Чем заняться в космосе активный гражданин

Обновлено: 25.06.2024

Россия

С 2011 года до мая 2020 года американцы не летали в космос на своих кораблях, но их пилотируемая программа сегодня самая насыщенная и амбициозная. NASA является главным интегратором на МКС, и американский сегмент намного превосходит по объемам российский, в том числе за счет двух лабораторных модулей партнеров: европейского Columbus и японского Kibo.

Завершив использование шаттлов, NASA провела конкурс среди подрядчиков по проектам грузовых и пилотируемых кораблей для снабжения МКС. Теперь для доставки грузов используются грузовые корабли Cygnus и Dragon (с 2020 года Cargo Dragon), в ближайшее время начнется использование крылатого грузового корабля Dream Chaser.

Особняком в США стоит частная Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) Илона Маска. И хотя ее основная деятельность по пилотируемой космонавтике — это снабжение МКС, у компании есть свои собственные планы. NASA покупает у SpaceX не сами корабли, а услугу по доставке людей на МКС, поэтому компания вольна использовать корабли по своему усмотрению, а именно - для коммерческих полетов в космос. Первые два контракта - это автономный полет Crew Dragon с четырьмя частными астронавтами осенью этого года (миссия Inspiration4) на три дня, и полет к МКС четырех частных астронавтов для компании Axiom Space в начале 2022 года.

Но важнейшей инициативой SpaceX, несомненно, является создание многоразовой сверхтяжелой ракеты-носителя Starship.

SpaceX-Starship-Mk1-17

SpaceX-Starship-Mk1-17

Ракета будет состоять из двух частей: первой многоразовой ступени Super Heavy и второй многоразовой ступени и одновременно космического корабля Starship (так называется также вся ракета в сборе), которые смогут доставлять на орбиту 150 тонн и возвращать на Землю 50 тонн грузов. Общая длина конструкции — 120 м, диаметр — 9 м.

Летать Starship будет с помощью кислородно-метановых ракетных двигателей Raptor. После выведения на орбиту второй ступени Starship первая ступень будет возвращаться на стартовую площадку и мягко приземляться на шесть опор. Для возвращения на Землю Starship будет использовать аэродинамическое торможение в атмосфере корпусом и подвижными аэродинамическими рулями-крыльями, и садиться вертикально на реактивных двигателях.

SpaceX проектирует сверхтяжелую ракету за свой счет, но у компании уже есть два контракта на ее использование. Японский миллиардер Юсаку Маэдзава заплатил аванс за полет вокруг Луны в 2023-24 годах в рамках проекта DearMoon (dearmoon.earth). Японец купил весь полет, но будет не один, а в составе экипажа ориентировочно из 12 человек. Также SpaceX получила контракт первого этапа для использования РН Starship для доставки грузов на поверхность Луны для NASA. У компании есть два конкурента: Blue Origin и Dynetics. На следующем этапе из трех компаний останется две или одна.

Китай

Запуск китайского корабля

Запуск китайского корабля "Чанчжэн-2"

Индия

Индийская организация космических исследований создает собственный пилотируемый корабль Gaganyaan, первый полет которого с людьми планируется на 2022 год.

Gaganyaan

Gaganyaan

Уже собран первый отряд космонавтов, имена которых держатся в секрете, но известно, что они прошли курс общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звёздном городке.

Что дальше?

Космонавтика к началу XXI века стала очень консервативной сферой. Её назначение можно разделить на несколько составляющих:

1. Прагматичный космос:

Страны или крупные компании постепенно развивают свои спутниковые группировки или средства выведения (ракеты), чтобы выполнять оборонные задачи или развивать бизнес и получать прибыль. Бюджет на космическую деятельность растет, но не революционно, а постепенно.

2. Научный космос:

  • орбитальные аппараты для дистанционного изучения планет (в том числе и Земли);
  • орбитальные телескопы, которые в разных диапазонах изучают Вселенную (особенно важны для тех излучений, для которых атмосфера Земли непрозрачна);
  • автоматические посадочные аппараты и роверы, которые изучают поверхность планет, спутников и астероидов;
  • пилотируемые корабли, станции и биологические спутники (изучают действие условий космического полета на живые организмы). Одновременно люди могут обслуживать космические объекты, например, дооснащать орбитальные телескопы или монтировать новое сложное научное оборудование снаружи космической станции.

Революция, которую проспали

Когда новые страны включаются в космическую деятельность, они лишь увеличивают общее финансирование космонавтики и добиваются прикладных целей, например, занимаются оптической разведкой или телекоммуникационными услугами или добиваются условного престижа, когда небольшая страна отправляет крошечный наноспутник, часто сделанный из иностранных комплектующих и запущенный на чужой ракете.

Но революция случилась и, как часто бывает, её проспали.

Ракета Амур-СПГ (в проекте)

Похожая ситуация сложилась с низкоорбитальными спутниковыми группировками для высокоскоростного широкополосного доступа интернета. Очень многие компании планировали заняться этим бизнесом, но именно SpaceX первой начала разворачивать спутниковую группировку Starlink, используя собственные ракеты. Производство космических аппаратов происходит со скоростью больше, чем у любой другой компании. На орбите сейчас находится 1378 спутников, это уже самая крупная группировка однотипных спутников за всю историю человечества, но на первом этапе планируется 12000 аппаратов.

Если попробовать проанализировать, в чём заключается успех SpaceX, то крупными штрихами это благоприятная среда в США, возможность экспериментировать и менять решения, роскошь, недоступная крупным забюрократизированным корпорациям, будь то ULA, Роскосмос или Arianespace.

И еще раз о России. Что там со сверхтяжелой ракетой?

Дальше события развивались следующим образом:


Ни один из этих проектов пока не дошел до стадии коммерческого использования, но, по мнению экспертов, в ближайшем будущем нас ожидает технологический скачок, который наконец позволит говорить о космическом туризме как об отдельной отрасли. Так что возникнет спрос на специалистов, способных разрабатывать программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии — орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз). Такой профессионал должен сочетать творческое мышление (любовь к научной фантастике тут точно не помешает) с пониманием технических ограничений для пребывания человека в космосе и необходимых мер безопасности. Можно попробовать получить высшее образование в области ракетостроения (такие программы, например, предлагают МАИ и Московский государственный технический университет им. Баумана), а потом прокачивать знания и навыки в области туризма. Неплохой базой также может быть опыт в сфере организации спортивных туров для экстремалов.

© NASA

Поисками внеземной жизни наука занимается со второй половины ХХ века, и, несмотря на то, что шансы обнаружить на других планетах высокоорганизованные формы жизни очень малы, все же есть вероятность наткнуться на примитивные организмы, способные выжить на других планетах. Экстремофилы, как их называют, существуют и на Земле: ученым известны организмы, комфортно чувствующие себя во льду, кипящей воде, кислоте, воде из ядерных реакторов, солях кристаллов и токсичных отходах. Можно предположить, что что-то подобное водится, например, в ледниках Марса или на некоторых спутниках Юпитера. Поиску жизни посвящено несколько крупных исследовательских программ — например, в рамках миссии Biological Oxidant and Life Detection планируется искать на Марсе бактерии: литотрофы (организмы, использующие неорганические вещества как источник энергии) и прототрофные микробы, способные синтезировать сложные вещества из ограниченного числа простых соединений. Кроме того, по мере того как приближается перспектива колонизации, становится все важнее изучать то, как растения и животные чувствуют себя в условиях невесомости и/или измененной гравитации, искусственной атмосферы и так далее. На МКС периодически проводятся биологические эксперименты.

© NASA

Космос может стать полезным для земной промышленности: в безвоздушном пространстве можно утилизировать токсичные отходы, а полезные ископаемые добывать на Луне и астероидах (согласно исследованиям астрофизиков, там можно обнаружить железо, золото, никель, платину и другие ценные металлы). Это очень трудоемкая задача, но она может окупиться сторицей: астероид средних размеров (диаметром порядка 1,5 километра) содержит металлов на 20 триллионов долларов.

Стартапы по промышленному освоению астероидов уже существуют — например, Planetary Resources разрабатывает технологии по добычи сырья, минералов и летучих элементов из ближайших к Земле планетоидов, а Shackleton Energy занимается разработкой лунных месторождений. Такие проекты будут рады нанять высококлассных специалистов, которые разбираются в геологии и планетологии.

Mars One

Даже если сроки этих амбициозных миссий придется сдвинуть на несколько лет, в обозримом будущем появится спрос на специалистов по проектированию космических сооружений. Такие специалисты должны будут разбираться в архитектуре, инженерном деле, новых материалах и технологиях (например, NASA в последние годы активно исследует возможности 3D-принтеров). Одна из вероятных образовательных траекторий — бакалавриат в сфере проектирования космических аппаратов + дополнительное архитектурное образование.

После полета Гагарина в космос едва ли не каждый мальчишка мечтал стать космонавтом. Годы идут, интересы людей смещаются.

Психологи считают, что нынешнее молодое поколение более прагматично и мечтает о более приземленных профессиях. Проведенный в России опрос показал, что среди респондентов 18–29 лет отметили, что мечтали стать космонавтами, лишь 7% (против 12% в возрастной группе 40–55 лет).

Интерес к космосу поутих не в последнюю очередь из-за представления, что связанные с ним профессии малодоступны.

Но сегодня эксперты уверяют нас, что космос стал ближе.

Они прогнозируют рост перспективности связанных с космосом профессий в ближайшем десятилетии.

Причинами того будут:

  • расширение географии космических исследований;
  • постоянное усовершенствование пилотируемых систем управления;
  • большое количество проектов, связанных с беспилотными исследованиями;
  • коммерческие полеты в космос (туризм).

Топ перспективных направлений для выбора профессии

Космические профессии — это не только космонавт. Для организации полетов в космос требуется огромное количество специалистов научных, инженерных, медицинских и даже психологических направлений. Рассмотрим, какие специальности позволят связать свою жизнь с космосом.

Космонавт (астронавт)

Космонавты занимаются полетами в космос, исследованиями на Международной космической станции, испытывают и ремонтируют технику.

Задачи, которые они выполняют, могут быть краткосрочными или связанными с многомесячным пребыванием в космосе для выполнения исследовательских, научных, инженерных и прочих заданий.

Профессиональное образование для космонавта — военный летчик. Но сейчас космонавтом может стать любой человек с высшим образованием, который обладает крепким здоровьем и психологической устойчивостью. Соискателю необходимо пройти отбор и обучение в Центре подготовки космонавтов.

Доходы космонавтов не разглашаются, но по косвенным источникам можно предположить порядок сумм:

  • в России — 130–150 тысяч долларов за полет;
  • странах Евросоюза — от 58000 до 84000 евро в год.

Астроном

Суть работы астронома в наблюдении и изучении космических объектов с Земли.

Профессия включает узкие специализации:

  • космология;
  • небесная механика;
  • астрономическое приборостроение;
  • астрофизика;
  • радиоастрономия

Справка

Вам также может быть интересно:

Профессия относится к редким.

Существуют также прикладные специальности, связанные с астрономией:

  • космос и информационные технологии;
  • исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами;
  • астрономогеодезия.

Необходимо высшее образование и хорошее знание математики.

Зарплаты специалистов зависят от научной степени, квалификации и выполняемых заданий:

  • в России — от 25 до 100 тысяч рублей в месяц;
  • на Украине — в среднем, 7000 гривен;
  • в Беларуси — от 270 долларов в месяц;
  • в Казахстане — в среднем, 150000 тенге в месяц;
  • в Германии — в среднем, 4800 евро в месяц (входит в 50 самых высокооплачиваемых профессий в Германии).

Интересно!

Исследованиями космоса занимаются не только астрономы. В Вюрцбургском университете в Германии есть специальность Space Master. Выпускники факультета занимаются космическими исследованиями и проектной деятельностью в сфере космических технологий.

Инженерные специальности

Огромную роль в освоении космоса играют представители инженерных профессий. Они требуют глубоких познаний в области физики и механики и обязательного высшего инженерного образования.

Зарплаты инженеров в месяц:

  • в России — от 50000 до 120000 рублей;
  • на Украине — 12000–45000 гривен;
  • в Казахстане, в среднем, 250 тысяч тенге;
  • в Германии — 4000–6000 евро.

Инженер-конструктор

Инженер-конструктор занимается проектированием, строительством и испытанием самолетов, космических кораблей, ракет. Техника строится для безвоздушного пространства, что диктует особые требования.

Инженер бортового оборудования

Для космических исследований необходимо сложное компьютерное бортовое оборудование. Оно должно идеально работать, а у космонавтов должны быть четкие и понятные инструкции по эксплуатации.

Инженеры бортового оборудования занимаются тестированием компьютерных систем и составлением технической документации.

Инженер-строитель

Представители специальности нужны при строительстве космодромов. Эти масштабные сооружения окружены целыми городами, которые тоже необходимо спроектировать и построить.

Инженер-строитель разрабатывает проект работ, график их выполнения, определяет необходимые материалы, подбирает специалистов для строительства и руководит строительными площадками. Также на его ответственности сметное дело и нормирование.

Инженер по авиационной и космической технике

Специалисты занимаются разработкой, проектированием и контролем производства летательных аппаратов (вертолетов, самолетов, космических кораблей и спутников).

Также они могут работать в сфере обслуживания или продаж либо выступать в роли экспертов.

В зависимости от отрасли, они могут иметь разные обязанности. Так, в космической технике специалисты разрабатывают космические станции, ракетные двигатели, исследовательские спутники.

Справка

В Германии профессия относится к высокооплачиваемым: специалисты получают от 4600 до 5800 евро в месяц.

Авиамеханик

Для выполнения полетов летательные аппараты должны иметь безупречную летную готовность. Ее поддерживают авиамеханики.

Они занимаются обслуживанием и ремонтом авиационных двигателей и летательных аппаратов.

Существует три направления работы специалистов:

  • двигатели, авиационная электроника, системы управления полетом;
  • системы кондиционирования и гидравлики;
  • прочие системы.

Авиамеханик — это целая группа специальностей. Специалисты могут трудиться в гражданской авиации или в ВВС.

Авиамеханики учатся в техникумах, то есть, хотя область знаний у них близка к инженерам по авиационной и космической технике, разработкой оборудования они не занимаются. Их работа связана с физической силой, поскольку заниматься ремонтом приходится собственноручно.

Доход автомеханика в месяц:

  • в России — от 75000 до 140000 рублей;
  • на Украине — от 16500 гривен;
  • в Казахстане — от 180000 тенге;
  • в Германии — от 2000 евро.

Космический биолог

Профессия очень перспективная и наукоемкая. Специалисты занимаются исследованиями биологических систем в условиях космоса. Человек для космического биолога — такой же объект изучения, как вирус или растение.

Сейчас функции космобиологов выполняют ученые, которые трудятся на Международной космической станции, но в ближайшем будущем ожидается выделение этой деятельности в отдельную специальность. У ученых большие планы на выращивание растений и животных в космосе.

Специалисту необходимо высшее образование на факультете биологии.

Специалист по космической медицине

Космические медики занимаются отбором кандидатов для полета в космос (в том числе и для космического туризма), предполетными и послеполетными обследованиями экипажа, разработкой средств медицинского обеспечения.

Интересно!

В 1985 году по недосмотру медиков в космос был отправлен человек с хроническим заболеванием (он его скрыл). Во время полета у него началось обострение, а необходимых медикаментов на корабле не было, и в результате миссия полета была свернута, а корабль отправился обратно на Землю. Сложно даже представить, какие убытки были понесены из-за недостаточно ответственной работы медиков и безответственного поведения космонавта.

Также космические медики принимают участие в разработке скафандров, систем жизнеобеспечения, разработке диеты космонавтов. Медики могут сопровождать полет как лично, так и дистанционно.

Работать в космической сфере может только медик высокого класса.

Зарплата врачей в месяц в России составляет 25000–80000 рублей (в отдельных районах — до 190000 рублей в месяц), на Украине — до 20000 гривен; в Казахстане — до 250000 тенге. В Германии медики зарабатывают, в среднем, 7000 евро в месяц.

В космической отрасли зарплаты специалистов выше.

Менеджер космического туризма

В космосе уже побывали 7 непрофессиональных космонавтов, и можно с уверенностью сказать, что эта отрасль будет развиваться.

Космический менеджер занимается организационными вопросами, связанными с полетом:

  • разрабатывает программу;
  • контролирует подготовку к полету;
  • общается с клиентом по всем возникшим вопросам.

Профессия подходит для людей, увлеченных космосом, организованных, общительных, ответственных. Сейчас специальность относится к профессиям будущего, поскольку массовыми туристические космические полеты пока не стали, но эксперты ожидают развития в этой сфере.

Изучение космоса требует большого количества специалистов, причем постоянно появляются новые специальности.

Вузы Германии выгодно выделяются своей чуткостью к новым тенденциям; здесь быстро появляются новые перспективные программы обучения. А учитывая, что учеба организована на базе хорошо оснащенных, финансируемых государством высших учебных заведений, не удивляет тот факт, что немецкое образование признано одним из лучших в мире.

Для многих студентов важен тот факт, что в немецких вузах даже иностранцы учатся бесплатно, а для абитуриентов из стран СНГ немаловажно, что поступление никак не связано с госэкзаменами.

Интересно!

В вузах Германии сейчас представлено порядка 18000 образовательных программ.

Смелее мечтайте, выбирая профессию! С полученным в Германии классным образованием вам будут доступны любые высоты, включая космические профессии. Подойдите к организации поступления в вуз ответственно: пройдите профориентацию, проконсультируйтесь со специалистами и начинайте действовать согласно разработанному плану.


В Москве появляются все новые градостроительные проекты, и все они сейчас из-за пандемии обсуждаются только в режиме онлайн. Но москвичи не доверяют такому формату, видя аномальные цифры электронного голосования по проектам.

Ранее ИА FederalCity сообщало, что в октябре на платформе "Активный гражданин" состоялось голосование по проекту промзоны в микрорайоне Кожухово. Накануне голосования депутат Мосгордумы Евгений Ступин после внимательного изучения пояснительной записки к законопроекту о проекте выяснил, что в назначении земель в зоне застройки могут появиться большие промышленные предприятия, тогда как еще недавно на месте застройки была особо охраняемая природная территория. Депутат призвал местных жителей отдать свои электронные голоса против проекта, предложенного властями, поскольку в случае его реализации жители районов Косино-Ухтомский, Новокосино, Некрасовка, Выхино-Жулебино, Вешняки рискуют получить по соседству в своем округе в девятом микрорайоне Кожухово промзону. Это неизбежно нанесет огромный вред и без того не лучшей экологии юго-востока и востока столицы.

После состоявшегося голосования команда Ступина проанализировала заключение по общественным обсуждениям на "Активном гражданине". Противников проекта промзоны в Кожухове оказалось 1707 человек, что по словам Ступина, "похоже на правду". Однако за промзону проголосовали якобы 2920 человек.

"Вот в это поверить категорически невозможно! Много общаюсь с кожуховцами, и никто из них не одобряет новых строек в своем районе на месте особо охраняемой природной территории. Необходимо отметить, что голосование это проходило на платформе правительства Москве. Оно же - правительство Москвы - является инициатором и лоббистом застройки. Во время "голосования" не было наблюдателей, кто и каким образом подсчитывал голоса, общественность тоже не знает. Да и все мы помним, как электронное на выборах в Госдуму в Москве полностью перевернуло бумажные результаты в пользу кандидатов от власти. Так что, конечно, никакого доверия нарисованным мэрией результатам голосования нет".

Депутат направил запрос с просьбой представить ему данные обо всех голосовавших, чтобы выяснить, кто эти 2920 человек, якобы проголосовавших за застройку.

Рендер проекта благоустройства парка в Покровском-Стрешневе. Источник: "Активный гражданин"

Недоверие к платформе "Активный гражданин" вызывают ход и результат и других обсуждений.

Так, на платформе идет голосование по проекту благоустройства парка в районе Покровское-Стрешнево, являющимся особо охраняемой природной территорией и объектом культурного наследия регионального значения.

Как пишет телеграм-канал "Муниципалыч", за один день по предложенному проекту проголосовало 69 тысяч человек. При этом в районе проживает всего 59 тысяч человек.

"Как всегда, налицо атака электронных собянинских ботов на последние остатки здравого смысла", – резюмирует автор телеграм-канала.

Сейчас количество проголосовавших составляет уже более 180 тысяч человек.

Скриншот с сайта "Активный гражданин"

В ответах на восемь вопросов по проекту благоустройства парка (о благоустройстве пешеходно-тропиночной сети, родниковой зоны, территории около Иваньковских прудов и т.д.) более 70 процентов выразили однозначную поддержку. За то, чтобы все осталось, как есть, выступают от семи до 12 процентов проголосовавших. 12-13 процентов считают, что должны решать специалисты, и лишь несколько сотен вписали свои замечания по проекту (их доля на фоне всех проголосовавших определяется как ноль или один процент).

Скриншот c сайта "Активный гражданин"

Однако и ограничение голосующих местом проживания или работы также может вызывать у москвичей недовольство.

Так, при обсуждении проекта строительства жилого комплекса на улице Куусинена возле Песчаной площади местные жители провели онлайн-мобилизацию с тем, чтобы проголосовать как можно большим количеством против планов застройки.

Жителей не устраивает, что высота новых зданий в районе с 6-7-этажными домами составит 200 метров (более 50 этажей). Кроме того, в проекте не установлен максимальный процент застройки, что может обернуться корректировками в сторону ее увеличения, считают москвичи.

Проект жилого комплекса на ул. Куусинена. Источник: "Активный гражданин"

Но главная претензия инициаторов кампании за отказ от проекта застройки в том, что выразить свою волю могут только жители Хорошевского района и те, кто здесь работает. Хотя возможные неудобства от возведения небоскребов коснутся прежде всего обитателей района Сокол.

Активисты призвали жителей Хорошевского района голосовать против, просить делать то же друзей и знакомых, а жителям района Сокол – обращаться в Центр мониторинга общественного мнения "всеми способами" (телефон, смс, электронная почта).

Ранее ИА FederalCity сообщало, что Мосгордума голосами провластных депутатов отклонила поправки в Градостроительный кодекс Москвы, которые сделали бы невозможным участие в публичных слушаниях и общественных обсуждениях градостроительных проектов Москвы мигрантов, трудоустроенных на данной территории.

Читайте также: