Что грозит за взятку должностному лицу в россии

Обновлено: 02.07.2024

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима - взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина "услуги" в гражданском праве, трактовку термина "услуги имущественного характера". Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией "услуги", поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера - это результат творчества именно "уголовного законодателя", что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что "при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению". Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.


В 1922 году вышел закон, по которому за взятку полагался расстрел. В последующем жесткие карательные меры по борьбе с коррупцией вошли в постоянную практику советского государства, особенно при И.В. Сталине, что, повлияло на уменьшение коррупции.

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Взяткой могут быть:

Кто может быть привлечен к уголовной отвественности за получение (дачу) взятки?

  • взяткополучатель
  • взяткодатель
  • посредник при получении (дачи) взятки

Участие родственников в получении взятки

Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных
со взяткой:

  • получение взятки;
  • дача взятки;
  • посредничество во взяточничестве;
  • коммерческий подкуп;
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Получение взятки – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 УК РФ).

Дача взятки - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (статья 291 УК РФ).

Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя или иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (статья 291.1 УК РФ).

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 204 УК РФ).

Провокация взятки либо коммерческого подкупа попытка - передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа (статья 304 УК РФ).

Покушение на получение взятки
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Ответственность за получение взятки
(статья 290 Уголовного кодекса \российской Федерации)

штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;

лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).

Вымогательство взятки - это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

Отвественность за дачу взятки
(статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации)

штраф в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки;

принудительные работы на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до десятикратной суммы взятки.

Дача взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) должностному лицу лично или через посредника

штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки;

лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы взятки.

штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;

лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;

лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

  • установлен факт вымогательства;
  • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
  • гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Ответственность за посредничество во взятничестве
(статья 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)

штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

штраф в размере от 25 тыс. руб. до 500 млн. руб. и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Гражданин, являющийся посредником во взяточничестве, может быть освобожден от ответственности, если:

  • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
  • гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.

Не может быть признано добровольным заявление о посредничестве во взяточничестве, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Отвественность за коммерческий подкуп
(статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации)

штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;

ограничение свободы на срок до двух лет;

принудительные работы на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до трех лет.

штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

принудительные работы на срок до четырех лет;

арест на срок от трех до шести месяцев;

лишение свободы на срок до шести лет.

штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

штраф в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Гражданин, совершивший незаконные передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказавший услуги имущественного характера освобождается от ответственности, если:

  • активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;
  • в отношении гражданина имело место вымогательство;
  • гражданин добровольно сообщил о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Провокация взятки либо коммерческого подкупа
(статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Передача должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа

штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;

принудительные работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В рамках законодательства об административных правонарушениях существует административная ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействий), связанного с занимаемым ими служебным положением (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере
более 1 млн. рублей)

Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере
(более 20 млн. рублей)

Темы, обсуждение которых с представителями организаций и гражданами, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки

Слова и выражения служащего (работника), которые могут быть восприняты как просьба (намек) о даче взятки

Действия, которые могут восприниматься окружающими как согласие принять взятку

  • переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего (работника);
  • родственники служащего (работника) устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);
  • родственники служащего (работника) соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;

Некоторые косвенные признаки предложения взятки:

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

Ваши действия в случае предложения или вымогательства взятки

Что следует предпринять сразу после свершившегося факта предложения или вымогательства взятки

При получении гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне служебного времени, незамедлительно при первой возможности представить в Департамент управления делами на имя представителя нанимателя уведомление о склонении к коррупционному правонарушению (далее - уведомление). (приказ Минтруда России от 16.08.2012 № 54н).

При получении работником организации, подведомственной Минтруду России, предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне рабочего времени, незамедлительно при первой возможности представить в структурное подразделение организации или должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в организации уведомление о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приказ Минтруда России от 30.05.2013 № 231н).

Невыполнение государственным гражданским служащим обязанности по уведомлению о случаях предложения ему (вымогательства) взятки является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе

Размер взятки влияет на общественную опасность этого преступления и квалификацию содеянного: если не превышает 10 тысяч рублей, то это мелкая взятка (ст. 291.2 УК РФ), наказание за данное преступление предусматривает до 1 года лишения свободы, если свыше 10 тысяч рублей, то деяние квалифицируется по ст. 290 УК РФ, где срок лишения свободы предусмотрен до 15 лет.

Основным критерием, разграничивающим взятку и подарок, является безвозмездность последнего. Безвозмездность - главный признак договора дарения как разновидности гражданско-правовой сделки: любой дар безвозмезден, если же дарение обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это приводит к признанию такого договора ничтожным. Взятка, в свою очередь, всегда носит возмездный характер - она в любом случае передается и получается за какие-либо действия или бездействие.

Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган.

Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Прокуратура Таймырского района

Прокуратура
Красноярского края

Прокуратура Красноярского края

9 октября 2020, 16:52

Статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе

Размер взятки влияет на общественную опасность этого преступления и квалификацию содеянного: если не превышает 10 тысяч рублей, то это мелкая взятка (ст. 291.2 УК РФ), наказание за данное преступление предусматривает до 1 года лишения свободы, если свыше 10 тысяч рублей, то деяние квалифицируется по ст. 290 УК РФ, где срок лишения свободы предусмотрен до 15 лет.

Основным критерием, разграничивающим взятку и подарок, является безвозмездность последнего. Безвозмездность - главный признак договора дарения как разновидности гражданско-правовой сделки: любой дар безвозмезден, если же дарение обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это приводит к признанию такого договора ничтожным. Взятка, в свою очередь, всегда носит возмездный характер - она в любом случае передается и получается за какие-либо действия или бездействие.

Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган.

Лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.


Иллюстрация с сайта ГД РФ

Как должен действовать гражданин, если от него требуют взятку, какое наказание грозит ему в случае согласия нарушить закон, как накажут того, кто возьмет деньги, и что Государственная Дума делает для совершенствования антикоррупционного законодательства — читайте в нашем материале.

Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мне предлагают дать взятку — что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или тем более у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности. Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление преступлений коррупционной направленности. В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством — за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от двух до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере — это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.

Да, дача взятки — точно такое же нарушение закона, как и ее получение.

Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку — точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций, таких как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей — также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве — до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до семи лет лишения свободы.

И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом — никогда взяток не брать.

И даже за мелкое взяточничество — до 10 тыс. рублей — наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.

Взятка — это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения — как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому?то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.

Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким?то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперь контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, мы приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц — напомню, им запрещено их иметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над совершенствованием антикоррупционного законодательства. Она носит уже скорее точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное, устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение — чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности привлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросов остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Снижение штрафа по ст. 291 УК РФ

В данном обзоре, на примере конкретного дела, пойдет речь о том, насколько возможно снизить размер штрафа, как дополнительного вида наказания, по делам о даче взятке. В пылу борьбы государства с коррупционными преступлениями ужесточались санкции по делам о взятках, увеличены не только сроки лишения свободы, что повлияло на изменение тяжести составов, но и установлены огромные штрафы в несколько десятков крат превышающие суммы взятки.

До 2016 года, вплоть до тех пор, пока не был принят соответствующий Федеральный закон, назначение дополнительного вида наказания по делам о взятках, было обязательным. В настоящее время, санкции претерпели изменения, несмотря на то, что ужесточились сроки лишения свободы, появилась некоторая лояльность касаемо штрафов, что конечно же оправдано, поскольку выплатить многомилионный, порой составляющий десятки миллионов штраф, лицу, которое осуждено к лишению свободы, во многих случаях непосильно.

Осуждение по делу о взятке к лишению свободы и назначение дополнительного наказания в виде огромного штрафа

В 2014 году, когда подзащитный уже отбывал наказание в виде лишения свободы, судом ему была предоставлена отсрочка выплаты штрафа на 5 лет.

Затем, по отбытии установленного законом срока наказания, дающего право на условно-досрочное освобождение в соответствии с ч. 3 ст. 79 УК РФ, подзащитный освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы.

Вышел на свободу, а штраф остался

После выхода на свободу, подзащитный устроился на довольно-таки престижную работу, стал социализироваться, но огромный, почти в 48 миллионов рублей штраф, не давал в полной мере вернуться к нормальной жизни и висел как дамоклов меч. Выплата такой огромной суммы была для подзащитного не возможна ни единовременно, ни даже в течение многих лет, достать столь огромную сумму законным способом в ближайшей перспективе не представлялось возможным. А это означало не только удар по материальному положению, но и лишение возможности снятия судимости до полного исполнения наказания (выплаты штрафа), что в свою очередь влияло и на дальнейшее карьерное продвижение по работе, и в конечном итоге, никак не способствовало исправлению и возвращению к нормальной жизни.

Обращение в суд с ходатайством об отмене (снижении) штрафа

Подзащитному ничего другого не оставалось, как в порядке ст. 10 УК РФ обратиться в суд с ходатайством об отмене или снижении назначенного приговором суда штрафа.

На данном этапе в дело вступил адвокат Зуев А.В. В обоснование заявленного ходатайства стороной защиты было приведено следующее. Правовыми основаниями к освобождению от дополнительного наказания в виде штрафа являлись ч. 1 ст. 10 УК РФ, согласно которой уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.

Санкция ч. 4 ст. 291 УК РФ, в редакции, действующей на момент совершения преступления и постановления приговора, предусматривала лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки (лишение свободы, как основной вид наказания, с обязательным назначением дополнительного 60-ти кратного штрафа – ни больше, ни меньше).

В новой редакции санкция указанной статьи изменилась следующим образом – наказание в виде лишения свободы стало более суровым, его нижняя граница начинается от семи лет, верхняя граница до двенадцати лет, за счет чего изменилась категория преступления с тяжкого на особо тяжкое, однако назначение штрафа теперь не является обязательным к применению.

Кроме того, сторона защиты мотивировала свои доводы о необходимости освобождения от штрафа или изменения его размера тем, что подзащитный основной вид наказания отбыл, доказал свое исправление, трудоустроен, социализирован, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также престарелого родителя, наличие кредитных обязательств. При таких обстоятельствах исполнение наказания в виде выплаты штрафа является для подзащитного непосильным и не соответствует целям назначенного наказания, предусмотренным ч. 2 ст. 43 УК РФ, никак не способствуя восстановлению социальной справедливости и его исправлению.

Государственным обвинителем, в своих возражениях на ходатайство указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, а значит ходатайство не может быть удовлетворено, поскольку санкция в части лишения свободы ужесточена.

Такой формальный довод прокурора является ошибочным, поскольку законодателем при принятии Федерального закона от 03.07.2016 г. № 324-ФЗ по-новому определены характер и степень общественной опасности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 291 УК РФ, и правовой статус лиц их совершивших, а значит, данный закон, предполагая возможность определения лицам назначения или не назначения дополнительного наказания в виде штрафа, является улучшающим положение таких осужденных, а следовательно полежит к ним применению в силу требований ст. 10 УК РФ.

Суд постановил применить обратную силу уголовного закона и снизить размер штрафа по взятке в 30 раз

Как указал в своем решении суд, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного суда РФ от 20.04.2006 г. № 4-П, по смыслу ст. 10 УК РФ, закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от того, в чем выражается такое улучшение – в отмене квалифицирующего признака преступления, снижении нижнего и (или) верхнего пределов санкции соответствующей статьи УК РФ, изменения в благоприятную для осужденного сторону правил Общей части, касающихся назначения наказания, или в чем-либо ином.

По указанным выше основаниям суд постановил снизить размер дополнительного наказания в виде штрафа с 47 940 000 руб. (шестидесятикратный размер взятки) до 1 598 000 руб. (размер двукратной суммы взятки).

Читайте также: