Что делать если не сработался с начальником

Обновлено: 02.07.2024

Коллеги! Оставляйте,пожалуйста, своё мнение и делитесь опытом по теме статьи в комментариях, внизу страницы. Этим вы поможете менее опытным коллегам, а сами получите обратную связь! Вспомните, как нелегко начинать на руководящей должности, ведь этому нигде не учат, и по-настоящему стоящей информации мало!.

1. Как заставить подчинённых выполнять требования руководителя

Не слушаются подчинённые? Не знаете как заставить подчинённых выполнять задания? Всё очень просто.

Внимание! Прежде чем применять приёмы управленческой борьбы, рекомендую сначала убрать глубинные, неосознаваемые причины неподобающего к вам отношения, они подробнейшим образом разобраны в этой статье >>>

Вот если мы рассмотрим реальную борьбу, то для чего проводится захват? Строго говоря, чтоб противника вывести из равновесия, и подготовить его для выполнения приёма.

То есть надо себе обеспечить соответствующий рычаг, и важно вывести человека из равновесия, то есть перевести человека в неустойчивую позицию, из которой будет удобно проводить приём. Захват проводится с целью обеспечить себе возможность оптимально выполнить приём. То есть это размещение противника в том месте, и в том положение, откуда выполнение приёма будет оптимально.

Как стать жёстким руководителем!

Возможно, вам будет интересно:

И как в обычной борьбе, новички когда приходят в зал, им неинтересны захваты, им интересны приёмы. Они говорят покажите приёмы. И когда тренер говорит, что для того чтобы показывать приёмы, будем сначала разминать пальцы. Всем упасть лёжа и отжиматься на пальцах. Или мы возьмём мешок, с опилками и будем его мять. Чтобы пальцы были сильные, чтоб захватывать. В нашем случае нужно освоить техники, описанные в первом пункте.

Новичок всегда стремится узнать приём, что неправильно. Пока мы не научились захватывать, мы приём не сможем выполнить, или будем выполнять с издержками. То есть захват, не менее важен, чем приём. Но также не менее важна фиксация, потому что, если приём выполнен, но не зафиксирован, противник уползёт с ковра, вскочит опять на ноги, и будет продолжать трепыхаться каким-то образом.

Фиксация, это значит надо закрепить, иначе что толку то, что мы его бросили, а он вскочил. Значит, его надо придавить или зафиксировать. Он должен остаться в этом положении, тогда это победа.

Далее надо понимать:

Роль руководителя превентировать, профилактировать нарушения. Эффективный руководитель не допускает у подчинённых поступки, за которые их приходится наказывать. Им просто это в голову не приходит, и мысли у них в эту сторону не направляются, вообще. Потому что, как-то так, понятно что будет. Им не хочется этим заниматься.

Ведь как, обычно развивается мысль человеческая? А развивается она обычно следующим образом:

Недаром говорят человек сначала думает потом делает. Он стремится расположиться в пространстве наиболее комфортно. И человек, как правило, не сразу захватывает плацдарм. Он проверяет окружающее пространство по частям. Ну редко человек сразу в воду кидается в незнакомом месте. Он сначала эту воду проверяет, смотрит дно.


Так и попав в компанию, сотрудник сначала работает хорошо. Он ещё не знает, как тут устроено пространство. И потом постепенно, постепенно, он отвоёвывает себе свободную территорию. Но осторожно, у человека есть инстинкт самосохранения, он боится сразу захватить территорию. Как правило, кроме отъявленных смутьянов.

Большинство сотрудников боится сразу захватывать большой кусок полномочий. Он это делает по частям, аккуратно. И не получив отпора на первом моменте, он зачастую делает следующий шажочек. И что получается, за что надо наказывать? За действия. Правильно? Что заслуживает наказания?

Когда есть действие. То есть пока нет действия наказать вроде бы не за что. Действие, попадающее под регламент, заслуживает наказания.

Цель управления, не допустить действия, чтобы человек поостерёгся действия, и был остановлен на какой-то более ранней стадии.

Можно остановить на уровне мысли? Нет конечно, мы же телепатией не обладаем, мы не знаем, что подчинённый думает. Хотя иногда и можно. Этот ход называется невербалика. Мысли часто отражаются в невербальном поведении.

Шутка позволяет всегда очень красиво уйти, если что. Поэтому будьте внимательны к шуткам подчинённых на рабочую тему. Потому что шутка, это зачастую щуп такой, проверка реальной ситуации.

А первая проверка - это невербалика у человека. И вот насколько мы сознательно обращаем на это внимание?

2. Как поставить подчинённого на место, и заставить выполнять задания

Но допустим, если речь не идёт о том сотруднике, который ворчит, но делает, а обо всех остальных. И тогда руководитель должен чётко опознать, что сейчас произошло?

Как заставить подчиненных работать

А что сейчас произошло?

Он пробует пространство:

Насколько обязательно выполнение?

А что если не сделаю?

То ли с объёмом работ

То ли с ресурсами

То ли со сложностью

То ли с компетенцией

А что будет, если не сделаю?

Может быть сделаю, может не сделаю

Может получится, может не получится

Внимание! Описание приёма, чётко пошагово:

Он должен дождаться пока подчинённый бросивший эту фразу сделает 1-2 шага к двери, чтобы его немного расслабить. Человек, бросив фразу, и не будучи остановленным, про себя уже думает всё и потом делает два шага к двери. Поэтому надо дать ему расслабится.

То есть что сейчас руководитель проводит?
Какой приём?
Захват!

При этом как себя вести, это уже личный выбор руководителя. Это уже зависит от того, насколько жёстко вы хотите приложить данного персонажа.

Потому что можно говорить ласково, можно улыбаться. А можно смотреть с абсолютно каменной физиономией, или скривить, какое-нибудь лицо.

Палитра возможностей огромна, тренироваться можно в любых аспектах, ласково, нежно, сердито.

В общем как хотите так и делайте. Вопрос как вы хотите повлиять на подчинённого. Опять же как вести себя дальше, зависит от степени тяжести, как вы хотите ударить человека, насколько больно.

Вызовет такой шаг удивление? Да. С одной стороны, это вроде бы просьба, и пока не на что обижаться. Пока непонятно, что происходит. Но с другой стороны, человек уже подчиняется, потому что он не понимает, что происходит, он вообще растерян.

Ну а дальше можно применить ещё пару невербальных штучек, например:

Ну спрашивать про настроение человека можно не спрашивать.

Каково ему в этой ситуации будет?

Как вы думаете, что скорее всего, он будет говорить?

Сейчас что руководитель делает? Причиняет болевые ощущения, причём совершенно сознательно и спокойно, а тяжесть этих болевых ощущений это личный выбор руководителя.

И вот это называется фиксация. То есть приём проведён, проведён захват, приём и фиксация. То есть человек должен, глядя вам в глаза сказать:

-Да, обязательно, конечно.
-То есть если я правильно понял завтра в 12 часов всё будет у меня, да?
-Да.
-Прекрасно Александр, идите работайте, удачи вам.

Запомнится этот урок, как вы полагаете?

Запомнится, и очень хорошо запомнится. И обратите внимание, вы не хамили, не кричали, не оскорбляли его человеческое достоинство ни в каком виде. То есть, как видите, довольно изящно, вы человека протащили по песку мочкой, и довольно так хорошо.

Но не вы начали, человек сам попытался отыграть какую-то ситуацию. То есть он пошутил, но пошутил в том моменте, когда мы не можем шутку считать шуткой, потому что в каждой шутке есть доля шутки, остальное правда.

То есть появляется возможность, что эта шутка была проба пера, поскольку в момент делегирования, в момент договорённости о сроках, он этой шуткой проверил, насколько серьёзно вы относитесь к поставленным задачам, и насколько он может халявить или стараться. Вот вам пример приёма: захват — приём - фиксация.


3. Что делать, если подчинённые не слушаются - примеры

3.1. Как управлять сотрудниками, чтобы они подчинялись

Очень хороший приём, это когда вы пригласили сотрудника садиться. Это применяется, если мы хотим поставить подчинённого в правильное, подчинённое положение. То есть мы ставим себе такую цель. Постоянно это делать необязательно.

Напомню, если это делается по нашей инициативе, то мы понимаем для чего, и какова цель этого воздействия. Этот приём полезен, например, для вновь назначенного руководителя, чтобы сотрудники сразу воспринимали его как начальника.

3.2. Как поставить подчинённого на место

Чтобы вы легко могли поставить подчинённого на место, вам нужно обладать таким управленческим навыком, как стратегическое видение, и действием на опережение. То есть бороться нужно за будущее.

Виды управленческой борьбы:

  • Борьба за прошлое
  • Борьба за будущее
  • Борьба за настоящее

Например, сотрудник не выполнил ваше задание, а вы читаете ему мораль, орёте и злитесь на него, потому что ничего другого не можете сделать. У вас нет рычагов и инструментов на него надавить. Орать и в этом случае бессмысленно, нужно подумать, чтобы в будущем у вас появились эти рычаги давления.

Например, включить данную работу в его должностную инструкцию. Напомню за нарушение обязанностей, прописанных в должностной инструкции, и ознакомленной под роспись, с сотрудника можно затребовать объяснительную, объявить выговор, и если это не помогло, уволить на совершенно законных основаниях.

Борьба за настоящее – это открытый конфликт, её цель фактически зафиксировать капитуляцию противника. В неё имеет смысл вступать, когда перевес на вашей стороне. То есть как в нашем примере, вы заранее побеспокоились о рычагах воздействия на подчинённого, и уверены в победе. Если вы не уверены в победе, то лучше перенести борьбу в будущее.

То есть отложить разговор с подчинённым, а за это время подготовиться. Найти какие-то недочёты в работе, жалобы клиентов, зафиксировать опоздания, другие нарушения. То есть вести борьбу за будущее. Кстати, правильная борьба за будущее, избавит вас от борьбы за настоящее, и заставит подчинённых работать.

3.3. Как заставить сотрудников работать

Как управлять персоналом

-Ну давай ты прямо сейчас позвонишь, чего ты?
-Да у меня телефона нету.
-Я тебе дам.
-Да там обеденный перерыв.
-Ну ты всё равно позвони. А вдруг он есть.
-Не, наверно его нет.
-Ну ты позвони.

-Да я собирался, но вчера не успел.
-Вчера не успел, хорошо давай прямо сейчас это делай.
-Ой прямо сейчас я готовлюсь к переговорам.
-Ничего 5 минут отвлечётся.

Но за что он теперь должен дать ему вздрючку?
За то, что он вовремя ему это не сказал, а врал. И когда закончите разбор картины мира, он может ему сказать:

То есть что сейчас начинается?

4. Радикальное решение проблемы

В идеале, конечно нужно бороться не со следствиями проблем, а с их причинами. Психологами давно доказано, что внешние проблемы – это всего лишь отражение проблем вашей личности.

Грубо говоря, если вас не слушаются подчинённые, то проблема в вас. Ведь наверняка в вашем окружении есть люди, которых все слушаются, в том числе и ваши подчинённые.

Кстати, если у вас не всё гармонично в деловой сфере, наверняка у вас просадка и в личном плане, и в финансовом. Эти комплексы и страхи формируют ваше поведение, ваши желания, ваши реакции на события, в общем вашу жизнь.

Но здесь есть и позитивный момент, любой стресс, дискомфорт – это сигнал вашего бессознательного, о том, что внутри вас, в вашей психике есть проблема, и если её решить, то вы выйдете на новый уровень.

И этот уровень будет уже стартовой площадкой к дальнейшему росту. Например, у вас был страх публичных выступлений, и вы его проработали, представляете какие возможности перед вами откроются? От вершины эстрады и до высот в политике. Алгоритм, как происходит рост уровня сознания, описан в этой статье.

Ну или банальный пример: вы были излишне стеснительны в общении, представляете, как изменится ваша личная жизнь и карьера? Кстати, одна из техник по избавлению от излишней стеснительности есть в этом отрывке.

Как понять, что руководитель токсичный

То есть, если руководитель кому‑то не нравится, а его требования выводят подчинённых из зоны комфорта, это ещё не делает его вредителем. Например, если кто‑то на работе любит посидеть в соцсетях и увиливает от всяких поручений, новые задания от начальника такому сотруднику, естественно, будут неприятны.

Но руководитель имеет право требовать, чтобы рабочее время тратилось на рабочие обязанности.

Наконец, иногда руководитель ничего плохого не делает, просто он похож на вашего противного дядю — и вот вам уже некомфортно.

Сперва нужно понять, что начальник не сват, не брат, не друг. Это человек с определёнными должностными инструкциями, которые он установил сам или получил от вышестоящего руководства.

Функции руководителя — требовать, достигать, управлять. Добрый или токсичный, он в любом случае начальник. И ожидать поблажек от человека, нацеленного на результат, не приходится. Его первоочередная задача — создать условия для роста и развития организации, а не тихую гавань для сотрудников.

Токсичный руководитель отравляет жизнь всего коллектива по‑настоящему. Обычно начальник такого типа делает что‑то из этого списка (в тяжёлом случае — всё).

Не сдерживает эмоции

Естественно, сотрудники никогда не знают, в каком настроении босс сегодня. Поэтому, когда он на подходе, весь коллектив замирает. Если руководитель в хорошем расположении духа, можно вздохнуть свободно. Если нет, все будут тратить силы в основном на то, чтобы не попасть ему под руку.

Исповедует культ личности

Прежде всего своей. Только он знает, как надо. Он не может ошибиться, его решения правильные и оптимальные. Все остальные должны чётко выполнять, а не обсуждать приказы.

И в целом для такого человека обычно очень важна иерархия. Перед вышестоящим начальством он будет лебезить. Но чем ниже сотрудник находится на карьерной лестнице, тем хуже токсичный руководитель с ним будет обращаться.

Не даёт чётких указаний

Иногда задания поступают в расплывчатых формулировках, чтобы не ограничивать фантазию работников. Но с токсичным начальником дела чаще обстоят по‑другому. Отсутствие чётких указаний позволяет ему как угодно интерпретировать результат, обычно не в пользу исполнителя.

Скажем, работника, который приносит макет, руководитель обвиняет в тупости: разве сложно было догадаться, что он хотел совсем другого? В итоге подчинённый раз за разом играет в экстрасенса. Время идёт, результата нет, большая часть работы выполняется на всякий случай. Это очень изматывает.

Унижает и высмеивает

Запугивает и шантажирует

Даже если вы не до конца верите, что у него получится осуществить обещанное, это всё равно не отменяет сильных переживаний, которые портят жизнь.

Домогается

Отношения между людьми, которые стоят на разных ступенях иерархической лестницы в некой системе, в целом спорный вопрос. Никогда нельзя быть уверенным, что нижестоящий испытывает искренние чувства, а не вынужден их имитировать из‑за уязвимого положения.

Но сальные шуточки, прикосновения и прочие откровенно сексуальные притязания выглядят совершенно однозначно. Это домогательства, и они характеризуют начальника не лучшим образом, даже если их жертва не вы.

Дискриминирует

Начальник предвзято относится к группе людей, объединённых каким‑то формальным признаком. Это может быть буквально кто угодно: чайлдфри, IT‑специалисты или люди, живущие севернее 59‑й параллели северной широты. Естественно, обстановку это накаляет.

Обесценивает

Присваивает чужие достижения

Ошибки сотрудников — их недоработка, победы сотрудников — заслуга руководителя.

Что делать, если ваш руководитель токсичный

В глобальном масштабе у вас только два варианта: уйти или терпеть.

Очевидно, что эвакуация — лучший способ, когда дело касается чего‑то токсичного. Если бы речь шла о настоящем яде, решение было бы чуть более простым. Зона отчуждения вокруг Припяти или покрытый слоем асбеста город‑призрак Виттенум в Австралии — это, скорее, аттракционы для туристов, которые любят пощекотать себе нервы. А постоянно находиться там желающих, прямо скажем, немного.

Вы не обязаны никому ничего доказывать. Отойти от источника яда — разумно.

Как выжить в компании с токсичным начальником

Сосредоточьтесь на целях

Когда вы едете в общественном транспорте и смотрите по сторонам, то видите разных людей с разным выражением лица. Они добрые, злые, отрешённые. Но вы мало задумываетесь, почему люди такие, хотя вместе с ними перемещаетесь из точки А в точку Б. Так и в рабочем коллективе.

Не стоит забывать, для чего вы пришли на работу. Не для того, чтобы быть хорошим и удобным с начальником. Вы пришли за зарплатой, опытом, карьерным ростом. Самого начальника вы не обязаны воспринимать как что‑то важное и ценное. Это человек, который является модератором здесь и сейчас. Пусть он им и остаётся.

Будьте великолепны

По сути, результаты работы — единственное, что реально имеет значение. И чем более безупречными они будут, тем проще вам будет держать удар. Естественно, токсичный босс всегда найдёт, к чему бы придраться. Но если вы будете понимать, что сделали всё в лучшем виде, то станете менее уязвимы, чем в случае, когда понимаете, что часть критики справедлива.

Соблюдайте субординацию

Чтобы минимизировать риски, стоит свести общение к исключительно рабочему, с соблюдением всех должностных инструкций и границ. По крайней мере, с вашей стороны.

Не стоит в рабочем коллективе рассказывать о своей личной жизни, иначе вы даёте токсичному начальнику дополнительную информацию для ударов, манипуляций и шантажа. Не сплетничайте, не доносите шефу на сослуживцев, не ввязывайтесь в сомнительные истории — словом, берегите репутацию свою и коллег, чтобы не возникали поводы что‑то обсуждать и критиковать.

Мягко обозначьте границы

Не все токсичные начальники такие, потому что им нравится упиваться властью и издеваться. Нередко они просто не замечают, как себя ведут, потому что привыкли, что так можно. В своё время на них кричали, ими помыкали и манипулировали. Поэтому иногда достаточно обозначить, что вы не готовы мириться с подобным отношением, чтобы облегчить положение — правда, только себе.

Когда начальник даёт вам непрошеные советы, оценки, критику, переходит на личности, то нарушает ваши личные границы. Поэтому обозначить свою позицию необходимо в любом случае. Без эмоций, без обид, без агрессии. Не позволяйте к себе недостойного отношения. Останавливайте начальника.

Например, в зависимости от ситуации можно сказать следующее:

Если это не вызовет новый взрыв ругани, то приём можно применять и в дальнейшем. Рано или поздно начальник перестанет переходить на личности, а вы — болезненно на это реагировать.

Абстрагируйтесь

Наденьте на себя воображаемый костюм, который защитит вас от яда. Осознайте, что всё, сказанное начальником, не имеет к вам отношения, он нападает, потому что агрессор. Объясните себе, почему с вами всё в порядке вне зависимости от оценок руководителя.

Упростите себе задачу и попытайтесь взглянуть на ситуацию со стороны, как будто она произошла с симпатичным вам человеком — что бы вы ему сказали?

Старайтесь, чтобы происходящее на работе не распространялось на остальную жизнь. Это непросто, поскольку токсичная атмосфера держит в постоянном стрессе, снижает самооценку. Вы всё равно будете периодически взрываться эмоционально.

Суть метода в том, что вы не спорите с нарушителем границ. Вы, как это делается в айкидо, используете его энергию и направляете её мимо вас. Длительное время мы даже обучали людей с шизофренией этому способу, так как они наиболее уязвимы. Но выяснилось, что он работает и с другими.

Допустим, вас начинают критиковать и обвинять в том, что вы никчёмный сотрудник. Спокойно уточните, что собеседник имел в виду, что это означает. На такие вопросы вы обычно будете получать более конкретные ответы.

Тем самым вы как бы помогаете нападавшему разрядить агрессивную энергию, не получая от него удар. В противном случае, если вступить в спор с абстрактными обвинениями, это приведёт лишь к усилению атаки.

Обратитесь за помощью в HR‑отдел

В некоторых компаниях специалисты по кадрам не только нанимают на работу новых сотрудников, но и делают всё, чтобы сохранить в коллективе благоприятный климат. Если ваша организация из таких или вы просто всё перепробовали и следующим шагом видите увольнение, попробуйте обратиться в HR‑отдел.

Возможно, вам предложат варианты, например перевестись в подразделение, где ситуация лучше. Или, если поведение руководителя вопиющее и отравляет жизнь всем, задумаются, как решить вопрос более кардинально.

Естественно, это работает, если токсичность начальника — исключение, а не правило в компании.

Уходите

Этой рекомендации было не избежать. Всё компромиссы и попытки перетерпеть — временные меры. Если никаких изменений в перспективе не предвидится, надо планировать уход: копить подушку безопасности, доучиваться или другим образом подготавливать почву для своего спасения.

Постоянный стресс, в котором токсичный начальник держит подчинённых, опасен. Он негативно влияет на физическое H. Yaribeygi, Y. Panahi et al. The impact of stress on body function: A review / EXCLI Journal и психическое A. Bartolomucci, R. Leopardi. Stress and depression: Preclinical research and clinical implications / PLoS ONE здоровье. Так что держаться подальше от ядовитых людей иногда буквально вопрос выживания.

А вы сталкивались с токсичным боссом? Делитесь историями в комментариях и рассказывайте, как спаслись.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз собрали разные мнения о том, как разрешить конфликт с руководством, случившийся на почве разногласий в работе или просто из-за несовпадения характеров.


Елена Яхонтова

профессор Высшей школы корпоративного управления, доктор социологических наук

Споры и конфликты с начальником не на производственные темы никогда не украшают работника. Поэтому первое, что нужно сделать, это извиниться за глупость. В этом случае есть шанс нормально продолжать работу и хорошо расстаться при увольнении.

Что касается производственных споров, то их вести лучше в форме дискуссий, то есть ориентируясь на уважение к точке зрения собеседника и на поиск истины, а не только стремясь доказать свою правоту. Однако вести дискуссии можно преимущественно с умными руководителями.
К глупым всё равно придётся приспосабливаться и решать деловые вопросы, уклоняясь от бессмысленных диалогов.


Ирина Петрова

директор по персоналу Coca-Cola HBC Россия

Ещё одним эффективным методом решения конфликтной ситуации с начальством является коучинговая сессия. Сотрудник приходит на беседу с сертифицированным коучем и обсуждает сложившуюся ситуацию. Говорит в основном сам сотрудник, описывает проблему и причины, по которым, с его точки зрения, она могла возникнуть. Коуч лишь задает уточняющие и направляющие вопросы. Отвечая на них, человек самостоятельно находит пути выхода из сложной ситуации, подчас нестандартные.


Анастасия Данкова

тренер тренинговой компании OD&M кадрового холдинга Gi Group

Общий язык на работе с кем бы то ни было – это, наверное, самый главный фактор, по которому сотрудники оценивают собственное удовольствие от работы (профессиональную составляющую сейчас оставляем за скобками). Однако это всегда результат ежедневной кропотливой работы всех участников процесса. Поэтому первый и основной рецепт разрешения спора с коллегой или начальником – не доводить дело до конфликта.

Если же речь идет о недовольстве вышестоящего начальства, то лично я бы посоветовала сначала соблюсти субординацию и постараться решить вопрос через линейного руководителя или, если это невозможно, запросила у непосредственного начальника разрешение на обращение к большому боссу напрямую. Разумеется,
к такому разговору нужно готовиться – продумать линию поведения, возможные вопросы и свои ответы на них.


Кирилл Маментьев

адвокатское бюро "Маментьев, Татаринова
и партнеры"

Отношения между работником и работодателем в любой момент могут измениться, даже если вы самый успешный и полезный винтик в глобальном механизме. В любом случае трудовое законодательство в большей степени стоит на защите прав и интересов работника, а манипуляция с необдуманным увольнением, как правило, перерастает в судебный процесс, где работодатель может уверенно проиграть.

Я знаю, что в большинстве конфликтных случаев всегда можно договориться, работодатель всегда заинтересован тихо и без последствий расстаться с нежелательным персонажем, но всему помехой может стать упёртая уверенность в своей правоте и тогда без суда не обойтись. Работнику, у которого сложилась конфликтная ситуация, необходимо проконсультироваться с юристом и в дальнейшем при милом общении со своим начальством указать на свою юридическую грамотность, это всегда помогает. Если вы не находите общий язык с непосредственным руководителем, то займитесь работой,
а не попытками выглядеть лучше или вовсе начать играть несвойственную вам роль всеугодливого шута, будьте самим собой.

А вот в случае с конфликтом не на рабочую тему сложнее, так как в коллективе слухи рождаются, приумножаются и переворачиваются с ног на голову. Есть несколько советов, которые работают как швейцарские часы: не злоупотреблять алкоголем на корпоративах, не заводить интимных отношений с коллегами и следить за тем, о чем и как вы говорите окружающим. Если соблюдать эти три правила, 90% проблем с начальством вы точно избежите.

Но всегда ли совпадение с начальником гарантирует стабильность работы, психологический комфорт и светлое будущее? Какие правила нужно соблюдать секретарю, чтобы сохранить статус-кво? Что нужно делать, чтобы избежать трудностей, возникающих после многих лет работы с одним руководителем?

Итак, вы долгое время работаете с одним шефом и вас все устраивает. На самом деле, конечно, что-то может и не устраивать, но вы к этому привыкли и почти не обращаете внимания. Вы знаете все недостатки своего руководителя, но, безусловно, его уважаете и умеете с ним договориться. Он тоже часто идет вам на встречу, поэтому если возникает необходимость отпроситься с работы, пойти на тренинг, заказать в приемную новую технику, вы без дрожи в голосе обращаетесь к нему с просьбой. Как правило, он отвечает согласием. Вы хорошо разбираетесь в тонкостях работы в данной организации, выучили английский для того, чтобы вести переписку с иностранными партнерами от имени руководителя, и даже получили водительские права (на всякий случай). То есть вы много, действительно много вложили в вашу работу и в данного конкретного человека и вправе рассчитывать на уважение и понимание в некоторых вопросах. Ваш начальник доверяет вам и всегда может на вас положиться. А это дорогого стоит.

Трудность первая: надо еще лучше!

И у секретаря на глазах слезы, она не понимает, чем вызваны все эти придирки, неужели никто не ценит ее усилий, не помнит, в каком бардаке они тут жили, пока она не пришла на работу? Самое грустное, что действительно никто не помнит. Это поначалу и руководитель, и сотрудники видят изменения, радуются чистоте и порядку. Но проходит время, и им начинает казаться, что так было всегда и может быть гораздо лучше. Вот у партнеров лучше. А на бизнес-тренинге рассказывали, что в идеале должно быть совсем по-другому. Конечно, это обидно. Но в чем-то такое поведение вполне обоснованно. Человеку свойственно стремиться к лучшему. Стабильность – это очень хорошо, это необходимо, но она не означает стагнацию. Ведь для большинства людей стабильность – постепенное изменение к лучшему.

Можно ли избежать подобных нападок? Скорее всего, нет. Как бы представительно вы ни выглядели, насколько бы ни были уверены в себе как в профессионале, ваш шеф, избалованный вашей хорошей работой, в любой момент может решить, что нужно работать еще лучше. Но профессиональный секретарь всегда должен быть готов к таким претензиям.

Трудность вторая: переоценка собственной компетенции

Если все вышеперечисленное естественно, то почему это так плохо? Во-первых, потому что от уменьшения внимания страдает качество вашей работы. Во-вторых, никто не любит работать с всезнайками, задирающими нос. В-третьих, профессия секретаря предполагает, что вы постоянно учитесь чему-то новому. Но если долго работать в одной фирме с тем же руководителем, может возникнуть иллюзия, что учиться нечему и незачем. Увы, мир вокруг нас меняется значительно быстрее, чем организация рабочих процессов в одной отдельно взятой компании.

Появляются офисные программы, входят в действие новые правила документооборота, меняются правила выписки билетов, а многофункциональные устройства имеют гораздо больше общего с биороботами, чем с принтерами.

Но как держать руку на пульсе, если каждый день вы выполняете одни и те же обязанности и новые знания вам применять негде? Одним из вариантов профилактики являются курсы и тренинги. Секретарю необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Правда, на большинстве курсов вам расскажут, как должно быть, и нарисованная преподавателем картинка будет иметь мало общего с реальностью. Зато при возникновении претензий со стороны руководителя всегда можно будет прикрыться знанием ГОСТов и норм делового протокола.

Идем учиться

Курсы и тренинги часто оторваны от реальности. В задачу секретаря входит не только знание, как должно быть. Вам следует знать, что происходит в других компаниях, какие решения в тех или иных областях принимают ваши коллеги, что составляет их обязанности и т.д. Это нужно для того, чтобы адекватно оценивать собственную компетентность и сохранять конкурентоспособность, ведь все познается в сравнении. Кроме того, зачем изобретать велосипед? Многие ваши коллеги уже нашли замечательные решения сложных рабочих задач, и лучше всего перенять их опыт. Поэтому при выборе курсов уточните, кто является преподавателем. Бизнес-тренеры – это очень хорошо и модно, но не менее полезно послушать практика. А в перерывах между занятиями общайтесь с коллегами, задавайте им вопросы, слушайте, о чем они говорят.

Не пренебрегайте профессиональными форумами. Конечно, при просмотре тем вы наверняка удивитесь, кому вообще все это нужно, как можно не знать таких элементарных вещей. Но профессиональные форумы дают возможность узнать, в каких условиях трудятся ваши коллеги, что входит в их обязанности и какие знания им приходится применять в работе. Кроме того, если вам есть чем поделиться с менее опытными коллегами, почему бы не потратить десять минут и не написать ответ на вопрос, пусть даже глупый, с вашей точки зрения? Ведь все мы когда-то были начинающими.

Трудность третья: ваша граница на замке?

Работать с человеком длительное время и ничего о нем не знать невозможно. Более того, это неправильно. Секретарь должен владеть информацией об увлечениях руководителя, чтобы подбирать подарки на праздники. Неплохо также быть в курсе состава семьи и общего состояния здоровья. Но зачем вам знать о нем абсолютно все?

Во-первых, откровенность со стороны шефа предполагает, что и вы в ответ будете рассказывать о себе. Дело даже не в том, что так вы нарушаете корпоративную этику – можно привыкнуть делиться с начальником всем, что происходит в вашей жизни. А у него, допустим, начнется трудный период или случится аврал на работе, и в ответ на ваши излияния он будет только недоуменно пожимать плечами, пытаясь понять, почему вы отвлекаете его от работы.

Во-вторых, человеку свойственно жалеть о сказанном. Все-таки секретарь не лучший друг и не психотерапевт. Многие знания – многие печали. Он очень быстро пожалеет о том, что рассказал вам что-то личное, да и вам такая информация будет только мешать. Ведь вы работаете с успешным профессионалом, а не с отцом трудного подростка.

В-третьих, участие в личных делах шефа может привести к тому, что на собственную жизнь у вас совершенно не останется времени. Подготовка рефератов из разовой акции превратится в постоянную обязанность, в нянях вы начнете разбираться лучше, чем специализированные агентства. Если в самом начале при приеме на работу подобные обязанности не были оговорены, постарайтесь не попасть в такую ситуацию, иначе не останется времени на то, чтоб заниматься собственными детьми и выбирать платья себе.

Как этого избежать? Помните, что основная обязанность секретаря – помогать начальнику выполнять его работу. Вы не психиатр и совсем не обязаны выслушивать его излияния. Всегда можно извиниться и сказать, что у вас много работы, что вы хотели бы обсудить расписание на сегодня или прояснить рабочий вопрос, требующий решения. Иными словами, переводите все разговоры с личных тем на рабочие. Кроме того, не стоит приставать с расспросами. Даже если вы узнали, что ваш шеф женился, не спешите с поздравлениями. Он не сообщил вам об этом? Значит, не посчитал нужным. А если вы покажете свою осведомленность, для него это будет означать, что вы обсуждаете его дела у него за спиной.

Трудность четвертая: профессиональное выгорание

Каждый день как по накатанной. Одни и те же обязанности, один и тот же офис, утомительная дорога на работу, ничего нового – кажется, что так будет всегда, и это пугает. Собственно, это главный симптом. Как только ощущение, что так будет всегда, перестает вызывать у вас радость или хотя бы просто спокойствие, нужно обратить на это внимание. Потому что дальше этот синдром будет усугубляться.

Про профессиональное выгорание написано множество статей, но давайте обратим на это внимание еще раз в рамках именно нашей темы. Вы уже много лет секретарь одного руководителя и, кажется, хорошо с ним сработались. У вас замечательные условия работы, хорошая зарплата, но однажды утром вы вдруг просыпаетесь в глухой тоске. Идти на работу не хочется, шутки шефа вызывают раздражение, а стрелки на часах движутся предательски медленно.

Причины выгорания могут быть стандартными. Однако есть еще одна. Подумайте, может быть, вам пришлось очень сильно стараться, чтобы приспособиться к своему шефу? Внешне все замечательно, он доволен вашей работой, но вам приходится жестко себя контролировать или поступаться какими-то принципами, чтобы ему угодить. Вполне возможно, что вы привыкли и перестали замечать это. Но такая эмоциональная перегрузка даром не проходит. Чтобы понять, так ли это, обратите внимание на то, как вы чувствуете себя в его отсутствие. Если ничего не меняется, то шеф точно ни при чем. Командировка или отпуск начальника вызывают радость? Здесь важно понять, почему именно. Возможно, это просто радость от хоть какой-то перемены в одинаковых рабочих буднях, а возможно, радость от отсутствия шефа. Второй случай, конечно, плох. Но не нужно сразу писать заявление об уходе, все может быть не так страшно. То, что люди устают друг от друга, если видятся каждый день, – совершенно нормально. Вероятно, вы просто давно не были в отпуске. Так что если смена работы не входит в ваши планы, вспомните, что по какой-то причине вы с шефом все-таки сработались. Перечислите все качества, которые вызывают у вас уважение, а к раздражающим вас привычкам постарайтесь отнестись с юмором.

Также примите как данность, что выстраивание отношений с начальником – это всегда игра в одни ворота. Вам придется подстраиваться под него, а он никогда не будет. Поэтому не нужно копить обиды, подстроиться под руководителя – такая же обязанность секретаря, как вести протоколы и организовывать командировки. Если вы страдаете от того, что вас не ценят по достоинству (давно не поднимали заработную плату, не хвалят), поговорите об этом с шефом. Попробуйте сами обратить его внимание на свои заслуги и достижения. А почему нет? Зачастую у руководителя не хватает времени на то, чтобы замечать все. Кроме того, многие из них видят мир в целом (важная особенность для руководителя), а не в деталях.

Трудность пятая: боязнь потерять работу

Так что в случае если вам придется менять шефа (это не обязательно означает менять рабочее место), попросите его написать вам рекомендательное письмо (на всякий случай) и будьте готовы любые перемены обернуть себе на пользу.

Читайте также: