Что грозит директору школы за нарушение закона об образовании

Обновлено: 02.07.2024

Действующим законодательством закреплены права обучающихся в образовательных учреждениях и обязанность таких учреждений исполнять определенные нормативные требования. Несмотря на это, проблем, связанных с выполнением установленных требований, остается достаточно много. В связи с этим вопросы ответственности за нарушения в сфере образования представляются весьма актуальными.

Законодатель в наши дни все более стремится к совершенствованию действующих правовых норм путем устранения пробелов и коллизий, в том числе в сфере образования.

Федеральным законом от 03.06.2009 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон N 104-ФЗ) в КоАП РФ введена ст. 5.57 "Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций", которая структурно входит в гл. 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" КоАП РФ.

Безусловно, названные в ст. 5.57 КоАП РФ составы административных правонарушений относятся к категории правонарушений, посягающих на установленные Конституцией и законодательством РФ права граждан в сфере образования.

КоАП РФ дополнен также ст. 19.30 "Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса". Закрепленные в этой статье составы правонарушений относятся к категории посягающих на установленный порядок управления в сфере образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб.

Таким образом, законодательно отражаются представленные гарантии общедоступности и бесплатности образования. Субъектом данного правонарушения, как можно заметить, является не только должностное лицо, но и организация в целом.

При этом ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. Это нарушение влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.

Частью 3 ст. 5.57 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, дисквалифицируется на срок от одного года до двух лет. Таким образом, повторное совершение однородного административного правонарушения рассматривается как квалифицирующий признак этого административного правонарушения.

Не забывайте, что в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 3 ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Дисквалификация может быть применена также к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающимся частной практикой, а также членам совета директоров (наблюдательного совета).

Соответственно, дисквалификация как особый вид административного наказания может быть применена к должностному лицу, а именно руководителю образовательного учреждения (организации), выполняющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица, только за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, предусмотрен административный штраф как для должностных, так и для юридических лиц.

Напомню, в силу ст. 12 Закона N 3266-1 ведение образовательной деятельности в представительствах образовательного учреждения запрещается. Порядок оказания платных образовательных услуг определен ст. ст. 45, 46 Закона N 3266-1.

За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком ведения учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации наказание назначается согласно ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ.

За выдачу образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдачу образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по программам, не прошедшим государственной аккредитации, предусмотрены административный штраф или дисквалификация для должностных лиц и только один вид административного наказания в виде штрафа применительно к юридическим лицам (ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ).

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством в области образования олимпиад школьников, а также нарушение установленного законодательством порядка проведения государственной (итоговой) аттестации квалифицируется в соответствии с ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ (рекомендую ознакомиться с Приказом Минобрнауки России от 28.11.2008 N 362 "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования" и Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1155 "Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации").

Нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию квалифицируется в соответствии с ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ. Этой статьей предусмотрены и квалифицированные составы нарушений, наказание за которые при наличии соответствующих признаков естественно более высокое: так, при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или ч. 4 указанной статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, ч. 6 той же статьи предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

На основании изложенного следует, что:

  • субъектами административной ответственности за нарушение законодательства в области образования выступают юридические лица (образовательные организации - государственные (федеральные и региональные) и муниципальные образовательные учреждения (бюджетные и автономные), а также негосударственные образовательные организации, созданные во всех возможных организационно-правовых формах (автономные некоммерческие организации, частные учреждения)), должностные лица и граждане;
  • назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (руководителя организации), равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);
  • должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомню, под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях (ст. 2.4 КоАП РФ). Организационно-распорядительные функции включают: руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Административно-хозяйственные функции - полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений; принятие решений о начислении заработной платы, премий; осуществление контроля над движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

Уголовной ответственности за преступления в сфере образования посвящена ст. 156 Особенной части УК РФ, согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним, наказывается штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до 220 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Следует отметить, что субъект, как видно из дефиниции указанной нормы, является специальным, то есть помимо общих признаков он наделен хотя бы одним специфическим. И конечно, применительно к характеристике уголовной ответственности, необходимо не забывать о том, что субъектом преступления может быть только физическое лицо, в том числе должностное лицо (в отличие от административной ответственности). Родовой объект преступления, квалифицируемого по ст. 156 УК РФ, - личность, видовой объект - непосредственно несовершеннолетний (лицо, не достигшее 18 лет).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки. . Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  3. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

Ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются, что противоречит законам

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбора Характеристика
Дополнительные учебники и тетради Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежности Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

Специальные курсы, которых нет в школьной программе, могут оплачиваться отдельно, как раз за счет сборов

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Родители вправе на законном основании отказаться платить деньги

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Штрафы в размере до 80 тыс. рублей - один из вариантов наказания за незаконные поборы

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ч. 4 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.

Таким образом, новый закон об образовании непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников, а содержит отсылочную норму к другому законодательству.

В частности, к работникам образовательных организаций применимы меры ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ.

Перед своим работодателем работники образовательных организаций несут следующие виды ответственности:

материальную ответственность за причинение по вине работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель.

При этом следует иметь в виду, что лишение премии, иной стимулирующей выплаты не относится ни к мерам дисциплинарного взыскания, ни к материальной ответственности и в качестве меры ответственности за нарушения применяться не может. В выплате премии или иной стимулирующей выплаты может быть отказано лишь при недостижении установленных для таких выплат показателей в работе либо в связи с наличием в положении о стимулировании такого условия о выплате, как отсутствие дисциплинарных взысканий или фактов привлечения к материальной ответственности в определенный премиальный период.

Работники образовательных организаций несут в общем порядке также административную и уголовную ответственность в случаях, прямо предусмотренных в КоАП и в Уголовном кодексе РФ.

КоАП РФ содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования: ст. 5.57 (Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций) и 19.30 (Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса) Таблица 8.

Административная ответственность должностных лиц и граждан за правонарушения в сфере образования

Норма КоАП РФ

Описание административного правонарушения

Наказание за его совершение

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод

Административный штраф на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей;

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг

Административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 тысяч рублей

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей

Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации

Административный штраф на должностных лиц в размере 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации

на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;

на должностных лиц - от 20000 до 40000 рублей.

Нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию

Административный штраф на должностных лиц в размере от 10000 до 30000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 ст. 19.30 , должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Как видно из Таблицы к административной ответственности по эти составам в основном могут быть привлечены лишь должностные лица (т.е. руководители, их заместители и другие работники, наделенные организационно-распорядительными полномочиями). И только за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, к административной ответственности могут быть привлечены граждане, т.е. рядовые работники образовательной организации и другие лица.

Вопросом, требующим особого рассмотрения в данном контексте, является вопрос о том, кто считается должностным лицом в рассматриваемых случаях.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Такие функции характерны для руководителя образовательной организации, который бесспорно является должностным лицом в силу своей должности и вытекающих из нее прав и обязанностей.

Должностным лицом в рассматриваемой ситуации может быть и учитель, но только если он наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.

Вместе с тем, в тех случаях, когда соответствующая норма КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, учитель может быть привлечен к административной ответственности в качестве гражданина. Как отмечалось выше, в сфере образования выделяется только один состав административного правонарушения, в котором в качестве субъекта нарушения указывается гражданин. Это ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ. За совершение данного правонарушения к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя, в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. Однако когда учитель являлся должностным лицом, то он подлежит административной ответственности как должностное лицо.

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

Каждому гражданину РФ гарантировано право на общедоступное и бесплатное образование. Оно реализуется путем предоставления равных прав при поступлении в учебные заведения, при проведении образовательных программ, проверке знаний. В этом материале расскажем, в чем заключается ответственность за нарушение законодательства в области образования, и кого могут привлечь за такие проступки.

Нарушения в сфере образования

В чем заключаются нарушения

Ограничить право на получение образования невозможно, так как оно гарантировано Конституцией РФ, иными нормативными и подзаконными актами. При реализации этого права, гражданам гарантируется:

  • свобода выбора образовательного учреждения, с учетом нормативных правил;
  • равенство прав, условий и требований при поступлении в учебное заведение и прохождении образовательных программ;
  • соблюдение регламентированных стандартов обучения и объективной проверки знания;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе на уважительное отношение, соответствие этике педагога, недопустимости унижения чести и достоинства, и т.д.

Указанные гарантии распространяются на несовершеннолетних граждан, а также на лиц, проходящих обучения по достижении возраста 18 лет. Если нарушение будет допущено в отношении ребенка, защищать его интересы должны законные представители (родители, опекуны, попечители), органы опеки, прокуратура и иные уполномоченные ведомства.

Практически любое нарушение в сфере образования будет являться наказуемым деянием. В статье 5.57 КоАП РФ приведен перечень проступков, за которые наступает административная ответственность:

  • нарушение (ограничение) права на безвозмездные и общедоступные услуги в образовательной сфере;
  • неправомерный отказ в приеме граждан в учебное заведение;
  • незаконное исключение из образовательного учреждения;
  • нарушения или ограничения конституционных и законных прав и свобод подопечных учеников и студентов.

Указанный список наказуемых проступков включает практически любое нарушение, с которым могут столкнуться обучающиеся лица или их законные представители. Разберем конкретные примеры нарушений, которые будут подпадать под приведенный выше перечень.

Нарушение или ограничение прав на образование

Право на бесплатное и общедоступное образование реализуется гражданами по следующим направлениям:

  • гарантированным предоставлением ребенку места в общеобразовательных школах по месту регистрации или пребывания семьи или одного из родителей;
  • равными условиями при рассмотрении заявлений граждан о поступлении в школы, вузы, иные воспитательные и образовательные заведения;
  • гарантией продолжения обучения при соблюдении правил образовательного учреждения и государственной программы, отсутствии законных оснований для отчисления.

На практике, столкнуться с отказом в зачислении или незаконным отчислением может практически каждый студент или школьник. Если такое решение руководства школы, техникума или ВУЗа было вызвано законными причинами, оснований для привлечения к ответственности не возникает.

Если же обучающийся систематически нарушал правила поведения, показал неудовлетворительные результаты при проверке знаний и последующей переаттестации, отчисление будет обоснованным.

Отказ в приеме в учебное заведение также может быть законным. Например, если подается заявление не по месту основного проживания или регистрации, а в школе отсутствуют свободные места для приема учеников, директор имеет законное право отказать в удовлетворении заявления. При поступлении в средние профессиональные или высшие учебные заведения ситуация еще строже – необходимо подтвердить определенный уровень знаний, пройти конкурс среди равнозначных заявлений и т.д. Поэтому наказание последует только при умышленном нарушении закона в сфере образования, дискриминации обучающихся или абитуриентов по каким-либо признакам.

Нарушение прав и свобод

Права и свободы обучающихся граждан также находятся под защитой закона. Перечень таких прав изложен в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ:

  • предоставление условий для образования с учетом особенностей физического и психологического развития, состояния здоровья;
  • уважение чести и достоинства, запрет на любые формы физического и психологического воздействия, насилия, оскорблений;
  • свобода совести и убеждений;
  • предоставление гарантированных периодов отпуска (каникулы) в сроки, предусмотренные законом или образовательной программой;
  • равные права на поощрение по результатам образовательных программ и дополнительных занятий;
  • иные права и свободы.

Как правило, перечисленные гарантии дублируются в уставах и иных внутренних документах учебного заведения. Каждый педагог или член коллектива образовательного учреждения знакомится с этими документами под роспись, и обязан соблюдать в текущей работе с подопечными.

Даже повышение голоса на учеников или применение недозволенных методов воспитания может рассматриваться как нарушение прав и свобод. Если же педагог допускает оскорбление, грубость или хамство, наказания по КоАП РФ не избежать.

При наиболее серьезных правонарушениях может грозить не только административная, но и уголовная ответственность по нормам УК РФ. Например, применение силы к ученику, повлекшее причинение телесных повреждений, будет рассматриваться как преступление против жизни и здоровья.

Как происходит привлечение к ответственности

Поскольку несовершеннолетние дети не обладают полной дееспособностью, обязанность по защите их интересов возлагается на законных представителей (родители, опекуны, попечители), а также на следующие ведомства:

  • администрация образовательного заведения, пока ребенок находится в школе;
  • органы опеки и попечительства;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • прокуратура;
  • правоохранительные органы.

Совершеннолетние дети приобретают дееспособность с 18 лет, а значит, могут сами обращаться с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов.

В зависимости от обстоятельств проступка, жалобу можно подать на конкретного педагога, директора или иного представителя администрации, на образовательное учреждение. По каждому обращению будет проводиться проверка уполномоченными органами, а также внутреннее служебное расследование. Если нарушение законодательства подтверждается, процедура привлечения к ответственности будет включать следующие стадии:

  • составление административного протокола по ст. 5.57 КоАП РФ со ссылкой на все обстоятельства проступка;
  • должностное лицо или учреждение вправе представить свои возражения непосредственно при составлении протокола, либо использовать иные средства защиты;
  • по выявленным фактам назначается служебное расследование, по итогам которого могут приниматься меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, увольнение за виновные действия);
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд, либо в иной орган, уполномоченный разбирать дела по ст. 5.57 КоАП РФ.

Дисциплинарное расследование может закончиться замечанием, выговором или увольнением с работы. Например, при совершении рукоприкладства по отношению к ученику, педагог может быть уволен даже при единичном факте насилия. Это не освобождает его от наказания по соответствующим нормам КоАП РФ или УК РФ.

По итогам рассмотрения административного дела, суд может применить следующие санкции:

  • по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, за нарушения или ограничения прав будет назначен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. (на должностное лицо), либо в сумме от 100 до 200 тыс. руб. (на образовательное учреждение);
  • по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ будет назначена санкция на нарушения или ограничения прав и свобод – должностное лицо педагогического учреждения заплатит от 10 до 30 тыс. руб., а образовательное заведение от 50 до 100 тыс. руб.;
  • если должностное лицо (педагог, руководитель) повторно совершит повторный проступок, предусмотренный ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, ему грозит максимально строгая мера – дисквалификация на период от 1 до 2 лет.

Таким образом, административные санкции могут быть назначены конкретному должностному лицу, допустившему нарушение закона, так и образовательному заведению. Дисквалификация может применять только к должностным лицам, так как она заключается в лишении права заниматься образовательной деятельностью или возглавлять соответствующие учреждения. В этом случае трудовой договор подлежит расторжению по дискредитирующим обстоятельствам, которые будут указаны в трудовой книжке.

Точный размер штрафа будет зависеть от обстоятельств проступка, характеристик педагога, смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Если в действиях преподавателя, руководителя или юридического лица выявлены нарушения сразу по обеим частям ст. 5.57 КоАП РФ, они будут рассматриваться в рамках одного процесса. Однако наказание будет назначено по части, предусматривающей наиболее высокий размер штрафа.

Для применения ч. 3 ст. 5.57 КоАП РФ необходимо подтвердить критерий повторности совершения проступка. Поэтому дисквалификация может применять только при совершении нарушения в течение года с момента исполнения наказания за предыдущий проступок. Учитывая, что за первый проступок назначается только штраф, признак повторности будет аннулирован только по истечении года после полного внесения средств в бюджет.

Читайте также: