Что дает автору право назвать его элегией

Обновлено: 28.06.2024

По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.

2. Литературное направление

Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.

3. Род

Стихотворение представляет собой образец философской лирики и имеет все признаки лирического произведения.

4. Жанр

Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости.

Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.

5. Проблематика

Стихотворение посвящено проблеме переосмысления жизненных ценностей в процессе человеческого взросления.

Становясь зрелым человеком, Пушкин по-иному оценивает свои молодые годы. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и острее чувствует мимолётность жизни.

Противопоставить смерти поэт намерен творчество. Именно оно подарит ему живые восторги, слёзы умиленья и радость любви. Только бытие в творчестве можно считать жизнью.

6. Тематика

Помимо заявленной проблемы, в стихотворении можно выделить следующие темы:

  • прощание с молодостью;
  • покаяние;
  • вера в бессмертие творящей души;
  • приятие дальнейшей судьбы;
  • надежда на счастье.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что быстротечная человеческая жизнь, прожитая в бездумной лёгкости, оставляет в душе отпечаток горечи и печали, который всё сильнее проявляется с годами.

8. Пафос

Две строфы стихотворения на первый взгляд заряжены прямо противоположно. Первое шестистишие дышит горечью, второе – жизнеутверждением.

Две итоговые строки содержат вывод. Их связывает логика духовной работы, внутренней исповеди. Чем глубже и серьёзнее сожаление о прошлом, тем больше сил пережить настоящее и принять прошлое.

9. Система образов

В первой строфе стихотворения Пушкин использует анакреонтические образы (вино, тяжкое похмелье).

Начиная свой творческий путь, поэт отдал щедрую дань пиршественным мотивам. Но молодая пора веселья миновала – её осмысление тяготит героя.

Так всё временное, человеческое уступает место вечному, космическому.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения выступает сам автор или лирический герой.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.

Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.

Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.

Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения упрощает понимание его смысла.

  • Зачин произведения, развитие мысли и кульминация содержатся в первой его строфе.
  • Вторая строфа отражает спад эмоционального напряжения.
  • Итоговое двустишие завершает стихотворение светлым аккордом.

Композиционно поэт следует логике духовного роста, поэтапно описывая взросление и перерождение человеческой души.

14. Размер, рифма, строфика

В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ.

В итоговом двустишии также имеется параллельная рифма (АА).

15. Художественное своеобразие произведения

Кажется, будто поэт плывёт по крутым валам тёмного волнующегося моря и не видит на горизонте земли.

Но музыка второй строфы звучит как сопротивление:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

В этих строках чувствуется энергия и решимость, они произносятся звонко, уверенно и твёрдо. Так автор выражает уверенность в том, что человек – не безвольная игрушка в руках судьбы.

Синтаксически текст можно воспринимать как большой двухчастное предложение, в первой части которого перечислены житейские горести поэта, а во второй – мысли и действия, которые он готов им противопоставить.

Формально же стихотворение составлено из 5-ти предложений, осложнённых однородными членами и сравнительными оборотами.

16. Средства художественной выразительности

Язык стихотворения украшен:

17. Значение произведения

Данное произведение подводит итог печальным размышлениям Пушкина о завершении безмятежной молодости. Поэт на собственном примере показал нам переходное состояние человека, которого одолевают тревоги и сомнения.

Пока человек жив, он надеется на лучшее – эту ценную мысль доносит до нас поэт.

18. Актуальность

Стихотворения Пушкина посвящены вневременным ценностям. Люди всегда будут сожалеть о прошлом и опасаться туманного будущего – такова уж человеческая природа.

Пушкин учит нас стойко преодолевать трудности, какими бы неминуемыми они ни казались. Актуальность стихотворения заключена в его нестареющей живительной силе.

19. Моё отношение

Так как моя молодость ещё только впереди, мне трудно понять печаль, с которой Пушкин сожалеет о прошлом. Но я думаю, что каждому есть о чём печалиться и чего стыдиться.

Чтобы не горевать о напрасно прожитых годах, нужно быть внимательным к себе с детства. Не стоит тратить время на пустяки, обижать людей вокруг, обманывать, совершать другие глупые и злые поступки. Тогда на пороге зрелости душа не будет болеть так сильно.

Вторая часть стихотворения мне близка. Пушкин подтверждает мою любимую мысль о том, что в каждом возрасте есть свои радости. Для поэта — это, прежде всего, творчество и, конечно, любовь. Хотелось бы, чтобы все люди умели радоваться, несмотря на трудности, и сохраняли веру в хорошее.

20. Чему учит

Трудно прожить и не наделать ошибок. Пушкин напоминает, как важно вовремя раскаяться и начать новую, полную высоких целей жизнь.

Жанр баллады и элегии в поэзии Пушкина и Лермонтова







Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.

Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.

Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.

Толстого также возмущало разное отношение священнослужителей к людям с различным достатком. В двадцатых числах февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был отлучён от Православной церкви. Скончался писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая теперь носит его имя.

Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.

Что же происходит в этот момент с Лермонтовым? Он переживает глубокую личную драму, так как не может быть вместе с единственным человеком, которого по-настоящему любит. Им является его отец, который находится при смерти, однако юный поэт не может разделить с ним последние дни его жизни – таков уговор, заключенный между членами этой необычной семьи. Бабушка поэта, взявшая на себя его воспитание, поставила условие, что передаст все свое состояние внуку лишь в том случае, если он будет до совершеннолетия находиться под ее опекой. И Лермонтов вынужден покориться чужой воле, хотя и презирает себя за это.

Сочинения по темам:

Все Cочинения > М. Ю. Лермонтов. Элегия. Что дает автору право назвать его элегией?

Сочинения

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

М. Ю. Лермонтов. Элегия. Что дает автору право назвать его элегией?

Юный поэт создал в 1829 году грустное стихо­творение. Что дает автору право назвать его элегией?

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Профи (683), на голосовании 5 лет назад

О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей.

Искусственный Интеллект (1572480) 5 лет назад

элегииПроходит все, забыт язык элегий, \ А был хорош немилитантный стих. \ Так хороши, так свежи были розы, \ А мы и в грош не ставим нынче их. Дмитрий Сухарев1986 Иерусалимский журнал № 7, 2001 Из цикла СЛОВА, ЗАПАСЕННЫЕ ВПРОК ПРОХОДИТ ВСЕ элегикиЯ не элегик. Зря, \может быть, но стезя\выше уходит, как\тропка в горах, и, знак\этот, мне милый, зря, \мне унывать нельзя. Олег Дозморов 2002 элегиков. 1 Друг Овидия.

Элегических числ от листа потревоженных мягко, \не задувший свечи, освещаешь пространство — вестимо! Каждый звук, как ракушка — проевшая камень пиявка; силой родственной крови, пресыщенной, но неделимой. \Песнь, сама по себе развивайся и знайся с подобной. \Не смотри на часы, человек, обеспеченный чудом. \Сколько выспренных знаков на улице нашей загробной: \не познавших пределов

Популярные сегодня темы

Сказка-быль Платонова повествует нам о неизвестном цветке, опороченным судьбой и кинутым в ужасающие условия жизни. Домом его был пустырь, состоящий из камней и сухой глины, где напрочь отсутствует вода и питание.

Осень – удивительное время года. Ее начало так похоже на лето, а конец посыпает улицы первым снегом. Середина же осени по праву считается золотой, ведь она – самый талантливый художник. И ее любимый цвет – желтый.

Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.

Моя старшая сестренка Маша – самый лучший и добрый человек на земле. Она помогала мне во всем с дня моего рождения. От пеленок до школы она вела меня как указатель и всегда в правильном направлении

О! Если б дни мои текли Па лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье,

Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я, верно, не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей. Глядися чаще в зеркала, Любуйся милыми очами, И света шумная хвала С моими скромными стихами Тебе покажутся ясней. Когда же вздох самодовольный Из груди вырвется невольно, Когда в младой душе своей Самолюбивые волненья Не будешь в силах утаить: Мою любовь, мои мученья Ты оправдаешь, может быть. Мы снова встретились с тобой, Но как мы оба изменились. Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись. Ищу в глазах твоих огня. Ищу в душе своей волненья. Ах, как тебя, так и меня Убило жизни тяготенье.

Дата написания: 1829 год

Средства выразительности

Образным и живым делает язык стихотворного текста наличие большого количества эпитетов: “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Эти языковые средства выразительности самые излюбленные в творчестве поэта. Романтические картины далёких лет словно оживают, благодаря мастерству автора.

Стихотворение насыщено анафорами, это придаёт ему музыкальность и эмоциональность (первая строфа 1-й и 3-й стих: “Зачем я не птица, не ворон степной…Зачем не могу в небесах я парить”. Вторая строфа 2-й и 3-й стих: “Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах…”).

О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей!….

Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.

Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.

Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой. Томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.

Лермонтовская энциклопедия ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм.

Лиро-эпич. Ж. представлены в ранней лирике Л. прежде всего балладой. Л. варьирует или переводит ряд образцов лит. баллады; особое значение для него в это время приобретает Ф. Шиллер. Ранние баллады Л. имеют исключительно любовные сюжеты и непосредственно сближаются с чисто лирич. опытами юного Л.

Немало русских элегий написано именно осенью. Почему осенью?

Элегия

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что такое элегия, и найти её примеры в литературе. Займёмся этим прямо сейчас!

Элегия — это.

Элегия – это лирическое произведение, которое содержит эмоциональный вывод по итогам философских размышлений. Элегии бывают музыкальными и поэтическими.

И в том и в другом случае необходима печальная раздумчивая интонация, что и отличает подлинно глубокие произведения о смысле человеческой жизни.

Элегия в литературе – это небольшое стихотворное произведение печального содержания.

Основными особенностями жанра можно назвать:

  1. установку на эмоциональное (а не рациональное) восприятие действительности;
  2. сюжет, затрагивающий печальные стороны жизни (старость, разлука, смерть, одиночество);
  3. присутствие лирического героя, воспринимающего мир сквозь призму печали, уныния, разочарования.

Всё это говорит о том, что элегические произведения получили распространение в те эпохи, когда для представителей искусства имел особое значение культ чувства.

Больше всего элегий было написано сентименталистами и романтиками.

Из истории жанра

Первые элегии возникли в Древней Греции. Изначально они имели немало сходства с эпическими песнями. Для них были характерны такие черты, как повествовательность, гармоническая соразмерность, большая протяжённость.

Для справки стоит сказать, что греческая поэзия делилась на ямбы, мелику и элегию. Элегии и ямбы сопровождались аккомпанементом флейты, а мелика исполнялась под звуки лиры и потому изначально лишь она считалась явлением лирическим.

Позже лирическими стали называть и другие жанры (что это в литературе?). Элегии писались своеобразным элегическим двустишием, которое представляло собой сочетание гекзаметра (поэтический размер с шестью ударными слогами) с пентаметром (пятистопником).

Существовали следующие разновидности элегии:

Помимо этих трёх основных видов, существовали также философские и застольные элегические песни. Самыми знаменитыми авторами подобных произведений были Архилох, Теогнид, Каллимах.

В древнеримской элегии отчётливо зазвучали любовные мотивы. Жанр стал восприниматься как чисто лирический. Вершины элегического мастерства достигли Овидий, Тибулл, Катулл.

Позже многочисленные элегии Шелли, Саути, Байрона, Шенье, Мюссе и Гюго обрели вторую жизнь в России благодаря конгениальным переводам.

Из-под пера российского литературного метра вышло более двадцати самостоятельных произведений грустного содержания.

Элегия Море В.А.Жуковского (краткий анализ)

Стихотворение построено на контрасте внешне спокойного, но полного тайной глубины лазурного моря и высокого, кажущегося равнодушным неба.

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Подобно двум любящим, море и небо отражают друг друга, перекликаются оттенками красок, контурами облаков и набегающих волн, сочувствуют, сопереживают, желая слиться в единое целое.

Элегия Море В.А.Жуковского

Однако быть вместе им не суждено. Возможно, источником метафоры (что это?) послужило скрытое чувство Жуковского к Маше Протасовой, юной возлюбленной поэта, на брак с которой не дали разрешения её близкие.

Особенно пронзительно звучат последние строки элегии, адресованные морю:

Элегия Пушкина (краткий анализ)

Продолжателем романтических традиций и реформатором нового искусства явился А.С.Пушкин.

Пушкинские элегии отличает идейно-тематическое богатство, реалистичность сюжета, доверительность интонации, соединение иронии (что это такое?) и лирики (что это за жанр?).

Пушкин

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Борясь с валами накатывающих воспоминаний, наполненных печалью, поэт совершает отчаянный рывок навстречу свободе.

Антитеза (что это значит?) смирения и борьбы, жизни и смерти задаёт основной сюжет элегии: конфликт личной творческой воли человека (что это?) с высшей заданностью, не обусловленной законами нашего понимания.

Заключение

Современные авторы практически не пишут элегий. Существующие попытки можно, скорее, назвать стилизацией.

Скорее всего, это связано с тем, что для данного жанра необходима детская чистота души, а мир, переживший модернизм и постмодернизм, слишком искушён в способах выражения сокровенных чувств.

Однако глубокие элегические интонации как бы заложены внутри каждого настоящего поэтического слова. Попробуйте внимательно вчитаться в строки Ю.П.Кузнецова, И.Бродского, А.Кушнера, Б.Кенжеева – и вы это поймёте.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Осень — это время не для грусти и страданий, а для сбора урожая.


История создания

Исторический фон, на котором творил Некрасов

Жанр, направление, размер

Сам поэт назвал свое стихотворение элегией. Это высокий поэтический жанр, предполагающий грустные размышления о сокровенных переживаниях лирического героя. Н. А. Некрасов обращается к этому жанру, чтобы показать, что его искренне волнует непростая судьба народа. Он использует свойственные элегии торжественную лексику и риторические вопросы, которые побуждают читателя к дальнейшим размышлениям, но при этом придает своему тексту острое социальное звучание.

Тест по стихотворению

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Композиция

  1. Уже в первых строках поэт заявляет тему страданий народа. Некрасов твердо убежден в ее значимости, несмотря на явное общественное презрение к его попыткам описать бедственное положение простых людей. Не игнорирование страданий, а смелый разговор о них провозглашается по-настоящему достойным делом поэзии.
  2. Во второй части автор рассказывает, что избрал для себя путь служения народу, потому совесть его спокойна. Отмена крепостного права дала повод полагать, что мучительной крестьянской доле пришел конец, однако скоро стало ясно, что большая часть бывших крепостных по-прежнему оставалась бесправной и финансово зависимой.
  3. Картины крестьянской жизни, предстающие взору поэта, кажутся идиллическими: жницы стройно поют за своей нелегкой работой, а радостный довольный ребенок спешит доставить отцу в поле завтрак. И все же чуткий наблюдатель замечает, что, несмотря на внешние перемены, тяжелый труд и бесправие простого народа никуда не делись.
  4. За наблюдениями и раздумьями лирический герой проводит целый день. Он благословляет нелегкий крестьянский труд и видит своим долгом рассказать о нем миру, чтобы заставить мучителей народа опомниться и облегчить его долю.

Образы и символы

В центре авторского внимания оказывается сам образ народа, за жизнью которого наблюдает Некрасов. Его восхищает красота и поэтичность увиденных картин, а также способность простых людей честно и с достоинством нести выпавшие на их долю тяготы и лишения. Более того, народ как будто не замечает своего угнетенного положения, о чем автор печально вздыхает в последних строках текста.

Темы и проблемы

Основная идея

LiveInternetLiveInternet


Николай Алексеевич Некрасов

Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!… Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ.

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! не внемлет он — и не дает ответа…



Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью. Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы, ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.

Средства выразительности

Наиболее полно раскрыть заявленные темы и выразить свою гражданскую позицию поэту помогает использование средств выразительности.


Сначала это был плутовской роман – произведение, повествующее о странствиях человека, потерявшего связь с домом, семьёй, родными. Позже появились романы, разнообразные по тематике: любовные, семейно-бытовые, социально-политические, философские, исторические, биографические, фантастические и др.

С XIX века начинается мировая история реалистического романа, который обращён и к герою, и к тому обществу, которое его окружает и в конечном счёте определяет его судьбу.

Вопросы и задания


1. Вспомните, какие романы вы читали.

2. Экранизацию каких романов вы смотрели?

3. Если роман – это сложное эпическое произведение, то может ли быть в нём не один, а несколько сюжетов, связанных между собой? Подкрепите свои выводы примерами из прочитанных романов.

Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814–1841)

Смерть Поэта

Погиб поэт! – невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
В произведении легко выделить три основные части.

Первая часть. В первых 33 строках утверждается: поэт убит. Автор определяет исторический смысл произошедшей трагедии. Это гневное обличение в убийстве. По жанру – это сатира, то есть произведение, резко осуждающее то, что оно изображает. Стихотворный размер строк – четырёхстопный ямб.

Вторая часть (следующие 23 строки) – лирическая часть стихотворения. Она по своему тону, общему чувству и жанру – элегия. Гнев автора находит воплощение в обилии антитез, гипербол, строк с вопросительной и восклицательной интонацией. Стихотворный размер – ямб, но свободный – в строках то четыре, то пять, а то и шесть стоп.

Вопросы и задания


1. Прочитайте вновь каждую из трёх частей стихотворения. Попробуйте определить общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказательства того, что две части стихотворения несут приметы сатиры, а одна – элегии.

2. Как Лермонтов характеризует Поэта в первой части? Найдите слова, которые создают его облик.


1. Определите важнейшую антитезу в первой части стихотворения.

2. Найдите антитезу во второй части стихотворения. Как она связана с антитезой, которая отчётливо рисуется в строках первой части?

3. Опишите облик убийцы Поэта словами стихотворения. Дайте свой комментарий к этим строкам.

4. Вторая часть стихотворения написана ямбом. Определите, сколько стоп в каждой из 23 строк. Чему способствует свобода использования разного количества стоп в этой части? Чем отличается стихотворный размер первой и второй частей?

5. Какие художественные приёмы способствовали созданию такого грозного поэтического обличения?


Почему именно третья часть, написанная позже, вызвала гнев властей? Найдите наиболее резкие обличительные строки. Против кого они направлены?

Период первой ссылки был важен для становления личности поэта. В этот период растёт его желание уйти в отставку. Благодаря хлопотам бабушки Лермонтова перевели в Гродненский гусарский полк, который был расположен в Нижегородской губернии. Он исправно служил и дважды получал короткие отпуска для поездок в Петербург. Во время одной из них произошла дуэль с Э. Барантом, за которую его вновь перевели в действующую армию на Кавказ.

Тенгинский пехотный полк, в который его зачислили, действовал на наиболее опасных участках. После того как был ранен командир одной из частей, Лермонтов стал командовать сотней конных бойцов, которых в дальнейшем именовали лермонтовским отрядом. За отвагу в постоянных походах и сражениях и участие в битве на реке Валерик он был представлен сначала к золотой сабле, а затем ещё к двум наградам с правом перевода в гвардию. Он погиб, так и не узнав, что его вычеркнули из всех представлений к награде.

Надеясь на быструю отставку, Лермонтов едет в отпуск в Петербург. Возвращаясь в часть, он заезжает на лечение в Пятигорск, где встречает своего знакомого Мартынова. Между ними происходит ссора, а затем дуэль, которая состоялась 15 июля 1841 года близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь.

Вопросы и задания


1. Найдите в томе стихов Лермонтова одно из произведений с названием, которое определяет жанр, и решите, точно ли соблюдены поэтом требования этого жанра.

2. Прочитайте и поразмышляйте над некоторыми стихотворениями Лермонтова, жанр которых поэтом не отмечен. Определите их жанр.

3. Внимательно прочитайте несколько стихотворений, жанр которых обозначен поэтом. Обратите внимание на жанровые особенности: это поможет вам более выразительно исполнить произведения перед классом.

О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья,
Когда бы, усмиря моё воображенье,
Мной игры младости любимы быть могли,
Тогда б я был с весельем неразлучен,
Тогда б я, верно, не искал
Ни наслаждения, ни славы, ни похвал.
Но для меня весь мир и пуст и скучен,
Любовь невинная не льстит душе моей:
Ищу измен и новых чувствований,
Которые живят хоть колкостью своей
Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий,
От преждевременных страстей.

Вопросы и задания


Юный поэт создал в 1829 году грустное стихотворение. Что даёт автору право назвать его элегией?


Каким размером написано это стихотворение? Какие рифмы в нём использованы?

Стояла серая скала на берегу морском;
Однажды на чело её слетел небесный гром.
И раздвоил её удар, – и новою тропой
Между разрозненных камней течёт поток седой.
Вновь двум утёсам не сойтись, – но всё они хранят
Союза прежнего следы, глубоких трещин ряд.

Так мы с тобой разлучены злословием людским,
Но для тебя я никогда не сделаюсь чужим.
И мы не встретимся опять, и если пред тобой
Меня случайно назовут, ты спросишь: кто такой?
И проклиная жизнь мою, на память приведёшь
Былое… и одну себя невольно проклянёшь.
И не изгладишь ты никак из памяти своей
Не только чувств и слов моих – минуты прежних
дней.


Вопросы и задания


Как можно охарактеризовать общее настроение, которое передаёт романс?


1. Определите приём, который организует композицию стихотворения.

2. Какие художественные приёмы использованы в строках романса?

Колокол стонет,
Девушка плачет,
И слёзы по чёткам бегут.
Насильно,
Насильно
От мира в обители скрыта она,
Где жизнь без надежды и ночи без сна.

Так моё сердце
Грудь беспокоит
И бьётся, бьётся, бьётся.
Велела,
Велела
Судьба мне любовь от него оторвать
И деву забыть, хоть тому не бывать.

Смерть и бессмертье,
Жизнь и погибель
И деве и сердцу ничто;
У сердца
И девы
Одно лишь страданье, один лишь предмет:
Ему счастья надо, ей надобен свет.

Вопросы и задания


1. Как вы поняли сюжет этой песни?

2. Попробуйте обрисовать героев стихотворения и их чувства.

3. Как вы объясняете необычность оформления строк песни?


Докажите принадлежность этого стихотворения к жанру песни.

Люблю, когда, борясь с душою,
Краснеет девица моя:
Так перед вихрем и грозою
Красна вечерняя заря.

Люблю и вздох, что ночью лунной
В лесу из уст её скользит:
Звук тихий арфы златострунной
Так с хладным ветром говорит.

Но слаще встретить средь моленья
Её слезу очам моим:
Так, зря Спасителя мученья,
Невинный плакал херувим[63] 63
Херуви́м – ангел.

Вопросы и задания


1. Какие тропы использовал поэт в этих стансах?

2. Определите, какова основная мысль каждой строфы и какова общая тема стихотворения.

Нет, я не Байрон, я другой…

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит,
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы:
Я – или Бог – или никто!

Вопросы и задания


1. Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой английского поэта. Оба они предстают как романтические странники, переживающие конфликт с самим собой и целым миром. Можете ли вы доказать, что здесь речь идёт о чётком осознании поэтом неповторимости своего творчества?

3. Лермонтов любит использовать в своих стихотворениях контраст, антитезу. Найдите антитезу в строках стихотворения.

4. Рифмующиеся слова всегда несут высокую смысловую нагрузку. Какая пара рифмующихся слов кажется вам наиболее существенной в этом стихотворении?


1. Найдите стихотворения, в которых поэт вспоминает о Байроне и сравнивает свою судьбу с его судьбой.

2. Определите жанр этого стихотворения.

Эпиграмма, мадригал

Напомним, что эпиграмма – жанр лирической поэзии. Она появилась в античной литературе как стихотворная надпись на храмах, постаментах статуй. Тогда это было высказывание или пожелание. В литературе эпиграмма приобрела характер сатирический.

Эпиграмма – жанр лирической поэзии, чаще всего остросатирического содержания; бывает очень краткой и обычно состоит из одной строфы (стихотворение из одной строфы называется также монострофой).

Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.

Вы, наверное, согласитесь с утверждением, высказанным Лермонтовым в эпиграмме. Оно же поможет вам понять, что одиночество и эгоизм – вещи разные. Это суждение позволяет предположить, что одиночество поэта родилось не из повышенной самооценки, а из неумения легко и просто общаться с окружающими людьми.

Мадригал – небольшое стихотворное произведение, стихотворный комплимент, который адресован конкретному лицу. Был популярен в любовной лирике в XVIII–XIX веках.

Новогодние мадригалы и эпиграммы

Бухариной

Не чудно ль, что зовут вас Вера?
Ужели можно верить вам?
Нет, я не дам своим друзьям
Такого страшного примера.
Поверить стоит раз… но что ж?
Ведь сам раскаиваться будешь,
Закона веры не забудешь
И старовером прослывёшь!

Трубецкому

Нет! мир совсем пошёл не так;
Обиняков не понимают;
Скажи не просто: ты дурак, —
За комплимент уж принимают!
Всё то, на чём ума печать,
Они привыкли ненавидеть!
Так стану ж умным называть,
Когда захочется обидеть!

Алябьевой

Вам красота, чтобы блеснуть,
Дана;
В глазах душа, чтоб обмануть,
Видна.
Но звал ли вас хоть кто-нибудь:
Она?

Вы не знавали князь Петра;
Танцует, пишет он порою,
От ног его и от пера
Московским дурам нет покою;
Ему устать бы уж пора,
Ногами – но не головою.

Задание


Отнесите каждый из этих текстов к конкретному жанру и докажите свою точку зрения.

Простосердечный сын свободы,
Для чувств он жизни не щадил;
И верные черты природы
Он часто списывать любил.

Он верил тёмным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои.

И в нём душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей.

Вопросы и задания


1. Попробуйте создать описание того человека, о котором говорится в эпитафии.

Читайте также: