Что думает пилат о виновности иешуа после его признаний

Обновлено: 04.07.2024

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, за свою жизнь привык командовать и управлять, выносить приговоры и принимать самые разнообразные решения, пусть даже и жестокие, и бесчеловечные. Он постоянно чувствует себя одиноким, ведь у него есть лишь один верный друг — его пёс. Однако встреча с Иешуа перевернула жизнь прокуратора, заставив усомниться практически во всём.

Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, предстал перед Понтием Пилатом в качестве преступника. Говорили, что он подговаривал людей к восстанию, однако на самом деле Иешуа просто разговаривал с ними. После нескольких минут общения с Га-Ноцри прокуратор осознал, что перед ним стоит необыкновенный человек. Необычайно умный, тонкий и глубокий, Иешуа замечал то, чего не замечали другие, чего не замечал и сам Понтий Пилат. Возникало ощущение, что в душе Иешуа царила гармония, о которой Пилату можно было только мечтать в перерывах между мучительной головной болью, терзающей его уже много лет. Однако прокуратор Иудеи испугался. Испугался необычного человека, испугался осуждения со стороны своего народа, банально испугался поступить не так, как ожидают другие люди — и приговорил невиновного Иешуа к казни.

После данного решения, которое с течением времени оказалось поистине судьбоносным, изменилось всё. Умирая, Иешуа сказал, что трусость — это самый страшный порок, и Понтий Пилат полностью осознал и прочувствовал это. На протяжении очень долгого промежутка времени он страдал и терзался тяжёлыми мыслями, но осознав свой грех и раскаявшись, Пилат обрёл покой и вновь встретился с Иешуа, на этот раз — в другом мире и без дальнейшего расставания.

2 вариант

Центральной в романе М.А.Булгакова является тема добра и зла. Многие моменты затронуты писателем философски, так как он стремится к тому, чтобы дать читателю возможность самому сделать выводы о событиях, разворачивающихся в произведении. Так, мысли и поступки героев Ершалаимских глав романа, прокуратора иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, являются особенно удивительными и интересными.

Остаток жизни Понтий Пилат проводит, раскаиваясь в своём грехе. В финале произведения Иешуа Га-Ноцри прощает прокуратора, дарует ему вечную свободу. Теперь ничего не мешает им продолжать свой разговор, о чём несчастный прокуратор грезил столько лет.

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений

Иешуа — милосердный человек с собственным мировоззрением. Многие исследователи творчества Булгакова говорят, что прототипом стал Иисус Христос. Однако Иешуа не описан как божественное явление. Это обычный человек.

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи. И Иешуа предстает перед ним в качестве преступника. Его судили за заговор. Будто бы Иешуа подговаривал всех к восстанию.

При разговоре героев у прокуратора сильно болит голова. Поэтому он не был заинтересован говорить с преступником. Но чем дальше, тем больше Понтий Пилат проникается к Иешуа, чувствуя к нему огромный интерес. Прокуратом смятен, когда Иешуа избавляет его от головной боли.

Иешуа Га-Ноцри не понимает насилия, но всегда готов к всепрощению. Несмотря на все пройденные трудности и испытания, он искренне улыбается и рад жизни. Он никого не винит в своей смерти.

Иешуа считает всех людей добрыми, он верит в духовную силу человека. Даже Марк Крысобой для него хороший человек. Пилат же утверждает, что все люди по природе своей злы и лживы.

Понтий Пилат – вершитель судеб – по-настоящему одинок. Единственный его друг – верный пес.
Поэтому для героя встреча с Иешуа является переворотной. Он задумывается о тех мыслях, которые проповедовал Иешуа. Он хочет спасти героя, он ищет различные варианты для этого. Однако боязнь ответственности мешает Понтию что-то сделать для философа.

Иешуа мог бы сказать неправду, чтобы защитить свою жизнь. Но он не привык лгать и не делает этого согласно своим принципам.

Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, и позже ему приходится раскаяться за это. Перед казнью Га-Ноцри утверждает, что главный человеческий порок – трусость. Пилат осознает, что поступил неправильно. Совесть мучает его. Он хочет оправдаться перед философом и главное перед собой и приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Однако это не приносит утешения. Прокуратор искренне желает оказать помощь ученику Га-Ноцри, Левию Матвею. И тот действительно видит, как меняются поступки Понтия Пилата. То есть Иешуа Га-Ноцри смог изменить, сделать добрее хотя бы одного человека. Пилат поверил арестанту, понял его мировоззрение.

Образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри совершенно не похожи друг на друга. Суровый и могущественный прокуратор и нищий философ. Не смотря на это, они находят друг в друге хороших собеседников.

Жить с угрызениями совести придётся прокуратору всегда, он никогда не избавиться от раскаяния.

Все люди совершают ошибки. Но необходимо извлекать из них уроки и стремиться к высокому – вот, что хотел сказать Булгаков.

Иешуа прощает Понтия Пилата. Только после освобождения пойдут они вместе по дороге вечности, чтобы продолжить свой разговор. И в этом другом мире они обретают покой и вечность для рассуждений.

Цель урока: выявление библейских мотивов в романе, сравнение библейского сюжнта и романа; формирование у учащихся своего видения нравственно- философской проблематики романа; развитие умения решать основной философско-нравственный вопрос об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.

- через анализ содержания отдельных глав произведения рассмотреть нравственно-филосовские проблемы романа;

- рассмотреть новаторство Булгакова в изображении библейского сюжета;

- развивать умение анализировать текст художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать творческое воображение и ассоциацио-логическое мышления учащихся;

- воспитать такие нравственные качества личности, как умение любить и сострадать; уяснить нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель: ценность человеческой личности, ответственность человека перед Богом и совестью за свои поступки.

Методы, применяемые на уроке:

- текст художественного произведения;

- иллюстрации к роману;

- фрагменты одноимённого фильма Владимира Бортко.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

І . Организационный момент

ІІ . Мотивация познавательной деятельности

Определение своеобразия жанра и композиции: роман в романе.

Беседа по вопросам.

- К какой сюжетной линии романа они имеют отношение? (К библейской); к каким главам? (ершалаимским).

ІІІ. Определение темы, определение задач урока.

(Учащиеся определяют тему урока).

Постановка проблемного вопрос а

- Итак, нам предстоит ответить на вопрос: почему так сурово был наказан прокуратор Иудеи Понтий Пилат? Какую роль в романе играют главы, посвященные Пилату и Иешуа Га-Ноцри?

І V . Анализ содержания романа

4.1 . Знакомство с героями ершалаимских глав.

Запишите действующих лиц, с которыми вы встречаетесь в этих главах.

- Почему Понтий Пилат – главный герой этих глав?

- Роман, принадлежащий перу Мастера, - это тот стержень, на котором держится всё произведение. В его основу положены определённые главы Нового Завета. Но расхождения художественного произведения с богословским текстом очевидно. Давайте мы найдём эти расхождения. От Вас никто не требует точного знания Библии, эти сведения вы получите. От вас требуется знание текста.

4.2. Работа с таблицей (Приложение 2) .

- У вас на столах имеются карточки с таблицей, две графы которой заполнены, ваша задача – заполнить третью графу.

(Все участники команды работают на одном листе бумаги с таблицей, по очереди вписывая по одному пункту).

4.3. Работа с главами романа (Приложение 3).

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? Откройте предложенные главы романа, внимательно просмотрите их и ответьте на вопросы.

V . Анализ второй главы романа

5.1. Беседа по вопросам. Работа в парах

1. Вспомните, что является одним из основных способов раскрытия характера героя; в нём автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. (Литературный портрет).

2. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью пятый прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки. Найдите во второй главе портретное описание Иешуа и Понтия Пилата. Сделайте вывод. (Самостоятельная работа).

3. Как портрет раскрывает характеры героев? Сравнивая портреты, подумайте, какой приём используется автором? (Работа в группах).

Вывод. Прием, используемый автором, – антитеза.

4. Но сейчас Пилат страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета. Какой? (Глазам).

Второй прием, раскрывающий характер героя. Художественная деталь, как вы понимаете, играет огромную роль в произведении. Проследите по тексту, выделяя ключевые слова, как меняются глаза Понтия Пилата (Работа с текстом).

Вопросы к классу:

2. Боится ли Иешуа Понтия Пилата? (Нет. Он без страха будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он боится опять пережить физическую боль (по приказу прокуратора Крысобой бил его).

3. Высокие обязанности прокуратора заставляют Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос. В чем Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к разрушению ершалаимского храма).

5.2. Просмотр кадра из фильма В. Бортко.

На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники. Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину (Пьер Безухов, Андрей Болконский, Родион Раскольников, Александр Андреевич Чацкий).

5.3. Работа в тетрадях.

- А что истина, по вашему мнению? Запишите свой ответ.

Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое истина?

5.5. Беседа по содержанию произведения.

2. Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?

(Понтий Пилат принимает решение в пользу Иешуа после его признаний, он решает объвить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора).

3. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказываться от своего первоначального решения?

4. Перед какой нравственной проблемы встаёт Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия? (Понтий Пилат встаёт перед выбором, спасити ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью).

6. Почему прокуратор хочет спасти Иешуа? (Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он одинок. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом, поэтому Пилат решает спасти Иешуа от казни.)

7. Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден? (Компромисс для Иешуа невозможен. Пойти на компромисс – значит пойти против истины. Истина для него оказывается дороже жизни.)

10. Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? (Когда казнь уже предотвратить невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа: после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа лёгкую смерть, приказывает совершить погребение тел, казнённых в тайне. Санкционирует убийство предавшего его Иуды: эту обязанность возлагает на Афрания. Подбрасывает деньги Каифе. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совесть.)

12. В чем заключается наказание Понтия Пилата? Как воспринимает герой свое наказание? (Наказание Пилата – в его бессмертии. Герой ненавидит свое бессметрие, ибо это бессметрие предателя.)

- Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

- В начале урока мы оствили без ответа вопрос: почему прокуратор Иудеи, а не Га-Ноцри, - главный герой для самого автора? Почему? (С образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе.)

- Перечислим проблемы и запишем в тетрадь, так как они будут решаться содержанием всего романа:

1. Проблема личного выбора.

2. Проблема ответственности за содеянное.

3. Проблема власти.

4. Проблема веры и безверия.

5. Проблема истины (что такое истина?).

6. Проблема смысла жизни, человеческого существования.

7. Проблема верности и предательства.

8. Проблема добра и зла.

9. Проблема милосердия и всепрощения.

- Добро и зло не только у Булгакова, а вообще в мире находится в постоянной борьбе, в постоянном противостоянии. И мне хотелось бы в этой связи привести слова Бориса Пастернака:

«Верю, я придет пора,

Силу подлости и злобы

VI . Подведение итогов урока.

6.1. Заполнение листа самооценивания на уроке:

Знание содержание романа (домашнее задание).

Работа в команде.

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Участие в диалоге.

6.2. Рефлексия.

Роман посвящен вечным проблемам, они существуют и в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно.

Запишем выводы по первой сюжетной линии романа: Иешуа не Иисус Христос, он сын человеческий, несущий идеалы добра, сострадания, истины и внутренней свободы. Главный герой – Понтий Пилат, с образом которого связана проблема ответственности за свои поступки. Самый большой порок – трусость.

Как Понтий Пилат выносит приговор Иешуа.
Глава 2. Понтий Пилат. Деталь.

«- Так помолись ему! Покрепче помолись! Впрочем… - тут голос Пилата сел

(тот Бог, в которого верит Иешуа, не имеет понятия о милосердии),

- это не поможет. Жены нет? – почему-то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит

(без бога, без семьи, без царя в голове, одними иллюзиями и жаждой власти живет Иешуа).

- Нет, я один.
- Ненавистный город… - вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а руки потер, как бы обмывая их

(язык тела Пилата говорит о том, что вызывает в нём брезгливость Иешуа),

- если бы тебя зарезали перед твоим свиданием с Иудою из Кириафа, право, это было бы лучше

(надо было давить в зародыше коммунистические бредни сожалеет прокуратор).

- А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант

(это лицемерная игра),

и голос его стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить

(проверяет произведенное впечатление Иешуа, должен он быть уверен, что попадет под покровительство Афрания, не должен его защищать и оправдывать прокуратор).

Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал:
- Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

(к сожалению, много раз в истории отпускал и миловал царь Николай Второй людей, говоривших куда более страшные вещи)

О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место?

(пришло время, и царь занял это место)

Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесёшь хотя бы слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня!

(самой смерти недостаточно Иешуа, столь опасны его речи для здоровья общества)

Повторяю тебе: берегись!
- Игемон…
- Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон

(изо всех сил гонит от себя несчастный отец в отчаянии иллюзорную надежду на исцеление сына, снова и снова терзающую его душу).

– Ко мне! – крикнул Пилат.
И когда секретарь и конвой вернулись на свои места, Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га-Ноцри, и секретарь записал сказанное Пилатом.

Перед какой нравственной проблемой встает Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия?

когда и почему меняеться отношение прокуратора к бродячему философу?

В тот самый момент, когда Пилат осознал, что императору донесут, что он, Пилат, мог помиловать опасного преступника, рассуждавшего о государственной власти ("настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть"), - Пилат понимает, что нет другого выхода, кричит: "На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! ". и все кончено для Иешуа.
Пилат ИСПУГАЛСЯ, а трусость - самый тяжкий грех.

Забота такая- в любом случае кто то пострадает, либо Иешуа, либо сам Пилат. И Иешуа жалко, но и "своя рубашка ближе к телу". Вот и думай, то ли спасать Иешуа, пожертвовав собой, то ли "Умыть руки". Пилат "умывает руки",но позже в записях Левия видит выскзывание "Нет худшего порока чем трусость.. "-и ему становится совсем хреново. Плюс в довершение проблем болит голова, и так ни до чего. А отношение меняется оттогочто так как Пилат по сути честный человек, воин, он винит что проповедь Иешуа по сути мирная, добрая,

Пилат стоит перед выбором: казнить или спасти. Хочет спасти, потому что знает, что Иешуа не виновен (сам Пилат разделял многие идеи Иешуа) , он чудаковат, наивен. его взгляды противоречат устройству общества, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора (поэтому изменил отношение) ! И у Понтия Пилата сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет (не помню куда) . Но какой-то там Иуда его оклеветал, и Пилат боясь доноса, боясь погубить собственную карьеру, пошел против своих убеждений и приговаривает Иешуа к казни. И после этого мучается (ему снились какие-то сны, где они вместе шли по лунной дорожке и беседовали)

Конфликт

М. А. Булгаков в своем произведении демонстрирует столкновение точек зрения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которые по-разному рассматривали человека в мире.

Казнь

Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

Раскаяние

Встреча Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри становится решающей для судеб обоих персонажей. Пилат, принимая свое решение, уже понимал, что совершает огромную ошибку. Однако он побоялся что-либо сделать в защиту Иешуа.

Спор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри не превращает героев во врагов, эти одинокие люди находят друг в друге интересных людей, с которыми можно беседовать о жизни и о ее сути.

Понтий Пилат проникся словами бродяги, который заставил его задуматься над собственной жизнью. Пилат до конца понял, что его власть ему ненавистна, как и город Ершалаим, в котором ему приходилось работать.

Он раскаивается за свой поступок, пытается загладить свою вину перед казненным Иешуа и приказывает убить Иуду из Кириафа, который являлся предателем Га-Ноцри.

В финале произведения Иешуа прощает Понтия Пилата. Это плата за его раскаяние.

Мастер и Маргарита

Цель первых уроков – показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Слово учителя

Роман, принадлежащий перу Мастера, – это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного произведения с богословским очевидно. Мастер создает оригинальное художественное произведение: в Евангелии от Иоанна, которое больше всего любил Булгаков, не идет речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса.

Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек. Почему? Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?

Опальный некогда роман посвящен земной жизни, и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

Для анализа берутся главы 2, 16, 25, 26, 32-я, эпилог.

Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя – Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки.

Но сейчас он страдает от головной боли. И о его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета – глазам.

Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше. Но стоящий перед ним человек заинтересовал его еще и речами.

Боится ли арестант Понтия Пилата?

Он боится опять пережить физическую боль (по приказу прокуратора Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать людей?

Как развивает это понятие Иешуа?

Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое?

Объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора. Почему? Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся ее потерять. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказаться от своего первоначального решения? Проследим это по тексту.

Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из-за уважения. А тогда из-за чего?

Что же прочитал Понтий Пилат в этом пергаменте?

Иешуа несколько позже произнесет это вслух, и окажется, что разговор об истине еще не закончен.

Принимает ли Понтий такую истину?

Комментарий учителя

Человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предаст Иешуа.

Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому, понимая, что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная – только нравственная.

И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, «все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Почему же возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас?

Какой еще поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести?

Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.

Найдем эти слова в главе 25. Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

Комментарий учителя

Вот оно – возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя. Какое приказание и как отдаст он начальнику тайной полиции? Прочитаем этот диалог двух умных людей, уважающих, понимающих друг друга, но все-таки опасающихся говорить открыто. Этот разговор полон недомолвок и полунамеков. Но Афраний прекрасно поймет своего господина.

В рассматриваемых нами главах действует еще один герой. Это Левий Матвей.

Как поведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа.

Он сумел устроиться в расщелине на камне. Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти своего учителя?

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем?

Он снимет его тело со столба и унесет с вершины горы.

Вспомним разговор, который состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвеем. (Глава 26-я). Почему можно сказать, что Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа?

«– Почему? – темнея лицом, спросил прокуратор, – я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:

И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознает свое торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.

Как судьба наказала Пилата за его трусость? (Глава 32).

Комментарий учителя

Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

«– Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, – тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: – Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа. Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?

«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

– Ну, конечно, не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – это тебе померещилось.

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад?

Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их.

Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.

Домашнее задание по вариантам

2. Выбрать материал, касающийся:
а) истории Мастера,
б) изображения мира искусства в романе,
в) общей атмосферы жизни 30-х годов.

В.Г. Боборыкин. М.А. Булгаков. М.: Просвещение, 1991

В. Лакшин. Мир Булгакова. Литературное обозрение. 1989. № 10, 11

М.О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Дата публикации: 31.05.2018

Цели : прикоснуться к удивительному миру творчества М. Булгакова, отметить высокую художественность романа, его стилевые особенности, понять замысел писателя;

размышлять о добре и зле, милосердии и справедливости, воспитывать внимание человеку и его судьбе;

учить анализу художественного произведения.

Оборудование : выставка книг о Христе,

репродукции картин Н. Ге, Н. Крамского, А. Рублева, А. Иванова и др.

«Блажен,кто верует; тепло тому на свете.

Воистину блажен! Воистину тепло!

Блажен,кто миновал предательские сети,

Кого на миг смутить сомненье не могло;

Как ни жилось ему – легко иль тяжело,

2) Актуализация опорных знаний учащихся.

/ Урок-заседание, беседа с элементами диспута. Класс делится на три группы:

- текстологи – работают с текстами,

- библиографы – знатоки биографии писателя – дают исторические справки,

-аналитики – анализируют высказывания, делают выводы/.

4) Проблемный вопрос: почему носителем высшей истины является не богочеловек, а сын человеческий, а главным героем ершалаимских глав романа становится Понтий Пилат.

5) История создания романа.

Роман сложен и многопланов, богат героями, мыслями, формами. Здесь переплетается античная эпоха, фантастика, современность. В романе выделяются три линии:

- Понтий Пилат и Иешуа;

- Воланд и его свита;

- Мастер и Маргарита.

Сегодня мы рассмотрим первую линию Понтий Пилат и Иешуа.

Назовите произведения, авторов, художников, в которых получили свое развитие темы образа Христа, Понтия Пилата.

6) Изучение нового.

Избранное чтение главы 2.

Обратить внимание на художественность текста, мастерство Булгакова, назвать выразительные средства текста.

- Как ведет себя Понтий Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?

- Что думает Понтий Пилат о виновности Иешуа после его признания?

- Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?

- Почему опытный воин был храбр на поле боя и труслив здесь? Чего он боится?

- Кто такой Иешуа? Прочитать как изображен портрет Иешуа. Обратите внимание с помощью каких средств передается выразительность портрета героя.

- Кто перед нами Бог или человек? Во имя чего живет? Каковы его жизненные принципы? Сопоставьте его с Евангельским Иисусом Христом.

- Иешуа проповедует всепрощение, он утверждает, что злых людей нет на свете. А как вы думаете? Согласны ли вы с Иешуа? А как думает Булгаков? Как вы думаете, почему Булгаков переосмысливает Евангельский сюжет?

- Что предпринимает Понтий Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?

- Как ведет себя Пилат, когда предотвратить казнь уже невозможно?

- Что заставляет Понтия Пилата пойти против совести?

- Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?

- Что переживает Понтий Пилат после смерти Иешуа?

- Каково наказание, уготованное Понтию Пилату?

- Как воспринимает герой свое бессмертие? Почему оно его так пугает?

/Рассуждение о вечности святителя Тихона Задонского/.

- Зачем Понтий Пилат приказывает убить Иуду? Зачем зовет Левия Матвея к себе?

- Почему так мало говорится о предательстве Иуды и так много о предательстве Понтия Пилата?

Вывод : Пробудившаяся совесть заставляет Понтия Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Когда казнь остановить уже нельзя, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство Иуды. Но эти попытки не позволяют Понтию Пилату искупить вину, очистить совесть. Трусость не позволяет сильному и властному человеку сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступиться от открывшейся ему истины. Наказание Понтия Пилата в его бессмертии, в неотвратимой неизбежности помнить о своей трусости. Это бессмертие предателя.

7. Закрепление изученного.

Что делает Понтия Пилата главным героем в булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно – философских проблем: проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования.

1. Булгаков переосмысливает Евангельский сюжет. Иешуа – не сын Божий, а сын человеческий, несущий идеал добра, сострадательности и отваги.

2. Главный вопрос – вопрос нравственной ответственности человека за происходящее вокруг( не только наделенного властью, но и любого).

3. Самый большой порок, по мнению писателя, - трусость, боязнь, из соображений карьеры, стремления сохранить привычный образ жизни, поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности?

Понтий Пилат задает вопрос Иешуа:

- Веришь ли ты в каких-нибудь богов?

- Бог один, в него я верю.

- Вера в доброту – главное определяющее качество Иешуа./ Он Бог царства добра/

- Маргарита верит в любовь, обретает счастье с Мастером.

- Мастер теряет веру в свой талант, сжигает роман, ищет и обретает покой.

- Бездомный Иван веры не имеет, изменяется лишь в конце романа.

- Буфетчик Босой верит во всемогущество денег и т. д.

- А во что верите сегодня вы?

8. Домашнее задание:

Во что верят герои романа, каков результат их веры, что с ними происходит?

Читайте также: