Что были обязаны посещать свободные люди в древней греции

Обновлено: 04.07.2024

Прекрасная древняя Греция! Со времен школы каждый из нас впитал убеждение, что древнегреческая цивилизация была самой передовой для того времени, что она дала миру театр, философию, демократию и многое другое, что составило костяк современной европейской цивилизации и что поэтому Запад наших дней является прямым наследником Греции Перикла и Платона, Гесиода и Фукикида. Так пишут все школьные учебники, так утверждают учебные фильмы, так говорят на тысячах экзаменов тысячам преподавателей тысячи учеников. И только специалистам по древней Греции — антиковедам и классическим филологам известно, что это не более чем миф, возникший в эпохи Возрождения и Просвещения и теперь безнадежно устаревший, что древнегреческая цивилизация была своеобычна, совсем не похожа на цивилизацию современного Запада, что эллинские театр, философия и демократия схожи с современными институтами и феноменами, носящими то же имя, лишь этим самым именем. Та настоящая Греция, которая встает со страниц трудов антиковедов, например, крупнейшего из русских антиковедов А. Ф. Лосева — это поистине неизвестная древняя Греция для большинства наших современников. Цель этих небольших популярных этюдов — показать существенные отличия некоторых произвольно взятых феноменов греческой культуры от явлений культуры современной.

Античный полис и современное государство

Мы привыкли называть античные полисы государствами, или, в крайнем случае, Тем самым мы, возможно, бессознательно, как бы утверждаем, что эллинский полис в принципе ничем не отличался от государств современного типа, разве что размеры его были поменьше, в хозяйстве были задействованы рабы, все граждане исповедовали один и тот же местный религиозный культ и т.д. Но все это по молчаливому согласию современных людей — не более чем мелочи, которые представляют собой исторический антураж, принадлежность иной исторической эпохи и иной культуры. Но вообще в античном полисе мы склонны видеть зародыш того политического института, который, развившись, породил и современные европейские государства. Для того, чтобы развеять эту иллюзию достаточно обратиться к тому, как сущность полиса понимали сами древние греки.

Впрочем, Аристотеля вряд ли удивила бы эта картина, которую он расценил бы как глубочайший упадок нравов. Ведь современные европейцы для Стагириа были бы не кто иные как варвары и потомки варваров, которые некогда жили на окраине ойкумены. Благородный эллинский род, который единственно, был причастен к настоящей политике и гражданским добродетелям — сказал бы философ, увы, вымер. Вместе с ним исчезли навсегда настоящие государства и настоящее политическое общение. На земле остались лишь варвары, а они рабы по природе и могут иметь лишь то, что имеют — деспотическую власть, основную на угрозах и грубой силе. Неудивительно, что они не признают разделение на свободных и рабов, среди них и нет свободных, все — рабы по природе! Тем смешнее их нелепые попытки подражать эллинам, называть себя демократами, подражать искусству тетра….

Возможно, Аристотель добавил бы, что лишь учения современных коммунистов и анархистов напоминают ему — конечно, весьма отдаленно! — государственный идеал. Аристотель ни за что не согласился бы с тем, что коммунисты стремятся упразднить государство, в чем упрекают коммунистов их оппоненты, и что коммунисты охотно признают сами. Коммунисты и анархисты, уточнил бы Аристотель, выступают за уничтожение того рабского союза, который мы неправомерно зовем государством, но который создан с целью корыстной и недостойной свободных граждан целью — защищать богатство и покой богачей и потому государством являться никак не может. Наоборот, Аристотель заявил бы, что коммунисты, пожалуй, единственные среди нас, кто пытается создать настоящее государство — в эллинском смысле — общину, объединенную желанием духовного совершенствования ее членов, основанную на их дружеском расположении и стремящуюся к справедливой и умеренной жизни (и особенно это касается Но ничего у них не получится — заключил бы философ — потому что они не учитывают рабской природы современного племени, да они и сами рабы, раз так превозносят труд…

Античная демократия и современная западная демократия

Это тем более странно, что как раз наличием рабства античная полисная демократия не сильно отличалась от тех режимов, что в новое время себя именовали демократическими. Так демократия современного западного типа также прекрасно сосуществовала с рабством на юге США в течении нескольких веков, вплоть до победы Севера над Югом в гражданской войне, в самом конце XIX века. Британская Империя была демократическим государством, со всеми либеральными правами, но … только для англичан. Многочисленные африканские, азиатские и иные подданные английской короны были на положении рабов.

Главное отличие современной демократии от античной — прежде всего в том, что античная демократия — это именно власть демоса, а демос — это вовсе не то же самое, что народ в современном его понимании.

В итоге граждане в полисе составляли ничтожную часть населения. По данным французского исследователя античности Гиро в классическую эпоху в Афинах проживало около 400 тысяч человек, из них гражданами были лишь около 80 тысяч. И поборникам устоев старины из среды афинян казалось, что и этого много, они считали, что достаточно 5 тысяч!

Действительно, гражданин полиса жил жизнью, полностью регламентированной его законами. Современный гражданин демократического государства может одеваться как желает, приобретать вещи, которые ему нравятся и располагать ими, жениться или не жениться, рождать детей или не рождать по свободной воле. Наконец, он может вступать в партии, или быть равнодушным к политике. Свобода участвовать в политической деятельности была и обязанностью, отступление от которой строго каралось. Афинский гражданин, не желающий примыкать к из партий, лишался прав гражданства. Государство могло наказывать за холостой образ жизни, граждане обязаны были жениться под страхом уголовной кары. Были случаи, когда государство требовало от женщин сдать в общий фонд личные драгоценности — те безропотно сдавали. Государство регламентировало отращивать мужчине усы или нет, сколько женщине брать в путешествие шляпок, сколько плакальщиц должно идти за похоронной процессией. Были полисы, в которых эта регламентация доходила до того, что гражданин не мог по своей воле совершить самоубийство. Если он желал уйти из жизни, то он должен был подать прошение специальным лицам, назначенным народным собранием, а уж те решали: насколько ценная его жизнь для полиса. Если он был обладателем редкой и нужной профессии или явного полезного дара, то ему могли запретить самоубийство.

Свобода слова тоже имела четкие ограничения. Гражданин не мог говорить, что ему вздумается. Любое высказывание, которое демос посчитал бы непочтительностью по отношению к отеческим богам, каралось смертью. Афинские демократы с пониманием бы отнеслись к решению исламских фундаменталистов убить Салмана Рушди за литературное произведение, оскорбляющее религиозные чувства. Ведь они приговорили же к смерти Протагора, который вовсе не оскорблял богов, а просто усомнился в их существовании. Или Сократа, который также не оскорблял и не отвергал религию, просто недостаточно много говорил о местных богах, предпочитая философские рассуждения об универсальном добре.

Наконец античная демократия могла наказать и даже убить гражданина даже если он и вовсе не был в виноват. Специальная процедура — остракизм была предназначена для тех, кто не совершал преступлений, но в глазах народного собрания опасен для общины. Так, остракизму был подвергнут знаменитый Аристид Справедливый. Он не просто е нарушал законы, по общему мнению он был образцом добродетели. Именно поэтому демос изгнал его из полиса: человек, пользующийся таким влиянием, по мысли демоса, в принципе может, если захочет, стать тираном и уничтожить демократию (интересный вывод отсюда следует: для демократии более приятны не добродетельные, а умеренно грешащие!).

Таким образом древнее демократическое государство и древняя гражданская община могли обладали такой неограниченной властью над отдельным гражданином, что они не только вторгались в его жизнь, не оставляя ему ничего личного и все регламентируя законом, они еще и могли по своей воле наказывать граждан, строго соблюдающих все законы. Каждый гражданин в любой момент мог лишиться гражданства, Родины и жизни, как бы он себя ни вел! Недаром Гиро говорит, что античный полис буквально порабощал своих граждан. И это называлось и было демократией в изначальном смысле слова.

Причем, включение богов в гражданскую общину не было простой фигурой речи. Греки, особенно простые, которые и составляли костяк демоса, действительно, верили в это, о серьезности этой веры свидетельствуют специальные процедуры в демократических государствах, предназначенные для того, чтобы и голос богов был учтен при вынесении тех или иных решений. Это прежде всего жеребьевка. Многие должности в демократических Афинах давались по жребию (в основном это были должности не требующие специальных знаний). Так, по жребию выбирались члены Афинского Совета пятисот — высшего органа Народного собрания. Невозможно себе представить, чтобы в современный парламент депутаты избирались по жребию (хотя полагаю, в таком случае там оказалось бы гораздо большое количество честных людей, просто в силу игры случая, которая исключена при избирательных компаниях с их жульничеством и промывкой мозгов). Одно это показывает: насколько далеки современные режимы, именующие себя демократиями от действительной власти демоса в изначальном смысле.

Примечательно, что философствование вне школы для грека — нонсенс, школы в античности существуют по много столетий (школа Платона — Академия просуществовала около 1 тысячи лет) и принадлежность к школе в античности означает не идейную связь людей, может, когда и не встречавшихся лично, как сейчас, а именно общение, подразумевающее личное знакомство.

Такова была древнегреческая философия во всем ее разнообразии: философия школьная, основанная на дружеском общении — филии, которое должно было вести ученика к космическому первопринципу — Софии.

С возникновением христианской цивилизации изменилось понимание как самой мудрости — Софии, так и ее источника. София теперь — не высший закон безличного, но живого и разумного космоса, как в античности, а трансцендентный личностный первопринцип — Премудрость Божия, которая упоминается в Библии в Книге притч Соломоновых и которая христианскими богословами понимается двояко — либо как синоним Сына Божия, второго Лица Пресвятой Троицы, либо как первое и лучшее творение Божье, женственное начало, связующее мир и Бога. (первое толкование укоренилось в ортодоксальном западном богословии, второе — в гностической традиции). В самом общем смысле философ — тот, кто стремится к Софии трансцендентной, мудрости трансцендентного сотворившего мир и до сих заботящегося о нем. Но каким образом можно постичь эту мудрость? Дело в том, что Бог, который и есть высшая истина, Сам Себя раскрывает через Священное Писание — Библию. Поэтому предназначение философа теперь — комментирование Книги, в которой выразила себя высшая истина. Философия превращается в христианской цивилизации в рациональное комментирование Священного текста и комментариев к нему. На место схоле приходит университет, цех таких комментаторов и их учеников.

Греческая же философская традиция имеет к этой западной университетской философии весьма косвенное отношение, дав ей лишь логические остовы концепций да имя.

Античные гетеры и современные проститутки

Интересно заметить, что Лукиан, как и другие античные авторы изображает гетер вовсе не учеными и просвещенными женщинами, каковыми их теперь привыкли считать, судя по отдельным гетерам, единицам, составлявшим исключение вроде Аспазии. Видимо, ему можно верить, большинство гетер было именно такими: расчетливыми, не очень образованными, хитроватыми, при этом искусными в кокетстве и флирте (хотя и среди них попадались наивные и даже благородные натуры, действительно любившие своего друга всей душой).

Как видим, гетера не имеет ничего общего с современной проституткой. Проститутка не желает соблазнить клиента, в том смысле, в котором это делает обычная женщина, то есть увлечь его своей личностью. Она его не ревнует, и ей все равно: женат он или нет и спит ли он с другими проститутками. Она тем более не желает родить от него ребенка. Общение проститутки и ее клиента сводится к сугубо физиологическому акту, который имеет строго определенную цену. Она не хочет продолжать с ним отношения, привязываться к нему, тем самым она будет лишена возможности постоянно торговать телом и иметь доход.

Итак, гетеры — это античные содержанки. А вот аналога проститутки античный мир не знал. которые в отличие от гетер должны были прислуживать всем, тоже были, скорее, наложницами, а не проститутками в современном смысле слова, поскольку е рассматривались как равноправная стона, заключающая с мужчиной, договор о платном пользовании своим телом. Это уже изобретение эпохи капитализма с ее редуцированием всего и вся к отношением, превращением человека в механизм, а человеческих отношений — в индустрию. В этом, как и во многом другом, капитализм есть невиданная в истории патология.

Античная педерастия и современный гомосексуализм

Всякий мужчина в прекрасные годы свои
Мечтает потешиться с мальчиком нежным

Как видим, ничего схожего между иерархическим союзом древнегреческих педерастов, ориентированном на воспитание старшим младшего, и между любовным союзом современных гомосексуалистов, ориентированным на взаимное равноправное самовыражение и получение удовольствий, нет.

И такой гомосексуализм мог возникнуть лишь в рамках западной модернистской цивилизации, в основе парадигмы которой лежит титанизм, вера в человека как в Бога, убежденность в универсальности человека. Суть истории Запада после падения традиционной цивилизации — эмансипация человека, преодоление им всевозможных ограничений — сословных, расовых, наконец, половых. Поэтому из всех многочисленных перверсий именно гомосексуализм воспринимается Западом как важнейшая, без которой нельзя говорить о подлинной демократии и свободе (это слова одного из западных политиков, сказанных по поводу запрета в Москве В самом деле, в то время как педофилов преследуют по закону, а над эксгибиционистами посмеиваются, к гомосексуалистам на современном Западе относятся с огромным пиететом. Ведь они воплотили в себе самую важную интенцию модернистского, либерального мира — самодостаточного человека.

Как видим, гомосексуализм — это даже не стиль поведения, это целая идеология, причем корнями уходящая в богоборческую парадигму Просвещения.

Заключение

Мы рассмотрели только некоторые феномены греческой цивилизации. Но уже сказанного достаточно, чтоб понять: как мало мы знаем настоящую древнюю Грецию и как бесконечно она не похожа на тот образ, который современный Запад превратил в идол и объявляет своим предшественником.

4 вспомним хоть то место из Федра, где Сократ говорит о недостатках книги

5 в более поздний период, в эпоху эллинистических царств и тем более римского владычества, в Греции и в Риме появляется и настоящий, подобный современному гомосексуализм (вспомним, Цезаря, которого называли женой всех мужей), однако даже современники признавали это нравственным упадком, в идеале такие отношения между взрослыми мужчинами ровесниками рассматривались как ненормальные

Древняя Греция

Один грек стоит тысячи варваров. (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История

Карта древней Греции

Карта древней Греции.

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Троянский конь

Период Архаики

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народное собрание в Афинах

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

300 спартанцев

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

марафонская битва

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

древнегреческий театр

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Олимпийские игры

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Греческая фаланга

Искусство

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Венера Милосская

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Парфенон

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Руины храма Аполлона в Дельфах

Руины храма Аполлона в Дельфах.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

древнегреческая амфора

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

греческие боги

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

Тот век, в котором процветала древняя Греция, остается невероятно почитаемой частью истории. Древние греки заложили основы большей части наших современных знаний о медицине, математике, философии, политике и культуре. Поэтому вполне понятно, что вокруг культуры настолько популярной, как культура древней Греции, существует много различных мифов – мифов, которые либо являются неполной правдой, либо полностью не имеют под собой никакого основания. Ниже представлены десять распространённых заблуждений о культуре древней Греции.

После долгих исследований историки нашли остатки того, что по их убеждению, возможно, когда-то было Троей, и считают, что город, скорее всего, был атакован и разграблен в какой-то момент, но нет никаких доказательств в поддержку всех популярных мифов основанных на истории этой войны. Единственное что историки могут сказать наверняка, так это то, что осада Трои, возможно, имела место.

Несмотря на то, что войска Ксеркс (Xerxes) были на какое-то время остановлены, они всё равно смогли нанести Греции много ущерба, и отступили только тогда, когда проиграли битву в море. Более того, в фильме показаны только триста спартанцев, которые сражались против целой персидской армии, что также не является правдой. Когда начался бой, спартанские силы на самом деле состояли из семи тысяч человек. В последний день битвы их было тысяча четыреста челок, триста из которых были, конечно, спартанцами, но там были и четыреста фиванцев, семьсот феспийцев и восемьдесят воинов из Микен.
Суть не в том, что спартанцы не показали храбрости на поле боя, а в том, что их значение было очень сильно приукрашено.

10 Распространенных заблуждений о древних греках

8. Спартанские воины

Современное представление о спартанских солдатах заключается в том, что эти воины не делали абсолютно ничего, кроме того, что тренировались, чтобы сражаться и убивать людей, и возвращались домой желательно с щитом в руках, либо на щите. Многие люди полагают, что молодые спартанские воины проводили всё свое время за тренировками и никогда не имели какого-либо общения с женщинами в молодости, но это не так.

Молодые спартанцы действительно проводили часть времени за военным образованием, но остальное время они проводили в компаниях девушек их возраста. Правда также состоит в том, что спартанские воины не только сражались и тренировались, они также пели, танцевали и выступали в пьесах. Когда они становились слишком старыми, чтобы сражаться самим, спартанские мужчины обучали молодых спартанцев - их жизни не были бесконечной борьбой до смерти.

10 Распространенных заблуждений о древних греках

7. Спартанские женщины

Многие люди думают, что женщины в древнем мире находились в подчинении у мужчин, однако в Спарте дела обстояли совсем по-другому. Спартанские женщины должны были выполнять почти всю работу, в то время как мужчины были на войне, и они были невероятно уважаемы и влиятельны в спартанском обществе. Аристотель даже подшучивал о высоком месте, которое женщины занимали в спартанском обществе, а также об их праве владеть землей.

Некоторые считают, что педерастия или отношения между опытным мужчиной и молодым подростком носили в основном интеллектуальный характер отношений между наставником и учеником, так как взрослые мужчины помогали более молодым найти своё место в обществе.

10 Распространенных заблуждений о древних греках

5. Древнегреческий театр

У многих людей есть неправильное представление о древнегреческом театре, который часто являлся местом развлечения очень больших групп людей, как правило, во время важных праздников. Многие люди не понимают, какими на самом деле были древние драмы. Правда состоит в том, что театральные постановки в Древней Греции были очень символичными. Для того чтобы понять пьесу, вы должны были обладать определёнными познаниями о символическом значении и истории мифов, лежащих в основе почти каждой части диалога. Пьесы зачастую включали в себя участие аудитории, так же, как и современные стенд-ап комедии и первоначально были частью религиозных обрядов в честь богов.

10 Распространенных заблуждений о древних греках

4. Олимпийские игры

Древние Олимпийские игры были настолько популярны, что они всё еще проводятся (только в несколько иной форме) во всем мире и сегодня. Однако существуют несколько общих убеждений по поводу этих игр, которые являются неточными. Во-первых, многие люди считают, что они существовали только в очень древние времена. Однако на самом деле они проводились в течение многих лет даже во время римского правления, пока Феодосий не покончил с этой традицией, чтобы христианство восторжествовало в качестве религии Римской империи.

Кроме того, женщинам строго запрещалось присутствовать на Олимпийских играх. Олимпийцы обычно соревновались полностью обнаженными, и намазывали себя оливковым маслом, чтобы улучшить качество своей кожи и, чтобы визуально сделать себя более привлекательными.

10 Распространенных заблуждений о древних греках

3. Греческие статуи

На самом деле многие греческие статуи были взяты из Греции и перевезены в Британский музей в 1800-х годах, а многие другие были повреждены либо в ходе боевых действий, либо от простого износа, что сделало их трудно распознаваемыми. Говоря об общей концепции греческих статуй и архитектуры, нужно отметить общее заблуждение о том, что статуи не покрывались краской, и гражданские площади сверкали на солнце с блестящим белым мрамором.

Но оказывается, статуи и храмы оказались белыми только потому, что краска стёрлась с них с течением времени. Изначально, они были невероятно яркими и красочными. У многих из этих статуй также были бронзовые приложения. В статуи инкрустировался чёрный камень, чтобы глаза фигур сильнее выделялись.

10 Распространенных заблуждений о древних греках

2. Технология

Хотя мы все знаем, что древние греки имели глубокие познания в искусстве, математике, философии и во многих других сферах, многие из нас не понимают, насколько они были технологически продвинутыми.

Устройство могло предсказывать солнечные затмения и следило за календарным циклом Олимпиады. На нём был довольно сложный циферблат, и оно было синхронизировано как с Луной, так и с Солнцем, что делает его своего рода первым компьютером. Последние данные свидетельствуют о том, что механизм был, возможно, построен Архимедом, который нам хорошо известен как математический гений.

10 Распространенных заблуждений о древних греках

1. Афинская демократия

Многие люди имеют ошибочное представление о том, что греки изобрели современную демократию, и это представление приобрело невероятно широкое распространение. Тем не менее, афинская демократия очень отличалась от любого демократического института современности. На самом деле афинская демократия была одним из немногих примеров прямой демократии в истории, в которой почти все вопросы политики выносились на голосование (в теории, по крайней мере). В этом голосовании принимали участие все граждане Афин.

Если это звучит разумно, примите во внимание, что гражданство не распространялось на женщин, рабов. Граждане, родившиеся вне Афин, также были лишены права на голосование. Многие бедняки также не могли оставить свою работу для того, чтобы вмешиваться в политические дела. Это фактически означает, что только свободные, взрослые, и относительно богатые мужчины, родившиеся в Афинах, могли принимать участие в голосовании, и они не представляли интересы всего населения. Конечно, у афинской демократии были и свои достоинства, особенно если учесть тиранические политические системы, которые в то время существовали в других частях Греции. То, что принимать участие в вынесении самых важных решений могли не только богатые люди или люди из аристократических семей было важной политической инновацией.


Что навсегда изгоняет боль и грусть? Что помогает сохранить молодость и красоту на долгие годы? Что излечивает быстро и – что самое главное! – приятно практически от любой болезни? Думаете, это какое-то суперсовременное средство? Нет! Это баня, значение которой современные люди так часто недооценивают. А еще баня – это теплые, чуть шершавые на ощупь доски, легкий аромат трав и хвои, колючие душистые веники, впитавшие в себя энергию самой природы… Узнайте про баню как можно больше, и она обязательно подарит вам здоровье и хорошее настроение.

Оглавление

  • История бани
  • Баня в Древней Греции
  • Римские бани
  • Русская баня

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все о банных секретах. Здоровье и красота круглый год предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Баня в Древней Греции

Пифагор ездил в Египет, чтобы ознакомиться с устройством египетских бань, которые в то время пользовались заслуженной славой.

Зачинателем банного ритуала в Элладе выступает Древняя Спарта, а родиной бани исследователями признан город Лаконика, откуда бани распространились по всей Греции. Отсюда и название древнегреческой бани — лакониум.

Именно в Элладе родилась идея совмещения горячей воды и пара как комплекса водных и термических процедур, что, собственно, мы и называем баней.

Древние греки провозглашали культ сильного, прекрасного тела и возвышенного духа и придавали воде религиозно-мистическое значение. Было принято, чтобы мужчины и дети в целях оздоровления и укрепления силы воли регулярно обливались холодной водой. Спартанцами, например, купание в теплой воде не признавалось в принципе: они считали, что эту слабость могут позволить себе только женщины.

Бани считались у древних греков священными и, как все священное, имели своего покровителя. Покровителем бань в Греции считался Геркулес, человек, после своей смерти ставший богом силы, здоровья и мощи. Великий герой, прославившийся своими подвигами, должен был каждого, кто парится в бане, наделить неистощимыми силой и здоровьем.

Древнегреческий врач Гиппократ, основатель медицинской науки, часто заменял традиционное лечение хорошей парной: он считал, что яды, которые накапливаются в организме во время болезни и отравляют его, обязательно нужно выводить посредством усиленного потоотделения.

Он считал, что вода помогает человеку черпать силы и жизненную энергию из природных источников, поскольку сама является одной из природных стихий. Кстати, сам Гиппократ, все свои методы применявший на практике, по одним данным, прожил восемьдесят три, а по другим — сто четыре года! Возраст солидный и в наше время.

В древности считалось, что одна из причин старения — слабое потоотделение, так как с годами наша кожа становится более плотной, а поры ее сужаются. В бане же поры открываются и прочищаются.

Благодаря банным процедурам можно мягко удалить с верхнего слоя кожи отмершие клетки (так называемый роговой слой), которые препятствуют процессу регенерации (образованию новых, молодых клеток). Регулярное посещение бани, кстати, препятствует появлению морщин. Если же морщины уже появились, то баня поможет их разгладить.

Древнегреческая баня представляла собой здание округлой формы, выложенное из тесаных камней. По мнению древних греков, такая форма способствовала равномерному распространению жара. Парная имела форму усеченного конуса, который сверху закрывался крышкой, держащейся на бронзовых цепях. Такое устройство помещения позволяло устанавливать и контролировать необходимый температурный режим.


В центре парной размещали открытый каменный очаг. Для отопления использовался древесный уголь или же нагревали камни на открытом огне, а потом заносили в помещения.

После парной греки, так же как и мы сейчас, окатывали себя прохладной водой либо же погружались в специальный бассейн.


Благодаря такому чередованию температур очищается кожа, из организма выводятся вредные вещества, появляется бодрость.

После бани и купания греки растирали тело елеем и умащивали различными благовониями.

Поход в баню был настоящим праздником. Завершив банные процедуры, греки переходили в соседнее помещение (эскедру), где было принято вести философские беседы.


Древнегреческие правители неустанно пеклись об устройстве бань, гордились ими как собственными достижениями, справедливо полагая, что своим атлетическим сложением и здоровьем их подданные обязаны именно бане и физическим упражнениям.

Читайте также: