Что должен сделать психолог если наблюдает у осужденного признаки суицидального поведения
Обновлено: 04.07.2024
К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:
- конфликтные отношения в семье;
- смерть любимого (другого значимого человека);
- разрыв отношений и межличностные конфликты;
- серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
- нежелательная беременность, аборт и его последствия;
- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
- серьезная физическая болезнь.
Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:
- психические отклонения у родителей;
- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
Симптомы основных психических расстройств
К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:
- конфликтные отношения в семье;
- смерть любимого (другого значимого человека);
- разрыв отношений и межличностные конфликты;
- серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
- нежелательная беременность, аборт и его последствия;
- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
- серьезная физическая болезнь.
Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:
- психические отклонения у родителей;
- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
Симптомы основных психических расстройств
Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков. Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди). Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.
Особенности течения депрессии в разных возрастных группах представлены в следующей таблице.
Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)
Дети
Подростки
Потеря свойственной детям энергии
Внешние проявления печали
Изменение аппетита или веса
Фиксация внимания на мелочах
Снижение интереса к обучению
Постоянное чувство вины
Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфорта
Склонность к бунту
Злоупотребление алкоголем или наркотиками
Прогулы в школе
Психозы (психотическиерасстройства):
Расстройство адаптации:
наблюдается в период адаптации к значительному изменению социального статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе - серьезное физическое или психическое заболевание).
Симптомы: - депрессивное настроение, тревога, беспокойство;
- снижение продуктивности (плохая успеваемость, снижение внимания, памяти);
- склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.
Нарушения поведения:
возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, откровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суицидальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотические вещества.
Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия)
Расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса изза неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Подростки стремятся похудеть, избегая употребления калорийной пищи, снижая пищевой объем, вызывая рвоту после еды, принимая слабительные и мочегонные средства, чрезмерно занимаясь физкультурой и спортом. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.
Знаки (проявления) суицидального риска
Поведенческие признаки:
- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
- употребление спиртного и/или наркотических средств;
- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
- безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.
Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
- невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;
- разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чемто, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какойто группе);
- поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
- присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью; - конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в чернобелом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.
Словесные ключи:
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
- уверения в беспомощности и зависимости от других;
Поведенческие ключи:
- раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
- несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;
- самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки;
- склонность к неоправданно рискованным поступкам.
Ситуационные ключи:
- психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).
Мотивы суицидального поведения
- обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- страх позора, насмешек или унижения;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- страх наказания, нежелание извиниться;
Оценка суицидального риска
Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения у детей и подростков
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
инструкция по применению
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в Республике Беларусь является одной из главных задач различных служб и ведомств. На фоне демографических проблем в мире вопрос сохранения психического здоровья и жизни подрастающего поколения приобретает особую значимость и социальную направленность. Ежегодно самоубийства совершают от 873 тысяч до 1 миллиона человек во всём мире, включая 163 тысяч в Европейском регионе. По данным ВОЗ, самоубийство является 13-й по счёту причиной смерти во всём мире, а в возрастном диапазоне от 15 до 35 лет в Европе оно занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий.
Показатель суицидов среди детей и подростков в Республике Беларусь не высок и достаточно стабилен. В среднем, за последние три года, он составил 1,5 случая на 100 тысяч детского населения. Пугающим и настораживающим является тот факт, что год от года растет количество парасуицидов (незавершенных суицидальных попыток), особенно среди лиц подросткового возраста. Только за последний год показатель незавершенных суицидов в детско-подростковой популяции вырос более чем на сорок процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составил 25,1 случая на 100 тысяч детского населения. Психологическое и социальное воздействие самоубийства на членов семьи и общество в целом огромно.
Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Если самоубийство происходит в учебном заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей. Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, общественном и экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и др. К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующее: комплексность, последовательность, дифференцированность, и своевременность. Своевременность приобретает особое значение при работе с подростками. Известный факт: подростковые суициды, в большинстве случаев, совершаются на высоте аффекта. От внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит реализует или остановит свой суицидальный план подросток. Таким образом, рост числа случаев суицидального поведения в детской популяции, низкий уровень осведомленности и недостаточный уровень сотрудничества и преемственности в работе специалистов различных служб и ведомств указал на необходимость разработки данной инструкции.
Основные задачи профилактики суицидов В учебных заведениях
своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
- формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
- контроль посещаемости занятий и прогулов;
- дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
- своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотребленияем алкоголем или наркотиками;
- осуществление мероприятий по ограничениию доступа к возможным средствам самоубийства - токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
- формирование позитивных потребностей;
- развитие способности любить и быть любимыми;
- формирование умения себя занять и трудиться;
- раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание)
- организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции.
- оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.
Определение и классификация суицидального поведения
Суицидальное поведение с преимущественным воздействием на значимых других
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта (сильных эмоций), который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь может появиться мысль, чтобы расстаться с жизнью. Аффективное суицидальное поведение с трудом прогнозируется и с трудом поддается профилактике.
Суицидальное поведение с выраженными интенциями к смерти
Обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения. Записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от чувства вины знакомых и близких.
Как вести себя с суицидальными учащимися в школе
Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:
- Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
- Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
- Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).
Алгоритм действия педагога-психолога при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях:
А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).
Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воз- действуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).
В данной ситуации требуется : 1.Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. 2.До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного. 3.Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.
Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы).
Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики). Плач с суицидальными высказываниями.
Истерический припадок (длится от нескольких минут до несколько часов). Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.
В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение
Особенности коммуникации:
Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка и показана:
- во всех случаях повторных суицидных попыток;
- при наличии психических расстройств;
- при наличии высокого риска суицидных действий;
- устойчивых мыслей о самоубийстве;
- высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);
- существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;
- беспокойстве или панике;
- неблагоприятной семейной ситуации.
Порядок недобровольной госпитализации определен законом Республики Беларусь № 337, 1999 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
На языке науки саморазрушающее поведение называется аутоагрессией. Аутоагрессия подростков затрагивает и физическую, и психическую сферы. Самое страшное — суицидальное поведение. К счастью, такие проявления редки. Чаще встречаются безотчетные пощипывания, выдергивание волос и даже удары.
Признаки аутоагрессии
Родным сложно обнаружить признаки саморазрушающего поведения — ребята почти все время проводят вне дома. К тому же подростки обычно скрывают причины повышенной тревожности: им кажется, что взрослые просто лезут с расспросами, посягая на личную свободу.
Или наоборот, внутренние проблемы ребенок принимается бессознательно заедать, причем калорийной и тяжелой пищей. В результате получает ожирение.
Типы саморазрушающего поведения
Российский психолог Андрей Ипатов выделил несколько типов аутодеструктивного поведения. Знание типологии поможет родителям и педагогам аккуратно скорректировать образ действий ребенка и, возможно, спасти ему жизнь. Но самый эффективный способ улучшить ситуацию — обратиться за помощью к психологу.
Самоутверждающийся
Подросток часто пытается доказать что-то и себе, и другим — особенно если состоит в какой-то группе или хочет привлечь внимание отдельного человека или родственников. Проблема в том, что он не способен просчитать все возможные последствия. Например, ребенок совершает мелкие правонарушения, а потом хвастается в соцсетях, что и где он стащил. Или втягивается в озорство с риском для жизни: перебегает дорогу перед движущимся автомобилем, пытается заскочить на крышу разгоняющегося поезда.
Защищающийся
Подростки, которые растут в конфликтных семьях, чаще других нуждаются в одобрении и внешней поддержке. Тяжелая домашняя обстановка толкает их на прогулы, бесцельное шатание по улицам и даже побег. Аутодеструкция для них — способ обрести психологическую безопасность, снять внутреннее напряжение.
Подражательный
К этому типу относят подростков, склонных к зависимостям. Они остро нуждаются в одобрении, но редко бывают асоциальны, скорее навязчивы. Такие дети пытаются оправдать прогулы, попрошайничество, курение и употребление алкоголя своей повышенной ранимостью. Их не останавливает даже запрет на продажу алкогольной и табачной продукции лицам младше 18 лет.
Подростки с демонстративным поведением рано начинают употреблять алкоголь, курить. Чаще всего причина аутодеструкции — в стремлении завоевать чье-то внимание.
Протестный
Ему все равно, что за окном зима и он может простудиться. Главное — насолить тому, кто раздражает его повышенной опекой. Если в морозы внук снимает шапку назло бабушке, у него, скорее всего, протестный тип аутоагрессии.
Суицид и суицидальное поведение
В подростковом возрасте кипят гормоны, хочется самоутверждаться внутри своей социальной группы. И это, конечно, всегда сопровождается стрессом. Комплексы и проблемы с родителями окончательно могут выбить из колеи — а жизнь вообще имеет смысл?
Причины самоубийств
Конфликты внутри семьи. Педагог не может контролировать чужие отношения, но поведение ребенка расскажет о завышенных требованиях, которые предъявляют взрослые. Можно тактично поговорить с родителями, предложить им разнообразить досуг школьника.
Конфликты в школе. Буллинг — на первом месте. Дети не всегда могут договориться, поэтому взрослым важно принимать участие в разрешении острых споров.
Несчастная или безответная любовь. Не отмахивайтесь от детских проблем, даже если они кажутся вам наивной ерундой.
Депрессия и психические расстройства возникают во время затяжных ссор между родителями.
Негативное влияние оказывает агрессивная интернет-среда: пропаганда секса, насилия, убийств и суицида.
Виды суицидального поведения
Демонстрация
Иногда попытки суицида похожи скорее на театральное представление. Подросток режет себе вены, изображает повешение или травится неядовитыми лекарствами в надежде, что его спасут. Он не хочет покончить с собой, а просто привлекает внимание. Еще это действенный способ для манипулирования — родителями или объектом любви.
Состояние аффекта
Сильная психологическая травма — например, смерть близкого — оборачивается для ребенка шоком. Аффективное состояние длится от нескольких минут до многих часов. Иногда оно растягивается на сутки. Подросток не в состоянии совладать с собой и своими порывами, поэтому делает то, что первым придет ему в голову, забывая о последствиях.
В состоянии аффекта люди чаще всего прибегают к повешению или отравлению токсичными веществами.
Самоубийство
Здесь речь идет о реальном суициде с летальным исходом. Подросток долго и тщательно продумывает, каким образом свести счеты с жизнью. При истинном суицидальном поведении люди обычно выбирают повешение.
Взрослые, внимание! Какие подростки в зоне риска?
Те, кто находится в депрессии.
Кто злоупотребляет алкоголем и наркотиками.
Подростки, которые либо сами совершали попытку самоубийства, либо видели, как кто-то из членов семьи покончил с собой.
Одаренные ребята слишком болезненно воспринимают видимые неудачи. Часто причина – в завышенных требованиях родителей. Помогите снизить градус ответственности, обнимите и поддержите ребенка словом.
Подростки с плохой успеваемостью в школе.
Выявляем признаки суицидального поведения
Эмоционально-психологические изменения
Скучающий вид, грусть, уныние, раздражительность.
Безразличие или, наоборот, враждебность по отношению к окружающим.
Постоянный страх, тревога, ощущение беспомощности, отчаяния.
Сны с сюжетами катастроф или аварий, внутреннее ожидание беды.
Потеря интереса к привычным видам деятельности.
Прогулы, снижение успеваемости, частые исчезновения из дома без объяснения причин.
Изменения внешнего вида и поведения
Неопрятный внешний вид, немигающий взгляд в пустоту.
Ребенок словно к чему-то готовится: тщательно убирается в комнате, сортирует фотографии, раздает свои вещи. Это особенно опасно, если он не склонен к такому поведению.
Потеря аппетита или переедание.
Хулиганство в школе и за ее пределами. Участие в драках, беспорядках с привлечением правоохранительных органов.
Пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам.
Изменения оценки действительности и собственной жизни. Когда подросток с пессимизмом вспоминает прошлые события, думает только о неприятностях и не видит для себя в будущем никакой перспективы.
Рассуждения о том, что жизнь не имеет смысла, намеки о намерении покончить с собой.
В соцсетях ребенок ищет группы, посвященные самоубийствам, контактирует с деструктивными сектами.
Что могут сделать родители
Сохраняйте контакт с ребенком, постоянно общайтесь с ним.
Уважительно относитесь к его проблемам.
Вся жизнь впереди! Делайте акцент на перспективах, расспросите подростка об устремлениях, мечтах.
В беседах затрагивайте важные темы: в чем смысл жизни, что такое любовь, дружба, предательство, смерть.
Внушите ему мысль: жизнь — ценность, которую следует беречь.
Дайте подростку понять, что поражение — это часть пути, оно имеет такое же значение, как и успех.
Не ругайте школьника, если он грубит, сначала постарайтесь вникнуть в причину. В силу возраста подросток делает вид, что вы ему безразличны. На самом деле ему необходимы любовь, поддержка и внимание родных и близких.
Найдите баланс между личной свободой и ограничениями.
Если попытка самоубийства все-таки была, покажите на деле, как сильно вы любите и цените своего ребенка. И вы, и психолог должны попытаться выяснить, почему подросток хотел расстаться с жизнью.
Куда обращаться за бесплатной психологической помощью
Твоя территория. онлайн — бесплатная анонимная помощь для детей, подростков и молодых людей от 11 до 23 лет. Специалисты консультируют ежедневно с 15:00 до 22:00 в чате в режиме онлайн. Можно написать письмо и дождаться ответа.
Линия УМК под научной редакцией С. Н. Егорова (5-9) — Учебник в печатной и электронной форме, методическое пособие и рабочая программа.
Читайте также: