Что должен сделать психолог если наблюдает у осужденного признаки суицидального поведения

Обновлено: 04.07.2024

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

- конфликтные отношения в семье;

- смерть любимого (другого значимого человека);

- разрыв отношений и межличностные конфликты;

- серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

- нежелательная беременность, аборт и его последствия;

- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

- серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

- психические отклонения у родителей;

- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

Симптомы основных психических расстройств

К ситуациям риска провоцирующим подростков на совершение суицида относятся:

- конфликтные отношения в семье;

- смерть любимого (другого значимого человека);

- разрыв отношений и межличностные конфликты;

- серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

- нежелательная беременность, аборт и его последствия;

- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

- серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и подростков являются:

- психические отклонения у родителей;

- история самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);

- недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитарность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;

- конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

Симптомы основных психических расстройств

Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков. Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди). Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.

Особенности течения депрессии в разных возрастных группах представлены в следующей таблице.

Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)

Дети

Подростки

Потеря свойственной детям энергии

Внешние проявления печали

Изменение аппетита или веса

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Постоянное чувство вины

Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфорта

Склонность к бунту

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Прогулы в школе

Психозы (психотическиерасстройства):

Расстройство адаптации:

наблюдается в период адаптации к значительному изменению социального статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе - серьезное физическое или психическое заболевание).

Симптомы: - депрессивное настроение, тревога, беспокойство;

- снижение продуктивности (плохая успеваемость, снижение внимания, памяти);

- склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.

Нарушения поведения:

возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, откровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суицидальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотические вещества.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия)

Расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса изза неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Подростки стремятся похудеть, избегая употребления калорийной пищи, снижая пищевой объем, вызывая рвоту после еды, принимая слабительные и мочегонные средства, чрезмерно занимаясь физкультурой и спортом. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.

Знаки (проявления) суицидального риска

Поведенческие признаки:

- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

- употребление спиртного и/или наркотических средств;

- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);

- безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;

- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;

- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

- невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;

- разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чемто, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какойто группе);

- поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;

- присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью; - конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в чернобелом свете, либо все хорошо, либо все плохо;

- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- уверения в беспомощности и зависимости от других;

Поведенческие ключи:

- раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);

- несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;

- самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

- частое прослушивание траурной или печальной музыки;

- склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

- психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

Мотивы суицидального поведения

- обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- страх позора, насмешек или унижения;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- страх наказания, нежелание извиниться;

Оценка суицидального риска

Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения у детей и подростков

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

инструкция по применению

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в Республике Беларусь является одной из главных задач различных служб и ведомств. На фоне демографических проблем в мире вопрос сохранения психического здоровья и жизни подрастающего поколения приобретает особую значимость и социальную направленность. Ежегодно самоубийства совершают от 873 тысяч до 1 миллиона человек во всём мире, включая 163 тысяч в Европейском регионе. По данным ВОЗ, самоубийство является 13-й по счёту причиной смерти во всём мире, а в возрастном диапазоне от 15 до 35 лет в Европе оно занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий.

Показатель суицидов среди детей и подростков в Республике Беларусь не высок и достаточно стабилен. В среднем, за последние три года, он составил 1,5 случая на 100 тысяч детского населения. Пугающим и настораживающим является тот факт, что год от года растет количество парасуицидов (незавершенных суицидальных попыток), особенно среди лиц подросткового возраста. Только за последний год показатель незавершенных суицидов в детско-подростковой популяции вырос более чем на сорок процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составил 25,1 случая на 100 тысяч детского населения. Психологическое и социальное воздействие самоубийства на членов семьи и общество в целом огромно.

Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Если самоубийство происходит в учебном заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей. Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, общественном и экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и др. К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующее: комплексность, последовательность, дифференцированность, и своевременность. Своевременность приобретает особое значение при работе с подростками. Известный факт: подростковые суициды, в большинстве случаев, совершаются на высоте аффекта. От внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит реализует или остановит свой суицидальный план подросток. Таким образом, рост числа случаев суицидального поведения в детской популяции, низкий уровень осведомленности и недостаточный уровень сотрудничества и преемственности в работе специалистов различных служб и ведомств указал на необходимость разработки данной инструкции.

Основные задачи профилактики суицидов В учебных заведениях

своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотребленияем алкоголем или наркотиками;
  • осуществление мероприятий по ограничениию доступа к возможным средствам самоубийства - токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • формирование позитивных потребностей;
  • развитие способности любить и быть любимыми;
  • формирование умения себя занять и трудиться;
  • раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание)
  • организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции.
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Определение и классификация суицидального поведения

Суицидальное поведение с преимущественным воздействием на значимых других

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта (сильных эмоций), который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь может появиться мысль, чтобы расстаться с жизнью. Аффективное суицидальное поведение с трудом прогнозируется и с трудом поддается профилактике.

Суицидальное поведение с выраженными интенциями к смерти

Обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения. Записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от чувства вины знакомых и близких.

Как вести себя с суицидальными учащимися в школе

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:

  1. Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
  2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.
  3. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).

Алгоритм действия педагога-психолога при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях:

А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воз- действуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации требуется : 1.Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. 2.До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного. 3.Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.

Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы).

Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики). Плач с суицидальными высказываниями.

Истерический припадок (длится от нескольких минут до несколько часов). Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.

В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение

Особенности коммуникации:

Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка и показана:

- во всех случаях повторных суицидных попыток;

- при наличии психических расстройств;

- при наличии высокого риска суицидных действий;

- устойчивых мыслей о самоубийстве;

- высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);

- существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;

- беспокойстве или панике;

- неблагоприятной семейной ситуации.

Порядок недобровольной госпитализации определен законом Республики Беларусь № 337, 1999 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

На языке науки саморазрушающее поведение называется аутоагрессией. Аутоагрессия подростков затрагивает и физическую, и психическую сферы. Самое страшное — суицидальное поведение. К счастью, такие проявления редки. Чаще встречаются безотчетные пощипывания, выдергивание волос и даже удары.

Признаки аутоагрессии

Родным сложно обнаружить признаки саморазрушающего поведения — ребята почти все время проводят вне дома. К тому же подростки обычно скрывают причины повышенной тревожности: им кажется, что взрослые просто лезут с расспросами, посягая на личную свободу.

Или наоборот, внутренние проблемы ребенок принимается бессознательно заедать, причем калорийной и тяжелой пищей. В результате получает ожирение.

Типы саморазрушающего поведения

Российский психолог Андрей Ипатов выделил несколько типов аутодеструктивного поведения. Знание типологии поможет родителям и педагогам аккуратно скорректировать образ действий ребенка и, возможно, спасти ему жизнь. Но самый эффективный способ улучшить ситуацию — обратиться за помощью к психологу.

Самоутверждающийся

Подросток часто пытается доказать что-то и себе, и другим — особенно если состоит в какой-то группе или хочет привлечь внимание отдельного человека или родственников. Проблема в том, что он не способен просчитать все возможные последствия. Например, ребенок совершает мелкие правонарушения, а потом хвастается в соцсетях, что и где он стащил. Или втягивается в озорство с риском для жизни: перебегает дорогу перед движущимся автомобилем, пытается заскочить на крышу разгоняющегося поезда.

Защищающийся

Подростки, которые растут в конфликтных семьях, чаще других нуждаются в одобрении и внешней поддержке. Тяжелая домашняя обстановка толкает их на прогулы, бесцельное шатание по улицам и даже побег. Аутодеструкция для них — способ обрести психологическую безопасность, снять внутреннее напряжение.

Подражательный

К этому типу относят подростков, склонных к зависимостям. Они остро нуждаются в одобрении, но редко бывают асоциальны, скорее навязчивы. Такие дети пытаются оправдать прогулы, попрошайничество, курение и употребление алкоголя своей повышенной ранимостью. Их не останавливает даже запрет на продажу алкогольной и табачной продукции лицам младше 18 лет.

Подростки с демонстративным поведением рано начинают употреблять алкоголь, курить. Чаще всего причина аутодеструкции — в стремлении завоевать чье-то внимание.

Протестный

Ему все равно, что за окном зима и он может простудиться. Главное — насолить тому, кто раздражает его повышенной опекой. Если в морозы внук снимает шапку назло бабушке, у него, скорее всего, протестный тип аутоагрессии.

Суицид и суицидальное поведение

В подростковом возрасте кипят гормоны, хочется самоутверждаться внутри своей социальной группы. И это, конечно, всегда сопровождается стрессом. Комплексы и проблемы с родителями окончательно могут выбить из колеи — а жизнь вообще имеет смысл?

Причины самоубийств

Конфликты внутри семьи. Педагог не может контролировать чужие отношения, но поведение ребенка расскажет о завышенных требованиях, которые предъявляют взрослые. Можно тактично поговорить с родителями, предложить им разнообразить досуг школьника.

Конфликты в школе. Буллинг — на первом месте. Дети не всегда могут договориться, поэтому взрослым важно принимать участие в разрешении острых споров.

Несчастная или безответная любовь. Не отмахивайтесь от детских проблем, даже если они кажутся вам наивной ерундой.

Депрессия и психические расстройства возникают во время затяжных ссор между родителями.

Негативное влияние оказывает агрессивная интернет-среда: пропаганда секса, насилия, убийств и суицида.

Виды суицидального поведения

Демонстрация

Иногда попытки суицида похожи скорее на театральное представление. Подросток режет себе вены, изображает повешение или травится неядовитыми лекарствами в надежде, что его спасут. Он не хочет покончить с собой, а просто привлекает внимание. Еще это действенный способ для манипулирования — родителями или объектом любви.

Состояние аффекта

Сильная психологическая травма — например, смерть близкого — оборачивается для ребенка шоком. Аффективное состояние длится от нескольких минут до многих часов. Иногда оно растягивается на сутки. Подросток не в состоянии совладать с собой и своими порывами, поэтому делает то, что первым придет ему в голову, забывая о последствиях.

В состоянии аффекта люди чаще всего прибегают к повешению или отравлению токсичными веществами.

Самоубийство

Здесь речь идет о реальном суициде с летальным исходом. Подросток долго и тщательно продумывает, каким образом свести счеты с жизнью. При истинном суицидальном поведении люди обычно выбирают повешение.

Взрослые, внимание! Какие подростки в зоне риска?

Те, кто находится в депрессии.

Кто злоупотребляет алкоголем и наркотиками.

Подростки, которые либо сами совершали попытку самоубийства, либо видели, как кто-то из членов семьи покончил с собой.

Одаренные ребята слишком болезненно воспринимают видимые неудачи. Часто причина – в завышенных требованиях родителей. Помогите снизить градус ответственности, обнимите и поддержите ребенка словом.

Подростки с плохой успеваемостью в школе.

Выявляем признаки суицидального поведения

Эмоционально-психологические изменения

Скучающий вид, грусть, уныние, раздражительность.

Безразличие или, наоборот, враждебность по отношению к окружающим.

Постоянный страх, тревога, ощущение беспомощности, отчаяния.

Сны с сюжетами катастроф или аварий, внутреннее ожидание беды.

Потеря интереса к привычным видам деятельности.
Прогулы, снижение успеваемости, частые исчезновения из дома без объяснения причин.

Изменения внешнего вида и поведения

Неопрятный внешний вид, немигающий взгляд в пустоту.

Ребенок словно к чему-то готовится: тщательно убирается в комнате, сортирует фотографии, раздает свои вещи. Это особенно опасно, если он не склонен к такому поведению.

Потеря аппетита или переедание.

Хулиганство в школе и за ее пределами. Участие в драках, беспорядках с привлечением правоохранительных органов.

Пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни. Когда подросток с пессимизмом вспоминает прошлые события, думает только о неприятностях и не видит для себя в будущем никакой перспективы.

Рассуждения о том, что жизнь не имеет смысла, намеки о намерении покончить с собой.

В соцсетях ребенок ищет группы, посвященные самоубийствам, контактирует с деструктивными сектами.

Что могут сделать родители

Сохраняйте контакт с ребенком, постоянно общайтесь с ним.

Уважительно относитесь к его проблемам.

Вся жизнь впереди! Делайте акцент на перспективах, расспросите подростка об устремлениях, мечтах.

В беседах затрагивайте важные темы: в чем смысл жизни, что такое любовь, дружба, предательство, смерть.

Внушите ему мысль: жизнь — ценность, которую следует беречь.

Дайте подростку понять, что поражение — это часть пути, оно имеет такое же значение, как и успех.

Не ругайте школьника, если он грубит, сначала постарайтесь вникнуть в причину. В силу возраста подросток делает вид, что вы ему безразличны. На самом деле ему необходимы любовь, поддержка и внимание родных и близких.

Найдите баланс между личной свободой и ограничениями.
Если попытка самоубийства все-таки была, покажите на деле, как сильно вы любите и цените своего ребенка. И вы, и психолог должны попытаться выяснить, почему подросток хотел расстаться с жизнью.

Куда обращаться за бесплатной психологической помощью

Твоя территория. онлайн — бесплатная анонимная помощь для детей, подростков и молодых людей от 11 до 23 лет. Специалисты консультируют ежедневно с 15:00 до 22:00 в чате в режиме онлайн. Можно написать письмо и дождаться ответа.

Линия УМК под научной редакцией С. Н. Егорова (5-9) — Учебник в печатной и электронной форме, методическое пособие и рабочая программа.

Читайте также: