Что должен знать человек чтобы защитить свои права в казахстане

Обновлено: 28.06.2024

В Конвенции о правах ребёнка объясняется, кто такие дети, а также перечисляются все их права и обязательства правительств. Все права взаимо связаны, все они одинаково важны и не могут быть отняты у детей.

Ребёнком является каждый человек, не достигший 18 лет.

Статья 2: Отсутствие дискриминации

Все дети в равной степени обладают предоставленными им правами вне зависимости от того, кем они являются, где проживают, на каком языке говорят, какую религию исповедуют, каковы их взгляды, как они выглядят, мальчик это или девочка, есть ли у них инвалидность, богаты они или бедны, от того, кем являются, во что верят и что делают их родители или члены их семей. Ни один ребёнок не должен подвергаться несправедливому обращению. Для этого не существует ни одного основания.

Статья 3: В наилучших интересах ребёнка

В процессе принятия решений взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях. Все, что делают взрослые, должно быть направлено на наилучшее обеспечение интересов детей. Правительства обязаны обеспечить детям защиту и заботу со стороны их родителей или, в случае необходимости, других лиц. Правительства также должны обеспечить, чтобы лица и учреждения, ответственные за заботу о детях, хорошо выполняли свою работу.

Статья 4: Реализация прав

Правительства должны сделать всё возможное, для того чтобы каждый ребёнок в их стране мог пользоваться всеми правами, закреплёнными в настоящей Конвенции.

Статья 5: Руководящая роль семьи по мере взросления детей

Правительства должны позволить семьям и общинам руководить своими детьми, с тем чтобы дети по мере взросления обучались тому, как наилучшим образом осуществлять и пользоваться своими правами. Чем старше будут становиться дети, тем меньше они будут нуждаться в руководстве других.

Статья 6: Жизнь, выживание и развитие

Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Правительства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие детей.

Статья 7: Имя и гражданство

Необходимо регистрировать детей сразу после рождения и давать им имя, которое будет официально признаваться правительством. Дети должны иметь гражданство (принадлежность к определенному государству). Дети, насколько это возможно, имеют право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8: Идентичность

Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности: официальную запись о том, кем они являются, включая имя, гражданство и семейные связи. Никто не имеет права лишать детей их индивидуальности, однако если это произойдёт, правительства должны предоставить детям помощь для скорейшего восстановления их индивидуальности.

Статья 9: Сохранение единства семьи

Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключением случаев, когда они не получают надлежащего родительского ухода, например, когда родитель жестоко обращается с ребёнком или не заботится о нём. Дети, родители которых проживают раздельно, должны иметь прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это может нанести вред ребёнку.

Статья 10: Общение с родителями, живущими в другой стране

Если родители ребёнка проживают в другой стране, правительства должны предоставить ребёнку и его родителям право перемещаться между странами в целях продолжения общения и воссоединения.

Статья 11: Защита от похищения

Правительства должны запретить незаконный вывоз детей из страны, например похищение кем-либо или перемещение ребенка за границу одним из родителей или его удержание одним из родителей за границей, если другой родитель не давал на это своего согласия.

Статья 12: Уважение взглядов ребёнка

Дети имеют право свободно выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим их. Взрослые должны прислушиваться и воспринимать детей всерьёз.

Статья 13: Свободное выражение мнения

Дети имеют право свободно передавать информацию о том, что думают и чувствуют, будь то в устной, письменной или иной форме, а также посредством рисунков, если это не наносит вреда другим людям.

Статья 14: Свобода мысли и религии

Дети имеют право на свободу мысли, мнений и вероисповедания, однако это не должно препятствовать осуществлению прав других людей. Родители могут руководить детьми, для того чтобы по мере взросления они учились правильно пользоваться данным правом.

Статья 15. Вступление или создание групп

Дети могут вступать или создавать группы или организации и взаимодействовать с другими людьми, при условии, что это не наносит вреда другим лицам.

Статья 16: Защита частной жизни

Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Закон должен защищать личную и семейную жизнь, дом, общение и репутацию (или доброе имя) детей от любого посягательства.

Статья 17: Доступ к информации

Дети имеют право получать информацию из Интернета, радио, телевидения, газет, книг и других источников. Взрослые должны убедиться, что информация, которую получают дети, не нанесёт им вреда. Правительствам следует поощрять средства массовой информации к распространению информации из различных источников на языках, понятных всем детям.

Статья 18: Ответственность родителей

Статья 19: Защита от насилия

Правительства должны защищать детей от насилия, злоупотребления и небрежного отношения со стороны любого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 20: Дети, лишённые семейного окружения

Каждый ребёнок, о котором не может заботиться его собственная семья, имеет право на получение должного ухода со стороны людей, уважающих религию ребенка, культуру, язык и другие аспекты его жизни.

Статья 21: Усыновлённые дети

При усыновлении детей важнейшее значение имеет обеспечение наилучших интересов детей. Если ребёнок не может получить надлежащую заботу в своей стране, например проживая в другой семье, он может быть усыновлен в другой стране.

Статья 22: Дети беженцы

Дети, покидающие родную страну, по причине того, что в ней небезопасно оставаться, и переезжающие в другую страну в качестве беженцев, должны получать помощь и защиту и иметь те же права, что и дети, рождённые в этой стране.

Статья 23: Дети с ограниченными возможностями

Каждый ребёнок с инвалидностью имеет право на максимально достойную жизнь в обществе. Правительства должны устранить все препятствия, способные помешать детям с различными формами инвалидности стать независимыми и активно участвовать в жизни сообщества.

Статья 24: Здоровье, вода, питание, окружающая среда

Дети имеют право пользоваться наилучшими услугами системы здравоохранения, чистой питьевой водой, получать здоровое питание и жить в чистой и безопасной среде. Все взрослые и дети должны обладать информацией о том, как оставаться в безопасности и быть здоровыми.

Статья 25. Условия проживания ребёнка

Необходимо на регулярной основе проводить проверку состояния и условий проживания каждого ребёнка, помещённого на попечение с целью ухода, защиты или лечения, для того чтобы убедиться, что у ребенка всё хорошо и что место его проживания по прежнему отвечает наилучшим интересам ребенка.

Статья 26: Социальная и материальная помощь

Правительства должны оказывать материальную помощь или иную поддержку детям из малоимущих семей.

Статья 27: Питание, одежда, безопасное жильё

Дети имеют право на питание, одежду и безопасное жильё для своего полноценного развития.Правительства должны помогать семьям и детям, которые не могут себе позволить осуществление этого права.

Статья 28: Доступ к образованию

Каждый ребёнок имеет право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Среднее и высшее образование должны быть доступны каждому ребёнку. Следует поощрять детей получать тот уровень школьного образования, который в максимальной степени соответствует их способностям. Школьная дисциплина должна поддерживаться с учётом прав детей и без применения насилия.

Статья 29: Цели образования

Образование должно помочь детям в полной мере развить их личность, таланты и способности. Образование должно способствовать пониманию детьми своих прав и воспитанию у детей уважения к своим родителям, а также к правам, культуре и самобытности других людей. Образование должно помочь им мирно жить и защищать окружающую среду.

Статья 30: Культура, язык и религия меньшинств

Дети имеют право на свой язык, культуру и религию, даже если ими не пользуется большинство проживающего в стране населения.

Статья 31: Досуг, игры, культура, искусство

Каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в играх, культурных и творческих мероприятиях.

Статья 32: Защита от вредных условий труда

Дети имеют право на защиту от выполнения работы, которая может представлять опасность для здоровья, препятствовать их образованию или развитию. Если дети работают, они имеют право на безопасные условия и справедливую оплату труда.

Статья 33: Защита от вредных веществ

Правительства должны защищать детей от употребления опасных наркотических веществ, их производства, транспортировки или торговли такими веществами.

Статья 34: Защита от сексуальной эксплуатации

Правительства обязаны защищать детей от сексуальной эксплуатации, использования в сексуальной деятельности и сексуального совращения, в том числе людьми, принуждающими детей заниматься сексом за деньги или участвовать в производстве фото и видео материалов сексуального содержания.

Статья 35: Предотвращение случаев продажи и торговли

Правительства должны принять меры для предотвращения случаев похищения или продажи детей, контрабанды в другие страны или в места, где дети будут подвергаться эксплуатации.

Статья 36: Защита от эксплуатации

Дети имеют право на защиту от всех других форм эксплуатации (использования), даже если последние не перечислены в настоящей Конвенции.

Статья 37: Лишённые свободы дети

В отношении детей, обвиняемых в нарушении закона, не должна применяться смертная казнь, пытки, жестокое обращение, пожизненное тюремное заключение и тюремное содержание вместе с взрослыми. Тюремное заключение используется лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени. Дети, лишённые свободы, должны иметь доступ к правовой помощи и возможность поддерживать связь со своей семьей.

Статья 38: Защита в ходе вооружённых конфликтов

Дети имеют право на защиту в случае военного конфликта.Ни один ребёнок, не достигший 15 летнего возраста, не может призываться на службу в армию или принимать участие в военных действиях.

Статья 39: Восстановление и реинтеграция

Дети имеют право получить помощь, если они стали жертвой пренебрежительного или жестокого обращения или пострадали входе военных действий, для того чтобы они могли восстановить своё здоровье и достоинство.

Статья 40: Дети, нарушившие закон

Дети, обвиняемые в нарушении закона, имеют право на правовую помощь и справедливое обращение. Необходимо принять различные меры для того, чтобы помочь этим детям стать полезными членами своих сообществ. Тюремное заключение должно использоваться лишь в качестве крайней меры.

Статья 41: Законы, максимально дружественные детям

Если законодательство страны защищает права детей лучше, чем настоящая Конвенция, то следует применять такое законодательство.

Статья 42: Каждый должен знать о правах ребёнка

Правительства должны широко информировать детей и взрослых о настоящей Конвенции в целях повышения осведомленности о правах детей.

Статьи 43-54: Как осуществляются положения Конвенции

В этих статьях содержится разъяснение того, что правительства, Организация Объединённых Наций (включая Комитет по правам ребёнка и ЮНИСЕФ), а также другие организации делают для обеспечения всем детям возможности пользоваться всеми имеющимися у них правами.

Этот документ составлен при поддержке Комитета ООН по Правам Ребенка.


Без активности самих граждан гражданские права и свободы будут все также ущемляться!

Мне кажется, что негативные тенденции, существующие в сфере соблюдения прав человека в Казахстане, надо рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, этому способствует несовершенство законодательства, точнее, отсутствие в законах, регулирующих эту сферу, четкой и однозначной направленности на безусловную защиту конституционных прав и свобод граждан. За 22 года независимости эти законы становились все более репрессивными и ограничивающими эти права. Отсутствие в парламенте носителей альтернативных мнений, политического плюрализма также способствовали этому процессу: просто среди нынешних послушных депутатов некому ставить эти вопросы и предлагать изменения в действующие законы. К тому же у нас зачастую иные законы или подзаконные акты (включая временные инструкции в исправительных учреждениях!) имеют более высокий и действенный статус, нежели статьи Конституции!

Во-вторых, немаловажно и то, как действуют государственные институты, регулирующие эту сферу. За эти годы у нас произошла полная дискредитация правоохранительных органов! Чудовищная коррупция в их рядах, отсутствие прозрачности в их деятельности привели к тому, что эти органы не имеют должного авторитета в обществе, и люди просто не доверяют им. Все это, в свою очередь, привело к новому витку правового нигилизма и росту радикальных настроений среди граждан, особенно среди молодежи.

В-третьих, очень важен региональный аспект этой проблемы. Зачастую достоянием гласности становятся факты, имевшие место в центре, а тысячи и тысячи примеров грубейших нарушений прав и свобод граждан в регионах остаются вне зоны внимания общественности! И этим пользуются авторитарные чиновники на местах. Особый разговор о состоянии трудовых прав работников - это целый пласт нерешенных проблем, связанных как с действующим законодательством, которое однозначно на стороне работодателя, так и с каждодневной практикой грубейших нарушений прав тех, кто своими руками создает материальные блага общества.

В-четвертых, все еще достаточно низким остается уровень правовой грамотности граждан в аулах и селах: большинство не знает своих элементарных прав и возможностей, везде засилье чиновничества, прокуратуры и полиции, продажных судей! Эта теневая сторона правоохранительных органов по сути является вторым бюджетом для пополнения карманов алчных начальников среднего и низкого звена. Видимо, по этой причине само государство не стремится проводить эффективную просветительскую работу на местах. А если проводят какие-то мероприятия, то, скорее всего, для галочки. В то же время люди видят полное несоответствие основных статей Конституции, гарантирующих приоритет прав и свобод граждан и реальной практики (законов, подзаконных актов и иных регламентирующих документов), ограничивающих эти права и свободы. И это никак не способствует росту авторитета государства как института.

Также все еще низка активность граждан в защите своих прав и свобод. А действующие многочисленные правозащитные организации имеют два недостатка: или они зациклены на проблемах жителей больших городов и не доходят до аулов, или же зачастую аффилированы с государственными органами и не имеют возможности достаточно остро и предметно ставить вопросы защиты прав граждан.

Комментарии

раушан - - 2 +
раушан - - 7 +

Здравствуйте!. Спасибо Вам за понимание и комментария моего письма . Но вот уже почти четыре месяца "бьюсь как рыба об лед", а результата ни каких, все органы куда я обращалась отписываются постановлениями "нет состава преступления" - ВСЕГО ЛИШЬ. А для меня это все настоящая трагедия. не могу добиться правды за свое хотя бы 50 % право!. Да еще начала бояться за свою безопасность и безопасность своей семьи! много "шуму"- наделала для некоторых "граждан! РК, ЗА право – защитить свои права. Может Вы мне как нибудь поможете, что бы мое письмо действительно решилось принципиально, в рамках статьи Конституции Республики Казахстан. С глубоким уважением к Вам!

Полицейские задерживают людей на площади в центре Алматы. 9 июня 2019 года.

Репортер Азаттыка обратилась к правозащитникам с вопросами: были ли изменения в защите прав человека в стране в этом году и прислушался ли Казахстан к рекомендациям международных организаций?

Правозащитник Ерлан Калиев.

Ерлан Калиев, правозащитник: 12 тысяч человек были задержаны за попытку воспользоваться конституционными правами

Задержание на площади Астана в Алматы. 26 октября 2019 года.

В правовом плане женщины не защищены. Потому что закон очень слабо защищает их и очень много недостатков в законе, который позволяет агрессору уйти от ответственности. К примеру, все три наших закона о бытовом насилии, о сексуальном насилии и отсутствующий вообще в уголовном кодексе закон о сексуальном домогательстве — не защищают права женщин. В законе о бытовом насилии декриминализировали нанесение побоев, и нет эффекта от защитного предписания. Сейчас пытаются изменить закон, но я боюсь, что он опять будет ослаблен. Потому что основные пункты — уголовная ответственность, криминализация побоев и необходимость принудительного отселения агрессора от жертвы, — их нет. А по домогательствам мы вообще не защищены. То есть права женщин нарушаются повсеместно, в любой момент женщин могут домогаться, и это могут расценить как мелкое хулиганство. Домогательство очень сложно доказать, и в лучшем случае будет штраф. В сравнении с предыдущим годом, в этом году женщины стали заявлять о своих правах, потому что закон до сих пор не изменился. Я считаю, что женщины стали понимать разницу между национальной традицией и правами женщин.

Правозащитник Елена Семенова.

Елена Семенова, правозащитник: В тюрьмах холодно, осуждённые голодают

Есть незначительные улучшения. Прокуратура стала разбираться более тщательно, после обращения снимаются какие-то незаконные взыскания. Из учреждений стали отправлять жалобы. По крайней мере, на мое имя поступает много жалоб на пытки, жестокое обращение со стороны сотрудников учреждений, откуда поступают жалобы. Сейчас уже стали меньше препятствовать. По словам осуждённых, сейчас нет таких системных и массовых пыток. Но есть голод, холод, ненадлежащие условия содержания. Есть случаи неоказания медицинской помощи — это всё есть, не изменилось. Права осуждённых нисколько не соблюдаются — с момента задержания до окончательного отбывания. Осуждённые ограничены только в одном праве — на свободу передвижения, но на деле, попадая туда, они ограничены во всем.

Камера в тюрьме.

По сравнению с прошлым годом есть один большой минус. В свое время бывший уполномоченный по правам ребенка Загипа Балиева добилась установки телефона доверия, республиканский номер 111, именно для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этом году к этому телефону подключили звонки по вопросам адресной социальной помощи (АСП), по проблемам многодетных семей. Линия обслуживается порядка 40 операторами по республике, где есть психологи, которые работают с детьми. ​


Тамара Калеева.

Апелляция Батырбекова: публикация журналиста отправлена на новую экспертизу

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

7 ноября на сессии ООН в Женеве заслушали отчет казахстанских властей в рамках Универсального периодического обзора (УПО).

Полицейские задерживают мужчину на месте, которое движение ДВК указало как площадку для проведения протеста. Алматы, 6 июля 2019 года.

Полицейские задерживают мужчину на месте, которое движение ДВК указало как площадку для проведения протеста. Алматы, 6 июля 2019 года.

В начале августа в Международной правозащитной организации Human Rights Watch призвали президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева безотлагательно решить проблемы в стране в области прав человека.

Полицейские задерживают мужчину на месте несостоявшегося митинга. Алматы, 26 октября 2019 года.

Прекратить задержания на митингах и пытки, пересмотреть законы


19:43 2832 2

СОДЕРЖАНИЕ

Права человека есть у каждого. Чаще всего мы о них даже не задумываемся. Ходим на работу, общаемся с друзьями, путешествуем, не подозревая, что при этом пользуемся множеством разных прав, в том числе важнейшим — на жизнь. Но кто дал нам права: родители, государство, природа?

Права человека — это правила, которые защищают нас и обеспечивают комфортную жизнь. Они основаны на двух ценностях: всеобщем равенстве и человеческом достоинстве.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

У концепции прав человека длинная и насыщенная история. Но одно из важнейших событий произошло в 40-х годах XX века. После Второй мировой войны стало ясно, что по старым правилам дальше жить нельзя. Миллионы людей погибли, судьбы других были искалечены. Поэтому и появилась идея прописать универсальные правила, которые бы защищали всех людей на Земле одинаково и регулировали поведение государств, чтобы не повторить подобной трагедии.

10 декабря 1948 года Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека (1) . Это документ, где описывается, какими правами обладают все люди.

Например, у нас есть право на:

  • жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
  • свободу от рабства, пыток и дискриминации;
  • справедливый суд;
  • свободное передвижение и выбор места жительства;
  • свободу мысли, веры и религии;
  • свободу убеждений и их выражение;
  • свободу мирных собраний и ассоциаций;
  • участие в управлении страной непосредственно или через законных представителей.

КАК МЫ ИХ ПОЛУЧАЕМ

Родились человеком? Готово, вы восхитительны :)

Мы действительно получаем полный набор прав просто потому, что появились на свет. Другой вопрос — что именно это значит. Ведь никто не выдает специальную коробку с правами в роддоме, упоминания о них нет в свидетельствах о рождении, и вообще — можно прожить всю жизнь, так и не узнав, что права у тебя были и ты ими пользовался (или что их нарушали).


По сути, права человека — очень важная, но абстракция. Всеобщая декларация не имеет юридической силы, это лишь рекомендательный документ. Но на её основе создали два пакта (международных договора): о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Их подписали все страны-участницы ООН, в том числе Казахстан в 2003 году. Таким образом государства взяли на себя ответственность и подтвердили, что будут соблюдать права человека.

То есть основной закон утверждает, что права и свободы человека должны соблюдаться.

КТО МОЖЕТ НАРУШИТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА


Татьяна Чернобиль, юрист, консультант по международному праву в области прав человека:

Важно понимать, что нарушить права человека может только государство в лице своих представителей. Это могут быть госслужащие всех рангов, бюджетные работники, наделенные государством какими-то полномочиями люди, подрядчики, получающие деньги от государства, и все те, чья прямая или косвенная связь с государством может быть доказана. При этом призвать таких людей к ответственности должно само государство. Для этого существуют законы. В законах предусмотрена более тяжкая ответственность за правонарушения, если они совершены с использованием нарушителем его должностных полномочий. Есть также статья в Уголовном кодексе за превышение власти. Есть отдельная статья за пытки, а пытки — это сугубо должностное преступление. Привлекать представителей власти к ответственности можно и нужно. Важно также, чтобы в обществе существовал гражданский контроль за действиями власти.

Почему люди не могут нарушать права человека? Потому что отношения между ними регулирует гражданское право (2) и уголовное законодательство (3) , это совсем другая история. Помните про принцип равенства? Один человек не имеет власти над другим. Он может совершить преступление, но у пострадавшей стороны есть право на справедливый суд — значит, преступник будет наказан. Проблема возникает, если в стране нет правосудия, то есть государство нарушает права людей и не защищает их.

МОЖЕТ ЛИ КТО-ТО ОТНЯТЬ ПРАВА У ЧЕЛОВЕКА

Нет. Иногда государство может ограничить права, но не забрать их навсегда. И для ограничений нужны веские основания, а не просто желание. Условия, при которых в стране могут быть ограничены права, прописаны в законах.

Пример: этой весной из-за пандемии коронавируса большинство государств ввели карантин и чрезвычайное положение и ограничили право граждан на свободное передвижение. У правительств были конкретные причины это сделать. Все хотели снизить риск заражения. Но через месяц–два карантин понемногу ослабляют и в итоге мы вновь можем ходить куда хотим.


Если же власти по каким-либо причинам нарушают свои обязательства, люди могут защищаться и законно требовать от государства соблюдения прав и свобод. Какие именно обязанности есть у государства и есть ли они у граждан, мы писали здесь.

Иллюстрации: Анар Бакенова


Показать источники

Читайте также: