Что из перечисленного относится к психологическим нетрадиционным методам допроса

Обновлено: 19.05.2024

Цели и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса свидетелей и потерпевших с учетом следственных ситуаций.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

. ДИПЛОМ11221. doc

1.2.Правовое положение свидетелей и потерпевших……………… .22-40

Глава 2: Особенности допроса свидетелей и потерпевших на предварительном следствии…………………………………………. 40-

2.1 Тактические приемы допроса свидетелей и потерпевших……..40-

2.2. Тактические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и

Глава 3: Нетрадиционные тактические приемы допроса……………

Актуальность темы. Коренные преобразования, происходящие в нашей стране по пути реформирования сферы уголовного правосудия, применение новых правил уголовного процесса, основанных на представлении о назначении уголовного судопроизводства как сфере, гарантирующей права и свободы граждан, естественным образом требуют усиления внимания к вопросам совершенствования практики борьбы с преступностью при безусловном соблюдении прав участников уголовного процесса. В связи с этим в работе всех правоохранительных органов, в том числе органов следствия и дознания, адвокатуры, необходимы серьезные, качественные изменения в обеспечении полного и всестороннего расследования каждого уголовного дела, защите прав и свобод граждан.

Недостаточно высокая раскрываемость преступлений и неумение изобличить преступников в совершенном преступлении нередко является следствием неумелого подхода к анализу обстоятельств преступления, неправильной проверке выдвинутых по делу версий. Успех в решении важной задачи борьбы с преступностью и соблюдении гарантированных прав участников предварительного следствия в решающей мере зависит от правильного проведения следователем, дознавателем отдельных следственных действий в оптимальной последовательности, чем обеспечиваются полнота, всесторонность и объективность исследования обстоятельств каждого преступления.

Любое следственное действие применительно к конкретной следственной ситуации обладает определенными потенциальными возможностями по собиранию доказательств, обусловленными наличием тех или иных следов преступления либо их отсутствием. Успешная их реализация находится в прямой зависимости от уровня теоретической разработки тактических приемов, наличия научно обоснованных рекомендаций практическим работникам по оптимальному получению искомой информации для предварительного расследования.

В трудах ученых-юристов неоднократно подчеркивалось, что совершенствование производства тех или иных следственных действий возможно лишь при условии их комплексного анализа с позиций теории уголовно-процессуального права, криминалистики, судебной психологии, других смежных наук. В полной мере сказанное относится к одному из наиболее распространенных, сложных и результативных по объему получаемой информации следственных действий - допросу.

Вопросы тактики допроса в силу своей актуальности всегда интересовали отечественных ученых криминалистов. Долгое время основное внимание при их изучении уделялось тактике и психологии допроса подозреваемого и обвиняемого. Это было вызвано насущной необходимостью получения от лиц, совершивших преступления, полных и правдивых показаний по делу, необходимостью привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступления, и недопущения осуждения невиновных. Тактика допроса свидетеля, в силу вышеизложенных причин, исследовалась менее интенсивно.

Вместе с тем, показания потерпевшего позволяют правильно квалифицировать содеянное, установить наличие или отсутствие состава преступления, определить степень общественной опасности как самого противоправного деяния, так и лица его совершившего; выявить условия, способствовавшие совершению преступления (в том числе и виктимность поведения потерпевшего), выработать более эффективные меры предупреждения преступлений (общая и специальная превенция). Все это требует широкого и комплексного изучения и обобщения опыта допроса свидетеля и потерпевшего, выдвижения новых, перспективных подходов к дальнейшему углубленному исследованию проблем тактики и психологии допроса свидетелей и потерпевшего.

Объект и предмет исследования. Сознавая бесспорную актуальность и недостаточную изученность указанных выше вопросов, автор избрал в качестве объекта данной дипломной работы совокупность уголовно-процессуальных норм и криминалистических приемов тактики допроса свидетелей и потерпевшего.

Предметом исследования стала уголовно-процессуальная регламентация допроса, научные труды по уголовному процессу и криминалистики, рассматривающие вопросы понятие допроса, ложных показаниях, следственных ситуаций и первоначальных следственных действий, тактических приемов его проведения, а также материалы уголовных дел и опубликованная следственная практика.

Цели и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса свидетелей и потерпевших с учетом следственных ситуаций.

Достижение этой цели осуществлено решением следующих задач исследования:

  1. раскрыть сущность и понятие допроса, а также тактики его проведения;
  2. проанализировать и охарактеризовать действующее уголовно-процессуальное законодательство в части требований к организации и проведению допроса свидетелей и потерпевших;
  3. исследованием субъективных закономерностей формирования показаний свидетелей и потерпевшего;
  4. обосновать систему тактических приемов, используемых при допросе свидетелей и потерпевшего;
  5. выявить особенности тактики и психологии допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
  6. Провести исследования нетрадиционных тактических приемов допроса.

Решение указанных выше задач исследования позволяет полнее уяснить факторы и условия, способствующие успешному проведению допроса свидетеля и потерпевшего, выявить специфические отрицательные факторы, детерминирующие процесс формирования показаний свидетелей и потерпевших и предложить способы устранения их вредного воздействия на исход всего процесса расследования.

Методология и методы исследования. Методологическую основу дипломной работы составляют положения материалистической диалектики об исторической обусловленности, объективных закономерностях развития и взаимосвязи явлений. Использованы историко-юридический, сравнительно правовой, статистический, социологический, формально логический, системный и др. методы исследования, а также методика комплексного, системно-структурного подхода, позволяющая понять и объяснить процесс формирования показаний свидетеля и потерпевшего (как в целом, так и по конкретным категориям уголовных дел), занятую им позицию, отношение к событию преступления и расследованию и наметить более эффективные способы воздействия на него с целью получения полных, достоверных и правдивых показаний.

Теоретическую базу дипломной работы составили труды отечественных ученых криминалистов и процессуалистов: В.А. Образцова, Л.В. Бертовского, В.П. Божьева, А.Н. Васильева, В.А. Васильева, Г.Г. Доспулова, А.В. Дулова, М.И. Еникеева, Г.М. Кармашева, Л.М. Карнеевой, Ш.М. Мажитова, М.Н. Нагимова, Н.И. Порубова, А.Р. Ратинова, Е.Е. Центрова, Ю.В. Чуфаровского, М.П. Якуба и др.

При написании работы была использована новейшая научная литература по криминалистике, общей и юридической психологии, связанная с проблемами, анализируемыми в дипломной работе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность допроса состоит в психологическом воздействии на допрашиваемого, независимо от его процессуального положения, при использовании тактических приемов с целью получения исчерпывающих и достоверных показаний.

2. Тактический прием допроса может быть определен как адекватный ситуации способ речевого или неречевого воздействия на допрашиваемого, способствующий эффективному собиранию и использованию информации, оптимизации решения других задач при подготовке и проведении допроса.

5. Дача заведомо ложных показаний - волевое действие, при котором субъект осознает цели дачи ложных показаний, осуществляет планирование и их исполнение. Проверка ложных показаний представляет собой тактическую комбинацию, состоящую из тактико-криминалистических приемов, проводимых в рамках допроса и очной ставки.

6. Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших характеризуется специфической тактикой, которые предопределяются возрастными особенностями данных лиц, которые обладают крайне ограниченным жизненным опытом. В этой связи их показания требуют психологически обоснованной интерпретации. Поэтому при допросе необходимо участие педагога, воспитателя или специалиста по возрастной психологии.

Научная и практическая ценность результатов исследования. Научная и практическая ценность результатов исследования заключается в том, что в нем уточнена специфика формирования показаний и допроса свидетелей и потерпевших, которая определяется их психологическим состоянием и категорией уголовных дел. Для практики имеет значение использование работниками следствия и органов дознания содержащихся в дипломной предложений по проведению допроса свидетелей и потерпевших, в том числе и граждан иностранных государств. Результаты исследования, кроме того, могут быть использованы при проведении лекционных и практических занятий со студентами по курсу криминалистики и юридической психологии.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержащего выводы, сделанные на основании проведенного исследования, и списка использованной литературы.

Сборник готовых итоговых тестов по теме - Юридическая психология с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предметом юридической психологии является:

+ психологические явления в области правоприменения;

- влияние психических заболеваний на поведение лица, совершающего противоправное действие;

- тактика и методика производства следственных и процессуальных действий.

2. Объектом юридической психологии является:

3. Юридическая психология изучает закономерности:

+ взаимодействия человека с окружающим миром, факторы и специфику формирования социально адаптированного и девиантного поведения, а также условия, предопределяющие криминализацию личности;

- формирования и проявления симптомов и синдромов психических заболеваний, которые обусловливают состояние вменяемости/невменяемости в момент совершения общественного опасного деяния;

- возникновения, развития и разрешения конфликтов, происходящих между людьми, социальными группами, обществом и государством.

4. Юридическая психология является наукой:

5. Важной задачей юридической психологии является:

+ раскрытие специфики психического поведения и состояния различных субъектов правовых отношений в конкретной ситуации;

- выработка рекомендаций по стабилизации межличностных отношений в семье;

- назначение курса психотерапии для лиц, имеющих детскую психологическую травму.

6. Какая из функций юридической психологии направлена на овладение юристами необходимых психологических навыков и знаний?

7. Принцип юридической психологии, состоящий в некой связи явлений, в которой одно из них проистекает из другого, - это принцип:

8. В чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка?

+ В получении информации о каком-либо человеке от лиц, которые способны компетентно и максимально объективно его охарактеризовать;

- В собирании фактов по искусственно созданным условиям, которые порождают именно те проявления психики, которые подлежат изучению.

9. Целью методов воздействия в юридической психологии является:

+ изменение психических характеристик или поведения человека:

- установление истины в уголовном или гражданском судопроизводстве;

- склонение лица к даче определенных показаний.

тест 10. Примером применения какого метода изучения личности в юридической психологии является анализ почерка?

+ Метода исследования продуктов и результатов человеческой деятельности;

- Метода экспертных оценок;

11. К структурным элементам современной юридической психологии относятся:

+ общая и особенная части;

- психология гражданского процесса и психология уголовного процесса;

- введение, основная часть и заключение.

12. Предметом какой из отраслей юридической психологии являются закономерности и механизмы проявления психики отдельных категорий осужденных?

13. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии и ее отличие от собственно правовых наук?

+ Юридическая психология изучает, в первую очередь, личность человека, а право – его характеристики как субъекта конкретного правоотношения;

- Юридическая психология имеет отношение только к самому субъекту преступления, а право рассматривает и других участников правоотношения;

- Юридическая психология использует только отраслевые методы, а право – еще и общенаучные.

14. Познать личность в юридической психологии означает:

+ уяснить принципы ее поведения, а также какие задачи она ставит перед собой и какими способами их решает;

- установить причины и условия, способствующие совершению преступления определенным лицом;

- установить причинно-следственные связи между прошлыми событиями в жизни человека и его нынешним поведением.

15. Девиантное поведение в юридической психологии означает:

- дефектность психической саморегуляции;

- поведение преступника, спровоцированное жертвой преступления.

16. Термин юридическая психология ввел впервые:

17. Преступной личностью или личностью преступника в юридической психологии принято считать:

+ набор психологических особенностей лица, которые подвигли его на совершение определенного преступления;

- лицо, достигшее к моменту совершения им общественно опасного деяния возраста, с которого оно может привлекаться к уголовной ответственности;

- такие характеристики человека, которые смягчают либо отягчают совершенное им преступление.

18. Методом психологического воздействия на личность в юридической психологии не является:

19. Юридическая психология рассматривает интеллект как:

+ стабильную структуру умственных способностей;

- процесс сохранения и организации опыта;

- эмоцию личности, проявляемую в отношении определенных объектов.

тест_20. Сознание в юридической психологии обусловлено:

+ отражением реальности с помощью категорий и ценностей;

- понимание причин совершения собственных поступков;

- ощущение себя как субъекта общественных отношений.

21. Раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты следственной деятельности:

+ Психология уголовного судопроизводства;

- Психология исправительной деятельности.

22. Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности совершения преступного деяния:

- Методологические основы юридической психологии.

23. Психологическое воздействие в юридической психологии включает в себя такой метод как:

24. Какой элемент структуры личности в юридической психологии отвечает за проявление личностных особенностей, позволяющих заниматься и изучать определенные виды деятельности?

25. Самой примитивной преступной группой в юридической психологии признается:

+ простая организованная группа;

- организованная преступная группировка;

26. Что в юридической психологии не относится к основным факторам, формирующим преступное поведение?

- Влияние круга знакомы;

27. Типологии преступников в юридической психологии по мотивационному критерию:

+ корыстный, насильственный, сексуальный, престижный;

- асоциальный и антисоциальный;

- особо опасные, десоциализированные опасные, неустойчивые, ситуативные.

28. Психологические явления в юридической психологии выступают ее:

29. Сила, скорость и темп психических реакций человека, а также его эмоциональный тонус проявляются:

тест-30. Какому типу акцентуации свойственна склонность предъявлять своему окружению множество формальных требований?

31. Вытеснением в юридической психологии называется:

+ такая способности психики человека, при которой в его сознании подавляется травмирующие или неприемлемые воздействия;

- копирование поведения авторитетного лица в своих жизненных ситуациях;

- прогноз чьего-либо поведения на основе собственных категорий и ценностных установок.

32. К Какой категории социальных групп относятся учебные учреждения?

+ К социально ориентированным;

33. По личностной значимости социальные группы делятся на:

+ референтные, эталонные, элитарные;

- неофициальные, официальные, реальные, условные;

- контактные и дистанционные.

34. Стрессом называется:

- негативное воздействие на психику извне;

- любая реакция на непредвиденные обстоятельства.

35. Осмысленное принятие лицом своих социальных обязанностей называется:

Читайте также: