакции на рекомендации врача, что приводит к ухудшению комплаенса и снижает качество оказания медицинской помощи [26].

Если старение организма характеризуется постепенным снижением интенсивности обменных процессов, то сбалансированное в соответствии с возрастом питание является основным фактором, поддерживающим нормальное физиологическое состояние и работоспособность пожилого человека.

Различные нарушения в питании приводят к снижению показателей основного обмена, потребления кислорода, уменьшению интенсивности белкового обмена, накоплению липидных компонентов в тканях, снижению скорости утилизации глюкозы, падению активности ферментов биологического окисления в тканях печени, почек, сердца и других органов, приводя к склеротическим изменениям и способствуя преждевременному старению организма [27].

Поэтому питание является основным фактором, поддерживающим нормальное физиологическое состояние и работоспособность в пожилом и старческом возрасте. Учитывая снижение интенсивности обменных процессов при старении, необходимо обеспечение высокой биологической полноценности питания за счет включения достаточных количеств полиненасыщенных жирных кислот, незаменимых аминокислот, микронутриентов (витаминов и минералов).

Витамины и минералы являются одним из наиболее известных естественных факторов, регулирующих физиологические процессы в организме человека. Обладая высокой биологической активностью в очень малых дозах, витамины необходимы для нормального клеточного метаболизма и трофики тканей, пластического обмена, трансформации энергии, нормальной работоспособности всех органов и тканей, поддержания таких жизненно важных функций, как иммунитет, репродукция, рост и регенерация тканей [28].

Благодаря своим каталитическим свойствам именно витамины способны в известной степени тормозить процессы старения. Достаточный уровень витаминной обеспеченности дает возможность поддерживать интенсивность обмена веществ на нормальном уровне, не допуская развития в соединительной ткани склеротических изменений.

Недостаточная обеспеченность организма витаминами характерна для большинства пожилых людей, которых условно можно отнести к категории здоровых, и усугубляется при наличии любого заболевания, в первую очередь при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, когда имеет место нарушение всасывания и утилизации витаминов.

Наряду с физиологическим снижением энергозатрат, неизбежным в пожилом и старческом возрасте и делающим необходимым уменьшение общего количества потребляемой пищи, существенная роль среди причин недостаточного потребления микронутриентов также принадлежит таким факторам, как однообразность рациона питания, увеличение потребления рафинированных, высококалорийных, но бедных витаминами и минеральными веществами продуктов питания, возрастание в рационе доли продуктов, подвергнутых консервированию, длительному хранению, интенсивной технологической обработке [29]. Нарастающий дефицит витаминов, нарушая обмен веществ, осложняет течение любых болезней, препятствует их успешному лечению.

В связи с этим профилактика развития возрастных нарушений сенсорных систем и голоса обязательно должна включать коррекцию имеющегося поливитаминного дефицита [30].

Обеспечить оптимальную профилактику и коррекцию недостаточности витаминов и минеральных веществ в организме возможно с использованием комплексов, формулы которых всегда содержат полный набор витаминов и минералов, необходимых организму.

Современная фармацевтическая промышленность предлагает большое разнообразие витаминно-минеральных комплексов, созданных с учетом потребности пожилого человека в витаминах и минеральных веществах. Но, даже при условии специально подобранного состава витаминно-минерального комплекса, в нем должны учитываться и взаимодействия между основными его элементами, конкуренция за мишень которых может приводить как к синергизму, так и к антагонизму по конечному результату физиологического эффекта.

То есть в комплексной терапии предпочтительны те витаминно-минеральные комплексы, в которых содержатся суточные нормы потребления всех витаминов и большинства минералов, но при этом вещества-антагонисты разнесены по разным таблеткам, а синергисты объединены в одной. Разделение суточной дозы необходимых организму элементов на несколько таблеток, их прием в течение суток с соблюдением временного интервала позволяет избежать нежелательных взаимодействий и усилить благоприятные эффекты.

При этом существует мнение, что при назначении витаминно-минерального комплекса лучше отдавать предпочтение отечественным, так как при их разработке учтены потребности населения нашей страны. Одним из таких витаминно-минеральных комплексов является Алфавит 50+, в котором учтена суточная доза необходимых человеку пожилого и старческого возраста витаминов и минеральных веществ, а полезные вещества разделены на несколько таблеток с учетом их положительных и отрицательных взаимодействий.

Его состав соответствует установленным в РФ нормам потреб­ления биологически активных веществ, а также учитывает рекомендации диетологов и геронтологов. Компоненты комплекса также эффективны в профилактике остеопороза, заболеваний суставов, глаз, сердечно-сосудистой системы и других возрастных нарушений.

С позиции профилактики возрастных нарушений сенсорных систем и голоса мы можем рекомендовать Алфавит 50+ пациентам пожилого и старческого возраста после перенесенных острых и обострений хронических заболеваний ЛОР-органов; в послеоперационном восстановительном периоде; в зимний период; в период эпидемии гриппа; периодически в течение года в составе поддерживающей терапии.

Назначение витаминно-минераль­ных комплексов пациентам старше 50 лет, например Алфавита 50+, позволит предупредить и поможет замедлить развитие возрастных изменений сенсорных систем, голоса и слизистой оболочки верхних дыхательных путей. А принцип разделения компонентов с учетом их взаимодействий, реализованный в Алфавите 50+, позволяет повысить эффективность этого витаминно-минерального комплекса и свести к минимуму риск развития аллергических реакций.

Литература

А. М. Корниенко, кандидат медицинских наук, доцент
Р. А. Корниенко, кандидат медицинских наук

ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России, Москва

Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.

В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

– закрывает уши от громких звуков;

– отдергивает руку от прикосновений;

– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.

Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;

Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.

Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.

Сложность оценить собственные силы:
Не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу , когда рисует.

Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)

Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.

Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:

Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.

Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:

Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.

Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.

Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.

Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.

Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.

В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.

Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.

Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.

На современном этапе актуальность проблем психологии здоровья диктуется нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека и т.д. Информационный прессинг, ускорение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) – всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний. Жизнь в условиях неопределенности обусловливает психическую и психосоматическую патологию. Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность – как дыхание, пищеварение, кровообращение и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет.


1. Педагогика и психология: темы для самостоятельной работы студентов лечебного факультета. Часть I: учебное пособие / сост. П.З. Абдулаева, З.Э. Абдулаева, Н.М. Вагабова. – Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГМА, 2014. – 386 с.

12. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения: учебник для вузов – М., 2013.

13. Психология: учебник для вузов / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2013.

20. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Журкова, Л.А. Петровской и др. – М., 1996.

– как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

– как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

– как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.

Отношение к здоровью – фундаментальная характеристика человеческого бытия. Она довольно изменчивая, в разных культурах и цивилизациях, в разные исторические эпохи отношение к здоровью приобретало свои специфические черты.

Отношение к здоровью как феномену многократно становилось предметом изучения, в ходе которого выявлялись биомедицинские, социально-экономические, социально-демографические, культурные, поведенческие и психологические факторы.

Полученные в ходе исследований факты однозначно свидетельствуют о генетической обусловленности многих распространенных сегодня заболеваний: гипертонии, язвенной болезни, шизофрении, псориаза, атеросклероза, глаукомы и др. На сегодняшний день выявлено более 2000 наследственных заболеваний. Более 50 % детской слепоты и глухоты детерминированы генетически. Данных, подтверждающих значимость биологических факторов, собрано множество [1].

Большое влияние на здоровье человека оказывают и социально-экономические факторы. Установлены корреляционные связи между показателями здоровья и образованием, доходом, занятостью, социальным статусом. Определено влияние и социально-демографических факторов на здоровье человека. Пол, возраст, национальность, место проживания влияют на показатели здоровья и продолжительность жизни. Выявлено отрицательное влияние таких на здоровье поведенческих факторов, как употребления алкоголя, курения, приема наркотиков, девиантного и делинквентного поведения и, напротив, положительное – занятия физкультурой, здорового образа жизни и др.

Каждая культура отличается от других своей неповторимой системой ценностей, в частности отношением к здоровью, выявлено влияние культурных факторов. Национальные обычаи, традиции, ритуалы, система воспитания, неразрывно связаны с тем как выстраивается жизнь человека, как относится он к другим, к себе, к своему и здоровью. В одних обществах представление о здоровье связывают с долголетием, в других – с физической силой, в третьих – с полнотой тела.

Сказываются на состоянии здоровья и психологические факторы: отношение к своему телу, болезням, своему возрасту, продуктивная и непродуктивная жизненная ориентация, понимание себя, довольство собой, своими ближними, своим социальным статусом и многое другое.

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Одной из основных задач ПЗ является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья. Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию.

Психолог Н.М. Амосов писал: Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье.

Таким образом, психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей.

Психологическое здоровье формируется в детстве и на протяжении жизни – главная задача – его сохранение. Его нельзя развивать, его нужно сохранять. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо-физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта).

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Т.Н. Счастная выстраивают свою концепцию психологического здоровья на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Рассмотрим основные характеристики психологического здоровья:

1. Гармония личности как некий баланс между своим внутренним и внешним состоянием (внутренняя гармония и гармония с окружающим миром). Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

2. Саморегулирование – его два аспекта – внутренний и внешний. Внутренний аспект саморегулирования – равновесие внутри самого человека, насколько быстро он может восстановить свои силы, переходя от высокого психического и физического напряжения к низкому уровню. Какие способы выработаны у личности, чтобы в нужный момент сконцентрироваться на решении проблемы, а потом суметь расслабиться. Внешний аспект саморегулирования включают те свойства личности, которые позволяют успешно адаптироваться к внешним условиям среды.

Неуспешность адаптации к внешним условиям приводит к регрессу личности. При этом парадоксально, что иногда людям тяжелее адаптироваться к благоприятным изменениям жизни в случаях ее внезапного быстрого улучшения, чем к ухудшению качества жизни. Можно предположить, что неблагоприятные условия – это фактор развития личности, которой приходится бороться за существование.

3. Принятие человеком самого себя и других людей. Наличие у него развитой рефлексии и потребности в саморазвитии.

Принятию себя способствует умение оценивать себя не с точки зрения своей успешности – неуспешности по сравнению с другими, а с позиции уникальности своего жизненного пути. Путем рефлексии осознавать какие изменения с вами произошли в течении лет.

Зачатки рефлексии формируются с начала дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте появляется критерий объективного оценивания себя со стороны других – собственно проявляется рефлексия, в старшем подростковом возрасте и юношестве – происходит ее развитие.

4. Принятие на себя ответственности за собственную жизнь. Это задача юношеского возраста 17–18. 21–23 лет. Сегодня происходит некоторая инфантилизация юношеского возраста. Хотя паспорт у нас в стране получают подростки в 14 лет, но родители психологически начинают отпускать детей после 18 лет, снижая внешний контроль. В Дагестане в силу особенностей нашей коллективистской культуры родительский контроль зачастую не ослабевает и после 20 лет. В юношеском возрасте происходит окончательное личностное самоопределение (становление этнической, религиозной, профессиональной идентичности). (О.В. Хухлаева). Обратная сторона свободы – принятие ответственности на себя за свою жизнь. Во всех жизненных ситуациях – мы творцы собственной жизни.

5. Удовлетворенность собственной жизнью – некое ощущение счастья. По данным ряда исследований в России на низком уровне ощущение счастья у людей. Мало кто признает себя счастливым, при этом счастье не зависит ни от экономического уровня страны и собственного, ни от уровня образования человека. Помогает быть счастливым – ощущение гордости за свой этнос, наличие семьи, детей. В тех странах, которые занимают первые места по числу счастливых людей, их отличает то, что ощущение счастья воспринимается ими как имплицитная, присущая им характеристика, независимо от каких-то жизненных проблем и ситуаций.(Сахарова Т.Н., 2012).

Главные критерии психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

– Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

– Высокий уровень развития рефлексии.

– Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

– Успешное прохождение возрастных кризисов.

– Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Другими словами, к критериям психологического здоровья относятся оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству.

Критериями психологического нездоровья являются повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность.

Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье.

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как всестороннее совершенствование человека (личности).

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Время появления и основное содержание внутреннего конфликта

Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости – стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности – стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Детей с социальными страхами легко выделить – они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае – стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма – разрушение чего-либо.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка.

Взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Читайте также: