Что дает право называть социологию наукой

Обновлено: 01.06.2024

диссертация была защищена, хотя и с минимально возможным перевесом голосов.

Бывали и другие случаи, связанные со спорами вокруг защиты диссертаций по

социологии, даже попадавшие в ежедневную прессу. Камнем преткновения в этих

спорах зачастую являлся вопрос о том, какие требования по точности и логической

строгости можно и должно предъявлять к социологическим исследованиям и анализам.

Проблема не нова. Она и в самом деле является одной из вызывающих наибольшие

споры в рамках данного предмета. С момента своего возникновения социология

основывается на разного рода попытках поставить исследование общества на

добротную научную основу. И Дюркгейм, и Вебер (и многие другие) немало

поработали, чтобы узаконить социологию как науку, хотя они и расходились в

вопросе о том, что именно следует считать наукой об обществе.

Существует специальный предмет, который традиционно исследует претензии

различных дисциплин на научное знание. Этот предмет называется теория науки! он

включает в себя теорию различных наук и их связей с действительностью. Можно

сказать, что теория науки - это "теория теорий о действительности". Вспомним

образ из вступительной главы - зависший в воздухе вертолет - и попробуем описать

новую ситуацию следующим образом: на данном этапе нам придется сесть в другой

вертолет, который поднимется еще выше, чтобы найти "научно-теоретическую точку

обзора". Из этого следует, что теория науки еще более абстрактна, чем

исследуемый ею предмет, и это довольно сложно для понимания, поскольку содержит

в себе определенное противоречие. Это действительно трудно - мыслить абстрактно,

и все же абстракция всегда лишь упрощение действительности. Самое сложное, что

есть, - это действительность, конкретная реальность, в которой мы живем и не

только познаем ее, но и теоретизируем о ней.

Образ вертолета над парком или морем может также помочь нам сформулировать три

основных вопроса научно-теоретического характера, касающихся анализа социологии

как науки. Во-первых, речь идет о том, что же находится внизу под нами, или,

другими словами: что, собственно, мы изучаем? Обычно говорят, что нужно получить

представление о природе и свойствах объекта исследования. Этот вопрос касается

онтологии, взгляда на природу общества, которого придерживается социология.

Можно поставить вопрос короче и лучше: собственно говоря, что такое общество?

Во вторых речь идет о том, как мы, сидящие в вертолете, вообще можем утверждать,

что мы что-то знаем. Что позволяет нам утверждать, что мы знаем определенные

вещи наверняка? При изучении социологии следует задать этот зпистемологический

(относящийся к теории познания) вопрос: мы обязаны сказать, на каком основании

предполагаем, что смогли получить достоверные сведения об обществе или

общественных отношениях, изучаемых нами. Мы просто обязаны иметь основу,

опираясь на которую будем строить теории общественных отношений.

В-третьих, речь идет об отношении между первыми двумя проблемами, об отношениях

между онтологией и эпистемологией. Если предполагается, что есть общество той

или иной природы и мы можем получить научное знание о нем, то что нужно сделать

для получения этого знания и как убедиться в его правильности? Этот вопрос

решается с помощью социологической методологии. Каждая наука должна обладать

методами исследований той части действительности, которую она изучает, и эти

методы в основе своей должны гарантировать научность предмета.

Как уже говорилось, все эти вопросы оживленно дискутировались ца протяжении

всего, пока еще недолгого, столетнего существования социологии. Но они касаются

не только этой дисциплины. Научно-теоретические споры суть составная часть

целого - современной науки последних четырехсот лет. Если наука, в том числе и

социология, перестанет ставить перед собой подобные вопросы, она быстро

превратится в подобие средневековой схоластики, где основополагающие истины

считались исходящими от Бога, Вследствие этого определенные истины считались

святыми, и невозможно было подвергнуть их сомнению. Вся современная наука, можно

сказать, возникла из необходимости подвергнуть сомнению подобную догматическую

основу знания. Пока существует критическая, "сомневающаяся" позиция, наука может

избежать окаменения и превращения в то, что немецкий социолог Юрген Хабермас

называет современной общественной идеологией. То, что подобные вопросы

продолжают ставиться, свидетельствует о продолжении развития пауки.

Хотя разные направления в социологии по-разному отвечают на эти вопросы, имеется

общий исходный пункт, Объединяющий их. Образно мы можем выразить это так: все

согласны, что для изучения общества необходимо каждый раз "подниматься на

вертолете" и обозревать общество "извне", т.е. абстрактно. Мы должны создать

теоретическую концепцию об обществе и его различных проявлениях. Недостаточно

только лишь жить в обществе, чтобы иметь возможность утверждать, что общество

изучается научно. Но любое понятие - всегда абстракция, упрощение

действительности. Многие направления разделяются именно по тому, какие из

абстракций в них менее упрощены, или, другими словами, какие из понятий

сохраняют наиболее существенные черты того, что изучается. Нет и не может быть

какой-то абсолютной науки, которая смогла бы полностью охватить объект познания,

не упрощая его. Вся паука базируется на определенных взглядах и способах

отношений с действительностью. Их и анализирует теория науки.

Важнейшее, по-видимому, из направлений социологии, базирующееся в том числе и на

подходе Дюркгейма, представляет общество как сверхличностное единство,

действительность "suigeneris" - своеобразную, в себе самой. Общество существует

вне или, если сформулировать точнее, над каждым отдельным человеком. Поэтому оно

является не только основой поступков отдельных людей, но и канвой поступков и

действий, проявляющихся в жизни коллектива. Происходит абстрагирование от

субъективного понимания отдельного индивида и его действий, в то время как его

объективное значение в общей картине сохраняется. Общество - это самосоздаваемая

структура, которая следует своим собственным законам, игнорируя волю отдельного

индивида. В соответствии со структурной моделью общества, именно эти законы и

должна раскрыть и объяснить социология.

Другое направление, приближающееся к веберовскому, считает, что общество

является в своей основе культурным единством и Главное - это именно действия и

поступки людей. Своими действиями люди непрерывно создают и изменяют картину

общества, поэтому общество - сумма действий людей, мотивы которых социология

Оба эти направления весьма близки к использованным нами в качестве иллюстрации

образам: общество в виде парка или моря. Но есть еще третье направление,

пытающееся совместить эти два подхода. Мы уже упоминали американского социолога

Толкотта Парсонса, предпринявшего подобный синтез. В его модели культурная

система общества управляет человеческими поступками таким образом, что

социальная канва в виде норм и оценок позволяет людям действовать так или иначе.

Но есть иная традиция, чаще связываемая с именем Маркса, когда признается как

существование общественных структур, так и значимость индивидов, которые их

создают. Можно сказать, что именно отношения между структурами общества и

поступками людей являются основной областью исследований в этом направлении.

Согласно это" модели, общество представляется в виде непрерывно продолжающихся

процессов изменения, где люди в рамках постоянно существующих социальных

отношений воспроизводят или преобразуют эти процессы. Попытаться выделить и

проанализировать основополагающие структуры и понять, каким образом люди

сохраняют или изменяют их, - такова основная задача этого направления науки об

обществе. Сама наука при этом воспринимается как часть объекта исследования,

упрощая или усложняя своим существованием различные изменения в обществе.

Несмотря на наличие общей основы, на которой ученый может строить познание,

между этими подходами существуют значительные различия. Первое направление,

трактующее общество как нечто, лежащее вне отдельных людей, считает, что основа

всех знаний - в непредвзятом наблюдении социальных фактов и на этой основе

только и можно создавать представление об объективных отношениях в обществе. Это

близко к тому, что в теории науки называется эмпирическим подходом $ познанию, в

соответствии с которым следует исходить из того факта, что истинное знание

должно основываться на том, что может быть понято нашим разумом. Поэтому

исследователю общества следует уметь собирать "социальные факты" и строить на

них свои теории. Он должен "подниматься в воздух", чтобы иметь возможность

широкого обзора и суметь выделить главное, канву, определяющую человеческую

Другое направление приближается к рационалистической теории познания. При этом

принято считать, что познание базируется на возможностях человеческого мозга

сконструировать понятие и при его помощи создать взаимосвязь с

действительностью. Существует ли эта связь на самом деле, в объективной

реальности, мы никогда не сможем узнать. Мы так же не преуспеем в познании

объективного "общества-в-себе", как и в постижении "вещи-в-себе", потому что

человек всегда конструирует свои понятия о мире, исходя из своей собственной

природы. Даже наука является подобной, хотя и рациональной, конструкцией. Полет

на вертолете соответствует конструированию понятий, которые на следующем этапе

сравниваются с обнаруженными отношениями.

Это не означает, конечно, что первое направление пренебрегает теоретическими

понятиями, а второе - не придает значения эмпирическим связям. Это подразумевает

лишь то, что различны исходные точки для абстрагирования; в первом случае

полагают: понятия должны базироваться на объективных непредвзятых фактах; во

втором: в природе не существует ничего, что могло бы считаться объективным

непредвзятым фактом. Основа третьего направления в целом эмпирическая, но при

этом идея понимается как исторически созданная людьми. Для исследователя

общества это означает, что абстракции, возникшие в ходе исторического развития,

тоже являются объектом критического анализа. Между действительностью и познанием

ее человеком постоянно существует диалектическое взаимодействие, и критическая

оценка метода означает также критический подход к действительности.

Следовательно, можно постоянно колебаться между "анализом объективных отношений"

и теориями этих отношений, т.е. иногда анализировать действительность с помощью

понятий, а иногда анализировать сами понятия. Необходимо уметь менять уровни

абстракций, или, на языке метафор, уметь изменять высоту полета вертолета над

землей. Познавательно-теоретический итог данного направления - возможность

человека перемещаться с одного уровня абстракции на другие.

Методологии самых разнообразных направлений строятся на этих онтологических и

научно-теоретических подходах. Если общество трактуют как нечто объективно

существующее и считают, что познание должно основываться на способности

объективно и непредвзято оценить действительность, тогда метод должен строиться

на предположении о существовании объективных социальных фактов. Поскольку эти

социальные факты воспринимаются исключительно как копни для человеческих

поступков, независимая от индивидуальных экзистенций, тогда неизбежным

вспомогательным средством станет статистика различных социальных отношений.

Можно даже утверждать, что без собирания статистических данных культивируемый

этим направлением подход к обществу и возможность получения объективных знаний о

нем были бы невозможны. Поэтому при данном социологическом методе много говорят

о создании банков данных, об обработке этих данных, об оценке их значения в

связи с изучаемым объектом. Все теории должны быть проверяемыми с помощью

конкретных данных, чтобы можно было решить, правильны они или нет. Затем с

помощью теорий можно будет объяснить взаимосвязи между статистическими

переменными и реальной действительностью.

Если же общество в принципе представляется как нечто субъективное, зависящее от

человеческих идей и поступков, то понятия должны конструироваться с таким

расчетом, чтобы исследователь смог понять людей, которых он изучает. Это

понимание строится на нашей человеческой способности к эмпатии, к сопереживанию,

на нашей способности увидеть другого человека "изнутри". Метод понимания должен

помочь в выяснении личных мотивов, которыми руководствовались люди, совершая тот

или иной поступок, при этом важно не наделять их нашими собственными

представлениями. Метод основан на сходстве между исследователем и людьми,

которых он изучает. Без этого сходства, вообще говоря, он не смог бы

высказываться о них, и чем больше разница между исследуемым и исследователем в

культурном отношении, тем труднее использовать этот метод. Нет и не будет

каких-то абсолютных критериев того, что кто-то нашел абсолютное понимание.

Вместо этого говорят о правдоподобности, вероятности, в различных смыслах этого

слова, человеческих действий. Поэтому "понимающая" наука никогда не сможет

утверждать, что найдена объективная истина, поскольку эта истина, т.е. общество,

многозначна по своей сути.

Методология диалектического подхода строится, соответственно, на сочетании

различных методов, в зависимости от того, на каком уровне абстракции идет

рассмотрение проблемы. При этом возможно как применение статистики, так и

совместное участие в практической деятельности вместе с людьми, которых изучают.

Истина устанавливается в практической жизни людей, и подтвердить ее тоже может

только практика. Путь от достижения знания к его подтверждению поворачивает

человеческую способность абстрагироваться к сути реальности, заставляет

анализировать ее, используя связи, выделенные в процессе предыдущей мыслительной

деятельности. Познание должно быть практически применимым, конкретным. Чтобы

охватить совокупность различных фактов реальной действительности, мы должны

"подняться на вертолете". Но чтобы суметь использовать полученные знания, мы

должны вернуться на землю. В этом и заключен главный смысл выражения

"сознательно перемещаться между различными уровнями абстракции". Здесь, кстати,

выявляются некоторые основы научных притязаний социологии. Если общество есть

объективная сущность, проявляющаяся в рисунке социальных фактов, то наука об

обществе лежит вне объекта своего изучения. При этом можно притязать на

объективность, рассматривая общество извне, т.е. предполагается, что общество,

как и природа, управляется объективными законами, независимыми от мнений людей.

Если же общество описывается как построенное согласно действиям и воззрениям

людей, как интерсубъективный феномен, т.е. как разделенная субъективность, то

исследователь тоже должен стараться в нее погрузиться,; Он должен взглянуть

изнутри, чтобы понять се. Если же, наконец, общество представляется как

постоянная "игра в нас" между различными структурами, человеческими действиями и

поступками, исследователь должен уметь не только обнаруживать и анализировать

эти структуры, но и понимать подоплеку человеческих поступков и, кроме того,

использовать свои знания в реальности в лучших марксистских традициях единства

теории и практики. Теория без практики такая же бессмыслица, как и практика без

Дебаты между различными направлениями в процессе развития социологии были весьма

жесткими. Однако важно осознать, что различия, описанные в данной главе, не

являются абсолютными, а скорее, выявляются в процессе научно-теоретических

дискуссий. Подобно тому как проясняется основа общества, когда мы рассматриваем

его в целом, глядя "сверху вниз", так и основные направления социологии

проявляются, когда мы рассматриваем этот предмет в целом. Научные понятия и

теории - это абстракции, а большинство работающих социологов гораздо

"многоцветнее" и многограннее, чем это показано в данной главе. Теория познания

тоже должна быть конкретной, чтобы ее можно было применить для пауки. При этом

теория общественных наук приводит к пониманию, что не существует единого способа

изучения общества, а есть разные подходы, институционализировавшиеся в разных

традициях. Социология именно потому и является наукой, что ней есть разные

традиции и направления, в рамках которых и благодаря которым можно проводить

анализ с онтологической, эпистемологической и методологической точек зрения.

Создавая "чистые модели", мы стремимся обменить, понять или изменить отношения

вокруг себя (и самих себя тоже). Эти различные подходы строятся либо на

дистанцировании от объекта исследования, либо, наоборот, на углублени в него, на

сравнении или субъективизации в соответствии с его проявлениями в

действительности. Все три подхода вполне правомерны, и исключить какой-либо (или

какие-либо) из них означало бы лишить человека одной из возможностей восприятия

действительности. Поэтому научно-теоретические дискуссии в социологии будут

продолжаться до тех пор, пока людям нужна будет наука. В тот момент, когда эти

вопросы покажутся не имеющими отношения к предмету или деструктивными, наука

станет подобна средневековой схоластике. В заключение дискуссии о научности

социологии хотелось бы сказать следующее: социология является наукой именно

потому, что в ней есть место подобным дискуссиям, и она постоянно дает для них

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Содержание

Классификация социологии

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания [7] . Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.


В структуре социологии принято выделять три уровня:

  • верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
  • средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
  • нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898). [8]

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:


В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

  • возможностей;
  • ресурсов;
  • результатов.

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

  1. Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий). , Зеркальное "Я" (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон).
  2. Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

Источник информации Методы
Документальный Анализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явлений Наблюдение
Человек Опрос (анкета, интервью)
Малая группа Социометрический опрос
Социальный опыт Экспертный опрос
Организованная группа Эксперимент

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

  • вводная часть (введение в проблему),
  • основная часть (вопросы по проблеме),
  • заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка [9] .

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Основные вехи развития социологии.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Теории социального конфликта.

Бихевиоризм.

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

Феноменологическая социология.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

Люди

Среди прочих наук социология занимает особое место, поскольку изучает достаточно сложные, неоднозначные и часто непредсказуемые явления. Многие процессы, происходящие в обществе, просто невозможно предугадать, а эксперименты, благодаря которым их удаётся изучить, ставит сама жизнь. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой социология, какие явления и процессы она изучает, когда она появилась и как развивалась, а также выясним, какие функции она выполняет в современном мире.

Что такое социология?

Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.

Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.

Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.

Что изучает социология?

Предмет изучения социологии – социальная жизнь общества. Эта наука исследует взаимодействие между слоями общества, социальными группами, организациями, общностями и иными обособленными частями общества. Также в сферу её изучения попадают нормы поведения и морали, существующие в рамках определенной части социума. Разумеется, социология не может существовать обособленно, поэтому пересекается с другими гуманитарными науками.

Помимо взаимодействия между социальными слоями и группами данная наука изучает также взаимоотношения общества и отдельно взятой личности. Важно понимать, что социология не является наукой, изучающей людей или взаимоотношения между отдельными людьми. А вот то, как человек взаимодействует с окружающим его социумом, представляет для этой науки интерес.

Человек зависит от общества. А общество состоит из большого количества отдельно взятых людей. Каждый из них в отдельности не является объектом изучения для социологии. А вот совокупность связей, отношений и взаимодействий между ними – это социальная реальность, и именно её изучает данная наука. Каждый конкретный социальный объект имеет собственное множество уникальных связей и отношений, организованных определенным образом и образующих некую социальную систему.

Социология как наука существует уже более полутора веков. Всё это время объектом её изучения оставалось человеческое общество, а вот предмет изучения непрерывно менялся. Изначально это способствовало окончательному отделению социологии от философии и превращению её в самостоятельную науку. На данный момент основным предметом исследования для неё являются взаимодействия социальных групп между собой и взаимодействие личностей с социальными группами.

Отличия социологии от других наук

Существует достаточно много научных дисциплин, изучающих общество и взаимоотношения внутри него: экономика, политика, юриспруденция и прочие. Но социология – это единственная наука, изучающая общество как единую и неделимую систему. Другие же науки концентрируются на конкретных процессах и явлениях, представляющих для них интерес, в отрыве от остальных аспектов социального взаимодействия.

Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нём процессы через призму потребностей, интересов, ценностей и иных установок, руководящих людьми. Такой подход позволяет не просто анализировать определенные явления, но и строить объясняющие их модели, повышающие точность дальнейшего прогнозирования и дающие возможность целенаправленно управлять социальными процессами.

История появления и развития социологии

Становление науки происходило во второй половине 19 века. Теоретические основы социологии заложили Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые того времени. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки. Заметный вклад в неё внёс Карл Маркс, а также российские ученые Питирим Сорокин, Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и другие.

Многие социологические концепции, предложенные на рубеже 18 и 19 веков, остаются актуальными и сегодня. И всё же современная социология сильно отличается от социологии того периода. В ней появились принципиально новые направления и взгляды на социальную реальность. Современный этап развития социологии начался на рубеже 20 и 21 веков. Одной из основных его целей является создание единой социологической теории, которая интегрировала бы в себе все знания, получение за более чем полуторавековую историю данной науки.

Виды социологии

В современной социологии рассматривается два варианта внутренней классификации этой науки: по подходу к изучению, а также по целям и задачам.

По подходу к изучению она делится на два вида:

  • Теоретическая. Данная ветвь занимается исследованием основных понятий, категорий и законов функционирования общества. На теоретическом уровне используются функциональный, исторический, системный, сравнительный и иные методы научного изучения.
  • Эмпирическая. Эта ветвь исследует задокументированные процессы и явления в обществе, пытаясь найти в них статистические и иные закономерности.

По поставленным целям и задачам социология также делится на два вида:

  • Фундаментальная. Как фундаментальная наука, социология изучает социальные явления, анализирует собранную информацию, ищет закономерности и научные объяснения происходящих процессов.
  • Прикладная. Как прикладная наука, социология ищет способы прогнозирования и управления социальными явлениями и процессами.

Функции социологии

Социология – это важная наука, которая решает большое количество задач, направленных на исследование социальных явлений и процессов, прогнозирование их развития, управление ими, поиск решений возникающих проблем и прочее. Исследователи выделяют следующие функции современной социологии:

  • Познавательная. Познание социальных объектов, явлений и процессов с целью дальнейшего воздействия на них.
  • Прогностическая. Поиск научных способов прогнозирования развития социальной ситуации и течения социальных процессов.
  • Организационно-технологическая. Разработка технологий и методик, направленных на регулирование социальной структуры общества, а также отношений и процессов внутри него.
  • Инструментальная. Разработка новых и совершенствование имеющихся методов изучения, применяемых в социологии.
  • Управленческая. Применение имеющихся знаний для управления социальными объектами на всех уровнях.
  • Идеологическая. Использование достижений социологии для пропаганды, популяризации одних идей и критики других.
  • Функция проектирования и конструирования. Разработка модели отдельного социального объекта или процесса с заданным набором параметров для оптимального решения конкретной задачи.

Социология предоставляет широкие возможности манипулирования общественным сознанием. Поэтому она может быть как беспристрастной наукой, направленной на улучшение социального климата, так и мощным инструментом пропаганды и манипуляции в руках недобросовестных политиков и иных деятелей.

Методы социологии

Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:

  1. Наблюдение. Сбор данных производится посредством фиксации происходящих событий, явлений и процессов. Наблюдение может быть скрытым или явным, обыденным или научным, включенным или невключенным (зависит от того, входит ли исследователь в изучаемую социальную группу или наблюдает извне).
  2. Эксперимент. Данный метод подразумевает создание определенных обстоятельств и наблюдение за реакцией социального объекта. Эксперимент может быть полевым (происходящим в естественных условиях) или лабораторным (происходящим в частично или полностью изолированной среде).
  3. Контент-анализ. Этот метод подразумевает сбор большого количества уже имеющейся информации и её исследование статистическими методами.
  4. Опрос. Людей из случайной выборки опрашивают, чтобы выяснить их мнение. При этом выборка должна быть репрезентативной (то есть, мнение опрошенных людей должно достаточно точно отражать мнение всех представителей исследуемой социальной группы).
  5. Экспертный опрос. В рамках такого опроса опрашиваются люди, основной род деятельности которых так или иначе связан с темой социологического исследования.
  6. Интервью. Это общение с одним респондентом, в рамках которого он подробно отвечает на вопросы по заданной теме.
  7. Социометрия. Это опрос, проводимый среди всех представителей небольшой социальной группы (например, школьного класса или студенческой группы).

Заключение

Чтобы понять, что такое социология и чем она отличается от остальных наук, изучающих социальные явления, нужно рассматривать общество как единую и неделимую систему, все процессы внутри которой подчиняются определенным законам. Если другие науки сосредотачиваются на отдельных аспектах, то социология изучает все виды взаимодействия между социальными объектами. Она изучает, как и почему люди вступают в определенные связи и образуют структуры, поведение которых не подчиняется привычной человеческой логике, а в чем-то напоминает поведение живых организмов.

Читайте также: