Что характерно для развития современного китая полное преодоление коррупции

Обновлено: 02.07.2024

Коррупция – поистине универсальное явление. Сегодня она стала одной из приоритетных тем обсуждения во всех странах мира. Какую страну ни возьми, борьба с коррупцией непременно является одним из пунктов политической программы практически каждой партии. Более того, коррупция неизменно на повестке дня заседаний правительств, парламентов, она постоянно обсуждается в средствах массовой информации, о ней много говорят политики, ученые, предприниматели и общественные деятели. Даже само упоминание о готовности побороть в стране коррупцию мигом поднимает рейтинг любого политика. В рассуждениях о нынешнем состоянии Китая масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной китайской прессе было опубликовано свыше 3 тысяч материалов, посвященных коррупции, по телевидению показано свыше 150 материалов на эту тему. Более 60 % респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности "Поднебесной"; свыше 70 % согласны с утверждением о том, что Китай может быть причислена к числу коррумпированных государств. Коррупция , ее масштабы, специфика и динамика – следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Китай переживает сейчас не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе – негативным. Неудивительно, что данная страна также подходит под свод основных причин, порождающих коррупцию. Большинство специалистов сходится на том, что основными причинами высокой коррупции является несовершенство политических институтов Китая, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания[9].

Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

1. Двусмысленные законы.

2. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой

3. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

4. Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты: в частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление "низовой" коррупции.

5. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

6. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

8. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

9. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Выдвигались и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

10. низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

11. государственное регулирование экономики;

12. зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;

13. оторванность бюрократической элиты от народа;

14. экономическая нестабильность, инфляция;

15. этническая неоднородность населения;

16. низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

17. неанглосаксонская система права;

18. религиозная традиция;

19. Невозможность всеохватывающего контроля (надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров).

20. культура страны в целом[9].

Говоря о культуре страны, что накануне ежегодной сессии высшего собрания законодательства страны: Всекитайкого собрания народных представителей страны (ВСНП), лидеры КНР провели чистку всех уровней власти и пришли выводу, что проблема лежит в глубоких исторических корнях: Существует такое понятие как "красный конверт для чиновников", в котором может лежать как небольшая, символическая сумма денег, так и чеки на огромные суммы, а ведь эта традиция стара как мир. Историки говорят, что в императорском Китае получившие назначение в богатую провинцию чиновники жалованья не получали. Они могли обеспечить себя, выполняя волю императора, вымогательство было нормой, обычно они получали взятку в красных мешочках, Поднебесная изменилась, но место традиции осталось, нынешние чиновники до сих пор получают "красные мешочки" (позже превратились в конверты) в знак благодарности от лиц, которым оказали услуги. Простые китайцы хотят, чтобы многовековая традиция "хуанбао" сохранилась только раздаче конвертов с мелкими купюрами детям во время празднования китайского Нового года по лунному календарю[15].

На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, — чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет[11].

Китайские эксперты признают тот факт, что главные причины коррупции имеют структурный характер и вырастают из искажений во время происходящей сейчас трансформации роли государства в обществе и в экономике. Проблемы могут возникать в том числе из-за несовпадения интересов центральной и местной власти, из-за наличия у местных властей возможностей для того, чтобы обходить законы и скрывать свои преступления. Профессор экономики Гарвардского университета Дуайт Перкинс, который руководит Азиатским центром в университете выделяет основную причину коррупции: "В сегодняшнем Китае процветанию коррупции способствуют остатки прежней командно-административной системы. Там все еще многое зависит от решений местного, среднего и высшего звена руководства. Эта система позволяет чиновникам говорить "да" или "нет" при решении массы вопросов и брать при этом взятки за положительное решение"[33].

Существуют тысячи причин, влекущих за собой взяточничество и продажность должностных лиц: зависимость и неэффективность судебной системы, непрозрачность финансовых институтов, безнаказанность коррумпированных государственных чиновников, и, конечно, излюбленный и зачастую предвзятый односторонний подход западных аналитиков к объяснению коррупции как результату недемократичности государственной системы[18]. Например, всемирная коалиция по противодействию коррупции "Трансперенси интернешнл" подчеркивает, что наименее подвержены коррупции индустриально развитые демократичные страны Северной Европы и Северной Америки, а развивающиеся страны коррумпированы[41]. Но есть и другая точка зрения. "Архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин еще в 1982 г., прогнозируя будущее развитие страны, отмечал, что "Китай переживает процесс, когда требуется сосредоточить все внимание на экономическом развитии. Если мы бросимся в погоню за формальной стороной демократии, то в результате не только не осуществим реальную демократию, но не добьемся и экономического подъема. Это приведет лишь к беспорядкам в стране и деморализует людей". Также трудно не согласиться с французским просветителем Ш.Л. Монтескье, утверждавшим, что как "известно уже по опыту веков, всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею". Действительно, весь исторический опыт подтверждает, что причины коррупции кроются в большей степени не в изъянах политических систем, а прежде всего в человеческой природе. Поэтому главный упор в борьбе с коррупцией должен быть направлен на формирование человека с высокими моральными и нравственными критериями. В ином случае критика коррупции в бедных странах со стороны богатых государств будет оставаться малоубедительной до тех пор, пока их финансовые институты не прекратят пользоваться богатствами, украденными у беднейших народов планеты, а мировые финансовые центры предоставлять коррумпированным чиновникам возможность переводить, скрывать и инвестировать свои богатства, нажитые незаконным путем. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям[34].

По мнению партийного руководства Китая причиной процветания коррупции служат такие внутренние факторы, как отсутствие эффективного управления и моральное разложение, не забывая и воздействие других держав на положение страны. Руководители считают, что необходимо повышать благосостояние народа с помощью экономических реформ[19].

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни, и ниже описанные негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются в Китае, наносят непоправимый вред, препятствуют развитию и процветанию.

1. Расширилась теневая экономика, это привело к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств[20].

2. Нарушены конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции[47,14].

3. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности – при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

4. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель[22].

5. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом[25].

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы. По данным китайских источников, за последние 5 лет 140660 государственных чиновников в КНР добровольно вернули государству полученные взятки в размере 89,18 миллионов долларов[28].

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Китай признан страной, числящей наибольшее количество миллионеров, множество из них занимают высокие посты в правительстве. Население КНР жалуется на разницу в благосостоянии простых людей и чиновников, которые носят золотые часы, ездят в дорогих машинах и устраивают своих родственников на престижную работу[48,137].

3. Дискредитировалось право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании сформировалось представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти[36].

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания дене[44,17].

5. Увеличилась социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране[30].

1. В свое время произошло смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок, что привело к экономическому коллапсу, утечку огромных денежных средств[40].

2. Уменьшилось доверие к коммунистической партии, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставя под угрозу любые благие начинания власти[42,120].

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции, отток инвестиций, в которых Китай особенно нуждается ввиду новой экономической политики, роста международных предприятий[45,200].

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях коммунизма, особенно это прослеживается среди молодежи. Увеличивается риск крушения нарождающейся полити на волне борьбы с коррупцией[35].

Регулярно публикуются новые документы Центральной дисциплинарно-контрольной комиссии и ЦК КПК о принятии строгих мер в отношении руководящих партийных и государственных работников, нарушивших устав партии и законы государства. И почти каждый раз перечисляются те виды правонарушений, которые совершаются злоумышленниками, занимающими важные посты в партийно-государственном аппарате и в хозяйственных органах. Фразы об огромной опасности, которую представляет коррупция, переходят почти дословно из одного решения в другое, что заставляет думать о малой эффективности принимаемых постановлений, об их слабом воздействии на сокращение масштабов коррупции[32].

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 117639
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0


Истоки коррупции: менталитет или традиции?

Разница в менталитете и традициях Востока и Запада наглядно демонстрирует история 1585 года. К турецкому султану Мураду III явился аристократ из Австрии. Он плохо был знаком с традициями Востока и не принес на прием подарок. В результате поступок расценили как неуважение. Австрийского посла избили палками, бросили в темницу.

Приход Си Цзиньпина: начало войны с взяточничеством

В 2012 году Председателем Компартии в Китае стал Си Цзиньпин. Он расставил приоритеты в своей политике. Борьба с коррупцией в Китае (фото осужденных за это ниже) становится во главу угла.

Кодекс для чиновников от Си Цзиньпина

методы борьбы с коррупцией в китае

Первым делом китайским чиновникам передали список из 8 пунктов. Каждый должен был их выучить наизусть и соблюдать беспрекословно. В нем отразились правила для чиновников:

  1. Отказ от торжественности и формализма. Многие высокопоставленные чиновники и губернаторы любят восточные пышные торжества. Красные дорожки, встречи с народом, на которых обязательно принято одаривать бюрократов. Все это сопровождается цветами, песнями, аплодисментами, дорогими банкетами. Естественно, что все это оплачивается из государственных бюджетов.
  2. Отказ принимать участие в каких-либо коммерческих мероприятиях, таких как закладка камней, участие в конференциях, перерезание ленточек при открытии и т.д.
  3. Сведение к минимуму поездок за границу. Сокращение штата помощников, сопровождающих, если они все же необходимы.
  4. Ведение документации и разъяснения понятным для обычных граждан языком.
  5. Отказ от перекрытия дорог, улиц для проезда кортежей.
  6. Отказ от лишнего пиара. Появление в новостных лентах, передачах только при крайней необходимости.
  7. Отказ от публикаций, автобиографий, поучительных книг и прочее.
  8. Экономия. Не выписывать себе машины, квартиры, путевки и т.д.

Экономный банкет – сигнал для чиновников

опыт борьбы с коррупцией в китае

Си Цзиньпин распорядился подавать только 4 блюда и суп. Чиновники были обескуражены. Многие из них поняли, что предстоит серьезная борьба с коррупцией в Китае.

Экономия на банкетах для высших китайских чиновников нанесла серьезный удар для бизнеса, который был на этом сосредоточен.

 борьба с коррупцией в китае 2015

За первый год работы Председателя количество банкетов снизилось на 30 процентов.

Первые результаты 2013 года дали свои результаты. Экономия бюджета составила около 40 млрд долларов. И это только цифры федерального бюджета. Общая экономия всех уровней составила порядка 160 млрд долларов.

Так в чем же заключалась борьба с коррупцией в Китае? Только ли одними угрозами и указаниями нечистых на руку чиновников удалось приструнить? Нет. Методы борьбы с коррупцией в Китае намного суровее.

Расстрел – высшая мера для коррупционеров

борьба с коррупцией в китае казнили 10000 человек

Высшей мерой наказания для чиновников, которых поймали на взятке, является расстрел. Однако существует много мифов, которые распространены у нас в стране. Первый из них – в Китае всех поголовно ставят к стенке за воровство. Это, мягко говоря, не совсем так.

Борьба с коррупцией в Китае: казнили 10000 человек

 борьба с коррупцией в китае или высокая мораль или расстрел

Действительно, за весь период антикоррупционной политики государства за 16 лет к высшей мере наказания приговорили более 10 тыс. человек. Однако цифры эти нуждаются в комментариях:

  1. Китай содержит 70 млн. чиновников. Для огромного населения эта цифра небольшая. Китай находится на 26 месте в рейтинге по проценту количества чиновников от всех трудоспособных граждан – 8.8%. Для сравнения Россия входит в первую пятерку с результатом в 30%. Для огромного 70-миллионного штата чиновников, привыкших к традиционным видам подарков, поощрений расстрел 10 тыс. за 10 лет кажется ничтожной цифрой.
  2. Для примера, только за один год борьба с коррупцией в Китае (2015) привела к тому, что было заведено более 330 тысяч дел. Т.е. только за один год должны были расстрелять треть от десятилетнего показателя.

Приговорить не значит расстрелять

 борьба с коррупцией в китае статистика

Отсюда вывод: массовый расстрел всех нечестных чиновников в Поднебесной является мифом. Смертная казнь, конечно, применяется, но только в исключительных случаях, как правило, в качестве показательных уроков для остальных.

Высшая мера не значит расстрел

Сегодня в Китае редко применяется именно расстрел. Его заменяют инъекцией. Это связано с двумя причинами:

  1. Гуманностью. Китай часто обвиняли в жестокости.
  2. Донорством. Часто китайцы после расстрела везли трупы в медицинские учреждения, в которых изымались органы. Этот бизнес процветает в стране. Органы покупают в других странах за солидные суммы. Укол зачастую не дает возможности изымать сердце и другие важные органы.

Причины показательной борьбы с коррупцией

борьба с коррупцией в китае фото

Антикоррупционная политика не случайно связана именно с началом 2000-х гг. Это произошло по двум причинам:

Война с коррупцией или с оппозицией?

 борьба с коррупцией в китае

Людям, которым призывают ввести расстрел за коррупцию в нашей стране, необходимо задуматься, а действительно ли за расстрелами будут скрываться нечестные чиновники? Не приведут ли эти меры к легальному способу избавления от политической оппозиции? По крайней мере, именно к этому склоняется большинство политологов, изучающих опыт борьбы с коррупцией в Китае.

Медийность как метод борьбы с коррупцией

На одном из недавних выступлений нашего президента прозвучала мысль, связанная с громким делом Улюкаева. Путин заявил, что не нужно создавать шоу в СМИ из коррупционных дел.

Опыт борьбы с коррупцией в Китае показывает, что, наоборот, широкая огласка в СМИ дает положительные результаты. Вся антикоррупционная компания в Китае решает две задачи:

Результаты борьбы с коррупцией

Итак, что дала борьба с коррупцией в Китае? Статистика только за 2015 год показывает, что выявленных нарушений было около 34 тыс. Из них более 8 тыс. дел передали в суд за использования служебного положения в личных целях, более 5 тыс. – за получение ценных подарков. До суда доходят и нарушения, связанные с использованием служебного транспорта в личных целях. Таких дел за 2015 год насчитывалось около 5.5 тыс. Около 4.5 тыс. чиновников были наказаны за организацию слишком пышных банкетов, свадеб, похорон родственников и т.д. Более 500 тыс. человек пострадало за организацию увеселительных заведений, клубов. Более 2.5 тыс. ответили перед законом за свои поездки по стране за счет бюджетных средств.

Борьба с коррупцией в Китае: 2016 год

Вывод

Расстрелы в Китае за взятки не носят массовый характер. Однако нельзя не признать, что многих приговорили к пожизненному заключению, еще больше тех, кто получил солидный срок в 10-15 лет. Все это позволило сэкономить значительные суммы в бюджете. Также такие меры позитивно повлияли на развитие экономики, так как деньги идут в инвестирование, а не в карманы чиновников.

Хочется верить, что в России, наконец, тоже заработает активно антикоррупционное законодательство, и аресты будут не единичными, а массовыми. Конечно, искоренить полностью это явление невозможно. Однако ситуация, когда министры финансов в открытую утверждают, что вкладывать деньги в развитие бесполезно, так как "разворуют", а по федеральным каналам удивляются тому, что была построена одна трасса, и не украдено ни рубля, кажется безысходной. Только системные и решительные меры по борьбе с коррупцией принесут результаты.

коррупция в китае

В детстве мы о многом мечтаем. О том, как вырастем, станем самостоятельными и будем работать, кем захотим: пожарниками, поварами или даже художниками. Но только в Китае дети с малых лет знают и мечтают о самом доходном и значимом виде деятельности - чиновничестве.

Традиционное китайское общество - это конфуцианское общество, которое опирается на чиновников -"благородных мужей", "образованных ученых". В трактатах Конфуция четко описаны качества настоящего чиновника:

"Благородный муж добр, но не расточителен; когда он понуждает народ к труду, он не вызывает гнева на вышестоящих; когда он желает обрести, то не ради корысти; когда он величав, то не высокомерен; грозен, но не свиреп"

С начала веков нашей эры образованная китайская молодежь зубрила классические книги и сдавала экзамены, чтобы получить чиновничью должность и открыть себе двери в мир государственной службы. В этом заключалась одна из идей Конфуция: с помощью знаний и образованности дать людям из низших слоев возможность подняться на верхние слои общественной иерархии, развивать социальную мобильность.

Кэцзюй - система государственных экзаменов в Китае на получение учёной степени, каждой из которых соответствовал чиновничий ранг. Знаками различия ученых степеней служили квадратные нашивки с изображением животных на груди парадного одеяния, а также замысловатые шапки и пояса.


Между тем, со временем чиновничий аппарат в Китае достиг невероятных размеров! Такое количество "управленцев" государство было не в силах прокормить, и они начали кормить себя сами, увеличивая налоги и требуя взятки.

Император, стоявший во главе всей пирамиды, иногда даже и не подозревал, что творится в государственном аппарате, проводя свои дни с гостями, в гаремах, раздавая подарки направо и налево порой не заслужившим их чиновникам.


Когда пришла "народная власть" во главе с Мао Цзэдуном, старый государственный аппарат подвергли существенной перетряске. В 1952 году правительство развернуло настоящую борьбу против так называемых "трех зол": коррупции, расточительства, бюрократизма. Специальной комиссией было выявлено, что около 80% работников госаппарата, особенно представители буржуазии, ведут недостойный образ жизни. 4,5% этого аппарата были репрессированы народными трибуналами, вплоть до вынесения смертного приговора.

Так, на слезах и крови, началось строительство нового государства. Утверждалась новая "народная" власть, происходила политизация рабоче-крестьянского населения. Новым образцовым чиновником стал простой человек, честный, трудолюбивый и бесконечно преданный обществу и своей партии.



В настоящее время в Китае реализуется целый ряд мер по борьбе с коррупцией.

При КПК существует Центральная (Инспекционная) Дисциплинарная Комиссия (ЦДК) - контрольный орган, образованный еще в 1926 году. Ее деятельность децентрализована, по всему Китаю находятся на всех уровнях власти находятся сотрудники комиссии, которые надзирают за поведением членов партии.

КПК - Коммунистическая Партия Китая, ведущая и правящая партия Поднебесной. Пришла к власти в 1949 году после Гражданской войны, основав новое государство - Китайскую Народную Республику.

У ЦДК есть одна уникальная функция, по-китайски она называется "шуангуй", или "двойное указание". Генеральный секретарь ЦДК в 2006 году пояснил это так: "Члены партии могут быть подвергнуты задержанию и допросам на указанное время в указанном месте". На практике подозреваемых в коррупции чиновников задерживают, удерживают против воли, в ходе допросов подвергают психическому и физическому воздействию. Задержание может длиться до 6 месяцев, при этом у подозреваемого нет никакой связи с внешним миром, его близким ничего не сообщается, и он даже не может нанять адвоката .

Некоторые, особо жестокие допросы с использованием пыток, заканчиваются смертью подозреваемого. Так, к примеру, в 2013 году произошло с Ю Цийи, главным инженером одной из государственных компаний, который получал взятки за сделки с недвижимостью.

В итогам расследования, комиссия может принять решение об исключении чиновника из партии, что равносильно обвинительному приговору. Далее дело передается в прокуратуру.

Коррупция в Китае - это нарушение Уголовного Кодекса, в котором даже содержится особая глава "Коррупция". Согласно ст.383

"Индивидуальная коррупция в размере свыше 50 тыс. юаней, но менее 100 тыс. юаней - наказывается лишением свободы на срок более 5 лет с конфискацией имущества или без таковой; при особо отягчающих обстоятельствах - наказывается бессрочным лишением свободы и конфискацией имущества";

"Индивидуальная коррупция в размере свыше 100 тыс. юаней - наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой; при особо отягчающих обстоятельствах - наказывается смертной казнью и конфискацией имущества".

Не жалует закон также лиц, дающих взятки и посредников, им грозит арест, штрафы и даже смертная казнь.

С 2001 по 2013 годы в Китае по обвинению во взяточничестве расстреляли около 13 тысяч чиновников , самыми громкими делами были расстрелы мэра Сучжоу Цзян Жэньцзе , вице-мэра Пекина Лю Чжихуа (кстати, за получение взятки в размере 1 млн.долл. в ходе строительства олимпийских объектов ), вице-спикера парламента, министров и губернаторов.

После расстрела семье казнённого приходит счет на сумму в 10 юаней за израсходованную пулю.

Согласно информации от ЦДК, в 2012 году в Китае было наказано за взятки и коррупцию 160 тыс. чиновников.

Из последних, широкую огласку получило дело министра железных дорог Лю Чжицзюня, за коррупцию (получение взяток общей суммой в 10 млн. долларов) и недостойный образ жизни (19 любовниц) в 2013 году суд вынес ему смертный приговор с отсрочкой на 2 года.


В Китае и во всем мире он был известен как "отец высокоскоростных дорог".

В другом не менее скандальном деле фигурирует секретарь горкома Чунцина Бо Силай.

Этот человек, обвиненный сразу в нескольких преступлениях, был приговорен к пожизненному заключению с конфискацией имущества. До недавнего времени Бо Силай считался одним из самых перспективных и популярных лидеров Китая. Во время судебного процесса он категорически отрицал свою вину, настаивая, что никаких преступлений не совершал, за что, видимо, и получил такой жесткий приговор. 23 сентября 2013 года он подал апелляцию на приговор, сейчас его дело еще рассматривается.


По информации ЦДК, существует 6 основных способов коррупции: раздача разрешений на пользование землей, разрешений на выдачу ссуд, разрешений на снижение налогов, манипулирование биржевым рынком, покрытие контрабанды или прямое участие в ней, предоставление подрядов на строительство за вознаграждение.

Современными тенденциями китайской коррупции можно считать следующие:

1) Увеличение сумм взяток. Должностным лицами невыгодно брать мелкие взятки, это неоправданный риск. К примеру, за взятку в 100 долларов можно попасть в тюрьму на 9 лет.

2) Стремление к конфиденциальности. В Китае чрезвычайно распространены доносы, по информации ЦДК, около 60-70% всех дел начинается с доносов рядовых граждан. Конечно, как правило эти "рядовые граждане" - работники под прикрытием спецслужб, а то и вовсе политические конкуренты и завистники. Поэтому чиновники всячески защищают свою жизнь и семью от чужих глаз и ушей. В ряде районов уже стало обычным, что коррумпированный чиновник отсылает своих родственников за границу, а затем переводит на них полученные незаконным путем деньги.


Таким образом, несмотря на все меры, коррупция в Китае считается непобежденной, чиновники становятся лишь более изобретательными, а взятки более крупными.

Эта же мысль подтверждается официальной позицией лидера КНР Си Цзиньпина. Он пообещал провести полную чистку партии от низов до верхов, при этом не щадить "ни мух, ни тигров". К последним можно отнести уже выше упомянутых Бо Силая и Лю Чжицзюня, а также вице-губернатора провинции Шаньдун. В ноябре 2012 года он объявил войну банкетам, дорогим подаркам и прочим атрибутам высокого чиновника в КНР.

Коррупция, формализм, бюрократия, вялость - всё это, по мнению нынешнего руководства страны, наносит удар по репутации партии, замедляет развитие китайской экономики и даже угрожает существованию самого государства.

К чему приведут меры по борьбе с ними - увидим в будущем. Но уже сейчас чиновники, на которых развернули настоящую охоту, пребывают в панике, пугаясь собственной тени.


Ведущий научный сотрудник Отдела памятников письменности народов Востока Института Востоковедения РАН, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ, д.и.н.

Другие материалы

Александр Кадырбаев, Ведущий научный сотрудник Отдела памятников письменности народов Востока Института Востоковедения РАН, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ, доктор исторических наук:

- Экономические успехи Китая и опыт в борьбе с коррупцией делают тему очень злободневной, в том числе и с той точки зрения, что коррупция метастазами поразила все сферы общественной жизни России. Успехи экономического развития Китая говорят сами за себя. С другой стороны, когда страна бурно развивается, когда идет приток множества иностранных инвестиций, у криминальных элементов возникает поле для деятельности.

В двадцатом веке совершились судьбоносные события в истории Китая, и в плане борьбы с коррупцией он был неоднозначным. До Синьхайской революции 1911 года коррупция госаппарата маньчжурской династии была притчей во языцех. К этому моменту китайская государственность исчерпала себя, а коррупция охватила все слои общества. Ситуацию усугубляло то, что Китай был независим лишь формально и находился в сфере влияния крупнейших мировых держав (включая Российскую Империю). Система была коррумпирована сверху донизу, и это обстоятельство стало одним из тех, которые предопределили успех революции 1911 года. После прихода к власти республиканского режима в стране отсутствовало единство, а центральное правительство сохраняло контроль только над отдельными областями страны, остальными же правили милитаристы. Причина того, что Китай не стал колонией, – то, что он был ареной для соперничества слишком многих сил. Тем не менее, задача сохранения суверенитета существовала.

Китайцы, как и Япония в XIX веке, пытались провести реформы, но компрадорская буржуазия, связанная с западными державами, оказалась сильнее реформаторов и не позволила выйти из порочного круга зависимости от других стран.

После создания Коммунистической партии Китая и партии Гоминьдан стало понятно, что главная цель обеих партий – возрождение Китая как великой державы. Единство страны в короткие сроки восстановить не удалось, и центральное правительство не обладало полной властью. Ситуация была осложнена перманентной и продолжительной гражданской войной между сторонниками Чан Кайши (Гоминьдан) и коммунистами. Говорить о четкой работе госапаратта в этот период крайне сложно.

Адекватное государственное строительство начинается только в 1949 году, когда компартия побеждает в гражданской войне. Война закончилась основанием КНР. Впервые за длительное время Китай был объединен под властью одной политической силы (за исключением Тайваня).

Коммунисты, естественно, действовали по советскому образцу. В силу полной национализации производства роль чиновничества сильно возросла. Несмотря на марксистскую риторику, коррупция не исчезла, а преступные сообщества (триады и др.) продолжили свое существование.

Понятие коррупции в Китае во многом находится под влиянием традиции, сложившейся издревле. И это то, чего явно стоит избегать.

Впрочем, его реформы открыли ворота для коррупционных процессов. При этом китайское руководство старалось контролировать этот процесс – законодательство в области финансовых преступлений весьма жесткое. Даже высшие чиновники не имеют никакого иммунитета.

Несмотря на конфуцианскую этику, чиновники, в том числе и высшего ранга, такие как один из вице-мэров Пекина, подвержены коррупции. Он был арестован в середине 2000-х годов, его вина полностью доказана, а наказание оказалось весьма суровым – смертная казнь, несмотря на членство в ЦК Политбюро Компартии.

Обычно самые громкие процессы связаны именно с управленцами. Сейчас громкие антикоррупционные процессы стали редкостью, скорее их стоит отнести к предыдущему десятилетию.

В Китае сильны родственные отношения, поэтому для искоренения коррупции Дэн Сяопин создал систему, в которой после двух сроков по пять лет к власти приходит новое поколение руководителей различных рангов. На данный момент это становится нормой. Это сужает пространство для коррупции, хотя и не исключает ее полностью. Китай становится очень богатой державой, и это, вкупе с сильным социальным расслоением, которое является прямым следствием проблем с перенаселением, становится благоприятной почвой для коррупции.

Китайское законодательство сурово карает за финансовые преступления. Так, за хищение в особо крупных размерах полагается смертная казнь, и даже очень высокопоставленные чиновники не защищены от этого наказания неприкосновенностью. В других случаях хищения могут привести к серьезным тюремным срокам, и последовательности в этой сфере Китай придерживается неукоснительно, несмотря на протесты правозащитных ассоциаций на Западе. Жесткая антикоррупционная политика кажется нарушением прав человека, но выдерживать прессинг западных СМИ помогает то, что эта политика пользуется социальной поддержкой большинства населения. Попустительство же коррупционерам может вести к накоплению значительного протестного потенциала.

В Китай идет много иностранных инвестиций, и это также поле для коррупции. Как правило, большое количество инвестиций (до двух третей) идет со стороны китайцев, являющихся гражданами других стран, и это не позволяет говорить о том, что такие схемы на сто процентов прозрачны. Однако случаев коррупции в стратегически важных отраслях, например в оборонной промышленности, практически нет, они находятся под строгим контролем государства.

Что касается менее жестких мер по противодействию коррупции – в первую очередь, это строгий контроль правоохранительных органов. Одним из наказаний против коррупции стала также конфискация имущества. Этот процесс может смягчить наказание, но не освобождает от ответственности целиком.

Судя по всему, китайская антикоррупционная политика будет смягчаться со временем, так как на данный момент ситуация находится в приемлемых рамках и правоохранители обладают сдерживающим потенциалом.

Читайте также: