Что имеет право проверить егерь у охотника в лесу

Обновлено: 28.06.2024

Форум рыбалки > Форум охотников > Охотники > Права и обязанности охотников, егерей, охотинспекции.Их взаимоотношения.

У меня вопрос касательно отношений охотников к охот. инспекторам, егерям.

1. Обязан ли охотник останавливаться по требованию охотинспектора, егеря?

2. Обязан ли охотник показывать содержимое багажника своего авто охотинспектору, егеря, без присутсвия свидетелей, понятых?

3. Имеет ли право изымать ружье инспектор егерь?

4. Имеет ли право инспектор или же егерь преследовать на автомобиле охотника?

5. При незаконных действиях со стороны инспекторов и егерей куда нужно обращаться?

(1. Обязан ли охотник останавливаться по требованию охотинспектора, егеря?) Если ты находишься не в зоне охотоугодья и охотоинспектор или ергерь без сопровождения госавтоинспектора, имеешь полное право не останавливатся.Это я точно знаю.

(Обязан ли охотник показывать содержимое багажника своего авто охотинспектору, егеря, без присутсвия свидетелей, понятых? ) Да обязан если находится на территории охотоугодья,свидетели и понятые не нужны.Даже имеет право проверить номер оружия.

(При незаконных действиях со стороны инспекторов и егерей куда нужно обращаться? ) Начальнику охотообщество или в *Обл.управление гос.контроля за живот. и растит.миром.

3. Имеет ли право изымать ружье инспектор егерь?
Охот инспектор имеет полное право изъять Ваше ружьё в случае какого-либо нарушения, т.к. это вышестоящий орган. А вот егерь охот общества таких прав не имеет, он должен только составить административный протокол и передать его (т.е. протокол) в охот инспекцию, которая находится у Вас на районе. А там, смотря какое нарушение будут решать Вашу судьбу, выписать вам штраф или изъять ружье и лишить охот. билета.
А вообще существуют правила охоты и рыбалки на территории Республики Казахстан, там все написано.

Государственный инспектор природоохраны ( по личному опыту в судебных разберательствах) *имеет право изымать оружие и боеприпасы у охотпользователя : 1. при нахождении охотпользователя в алкогольном опьянении(если доказано), 2. при отсутствии разрешения на хранение и ношение оружия, 3. при совершении охотпользователем уголовнонаказуемого преступления(или без лицензии), 4. при оказании охотпользователем сопротивления при задержании (если доказано). Правомерно преследование и принудительное задержание охотпользователя, находящегося на територии приписных угодий( любым штатным охотинспектором), при наличии опознавательных знаков на технике и одежде охотинспектора. Вся автотехника( её содержимое ) , *находящаяся на территории *природоохранного участка(движуящаяся или нет), * подлежит обязательному *досмотру, для предотвращения попыток браконьерства, с добровольного согласия участников. Без согласия, техника досматривается в присутствии представителя местной государственной власти.

Любой штатный егерь имеет право на исполнение данных предписаний( в какой бы он не находился организации). А составление протокола,его неотъемлемая часть. И глуп тот охотник, который, в силу обстоятельств, отказываетсч от дачи объяснений. В охотничьих билетах старого образца на последней странице написано:" Каждый уважающий себя ОХОТНИК *обязан предотвратить готовящееся браконьерство или остановить данное, происходящее на его глазах". Каждый охотник вправе считать себя внештатным инспекторм природоохранной организации, и имеет право составить протокол( в произвольной форме) в присутствии подтверждающих лиц. БРАКОНЬЕРЫ, не тешьте себя мыслью о безнаказанности( это для тех, кто ставит неправильные вопросы). ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ, ХОТЯ БЫ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ДИКИЕ.

Мужики правила созданы что бы их нарушать
самое хорошые отнашения это (B) (B) (B) (B) и остались у нас еще хорошые мужеки и егеря это факт
можно еще сездить я хоть и нетак давно охочусь офицально 3 года но до этого охотился тоже
но могу сказать мужики еще есть хорошые куда можно сездить

останавливаться кому либо хоть в охот угодьях, или хот где- это право водителя, водитель обязан останавливать автотранспорт только сотрудникам дорожной плиции на стационарном посту либо сотрудникам на спец. машине.
досматривать автомобиль без понятых и сотрудника/ов полиции ни кто не имеет право
23:15
Комментарий не доставлен
/SPAN> Доставлено

допустим я пересекаю охот угодья на своём автотранспорте, почему я должен *комуто останавливаться, вдруг меня хотят ограбить и убить?
23:17
Комментарий не доставлен
/SPAN> Доставлено

если каждому разрешать копаться в моём багажнике, нервов не хватит
23:17
Комментарий не доставлен
/SPAN> Доставлено


изимать ружьё- значит лешать/ограничивать *владельца этого ружья его собственности, а по конституции РК собственности лешить или ограничеть можно только по решению суда. т.к. конституция является высшим законом РК, то все другие законы протеворечищие коституции теряют свою силу.
23:19
Комментарий не доставлен
/SPAN> Доставлено

ну а вобще все мы люди и до конфликтов лучше не доводить, хотя в последнее время на охотах каждый встречный-егерь, требуйте у них документы и путёвки, т. к оружие у них всегла расчехлено- значит занимаются производством охоты.
23:26
Комментарий не доставлен
/SPAN> Доставлено

и вообще, не знание законоа не освобождает от ответственности, зато знание в легкую

ну то что все егеря браконьеры это факт! тут ниче никаму доказывать не надо все и так об этом знают.. а вот самим нужно соблюдать правила патаму как там где бьют с подьезда будь то джип или снегоход.. маторка.. уже нечего охотить другим.. да и животному всегда нужно оставлять шанс на спасение иначе какая это охота. это всеравно что по бутылкам..в чем интерес? всеравно мясо дешевле купить.

Bach Toy Let it be ! СНГ и СССР несматря на свое месторасположение страны разные. при СССР доход от ведения охот хозяйства составлял ощутимый працент в бюджете страны именно патаму что само по себе охот хозяйство было развито как нигде в мире! и все каму не лень не хозяйничали в лесах..степях и полях.. сейчас же что не платный туалет то свой бай хозяин страна. отсюда и ничтожные доходы от ведения охот хозяйства и отсутствие дичи и поджоги лестных массивов с последующей вырубкой и еще куча всякого . на сегодняшний день в казахстане чиновниками уже рассматриваються варианты прикращения всякого рода охоты на ближайшие 5 лет. благодаря таким вот деятелям.

Всё правильно у нас например было такое чтоб была хорошая деляна сначало надо поджеч хороший лес ,на следуший год будет хорошая деляна вот так всё и вырубили.

Для Bach Toy Let it be . Случай этим летом. Район - Дельта Или близ Кашкорбай. Был наблюдателем. Инспектора останавливают отдыхающих. Отбирают оружие, несмотря на тот факт что оно было зачехлено. Мотивация - второй год данные территории являются зповедником. Подьезжает следующая машина. Так же останавливают. В машине находятся проверяющие вышестоящие чиновники. С фарой.. С карабинами и с двумя свежими кабанами. Ни о каком досмотре разговоров не было в принципе. Пожали руки.. Пожурили "нарушителей".. С доброй руки и после недолгих разговоров дали указание "договорится" с "нарушителями" на месте и поехали дальше. На следующий день прилетел за вышеуказанными "проверяющими" вертолет. Уселись в него.. Дали круг по району минут на 20-30.. взяли еще двух кабанов.. Погрузились и уехали.. Долгие разговоры "нарушителей" с инспекторами закончится "штрафом на месте" в количестве 20 штук (больше у ребят с собой не было). Дробовики были возвращены владельцам. Кто прав и где истина - осталось загадкой. Подобных случаев встречал неоднократно. Впредь буду запоминать номера машин и вертолетов, дабы поделиться более "качественной" информацией. А может быть и побоюсь.. Кто знает. )

яркий пример крушение вертолёта на Алтае 1.5 года назад, с самым главным егерем (чинушей руководящим структурой) РФ, погиб очень высокий чин и был похоронен как герой (удивительно что звезду героя посмертно не дали), нехорошо конечно так о покойниках, но это яркий пример того , что государству насрать на браконьерство чинуш, (вертушка ударилась о склон, рядом краснокнижные архары валялись) и как оно бесапащадно борется с теме кто хочет по закону охотиться, а по закону не дают, в этом году пытался охотиться там где есть гусь, но там либо путёвки заканчивались, либо марки, а егерь уезжал агашек сопровождать с 200-ми гусями убиенными на озере.

Александр я сам по этому проводу уже гдето песал(Y) (Y) (Y) (Y) обычное браконьерство высокопоставленного ченовника

- в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).

2. Предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, вышеперечисленные документы, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.

3. Предъявлять по требованию производственных охотничьих инспекторов, осуществляющего производственный охотничий контроль:

- разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;

- разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства для осмотра.

4. Соблюдать Правила охоты и правила пользования объектами животного мира.

5. Осуществлять охоту на территории охотничьих угодий, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, в соответствии с установленными сроками и нормами добычи.

6. Соблюдать технику безопасности на охоте. Хранить оружие, патроны и боеприпасы в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Проявите свою гражданскую позицию:

В случае если Вы стали свидетелем нарушения гражданами правил охоты и имеете достаточно сведений, Вы можете:

1. Обратиться в управление охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области:

- по телефону (8332) 27-27-55, доб. 5500;

- дата и место его составления;

- сведения о лице, в действиях которого содержатся признаки административного правонарушения;

- если имеются свидетели и потерпевшие - фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- сведения об обнаруженных орудиях и продукции охоты, государственный номер транспортного средства использованного при незаконной охоте.

Кроме того помните:

1. Охотник должен соблюдать требования пожарной безопасности в лесах. От действий по предотвращению пожаров зависит не только природа, но и безопасность людей, их здоровье и жизнь.

2. Любители охоты больше всех подвержены опасности быть укушенными клещами – переносчиками опасных инфекционных заболеваний. Рекомендуем, соблюдать меры профилактики и пройти вакцинацию от клещевого энцефалита.

3. Охотники должны с пониманием относиться к угрозе распространения птичьего гриппа, вируса бешенства и других опасных инфекционных заболеваний. При контакте с животным, имеющим симптомы заболеваний, необходимо соблюдать правила санитарной безопасности и гигиены, при первой же возможности обратиться в медицинское учреждение и немедленно сообщать о всех случаях обнаружения животных с признаками инфекционных заболеваний опасных для человека и животных в государственные органы ветеринарной службы городов и районов области.

Привлечение лиц к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда, и на основании ст. 58 Закона об охоте, ст. 56 Закона о животном мире и ст. 77 Закона об охране окружающей среды лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, обязаны возместить его в полном объеме добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру.

Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам утверждена приказом Минприроды России от 17.11.2017 № 612 (далее – Методика), согласно которой размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению № 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении № 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида.

Так, например, в соответствии с Методикой за незаконную охоту (за исключением незаконной охоты на территории особо охраняем природных территорий) размер вреда, причиненного охотничьим ресурсам, за одну особь составляет:

Лось – самец 240 тыс. рублей, самка 400 тыс. рублей;
Кабан – самец 90 тыс. рублей, самка 150 тыс. рублей;
Медведь – самец 180 тыс. рублей, самка 300 тыс. рублей;
Рысь – самец 120 тыс. рублей, самка 200 тыс. рублей;
Глухарь – самец 18 тыс. рублей, самка 30 тыс. рублей;
Тетерев – самец 6 тыс. рублей, самка 10 тыс. рублей;
Утки, рябчик, куропатки, вальдшнеп – самец 1,8 тыс. рублей, самка 3 тыс. рублей.

Таким образом, незаконная охота оказывается очень дорогостоящим мероприятием для нарушителей требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Охота всегда привлекает своей динамичностью, красотой, неожиданными ситуациями, а также охотничьими ритуалами, делающими ее еще более эмоциональной и запоминающейся.

Тема охоты нашла глубокое и многостороннее отражение в отечественной литературе. Образы родной природы, описание жизни зверей и птиц несут огромный нравственный заряд и помогают охотнику выработать такие важные качества, как дисциплинированность, экологическая грамотность, физическая подготовка, высокая работоспособность, находчивость, выдержка, умение ориентироваться на местности, способность сдерживать сильные искушения, связанные с возможностью нарушить Правила охоты.

Управление охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области призывает всех охотников не превращать охоту в банальную заготовку мяса, строго соблюдать установленные Правила охоты, действующее в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания законодательство.

Помните! Доставляет удовольствие только осуществление охоты с соблюдением всех требований действующего законодательства. Кроме того, это гораздо дешевле, чем незаконная охота.



5.2 иметь при себе:
5.2.1 охотничий билет;
Чтобы не было путаницы. Охотничий билет – это билет единого федерального образца, действующий на всей территории РФ. Всякие членские билеты – это не охотничьи билеты, это условно скидочные карточки, для того что бы охотиться в определенных хозяйствах дешевле. Права на охоту они не дают.
5.2.2 в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее — охотничье оружие) — разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2019, N 30, ст. 4439) (далее — разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия);
Буквально этот пункт понимается так. Охотиться можно только с тем оружием на которое есть разрешение МВД на хранение и ношение, РОХа. Нет РОХа, охота не законная, оружие изымается и сдается в ближайший отдел полиции.
Пункты 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6 перечисляют какие документы должны быть еще у охотника. Основной документ это «разрешение на добычу охотничьих ресурсов, где указано вид животного, количество разрешенное к добыче, сроки охоты и место охоты, где можно охотиться. Далее, если вы находитесь в закрепленных угодьях нужна еще путевка, а в случаях охоты с ловчими птицами документ, дающий вам право содержать хищную птицу.
Хочу обратить внимание охотников. Нет ни слова о документах на собаку. Не надо иметь при себе никаких документов на собаку, ни родословной, ни справки, ни ветеринарного свидетельства. Любая собака считается охотничьей, если с ней производится охота.
Следующие два пункта важные, на них стоит обратить внимание.
5.3 по требованию должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего надзора, а также государственных учреждений, находящихся в их ведении, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать им для проверки документы, указанные в пункте 5.2 настоящих Правил, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства;
Т.е., если к вам подошел государственный инспектор, представился, показал удостоверение, потребовал разрядить оружие и предъявить документы, то вы обязаны это сделать. Не выполнение любого требования этого пункта является грубым нарушением правил охоты и может привести к лишению права охоты. Хочу обратить внимание, на то, что документы надо передавать, а вещи, оружие, продукцию и транспортные средства предъявлять. Я потом более подробно остановлюсь на том, что такое досмотр и чем он отличается от осмотра и обыска.
5.4 по требованию производственного охотничьего инспектора, уполномоченного осуществлять производственный охотничий контроль, при предъявлении им удостоверения производственного охотничьего инспектора разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать ему для проверки документы, указанные в подпунктах 5.2.1, 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.6 настоящих Правил, осуществлять остановку транспортных средств, а также предъявлять для осмотра вещи, находящиеся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), транспортные средства;
Пункт о производственных инспекторах на удивление расписан более подробно, хотя у государственных инспекторов больше полномочий, но видимо те, кто писали текст правил, не посчитали нужным расписывать полномочия государственных инспекторов, которые закреплены вышестоящим законодательством. Мы потом эти полномочия разберем более подробно отдельно.
Еще раз повторю, эти пункты дают огромные права охотничьему надзору и охотнику, у которого все документы в порядке, нет смысла на ровном месте создавать себе проблему. Если вы сомневаетесь в полномочиях инспектора или его компетентности, включите видеозапись в телефоне запишите Ф.И.О., должность, запишите все действия сотрудников. Если они что нарушили, потом их накажут. Если вы нарушите, то вас накажут. У инспекторов сейчас тоже есть камеры и все что вы говорите и делаете, может быть направлено против вас.
5.5 осуществлять охоту в местах охоты, в пределах сроков и норм добычи охотничьих животных, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов;
Простой и понятный пункт, но требующий от охотника четкого знания границ того хозяйства, где он может охотиться. Ушли на 100 метров в сторону и все, вы нарушитель. Хорошо, если вы постоянно охотитесь в одном месте и хорошо знаете границы, а если приехали первый раз в незнакомое место? Но тут палка о двух концах, вы можете случайно ошибиться, а можете специально, впрочем, как и инспектор. Поэтому для таких случаев нужен навигатор или телефон с включенной функцией GPS, что бы сделать фотографию места, себя и инспектора с географическими координатами. Пригодится потом в суде.
5.7 после добычи охотничьего животного до начала действий, совершаемых с добытым животным, а именно снятие шкуры, ощипывание перьев, потрошение и разделение туши на части, отделение тканей и органов (далее — первичная переработка) или любого перемещения охотничьих животных или их частей (далее — транспортировка), заполнить сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. Отметка о добыче охотничьего животного проставляется, если в отношении охотничьего животного выдано разрешение на добычу конкретного количества особей таких животных.
Очень четкий пункт, но опять же со множеством подводных камней. Мне трудно представить, как можно заполнить разрешение в проливной дождь или в минус 40 при охоте где-нибудь в Якутии. А так, если понимать буквально, то, если в разрешение написано 5 уток за день, до того как вы пойдете ее доставать из воды, вы обязаны сделать отметку в разрешении. Более того этот пункт в части транспортировки противоречит следующему 6 пункту.
Видимо только судебная практика покажет, как будет правильно.
Видео на эту тему.


Времена нынче пошли не простые, а прямо скажем – сложные. Власти предали забвению известную истину, заключающуюся в том, что удерживает от проступка не звериная жестокость наказания, а его неотвратимость. Коллапс государственной политики в области охотничьего хозяйства и продолжающуюся деградацию системы государственного охотничьего контроля решено компенсировать ужесточением ответственности за незаконную охоту.

В этой ситуации охотнику надо уметь хоть в некоторой степени ориентироваться в законодательстве, связанном с оружием, охотой и некоторыми смежными вопросами. Надо всегда помнить, что охотник ВСЕГДА виноват перед властью. Просто самим фактом своего существования. Из этого исходить и избегать ситуаций, когда общая абстрактная вина охотника по желанию представителя власти может быть преобразована в конкретное правонарушение.

I. Об охоте.

По большому счёту, непосредственно охотника касаются:

1) Закон об охоте, некоторые статьи;

2) Правила охоты, утверждённые приказом Минприроды России от 16.11.2010 г. г. № 512;

3) Статьи Уголовного кодекса РФ:

Статья 258. Незаконная охота (статья приводится в действующей редакции. Подготовлен проект новой редакции, уже принятый в третьем чтении Госдумой РФ и одобренный Советом Федерации. Президент пока закон не подписал)

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,

– наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев.

2. То же деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,

– наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Статья 258.1.Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации

1. Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных наказываются обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершённые должностным лицом с использованием своего служебного положения,

– наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые организованной группой,

– наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4) статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ:

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесённых в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырёх тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трёх лет; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты влечёт для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесённых к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путёвки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием влечёт для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1–2 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц – от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

5) статьи КоАП РФ, в которых указано, кто имеет право на составление протоколов, кто рассматривает административные дела по статьям 8.35, 8.37 и 7.11.

Что же из всего этого следует на практике? Итак, по порядку.

Вывод: стрелять можно лишь то, на что есть разрешение. За сдуру застреленного дятла можно и ружья лишиться.

– Правила охоты требуют, чтобы на охоте охотник имел при себе охотничий билет и разрешение на добычу тех или иных животных. Если охота производится в закреплённых угодьях (в охотхозяйстве), то ещё надо иметь при себе путёвку, выданную охотпользователем, за которым закреплены эти угодья. Если охотитесь с охотничьим огнестрельным или охотничьим пневматическим оружием, то иметь при себе разрешение на хранение и ношение оружия. Охотник-соколятник обязан иметь при себе соответствующее разрешение на содержание и разведение птиц в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

Вывод: без какого-либо из перечисленных документов охотник становится нарушителем, даже если он ничего не добыл. Подчёркиваю: необходимые бумаги надо иметь ПРИ СЕБЕ, а не в кармане куртки на базе. В противном случае это формально признаётся нарушением Правил охоты и квалифицируется по статье 8.37 КоАП РФ.

– Отдельный вопрос об оружии при передвижении по угодьям хоть пешком, хоть на машине, моторной лодке, снегоходе, квадроцикле. Неясность формулировок в законодательстве оставляет в этом вопросе возможность для кривого и корыстного толкования. Дороги общего пользования не выделены из угодий, как это было сделано в старых, советского времени Правилах. Поэтому формально, если человек идёт с электрички на базу к егерю за путёвкой, а в рюкзаке у него лежит разобранное и зачехлённое ружьё, он находится в угодьях с оружием. То же самое при проезде на машине, когда зачехлённое оружие лежит в багажнике. Этим одно время довольно широко пользовались нечистоплотные инспекторы, устраивая засады с ГАИ на подходах и подъездах к базам вечером накануне открытия охоты. План по протоколам выполнялся с успехом за один вечер и на полгода вперёд. Потом эта порочная практика почти сошла на нет, но иногда ветераны не прочь тряхнуть стариной.

Вывод: при передвижении по угодьям, в которых у вас нет разрешения на добычу и путёвки, оружие и патроны должны быть убраны. Оружие должно быть разряжено и зачехлено. При этом чехол должен быть чехлом, пусть матерчатым, пусть самодельным, но оружейным чехлом, а не надетым на ствол носком. Отъёмный магазин должен быть отсоединён от оружия и пуст. Неотъёмный магазин пуст. Патроны в пачках ли, в патронташе ли, обязательно должны находиться отдельно от оружия. Ни в коем случае не в том же чехле или его карманах. При соблюдении всех перечисленных требований вы в случае встречи с представителями власти будете иметь все основания трактовать ситуацию как транспортировку оружия, а не как нахождение в угодьях с оружием.

– Предъявлять документы охотник ОБЯЗАН только двум категориям проверяющих:

Разница между госинспектором и производственным инспектором в том, что

  • права госинспектора распространяются на все охотничьи угодья, кроме особо охраняемых природных территорий федерального значения, а права производственного инспектора ограничиваются территорией охотничьего хозяйства;
  • госинспектор имеет право составить протокол об административном правонарушении, а производственный инспектор – только акт;
  • госинспектор при наличии двух понятых имеет право на досмотр транспортного средства, а производственный инспектор имеет право только на его поверхностный осмотр;
  • госинспектор имеет право доставить нарушителя в органы власти для, например, установления личности, а производственный инспектор – нет;
  • госинспектор имеет право на досмотр находящихся при охотнике ручной клади, багажа, орудий охоты, добытой продукции и иных предметов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи и составлением соответствующего протокола досмотра, а производственный инспектор таких прав не имеет. Он может сделать только внешний осмотр вещей охотника, не прикасаясь к ним, и зафиксировать этот процесс на видео- или фотокамеру.

Ещё правом проверки документов обладают сотрудники полиции, которых иногда отправляют на усиление для борьбы с браконьерством. Как правило, они действуют не самостоятельно, а в группе с охотоведами, егерями и т. п. У сотрудников должны быть документы, подтверждающие их командирование в целях усиления борьбы с браконьерами. Всякие остальные егеря, общественные инспектора, лесники никаких прав на проверку документов у охотника не имеют.

Рассматривать дела о нарушениях Правил охоты уполномочены руководители органов власти, уполномоченные в области охоты или судьи, если дело об административном правонарушении по каким-либо причинам будет передано из уполномоченного органа в суд.

И, как обещал, о параметрах охоты. Эти параметры устанавливаются губернаторами. В них указаны разрешённые виды охоты (так, промысловая охота в большинстве центральных и южных регионов в европейской части России запрещена), введены некоторые ограничения на использование тех или иных орудий лова, конкретизированы сроки охоты и т. п. Параметры охоты НЕ ЯВЛЯЮТСЯ частью Правил охоты, и за их нарушение ни по какой статье КоАП РФ ответственность не предусмотрена. Но! Во многих субъектах федерации есть свои субъектовые кодексы об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за нарушения регионального законодательства, например устанавливают штрафы за безбилетный проезд, выгул собак в неположенных местах и т. п. В том числе региональными кодексами об административных правонарушениях установлена ответственность и определены размеры штрафов за нарушения параметров охоты. Но! Далеко не во всех субъектах федерации такие кодексы существуют, а если и существуют, то не во всех субъектах при составлении этих кодексов вспомнили об ответственности за нарушение параметров охоты. Поэтому, чтобы не поиметь головной боли на ровном месте, надо зайти на сайт администрации своего региона и скачать оттуда, во-первых, параметры охоты, а во-вторых, региональный кодекс об административных правонарушениях.


II. Теперь об оружии

1) Первое, что нужно знать, это то, что регулирование оборота оружия, т. е. его приобретение, хранение, транспортировка, ношение, использование и пр. находится в исключительной компетенции Российской Федерации и власти регионов не имеют права принимать на своём уровне каких-либо нормативных документов в этой области. Ни власти субъектов федерации в своих параметрах охоты, ни уж тем более охотпользователи не имеют права ограничивать применение охотничьего огнестрельного оружия на каких-либо охотах, если это не ограничено федеральными нормативными документами. Любые попытки запрета использования нарезного оружия на каких-либо охотах, например осенью на боровую дичь, которыми иногда грешат местные власти, – это произвол и повод обращения в прокуратуру.

– указывать на то, что в соответствии с тем же пунктом, транспортирование принадлежащего вам оружия и патронов осуществляется на основании разрешений на хранение, ношение и использование. Желаете сверить номера оружия с указанными в разрешении? Пожалуйста. Оружие при этом в руки сотрудникам не передавать, это запрещено законом. Всё показывать из своих рук. Требование о передаче оружия абсолютно незаконны и являются должностным проступком;

– указывать на то, что оружие транспортируется в разряженном состоянии, в чехле, отдельно от патронов.

Если же ситуация имеет признаки того, что к вам хотят придраться, то надо сразу включать камеру на телефоне и начинать снимать всё происходящее, комментируя его. Комментируя, надо назвать себя, дату, время, место, номер с жетона сотрудника. При этом надо быть подчёркнуто вежливым с полицейскими, желательно называть их по званиям. А также при этом надо чётко отдавать себе отчёт в том, что:

– сотрудники полиции не имеют права препятствовать видео- и аудиофиксации их действий;

– сотрудники полиции имеют право только на осмотр вашей машины и находящегося в ней багажа и не имеют права досмотра вашей машины и ваших вещей без понятых и составления соответствующего протокола. В протоколе сотрудник должен чётко указать причину проведения досмотра, имена, отчества, годы рождения и паспортные данные понятых. При этом сотрудники полиции не могут быть понятыми как заинтересованные лица.

– самостоятельно брать в руки ваше оружие, открывать сумки, чехлы и т. п. они также не имеют права. Они могут только попросить вас открыть чехол или сумку, показать им содержимое. Лезть туда руками прав у них нет. Это грубое нарушение. Следите, чтобы вам ничего не подбросили. Если вдруг вам заявят, что у вас в машине или в вещах лежит пистолетный патрон или какой-то пакетик, ни в коем случае не трогать его руками и снимать всё на камеру, комментируя, что это подброшено сотрудниками полиции.

Кто предупреждён, тот вооружён. А кто вооружён знаниями, тот хорошо защищён. Поэтому настоятельно рекомендую братьям охотникам изучать основные нормативные документы, их касающиеся. Большинство из них я тут упомянул.

Читайте, анализируйте, запоминайте, и пусть вам придётся применять эти знания на практике как можно реже.

В новом году - с 1 января - вступают в силу новые правила охоты. Они зафиксированы в принятых поправках в закон "Об охоте". В пункте 73 обновленного закона сказано, что "проверка боя охотничьего оружия и приведение его к нормальному бою (пристрелка) должна производиться на специально оборудованных стрельбищах или площадках, либо в охотничьих угодьях только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты".

Нахождение с оружием в охотугодьях без путевки - уже незаконная охота. Фото: Reuters

Напомним, до этого пристреливать оружие можно было только на специально оборудованных стрельбищах. А еще раньше, лет двадцать назад, - в любых удобных местах. Главное, чтобы расстояние до ближайшего жилья было не менее ста метров, а пули или дробь ложились в естественный, так сказать, пулеуловитель - стенку оврага или холм, а не летали по открытому пространству. Теперь, кстати, расстояние от жилья увеличили до 200 метров.

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

С одной стороны, такая поправка вызвана самой жизнью. В стране около 4 миллионов владельцев оружия. Теоретически каждый из них вправе ходить на охоту и предварительно проверять и пристреливать свое оружие, тем более что тот же закон запрещает охотиться с неисправным оружием. Потому что это не только небезопасно, но и чревато появлению подранков. Но где на всех напасешься этих самых оборудованных стрельбищ и площадок? Тем более все они - платные. Не проще ли пойти в ближайший овраг и пострелять? Вот и разрешили охотникам ходить в этот самый овраг. Но только если этот овраг - в охотугодьях и у стрелка есть документы на право здесь охотиться.

И вот тут, с другой стороны, хождение с оружием в охотугодьях высветило многочисленные вопросы.

Не будем вдаваться в чисто охотничьи нюансы - когда какую дичь и каким калибром можно брать. Будем считать, что чиновникам минприроды это виднее. А вот новые правила нахождения в охотугодьях с оружием явно пересекаются с компетенцией Росгвардии. И не всегда совпадают. Неудивительно, что форумы переполнены недоуменными и критическими комментариями.

Так, теперь почему-то считается, что любой человек, оказавшийся в охотугодьях с оружием, даже зачехленным и разобранным, уже охотник. И подлежит проверке инспекторами. И если, не дай Бог, у него нет путевки на охоту именно здесь и сейчас, то у него могут изъять оружие и документы.

Теперь расстояние от жилья при пристрелке охотничьего оружия увеличили до 200 метров. Разумеется, при условии соблюдения всех мер безопасности

Но как быть, если человек идет с оружием самообороны в свою деревню через лес или поле, которые считаются охотугодьями? Тем более, если эти угодья вплотную примыкают к его населенному пункту. Или, скажем, пересекает "чужие" охотугодья, чтобы попасть в "свои", где он имеет право стрелять. Человека могут остановить и досмотреть даже в машине на дороге, которая пролегла через эти угодья. Право на хранение и ношение длинноствольного оружия у человека есть. Люди не понимают, почему они должны позволять себя досматривать егерям, а не полицейским или росгвардейцам? Да и вообще, кто вправе остановить машину, кроме сотрудников ГИБДД? А если владелец оружия откажется подчиняться?

Фото: iStock

Участники форумов удивлены внезапным расширением полномочий различных проверяющих. Охотничьи инспекторы, а также все должностные лица, уполномоченные на проверку, при предъявлении документа могут потребовать у вас разрядить и передать на осмотр оружие, показать любые документы, проверить ваши личные вещи и транспорт. Отказ от проверки может повлечь за собой решение о нарушении правил охоты и последующую конфискацию оружия и средств охоты. Вот только есть опасения, что не все вооруженные люди и не помышлявшие об охоте, но подвергнувшиеся проверке, с этим согласятся. Ведь если человек не охотился, то и никаких правил охоты не нарушал. А это значит, что возможны конфликты. Насколько известно, Росгвардия своими полномочиями по контролю за оборотом гражданского оружия ни с кем не делилась. А если и есть какие-то административные нюансы, то их надо людям разъяснять и закреплять законодательно. Возможно, именно это в скором времени произойдет - появятся новые обновления в законы и подзаконные акты.

Многих участников форумов удивляют и другие, вполне абсурдные с точки зрения здравого смысла, позиции. Например, вас могут обвинить в незаконной охоте, если вы выгуливаете в охотугодьях собачку охотничьей породы, даже не имея оружия. Или жарите там шашлык. А вдруг на мангале дичь, которую вы здесь незаконно добыли? И это при том, что люди могут даже не подозревать, что они в охотничьих угодьях. Ведь многие зоны отдыха вплотную к ним прилегают. Получается, что меры, призванные приструнить браконьеров, прежде всего ударят по законопослушным гражданам и, как это у нас обычно бывает, только подстегнут коррупцию - у чиновников появится дополнительная "статья доходов".

Читайте также: