Что из названного ниже является пространством со смешанным правовым режимом

Обновлено: 02.05.2024

К территориям со смешанным правовым режимом относятся пространства Мирового океана – это прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств.

Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например таможенных в прилежащей зоне.

Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, пересекаемые территориальными водами прибрежных государств, международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств и ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).

Прилежащая зона - это район открытого моря, прилегающий к внешней границе территориальных вод и характеризующийся правом прибрежного государства осуществлять контроль и юрисдикцию в отношении нарушителей его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, совершивших правонарушение в пределах его территории или его территориальных вод.

Правовой режим прилежащих зон регламентируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и национальным законодательством государств. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. ширина прилежащей зоны вместе с территориальными водами не должна превышать 24 морские мили. Одновременно прилежащая зона входит в район исключительной экономической зоны.

Таким образом, режим в прилежащей зоне характеризуется сочетанием права прибрежного государства на охрану своего правопорядка с правами других государств, пользующихся свободами открытого моря к прилежащей зоне.

Исключительная экономическая зона - это морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых так и неживых, в водах покрывающих морское дно, на морском дне и на его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г.

Континентальный шельф - это продолжение морского берега под водой, образующего своеобразную полку континента, материковую отмель. Правовой режим континентального шельфа определяется положениями Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и внутригосударственным законодательством прибрежных стран.

Согласно ст.76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Правовой режим международных рек и озер.К международным рекам относятся судоходные реки, которые до впадения в море пересекают территории нескольких государств и на основе международного соглашения открыты для торгового судоходства всех стран. Отдельные участки таких рек входят в состав территории каждого прибрежного государства и подчиняются суверенитету этого государства.

Особенность правового режима таких рек обусловлена тем, что они представляют собой единый природный комплекс и в тоже время поделены между разными государствами. Международная практика идет по пути выработки соглашений, касающихся использования конкретных международных рек, озер или их бассейнов.

Основополагающими правилами и правовыми принципами использования вод международных рек и озер являются: принцип суверенитета государства над своей частью водного бассейна, принцип справедливого водоиспользования, принцип непричинения ущерба природной среде или интересам другого прибрежного государства.

Международные проливы - это естественные морские проходы, составляющие часть мировых морских путей и используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря, включая исключительные экономические зоны, и другой частью открытого моря.

Проливы, которые ведут во внутренние воды государства или не используются для международного судоходства, не являются международными. Правовой режим таких проливов определяется законодательством припроливного государства. Правовой режим международных проливов, которых насчитывается более 200 (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Малаккский, Магелланов, Цугару и др.), устанавливается на основе международно-правовых норм. В международной практике утвердился принцип свободы прохода судов и пролета летательных аппаратов в таких проливах. Этот принцип подразумевает открытость проливов для осуществления свободной и беспрепятственной морской и воздушной навигации всех государств. В силу международного обычая или на основе соответствующих международных договоров такой режим действует в большинстве из упомянутых выше проливах.

Международные морские каналы - это искусственно созданные морские пути, гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Цель их создания - сокращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом. Международно-правовой режим установлен не для всех судоходных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное значение для международного судоходства. К числу каналов общемирового значения относятся Суэцкий, Панамский, Кильский, Коринфский.

Презентация на тему: " Территории со смешанным режимом это территории, где действуют одновременно нормы международного права и национального законодательства прибрежного государства." — Транскрипт:

2 Территории со смешанным режимом это территории, где действуют одновременно нормы международного права и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.

3 прилежащие, исключительные экономические зоны и континентальный шельф международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий государств Условно территории со смешанным режимом делятся на

4 Прилежащая зона Прилежащая зона - полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Прилежащая зона учреждается, когда это необходимо, прибрежным государством для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в его внутренних морских водах и территориальном море. Ширина прилежащей зоны - 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемые от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).

5 Континентальный шельф Правовое определение континентального шельфа и характеристика его правового режима содержатся в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции 1958 г. внешняя граница континентального шельфа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависимость от технических возможностей каждого государства. На III конференции по морскому праву государства попытались устранить неопределенность в установлении, внешней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраины материка. Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".

6 Варианты установления внешнего предела континентального шельфа Согласно ст. 1 Конвенции 1958 г., континентальный шельф означает поверхность и недра морского дна, находящегося за пределом территориального моря государства "до глубины 200 метров или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов".

7 Согласно второму варианту (ст. 76 Конвенции 1982 г), государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Варианты установления внешнего предела континентального шельфа

8 Третий вариант (ст. 76 Конвенции 1982 г) используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м). Варианты установления внешнего предела континентального шельфа

9 Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (конфигурации морского побережья, исторических традиций и т. д.), оправдывающих иную линию, граница проходит по срединной линии, когда шельф примыкает к территориям государств, берега которых расположены один против другого, или по линии равного отстояния, когда шельф примыкает к территориям смежных государств. Срединная линия и линия равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек тех исходных линий, которые приняты для отсчета ширины территориального моря. Соглашения являются основным способом определения границы континентального шельфа. Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

10 В связи с этим были заключены следующие соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо- восточной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Польшей в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Италией в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами в Северном море.

11 Правовой режим …определяется Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией по морскому праву 1982 г.: "Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств". Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатывает богатств континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия. Естественные богатства включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы "сидячих видов", т. е. те организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего раз­ вития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передви­ гаться только по морскому дну или в его недрах.

12 Таким образом, для прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер разведка и разработка естественных богатств; 2) исключительность, т. е. бесспорная принадлежность данному прибрежному государству.

13 В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет: 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов; 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений; 4) юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5). Компетентные органы РФ в установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов континентального шельфа юридическим и физическим лицам. Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

15 Исключительная экономическая зона район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.

16 Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

17 К исключительной юрисдикции прибрежного государства относятся: право на разведку, разработку и сохранение всех видов природных ресурсов, управление этими ресурсами и их использование в хозяйственной деятельности (производство энергии путем использования воды, течений и ветра); право на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений; право на проведение научных исследований, защита и сохранение морской среды (ч. 1 ст. 56, ст Конвенции ООН по морскому праву).

18 Основной особенностью правового режима, действующего в исключительной экономической зоне, является то, что другие государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, могут использовать территорию исключительной морской зоны. В этих границах другие государства обладают свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права, в мирных целях, видами использования моря. Условием реализации своих прав и обязанностей государств является прежде всего учет интересов прибрежного государства и соблюдение установленных им законов и правил в отношении водных ресурсов (ст. 58, 73 Конвенции ООН по морскому праву, ст. 6 ФЗ 191).

19 Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

Ирина Вьюнова

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эту пару:
Выберите один ответ.

a. Осужденное лицо – передача

b. Договор – взаимная помощь

c. Континентальный шельф – гос. территория

d. Нерушимость границ – принцип

e. Конференция – резолюция

Какое из перечисленных понятий и терминов непосредственно не относится к международному праву:
Выберите один ответ.

a. Таможенное право

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эту пару:
Выберите один ответ.

a. Оговорка – договоры

b. Прилежащая зона– морское право

c. Лишение гражданства – апатрид

d. Капитуляция – вооруженный конфликт

e. Комбатант – военный журналист

Международное и внутригосударственное право имеют общие понятия и термины. Определите, какие из них не относятся к международному праву:
Выберите один ответ.

c. Международный обычай

e. Открытое море

Какой из названных принципов не является принципом международного права:
Выберите один ответ.

a. Принцип диспозитивности

b. Принцип уважения прав человека, его основных свобод

c. Принцип равноправия и самоопределения народов

d. Принцип мирного сосуществования государств

e. Принцип мирного разрешения международных споров

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эту пару:
Выберите один ответ.

a. Организация – членство государств

b. Борьба против колониализма – вооруженный конфликт международного характера

c. Недра – территория

d. Реституция – денежная или иная компенсация

e. Пиратство – преступление международного характера

Что из названного ниже является пространством со смешанным правовым режимом:
Выберите один ответ.

a. Открытое море

b. Континентальный шельф

d. Космическое пространство

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эту пару:
Выберите один ответ.

a. Осужденное лицо – передача

b. Конфедерация – взаимная помощь

c. Континентальный шельф – государственная территория

d. Нерушимость границ – принцип

Ирина Вьюнова

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эту пару:
Выберите один ответ.

a. Гражданство - трансферт

b. Персона грата - агреман

c. Членство государств – международная организация

d. Международное преступление – (государства) – Интерпол

e. Осужденное лицо - передача

Под натурализацией понимается:
Выберите один ответ.

a. Выбор гражданства

b. Насильственное переселение граждан с одной территории на другую

c. Прием иностранцев в гражданство конкретного государства путем подачи ими заявления об этом

e. Постоянное проживание одного гражданина на территории другого государства

a. Угроза применения силы

b. Добрые услуги

a. Запрещение применения ядерного оружия

b. Ограничение воюющих сторон в выборе средств и методов ведения войны

c. Свобода слова

d. Невмешательство во внутренние дела

e. Мирное разрешение международных споров

Постоянно нейтральными государствами являются
Выберите один ответ.

a. Международные договоры

c. Внутренние законы государства

d. Международные обычаи

a. Свобода научных исследований

b. Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов

c. Свобода захоронения разного рода отходов на большой глубине

d. Свобода испытания ядерного оружия

e. Свобода полетов над открытым морем военных самолетов

e. Организация Объединенных Наций

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эту пару:
Выберите один ответ.

a. Суверенное равенство государств – принцип

b. Космос – государственная территория

c. Осужденное лицо – передача

d. Запрещение агрессивной войны – принцип

Ирина Вьюнова

Переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому (или другим) называется:
Выберите один ответ.

Какой из приведенных терминов означает заключение нового договора вместо утратившего силу старого:
Выберите один ответ.

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эти пары:
Выберите один ответ.

a. Ратификация – право международных договоров

b. Реституция – денежная или иная компенсация

c. Нейтралитет – оптация

d. Организация – членство государств

Среди названных международных организаций назовите универсальную:
Выберите один ответ.

a. Африканский Союз

b. Организация Американских государств

c. Лига арабских стран

d. Организация Объединенных Наций

a. Предоставление информации о действующем праве и судебной практике

b. Выдачу лиц, совершивших преступление, за которое он уже отбыл наказание в одной стране

c. Выдачу лиц, преследуемых по политическим мотивам

d. Передачу осужденных лиц для отбытия наказания государству, гражданами которого они являются

e. Допрос обвиняемых, подсудимых, свидетелей, экспертов (оказание правовой помощи)

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу.
Выберите один ответ.

a. Морское право – континентальный шельф

b. Космическое право – филиация

c. Ответственность – реторсия

d. Международный договор – ратификация

a. Международную уголовную ответственность

b. Политическую ответственность

c. Дисциплинарную ответственность

a. Уступка территории

b. Обмен территориями

i. Соединенное Королевство (б. Великобритания)

Ирина Вьюнова

Субъектами международного права являются
Выберите один ответ.

a. Общества с ограниченной ответственностью

b. Нации и народы, борющиеся за свою независимость

c. Акционерные общества

d. Международные общественные организации

Делимитация означает:
Выберите один ответ.

a. Определение срока действия международного договора

b. Приобретение гражданства в силу решения суда

c. Определение количества аккредитуемы в стране дипломатов

d. Установление линии государственной границы по картам или планам

a. Столкновение между вооруженными силами одного и того же государства

b. Оккупация территории одного государства войсками другого государства

c. Нападение пиратского судна на судно какого-либо государства с целью его грабежа

a. Международные прецеденты

b. Решения международных неправительственных организаций

c. Заявления государственных деятелей

d. Решения конституционных судов

e. Принципы международного права

Международный обычай является одним из основных источников:
Выберите один ответ.

a. Конституционной практики

b. Внутреннего законодательства

c. Международного права

d. Источником внутреннего права

В одной из пар приведенные понятия и термины не соответствуют друг другу. Найдите эту пару:
Выберите один ответ.

a. Персона нон грата – утрата гражданства

b. Международное преступление – Интерпол

c. Государство - суверенитет

d. Международная организация - членство государств

Государство-депозитарий это:
Выберите один ответ.

a. Государство-хранитель денежных депозитов

b. Государство-хранитель основного текста договора

c. Государство, не участвующее в вооруженном конфликте

d. Постоянно нейтральное государство

Объявление дипломата частным лицом обозначается термином:
Выберите один ответ.

d. Персона нон грата

Ирина Вьюнова

Трансферт - это:
Выберите один ответ.

a. Приобретение гражданства в силу рождения

b. Приобретение гражданства в силу решения суда

c. Автоматическим изменение гражданства в результате территориальных изменений

Международно-правовой режим распространяется на:
Выберите один ответ.

b. Космическое пространство

c. Внутренние воды

Какое из приведенных понятий и терминов означает односторонний способ прекращения действующего двустороннего договора или выход из многостороннего:
Выберите один ответ.

d. Разрыв дипломатических отношений

Демаркация это:
Выберите один ответ.

a. Согласование окончательного текста договора

b. Проведение линии государственной границы на карте или плане

c. Выявление позиций сторон в ходе переговоров

d. Проведение линии государственной границы на местности

a. Члены семей дипломатов

b. Административный персонал

d. Технический персонал

e. Военные атташе

Какие действия не могут именоваться как свободы открытого моря:
Выберите один ответ.

a. Свобода захоронения разного рода отходов на большой глубине

b. Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов

c. Свобода рыболовства

d. Свобода полетов над открытым морем

e. Свобода судоходства

Антарктида является территорией:
Выберите один ответ.

a. Со смешанным правовым режимом

b. Кондоминимумом Аргентины и Чили

Под депозитарием понимается:
Выберите один ответ.

a. Присоединение к международному договору новых участников

b. Отказ от участия в договоре одного из его участников

d. Хранитель подлинного текста многостороннего договора и всех приложений к нему

e. Прекращение действия международного договора

a. Объявление дипломата частным лицом

b. Объявление дипломата нежелательным лицом

c. Объявление дипломата преступником

Континентальный шельф – это:
Выберите один ответ.

a. Часть государственной территории прибрежного государства

b. Часть водной поверхности, простирающейся за пределы территориальных вод

c. Это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

d. Пространство с международно-правовым режимом

Ирина Вьюнова

Какая из названных международных организаций является неправительственной:
Выберите один ответ.

a. Всемирный почтовый Союз

b. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

c. Всемирная организация здравоохранения

d. Общество Красного Креста и Красного полумесяца

e. Международная организация гражданской авиации

Объектами правопреемства государства не являются:
Выберите один ответ.

a. Государственные долги

b. Государственная собственность

c. Недвижимое имущество сотрудников дипломатических представительств, прекращающих свою деятельность

d. Международные договоры, участниками которых они явились

e. Государственные архивы

Среди названных международных организаций назовите региональную:
Выберите один ответ.

a. Организация Объединенных Наций

c. Африканский Союз

d. Международная организация труда

Какое из названных условий не является обязательным для признания партизана комбатантом:
Выберите один ответ.

a. Уметь его применить и эксплуатировать

b. Иметь во главе лицо, ответственное за действия своих подчиненных

c. Соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны

d. Открыто носить оружие

e. Иметь определенный и видимый издали опознавательный знак

a. Международный обычай

b. Решения и резолюции Совета Безопасности ООН

c. Международный договор

d. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.

e. Внутригосударственный закон

a. Внутренние законы государства

c. Международные договоры

d. Международные обычаи

b. Международные общественные организации

c. Акционерные общества

d. Международные межправительственные организации

Под апатридом понимается:
Выберите один ответ.

a. Лицо без гражданства

b. Лицо с двойным гражданством

Международный Суд ООН при вынесении решения может руководствоваться:
Выберите один ответ.

a. Решениями национальных конституционных судов

b. Решениями национальных судов

c. Трудами известных теоретиков по международному праву

Правопреемство государств не осуществляется:
Выберите один ответ.

a. При конституционной смене правительства

b. При объединении государств

c. При образовании на территории прежнего государства двух или нескольких государств

Ирина Вьюнова

Источниками международного права не являются
Выберите один ответ.

a. Международные прецеденты

b. Принципы международного права

c. Решения конституционных судов

Постоянно нейтральными государствами являются
Выберите один ответ.

Какое из перечисленных понятий и терминов означает установление линии государственной границы по картам:
Выберите один ответ.

a. Совет Безопасности

b. Генеральный секретарь ООН

c. Комиссия международного права

d. Генеральная Ассамблея

Какие из приведенных понятий означает обозначение и проведение линии государственной границы на местности:
Выберите один ответ.

Кодификация международного права осуществляется:
Выберите один ответ.

a. Комиссией международного права

b. Конституционными судами государств

c. Судами государств

Международную уголовную ответственность могут нести:
Выберите один ответ.

b. Международные организации

c. Физические лица

Ширина территориальных вод в России составляет:
Выберите один ответ.

a. 12 морских миль

b. 5 морских миль

c. 200 морских миль

Восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта называется:
Выберите один ответ.

Луна является объектом:
Выберите один ответ.

a. Кондоминимумом постоянных членов Совета Безопасности ООН

b. Со смешанным режимом

c. С международно-правовым режимом

Автоматическое изменение гражданства в результате территориальных изменений называется:
Выберите один ответ.

Ирина Вьюнова

Что не входит в состав государственной территории:
Выберите один ответ.

a. Континентальный шельф

c. Территориальное море

d. Воздушное пространство

e. Сухопутно-водное пространство

Какой из приведенных терминов означает утверждение международного договора высшим органом государственной власти:
Выберите один ответ.

Какому органу или учреждению ООН даны полномочия по разрешению международных конфликтов путем применения силы:
Выберите один ответ.

b. Международный Суд

c. Совет Безопасности ООН

d. Секретариат ООН

e. Генеральная Ассамблея ООН

Какой из названных принципов согласно Уставу ООН не является таковым:
Выберите один ответ.

a. Мирное разрешение международных споров

b. Добросовестное выполнение международных обязательств

c. Невмешательство во внутренние дела

d. Суверенное равенство

e. Ограничение воюющих сторон в выборе средств и методов ведения войны

Какое из приведенных понятий и терминов означает способ прекращения действующего двустороннего договора или выхода из многостороннего в порядки и сроки, обусловленные в таком:
Выберите один ответ.

c. Разрыв дипломатических отношений

a. Внутренний закон государства

c. Международный прецедент

d. Международный договор

e. Правовая доктрина

Устав Международной организации уголовной полиции предусматривает, что Интерполу запрещается:
Выберите один ответ.

a. Осуществлять деятельность политического, военного, религиозного или расового характера

b. Консультироваться с другими международными неправительственными организациями

c. Осуществлять консультативные функции

d. Устанавливать отношения и сотрудничать с другими международными организациями

К международным конфликтам не относятся:
Выберите один ответ.

a. Вооруженные столкновения между государствами

b. Конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранных оккупации

c. Столкновение между правительственными силами и антиправительственными вооруженными формированиями

d. Блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства

e. Мировые войны

Под оптацией понимается:
Выберите один ответ.

a. Прием иностранцев в гражданство конкретного государства путем подачи ими заявления об этом

b. Выбор гражданства

c. Постоянное проживание одного гражданина на территории другого государства

e. Насильственное переселение граждан с одной территории на другую

В состав дипломатического персонала не входят:
Выберите один ответ.

a. Военные атташе

b. Торговые представители и их заместители

Под агреманом понимается:
Выберите один ответ.

a. Согласия страны пребывания на прием данного лица в качестве главы дипломатического представительства

b. Документ, дающий право послу приступить к своим обязанностям в государстве пребывания

c. Старший по классу и первый по времени пребывания в данной стране дипломатический представитель

d. Право дипломатических агентов на безвизовое пересечение государственной границы

e. Право посла на свободное перемещение по своей территории страны пребывания

К территориям со смешанным режимом относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.

Исключительная экономическая зона представляет собой пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На исключительную экономическую зону распространяются два вида норм права, с одной стороны нормы национального права, а с другой стороны нормы международного права.

Прибрежное государство имеет в отношении исключительной экономической зоны суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах; в целях управления этими ресурсами; юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Международное право в исключительной экономической зоне предоставляет другим государствам свободу судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. По соглашению с прибрежным государством другие государства могут участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны.

Континентальный шельф в международном праве определяется как морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 морских миль, когда внешняя граница окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Прибрежное государство распространяет суверенные права в отношении разведки и разработки его ресурсов.

Прибрежное государство обладает исключительным правом на разрешение и регулирование бурильных работ на шельфе для любых целей.

Международные территории.

К международным территориям относятся открытое море, морское дно и недра под ним а также воздушное пространство, лежащее над ним; Антарктика; космическое пространство и небесные тела.

В отношении этих территорий действует международный режим, который определяет их правовой статус.

Открытое море представляет собой морское пространство, находящееся за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств.

Открытое море реализуется для мирных целей. Свобода открытого моря включает: свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведение искусственных островов; установок и сооружений; научных исследований; рыболовства.

Правовое положение Антарктики регулируется Договором об Антарктике 1959 года, которое устанавливает международный режим в этом регионе.

Антарктика является демилитаризованной и нейтрализованной территорией.

Антарктика свободна для научных исследований.

Договор об Антарктике запрещает проведение любых ядерных взрывов и удаление радиоактивных материалов.

Механизм обеспечения соблюдения правового режима Антарктики предполагает обязательное уведомление о всех экспедициях, совершаемых судами или гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

Мадридский Протокол 1991 г. об охране окружающей среды объявляет Антарктику природным заповедником, предназначенному для мира и науки.

Космическое пространство и небесные тела являются также территориями с международным режимом.

Более подробно о международно-правовом режиме данных территорий рассказывается в следующей лекции.

Документы:

1. Декларация о неприкосновенности границ, от 7 августа 1993 г.

Учебная литература:

1. Международное право: Учебник / отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, - М.: Международные отношения, 1995 г.

2. Международное публичное право: Учебник / под ред. К.А. Бекяшева, - М.: Проспект, 2003 г.

3. Международное право: Учебник / отв. Ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, - М.: Норма, 2002 г.

Дополнительная литература:

1. Бабурин С.Н. Территория государств. Правовые и геополитические проблемы. М. 1997 г.

Лекция 15

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Территории и пространства со смешанным правовым режимом (Арктика, исключительная эконом зона 200 миль, континентальный шельф до 350 миль). Режим определяется нормами и национального и международного права и характеризуется наличием прав как у прибрежных государств так и у всех других.

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ — район, не находящийся под суверенитетом государства и не входящий в состав государственной территории, но в отношении которого каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этого района. К Т. со ср. относятся континентальный шельф и экономическая морская зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе определяется Федеральным законом от 30 ноября 1996 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации". Права субъектов РФ в эксплуатации ресурсов континентального шельфа осуществляются соответственно их вкладам в разработку этих ресурсов.

Экономическая морская зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Правовой режим экономической морской зоны базируется на принципах и нормах, относящихся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов и др.).

Правовой режим Арктики.

Правовой режим Арктики закреплен в международных соглашениях по Арктике.

Точная граница Арктики не определена. Первоначально господствовал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем северный полюс является границей всех заинтересованных государств. В 1909 году Канада объявила суверенитет на все территории между северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 года Канада официально закрепила свое право на свой арктический сектор. Постановлением ЦИК СССР от 1926 года вся территория от северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами, объявлялась территорией СССР. Тем не менее, секторный подход содержал определенные правовые лакуны, поскольку он определял правовой статус островов и земель, но никак не акваторий этих секторов.

Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.

Процессу интернационализации в Арктике в определенной мере может способствовать Арктический совет. Согласно Декларации об учреждении Арктического совета, принятой в 1996 г. в Оттаве, Арктический совет утверждается с целью нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес; надзора и координации программ в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП), Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); определения круга ведения Программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

Членами Арктического совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США. Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются постоянными участниками Арктического совета.

Решения Арктического совета принимаются его членами на основе консенсуса.

Несмотря на детальную регламентацию целей и форм деятельности Арктического совета, практически он не начал свою работу.

Однако сохранилась неопределенность с принадлежностью подводного хребта Ломоносова, на который предъявили свои права сразу три государства: Россия [6] , Канада [7] и Дания [8] .

Поэтому когда российская экспедиция Арктика-2007 (руководитель: Артур Чилингаров) разместило на северном полюсе свой национальный вымпел, то это вызвало резкую критику как со стороны США [9] , так и со стороны Канады [10] .

До сих пор не решен вопрос о принадлежности Острова Ханса, на который претендуют как Дания, так и Канада [11] .

В 2010 году Россия и Норвегия подписали договор о разграничении акватории Баренцева моря [12] . В результате России пришлось уступить часть акватории, которую в "сталинское время" считали советской [13] .

Читайте также: