Что из перечисленного ниже является решающим для обеспечения качества образовательного процесса

Обновлено: 07.07.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 16 марта 2018 года N 05-71

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) с целью повышения эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся направляет для использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов (далее - рекомендации).

Данные рекомендации могут быть использованы для формирования и совершенствования региональной стратегии развития образования, подготовки программ развития, планирования деятельности в области оценки качества образования, а также подготовки рекомендаций и других документов для муниципальных органов власти и для образовательных организаций общего образования.

Меры, указанные в настоящих рекомендациях, могут быть применены как при проведении оценочных процедур федерального уровня (например, всероссийских проверочных работ), так и при проведении оценочных процедур регионального и муниципального уровней, а также при проведении отдельных оценочных процедур на уровне образовательных организаций.

Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов

Общие положения

Целью настоящих методических рекомендаций является повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.

Повышение объективности оценки образовательных результатов может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.

Данные рекомендации адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также органам исполнительной власти, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, и могут быть использованы для формирования и совершенствования региональной стратегии развития образования, подготовки программ развития, планирования деятельности в области оценки качества образования, а также подготовки рекомендаций и других документов для муниципальных органов власти и для образовательных организаций.

Меры, указанные в настоящих рекомендациях, могут быть применены как при проведении оценочных процедур федерального уровня (например, всероссийских проверочных работ), так и при проведении оценочных процедур регионального и муниципального уровней, а также при проведении отдельных оценочных процедур на уровне образовательных организаций.

Описание мер, направленных на повышение объективности оценки образовательных результатов

Основные подходы

Для повышения объективности оценки образовательных результатов рекомендуется организовать комплексные мероприятия по трем направлениям:

1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях.

2. Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО.

3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

Наиболее эффективным является комплексное сочетание всех трех подходов и создание на их основе действенной системы, при которой все участники образовательных отношений заинтересованы в объективной оценке образовательных результатов, и одновременно принимаются всесторонние меры для обеспечения объективности результатов при проведении всех мероприятий по оценке качества образования.

Ниже представлено более детальное описание каждого подхода.

Подход 1: обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях

Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.

1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам:

а. использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов;

б. применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;

в. привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах;

г. устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.

2. Организация на региональном и/или муниципальном уровнях контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством:

а. привлечения независимых, общественных наблюдателей;

б. выезда в пункты проведения представителей муниципальных и региональных ОИВ;

в. организации видеонаблюдения и т.п.

Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, что необходимо соблюдать следующие требования:

- в качестве наблюдателей не могут выступать родители учащихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;

- учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ;

- проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.

Более детально рекомендации по организации и проведению независимых процедур оценки качества образования представлены в приложении 1.

Указанные условия соблюдены при проведении единого государственного экзамена, национальных исследований качества образования (НИКО), международных сравнительных исследований.

При организации каждой оценочной процедуры регионального и/или муниципального уровней необходима разработка аналогичного описания на основании рекомендаций, содержащихся в приложении 1, а также контроль соблюдения всех положений и регламентов разработанного описания.

При организации всероссийских проверочных работ необходима разработка регионального регламента их проведения, типовых регламентов для ОО, касающихся вопросов проведения ВПР в ОО и обеспечения объективности результатов, а также контроль соблюдения всех принятых регламентов.

Примечание. Выполнение указанных условий для ВПР в части контроля является весьма ресурсоемким, поскольку требует направления в ОО независимых наблюдателей для проведения самих процедур и привлечения независимых экспертов для оценки работ участников ВПР. В связи с этим данный подход в рамках ВПР может быть применен только в ограниченном количестве ОО. В остальных ОО рекомендуется применять сочетание второго и третьего подходов, представленных ниже.

Подход 2: выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО

Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры федерального или регионального уровня может осуществляться аналитическими методами, с использованием:

- оценки доверительного интервала среднего балла для ОО относительно группы ОО из данного региона;

- оценки доверительного интервала процента выполнения каждого задания по каждой ОО, участвовавшей в оценочной процедуре, относительно контрольной выборки ОО;

- сравнения результатов ОО с результатами ОО контрольной группы, с учетом контекстных данных об ОО;

- сравнения уровня результатов оценочной процедуры в ОО с уровнем результатов ЕГЭ с учетом контекстных данных об ОО;

Контрольная выборка ОО включает те ОО, в которых реализован первый подход или хотя бы обеспечено присутствие независимых наблюдателей на всех стадиях проведения оценочной процедуры. Поскольку контрольная выборка ОО должна быть достаточно большой (не менее 150 ОО), ее формирование возможно только в случае проведения массовых оценочных процедур, например, ВПР или региональных оценочных процедур с участием большинства ОО региона.

При использовании статистических методов выявления ОО с необъективными результатами может быть применен кластерный подход.

Признаком необъективности оценивания образовательных результатов в ОО может также служить наличие выпускников ОО, получивших золотые медали и имеющих низкие результаты ЕГЭ.

В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в ОО рекомендуется:

- осуществить перепроверку результатов;

- в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс мер в отношении данной ОО.

Подход 3: формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов

Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов, рекомендуется применять следующие меры:

- реализовывать в приоритетном порядке программы помощи ОО с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса и т.п.; во всех перечисленных случаях применять меры административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;

- использовать для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками (в независимых оценочных процедурах, соответствующих рекомендациям приложения 1) только по желанию педагога;

- способствовать повышению заинтересованности ОО в использовании объективных результатов региональных и федеральных оценочных процедур;

- проводить разъяснительную работу с муниципальными органами управления образованием и руководителями ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации перечисленных выше мер.

Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции "по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей". Элементами такой системы в ОО являются, в том числе:

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 18.10.2013". - Примечание изготовителя базы данных.

- положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся;

- система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает руководство ОО;

- принятые в ОО прозрачные критерии внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;

- непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование;

- проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.

Приложение 1

Рекомендации по организации и проведению независимых процедур оценки качества образования

Общие положения

Важнейшим условием эффективного использования результатов оценочной процедуры является обеспечение на всех стадиях разработки, подготовки и проведения оценочной процедуры определенных условий, в том числе, обеспечения валидности инструментария по отношению к тому, что оценивается, и надежности процедур (разработки инструментария, проведения самих процедур, обработки и анализа результатов). Другим важным условием, позволяющим проводить эффективный анализ результатов оценочных процедур, является наличие четкого описания этих процедур, позволяющего точно интерпретировать полученные результаты.

В методических рекомендациях изложены основные принципы, которым должны удовлетворять подготовка и проведение оценочных процедур, разработка инструментария для их проведения. Указанные принципы направлены на обеспечение объективности результатов оценочных процедур и эффективности их использования в целях принятия на их основе управленческих решений.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при формировании системы оценки качества образования на уровне субъекта Российской Федерации, муниципалитета или на уровне образовательной организации.

Общее количество педагогических работников (чел.) (ДОО, ОО, ОДОД).

из них учителей (чел.)

Доля ОО с низкой транспортной доступностью – требует подвоза детей (при наличии) (%)

Доля ОО со средней или высокой транспортной доступностью (при наличии) (%)

2. Система оценки качества подготовки обучающихся

Совершенствование управления качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.

  • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования;
  • разработка и реализация единых подходов к измерению и оценке качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования муниципальной системы образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • внедрение измерителей и технологий оценки, обеспечивающих надежную и достоверную информацию о качестве образования; - выявление факторов, влияющих на качество образования;
  • совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников;
  • выявление образовательных организаций с низкими образовательными результатами и реализация мер адресной поддержки ОО;
  • формирование системы оценки эффективности деятельности руководителей ОО;
  • обеспечение участников образовательного процесса достоверной информацией о состоянии и развитии системы образования в городе
  • открытость, прозрачность, объективность процедур и механизмов оценки качества образования;
  • реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость;
  • общественное участие в процедурах оценивания;
  • научная обоснованность процедур, методов, средств оценивания.
  • повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа

2.2 Перечень оценочных процедур, в которых принимали участие обучающиеся муниципального образования

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется на основе:

  • данных международных исследований качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS и др.) и общероссийских исследований по модели международных исследований;
  • результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов (ГИА, ЕГЭ);
  • данных мониторинговых исследования достижений, обучающихся по отдельным предметам на различных ступенях обучения (НИКО, ВПР, РИКО);
  • данных о текущем контроле образовательных организаций: образовательные достижения учащихся, мониторинг и диагностика обученности и т.д.;
  • данных социологических исследований (в частности, сбора и анализа контекстной информации);
  • данных государственной образовательной и ведомственной статистик.

2.3 Анализ результатов оценочных процедур

2.4 Управленческие решения по результатам оценочных процедур

2.5 Методические материалы для учителей, обучающихся, родителей

3. Система обеспечения объективности процедур оценки качества образования (ОКО)

3.1 Мероприятия по обеспечению объективности процедур ОКО на уровне муниципального образования

3.2 Методические материалы для учителей по повышению объективности оценивания процедур ОКО

3.3 Материалы для обучающихся, родителей с обоснованием важности объективного оценивания процедур по ОКО

4. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций (ОО) региона

разработка единых подходов к оценке эффективности руководителей муниципальных образовательных организаций города Ростова-на-Дону;

информационное и аналитическое обеспечение мониторинга эффективности руководителей муниципальных образовательных организаций города Ростова-на-Дону;

использование валидных измерителей для получения объективных результатов мониторинга эффективности руководителей муниципальных образовательных организаций города Ростова-на-Дону;

формирование кадрового резерва руководителей муниципальных образовательных организаций города Ростова-на-Дону;

совершенствование системы повышения управленческой компетентности и уровня квалификации руководителей муниципальных образовательных организаций города Ростова-на-Дону.

4.1 Критерии и показатели, которые используются на муниципальном уровне для оценки эффективности руководителей образовательных организаций.

4.2 Перечень мероприятий по повышению уровня управленческой компетентности руководителей образовательных организаций МО

4.3 Критерии и показатели, которые используются на муниципальном уровне для отбора и сопровождения управленческого кадрового резерва

5. Система мониторинга качества повышения квалификации педагогов

6. Система методической работы

Создание условий (кадровых, научно-методических и т.п.) для непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и управленческих работников с целью обеспечения качества образования и достижений обучающихся.

  • оказание действенной методической помощи педагогу, с учетом результатов статистических данных, мониторингов и выявленных профессиональных дефицитов;
  • создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного роста педагогов, в том числе через аттестацию педагогов и руководителей образовательных учреждений;
  • проектирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов, основанной на принципиально новых организационных и содержательных подходах к системе повышения квалификации педагогических работников и оценке уровня их компетенции, обеспечивающей качество образовательного процесса.

6.1 Цифровая трансформация системы образования

7. Система работы со школами с низкими образовательными результатами

7.2 Перечень мероприятий по повышению образовательных результатов в выявленных ОО

8. Система развития таланта

8.1 Нормативные акты и иные документы по организации работы с одаренными детьми (в образовательных организациях, в организациях дополнительного образования детей)

8.2 Нормативные акты и иные документы по организации этапов Всероссийской олимпиады школьников, других олимпиад

8.3 Перечень мероприятий по выявлению и сопровождению талантливой молодежи в МО

9. Система профориентации

Система профориентационных мероприятий в МО на специальности СПО и ВПО

10. Качество дошкольного образования

Официальный портал
городской Думы и Администрации города
Ростова-на-Дону


1. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2004. – 343 с.

2. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 с.

6. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. – М., 2005. – № 2. – С. 5–8.

11. Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования // Модернизация общего образования на рубеже веков (сборник научных трудов). – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. – С. 3–10.

13. Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: дис. . д-ра пед. наук. – СПб., 1998. – 190 с.

14. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512 с.

15. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред). – М.: Советская Энциклопедия, 1981. – 1600 с.

16. Субетто А.И. Исследование проблемы качества сложной продукции: дис. . д-ра экон. наук. – Л., 1987. – 722 с.

17. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.

Образование как система

В современной педагогической науке образование рассматривается как система, где происходит образовательный процесс. Образование как система характеризуется целостностью, внутренней взаимосвязанностью, организованностью, открытостью и динамичностью. Образование – это самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения [14, с. 82–83].

● государственных образовательных стандартов разных уровней и направлений и образовательных программ;

● образовательных учреждений, реализующих эти стандарты и программы;

● управляющих органов и подведомственных им учреждений.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней [21] рассматривают два вида качества: абсолютное и относительное. Абсолютное качество – это наивысший стандарт, которым обладает предмет и его невозможно улучшить. Относительное качество – это, во-первых, соответствие нормам, которые могут быть определены изготовителем или в соответствии с требованиями к конкретному объекту, и, во-вторых, соответствие запросам потребителя, то есть удовлетворение реальных потребностей.

Совокупность показателей образовательного учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база и т.п.), обеспечивающих развитие компетенции обучаемых, определяется как качество образования у С.Е. Шишова и В.А. Кальнея [21].

А.С. Запесоцкий в своей работе рассматривает качество образования как:

1) результат, где качество образования – система знаний, умений и навыков специалиста, которые востребованы в профессиональной среде и в обществе целом;

2) процесс, в котором качество образования – совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности не только граждан, но и организации, общества и государства [8].

М.М. Поташник качество образования определяет как соотношение цели и результата, как меру достижения целей, которые заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучаемого [17].

Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын [2] определяют качество образования как свойство, способное удовлетворить запросы потребителей разных уровней.

Обобщение подходов к определению качества образования рассматривает Л.Н. Давыдова [6], которая предлагает качество образования рассматривать как совокупность характеристик образовательного процесса, включающих в себя реализацию его целей, современные технологии, условия, необходимые для достижения положительных результатов.

А.И. Субетто [16] формирует принцип изоморфности качества человека и качества образования, так как качество образования переходит в качество человека, что является довольно актуальным, так как цели образования ставятся в документах на основе требований к личности.

В связи с этим возникает необходимость изучения этих компонентов качества образования, которое представляет собой совокупность множества элементов.

В.П. Панасюк [13] в качестве образования выделяет следующие составляющие:

1) процессуальный (административно-организационная структура образовательного учреждения, методическая и психолого-педагогическая подготовка преподавателей, образовательная программа, учебные планы и программа, материально-техническая база и т.п.);

2) результирующий (образованность, состоящая из следующих блоков: информационного, культурологического, ценностно-мотивационного, ресурсного).

Эта точка зрения характеризуется тем, что процессуальное составляющее качество образования содержит в себе качество условий и качество процесса, что указывает на их более тесные взаимосвязи.

А.Е. Бахмутский [1] в качество образования включает:

● уровень учебных достижений учащихся;

● уровень развития мышления учащихся;

● мотивацию к обучению;

● психологическую комфортность образовательного процесса;

● качество содержания используемых образовательных программ;

● качество реализации образовательных программ.

М.М. Поташник и др. [17, с. 42–48] для оценки качества образования рассматривают в основном качество результатов, элементами которого являются:

● знания, умения, навыки;

● показатели личностного развития;

● отрицательные последствия образования;

● изменение профессиональной компетентности учителя и его отношение к работе.

Компоненты качества образования

1) относящиеся к качеству структуры;

2) к качеству процесса;

3) к качеству результата.

С учетом этих трех составляющих и интегрируется понятие качества образования, хотя даются определения, частично охватывающие эти составляющие.

В исследовании С.В. Хохловой [19] качество образования представлено как иерархическая система, состоящая из качества результатов, качества функционирования, качества условий. Качество результата занимает вершину иерархии, так как оно обуславливается качеством процесса и качеством условий.

Если говорить о качестве образования, в вершине которого стоит качество результата, то качеству процесса и качеству условий отводится второстепенная роль. Также для определения качества образования многие исследователи изучают качество результатов, выбирая из его составляющих те, которые наиболее оптимальны для конкретных образовательных учреждений. Другие подходят к качеству образования в его широком понимании, включающем в себя: качество результатов, процесса и условий, хотя выделить компоненты этих трех составляющих значительно сложнее. Но основные компоненты, влияющие на качество образования в большей степени, можно выделить и изучить, несмотря на то, что динамичность компонентов затрудняет четкое отделение одного компонента от другого.

Динамичность качества образования обусловлена тем, что меняются требования общества, рынка труда, потребителей, цели образования, то есть меняются условия, в зависимости от этих условий перестраивается и сам процесс. В этой связи и из-за структурности и взаимосвязанности системы качества образования более приемлемо рассматривать ее по другой схеме.

pic_39.wmf

Компоненты качества образования и их взаимосвязь

Мы рассматриваем качество образования как взаимосвязанную структуру из трех главных компонентов: качество результата, качество процесса, качество условий. Так как оценка качества результата обуславливает изменение качества условий и качества процесса, или же оценка качества процесса обуславливает развитие качества условий и влияет на качество результатов. Следовательно, качество одного компонента влияет на качество других компонентов. Таким образом, идет взаимообратный процесс (спиралеобразный процесс развития) в целях повышения качества всей системы образования.

К качеству условий можно отнести следующие элементы (свойства):

● уровень материально-технической базы;

● качество деятельности преподавателей;

● активность органов управления;

● личностные качества студентов;

● уровень учебно-методической обеспеченности;

● качество внутренней и внешней оценки.

Основными составляющими качества процесса являются:

● качество содержания образования образовательных программ;

● менеджмент образовательного процесса;

● качество учебно-методической и материально-технической обеспеченности;

● технология образовательного процесса;

● качественный состав преподавателей;

Качество результата можно рассматривать как систему, состоящую из следующих элементов:

● качество знаний студента;

● качество учебно-познавательной деятельности студента;

● развитие личности студента;

● уровень подготовленности выпускника;

● конкурентоспособность и трудоустройство выпускников;

● достижения и динамика карьерного роста выпускников;

● развитие личности студента.

Данное разделение компонентов и элементов качества образования можно считать условным, так как все они взаимосвязаны и переплетены между собой.

Взаимосвязанность элементов обуславливается характером взаимосвязи самих компонентов качества образования. В то же время эти элементы взаимозависимы. Одни элементы, оказывая существенное влияние на другие, способствуют в определенном отношении формированию качества этих элементов.

Компоненты качества образования имеют своеобразную структуру, влияя на формирование последующих компонентов. Так, качество знаний, качество учебно-познавательной деятельности и развитие личности студента оказывают влияние на формирование качественного уровня подготовленности и компетентности выпускника, а компетентность и уровень подготовленности выпускника повышает конкурентоспособность и сказывается на трудоустройстве выпускников. Достижения и дальнейший карьерный рост выпускников показывают качество результата и вместе с тем качество образования.

Качество образовательного процесса

Образовательный процесс составляет центральное звено педагогической системы, где и происходит процесс усвоения знаний, развитие и воспитание учащихся. Образовательный процесс имеет свои компоненты. А.В. Хуторской выделяет следующее:

● временной компонент [20, с. 48–49].

Однако в характеристику качества образовательного процесса включаются другие составляющие, влияющие на эффективность протекания процесса. Они, параллельно с компонентами образовательного процесса, составляют компоненты качества образовательного процесса. Такими компонентами качества образовательного процесса могут стать:

1. Содержание образовательных программ.

2. Менеджмент образовательного процесса.

3. Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность образовательного процесса.

4. Технология образовательного процесса.

5. Качественный состав преподавателей.

6. Качество учащихся.

Эти компоненты качества образовательного процесса могут стать объектами мониторинга. Однако эти объекты имеют свои уровни, критерии и показатели, по которым можно отслеживать состояние объекта и его изменение.

Каждый компонент качества образовательного процесса имеет различные проявления, поэтому в большинстве случаев не поддается непрерывному отслеживанию и оценке в его целостном виде, а только в виде конкретных показателей. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка [15, с. 663], который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия.

Критерии и показатели качества образовательного процесса

Проблема отбора критериев, показателей является одной из существенных в подготовке и организации мониторинга качества образовательного процесса. В исследованиях по проблеме качества образования приводятся различные критерии и показатели мониторинга и оценки. В работе М.М. Поташника в качестве критериев и показателей качества образования приведены [17, с. 42–48]:

● знания, умения и навыки;

● показатели личностного развития;

● изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе;

● рост престижа школы в социуме.

В.И. Зверева разработала целую систему показателей качества образования, в которой нашли отражение качества результатов и качества процесса. Показателями качества образовательного процесса она предлагает считать [9, с. 16–17]:

● качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;

● качество воспитательной работы и уровень профессионального: развития педагогов-воспитателей;

● уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении и др.

Кроме этого, нами проанализированы работы, связанные с отбором критериев и показателей качества образования [4; 10]. Анализ работ показывает, что в вопросе определения критериев и показателей качества образовательного процесса следует учитывать следующие моменты. Первый момент: показатели и критерии качества могут быть определены по образовательным результатам. В этом случае качество образовательного процесса отслеживается по качеству результатов. Второй момент: в определении качества образовательного процесса могут быть использованы критерии и показатели, характеризующие как результат, так и процесс, и условия функционирования образовательного процесса. Этот второй момент, по нашему мнению, может привести к точной и разносторонней оценке качества образовательного процесса.

С учетом этого нами были разработаны критерии и показатели качества образовательного процесса.

Компоненты, критерии и показатели качества образовательного процесса

1. Содержание образовательных программ

● Наличие документов вышестоящих управленческих структур

● Качество учебных планов

● Наличие и характер образовательных программ

Цель образовательных программ

● Умение ставить цель

● Умение отразить результаты в целях

● Приоритеты в образовательной программе

● Эффективность составленных планов

Качество учебного плана

● Наличие и качество базисных учебных планов

● Наличие и качество вариативных учебных планов

Набор программ дополнительного образования

● Количество программ дополнительного образования

2. Менеджмент образовательного процесса

● Службы, отделы, комиссии

Качество управленческого персонала

● Умение разработать перспективный план

● Умение доводить план до сведения структур

● Умение реализовать и контролировать образовательный процесс

Документация по руководству

● Наличие функциональных обязанностей

● Наличие регламента деятельности

2. Менеджмент образовательного процесса

● Наличие системы внутришкольного контроля

● Механизм и характер получаемой информации об образовательном процессе

● Наличие коррекционных действий

3. Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность

Описание учебно-методической базы

● Наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения

Описание материально-технической базы

● Наличие лабораторий, компьютерных классов, аудиторий и т.д.

● Эффективность их использования

4. Технология образовательного процесса

Качество плана-конспекта преподавателей

● Характер поставленной цели

● Планирование методики обучения

Современные методы обучения

● Наличие используемых современных методов обучения

● Контроль и диагностика в учебном процессе

● Наличие измерительных инструментов

● Механизм оценки знаний

● Механизм коррекции знаний учащихся

Механизм анализа результатов и коррекция учебного процесса

● Подведение итогов диагностирования

● Механизм коррекции учебного процесса

● Наличие планов дальнейших действий

5. Качественный состав преподавателей

Профессиональный уровень преподавателей

● Степень овладения методикой обучения

● Степень овладения технологией обучения

● Отношение к собственной деятельности

Наличие системы повышения квалификации

● Планы повышения квалификации

● Количество преподавателей, повысивших квалификацию

Компетентность в инновационных методиках

● Знание об инновационных методиках обучения

● Умение использовать инновационные методики в учебном процессе

6. Качество учащихся

Достижение образовательного результата

● Достигнутые умения и навыки

● Участие в олимпиадах

● Соответствие общепринятым человеческим нормам

● Умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения

● Уровень взаимоотношений в классе и семье

● Поведение и деятельность воспитуемых

● Воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды

Данные критерии и показатели не являются совершенными. Они могут быть дополнены новыми содержаниями и компонентами. Содержание некоторых критериев и показателей может быть изменено в соответствии с поставленными задачами и условиями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

2. Совокупность обучающих программ и государственных стандартов, находящихся в постоянном взаимодействии между собой.

3. Это совокупность учебно-методической документации, определяющей в соответствии со стандартом содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности, нормативные сроки обучения.

2) Чему должны соответствовать показатели качества образования?

1. Только федеральным стандартам.

2. Федеральным государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность.

3. Только потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность.

3) Что такое мониторинг качества образования?

1. Краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

2. Вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

3. Мониторинг образования является внутренней частью системы по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности.

4) Что включает в себя оценка качества образования Образовательной организации?

1. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

2. Только оценку качества образовательных достижений обучающихся.

3. Только оценку качества образовательного процесса.

5) Что является основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения?

1. Образовательная программа.

2. Технологическая карта урока.

3. Технологическая карта мониторинга.

6) Что такое аттестация педагогических работников ?

1. Защита портфолио преподавателем.

2. Это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

3. Сдача итогового тестирования на курсах повышения квалификации.

7) Какие две согласованные между собой системы оценок включает в себя Система оценки качества образования?

1. Внешнюю и внутреннюю системы оценок.

2. Независимую оценку и оценку Рособрнадзора.

3. Мониторинг качества образования и результаты ЕГЭ, ОГЭ.

8) Что такое педагогический контроль?

1. Комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

2. Специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

3. Это система научно-обоснованной проверки результатов образования учащихся. В более узком смысле контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков.

9) Каковы функции Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки?

1. Призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Рособрнадзора, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Рособрнадзора.

2. Призван выявлять и сравнивать изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

3. Осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, а также степени использования профессиональных навыков в различных ситуациях.

10) Адрес Портала общероссийской системы оценки качества образования:

Читайте также: