Что из перечисленного относится к психологическим нетрадиционным методам допроса
Обновлено: 19.05.2024
Цели и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса свидетелей и потерпевших с учетом следственных ситуаций.
Содержание
Вложенные файлы: 1 файл
. ДИПЛОМ11221. doc
1.2.Правовое положение свидетелей и потерпевших……………… .22-40
Глава 2: Особенности допроса свидетелей и потерпевших на предварительном следствии…………………………………………. 40-
2.1 Тактические приемы допроса свидетелей и потерпевших……..40-
2.2. Тактические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и
Глава 3: Нетрадиционные тактические приемы допроса……………
Актуальность темы. Коренные преобразования, происходящие в нашей стране по пути реформирования сферы уголовного правосудия, применение новых правил уголовного процесса, основанных на представлении о назначении уголовного судопроизводства как сфере, гарантирующей права и свободы граждан, естественным образом требуют усиления внимания к вопросам совершенствования практики борьбы с преступностью при безусловном соблюдении прав участников уголовного процесса. В связи с этим в работе всех правоохранительных органов, в том числе органов следствия и дознания, адвокатуры, необходимы серьезные, качественные изменения в обеспечении полного и всестороннего расследования каждого уголовного дела, защите прав и свобод граждан.
Недостаточно высокая раскрываемость преступлений и неумение изобличить преступников в совершенном преступлении нередко является следствием неумелого подхода к анализу обстоятельств преступления, неправильной проверке выдвинутых по делу версий. Успех в решении важной задачи борьбы с преступностью и соблюдении гарантированных прав участников предварительного следствия в решающей мере зависит от правильного проведения следователем, дознавателем отдельных следственных действий в оптимальной последовательности, чем обеспечиваются полнота, всесторонность и объективность исследования обстоятельств каждого преступления.
Любое следственное действие применительно к конкретной следственной ситуации обладает определенными потенциальными возможностями по собиранию доказательств, обусловленными наличием тех или иных следов преступления либо их отсутствием. Успешная их реализация находится в прямой зависимости от уровня теоретической разработки тактических приемов, наличия научно обоснованных рекомендаций практическим работникам по оптимальному получению искомой информации для предварительного расследования.
В трудах ученых-юристов неоднократно подчеркивалось, что совершенствование производства тех или иных следственных действий возможно лишь при условии их комплексного анализа с позиций теории уголовно-процессуального права, криминалистики, судебной психологии, других смежных наук. В полной мере сказанное относится к одному из наиболее распространенных, сложных и результативных по объему получаемой информации следственных действий - допросу.
Вопросы тактики допроса в силу своей актуальности всегда интересовали отечественных ученых криминалистов. Долгое время основное внимание при их изучении уделялось тактике и психологии допроса подозреваемого и обвиняемого. Это было вызвано насущной необходимостью получения от лиц, совершивших преступления, полных и правдивых показаний по делу, необходимостью привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступления, и недопущения осуждения невиновных. Тактика допроса свидетеля, в силу вышеизложенных причин, исследовалась менее интенсивно.
Вместе с тем, показания потерпевшего позволяют правильно квалифицировать содеянное, установить наличие или отсутствие состава преступления, определить степень общественной опасности как самого противоправного деяния, так и лица его совершившего; выявить условия, способствовавшие совершению преступления (в том числе и виктимность поведения потерпевшего), выработать более эффективные меры предупреждения преступлений (общая и специальная превенция). Все это требует широкого и комплексного изучения и обобщения опыта допроса свидетеля и потерпевшего, выдвижения новых, перспективных подходов к дальнейшему углубленному исследованию проблем тактики и психологии допроса свидетелей и потерпевшего.
Объект и предмет исследования. Сознавая бесспорную актуальность и недостаточную изученность указанных выше вопросов, автор избрал в качестве объекта данной дипломной работы совокупность уголовно-процессуальных норм и криминалистических приемов тактики допроса свидетелей и потерпевшего.
Предметом исследования стала уголовно-процессуальная регламентация допроса, научные труды по уголовному процессу и криминалистики, рассматривающие вопросы понятие допроса, ложных показаниях, следственных ситуаций и первоначальных следственных действий, тактических приемов его проведения, а также материалы уголовных дел и опубликованная следственная практика.
Цели и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является всестороннее изучение тактики допроса, анализ законодательных норм и практики их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер, осуществляемых в ходе допроса свидетелей и потерпевших с учетом следственных ситуаций.
Достижение этой цели осуществлено решением следующих задач исследования:
- раскрыть сущность и понятие допроса, а также тактики его проведения;
- проанализировать и охарактеризовать действующее уголовно-процессуальное законодательство в части требований к организации и проведению допроса свидетелей и потерпевших;
- исследованием субъективных закономерностей формирования показаний свидетелей и потерпевшего;
- обосновать систему тактических приемов, используемых при допросе свидетелей и потерпевшего;
- выявить особенности тактики и психологии допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
- Провести исследования нетрадиционных тактических приемов допроса.
Решение указанных выше задач исследования позволяет полнее уяснить факторы и условия, способствующие успешному проведению допроса свидетеля и потерпевшего, выявить специфические отрицательные факторы, детерминирующие процесс формирования показаний свидетелей и потерпевших и предложить способы устранения их вредного воздействия на исход всего процесса расследования.
Методология и методы исследования. Методологическую основу дипломной работы составляют положения материалистической диалектики об исторической обусловленности, объективных закономерностях развития и взаимосвязи явлений. Использованы историко-юридический, сравнительно правовой, статистический, социологический, формально логический, системный и др. методы исследования, а также методика комплексного, системно-структурного подхода, позволяющая понять и объяснить процесс формирования показаний свидетеля и потерпевшего (как в целом, так и по конкретным категориям уголовных дел), занятую им позицию, отношение к событию преступления и расследованию и наметить более эффективные способы воздействия на него с целью получения полных, достоверных и правдивых показаний.
Теоретическую базу дипломной работы составили труды отечественных ученых криминалистов и процессуалистов: В.А. Образцова, Л.В. Бертовского, В.П. Божьева, А.Н. Васильева, В.А. Васильева, Г.Г. Доспулова, А.В. Дулова, М.И. Еникеева, Г.М. Кармашева, Л.М. Карнеевой, Ш.М. Мажитова, М.Н. Нагимова, Н.И. Порубова, А.Р. Ратинова, Е.Е. Центрова, Ю.В. Чуфаровского, М.П. Якуба и др.
При написании работы была использована новейшая научная литература по криминалистике, общей и юридической психологии, связанная с проблемами, анализируемыми в дипломной работе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность допроса состоит в психологическом воздействии на допрашиваемого, независимо от его процессуального положения, при использовании тактических приемов с целью получения исчерпывающих и достоверных показаний.
2. Тактический прием допроса может быть определен как адекватный ситуации способ речевого или неречевого воздействия на допрашиваемого, способствующий эффективному собиранию и использованию информации, оптимизации решения других задач при подготовке и проведении допроса.
5. Дача заведомо ложных показаний - волевое действие, при котором субъект осознает цели дачи ложных показаний, осуществляет планирование и их исполнение. Проверка ложных показаний представляет собой тактическую комбинацию, состоящую из тактико-криминалистических приемов, проводимых в рамках допроса и очной ставки.
6. Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших характеризуется специфической тактикой, которые предопределяются возрастными особенностями данных лиц, которые обладают крайне ограниченным жизненным опытом. В этой связи их показания требуют психологически обоснованной интерпретации. Поэтому при допросе необходимо участие педагога, воспитателя или специалиста по возрастной психологии.
Научная и практическая ценность результатов исследования. Научная и практическая ценность результатов исследования заключается в том, что в нем уточнена специфика формирования показаний и допроса свидетелей и потерпевших, которая определяется их психологическим состоянием и категорией уголовных дел. Для практики имеет значение использование работниками следствия и органов дознания содержащихся в дипломной предложений по проведению допроса свидетелей и потерпевших, в том числе и граждан иностранных государств. Результаты исследования, кроме того, могут быть использованы при проведении лекционных и практических занятий со студентами по курсу криминалистики и юридической психологии.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержащего выводы, сделанные на основании проведенного исследования, и списка использованной литературы.
Сборник готовых итоговых тестов по теме - Юридическая психология с ответами
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Предметом юридической психологии является:
+ психологические явления в области правоприменения;
- влияние психических заболеваний на поведение лица, совершающего противоправное действие;
- тактика и методика производства следственных и процессуальных действий.
2. Объектом юридической психологии является:
3. Юридическая психология изучает закономерности:
+ взаимодействия человека с окружающим миром, факторы и специфику формирования социально адаптированного и девиантного поведения, а также условия, предопределяющие криминализацию личности;
- формирования и проявления симптомов и синдромов психических заболеваний, которые обусловливают состояние вменяемости/невменяемости в момент совершения общественного опасного деяния;
- возникновения, развития и разрешения конфликтов, происходящих между людьми, социальными группами, обществом и государством.
4. Юридическая психология является наукой:
5. Важной задачей юридической психологии является:
+ раскрытие специфики психического поведения и состояния различных субъектов правовых отношений в конкретной ситуации;
- выработка рекомендаций по стабилизации межличностных отношений в семье;
- назначение курса психотерапии для лиц, имеющих детскую психологическую травму.
6. Какая из функций юридической психологии направлена на овладение юристами необходимых психологических навыков и знаний?
7. Принцип юридической психологии, состоящий в некой связи явлений, в которой одно из них проистекает из другого, - это принцип:
8. В чем заключается такой метод исследования в юридической психологии как экспертная оценка?
+ В получении информации о каком-либо человеке от лиц, которые способны компетентно и максимально объективно его охарактеризовать;
- В собирании фактов по искусственно созданным условиям, которые порождают именно те проявления психики, которые подлежат изучению.
9. Целью методов воздействия в юридической психологии является:
+ изменение психических характеристик или поведения человека:
- установление истины в уголовном или гражданском судопроизводстве;
- склонение лица к даче определенных показаний.
тест 10. Примером применения какого метода изучения личности в юридической психологии является анализ почерка?
+ Метода исследования продуктов и результатов человеческой деятельности;
- Метода экспертных оценок;
11. К структурным элементам современной юридической психологии относятся:
+ общая и особенная части;
- психология гражданского процесса и психология уголовного процесса;
- введение, основная часть и заключение.
12. Предметом какой из отраслей юридической психологии являются закономерности и механизмы проявления психики отдельных категорий осужденных?
13. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии и ее отличие от собственно правовых наук?
+ Юридическая психология изучает, в первую очередь, личность человека, а право – его характеристики как субъекта конкретного правоотношения;
- Юридическая психология имеет отношение только к самому субъекту преступления, а право рассматривает и других участников правоотношения;
- Юридическая психология использует только отраслевые методы, а право – еще и общенаучные.
14. Познать личность в юридической психологии означает:
+ уяснить принципы ее поведения, а также какие задачи она ставит перед собой и какими способами их решает;
- установить причины и условия, способствующие совершению преступления определенным лицом;
- установить причинно-следственные связи между прошлыми событиями в жизни человека и его нынешним поведением.
15. Девиантное поведение в юридической психологии означает:
- дефектность психической саморегуляции;
- поведение преступника, спровоцированное жертвой преступления.
16. Термин юридическая психология ввел впервые:
17. Преступной личностью или личностью преступника в юридической психологии принято считать:
+ набор психологических особенностей лица, которые подвигли его на совершение определенного преступления;
- лицо, достигшее к моменту совершения им общественно опасного деяния возраста, с которого оно может привлекаться к уголовной ответственности;
- такие характеристики человека, которые смягчают либо отягчают совершенное им преступление.
18. Методом психологического воздействия на личность в юридической психологии не является:
19. Юридическая психология рассматривает интеллект как:
+ стабильную структуру умственных способностей;
- процесс сохранения и организации опыта;
- эмоцию личности, проявляемую в отношении определенных объектов.
тест_20. Сознание в юридической психологии обусловлено:
+ отражением реальности с помощью категорий и ценностей;
- понимание причин совершения собственных поступков;
- ощущение себя как субъекта общественных отношений.
21. Раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты следственной деятельности:
+ Психология уголовного судопроизводства;
- Психология исправительной деятельности.
22. Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности совершения преступного деяния:
- Методологические основы юридической психологии.
23. Психологическое воздействие в юридической психологии включает в себя такой метод как:
24. Какой элемент структуры личности в юридической психологии отвечает за проявление личностных особенностей, позволяющих заниматься и изучать определенные виды деятельности?
25. Самой примитивной преступной группой в юридической психологии признается:
+ простая организованная группа;
- организованная преступная группировка;
26. Что в юридической психологии не относится к основным факторам, формирующим преступное поведение?
- Влияние круга знакомы;
27. Типологии преступников в юридической психологии по мотивационному критерию:
+ корыстный, насильственный, сексуальный, престижный;
- асоциальный и антисоциальный;
- особо опасные, десоциализированные опасные, неустойчивые, ситуативные.
28. Психологические явления в юридической психологии выступают ее:
29. Сила, скорость и темп психических реакций человека, а также его эмоциональный тонус проявляются:
тест-30. Какому типу акцентуации свойственна склонность предъявлять своему окружению множество формальных требований?
31. Вытеснением в юридической психологии называется:
+ такая способности психики человека, при которой в его сознании подавляется травмирующие или неприемлемые воздействия;
- копирование поведения авторитетного лица в своих жизненных ситуациях;
- прогноз чьего-либо поведения на основе собственных категорий и ценностных установок.
32. К Какой категории социальных групп относятся учебные учреждения?
+ К социально ориентированным;
33. По личностной значимости социальные группы делятся на:
+ референтные, эталонные, элитарные;
- неофициальные, официальные, реальные, условные;
- контактные и дистанционные.
34. Стрессом называется:
- негативное воздействие на психику извне;
- любая реакция на непредвиденные обстоятельства.
35. Осмысленное принятие лицом своих социальных обязанностей называется:
Читайте также: