Что играет существенную а иногда и основную роль в системе обеспечения бдд

Обновлено: 02.07.2024

В нашей стране действует государственная система ОБД, суть которой заключается вубеждении или при необходимости в принуждении, используя силу государственной власти,соблюдать законы дорожного движения всеми учреждениями и организациями, а такжегражданами и должностными лицами.

Для обеспечения эффективного и безопасного функционирования системы осуществляетсякомплекс мероприятий, которые подразделяются на 3 уровня:

1-й уровень - создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а

также стандартов и технических правил, содержащих общие требования безопасности ко всемкомпонентам системы ВАДС;

2-й уровень - реализация требований системы законодательных и иных нормативныхправовых актов первого уровня в процессе создания транспортных средств, строительства,реконструкции и содержания УДС, организации дорожного движения, а также при подготовкеводителей и обучении населения правилам безопасности движения;

3-й уровень - организация контроля надежности функционирования системы ВАДС впроцессе дорожного движения и принятие мер для восстановления должного уровня безопасностисистемы.

1. Установление полномочий и ответственности Правительства, Федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Разработка и утверждение законодательных и иных нормативных правовых актов всфере ОБД.

3. Регулирование деятельности на автомобильном, городском транспорте, в дорожномхозяйстве, осуществление деятельности по ОДД.

4. Организация подготовки водителей транспортных средств, обучение населенияправилам безопасности движения.

5. Проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасностидвижения

6. Сертификация объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства,лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения.

7. Осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства, действующего в

сфере обеспечения безопасности движения.

Государственная система ОБД состоит из 2-х частей:

2. Система управления безопасностью дорожного движения.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности движения

Закон предусматривает совершенствование системы управления безопасностью движения,регламентирует основные права, обязанности иответственность всех участников дорожногодвижения, устанавливает целевое планирование и управление обеспечением безопасности движения.

Закон устанавливает основные требования по обеспечению безопасности в отношении всехсоставляющих дорожного движения: автомобиля, водителя, дороги.

Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасностьдорожного движения.

Техническое состояние транспортных средств, система технического обслуживания и ремонта, государственный технический осмотр транспортных средств в совокупности

должны обеспечить соблюдение условий безопасности движения при эксплуатации транспортныхсредств.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается вобязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей с цельювыявления противопоказаний или ограничений к водительской деятельности, оказаниидоврачебной помощи на месте ДТП, квалифицированной медицинской помощи в путиследования в лечебное учреждение и в самом лечебном учреждении.

Другим основным нормативным актом являются Правила дорожного движения,определяющиеединый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации.

Важную группу нормативных документов составляют Государственные стандарты (ГОСТ),устанавливающие технические Требования по обеспечению безопасности движения и экологической безопасности. ГОСТы регламентируют требования к дорожным знакам и разметке,техническим средствам организации дорожного движения и автоматизированным системамуправления дорожным движением, конструктивной безопасности автомобилей, токсичнымвыбросам и шуму транспортных средств.

Строительные нормы и правила (СНиП)содержат требования по обеспечению безопасностидвижения при проектировании, строительстве, реконструкции и содержании автомобильныхдорог.

Нормативно-правовое обеспечение автотранспортной отрасли включает в себя с учетомстандартов несколько тысяч документов. В сфере безопасности автоперевозок в настоящее времядействует несколько сотен нормативно-правовых документов. Распределение норм по ихюридической силе для любой отрасли деятельности общества (включая и автотранспортную)осуществляется по принципу пирамиды - вверху федеральные законы, под ними – подзаконныеакты, издаваемые на основании соответствующих законов и во исполнение отдельных положенийэтих законов.

Лекция 3


Авто стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но при этом, не стоит забывать, что это ещё и источник повышенной опасности. В связи с этим политика государства в области безопасности передвижения постоянно обновляется, можно даже сказать, ужесточается, поскольку статистика гибели на дорогах говорит об увеличении числа аварий и несоблюдении правил дорожного движения (далее ПДД). В этой статье мы расскажем, каким законом и актами в РФ регулируется эта область нашей жизни.

Меры обеспечения безопасности дорожного движения

Основы безопасности дорожного движения предусматривают различные мероприятия по обеспечению дорожной безопасности. По степени влияния на безопасность движения, и предотвращения ДТП, эти меры подразделяются на активные и пассивные.

Активные меры обеспечения безопасности движения:

  • Грамотное, с учетом всех особенностей, проектирование и расположение всех, без исключения, объектов дорожной сети.
  • Изучение и своевременное предотвращение влияния конструкции дороги на вероятность ДТП.
  • Постоянное совершенствование организации, как самого дорожного движения, так и Правил дорожного движения, как основного регламентирующего документа.
  • Постоянный контроль соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками.
  • Постоянный контроль технического состояния транспортных средств (ТО) и оборудования, которое отвечает за организацию дорожного движения (знаки дорожного движения, светофоры и т.д.)

Пассивные меры обеспечения безопасности дорожного движения:

  • Совершенствование оборудования для безопасности транспортных средств: конструктивно – усиление жесткости кузова, обустройство салонов средствами активно-пассивной безопасности – ремни, подушки безопасности и т.д.
  • Проектирование и усовершенствование приспособлений в дорожной системе для безопасности пешеходов.

Правила дорожного движения – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, соблюдение Правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия.

Контроль соблюдения ПДД возлагается на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Но никакой контроль не поможет, если только вы сами не будете заинтересованы в своей безопасности, и безопасности окружающих вас людей.

Удачи вам, любители своего автомобиля.

Дорожно-транспортные происшествия

ДТП — это событие, которое возникло в процессе движения по дорожной полосе с участием транспортного средства, и в котором пострадали люди, транспорт, сооружения, грузы, оборудование либо был причинен другой материальный ущерб. Моменты, когда пешеход упал на дороге или был сбит толпой, не учитываются.

ДТП являются самой большой угрозой для человека. Ущерб от автотранспортных происшествий превышает ущерб всех других происшествий вместе взятых (с участием самолетов, поездов, кораблей и т. д. ). Только на этом проблемы не заканчиваются — по статистике, в основном в таких происшествиях пострадавшими являются здоровые и молодые люди.

Авария на дороге

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что число жертв растет с каждым годом, составляя 1,36 млн смертельных случаев в год. За один 2017 год на дорогах России погибли 19 088 человек, в США эта цифра равна 35 000. На каждые 100 тыс. населения в РФ приходится 13,8 погибших, тогда как в Европе этот показатель равен 5. По статистике, начиная с XX века, на дорогах Соединенных Штатов погибло больше 3 млн человек, это больше, чем потери во всех войнах, в которых участвовала страна.

ДТП наносят огромный материальный, демографический и социальный ущерб экономике России. С 2007 по 2016 год в нашей стране погибло 272 тыс. человек, раненых оказалось больше 2,5 млн, пострадавших детей — 227 тыс, из них больше 9 получили смертельные травмы. Примерно третья часть пострадавших — это трудоспособное население в возрасте от 26 до 40 лет. 20% остаются инвалидами на всю жизнь.

Каждый год экономические потери в результате транспортных происшествий составляют 2 процента ВВП страны. Абсолютные показатели равняются ВВП таких регионов, как Краснодарский край или Республики Татарстан.

По статистике ГАИ в 2018 году выросли показатели автоаварий, совершенных в результате алкогольного опьянения. По сравнению с 2017 годом эта цифра выросла на 1,2 процента. Число раненых выросло на 1,4%. Количество погибших осталось на прежнем уровне. Почти в каждом восьмом происшествии водители были либо пьяны, либо отказывались от прохождения медицинского освидетельствования.

Причиняемый ущерб

ДТП авто

Самый очевидный ущерб от дорожно-транспортных происшествий — это смерть людей. Хотя даже с этим определением не все так просто. К примеру, в Соединенных Штатах смертью от дорожного происшествия считается смерть человека в течение 30 дней после аварии. В Европе работают по такому же принципу. В России 30-дневный срок был введен в 2009 году (до этого погибшими от ДТП считались лица, умершие в семидневный срок).

Другим фактором, который затрудняет подсчет погибших, является намеренное сокрытие и ошибки. Нередко в этом участвует полиция. Даже в самых благополучных и законопослушных странах полиция иногда не сообщает о смертельных исходах.

Сколько людей получило травмы практически невозможно подсчитать, выше были указаны сложности с определением смертности, нетрудно догадаться, что происходит с несмертельными ДТП.

Случаи, когда участника аварии не госпитализируют нередки. В Нидерландах даже проводили эксперимент, в ходе которого выяснили, что полиция регистрирует только 40% пострадавших.

Влияние дорожной сети

Простая дорога с одной полосой в каждую сторону очень опасна в том смысле, что здесь происходят самые тяжелые аварии. Объясняется это довольно просто: водители не рассчитывают дистанцию при обгоне, засыпают или болеют и врезаются во встречную машину. Однако стоит отметить, что интенсивность на таких дорогах не самая высокая.

Обгон авто

Если есть широкая разделительная полоса или барьерное ограждение, то риск лобового столкновения исключается. Однако появляется новая проблема — человек может потерять управление транспортом и столкнуться с этим самым барьером, что тоже приводит к серьезным авариям.

Существуют дороги, которые практически исключают случаи столкновения авто с человеком или животными. Прежде всего это дороги первой технической категории (автомагистрали), где нет пешеходных переходов.

Обочина

Выделение дополнительных участков для стоянки и остановки транспортного средства, а также для подготовки к поворотам направо и налево снижает вероятность столкновения с неподвижными автомобилями.

Оснащение перекрестков светофорами тоже снижает вероятность нарушения и столкновения машин, движущихся по пересекающейся траектории.

Немаловажной является геометрия дороги. Протяженная прямая дорога отрицательно влияет на водителя из-за своей монотонности — человек утомляется или теряет ощущение скорости. Все это только усиливает тяжесть последствий ДТП.

Правила ДД

Первые попытки наладить движение транспорта были предприняты еще в Древнем Риме известным Гаем Юлием Цезарем. Примерно в 50-х годах до нашей эры он издал указ об одностороннем движении на некоторых улицах. Приезжим не разрешалось въезжать на своем транспорте в город, его нужно было оставлять за чертой и нанимать паланкин.

Правила ДД

В то же время было решено организовать левостороннее движение, дабы оставлять правую руку (с оружием) свободной. Была создана служба, которая следила за всеми правилами, в основном туда набирали бывших пожарных. В их обязанности также входило предотвращение драк и конфликтов на дороге. Однако перекрестки оставались нерегулируемыми. Богатые люди нанимали специальных скороходов, которые бежали впереди и очищали путь.

Когда наступала темнота, включался специальный фонарь, который имел два цвета — зеленый и красный. Осуществлял деятельность семафора слуга. Однако реализация прибора оставляла желать лучшего: его скрип был таким сильным, что лошади пугались и подымались на дыбы. Меньше чем через месяц семафор и вовсе взорвался, ранив слугу.

Левостороннее движение

В 1856 году в Великобритании был принят закон, устанавливающий максимальную скорость движения транспорта — 6 км/ч. Также автомобиль должен был сопровождать человек, который шел впереди. Последнее правило было отменено в 1878 году. В 1896 году максимальную скорость повысили до 23 км/ч. В августе 1893 года были введены первые правила ДД во Франции.

Первые дорожные знаки указывали путь до ближайшего населенного пункта. Первые светофоры были установлены в 1914 году в США. Еще через четыре года они появились в Европе.

В 20-х годах прошлого столетия появился ОСАГО — вид обязательного страхования. На конвенции в Женеве была принята единая система дорожных знаков. Всего было введено 26 знаков, которые были поделены на три класса:

  • Указательные.
  • Предупреждающие.
  • Предписывающие.

Если ПДД противоречит Закону

Безопасность дорожного движения

Многих интересует вопрос, а что главнее Федеральный Закон о дорожном движении или ПДД? И что делать, если ПДД противоречат положениям, прописанным в законе?

Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует разобраться в приоритетности нормативных актов и их юридической значимости.

По своей сути закон — это основа, при помощи которой функционирует всё государство и его подданные. Он является обязательным для исполнения на территории государства как его гражданами, так и иностранными подданными.

Постановление Правительства по своей сути является подзаконным актом, который создаётся на основании закона. Этот документ не может изменять закон, но в какой-то мере он может его дополнять. Если впоследствии обнаруживается несоответствие текста Постановления требованиям Закона, такой текст признаётся недействительным.

Иерархия законов была создана с целью упорядочения чтения нормативных актов и с целью избежания наличия противоречий между существующими нормами. Федеральные Законы в этой иерархии обладают высшей юридической силой.

Соответственно, если в ПДД обнаружится несоответствии норм положениям ФЗ, руководствоваться стоит нормами именно ФЗ, поскольку Постановление не вправе изменять нормы ФЗ, а вправе только их дополнять или расширять.

Последние изменения в ПДД

С 14 декабря 2018 года начали действовать отдельные нововведения, касающиеся:

  • обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
  • обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
  • порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
  • дополнительных требований при оказании международных перевозок;
  • лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
  • распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
  • относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
  • относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
  • относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
  • порядке передвижения в велосипедной зоне;
  • стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.

Наиболее распространенным фактором является отношение общества, его структур и граждан к нормальному функционированию сферы автомобильного транспорта и его безопасности. Для цивилизованных стран характерно отношение к этой сфере как к одной из важнейших в жизни общества и его членов, которая требует всеобщего внимания, полного регулирования, управления, организационного порядка и должна функционировать на высоком культурном уровне. Примерно половина граждан каждой развитой страны ежедневно участвует в автомобильных перевозках, и поэтому каждый заинтересован в нормальном и безопасном функционировании этой сферы. Однако стремительная автомобилизация нашей страны, значительно ускорившаяся в последнее десятилетие XX века, не сопровождалась адекватным изменением отношения общества к вопросам совершенствования этой сферы. Меры, принимаемые для улучшения управления этой сферой, отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей. Это одна из основных причин снижения дисциплины на дорогах, роста аварийности и смертности.

С точки зрения юридической психологии, полезно обратить внимание на некоторые важные аспекты безопасности дорожного движения, как в целом, так и в частности.

В первую очередь к ним следует отнести психологию сотрудников органов и структур, ответственных за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения — Государственной инспекции безопасности дорожного движения, ГАИ, дорожных ремонтно-строительных управлений. Особое значение имеет их отношение к вопросам безопасности, уровень их профессионализма, используемые средства и методы.

Недостатки государственного тестирования автотранспорта уже давно стали предметом обсуждения в городе. В настоящее время они оказывают негативное влияние:

Вред от этого и других недостатков проявляется в психологическом воздействии на водителей и пешеходов, в возникновении у них неуважения к закону, которое игнорируется сотрудниками самой инспекции.

Существуют также серьезные причины, влияющие на уровень несчастных случаев среди технических и ремонтно-строительных рабочих. К психологическим причинам относятся, например:

Психология участников дорожного движения и безопасность

Серьезные причины недостатков безопасности дорожного движения, конечно же, кроются и в самих основных участниках дорожного движения — автомобилистах и пешеходах.

Водитель на дороге проявляет себя не только как техника, которая может нажимать на педали и управлять рулем, но и всегда как человек. По движению автомобиля можно безошибочно определить отношение человека за рулем, уважение к окружающим, ответственность, дисциплину, вежливость, зрелость, требовательность к себе, сдержанность, бдительность, уместную осторожность и так далее. Рискованные маневры — это проявление не мастерства вождения, а мальчишества, безрассудства, недостатка интеллекта, несформированности личности. В этом, собственно, и заключаются основные психологические причины нарушений, которые приводят к авариям.

Многие психофизиологические характеристики водителей, которые чаще всего играют роль в предотвращении ДТП — бдительность, быстрая реакция, ловкость, самообладание, эмоциональность, толерантность к риску и т.д. — также важны.

Основной психологической характеристикой квалифицированного водителя является способность ориентироваться в дорожной ситуации, оценивать степень ее опасности, предвидеть возможные осложнения и маневры других водителей и на этой основе принимать превентивные меры, снижающие возможность увеличения риска и неожиданностей. Водитель за рулем не имеет права ослаблять внимание и всегда должен быть готов быстро среагировать на угрозу, не отвлекаться от наблюдения за дорогой даже на долю секунды, чтобы понимать, что именно эта доля отделяет его от аварии, а иногда и от жизни.

В условиях интенсивной автомобилизации, увеличения количества транспортных средств, в том числе иномарок, все более активной становится проблема конкурентного поведения водителей, конфликтов между участниками дорожного движения, неверной интерпретации намерений и поведения водителей и пешеходов, искаженного восприятия тех или иных дорожных ситуаций.

В основе взаимоотношений участников дорожного движения с сотрудниками государственного надзорного органа лежит взаимное ожидание проявления личностных качеств. У водителей, помимо нормы, негативное поведение и выстраивание отношений проявляется по отношению к инспектору, который должен решать свои задачи с учетом этого поведения. Например:

Психология начинающего водителя

Опыт и количество пройденных километров напрямую коррелируют. Психологи определили несколько этапов поведения, которые водитель проходит, прежде чем достичь высокого уровня безопасного вождения.

Стадия 1: Преодоление постоянного чувства опасности.

Эта фаза длится первые несколько дней, иногда недель, и требует высокой психологической нагрузки. Над новичком довлеет новизна задач, с которыми он сталкивается и для решения которых у него нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.

Стадия 2: Недооценка опасности.

Стадия 3: Коррекция возросшего чувства безопасности.

С увеличением опыта вождения чувство безопасности постепенно снижается. Однако это чувство обманчиво.

Этап 4: Объективная оценка риска.

Приобретенные навыки и опыт вождения помогут вам осознать опасности на дороге.

Уровень 5: Сниженное чувство безопасности.

Мы рекомендуем не мешать другим, уверенно выполнять маневры, которые не смущают окружающих. Помните, что вождение должно быть выразительным, то есть быть абсолютно понятным для других участников дорожного движения. Несколько слов о различиях между поведением мужчин и женщин на дороге. Помимо природных различий, поведение одного и другого обусловлено социокультурными факторами. Например, мальчики растут более уверенными в себе и нацеленными на успех, в то время как у девочек преобладает стремление избежать неудач. Основное различие можно определить следующим образом: Женщины больше верят в законы, правила, а мужчины — в себя, в технологии. Поэтому ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще всего вызваны переоценкой собственных возможностей и излишней самоуверенностью. Женщины из-за отсутствия уверенности в себе, излишней осторожности. Интересно, что агрессивность у мужчин с возрастом снижается, а у женщин, наоборот, повышается, что негативно сказывается на безопасности дорожного движения.

Самый сложный и наименее популярный маневр для женщин — это движение задним ходом. Женщине нужно больше времени, чтобы овладеть им, чем мужчине. Самым сложным и наименее любимым маневром для женщин является движение задним ходом, которое занимает больше времени у женщин, чем у мужчин.

Психологические аспекты для улучшения профилактики правонарушений на дорогах

Проблема повышения безопасности в целом связана с ситуацией в стране, общественной дисциплиной и традициями поведения на дорогах и улицах. Вместе с тем, в силу массового характера дорожное движение также становится частью работы по укреплению общественной дисциплины, приобщению всего населения и участников дорожного движения к цивилизованным формам поведения, соответствующим современному уровню развития правовой культуры.

Среди соответствующих мер могут быть и психологически ориентированные мероприятия, направленные на внедрение новых подходов к обеспечению безопасности дорожного движения в современных условиях:

Необходим также ряд мер по ужесточению профессионального и психологического отбора сотрудников госинспекции (с акцентом на определение направленности личности, моральных качеств, культуры, образования), их обучения, морально-психологической и профессиональной, технической и медицинской подготовки. Заслуживает внимания разработка более обоснованных критериев эффективности, улучшение внутреннего контроля за деятельностью чиновников в ведомствах, принятие более жестких (вплоть до уголовных) мер к сотрудникам, злоупотребляющим своим служебным положением.

Создание центрального научно-практического подразделения для исследования и разработки психологических мер безопасности дорожного движения и направление практических психологов в территориальные и линейные службы принесло бы несомненную пользу. Повышение безопасности возможно только на основе научного, всесторонне взвешенного подхода, исследований и экспериментов.

Состояние дорожной сети и дорог на сегодняшний день

Трансъевропейские и международные транспортные маршруты дополняются национальными и региональными транспортными связями, соединяющими сеть городских и сельских поселений страны и связывающими внешнюю экономику.

Геополитическое положение Беларуси определяется тем, что республика расположена между крупнейшими странами СНГ, к которым она относится, и странами Европейского Союза. Территория Беларуси является водоразделом для бассейнов Балтийского и Черного морей.

Пограничная автомагистраль M1/E30 Брест-Минск-Россия (592 км) является продолжением европейской дороги Корк — Лондон — Берлин — Варшава. Автомагистраль Калининград — Каунас — Вильнюс — Минск — Гомель пересекает Беларусь с северо-запада на юго-восток и позволяет перевозить грузы в крупные морские порты. Крупная автомагистраль, идущая из Санкт-Петербурга через Витебск, Оршу, Могилев и Гомель в Одессу, соединяет северо-западный регион России и, соответственно, скандинавские страны с Украиной и черноморскими портами. Важный маршрут Минск — Гродно — Гданьск представляет собой кратчайшее соединение стран северной части Западной Европы через морской порт Гданьск в Польше с Беларусью, Россией и Украиной.

Международные автоперевозчики доставляют грузы в более чем 60 стран мира. На государственной границе Беларуси действует 37 автомобильных пунктов пропуска, создана и развивается сеть автостоянок, автозаправочных станций, гостиниц, кафе, пунктов пропуска.

Для удовлетворения потребностей автовладельцев в услугах государственного техосмотра имеется 155 станций диагностики и техосмотра, в том числе 25 передвижных.

Каждый год вводятся в эксплуатацию новые участки республиканских автодорог.

В 2008 году компания выдала 205 технических условий и разрешений на установку объектов дорожного сервиса.

Автомобильный транспорт сегодня является самым популярным. Преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта заключаются в следующем:

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

1. РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), ФГУП "РосдорНИИ" с участием ИТС ВолгГАСА.

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" разработан в соответствии с заданием Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

"Рекомендации" определяют и разъясняют принципы обеспечения безопасности движения путем совершенствования дорожных условий, методы оценки безопасности движения и назначения мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, рекомендации по их планированию и согласованию.

ОДМ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в области обеспечения безопасности движения.

Раздел 2. Нормативные ссылки

2. ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог.

4. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - Госстрой СССР, 1986 (1997 г.). - 51 с.

5. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы. - Минстрой России, 1996.

6. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения.

7. ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

8. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

9. ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

10. ГОСТ Р 50970-96. Технические средства организации движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

11. ГОСТ Р 509971-96*. Технические средства организации движения. Светоотражатели дорожные. Общие технологические требования. Правила применения.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 50971-96.

12. ОДН 218.012-99. Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах.

13. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

15. ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

16. ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений поверхностей оснований и покрытий.

17. ОДН 218.0.006-2002. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения.

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методологическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1. Аварийность - показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

3.2. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3.3. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

3.4. Дорожные условия - совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки.

3.5. Режим движения - комплексная характеристика движения транспортного потока, включающая скорости движения, интервалы между движущимися транспортными средствами, количество маневров (перестроений, обгонов).

3.6. Условия движения - реальная обстановка на дороге, в которой находится транспортное средство в данный момент (дорожные условия, режим движения, состояние окружающей среды).

3.7. Планировочные решения - технические разработки в проектах плана, продольного и поперечного профилей дороги, направленные на повышение её транспортно-эксплутационных* качеств, в том числе, на повышение безопасности движения (например, улучшение планировки пересечения посредством устройства переходно-скоростных полос, увеличения радиусов съездов и т.п.).

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.8. Инженерное оборудование - комплекс дорожных сооружений и технических средств организации движения, относящихся к элементам обустройства и обстановки дороги.

Раздел 4. Общие положения

4.1. Показатели степени аварийности

Для оценки степени аварийности на отдельных дорогах или дорожной сети в целом пользуются системой показателей, основанных на анализе количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий с учетом пробега автомобилей, состояния автомобильного парка и других факторов.

4.1.1. Коэффициент относительной аварийности показывает число дорожно-транспортных происшествий по отношению к пробегу автомобилей или к числу проездов автомобилей. В первом случае коэффициент характеризует степень аварийности на длинных и однородных по геометрическим элементам участках дорог:


, ДТП на 1 млн авт.-км;

во втором случае - на коротких участках (пересечения и примыкания, небольшие мосты, путепроводы и т.п.):


, ДТП на 1 млн авт.-проездов,

где - количество происшествий за период времени ;

- период времени, сут;

- среднегодовая интенсивность движения (средняя за период времени ), авт./сут;

- длина участка дороги, км.

Для получения надежных значений коэффициентов относительной аварийности следует располагать данными о ДТП за период времени, равный 3-5 годам. Для удобства пользования коэффициент относительной аварийности может измеряться числом ДТП на 10 или 100 млн авт.-км (авт.-проездов).

4.1.2. Показатель относительной тяжести характеризует число погибших в расчете на 100 млн авт.-км (авт.-проездов), определяется так же, как коэффициент относительной аварийности с заменой числа ДТП на число погибших в них.

4.1.3. Тяжесть происшествий может быть оценена показателем числа погибших или раненых, приходящихся на одно (для удобства пользования на 10 или 100) ДТП.

4.4.3.* В целях сопоставления показателей аварийности на дорогах с показателями, принятыми в системе здравоохранения (смертность от болезней, несчастных случаев в быту и других подобных причин), может определяться индекс "риск смертности" - число погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год в расчете на 100 тыс. населения.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.2. Основные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности движения и высоких транспортно-эксплутационных качеств автомобильных дорог является одним из главнейших направлений деятельности служб дорожного хозяйства.

В комплексе мероприятий, объединяющих различные методы и способы улучшения условий движения на дорогах, основными являются:

- планировочные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения посредством совершенствования геометрических параметров плана, продольного и поперечного профиля дороги и её элементов;

- совершенствование методов расчета и выбора параметров дорог, повышающих безопасность движения;

- оборудование дорог техническими средствами организации движения, обустройство дорог;

- повышение транспортно-эксплутационных качеств дорожных покрытий;

- организационные мероприятия, направленные на создание в службах эксплуатации дорог специальных подразделений для решения вопросов обеспечения безопасности движения.

4.3. Характерные участки дорог повышенной аварийности

4.3.1. При анализе причин дорожно-транспортных происшествий в качестве основных рассматривают техническое состояние автомобиля, состояние и действия водителя, дорожные условия, воздействие погодно-климатических факторов. Дорожные условия могут проявляться как основные, так и косвенные причины, способствующие возникновению ДТП.

4.3.2. Повышенным количеством происшествий и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются участки:

1) на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью. В этом случае при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны столкновения автомобилей и съезды с дороги. Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

2) у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечивающим* другими элементами (скользкое покрытие, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, неукрепленные обочины и т.д.), здесь чаще всего происходят опрокидывания или съезды автомобилей с дороги;

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3) где из-за погодных условий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (низкие насыпи на участках, где часты туманы; на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов; около промышленных предприятий с производством, влияющим на состояние атмосферы; на путепроводах и мостах, на проезжей части которых возможно неожиданное образование гололеда и т.д.);

4) где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

5) где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем (поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

6) слияния, разделения или перекрещивания транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

7) проходящие через малые населенные пункты или расположенные в зоне объектов сервиса, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с придорожной полосы;

8) где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля за скоростью движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (например, длинные прямые участки в степи);

9) участки, на которых на обочине и в непосредственной близости от бровки расположены деревья или другие препятствия;

10) участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения;

11) участки без стационарного освещения в темное время суток, например транспортные развязки, а также участки кривых в плане, где возможно ослепление водителей светом фар встречных автомобилей.

Раздел 5. Методы оценки безопасности движения

Для выявления опасных участков, в пределах которых следует в первую очередь предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения, могут быть использованы следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности.

Читайте также: