Что должен обеспечить педагог в процессе обучения

Обновлено: 06.05.2024

Преподавание–это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Назначение деятельности учителя состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление познавательной деятельностью учащихся предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и педагогической деятельности. Это этапы: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

1. Этап планирования в деятельности учителя. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

2. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

3. Регулирование и контроль – получение информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе.

4. Стимулирование обеспечивается продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание, использование системы отметок.

5. Анализ результатов осуществляется с позиций достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Учение– это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные ЗУН, формы поведения и деятельности. Учение – специфическая человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики, когда человек способен регулировать свои действия. Эта способность, по мнению ученых, появляется примерно к 4-5 годам жизни ребенка.

Учение представляет собой деятельность целенаправленного присвоения человеком общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта путем осуществления совокупности гносеологических (т.е. познавательных) действий. Деятельность учения – это деятельность человека по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Компоненты учения:

1. Мотивы– побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебную деятельность.

Выделяют несколько групп мотивов:

1 группа – непосредственно-побуждающие (основаны на эмоциях): яркость, новизна, занимательность, интересное преподавание, привлекательность личности педагога, желание получить похвалу, боязнь получить плохую отметку, наказание и пр.

2 группа – перспективно-побуждающие (основаны на понимании значимости знания): осознание значимости предмета, знаний и умений; связывание предмета с будущей жизнью; ожидание в перспективе получение награды; развитое чувство долга, ответственности и пр.)

3 группа – интеллектуально-побуждающие (основаны на получении удовольствия от процесса познания): интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой кругозор, увлеченность самим процессом познания и пр.

Учение имеет полимотивированный характер.

2. Учебные действия:

· внешние (наблюдаемые): предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и пр.), перцептивные (слушание, наблюдение, осязание и пр.), символические, связанные с использованием речи;

· внутренние (ненаблюдаемые): мнемические, действия воображения, мышления и пр.

3. Действия самоконтроля, самооценки, самоанализа результатов.

Учение реализуется при организации обучения в форме учебной деятельности. Учебная деятельность представляет собой деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Цель учебной деятельности– развитие личности обучаемого путем присвоения им духовных ценностей.

Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:

· она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия;

· удовлетворяя познавательные потребности обучающихся, она побуждает их к саморазвитию;

· приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.

Предметным содержанием учебной деятельности являются усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.

Центральным звеном учебной деятельности является усвоение, которое представляет собой сложную интеллектуальную деятельность и обеспечивает получение информации, ее трансформацию, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение, возможность применения в новых условиях.

Усвоение является показателем эффективности учебной деятельности, ее прочности, системности, качественности. Содержанием процесса усвоения являются теоретические знания и прикладные умения.

Усвоение включает в себя несколько этапов:

· формирование отношения учащихся к учебному материалу, позволяющего вызвать интерес к усвоению;

· процесс ознакомления с материалом;

· активная смысловая его переработка;

· включение нового материала в имеющуюся систему знаний;

· запоминание и сохранение усваиваемого материала;

· применение полученных ЗУН.

Все названные этапы взаимосвязаны и влияют на конечный результат усвоения. Он также обусловлен личностной значимостью материала, эмоциональным отношением к нему, возможностью использовать его в значимых ситуациях.

Тема 11. Формы обучения

Форма – 1) внешнее очертание; 2) способ существования и выражения ка­кого-либо содержания; 3) уст­ройство, структура чего-либо.

Форма организации педагогического процесса – внешнее выражение акта воспитательного взаимо­действия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

В педагогике принято выделять формы воспитания и обуче­ния, формы организации учебного процесса и формы организа­ции (организационные формы) воспитания.

Классно-урочная система разработана в ХVII в. Я.А. Коменским. Ее отличают следующие особенности:

· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки (класс);

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

· каждый урок посвящен только одному предмету (монизм);

· постоянное чередование уроков (расписание);

· руководящая роль учителя (педагогическое управление);

· применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная система при массовости охвата воспитанников позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы, она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и, в свою очередь, учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

Классно-урочная система, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы. Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, внешкольная – учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. Главное их назначение – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры.

Неоспоримым преимуществом классно-урочной системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы. Основной формой организации обучения в рамках классно-урочной системы является урок.

Урок как основная форма органично дополняется другими фор­мами организации учебно-воспитательного процесса: дополнительными и вспомогательными. Часть дополнительных формразвивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возрас­та учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

К вспомогательным формам организации педагогического процес­са относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Наряду с постоянно действующими вспомогательными формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревно­вания, выставки, экспедиции и т.п.

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Организационные навыки и проектное мышление

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Очень часто мы слышим, что традиционные способы образования устарели и будущее за инновационными методами передачи знаний. Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы образования позволяет говорить о наличии нового социального заказа общества к образованию, а также о новом или обновленном содержании образования.

Ясно, что системно это совершенно другой образовательный подход, оптимизирующий содержание универсальных и практических знаний в составе программы обучения.

В связи с этим роль учителя в современном учебно-воспитательном процессе меняется, ему необходимы новые компетенции, ему присущи новые функции.

Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель:

  • методологические (психолого-педагогические) компетенции;
  • общекультурные (мировоззренческие) компетенции;
  • предметно-ориентированные компетенции. [2]

Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профессиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, характерного для современного этапа развития школы - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.

Профессиональная подготовка учителя включает в себя как общее, характерное для всех педагогов (независимо от профиля), так и частное, отражающее особенности деятельности предметника, а также формирование определенных качеств личности, обеспечивающих эффективность его деятельности в определенной области. Эти качества личности являются профессионально-значимыми и формируются в процессе деятельности учителя.

Кроме того, как известно, профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью - педагогической реальностью.

Творческая направленность педагогической деятельности современного учителя предусматривает:

1) объективную оценку своих возможностей, знание своих слабых и сильных, значимых для данной профессии качеств (эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.);

2) овладение общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой педагогического поведения, общения;

3) умение ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства. [3]

Гуманизация образования предполагает формирование у учителя установки на уникальность человека; ориентацию на реальные потребности учащихся, отражение более глубоких связей между наукой, культурой, обществом и человеком; интеграцию воспитательных и образовательных задач, позволяющую сблизить мир объективных знаний с миром человека.

Исходя из этого, каждый учитель должен понимать, что цель образования - помощь ученику в стремлении стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни.

Функция учителя - способствовать процессу открытий и выбора.

Ценностью является развитие индивидуальной креативности во всех сферах жизни.

Обучение должно фокусировать внимание на развитии умений общаться, включая умение говорить и умение слушать, творческое мышление, умение работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.

Гуманизация преподавания должна выражаться в процессе обсуждения, где принимается любая точка зрения. Главное - чтобы она была высказана.

Функции учителя в учебно-воспитательном процессе можно свести к следующему: 1) эмоциональная поддержка, 2) исследовательская, 3) фасилитаторская, 4) экспертная. [5]

В проявлении уважения к ученику стиль преподавания должен соответствовать искреннему признанию уникальности и ценности ученика. Когда учитель проявляет уважение и заботу о детях, они могут чувствовать себя более свободно, осознать свою ценность как индивидуальности. Невозможно, чтобы учитель проявлял неуважение (или отрицательное отношение) к ребенку, демонстрировал, что чувства и переживания учеников недостойны его внимания или что он считает их неспособными к конструктивной деятельности.

4. Учитель должен быть экспертом в педагогических проблемах. Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в экспертную сферу своих интересов. [6]

Тьютор (tutor - англ) - частный домашний учитель, тренер, преподаватель, консультант, руководитель, человек, способный менять и меняться.

В педагогической литературе выделяют следующие модели тренерской роли:

1) Демонстратор - сам показывает то, что необходимо делать, настраивает учащихся на желание выполнить задание, показывает воспитанникам свою вовлеченность и уверенность.

2) Адвокат - убеждает учащихся, защищает их, показывает сильные стороны их позиции, побуждает класс к оцениванию результатов своей деятельности.

3) Эксперт - передает информацию, констатирует факты, рекомендует модели поведения.

5) Консультант - руководит группой учащихся, реагирует на их потребности, обеспечивает окончание дискуссии, подводит итоги.

6) Оппозиционер - констатирует проблему, обстановку, поддерживает тех, кто не соглашается, создавая тем самым учебно-воспитательную проблему.

7) Модератор - просит участников предоставить информацию, обеспечивает связь между презентациями, позволяет группе приносить информацию из разных источников, помогает группе понимать презентацию, так как презентации дополняют друг друга.

8) Коуч (тренер, репетитор) помогает личности обучаться, раскрывает потенциал личности для максимизации ее эффективности. [7]

Таким образом, деятельность тьютора направлена на гармоничное развитие личности ученика.

В условиях реформирования образования, формирования целостной личности учащегося, направленности учебно-воспитательного процесса на формирование ключевых компетенций учителя, обращение к роли учителя в учебно-воспитательном процессе актуально.

Учитель в своей педагогической практике обращается к таким ценностям, как духовная жизнь человека, духовный мир, духовные отношения, духовная деятельность, духовность и т.п.

Для современной школы необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Учитель в современной школе - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.

  1. Андреева Г.А. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии. // Педагогика. 2003. №6. С. 97-102.
  2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 3-13.
  3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М., 2000.
  4. Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. №2. С.113-115.
  5. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М., 2005.
  6. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога.// Народное образование. 2005. №7. С. 103 – 112.
  7. Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников. // Педагогика. 1999. №3. С.3-11.
  8. Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 13-17.
  9. Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование. 2004. №2. С. 146-149.
  10. Сумнительный К. Инновации в образовании: мифы и реальность. // Народное образование. 2007. №4. С.89-100.
  11. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 58 – 64.

[1] Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 58.

[2] Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 59.

[3] Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 60-61.

[4] Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. №2. С.113-115.

[5] Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников. // Педагогика. 1999. №3. С.4.

[6] Сумнительный К. Инновации в образовании: мифы и реальность. // Народное образование. 2007. №4. С.92-93.

[7] Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 15-17.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса Это презентация к моему выступлению на заседании педагогического совета. В своём выступлении я раскрыла вопрос.


Программа в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки учителей по теме "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" .

Программа в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки. Автор: Зиятдинова Елена Альбертовна.

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса


Выступление на педагогическом совете по теме: "Компетенции учителя физики - ресурсы повышения качества учебно-воспитательного процесса"

Выступление на педагогическом совете по темет: "Компетенции учителя физики - ресурсы поваышения качества учебно-воспитательного процесса".


Личность учителя в учебно-воспитательном процессе

Личность учителя играет огромную роль в образовательном процессе.От того, какой личностью является учитель, зависит, каких он воспитает учеников. Стать идеалом для учеников не просто, но к этому .


Взаимодействие учителя-предметника с классным руководителем в организации учебно-воспитательного процесса.

Для успешного решения задач обучения и воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином .

Читайте также: