Что делает водитель бтр в армии

Обновлено: 25.06.2024




Одной из самых распространённых профессий является служба водителем, которая подразумевает под собой некоторые нюансы. Это гражданская специальность, которую очень часто можно встретить и в армии. Служба предполагает не только перемещение каких-либо людей или грузов, но и ответственность за тот же автомобиль. Солдат должен отслеживать и техническое состояние. Попасть на такую службу можно как по обычному призыву, так и по контракту. В любом случае, перед этим нужно рассмотреть некоторые плюсы и минусы такой службы.

Общая информация

Водитель в армии — это сухопутный род войск, где солдат часто имеет звание рядового. При несении службы он должен не только обеспечивать безопасность перемещения личного состава либо каких-то грузов, но и поддерживать техническое состояние. Это необходимо для обеспечения, как в повседневной жизни, так и при наступлении войны. Помимо этого, каждый такой автомобилист имеет свои обязанности. На первый взгляд может показаться служба довольно простой, но, тем не менее, здесь есть некоторый перечень правил, который должен обязательно соблюдаться:

  1. Нужно знать все правила эксплуатации.
  2. Нужно уметь справляться с автомобилем при любых ситуациях.
  3. Необходимо поддерживать исправное состояние и проводить в техосмотр.
  4. Нужно знать все правила дорожного движения, и разбираться в материалах и оборудовании.
  5. Нужно приложить все усилия для того, чтобы доставить людей или грузы в указанное место.
  6. Необходимо иметь водительское удостоверение.
  7. Нельзя передавать управление другим лицам.
  8. Нужно уметь ориентироваться на местности.
  9. Курить, есть или пить при перемещении ни в коем случае нельзя.

Как видно, здесь есть ряд некоторых ограничений, который делает службу трудной.

Водитель в армии



Обязанности военного водителя.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 17Следующая ⇒

Контрольный осмотр автомобиля.

Таблица тактико-технических характеристик и заправочных ёмкостей автомобиля.

Тактико-технические характеристики и заправочные ёмкости, того автомобиля на котором учимся вождению, с ФИО.

С другой стороны тетради должны быть написаны конспекты ПДД.

Конспекты по устройству:

ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОГО ВОДИТЕЛЯ: Водитель отвечает за сбережение закрепленной за ним машины, ее исправность и готовность к использованию. Он обязан: -твердо знать устройство, технические возможности и правила эксплуатации закрепленной за ним машины; -уметь управлять закрепленной за ним машиной днем и ночью в различных дорожных условиях в любую погоду; -содержать машину исправной и в постоянной боевой готовности; добиваться продления срока службы машины; -знать и точно соблюдать Правила дорожного движения, команды, сигналы регулирования и управления; -водителю категорически воспрещается передавать управление машиной кому бы то ни было и курить при управлении машиной; -знать периодичность и объем работ по техническому обслуживанию, межремонтный ресурс (межремонтный пробег) и срок службы (срок работы) закрепленной за ним машины, шин и аккумуляторных батарей; -выполнять работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту, а также проводить специальную обработку закрепленной за ним машины; —знать сорта и нормы расхода применяемых на закрепленной за ним машине горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, не допускать их перерасхода и добиваться экономии; -знать причины основных эксплуатационных неисправностей, уметь их обнаруживать и устранять; не допускать поломок машины, докладывать о них командиру и немедленно устранять; -перед выходом машины из парка проверять техническое состояние машины и вести наблюдение за ней в пути, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, шин, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных и опознавательных знаков; -при управлении машиной иметь при себе водительское удостоверение, документ, удостоверяющий личность водителя, и путевой лист; водитель транспортной машины, кроме того, должен иметь талон на право эксплуатации; -знать и соблюдать нормы загрузки машины, правила посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов в кузове машины; -своевременно в целости и сохранности доставлять груз в указанное место; -уметь пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности; -своевременно оформлять и сдавать в техническую часть или в подразделение путевые листы;

-в полевых условиях безотлучно находиться при машине и не менять её местонахождение без разрешения своего командира, использовать всякую возможность для контрольного осмотра технического обслуживания машины и устранения неисправностей;-внимательно следить за командами и сигналами, быстро и чётко их выполнять. Укрывать и маскировать машину в боевых условиях. -соблюдать меры безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации машины.

Контрольный осмотр автомобиля.

Контрольный осмотр проводится водителем с целью проверки и подготовки машины перед выездом из парка. Водитель обязан проверить:

— внешний вид автомобиля, состояние и крепление левого переднего колеса, рулевых тяг, сошки;

— состояние передней подвески, нет ли подтекания масел и специальных жидкостей;

— состояние двигателя, уровень масла в системе смазки и уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

— состояние и крепление правого переднего колеса;

— состояние и крепление правой двери кабины, зеркала заднего вида, запасного колеса;

— состояние и крепление правых задних колес;

— состояние и крепление левых задних колес;

— состояние и крепление топливных баков и трубопроводов;

— состояние и крепление левой двери кабины, зеркала заднего вида;

— свободный ход педалей сцепления и тормоза;

— работу двигателя, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителя, омывателя стекол, показания контрольно – измерительных приборов, заправку горючим;

— угол свободного поворота рулевого колеса и действие стояночного тормоза;

— наличие, исправность и укладку запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

— автомобиль в движении. О выполнении работ и готовности автомобиля доложить мастеру.

Контрольный осмотр автомобиля в пути.

В пути на привалах и остановках водитель обязан проверить:

Нагрев ступиц колес, тормозные барабаны, картер коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, на ощупь сразу же после остановки автомобиля;

Состояние и крепление рессор и амортизаторов;

Состояние и крепление колес, давление воздуха в шинах;

Нет ли течи масла, топлива, охлаждающей жидкости, воздуха из пневмо системы;

Уровень масла, топлива, охлаждающий жидкости;

Надежность крепления и правильность размещения груза, надежность запоров заднего борта платформы и сцепки прицепа с автомобилем;

Состояние стекол кабины, фар, приборов освещения и сигнал, номеров и опознавательных знаков, при необходимости протереть их.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля проводится на площадке ЕТО водителем по прибытию в парк для поддержания машины в готовности к использованию, обеспечения безопасности движения.

Осмотреть автомобиль и проверить, нет ли подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей, утечек воздуха. При необходимости устранить неисправности. Осмотреть двигатель, при необходимости очистить его от пыли и грязи.

проверить состояние привода рулевого управления , буксирного прибора и шлангов подсоединения тормозной системы прицепа, соединений воздухопроводов воздушного тракта, запоров бортов платформы, колес и шин;

действие приборов освещения, световой сигнализации;

довести до нормы уровень масла в картере двигателя и жидкости в системе охлаждения

слить конденсат из воздушных баллонов тормозной системы — после прибытия автомобиля в парк

При необходимости вымыть автомобиль и произвести уборку кабины и платформы.

Тактико – технические характеристики автомобилей

Наименование показателейМарка автомобилей
УРАЛ -43206УРАЛ — 4320-31
Колесная формула4х46х6
Грузоподъемность, кг
Масса в снаряженном состоянии, кг
Полная масса, кг (РММ)
Масса буксируемого прицепа, кг
Модель двигателяЯМЗ 236М-2 4-х тактный дизель, V-образный, с воспламенением от сжатияЯМЗ 238М-2 4-х тактный дизель, V-образный, с воспламенением от сжатия
Мощность двигателя (л.с.)
Порядок работы цилиндров1-4-2-5-3-61-5-4-2-6-3-7-8
Рабочий объем двигателя, л11,1514,86
Максимальная скорость, км/ч
Габаритные размеры, мм:
длинна
ширина
высота
Глубина водных преград преодолеваемым вброд, м1,51,5
Марка аккумуляторной батареи6 ст 1906 ст 190
Применяемое горючееДЗ, ДЛДЗ, ДЛ
Контрольный расход топлива. При скорости 60 км/ч, л/100 км
Дорожный просвет (клиренс), мм
Размеры и обозначение шин425х85R21425х85R21
Давление в шинах, кгс/см2от 0,5 до 3 (в зависимости от дорожных условий)

Заправочные емкости автомобилей (л)

Плюсы службы водителем в армии

Сейчас можно почитать на многих форумах отзывы о службе в качестве водителя в армии. Кто-то пишет положительные моменты, а кто-то отрицательные. Но всё же нужно подвести черту и понять, нужно ли туда идти. Среди положительных моментов, с которыми могут столкнуться солдаты при несении службы в таком названии, можно отметить следующее:

  • Чаще всего в этой ситуации есть доступ к магазинам и ближайшему городу. Это очень часто играет значимую роль, потому что многим солдатам что-то нужно купить в тех или иных точках продаж.
  • Ненормированный график. Очень часто водители могут перевозить тех или иных высокопоставленных начальников. В этом случае, у солдата всегда будет свободное время на свои дела и на отдых.
  • Человек полностью отвечает за свой автомобиль, на котором он перемещается. В этом случае он знает все нюансы работы и то, от чего зависит техническое состояние.
  • Есть возможность остаться в дальнейшем на прохождение по контракту.
  • Солдат, который служит на такой должности, проводит много времени в автопарке или на выездах, и поэтому он не проходит строевые и иную классическую службу. Ему не нужно подчиняться основному графику, по которому существует вся рота солдат.

Как видно, преимуществ у такой работы существует не слишком много. И поэтому туда идут люди, которые часто связаны были в гражданской жизни с такими процессами. Им намного проще вливаться в такой привычный режим.

Грузовик с водителем в армии


Обязанности

Чтобы не было недопонимания со стороны сотрудника, а также претензий со стороны вышестоящего руководства, обязанности в инструкции прописываются максимально подробно. Двузначностей или иных толкований быть не может — все формулировки максимально просты и понятны.

обязанности механика водителя

В обязанности водителя входит:

  • обеспечение надежной и безаварийной работы всех видов оборудования;
  • обеспечение правильной эксплуатации оборудования;
  • произведение своевременного и качественного ремонта и технического обслуживания транспортного средства;
  • осуществление надзора за состоянием транспортного средства и его ремонта;
  • участие в приемке и установке нового оборудования;
  • организация учета выполнения ремонтных работ;
  • соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
  • управление вверенным транспортным средством в любых условиях;
  • заполнение путевых листов;
  • проверка технического состояния транспортного средства перед совершением выезда;
  • прием грузов;
  • проверка сопроводительной документации на груз;
  • проверка целостности упаковки грузов, перевозимых на ТС;
  • обеспечение целостности груза при транспортировке;
  • подготовка документации для выгрузки.

Работа механика-водителя предусматривает:

  • устранение мелких неисправностей во время работы транспорта;
  • содержание транспорта в чистоте;
  • выполнение поручений руководства.

Минусы водителя в армии

Служба в армии водителем имеет свои отрицательные стороны. Это очень ответственная работа, которая требует полной концентрации на этом процессе. В этом случае только можно получить действительно гарантированный результат, который в дальнейшем приведет к повышению по должности. Среди минусов работы водителем в армии стоит отметить следующее:

  • Ненормированный рабочий график. Это является как достоинством, так и недостатком. Многие водители работают в ночное время и не отдыхают днем. Всё будет зависеть только от того, на какой транспорт вас назначат.
  • Для того, чтобы стать водителем в армии, нужно запастись некоторыми документами. В первую очередь берут только тех людей, у которых есть в наличии категория C. Но если у вас только права категории В, то тогда стоит понравиться какому-то офицеру, который может взять личным работником. В том случае, если прав нет, то процесс становится намного сложнее. Ведь большинство техники, которая есть в автопарках военных частей — это грузовая техника.
  • Необходимо знать всю конструкцию автомобилей и иметь возможность проводить самостоятельный ремонт. Когда вы идёте водителем, то должны понимать, что вам придется самостоятельно устранять любые поломки и находить неисправности. Для этого лучше всего брать тех людей, у которых уже до этого есть опыт в такой работе.
  • Ответственность за безопасность при перемещении. Водитель должен не только отслеживать техническое состояние, но и прекрасно водить автомобиль, а также знать все условия местности, по которой он перемещается. Только в этом случае он будет нести свою службу без каких-либо проблем. Если же человек не умеет этого делать, тогда лучше найти кого-то другого.
  • Человек должен быть всегда сконцентрированным только на своей работе и не обращать внимание ни на что. Он обязан быть всегда готовым для какого-то аварийного перемещения. Иногда в армии прикрепляют сразу 2 или больше автомобилей. Водитель должен быть готов перемещаться на любом из них при необходимости.

Солдат за рулем

Подготовка механиков-водителей БМП-2 начиналась с изучения материальной части: строения двигателя, трансмиссии, узлов и агрегатов, ходовой части, топливной и электрической систем, вооружения. Без твёрдого знания теории устройства боевой машины нельзя было приступать к практическим занятиям на материальной части.

Итак, нас привезли в учебный центр подготовки младших специалистов мотострелковых войск. Что же это за войска и что они из себя представляют?
Мотострелковые войска - это "матушка пехота". Основной род войск, от которого зависит исход любого сухопутного сражения и любой войны. Все остальные рода войск предназначены для того, чтобы помочь пехоте выполнить поставленные задачи. Антипример мы сейчас наблюдаем в Сирии (наша авиация и артиллерия наносят многочисленные удары по террористам, но те до сих пор не разгромлены и оказывают упорное сопротивление).
В России пехота всегда была главным родом войск. Еще до известной речи Сталина

"Во всех войнах главным родом войск, обеспечивавшим победу, была пехота. Артиллерия, авиация, бронетанковые силы защищали пехоту, обеспечивали выполнение задач, поставленных перед пехотой. Крепости, города и населенные пункты врага считали занятыми только тогда, когда туда вступала нога пехоты. Так было всегда, так будет в будущей войне. Первый тост я предлагаю за пехоту. За царицу полей — пехоту!"

пехота была признана основой армии. Теперь немного истории.
Точная дата появления такого рода войск, как пехота, определить невозможно. Она появилась тогда, когда у нескольких человек в руках появились палки или каменные топоры. На Руси исход битв решали, сначала, дружинники и пехотные полки, вооруженные мечами, копьями, луками и арбалетами. Значительно позже, уже во времена ордынского ига, начало появляться первое огнестрельное оружие - пищали. Что характерно, пищалями называлось любое огнестрельное оружие от ружья до пушки.
Примечание: существовало огнестрельное оружие, которое называлось тюфяк. Не знаю, почему именно это слово стало применяться по отношению к людям. По некоторым версиям, тюфяки были очень тяжелыми, неповоротливыми и ненадежными при стрельбе (это версия моя, поэтому вероятность того, что она правдива, 50 на 50 - либо да, либо нет).
До 1550 года регулярной армии в нашей стране не существовало. Существовали малочисленные конные дружины закованных в броню рыцарей и городовые полки (необученные толпы мужиков с дубинами, рогатинами и топорами). Первые использовались для нападения, вторые сидели за городскими стенами, а в мирное время городовой полк не собирался вовсе. После избавления от ига Иван Третий провел военную реформу. От дорогих и тяжеловооруженных рыцарей пришлось отказаться, потому что они стоят очень дорого, расходы на армию растут, а боевая эффективность мала, потому что таких "броненосцев" получается мало, а для защиты большой территории целого русского государства их очень не хватало.
Примечание: в настоящее время этот принцип упорно не понимается руководством вооруженных сил нашей страны. Проследить это возможно на примере появления таких образцов техники, как "знаменитый" (так говорят в СМИ) танк "Армата". Танк этот более дорогой, чем тот же Т-90, которого в армии почти нет (если, конечно, эта армия не индийская - примечание автора), более длинный (вероятность получения снаряда в борт выше). Говорить о массовости этого танка не приходится. Дело в том, что под него нужно будет перестраивать боксы, изменять технологию производства и даже создавать производство новых снарядов, с чем в России туго. На мой взгляд, "Армата" - это показной танк демонстрации мощи (в свое время таким был Т-35). В войска он, скорее всего не попадет, хотя вполне может привлечь заказы из Индии. Но главное даже не это. Танк в общевойсковом бою, по статистике, живет около 8 минут. И вот тут эффективность "легендарного танка" умножается на ноль. Дело в том, что Т-64, Т-72 и Т-80 - унифицированные машины. Большинство узлов и агрегатов этих танков взаимозаменяемые, поточное производство машин отложено в Советском Союзе было хорошо. В любом случае, три Т-72/64/80 в бою будут лучшим средством, чем одна "Армата". Да и менять всю систему производства ради одной сомнительной машины - дело тяжелое и очень затратное.
Так вот, во времена Ивана Третьего армия была значительно увеличена за счет меньших трат и отказа от закованных в броню рыцарей. Численность вооруженных сил выросла в несколько раз. При Иване Четвертом (более известном как Грозный) было создано регулярное стрелецкое войско (по образу и подобию турецких янычар, бывших на тот момент самым сильным войском в мире). После стрельцов пошли мушкетеры (при Петре), потом линейная пехота (во времена Наполеоновских войн), просто пехота , стрелковые войска (в Великую Отечественную войну) и, наконец, мотострелковые войска.

Самая маленькая тактическая единица мотострелковых войск - это мотострелковое отделение. Отделение делится на три части:
1. Огневую группу
2. Маневренную группу
3. Экипаж машины боевой

Огневая группа это пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика и командир отделения. Гранатометчика учат стрелять из РПГ по отдельной программе (в некоторых частях у особо ретивых офицеров, есть шанс в случае промаха по мишени из положения "лежа", получить нехилый удар ногой по голове через каску),
помощник гранатометчика при этом заряжает гранатомет "морковками" (снарядами ПГ-7В). Пулеметчиком назначают кого покрупнее, командиром - кого понаглее (хотя некоторых выпускают из сержантских учебок). Специальности огневой группы раздаются в армии. На поле боя огневая группа прикрывает огнем действия маневренной группы.

Маневренная группа это старший стрелок, и два стрелка, вооруженных автоматами. Маневренная группа предназначена для передвижения на поле боя. Специальностей бойцов маневренной группы в армии не так уж и много. Если старший стрелок может быть худо-бедно назначен, то должности стрелков остаются вакантными. Дело в том, что численность мирного времени не всегда равна численности военного времени. Например, мотострелковая рота, имея в мирное штат около 75 человек, в военное время может быть развернута до 150 человек. Возникает вопрос: за счет чего можно произвести развертывание до штатов военного времени? И тут есть два варианта:
1) пополнять личный состав личным составом из других родов войск (отправлять в пехоту связистов, саперов и военнослужащих других родов войск)
2) пополнять личный состав за счет призыва гражданских лиц, не проходивших службу и не имеющих военных специальностей (поскольку на войне обученный солдат ценится выше, чем необученный, бросать в гущу боя выгоднее все-таки вторых).

Примечание: солдат-автоматчик российской армии посимо обмундирования носит на себе:
1) брезентовый подсумок на 2/3/4 магазина (спереди, на правом боку)
2) стандартную круглую армейскую флягу на 0,8л (сзади, на правом боку)
3) малую пехотную лопату (более известна под неправильным названием "саперная") в чехле (за спиной, справа)
4) чулки от ОЗК (общевойскового защитного комплекта) (за спиной, слева)
5) противогаз в сумке (на левом боку, висит в чехле через правое плечо)
6) подгранатник брезентовый для двух гранат (спереди на левом боку)
7) штык-нож в ножнах ("в двух сантиметрах от яиц, кольцом к ним")
8) бронежилет ("броник") 6Б23 (все вышеперечисленное, кроме противогаза ("газика" на сленге) висит на ремне, а ремень крепится к "бронику". Бронежилет имеет твердый воротник для защиты от осколков, и крепится на бойца с помощью липучек. В задней и перед ней секциях вставлены кевларовые пластины (которые иногда вынимаются, если надо в бронике куда-то бежать). Прямую пулю автомата Калашникова броня не держит (а если и держит - обеспечен перелом ребер), зато здорово снижает мобильность одетого в него бойца. Этим объясняется и специфику применения данного предмета одежды в войнах от Афганистана до Сирии - их вешают на двери грузовиков, люки бронетехники, окна, сильно реже - на себя (как раз из-за резкого снижения мобильности и увеличения вероятности гибели бойца).
9) кевларовый шлем (6Б26) - русская версия американской каски. От прямого выстрела из автомата Калашникова не защитит, от пистолета еще может быть, но в целом предназначен для защиты от осколков (например, если обвалится потолок). В отличии от предыдущей версии каски - стального шлема СШ-68, для крепления на голову существует система подтяжек, разобраться в которой сложновато, что ухудшает использование каски для тех, у кого большой размер головы. Советский СШ-68 крепится с помощью двух связывающихся между собой ремешков.
10) вещевой мешок (вещмешок "Сидор") - см. Воспоминание об армии. Глава 1.
11) "берцы", официальное название "полуботинки с высоким берцем" (если я не ошибаюсь). Это солдатская обувь. О ней нужно сказать отдельно. В нашу армию данная обувь попала из армии потенциального противника, заменив собой кирзовые сапоги ("кирзачи").
Примечание: считаю необходимым сравнить берцы и кирзовые сапоги. Чем они лучше и чем хуже? Ответ прост: преимущество берцев в том, что 1) они красивее смотрятся в городе, и в том, что 2) к ним не нужны портянки (хотя мы на КМБ пару недель проходили в портянках и берцах). Всё. В остальном "новейшая суперобувь" с треском проигрывает кирзачам. И дело вот в чем:
1. Берцы завязываются шнурками. В условиях длительного использования, шнурки либо рвутся, либо с них сползает черный слой и они становятся белыми, что недопустимо. Примерно раз в месяц нужно покупать новые шнурки.
2. К берцам нужны носки (в кирзовых сапогах носки рвутся на второй день носки, сам неоднократно проверял - примечание автора). С одной стороны, для только что призванного на войну новобранца, носки привычнее и удобнее. Для конфликтов малой интенсивности это плюс. Но в тяжелых условиях носки пропитываются потом и требуют специальной сушки (портянки же достаточно намотать другой стороной, чтобы они высыхали прямо на ноге, и продолжать службу).
3. Несмотря на название "с высоким берцем", берец, как часть обуви, намного короче, чем голенище сапога. Это обеспечивает бОльшую проходимость по грязи (сам как-то раз неудачно попал в грязь - и она полилась в обувь, в кирзачах этого бы не произошло).
4. Внешний вид. Части обуви из-за воздействия шнурков, большего количества мелких деталей, быстрее изнашиваются и превращают обувь в труху. Ржавеют металлические ободки дырок для шнурков.
Это все будет нагружено на парня, который ни дня не служил в армии, но был мобилизован и попал в маневренную группу. И ВОТ ТУТ РАЗНИЦА МЕЖДУ СЛУЖИВШИМ И НЕСЛУЖИВШИМ СРАЗУ БУДЕТ ВИДНА. Только что попавший в "доблестные ряды" парень почувствует себя человеком в скафандре. Броник будет сильно давить на плечи, штык-нож крутиться во все стороны и цепляться за все, что можно, каска вызывать головную боль, а противогаз болтаться и с каждым шагом стукаться в бок. Повесить автомат в положение "на ремень" будет легко, а вот применить его по команде "К бою" - намного сложнее.
По команде "К бою" солдат должен быстро распластаться по земле, изготовиться к стрельбе из положения "Лежа" (чтобы максимально уменьшить силуэт цели противнику) и приготовить автомат к применению (перезарядить и прицелиться). Со стороны кажется, что это просто, но я лично учил этому приему других, и скажу, что это не так уж и просто. У среднего человека на это уходит от десяти попыток. Солдат должен изготавливаться к бою за 3 (ТРИ. ) секунды. Необученный солдат или только что попавший в строй боец будет изготавливаться к бою не менее 10 (ДЕСЯТИ. ) секунд. 10:3=3. То есть вероятность погибнуть у необученного этому простейшему приему бойца В ТРИ РАЗА ВЫШЕ, чем у подготовленного. Почему именно эти цифры? Элементарно. По команде "к бою" знающий солдат просто выбрасывает правую руку вперед, и знает, что через секунду автомат прилетит ровно в левую руку прямо цевьем. Необученный боец вместо элементарной подачи руки вперед, начинает совершать самые разные комбинации совершенно ненужных действий (пытается стащить автомат левой рукой, стряхнуть автомат в плеча, отпускает ремень так, что автомат съезжает вниз, и нужно всему изворачиваться и так далее). А все это - лишнее время, лишние секунды прицеливания для врага и, соответственно, более точный вражеский выстрел. И смерть. Исключительно из-за незнаний элементарнейших приемов, обучить которым даже самого недалекого солдата возможно в течение двадцати минут максимум. Вот так простейший, доступный каждому военнослужащему, прием повышает шансы на выживание в три раза.
Есть и другие элементарные правила, например - держать автомат в положении "на плечо" при движении на броне. Нет ничего проще, чем повесить ремень на плечо. И тогда, в случае подрыва или нападения противника, во время полета от взрывной волны, ты не окажешься на поле боя безоружным и не будешь взят в плен, подвергнут пыткам и отравлен в рабство. А ведь такие случаи были. И это ТОЛЬКО из-за того, что автомат не был повешен на плечо, а находился в руках. Поэтому при душманском нападении автомат и стрелок разлетелись в разные стороны, после чего безоружный боец был взят в плен. Это еще раз подтверждает, что НА ВОЙНЕ МЕЛОЧЕЙ НЕТ. Не повесил автомат на плечо, на пару секунд замешкался при изготовке к бою - И ВСЁ. Тебя нет.
Вот так и новобранец, попавший в маневренную группу, скорее всего будет убит. Его отличие от солдата не в том, что солдат не может умереть. А в том, что солдат не совершит элементарнейших ошибок, а новобранец, к сожалению, может.

И третье звено МСО - это экипаж машины боевой. К этому звену отношусь и я. Сначала нужно объяснить, что же такое эта самая аббревиатура "БМП". Дело вот в чем, во времена Великой Отечественной Войны скорость танков значительно выросла по сравнению с танками первой мировой. Теперь главная ударная сила армии - средние и тяжелые танки - двигались очень быстро. Они совершали глубокие охваты, выходили на тылы вражеских войск, стремительно атаковали ключевые объекты противника. Но, как пехота не может без танков, так и танк не может без пехоты. Дело в том, что против пехоты эффективнее всего работал пулемет (по сути, немецкое пехотное отделение строилось вокруг знаменитой "косторезки" МГ-42), а против танка - противотанковая пушка (позже - гранатометчики "фаустники").
Поэтому для прорыва обороны нужно было одновременное воздействие на обе составляющие: советские танкисты первым делом огнем танковой пушки уничтожали пулемет МГ-42, после чего в бой шла пехота и уничтожала противотанковую пушку. Чтобы вражеская пехота не перестреляла этих бойцов, по этой самой вражеской пехоте работал танковый пулемет (да и пушка тоже). Без пехотной поддержки танк или забрасывался гранами вблизи окопов, или попадал под огонь вражеской пушки (к концу войны - фаустников). То же самое произошло и в Новогоднюю ночь 1995 года в Грозном, когда танки пошли в бой почти без пехотной поддержки.
Для транспортировки пехоты на поле боя в Великой Войне применялся грузовой автотранспорт. Кое-где пехоту возили американские бронетранспортеры, полученные по Ленд-Лизу. У немцев дело с этим обстояло лучше - применение собственных БТР было массовым. В большинстве случаев на само поле боя пехота приезжала в составе танковых десантов (бойцы садились на танк и ехали так до рубежа развертывания. Там спрыгивали - и наступали как пехота). Собственно, БТР, как класс боевых машин, предназначен для доставки пехоты на поле боя. Быстро подвезли - высадили пехоту за танками - и уехали в тыл. После войны в СССР появились свои БТРы. Сначала - копии американских (БТР-40, БТР-152), а затем и свои, оригинальные, плавающие (БТР-60, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80 и тд). Из вооружения у них были, как правило, крупнокалиберные пулеметы (ДШК, КПВТ).
Однако у БТРов были и свои минусы. И самым главным из них была проходимость. Даже наличие восьми колес не позволяло ехать по бездорожью. А танк мог ехать и по болоту, и по оврагам. Поэтому решили сделать такое средство перевозки пехоты, чтобы оно везде поспевало за танком, да еще и плавало и могло сражаться на поле боя (а не уезжать на это время в тыл, как БТР). И такая машина появилась. В 1965 году. В других странах в то время подобных машин не было, да и класса такого не существовало. Американский БТР М-113 (который стоит на вооружении армии США до сих пор) представлял из себя гусеничную коробку с установленным пулеметом. Да и сейчас представляет. Поэтому БМП-1 стала машиной, намного усилившей боевую мощь Советской Армии. Ее пушка обеспечивала пробитие брони всех основных танков противника того времени. Но время шло, танки модернизировались, и пушка БМП-1 уже не могла пробить броню. Поэтому в конце 70-х ее решили заменить. Провели несколько испытаний, и по их результатам приняли на вооружение БМП-2. От БМП-1 она отличалась только башней (поэтому мы ездили и на тех, и на других - ходовая часть практически одинаковая), которая вместо одноместной стала двухместной, а пушку калибра 73мм заменили на автоматическую пушку калибра 30мм (эта пушка, естественно, не могла уже пробить лобовую броню танков, но зато у нее сильно увеличился угол подъема, что очень пригодилось в Афганистане. Если из БМП-1 стрелять по склонам гор было проблематично, то из БМП-2 это было сделать очень просто, хотя изначально пушка рассматривалась как средство борьбы с вертолетами).
Так вот, экипаж состоит из трех человек (механик-водитель, наводчик-оператор и командир). Командир является и командиром отделения, которому приписана эта БМП (на сленге "бэха"), поэтому он членом экипажа по-сути не является. Наводчик-оператор может быть обучен и в учебке, но в нашей части такой был один, а остальные были назначены так же, как и пехотные должности - от балды. Да и прошедший учебку наводчик стрелять после нее не умел. Так вот. И, наконец, механик-водитель БМП. Это единственная должность в МСО, которую невозможно получить без обучения в специальном учебном подразделении (учебке). Все механики-водители ("механы") являются младшими специалистами мотострелковых войск. Они не могут быть переведены в другие рода войск или назначены на другую должность. В некоторых частях они не могут даже ходить в наряды в будний день. Есть и возможность под видом обслуживания БМП поспать в ней (пехотинцам доступ в боксы закрыт, они в это время подметают территорию рядом с боксами). И это очень удобно - при открытом люке ты видишь в триплексах отражение близлежащей территории и снующих по ней офицеров, что позволяет немного отдохнуть, а в случае опасности - изобразить активную деятельность.
Поэтому с первых дней службы в учебке нас заставляли учить следующее: "БМП - это легкобронированная, авиатранспортируемая, гусеничная машина, предназначенная для доставки мотострелкового отделения к переднему краю обороны противника и поддержки его огнем на поле боя". Как щас помню. Лучше и не скажешь.


Специальность военного водителя — одна из наиболее востребованных в практически любой из современных армий. Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) — не исключение, тем более что военная служба в последние годы стала заметно привлекательнее в глазах молодежи. Это связано как с ростом ее престижа в обществе, так и с существенным улучшением материального обеспечения профессиональных военнослужащих.

Примеривая на себя потенциальные возможности для собственного прохождения службы в Армии России, юноши и молодые люди активно интересуются вариантами, позволяющими извлечь практическую пользу для своей военной и гражданской карьеры. В этом плане водитель — профессия, весьма привлекательная. Но служба в армии водителем имеет множество нюансов, требующих более детального рассмотрения.

Водитель в армии: общие сведения

Водительская специальность — широкое понятие, объединяющее большое разнообразие той техники, которой предстоит управлять. Применительно к Вооруженным Силам России это могут быть как стандартные автомашины для перевозки людей и грузов, так и специализированная техника (колесная и гусеничная), включая различные боевые и вспомогательные транспортные средства.

Всем желающим разобраться в особенностях водительской армейской службы следует иметь представление об общей структуре ВС РФ, а также принципах их комплектации личным составом. В этой связи нужно отметить, что специальность водителя в той или иной мере востребована во всех родах и видах российских Вооруженных Сил. Даже авиация, военно-морской флот и воздушно-десантные войска сегодня оснащены множеством наземной техники, обеспечивающей их функционирование, и этими транспортными средствами необходимо кому-то управлять.

Водитель в армии

Военные водители в ВС РФ относятся к числу специалистов, уровень воинских званий которых соответствует категориям рядового и сержантского состава. Прохождение службы для этих категорий военнослужащих возможно как по призыву, так и по контракту.

Кроме того, в Российской Армии широко распространена практика замещения наиболее распространенных профессий лицами гражданского персонала.

В их числе следующие:

  • аппаратчик;
  • бульдозерист;
  • водитель автомобиля;
  • водитель аэросаней;
  • водитель дрезины;
  • водитель мототранспортных средств;
  • водитель погрузчика;
  • водитель транспортно-уборочной машины;
  • водитель-экскаваторщик;
  • водитель электро- и автотележки;
  • водитель-испытатель;
  • крановщик (машинист автомобильных кранов);
  • машинист мостового крана технического комплекса;
  • механик-водитель многоосных дизельных автомобилей.

По сути, такие работники в правовом отношении ничем не отличаются от таких же специалистов, работающих в гражданской сфере. Принадлежность к военнослужащим для армейских водителей-призывников и контрактников характеризуется, прежде всего, присвоением им воинского звания, а также наличием соответствующей военно-учетной специальности (ВУС).


Во время службы такой специалист должен не только обеспечивать грамотную эксплуатацию вверенной ему техники, но и отвечать за ее поддержание в исправном техническом состоянии, своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт.

Массово распространенная в гражданской сфере водительская категория B, в армейской практике мало востребована. Разумеется, существуют должности для водителей легковых автомобилей, предназначенных возить командиров различного уровня. Но подобные назначения, как правило, носят индивидуальный характер.

Водитель в армии: срочная служба

Прохождение срочной службы в рядах Российской Армии в качестве водителя вполне реально для множества призывников. Такая возможность существует даже в ходе призыва на условиях последующего общего распределения. Основным и непременным условием для этого является наличие навыков вождения соответствующей техники, подтвержденное документами о получении профильного образования. Но 100% гарантии того, что солдат-срочник будет служить водителем, естественно, не существует.

Водитель в армии: контрактная служба

Для кандидатов на замещение должности военного водителя по контракту установлены стандартные требования, практически аналогичные призывникам.

  • среднее или среднее профессиональное образование;
  • водительские права категории С, D, E и стаж вождения транспортных средств, относящихся к этим категориям;
  • навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Кроме того, зачастую могут задаваться специфичные требования, привязанные к особенностям прохождения службы в конкретных частях и войсках. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок. При поступлении на такую должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

Важно отметить, что с осени 2021 года Минобороны ввело особую 30-процентную надбавку к должностным окладам водителям-военнослужащим по контракту. Основным условием получения такой надбавки является наличие категории С, D, СE. В среднем зарплата военных водителей-контрактников по состоянию на 2021 год составляет, в зависимости от воинского звания, стажа и других особенностей службы, от 25 до 45 тысяч рублей.



Водитель во время срочной службы

Как стать водителем во время срочной службы в армии? Сделать это может каждый юноша во время распределения по войскам, но главным условием для рассмотрения кандидатуры на данную должность является наличие водительских прав и навыков вождения габаритной техники. Но даже в этом случае никто не даст 100% гарантии, что солдат получит данную должность.

Обучение вождению

После прохождения службы срочник получает документ, который подтверждает прохождение обучения. Но такая возможность рассчитана для тех солдат, которые в перспективе продолжат служить в армии водителем на контрактной основе.

Таким образом, перед тем, как пойти служить водителем в армию, молодой человек еще на гражданке должен получить водительские права с категорией C, D, E. Имея соответственную категорию и навыки вождения грузовым транспортом, юноша будет иметь преимущество перед остальными солдатами при распределении из военкомата в воинские части.

Критерии отбора военных водителей

Все критерии, по которым производится отбор военных водителей, подразделяются на две группы:

  1. Медицинские. К ним относятся требования, предъявляемые военно-врачебными комиссиями (ВВК) к состоянию здоровья призывников и кандидатов в военнослужащие по контракту.
  2. Профессиональные. Отбор по таким критериям заключается в изучении представленных документов об имеющемся профильном образовании, а также о практическом опыте работы водителем в гражданской сфере.

ВВК признают годными к прохождению военной службы в качестве водителя молодых людей согласно нормативам присвоения категории годности Б-3. При прохождении медицинского освидетельствования, показатели состояния здоровья для такой категории: рост не менее 155 см и успешно понимать речь, произнесенную шепотом.

Число патологий из Расписания болезней в этой подгруппе допускается по минимуму. В частности, категорию годности Б-3 присваивают при выявлении стоматологических болезней, некоторых разновидностей аллергии, осложнений, проявившихся после перенесенной травмы конечностей, а также на фоне вероятного развития астмы и других несущественных заболеваний.

Применительно к военным водителям основные медицинские требования сводятся к зрению. Для успешного отбора требуется нормально воспринимать цвета (не должно быть выявлено дальтонизма или дихромазии). Признаются годными лица с близорукостью не более 6,0 дптр и дальнозоркостью не более 8,0 дптр, астигматизмом не более 4,0 дптр на каждый глаз.

В плане категории профессионально-психологической пригодности требования к военным водителям в целом соответствуют критериям годности к такой же работе в гражданской сфере. Водителю нужно обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки. В числе необходимых качеств — высокая работоспособность, стрессоустойчивость, хорошая координация действий рук и ног.

Подготовка военного водителя


Программы подготовки военных автомобилистов ДОСААФ позволяют изучить:

  • основные особенности эксплуатации автотехники в ВС РФ;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля и др.

Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ для прохождения службы производится бесплатно на условиях направления от военкомата. Обычно эти направления выдаются за полгода-год до призыва. Такое обучение могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет, признанные годными по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, подлежащие призыву на военную службу.

Как показывает практика, обучаться лучше по месту жительства в период до службы в ВС РФ. Исключением могут стать водительские категории Е и СE. Они весьма востребованы в современной армии, и при дефиците квалифицированных сотрудников военнослужащим нередко предлагается дополнительное обучение с присвоение этой категории.

Какая категория управления т/с наиболее востребована в армии?

Наиболее востребован водитель в российской армии с категорией С и В. При получении категории В призывник может рассчитывать лишь на правление легковым транспортным средством и будет заниматься перевозкой руководящего состава. С наличием категории С возможности его расширяются и солдат может получить в распоряжение БТР, сложную военную технику и прочее.

Водительское удостоверение

Но, при получении в распоряжение техники на плечи солдата ложится большая ответственность, ведь за любые огрехи будут спрашивать именно с него. В случае поломки транспортного средства отвечать за ее ремонт будет водитель.

Обязанности военного водителя

Основные обязанности водителя в армии заключаются в следующем:

  1. Уверенно управлять вверенным ему ТС (транспортным средством) в любое время суток, при любой погоде.
  2. Твердо знать технические возможности ТС и правила его эксплуатации.
  3. Досконально соблюдать ПДД, а также сигналы, команды управления и регулирования.
  4. Уметь ориентироваться на местности, пользоваться навигатором, картой маршрута.
  5. Содержать технику исправной, в состоянии полной боевой готовности.
  6. Быть в курсе объема и периодичности работ по техобслуживанию (ТО) ТС, а также межремонтного ресурса (пробега), общего срока службы как всей машины, так и отдельно аккумуляторных батарей, шин.
  7. Добросовестно выполнять работы по ТО, текущему ремонту подведомственного транспорта. Проводить спецобработку машины.
  8. Знать нормы расхода, оптимальные для ТС виды горючего, смазочных и иных эксплуатационных материалов. Экономно использовать перечисленное, стараться не допускать перерасхода.
  9. Уметь определять, обнаруживать и устранять основные причины неисправностей транспортного средства. Не допускать поломок. При обнаружении последних обязателен доклад командиру. Далее неисправность следует попытаться как можно скорее устранить собственными силами.
  10. Соблюдать общие правила техники безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте, эвакуации машины.

Повседневная обязанность военного водителя — перед выходом из автопарка убедиться в удовлетворительном техническом состоянии машины. Особое внимание уделяется рулевому управлению, тормозной системе, тягово-сцепному устройству, шинам. Затем проверяются стеклоочистители, внешние световые приборы, зеркала заднего вида, чистота и надежность крепления номерных знаков.

Воинский устав применительно к военным водителям отмечает в качестве его главных обязанностей — не передавать управление ТС третьему лицу. Кроме того, уставные требования ВС РФ запрещают водителям курить, принимать пищу и напитки во время езды.

Военный водитель-автомобилист должен всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, документ, удостоверяющий личность. Если автомашина транспортная, то нужен лист эксплуатации. Армейский шофер обязан знать и соблюдать правила загрузки ТС, посадки и перевозки людей, размещения, крепления и укладки грузов.


Стандартные обязанности механика водителя в армии в целом включают в себя все те, что перечислялись выше в качестве основных обязанностей военного водителя. Следует помнить, что надлежащее исполнение военным механиком-водителем своих должностных обязанностей, кроме непосредственного управления вверенным транспортным средством, включает особое внимание к техническому состоянию вверенной ему боевой или специальной машины. Армейский механик-водитель, как правило, привлекается к участию в периодически проводимых модернизациях вверенной ему техники.

Военный водитель-электрик и водитель-электромеханик, помимо уверенного управления своим ТС, как специалист должен следить за целостностью вверенной ему техники и ее комплектующих. Он обязан также контролировать уровень и расход бензина, масла и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации машины, поддерживать надлежащее состояние аптечки и огнетушителя.

В полевых условиях любой военный водитель должен собственными силами уметь произвести текущий ремонт вверенного ему ТС, чтобы он смог доехать до назначенного командованием пункта. Если до начала выполнения приказа или во время движения в машине была обнаружена поломка, водитель обязан сообщить о ней своему командиру.

Профессия водителя является довольно распространенной гражданской специальностью. Однако нельзя обойтись без этой должности и в армии. Служба военным водителем предполагает не только транспортировку людей и грузов, но и ответственность за исправное техническое состояние автомобильной техники. Попасть на службу военным водителем сегодня можно как по призыву, так и по контракту.

Водитель в армии

Водитель

Военный водитель относится к сухопутному роду войск и имеет звание рядового.

Во время службы он должен обеспечивать безопасную транспортировку личного состава подразделений либо грузов, необходимых для материального и технического обеспечения в повседневной жизни или в бою.

Кроме того, военнослужащий автомобилист должен отвечать за поддержание вверенного ему транспортного средства в исправном техническом состоянии, своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт автомобиля.

Основные обязанности

Возможно, на первый взгляд служба водителем в армии может показаться довольно простой. Тем не менее, у военнослужащего есть немалый перечень обязанностей, которые он должен соблюдать.

  • Необходимо знать все правила эксплуатации военного автомобиля, технические возможности транспортного средства.
  • Военнослужащий должен справляться с управлением автомобилем в любое время суток и при любых погодных условиях.
  • Всегда содержать технику в исправном состоянии и полной боевой готовности, прилагая разумные усилия по продлению срока службы автомобиля.
  • Своевременно проводить техосмотр и необходимый ремонт транспорта.
  • Знать все правила дорожного движения, а также специальные военные команды и регулировочные сигналы.
  • Разбираться в нормах расхода горючих и смазочных материалов, применяемых для данного автомобиля, не допускать их перерасхода и стараться соблюдать экономный режим эксплуатации транспортного средства.
  • О возникновении поломки автомобиля необходимо доложить командиру, после чего попытаться устранить неисправность своими силами.
  • Каждый день военный шофер должен производить осмотр автомобиля для того, чтобы убедиться в его технической исправности. Особое внимание требуется уделять тормозной системе, рулевому управлению, состоянию шин, работе стеклоочистителей и внешних световых приборов.
  • Военнослужащий должен приложить все силы для того, чтобы доставлять людей или грузы к указанному месту в целости и сохранности, соблюдая при этом правила транспортировки, посадки людей, погрузки и крепления грузов.
  • Военный шофер всегда обязан иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, а также документ, удостоверяющий личность. Для транспортной машины необходим также лист эксплуатации.
  • Водитель не имеет права передавать управление транспортным средством третьим лицам.
  • Необходимо уверенно ориентироваться на местности, пользоваться навигатором или картой маршрута.
  • Курить, а также есть или пить во время движения водителю категорически запрещено.

Как стать водителем в армии

Водитель военный

Чтобы попасть на службу в армию в качестве водителя, необходимо обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки.

Также военный шофер должен обладать высокой работоспособностью, стрессоустойчивостью, способностью переключать внимание, хорошей координацией рук и ног.

Стать водителем в армии сегодня могут как призывники, проходящие срочную службу, так и военнослужащие на контрактной основе.

Служба по контракту

На должность военного водителя по контракту могут поступить лица, имеющие:

  1. среднее или среднее профессиональное образование;
  2. водительские права категории С, D, E;
  3. стаж вождения транспортных средств, относящихся к данным категориям;
  4. навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Проходя службу военным водителем по контракту, можно повысить классную классификацию до первого класса. Также есть возможность открывать новые водительские категории. Возможно и повышение в звании: военнослужащий может быть назначен командиром автотранспортного взвода.

В некоторых случаях требования к лицам, поступающим на службу военным водителем, могут быть весьма специфичными. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок.

Также при поступлении на данную должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

ВАЖНО! Зарплата военных водителей, служащих по контракту, составляет в среднем 20-35 тысяч рублей.

Служба по призыву

Если призывник хочет попасть на службу в армию в качестве водителя, то он может заранее к этому подготовиться. На сегодняшний день подготовкой военных автомобилистов занимается ДОСААФ России. Отделения данной организации есть практически в каждом регионе страны.

В ходе программы подготовки военных водителей, созданной специально для призывников, молодые люди изучают:

  • основные особенности эксплуатации автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов военного автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, и способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля;
  • основы экстремального вождения военной техники;
  • обязанности военного водителя в случае тревоги.

ВАЖНО! Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет и подлежащие призыву на военную службу. Также необходима годность по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам. Наконец, призывники должны иметь профессиональную пригодность не ниже III категории.

Водитель машины

Также попасть на службу в армию в качестве водителя можно на условиях общего распределения. Но в данном случае призывник должен иметь водительские права категории С, D, E.

Также предпочтение отдается призывникам, имеющим опыт эксплуатации грузовых транспортных средств, профильное образование.

На первый взгляд, служба водителем в армии может показаться менее сложной по сравнению с остальными должностями. Однако данная специальность также имеет множество нюансов, требований и обязанностей, предъявляемых к военнослужащему.

Управляя автомобилем, военный водитель несет ответственность за сохранность людей и грузов. Также водитель должен справляться со своей работой в любых экстремальных условиях.

Читайте также: