Что человек должен перебарывать в себе чтобы всегда соблюдать права и свободы других людей

Обновлено: 28.06.2024

Открытый урок по обществознанию на тему

2. Метапредметные:

· познавательные УУД: развивать умения работы с текстом, находить нужные ответы на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух, анализировать, сравнивать и дополнять полученную информацию;

· регулятивные УУД: формировать умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному и индивидуальному выполнению учебной задачи, формировать умение контролировать время при выполнении самостоятельной работы, формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

· коммуникативные УУД: способность формулировать и четко выражать свои мысли, слушать других и вступать в диалог, отстаивать собственное мнение.

3. Личностные: формирование у учеников представлений о справедливости и стойкого законопослушного поведения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Конспект урока:

1. Орг. момент (2 мин.) Проверка присутствующих, готовности учеников к занятию.

2. Переход к новой теме (3 мин) .

- Вспомните, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?

Учитель корректирует ответы учеников, после формулировки тема записывается. Ставится проблемная задача: в конце урока ученики должны будут ответить на вопрос: зачем вообще нужны законы.

3. Изучение новой темы (30 мин.)

1) Закон устанавливает порядок в обществе.

Ученики отвечают; учитель обращает внимание на наиболее удачные ассоциации. Потом записывается определение:

Закон – это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. (На слайде.)

- Вспомните, о каких законах мы уже с вами успели поговорить на предыдущих уроках? Какие законы вы вообще знаете? Что они регулируют?

- Как вы думаете, какой могла бы быть жизнь без законов? Знаете ли вы о периодах в истории, в том числе и нашей страны, когда влияние законов ослабевало или вовсе почти не действовало?

- Чем грозит государству отсутствие законной власти?

- Зачем люди принимают законы?

- Почему важно соблюдать законы?

К сожалению, люди далеко не всегда соблюдают законы, в чем очень легко убедиться.

Обязанности обучающихся (отрывок из статьи 43):

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Сказать, что это неполный перечень обязанностей. Есть также широкий перечень прав, причем не только у учеников, но и у учителя. Поинтересоваться, как сами ученики оценивают свое соблюдение вышеперечисленных обязанностей.

С. 25 учебника – какие еще у нас есть законы, какие сферы жизни они регулируют.

2. Закон стремится установить справедливость.

Задание: Прослушайте данный текст и постарайтесь по нему определить, какова основная цель существования законов:

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов – устанавливаемых государством правил поведения в обществе – невозможно добиться справедливости.

Ответ учеников: основная цель существования законов – установление справедливости.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

Для проверки понимания термина ученикам предлагается ряд ситуаций; они должны оценить, что является справедливым, а что нет и почему:

1) Два ученика выполняли олимпиадные задания по математике. Один решал честно, другой пронес в кабинет телефон и пользовался интернетом. Победу одержал второй ученик (несправедливо, ученики оказались в неравных условиях).

2) Ваня – староста класса и главный задира – разбил окно в кабинете. Из страха наказания подговаривает одноклассников дружно списать всю вину на тихого двоечника Женю. Но учитель решает не верить детям на слово, а посмотреть записи с камер наблюдения. Настоящий виновник разоблачен (справедливо, виновник обнаружен и понесет наказание).

3) Ученики плохо ведут себя на уроке, переговариваются, отвлекаются, не выполняют домашнее задание, обсуждают учителя у него за спиной.

4) Женщина (без проблем со здоровьем, но в возрасте) требует от молодого человека (на костылях, с больной ногой) чтобы он уступил ей место, так как она намного старше.

Вопрос: Во всех этих историях есть как минимум две стороны: которая поступает по справедливости, и которая справедливость нарушает. Как думаете, а что нужно было, чтобы справедливость восторжествовала. (Ответ учеников: кто-то третий, кто посмотрит на ситуацию со стороны и сможет рассудить, кто прав, кто виноват).

Действительно, зачастую каждая сторона конфликта, включая виновного, считает, что она является правой. Для того, чтобы рассудить людей, т.е. определить, кто же реально прав, необходим кто-то третий, кто сможет посмотреть на ситуацию со стороны. В случаях нарушения закона, установленного государством, существует специальный орган и специальные должностные лица, который выполняют эту функцию. Кто это и что это? (Ответ учеников: Суд, судьи).

Правильно. Во всех государствах с древнейших времен есть такой орган, как суд, чья задача – восстановление справедливости и торжество закона. Судебную деятельность осуществляют судьи – люди, которые очень хорошо знают законы, а также сами являются (в идеале) высокоморальными, честными людьми, пользующимися уважением в обществе. По законам РФ судьи принимают решения, опираясь не только на закон, но и на свои моральные убеждения.

Вопрос : скажите, а что является символом суда? И вообще справедливого судопроизводства? (Ответ учеников: древнегреческая богиня Фемида).

- Почему Фемиду изображают с мечом, весами и завязанными глазами? (Весы – символ справедливости; меч – символ неотвратимости наказания; повязка – символ беспристрастности; неважно, кто перед судом, он понесет наказание согласно своему проступку).

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

Перед вами – русский мыслитель и революционер XIX в. Михаил Александрович Бакунин, один из теоретиков АНАРХИЗМА. Знакомо это слово? С чем оно у вас ассоциируется?

- Как вы понимаете данное выражение? (Возможный ответ учеников: у каждого человека есть свои права и обязанности, и все, кто его окружают, должны относиться к ним с уважением.)

- Возможно ли установление такого общества, в котором не было бы внешней силы подчинения, законов, но люди по внутреннему убеждению соблюдали бы совместно выработанные правила поведения в обществе? Если да, то почему?

Может быть, такое общество когда-нибудь и будет построено, но это больше похоже на УТОПИЮ, и если случится, то через много-много лет. По сути, цель существующего закона (в идеале) – это охранять нашу личную свободу, неприкосновенность, устанавливать рамки дозволенного поведения, защищать нас от людей, не соблюдающих закон, считающих возможным посягать на нашу свободу.

4. Закрепление (3 мин.)

- Ребята, давайте попробуем сделать выводы на основе всего услышанного: для чего же существуют законы? Почему необходимо их соблюдать?

Если ученики затрудняются с ответом или дают не слишком точные, размытые ответы, учитель просит пролистать параграф 3 учебника и зачитать названия пунктов. Это и будут функции закона в обществе. Записать:

Функции закона в обществе:

- Закон устанавливает порядок в обществе.

- Закон стремится установить справедливость.

- Закон устанавливает границы свободы поведения.

Вопрос: Что могло бы произойти, если бы все законы вдруг исчезли бы?

Ученики предполагают. Зачем учитель показывает короткое видео с предположением, чтобы случилось с миром, если бы на 24 часа перестали действовать все законы, предварив вопросом: ученики должны подумать, согласны ли они с автором ролика или нет, почему.

Читайте также: