Что было запрещено или ограничено для евреев занимать должности в земской управе

Обновлено: 06.05.2024


История евреев Царского села - г. Пушкина


Наибольшее количество сведений о царскосельских евреях сохранилось в материалах фонда № 487 Дворцового управления, хранящегося в Российском государственном историческом архиве (РГИА). (Приложение 1)
Первое упоминание о евреях в Царском селе относится к 1857 г., когда в насыщенном воинскими частями городе поселился шапочник Мендель Гершенович Блюдз из Поневежа. Затем там появляются евреи - портные: в 1861 г. - Гирш-Янкель Мовшович Щупак из местечка Антолепты, в 1864 г. - Мовша Хаимович Гутман из Поневежа и Гирш Янкелиович Липлавк из Тельш. Каждый из них многократно упоминается в разнообразных документах фонда: книгах регистрации, служебной переписке, списках, прошениях и т.п. В том же 1864г. сообщается об устройстве купцами Яковом Лури и Иосифом Маллисом пивоваренного завода в доме бывшей казённой фабрики. В 1884г. мещанину Яновскому было дано разрешение открыть в Царском селе еврейскую кухмайстерскую (кухмистерскую), заведение, напоминающее современную столовую или небольшой ресторан. Евреи соблюдали традиции и стремились использовать в пищу только кошерные продукты. В 1885г. для разделки привозимого кошерного мяса вдове рядового Шоссе Левнер властями было дано специальное разрешение приспособить чулан, находившийся при её квартире в доме Белозёрова. Власти и в дальнейшем не уходили от решения вопроса обеспечения евреев мясом. Так в 1886 г. рассматривалось ходатайство отставного унтер-офицера Мовши Пупса об открытии в Царском селе торговли мясом для евреев. Неизвестно, разрешили ли ему это тогда, но уже в 1889 году в открытии мясной лавки ему было отказано. Рассматривались и другие инициативные предложения евреев. Некоторые из них принимали, в других - отказывали. В 1888г. еврею Иссерману отказали открыть в Царском селе библиотеку для чтения, а Харченко - типографию, но в1890 г. было дано разрешение еврею Мортхаю Синани открыть в Царском селе табачную лавку. В истории Царского села осталось имя ещё одного из первых еврейских предпринимателей ювелира Сегаловича. В 60-х годах 19 века он открыл в Царском Селе филиал известной парижской ювелирной фирмы и вскоре стал поставщиком изделий для высшего петербургского общества. В семье Сегаловича росли четыре дочери, которым он дал прекрасное образование в одном из лучших пансионов столицы, в том числе и музыкальное. Старшей среди них была Ольга. И ,если имя Сегаловича вскоре забылось, то имя его дочери Ольги было у многих на устах в конце 19 –го- начале 20-го веков. Да и сейчас, спустя более века, имя этой женщины можно встретить в статьях и книгах, посвящённых известным авантюристам Петербурга. До поры до времени дела фирмы Сегаловича шли неплохо, но со временем доходы его владельца резко уменьшились и он не мог обеспечить дочерям достойного приданного. Но Ольга решила эту задачу. В 80-х годах давнишний друг семьи, престарелый профессор консерватории, выдающийся композитор и виртуоз-исполнитель Альберт Генрихович Цабель, из чувства сострадания стал материально помогать им и в 1894 году женился на Ольге, которая по возрасту годилась ему в дочери. Выйдя удачно замуж, она получила хороший стартовый капитал для своих авантюр. Хваткая Ольга Зельдовна торговала подделками знаменитых полотен, фабрикуя документы экспертов, продавала фальшивые бриллианты и золото, проворачивала аферы на ипподромах. Большинство её афер заканчивалось неудачей. Возникали все новые и новые расходы, и, в конце концов, добрый профессор консерватории был разорен. В 1901 году Ольга развелась с Цабелем и через некоторое время вышла замуж за генерала фон Штейна. Отличаясь беспринципностью, жадностью и чрезмерным тщеславием, она меняла мужей и любовников, занималась различными финансовыми махинациями, выуживая у людей деньги. Она сумела сменить своё отчество на Григорьевна и получила долгожданный титул баронессы. Ольга обладала обширными связями во властных кругах, поэтому долгое время избегала заслуженного наказания. И всё же не раз попадала за решётку. Говорят, что в конце жизни она успокоилась и торговала продуктами на рынке. В криминальной дореволюционной России было несколько женщин-¬уголовниц, носивших кличку Золотая Ручка. Одна из них ¬ Ольга Зельдовна Штейн, урожденная Сегалович.
Вопросы, связанные с разрешением поселения и проживанием евреев в Царском селе, были предметом постоянного рассмотрения администрации царскосельского дворцового управления и полицмейстера. Об этом свидетельствуют ряд сохранившихся документов. В 1889 году в Царском Селе появилось ещё 12 ремесленников, 7 портных, одна портниха, два часовщика, жестянщик и булочник, перебравшихся из Ковно (так назывался до 1917 года Каунас), а общее число семей ремесленников к этому времени достигло 125.После введения либеральных законов Александра Второго в городе постепенно начинают поселяться и евреи, окончившие высшие учебные заведения, богатые купцы, аптекари, присяжные поверенные, зубные врачи, переплетчики и другие специалисты. Так в Царском селе возникает одна из старейших в окрестностях Петербурга еврейская община. Численность еврейского населения в городе постоянно росла.

Год Население Царского села (чел.) Еврейское население (чел.)

В 1910 году в Царском селе проживало:

И все же есть моя земля,
Теперь я знаю это точно,
Там, за канавою проточной,
Где царскосельские поля
Глухой обрезаны стеной,
Увенчанной вороньим криком,
В аэропорте невеликом,
Где отлетают в мир иной;
Там, меж деревьев вековых
Клубятся мутные метели,
Там у подножья старой ели
Приют родителей моих.
Среди безлюдных этих мест,
От стен Софии за две мили,
Где могендовиды и крест
Сосуществуют в вечном мире,
В земле болотистой и грустной,
Чухонской, шведской или русской,
На склоне сумрачного дня
Под рощей чахлой и нечастой,
В конце еврейского участка
Осталось место для меня.

Дореволюционные жители Царского села


Памятные книжки, издаваемые в России в дореволюционные годы(10),
а также сохранившиеся данные о прихожанах еврейской молельни позволяют установить, к сожалению, очень неполный перечень имен евреев, проживавших в Царском селе в дореволюционные годы (подчёркнуты фамилии прихожан царскосельской еврейской молельни в начале 20 века).
.

Абраам Юлий Иосифович
Абрамович Б.
Абрамович Давид Изр.
Абрамович Георгий Иосифович
Абрамович Николай Иосифович
Абрамович Песса
Абрамович Я.
Альпер
Альтшуллер Л.Н.
Алянский Александр
Алянский Изр.
Алянский Лейв. Исаевич
Алянский Лейз. Шаев.
Алянский Самуил
Алянский Шмуель Исаевич
Арензон Г.
Ариев

Баськин
Бахрах
Белинский Ш.
Берлин Яков Моисеевич
Бер Сам. Бер.
Берас
Беспрозванный
Беккер
Берельзон
Берисон
Блюдз Абрам Менд.
Блюдз Д.
Блюдз М.
Блаухштейн Х.

Вавельберг Михаил Ипполитович
Вассер Я.
Виленкин А.
Винтер Берта Александровна
Вольфович
Геллер Ш.
Гермонт Н.С.
Годлин Б.
Годлина Хана Борисовна
Годлиник Борис Лейб.
Гольдберг Абрам Носон.
Гросман Феликс Соломонович
Гроссман Александр Григорьевич
Гутман В.
Гутман И.
Гутман М.
Гутман Я.
Гумиловский

Дейч Изр.
Добрин
Долгиновер Як.
Долгинер С.

Изкович Г.
Иофан Л.
Иофан Авраам
Иссерман

Каган Г.
Карпов Н.
Кац
Квейзер
Коварон
Койдинов Л.

Читайте также: