Что говорит библия о сплетнях и клевете

Обновлено: 02.07.2024

Сплетни и клевета — как правильно себя вести, если вы столкнулись с этой проблемой, что отвечать и как реагировать — мы узнали в Киево-Печерской лавре.

Что читают сегодня с этим материалом? Почему человечество верит в теории заговора

Если друг — сплетник?

— Владыка Павел, подскажите! Вот приходит, к примеру, мой близкий человек и пересказывает обо мне сплетни, да еще и с такой гордостью, словно сделал благое дело! Но благое ли это дело — пересказывать сплетни о твоем друге? И как мне теперь относиться к тому человеку? Стоит ли ему доверять?

— Здесь все достаточно просто. Человека, который приносит вам сплетни — под любым, самым благородным видом — нужно опасаться. Потому что он сегодня сказал сплетни о тебе, даже может что-то и прибавил, а завтра вы скажете что-то, может быть даже просто в шутку о ком-то, а он передаст это другому. И клевета расплодилась.

Потому будьте внимательны, следите за своим языком. Потому что, как говорит Священное Писание, человека оскверняет не то, что входит в уста, а то, что из них исходит. Потому я бы советовал отнестись к сплетням и сплетнику максимально спокойно, в идеальном случае — без лишних слов и комментариев, попыток выяснить какую-то конкретику. И главное — что особенно важно! — ни в коем случае не брать эти сплетни близко к сердцу.

Сплетники хорошие учителя

— Что значит, не брать близко к сердцу?

Сплетни и клевета. Духовные советы монаха

Если уж вам и сказали что-то о вас нехорошее, максимум, о чем стоит задуматься — что может в этом моменте нужно немного изменить свои привычки, правила, или даже изменить свою жизнь. Мы все несовершенны. Совершенный только Господь Бог. Потому мы учимся, учимся всю жизнь, и лучшие учителя — это наши враги и… да, и клеветники. Они невольно подсказывают нам, где нам пора меняться.

Кому пакостит клеветник?

— Выходит, на то, что говорят клеветники, все же нужно обращать внимание?

— Нужно, но осторожно и с мудростью. Можно сесть в тишине, помолиться и подумать — может, я невольно дал кому-то соблазн вот так вот обо мне сказать и человек согрешил, оклеветал. Особенно стоит задуматься о человеке, который вам эту клевету принес. Ведь он мог поступить мудрее — не придавать глупостям значения и не распространять их. Чтобы не расплодить клевету.

— Да. Все спасибо, благодарю. Но больше с этим человеком лучше не общаться.

— А можно его самого укорить в том, что разносит клевету?

Замысливший худое, себя сам проявит

— А можно молиться за человека, который тебя оклеветал? Или это будет неискренне?

— Я даже больше скажу! За такого человека можно и нужно молиться, как нужно молиться за своих близких и своих врагов. Нужно просить у Господа, чтобы Он спас их души, вывел из тьмы к свету. Но ни в коем случае в молитве нельзя роптать и осуждать клеветников. Надо просить у Бога о спасении их душ.

— Но если ты не выдержал и наговорил в сердцах что-то сплетнику в ответ, что делать?

— Всякое бывает, конечно. Тогда уж лучше спустя время попросить прощения. И сделать этому человеку какое-то доброе дело, может даже необязательно чтоб он об этом знал. Нельзя злом отвечать на зло. Ну, а если уж не можете ни извиниться, ни сделать что-то доброе, тогда станьте на молитву и просите Господа смягчить ваше сердце, дать мудрости и помочь.

Молитвы от клеветы

Псалом 3 (от клеветы и клеветников)

Что отвечать атеисту?

— Владыка, один из наших читателей спрашивает: прежде он часто и с рвением отвечал атеистам, которые говорили, что вера — удел слабаков, а теперь не хочет отвечать. Хорошо это или плохо? Может это слабость веры?

— Это мудрость. О чем говорить с безумным? Господь поругаем не бывает.

Очень часто люди и в себе толком не могут разобраться, но уверены, что разбираются в канонах церковной жизни. Только сколько раз эти люди были в церкви? Что на самом деле они знают истину — большой вопрос.

Меня всегда удивляло, что люди невоцерковленные уверены, что знают о церкви все. Тогда как все, на что мы можем влиять, что мы должны знать — это то, что нужно в первую очередь заниматься очищением своей души. Разобраться в себе и в своих грехах. И тогда вокруг тебя люди начнут тоже меняться.

Стоит ли молчать?

— Но может, если атеисты готовы слушать о Боге, не стоит молчать? Это ведь лишний повод засвидетельствовать человеку Евангелие…

Без Бога мы слабы

— Есть мнение, что человек верующий просто слабак, который придумал себе Бога, чтобы прикрыться им, как щитом. В принципе правильно, но что на это ответить? Ведь по сути так и есть… Мы без Него слабы…

— Я на это отвечаю очень просто. Даже если я и придумал Бога, то я ничего не теряю, только приобретаю в вере — очищая свои мысли и улучшая поступки, приходя на покаяние Я в любом случае буду жить по уставу своей совести.

Но как быть, если Бог все-же есть? Что ты будешь делать, если окажется, что Бог есть?! Что ты Ему скажешь? Что ты не знал, забыл, что ты творение Его, что у тебя есть Отец, который тебя создал, что есть тот, кто всем миром и тобой управляет? Интеллигентом прежде называли человека, который в первую очередь исполняет заповеди Божии и старается жить по ним.

На написание этой статьи меня подтолкнула история одной моей знакомой. Бабушка уже в возрасте и недавно её постигло несчастье - она оказалась прикована к постели. Предчувствуя скорую смерть старушка пригласила священника.

Тот не долго думая с порога заявил - кайся, бабка! Признавайся в каких грехах замешана, какого зла натворила. Не просто так с тобой всё это произошло, явно грешок имеется.

Моя знакомая тут же во всём призналась. Каюсь, святой отец. Сплетничала пол жизни! Сидела на лавке и нос свой совала во все дела каждого прохожего. Кто на что живёт, у кого жена блудница, у кого мать бесстыдница. Всех обсуждала. А порой, стыдно сознаваться, болтала не по существу. Наговаривала на людей, приукрашивала. Чтоб было что обсудить с подружками.

Теперь рада бы поболтать, да подруг уж нет половины, а сама с кровати встать не могу. Помыться носят в ванну и полощат меня как куклу. Каторга. Но я не отрицаю, заслужила!

Не стал бы я на эту тему размышлять, если бы моя знакомая спустя три месяца не начала по немногу передвигаться. Она теперь всех уверяет, что Всевышний сжалился над ней и за её честное признание в грехах, дал ей шанс. Долго жить она и не планирует, но к тому, что сама передвигается по квартире, относится как к чуду. Считает, что обездвижил её Бог, чтобы она призналась в клевете и сплетнях.

Сплетни: так ли страшен грех?

Священники поясняют - сплетни и клевета называются злословием. И с точки зрения верующего человека подобные деяния недопустимы абсолютно. На религиозных сайтах мне удалось отыскать информацию на этот счет.

Душа злословящего не может остаться без наказания. Она противоположна Царству Христову, как свет противоположен тьме. Попасть в рай такой человек не может не при каких обстоятельствах. Проще говоря отношение к сплетням действительно очень жёсткое.

Протоиерей Олег Стеняев писал - не ходи переносчиком в народе твоём и не восставай против ближнего своего. Иоанн Златоуст говорил так - Бойся проклинать других, потому что Бог этого не хочет.

Клевета - это оружие сатаны. Как бороться с злословием в свой адрес нас учил Иисус Христос своим примером. Он никогда не отвечал на клевету и сплетни, никогда не вступал в разбор ни того ни другого и никогда это его не зацепило.

Сплетничество с точки зрения психологии

Мышление и речь являются психическими процессами, которые происходят безостановочно. Прекратить думать, фантазировать, анализировать, обсуждать и размышлять мы не в силах. Следовательно сплетни, если и грех, то самый соблазнительный.

Люди не всегда хотят наносить урон своими действиями окружающим. Они стараются выбрать объект нейтральный, самостоятельно принявший на себя роль груши для битья. Это звёзды шоу бизнеса.

Они регулярно создают инфоповоды, попадают в СМИ и тем самым привлекают к себе внимание с целью повысить узнаваемость и популярность. Побочным эффектом медийности являются перемытые кости.

В одной из статей я даже рекомендовал людям, столкнувшимся с потерей близкого и неспособностью придти в себя, усилить двигательную активность и активизировать психические процессы. Это помогает остудить кипящий мозг и выплеснуть эмоции.

Бабульки у подъезда сплетничают от скуки. Таким образом они реализуют потенциал своей психики, замещают занятость болтовнёй. Инструмент эффективный, но есть минусы.

Во-первых вместо клеветы и обсуждений лучше ходить. Гулять по лесу, просто передвигаться по городу. В силу своих возможностей как можно больше ходить. О пользе пеших прогулок я писал статью, почитайте вот здесь .

Во-вторых осуждение и обесценивание других людей, это проявление токсичности, внутренней агрессии, неудовлетворённости собственной жизнью. Поэтому важно следить за тем, как именно происходит болтовня. Это просто обсуждение или оно переходит в осуждение? Это просто анализ или вы пытаетесь обесценить?

Одно дело поговорить о том, какой у соседа красивый балкон. Небось и погреб есть и сетка от комаров. Живут же люди, шик, блеск!

Другое пытаться обесценить. Машина дорогая, но он наворовал. Жена красивая, да по мужикам лазит. Изменяет ему, сто процентов!

Если публикация показалась вам полезной и интересной, прошу поставить лайк и поделиться ей в соцсетях. Не забывайте подписываться на канал. Спасибо!

Ситуации, к которым может быть применимо данное высказывание, к сожалению, не редко возникают в жизни. Многим людям свойственно относиться терпимо к своим недостаткам, но с большим удовольствием они критикуют и осуждают мелкие промахи других.


Существует несколько вариантов звучания данного выражения не только в русском языке, но и во многих языках мира. И здесь хотелось бы коснуться истории его возникновения.


Не обвиняйте, чтобы не быть обвиненными, ибо в какой вине обвиняете, в такой и вас обвинят, и какою мерою мерите, такою и вам отмерят.

Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь?

Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу?

Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.

Не давайте священножертвенного псам, чтобы они, обратясь, не растерзали вас, и не рассыпайте жемчужин перед свиньями, чтобы они не растоптали их ногами своими.

Просите, и будет дано вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо каждый просящий — получает, ищущий — находит, а стучащему — отворяют.

Есть ли среди вас такой человек, который подаст сыну своему камень, если тот попросит у него хлеба?

Или, если тот попросит у него рыбы, подаст змею?

Поэтому, если вы, будучи грешны, способны творить благодеяния детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный ниспошлет блага тем, кто просит у Него об этом.

Итак, чтобы люди делали вам все то, что вы хотите, то же самое делайте и вы им. В этом суть закона и писаний пророков.

Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри — хищные волки; их вы узнаете по плодам дел их. Разве собирают с терновника виноград или с репейника смоквы?

Так же и любое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а прогнившее дерево приносит плоды гнилые.

Не может ни хорошее дерево приносить гнилые плоды, ни прогнившее дерево приносить хорошие плоды.

Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.

Так что их вы узнаете но плодам дел их.

В Царство Небесное войдет не тот, кто обращается ко Мне: Господи! Господи! — но тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем изгоняли бесов? Не Твоим ли именем совершили множество чудес?

И тогда Я возвещу им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, творящие беззакония!

Итак, каждый, кто слушает эти слова Мои и поступает согласно им, уподобится благоразумному человеку, который построил дом свой на скале.

И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он не разрушился, потому что был воздвигнут на скале.

А каждый, слушающий эти слова Мои и не поступающий согласно им, уподобится безрассудному человеку, который построил свой дом на песке.

И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры и налетели на этот дом, и он разрушился, и шумным было падение его.

На этом Иисус закончил речь Свою; народ же поражался учению Его, потому что в отличие от книжников и фарисеев, Он учил словно по вдохновению свыше.

Варианты в русском языке

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона дает такой вариант:

  • Сучец в чужом глазу видишь, а в своем и бревна не видишь.

Большой словарь русских поговорок:

  • В чужом глазу порошинку видишь, а в своём пенька не видишь.
  • В чужом глазу соломинку видеть, а в своём бревна не замечать.
  • В чужом глазу порошинка велик сучец; в своем и бревна не видать.

В копилке народной мудрости есть и такие варианты:

  • В чужом глазу щепку видим, а в своем и бревна не замечаем.
  • В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.

Выходит, что выражение, впервые упомянутое в Библии (Новый Завет, Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 3), так полюбилось народу, что прочно вошло в обиход. Но в любом случае значение его остается неизменным. Так говорят о человеке, который у других замечает мелкие недостатки, но не обращает внимания на свои собственные:

  • В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает.

Про бревно в глазу

Почти у каждой национальности есть подобные пословицы, вот некоторые из них:

— У кого много недостатков, тот легко находит их у других (Адыгейская пословица).

— Не замечать своих недостатков — страшнее всех других недостатков (Персидская пословица).

— Без недостатка только Бог, без грязи только вода (Казахская пословица).

— Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга (Турецкая пословица).

— У любимого недостатков не видишь (Корейская пословица).

— Глупый никогда не видит своих недостатков, а всегда их ищет в других (Персидская пословица).

— Друга без изъянов не бывает; если будешь искать изъян, останешься без друга (Китайская пословица).

— Много недостатков замечают, если мало любят (Английская пословица)

— Если жене не укажешь на её недостатки, она будет находить их в тебе (Абхазская пословица)

— Кто рассказывает тебе о недостатках других, тот расскажет другим о твоих недостатках (Крымско-татарская пословица).

Как оказывается, многие совершенно не понимают, почему, если видишь чужой недостаток, то он есть и в тебе? Точнее, на подсознательном уровне конечно же все понимают, что это так, но как обосновать такое утверждение логикой?

Часто, когда кто-то из друзей или близких кого-то обсуждает, я в очередной раз упоминаю эту пословицу, на что в ответ слышу оправдания, что мол я совсем не такой. Но с формулировкой пословицы, как ни странно, соглашаются все. Факт недопонимания налицо…

Я все думал, какую же привести аналогию, чтобы очень четко проиллюстрировать смысл этой пословицы. Напридумывал их множество, но всё не совсем то. Или даже совсем не то.

В предыдущей редакции этого поста здесь была аналогия, связанная с животными. Но по происшествии 3-х лет, она кажется мне неудачной.

Очевидно, что чужие недостатки могут увидеть все, но данная пословица относится только к тем людям, которые видя чужие недостатки начинают проявлять негативные эмоции.

— Позитивный (добрый) человек никогда не видит зла в нехороших поступках других людей. Скорее всего он будет считать такие поступки либо невезением, либо минутной слабостью, либо стечением обстоятельств, либо недостатком образования и так далее. Вместо злобы у него будет желание помочь и научить, в вместо зависти — радость, что кому-то повезло.

Напоследок, в тему поста, забавное стихотворение А.С.Пушкина:

Что не является сплетнями?

. Желание и стремление говорить правду с хорошими намерениями заинтересованным сторонам, то есть делиться информацией с теми, кто имеет право на такие сведения. Например, домочадцы Хлои рассказали апостолу Павлу о проблемах в церкви в Коринфе (1 Кор. 1:11).

.Увещевание непосредственно человека с целью помочь ему оставить ошибки или грехи.

. Наставление друг друга на путь служения Господу с указанием недостатков человека, препятствующих этому, высказанное с любовью, без осуждения.

Что побуждает клеветать и сплетничать?

Во-первых, гордыня и большое самомнение. Люди, стремящиеся возвыситься, желающие славы, успеха, ненавидят тех, кто достиг большего, стал успешнее их. Поэтому, произнося что-либо порочащее, приуменьшая успехи других, они ощущают собственное превосходство.

Во-вторых, низкая самооценка. Тот, кто не уверен в себе, унижая других, компенсирует неуверенность в собственных силах.

В-четвертых, зависть. Это страшное чувство может довести до желания унизить более успешного и талантливого человека. Зависть — нравственная болезнь, накопление обиды, приводящее к полному разрушению жизни человека.

В-пятых, злоба. Она порождает преднамеренную клевету. Злоба возникает из-за желания отомстить. Ложь, клевета, ненависть являются главным оружием дьявола. Поэтому люди, которые клевещут и сплетничают, поступают, как он и не смогут избежать заслуженного наказания.

О сплетнях и клевете

Библия о сплетнях

Человек — существо любопытное. В каждом заложено желание узнать что-то новое, интересное. И не только узнать самому, но и рассказать другим. Иногда рассказываемое нами — доброе и позитивное, но, бывает, рассказываем мы что-то, не делающее нам чести и даже являющееся грехом.

Типы разговоров между людьми, которые являются грехом:

. Намеренная клевета, распространение слухов, злословие с целью навредить, испортить мнение окружающих о ком-то, опорочить его в глазах других, сделать тому человеку больно. Намеренное злословие всегда является грехом.

. Пустые, праздные разговоры, пересуды и сплетни, не имеющие целью навредить человеку. Эта беспечная болтовня о других тоже иногда способна подорвать дружбу, разрушить брак и будущее человека.

. Злоупотребление доверием. Это, пожалуй, самый болезненный тип сплетни для жертвы. Иногда, делясь личными подробностями своей жизни с близкими людьми, человек надеется, что эта информация не пойдет дальше, но часто его доверие бывает обмануто.

Печальные последствия клеветы

Передавая сплетни, человек может не знать, что передает ложную информацию, однако, все равно будет повинен во лжи.

На протяжении жизни каждый из нас сталкивался с сплетнями и клеветой в свой адрес. Их воздействие в зависимости от нашего восприятия, оказывает на нас определенное воздействие. Кто-то не обращает внимание, а кто-то ночами, уткнувшись в лицо подушкой, проводит ночи навзрыд, не понимая, как такое могло произойти.

В свое время, я решил исследовать данную тему и пришел к неожиданным выводам. Предлагаю вам ознакомиться с ними ниже.


  • Клевета присуща дьяволу (Откр.12:10).
  • Сплетни и клевета присущи нечестивым людям (Рим.1:29,30).
  • Сплетни и клевета присущи плотским людям, находящимся в церкви (2Коринф.12:20).
  • Сплетни нравятся и присущи глупым людям (Прит.18:7-8).
  • Сплетни и клевета присущи бездельникам (1Тим.5:13).
  • Сплетни и клевета присущи людям, которые ненавидят других (Пс.40:6-9).

Заметьте, Писание нам ясно показывает, что люди, искренне любящие Господа, не будут сплетничать о своих ближних. Они не будут говорить лжи о них. Делание греха не присуще возрожденной природе человека.

Думаю, у каждого из нас есть примеры, когда сплетни или клевета разрушали самое ценное, что есть между людьми – их отношения. К сожалению, перед тем, как разрушить отношения с человеком, о котором узнали что-то ужасное, мало кто подойдет и спросит лично, а насколько услышанное им является правдой? Почему-то сплетникам часто верят больше на слово, нежели друзьям или очевидным фактам, которые говорят совершенно об обратном.

Зачастую именно лукавые и коварные люди становятся сплетниками и клеветниками, болтливость которых ведет к разрушительным последствиям.


  • Сплетни рождают недовольство (Прит.25:23)

Писание говорит нам об очевидных фактах, что как с севера идет дождь, что является естественным, то очевидно, что сплетни и клевета рождают недовольство.

Как часто мы можем быть свидетелями того, что наговоры друг на друга становятся причиной ссор и злобы людей? И этот факт существует и он губителен для церкви Божией.


  • Сплетни и клевета являются причиной уныния, злословия, раздражения, неверности, ухода с церкви и т.п.

Иногда за собой замечал подобные настроения, когда узнавал, что обо мне говорят различные глупости. Со временем просто перестал обращать внимание. Ведь если я слишком сильно буду на этом концентрировать свое внимание, то ясно, что очень много думаю о своем авторитете. А это не есть гуд.

Отношение верующего человека к клевете и сплетням

Очень важно понимать тот факт, что Писание обязывает верующего человека относиться к сплетням следующим образом:

О, как важно прислушаться к этим словам. Ведь никаких сплетен и клеветы никогда бы не было, если бы верующие уничтожали ее на корню тем, что не распространяли их. О, если бы каждый верующий человек заключил завет с своими устами, чтобы ничего нечистого не исходило из них, то наше общение было бы намного эффективней.

Иов говорит: " не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!" (Иов.27:4)

Услышав что-либо плохое о наших братьях и сестрах, одним из способов остановить сплетни, это попросить сказать все то же самое, только в их присутствии. И знаете, что вы обнаружите? Мало кто захочет так поступить, ибо зачастую они относятся к тем библейским характеристикам клеветников и сплетников, о которых мы уже прочитали. Таким образом, возлюбив Бога и Его Слово, мы будем останавливать поток сплетен.


  • Не клевещет в ответ и не принимает поношения на ближнего.

Давид взывает к Богу: "Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?"(Пс.14:1)

И сам же отвечает: "кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего" (Пс.14:3)

Оказывается, верующий человек удостаивается чести пребывать в Божьем присутствии, если он непорочен и хранит истину в своем сердце, не говорит неправды и лжи на своего ближнего, более того, даже не принимает ее!

Очень часто благочестивые христиане ненамеренно становятся свидетелями сплетен или клеветы на брата или сестру. Что делать в таком случае? Не принимать услышанного, ибо существует опасность стать на сторону дьявола, который неизлечимо болен тем же и заражает многих людей.

Как не стать на путь сплетен и клеветы?

Мудрый христианин никогда не станет на путь сплетен и клеветы, так как знает, что это неугодно и противно Богу. Он будет всячески избегать грехов языка, понимая, что ничто нечистое и должно исходить из уст человека. Священное Писание учит нас, что: " Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду". (Пс.36:30)

О, как важно, чтобы христиане изрекали слова мудрости, которые будут назидать и наставлять церковь, а не разделять и усугублять отношения друг с другом и Богом. Именно праведники, в сердце которых истина, будут стремиться к миру и любви.


  • Хранить свой язык и удерживать его от зла

Библия много говорит о грехах языка и о важности хранить свои уста. Очень часто слово может как убить, так и поднять человека.

С бдением стоять на страже своих уст для того, чтобы не грешить перед Богом – вот одна из приоритетных задач христианина по отношению к успешному духовному росту.

Человек, который духовно растет, всегда будет наблюдать за своими путями. Он будет обуздывать свой язык, когда слышит поношения на своих ближних (Пс.33:13-15).

Христиане, удерживающие свой язык от зла, будут видеть благо на протяжении своей жизни. Господь учит и повелевает нам удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

Вместо вражды нужно искать мира, вместо зла нужно делать добро.

Будем же медленными на слова, не предаваясь болтовне, которая приводит к греху перед ближними и Богом. Пред тем, как что-то сказать – нужно обдумывать, а не принесет ли сказанное мною, вред моему ближнему? Не будет ли это поношением на его личность?

Псалмопевец знает, о чем он говорит. Дорогие друзья, чем наполнено наше сердце, то будут говорить и наши уста. Если наше сердце будет наполнено Словом Божьем, размышлениями о Боге и Его деяниях – мы будем об этом говорить. Если же мы наполнены ложью и сплетнями – мы будем их передавать.

Читайте также: