Что хозяин не имел права делать с рабами в древнем риме

Обновлено: 04.07.2024

Формально рабы не являлись субъектами права, а явл объектами права.

Классификация вещей юриста Воррон, 1-2 вв до н э.

1)неодушевленные(ткань, орудие труда, монета)

2)одушевленные, но неговорящие(домашние животные, скот)

3)одушевленные, владеющие речью (рабы)

С точки зрения З12Т, раб-манципируемая вещь. С развитием имущ оборота, правовое положение рабов меняется.выражается в

1)некот рабам, кот явл доверенными лицами господина, господин делегирует право заключать сделки от его именем. Однако, такая сделка-частично натуральная(права г-на обеспечиваются, а контрагент нет).

2) Если раб причинял вред 3му лицу, то отв-ть нес господин, но если г-н отпускал этого раба, то от-ть перейдет на волноотпущенника.

3) Появл институт рабского пекулия peculium- определенное им-во, кот г-н передавал рабу в фактическое владение и пользование.

Раб не являлся субъктом права, поэтому передача имела фактический характер, ему это передавалось под честное слово. Обычно пекулий-земля и инвертарь. Рабу давался участок с инвентарем, с возможностью немного прибыли оставлять себе и мог накопить.

Вывод:с течением времени рабов начинают наделять элементами правосубъектности.

Источники рабства:

  • Рождение ребенка от матери рабыни
  • женщина, вышедшая замуж за раба
  • взятие в плен
  • вольноотпущенник мог быть обращен в рабство за неблагодарное отношение к патрону(бывший г-н)
  • подвластный член семьи мог быть обращен домовладыкой в рабство за непослушание(только в архаический период)

Раб, получивший свободу назывался вольноотпущенник(libertines)

Освобождение раба требовало специальной процедуры: упрощенный порядок не допускался

1. в завещании. Г-н должен указать этого раба, спец написать, что он отпускает этого раба, и дать ему часть им-ва

2. в риме раз в 4-5 лет –перепись населения. Г-н мог раба указать при переписи населения (цензовый список) в качестве вольноотпущенника.

3. Mununissio verdicto - спец суд процесс. Г-н раба был ответчиком, а истец – приглашенное им лицо. истец заявляет виндикационный иск и в магистрате утверждает, что он собственник по праву квиритов, ответчик не возражает. Истец отпускает его на свободу, т.к. у него нет никаких прав на этого раба.

4. Через магистрат, без проведения процесса с фикцией(см п.3) путем подачи заявления

Статус civitatis: касался только свободной части населения рима(те у кот есть статус либертатис)

Категории лиц:

1. Квириты civis romanus

2. Латины latini

3. Перегрины peregrine

5. Колоны colonus

Квириты(гр-не рима)-наиболее привилегированная часть свободного римского населения.

До возникновения рима на тер-рии вечного города и его окрестностях был союз племен из 19 племен.

Впоследствии на базе этого союза возникает ранняя римская республика.

Представители племен, кот имели больше заслуг перед г-вом получили статус квиритов, другие представители- статус древних латинов.

Квириты обладали большей правосубъектностью.

Публичные права квиритов:

1. Имели право голоса в НС

2. Могли избираться на выборные должности при достижении опр возраста

3. Могли служить в регулярной римской армии

Права в частной сфере:

1. Ius commercii право участвовать в имущ обороте, путем заключения сделок, в том числе сделки, связанные с приобретением и отчуждением исконно римской земли (лациум)

2. Ius connubii право вступать в законный римский брак. Ребенок, рожденный в таком браке приобретал статус отца., т.к. брак могли быть и между виритами и квиритами и латинами.

Латины

1. Древние-предстваители племен лациума, кот имели меньше заслуг перед г-вом

2. Провинциальные- те, кот уехали из рима жить в провинции

Првосубъектность опр-сь принадлежностью к одной из этих групп.

Например, древние латины в отличие от квиритов могли только голосовать в НС, частные права совпадали с квиритами

Провинциальные латины. Им сложнее было вступать в законный брак, требовалось спец разрешение(рескрипт) главы провинции

Перегрины . с точки зрения цивильного права иностранцы не явл субъектами права. Иностранцы приобрели правосубъктность благодаря ius gentium.




Публичными правами иностранцы не обладали.

Частные права иностранцев

1. ius commercial в ограниченном объеме(все сделки, кроме сделок, связанных с приобретением в с-ть исконно римской земли).

2. не могут вступить в законный римский брак.

3. ребенок приобретает статус матери(при сожительстве)

Вольноотпущенники(либертины)-лица, отпущенные г-ном на свободу.

Бывший г-н назывался патроном. Правое положение либертина зависит от правосубъектности бывшего г-на.

1. Если квирит или латин отпускает раба, то последний приобретает:Ius commrcia и ius connubi,но в ограниченном объеме. Вольноотпущенник может вступать в брак только с вольноотпущенниками, не может приобретать исконно римскую землю

2. Вольноотпущенник иностранца приобретает только ius commercial в ограниченном объеме.

После того, как г-н отпускает раба на свободу, вольноотпущенник по прежнему юридически зависит от своего патрона

Вольноотпущенник имел 1 об-ть перед патроном и 1 право у патрона:

1.обязан аллиментировать(содержать патрона при необходимости) если он этого не делает, то г-н обращается к претору с проосьбой вернуть его в рабство.

2. патрон являлся наследником после вольноотпущенника(сначала в 3 очереди, а потом во второй)

Колоны-особое соц сословие кот появл в риме в постклассический период в 4 в это характерно для феодализма).. 322г и 357г две конституции.

В это время финансовый кризис. К. 322 г вводит новый налог на землю: подушный налог(за каждого арендатора), но и ввела обеспечительные меры: арендаторам запрещено уходить с земли, а собственникам запрещено их выгонять до истечения рока договора.

Колоны-изначально свободные лица, кот прикрепили к земле(лица, лишенные свободного перндвижения).

Колонами стали лица, кот работали на условиях аренды по к.322г.(но не все арендаторы а те, кот арендолвали землю 30 лет).

Дети, рожденные в семье, если отец относился к колонам становились колонами,

Сам собственник мог сделать колонами лиц, кот бродяжничали и попрошайничали на земле собств-ка.

Если колон уходил без разрешения, то с-к все равно платил за него налог, но с-ку предоставлен виндикационный иск для возвраты такого лица.

Статус familia касается только тех лиц, кот обладают ius connubii( квиритов и латинов). Отношения в римской семье были построены на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица-домовладыки pater families-это муж, как правило старший по возрасту. Все остальные члены – подвластные.

Власть домовладыки над остальными членами семьи:

1. В области личных прав. Член семьи монг уйти только с разрешения, мог втсупить в брак только с разрешения

2. В области имущ прав мог заключать сделки с согласия домовладыки, последний мог забрать им-во, приобретнное по такой сделки.

3. За непослушание домовладыка мог продать в рабство, мог физичеки наказать.

Власть домовладыки частично напоминала власть г-на над рабами.

Домовдладыка имел власть путем :

  • Дети домовладыки автоматически попадали под его власть
  • Узаконение своих небрачных детей
  • Усыновление чужих детей
  • Вступление женщины под властью мужа

С течением времени власть ослабевает. Уже в 1 в до н.э. появл институт военного пекулия,ребенок домовладыки может без разрешения пойти служить в армию, и все им-во кот он получает явл его с-тью.

При Юстиниане эти правила распространили на все виды гос службы. Появл возможность пожаловаться в магистрат на жестокое обращение(если жестокость была, то освобождали от власти). В классический и постклассический период нельзя продавать в рабство.

Способы освобождения от отцовской власти:

1. Смерть домовладыки. Дочери домовладыки становились женщинами свободными от власти отца. А мужчины становились патер фамилис(если у них нет семьи в этот мосент, то их власть считается потенциальной.)вдова попадает под опку сыновей

2. Лишение домовладыки либо статуса гражданства либо статуса свободы

В эпоху императоров появилось еще 2 способа:

  • сын мог быть освобожден рескриптом императора за успехи на военной службы
  • подвластный мог обратиться с жалобой в магистрат на жестокое обращение домовладыки(напр истязание), тогда он освобождался.

С семейным статусом был связан институт родства. В римском семейном праве существовало 2 вида родства :

1. Agnatio (агнацкое, агнатическое)родство-родство основанное, на общности подчинения лиц власти одного домовладыки.

  • родство не основано на общности происхождения от одного предка
  • агнатское родство моно приобрести как с момента так и после рождения. (если внебрачный, то его либо узаконят либо усыовят)
  • агнатское родство можно поменять (например подвластная дочь вступает в брак с властью мужа. Она теряет связь со своей семью, но приобретает с семьей мужа
  • можно утратить(напр вследствие эмансипации)
  • не имеет линий и степеней

2. Cognatio (когнатское родство)- родство, основанное на общности происхождения от одного предка.

  • возникает только с момента рождения
  • не может быть изменено или утрачено
  • имеет линии и степень:

Линии родства может быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства объединяет родственников, кот происходят непосредственно друг от друга (дед-отец-сын-внук). Прямая делится на восходящую лини(от потомка к предку отец-дед-прадед), нисходящая от предка к потомку (прадед-дед-отец).Прямая линия начинается с первой степени родства.

Боковая линия соединяет родственников, кот происходят не непосредственно друг от друга, а от одного какого-то предка. Боковая линия начинается с второй степени (два сына-братья)

Степень родства - кол-во рождений между сопоставляемыми родственниками.

Правовое значение родства:

1)при наследовании по закону

2)кровное родство влияло на вступление в барк (могло стать препятствием).

Брак в римском праве.

Семья в др риме образовыалась по средством брака.

1)принцип единобрачия(одновременно можно состоять только в одном законном браке)

2)принцип моногамии (в одном браке можно иметь только одного брачного партнера)

До заключения брака действовал юр обычай: обручение - sponsalia

Будущие супруги обручались(sponsalia) в рамках обручения стороны давали клятву о вступлении в брак в последующем, стороны обменивались подарками. Заставить вступить в брак в последствии было невозможно. За нарушение клятвы предусматривалась отв-ть, характер ответственности зависел от исторического периода

В цивильном праве сторон, нарушившая клятву должна была возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В преторском праве сторона нарушившая клятва могла быть признана бесчестной по отношению к др лицу.

В императорском праве, сторона , уклонившаяся от вступления в брак, должна вернуть полученные подарки.

  • с властью мужа (cum manu mariti). Исторически был первым
  • без власти мужа(Sine manu mariti).

Первый брак исторически в цивильном праве возник брак с властью мужа, существовал до императора Юстиниана.

Действует принцип юр неравенства супругов( подчинение жены власти мужа). Этот принцип проявл личных и имущ прав супругов.

  • Жена должна была подсиняться приказам мужа, она не могла уйти из семьи без его разрешения. Если она делает это, то он имеет право вернуть её с помощью виндикационного иска, как вещь.
  • Женщина не может развестись без согласия мужа
  • Вступая в такой брак женщина либо меняет агнатских родственников, либо приобретает агнатское родство(если она была свободная)
  • Юридически у мужа было право в случае непослушания жены продать её в рабство
  • При вступлении брак жена или её родственники передавали приданное, муж становился собственником приданого, в случае прекращения брака приданое оставалось у мужа, если он его потратил, то ничего не возмещал. Если муж умер, то приданое оставалось в семье мужа
  • Им-во, нажитое в период брака, становилось со-тью мужа.
  • Супруга имела право наследовать после смерти мужа(но она являлась наследницей последней очереди)

При императоре Юстининан все кардинально менятеся, появл брак без власти мужа.

Брак принципиально отличается. Базируется на принципе юр равенства супругов. Это выражалось и в личных и имущ правах супругов.

  • Женщина формально не подчиняется мужу. Вопросы решают по взаимному согласию
  • Она имеет право на развод без согласия мужа
  • Может уйти без разрешения
  • Не теряет агнатское родство\не возникает новое агнатское родство
  • На совместно нажитое им-во действует принцип раздельной собст-ти
  • Между супругами запрещается пакт дарения
  • Приданое: по прежнему жена предоставляет приданое. Но муж лает клятву не расходовать приданое без согласия жены. А в случае прекращения брака в некот случаях муж обязан вернуть приданое

Основание прекращения брака:

1. Смерть. Если умер муж, то жена получает свое приданое. Если жена умирает, то приданое остается мужу, кроме случая когда приданое предоставлялось не женой, а её домовладыкой, и он жив, тогда он может истребовать приданое

2. Развод. Прав на приданое лишается прав на приданое. Инициатор развода презюмируется виновником, пока он не докажет обратное. Если развод по соглашению сторон, то они сами решает судьбу приданого.

Условия вступления в брак: делились на позитивные(должны присутствовать при заключении брака) при отсутствии позитивных, брак не действителен и негативные(препятствия к заключения брака, они должны отсутствовать)при наличии негативных, брак недействителен.

  • наличие ius connubi –аозможность вступления в римский брак
  • достижение брачного возраста(м-14, ж-12).
  • согласие сторон\согласие их домовладык(если брак без власти мужа)
  • принцип единобрачие
  • кровное родство (прямой линии любой степени, боковая линия только второй и третьей степени)
  • душевная болезнь, физ недостатки опр видов.

Демографическая политика:

римское г-во заинтересовано увеличении кол-ва рождения детей в законном браке.

Г-во стимулировало граждан: в риме это достигалось путем ограничения права на наследование по завещанию: лица, достигшие брачного возраста, но не находящиеся в браке, не могли быть наследниками по завещанию.

Если лица состояли в браке, но не имели детей, то они могли унаследовать лишь половину от того, что им было завещано(причем муж считался бездетным если у нет брачных детей, а женщина - если менее 3 детей).

Противоположностью законному браку являлось фактическое сожительство. Ребенок рожденный в сожительстве, получал статус матери, не имел прав на алименты со стороны отца, не явл наследниками по закону после отца.

Конкубинат возникал если:

  • у сторон было намерение создать семью
  • есть все условия для вступления в брак кроме одного: нет принципа единобрачия(одна из сторон состоит в браке)

Если в конкубинате рождались дети, то они приобретали статус матери(сближение с сожительством), но она получали алименты от отца, и могут наследовать после отца по закону.

Отец мог узаконить детей 3 способами: узаконение детей

  • вступить в брак с матерью своих детей
  • по рескрипту
  • можно было отдать ребенка местным декурионам.

Декурионы- особое соц сословие, кот занималось в др риме сбором налогов. Отец мог отдать ребенка в этот сословие, он будет узаконен, но обязан всю жизнь работать в этой службе. Налоговые недоимки оплачивались из кармана декуриона. Отец обязан был дать им-во этом ребенку.

Хлеба и зрелищ. рабов!


С современной точки зрения рабство является одним из самых противоречивых институтов прошлого. Сегодня люди считают рабство бесчеловечным и безнравственным занятием. Для древних народов же рабство было частью повседневной жизни, полностью признанным социальным институтом, который был интегрирован в общую социальную структуру. В нашем обзоре малоизвестные и наиболее яркие фактах о рабстве в древнем Риме.

1. Рабское население

Рабы представляли опасность для древнеримского общества.

Среди населения древнеримского обществе была очень высокая доля рабов. Некоторые историки подсчитали, что у 90 процентов свободного населения, проживающего в Италии к концу первого века до нашей эры, были предки-рабы. Доля рабов была настолько значительной, что некоторые римляне оставили письменные свидетельства об опасности этой ситуации.

В сенате было выдвинуто предложение, что рабов следует отличать от свободных людей по одежде, но оно было отклонено из-за опасности того, что "тогда рабы смогут пересчитать нас" (Сенека, "О Милосердии": 1,24).

2. Восстания рабов

Сирийский раб Евн.

В римской истории было довольно много задокументированных восстаний рабов. Сирийский раб по имени Евн был лидером одного из этих восстаний на Сицилии в период 135-132 г. до н.э. Было принято считать, что Евн представил себя пророком и утверждал, что имел ряд мистических видений. По словам Диодора Сицилийского ["Библиотека": 35,2], Евну удалось убедить своих последователей при помощи трюка, во время которого он извергал искры и пламя из рта.

Римляне разгромили армию рабов Евна и подавили восстание, но этот пример вдохновил другое восстание рабов в Сицилии в 104-103 г.г. до н.э. Самым известным восстанием рабов в Древнем Риме является восстание под предводительством Спартака. Римская армия воевала с армией Спартака в течение двух лет (73-71 до н.э.), прежде чем смогла подавить восстание.

3. Жизнь в кандалах

Работа в рудниках.

Условия жизни и ожидания рабов в Древнем Риме были однотипными и тесно связанными с их родом занятий. Рабы, участвующие в изнурительной работе, такой как сельское хозяйство и добыча в рудниках, не имели никакой жизненной перспективы. Добыча полезных ископаемых слыла самой тяжелой работой.

Плиний ("Естественная история" 33,70) рассказывает о тяжелых условиях этой деятельности: "Длинные туннели выдалбливали в горах при свете факелов. Шахтеры работали в несколько смен и не видели дневного света по несколько месяцев. Постоянными были обвалы. Эта работа была настолько опасной, что менее рискованным было нырять в морские глубины за жемчугом и пурпурными моллюсками. Мы сделали сушу гораздо более опасной, по сравнению с океаном".

Домашние рабы, с другой стороны, могли ожидать более или менее гуманного обращения с ними, а в некоторых случаях, они имели возможность иметь собственные деньги и каким-либо имуществом. В конце-концов, если раб сумел накопить достаточно средств, он мог попытаться купить свою собственную свободу и стать "вольноотпущенником" - социальным классом, который считался чем-то средним между рабами и вольными людьми.

4. Человек как собственность

Бедные римские граждане владели лишь одним или двумя рабами.

Владение рабами было широко распространенной практикой среди римских граждан, независимо от их социального статуса. Даже самые бедные римские граждане могли владеть рабом или двумя. В Римском Египте, вполне вероятно, что у каждого ремесленника было 2-3 раба. Состоятельные люди могли владеть гораздо большим количеством рабов.

К примеру, у Нерона было 400 рабов, которые работали в его городской резиденции. Согласно сохранившихся записей, у богатого римлянина по имени Гай Цецилий Исидор было 4 166 рабов на момент его смерти.

5. Спрос на рабов

Спрос на рабов в Риме был очень высок.

Спрос на рабов в Риме был очень высок, по ряду причин. За единственным исключением (государственные должности), рабы были заняты почти в каждой отрасли. В рудниках, в сельском хозяйстве и домашнем хозяйстве был неизменно высокий спрос на рабов.

В своем трактате, известном как "Сельское хозяйство", Марк Теренций Варрон рекомендует использовать в максимально опасных местах вольнонаемных рабочих, поскольку "в отличие от смерти свободных фермеров, смерть рабов имеет негативные финансовые последствия".

6. Человек как предмет для продажи

Военнопленные - рабы.

Рабами обзаводились четырьмя основными способами: в качестве военных пленников, в виде жертв пиратских набегов и разбоя, в результате торговли или путем селекции. Во время разных этапов римской истории были более актуальными разные методы. К примеру, в начале расширения Римской империи значительное число военнопленных были превращены в рабов. Пираты из Киликии (современная южная Турция) были известными поставщиками рабов и римляне часто торговали с ними.

Киликийские пираты обычно привозили своих рабов на остров Делос (Эгейское море), который считался международным центром работорговли. Согласно сохранившихся записей, только за один день по крайней мере 10 000 человек были проданы в рабство и отправлены в Италию.

7. Незыблемый постулат

Система рабства казалась вечной.

Сегодня люди считают рабство аморальным и негуманным. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что об этом даже задумывались в римском обществе. Все основные экономические, социальные и правовые силы в Древнем Риме действовали сообща, чтобы система рабства сохранялась бесконечно.

Рабы считались необходимым социальным противовесом свободным людям. Гражданская свобода и рабство были двумя сторонами одной медали. Даже когда были введены более гуманные законы, которые улучшили условия жизни рабов, это ничуть не подразумевало то, что количество рабов нужно сокращать.

8. Беглые рабы

Были профессиональные ловцы рабов.

Иногда рабовладельцы объявляли о вознаграждении за возвращение беглецов, а в других случаях они пытались найти беглецов сами. Еще одним способом борьбы с беглыми рабами было одевание на них специальных ошейников с инструкциями о том, куда нужно вернуть раба, если его поймают.

9. Вольная для рабов

Бывшие рабы могли стать римскими гражданами.

В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему рабу. Данный процесс, который был известен как "вольная", мог быть достигнут различными способами: владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца, а также иногда раба было целесообразнее освободить.

Примером этого последнего случая были купцы, которые нуждались в ком-то, кто мог подписывать контракты и проводить различные операции от их имени и имел законное право делать это. С юридической точки зрения, рабы не имели права представлять своих хозяев. В некоторых случаях рабу давали вольную взамен на то, что он будет предоставлять какие-то услуги своему бывшему хозяину. Бывшие рабы даже имели возможность стать римскими гражданами, а иногда, они (по иронии судьбы) становились рабовладельцами.

10. Самый известный римский раб

Аппиева дорога.

Спартак был римским рабом фракийского происхождения и, возможно, самым известным римским рабом всех времен. Он сбежал из гладиаторского тренировочного лагеря, расположенного в городе Капуя, в 73 г. до н.э., захватив с собой около 78 других рабов. В итоге Спартак привлек на свою сторону тысячи других рабов и нищих римлян, бросив вызов огромной империи на целых два года. Секст Юлий Фронтин ("Стратагемы": 1.5.22) сообщил, что армия Спартака использовала трупы, прикрепленные к шестам, вкопанным в землю.

При этом трупам в руки давали оружие. С расстояния это создавало впечатление, что армия была намного большей и лучше организованной, чем это было на самом деле.Восстание было окончательно подавлено римским полководцем Крассом. После того, как армия Спартака потерпела поражение, более 6000 рабов, которые принимали участие в восстании, были распяты вдоль Аппиевой дороги между Римом и Капуа.

Рабство в Древнем Риме

Рабовладение содействовало расцвету Древнего Рима и его институций, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокость стала обыденностью в Древнем Риме – так регулировали мотивацию, поведение и отношения между хозяевами и рабами.

Какой была жизнь в рабских кандалах?

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Гуманное отношение, нормальное одеяние и питание, необходимое лечение – неслыханная щедрость хозяев.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.
Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Невольников и невольниц делили на касты:

  • Familia rustica (слуги в доме);
  • Familia urbana (для городских работ);
  • Управляющие (привилегированные);
  • Servi privati (собственность частных лиц);
  • Servi publici (для общественных и городских работ).

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Продавали в рабство и своих детей, красивых девочек и миловидных юношей приучали к проституции. Но могли отпустить на свободу или выгнать смертельно больного раба или престарелого, ставшего обузой в доме – таковы были нравы Древнего Рима.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства – откуда брали рабов?

рынок рабов

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Древние историки писали, что в Древнеримскую империю привозили пленников со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Любой иноземец считался расово неполноценным, зато граждане Рима имели самые большие права и привилегии.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

Юлий Цезарь

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Восстания рабов

Скульптура Спартака

Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:

  • Первое Сицилийское восстание, 135 до н.э. – 132 до н.э., предводительство Евна и Клеона на Сицилии;
  • Второе Сицилийское восстание, 104 до н.э. – 100 до н.э., под предводительством Сальвия Трифона и Афиниона; (74 до н.э. – 71 до. н.э.) Италия.

Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.

Тяжкая жизнь крепостных крестьян на Руси — курорт по сравнению с участью рабов в Древнем Риме. Да, есть и в нашей истории тираны. Взять, к примеру, Салтычиху или вспомнить общепринятую практику пороть холопов на заднем дворе и сажать на цепь в колодках. Однако от изощренности наказаний рабов в величайшем государстве античности у нормального человека волосы на голове встают дыбом.

Как в Древнем Риме становились рабами?

Рабы и хозяин

Вам будет интересно: Выя — это устаревшее обозначение шеи

Каждый, кто знаком с историей Вечного города, знает, что римские граждане составляли ничтожно малую часть от общего количества населения. Основная массовая доля приходилась на рабов. Согласно законам кредитор мог обратить в долговое рабство своего заемщика. Рабыней становилась свободная женщина, уличенная в связи с невольником. И, наконец, осужденные преступники передавались в руки палачей, только обретая статус раба.

Основным же источником рабской силы были захватнические войны и морской разбой. Пленные иностранцы, независимо от социального положения, становились рабами, которых жители Древнего Рима считали низшей расой, называли варварами и с удовольствием покупали у работорговцев. При таком отношении наказание раба оказывалось крайне бесчеловечным и часто было синонимом истязаний и казни. Например, один господин приказал сжечь банщика заживо в печи за то, что тот мыл его слишком теплой водой.

Даже у простого ремесленника было хотя бы 2-3 раба, а у сенаторов и военачальников — до нескольких тысяч. По подсчетам ученых, рабы выполняли в доме хозяев не менее 150 функций и безжалостно наказывались за каждую провинность. Рабы, принадлежащие государству, были заняты на общественных работах, например, чистили клоаки, строили водопроводы или прислуживали в магистратах. Но несмотря на род деятельности, в большинстве своем отношение к невольникам было везде одинаковым, а наказания рабов на фото старинных гравюр выглядят цинично и бесчеловечно.

Раб — это одушевленное имущество, владеющее речью

Вам будет интересно: Проекция силы на ось и на плоскость. Физика

Истязание раба

В Древнем Риме царил произвол господ и надсмотрщиков, а что самое ужасное — не было кодекса, который определял бы конкретные преступные деяния и предусмотренные для них наказания рабов. Справедливости ради, примитивность судебной системы сказывалась на всех людях, совершавших преступления, однако жуткого самоуправства и беззакония, которому подвергались рабы, свободные граждане на своей шкуре не испытывали.

Преступления и наказания

Рабы и надсмотрщик

Сколько обязанностей — столько и провинностей, поэтому наказывали рабов буквально за все, нередко используя превентивные меры. Например, в пекарнях на шею невольникам надевали жернова, чтобы голодные рабочие не ели муку или тесто.

На тяжелых работах истощенных рабов подгоняли палками и плетями и жестоко избивали, если те не справлялись со своими обязанностями. Даже покалеченных людей вынуждали продолжать работу, пока они не падали замертво. Наказанием рабу могла стать казнь за случайно разбитую кухонную утварь, съеденную без разрешения еду, или если он перебежал дорогу кортежу храмовых жриц.

Страшным преступлением считалось убийство рабом своего господина. Тогда наказывали не только виновного, но убивали всех невольников, принадлежащих этому хозяину.

Еще человека могли убить забавы ради, потому что он раб, значит, личное имущество. В подземельях знатных вельмож томились несчастные, якобы уличенные хозяином в страшных грехах, что требовало наказания — смертного приговора. В разгар пиршества на потеху гостям раба приводили и показательно отрубали ему голову, и это было меньшим из зол, которые приходилось испытывать невольникам Древнего Рима.

Домашняя тирания

Господа не стесняясь раздавали затрещины часто ни в чем не повинным рабам, а хозяйки в плохом настроении кололи своих полуголых прислужниц длинными иголками. Для порки использовались специальные приспособления: кнуты с узелками и кожаные плетки. Особо провинившихся заковывали в ножные, ручные или шейные кандалы, выжигали на лбу клеймо позора, а могли посадить на цепь вместо сторожевого пса.

Наказание раба хозяином в гневе могло выплеснуться в настоящее членовредительство. Господин мог совершенно безнаказанно переломать невольнику кости или обмазать его голову смолой и содрать скальп. Взбреди хозяину в голову заполучить еще одного евнуха, как молодой раб был тут же оскоплен. Если господину казалось, что невольник слишком говорлив, несчастному вырывали язык. А бывало, что раб становился ненужным, или хозяин видел в нем возможность заработать.

Отлучение от дома

Гладиатор и лев

В эпоху расцвета работорговли одним из методов наказания рабов в Древнем Риме была продажа неугодных. Устав мучиться с непокорным невольником, молодого человека могли выгодно продать в гладиаторскую школу. Там раба ждала еще худшая участь, чем в хозяйском доме. Многие молодые люди становились участниками смертельных схваток с себе подобными и шоу с дикими животными.

Красивых юношей и девушек продавали в публичные дома, где их использовали так, что подумать страшно. Некоторых отправляли за границу или ссылали на рудники и в каменоломни, где невольники продолжали приносить хозяевам доход тяжким трудом.

Если рабу не посчастливилось стать свидетелем преступления хозяина, невольника отправляли в казематы для дачи показаний. Там в рамках судебной системы его предписывалось истязать на специальных станках и изуверских машинах, т. к. считалось, что только под пытками раб способен сказать правду.

Обреченные на смерть

Цепи и кандалы

Практически каждый человек, став рабом или рожденный в неволе, понимал, что его ждет неминуемая и преждевременная смерть. Народ Рима требовал хлеба и зрелищ, а одним из самых популярных развлечений этой жестокой эпохи были публичные казни.

Найти приговоренных не составляло труда. Что касается показательных наказаний для рабов, список получается внушительным и пугающим:

  • избиения до смерти палками, камнями и плетьми;
  • перемалывание мельничными жерновами;
  • обезглавливание;
  • перепиливание пополам;
  • отрезание носа, ушей, губ и конечностей;
  • растерзание толпой, зверями и хищными рыбами;
  • сожжение на кострах и в печах;
  • погребение заживо;
  • подвешивание на крюке и распятие на кресте;
  • утопление в кожаном мешке;
  • сбрасывание с Тарпейской скалы.

Чем мучительнее экзекуция и чем дольше страдал человек, тем больший восторг испытывала толпа.

Зверствовали в отношении рабов не только господа, но и потомки вольноотпущенных. Например, Ведий Поллион за малейшую провинность без суда и следствия бросал невольников в садок с муренами.

Но такое положение рабов не могло продолжаться вечно.

Изменения к лучшему

Восстание Спартака

Тяжкое существование и жестокие наказания рабов неминуемо приводили к мятежам. Серьезной угрозой Риму стало восстание Спартака, однако после кровопролитных сражений бунт был подавлен — 6 тыс. пленных рабов были распяты на Аппиевой дороге.

Наученные горьким опытом власти начали принимать меры в защиту прав рабов. Приказом императора Адриана тому, кто замучил невольника до смерти или продал в публичный дом, грозило уголовное наказание. Его сын, Антонин Пий, наложил запрет на торговлю детьми и отменил обращение в рабство должников. А император Константин Великий издал указ, согласно которому преднамеренное убийство раба приравнивалось к убийству свободного гражданина.

Каким рабам жилось хорошо?

Римская семья

Судя по чудовищным методам наказаний рабов Рима, создается впечатление, что свободные граждане империи — скопище садистов и маньяков. Однако наиболее бесчеловечные расправы не носили массовый характер и в большинстве своем относились к временам правления жестоких тиранов: императоров Калигулы и Нерона.

Но там, где царствует порок, всегда есть место добродетели. Были в Древнем Риме образованные и порядочные рабовладельцы, способные увидеть в невольнике не вещь, а человека. Такие хозяева своих рабов не наказывали, а воспитывали, обучали и давали им вольную. Яркий тому пример — Марк Туллий Цицерон и его раб Тирон, который был секретарем, биографом и другом знаменитого римского политика и философа.

Читайте также: