Чем занимается бухгалтерия в центре занятости

Обновлено: 16.05.2024

Биржа труда — это посредник между работником и работодателем: помогает им найти друг друга.

Обычно так называют государственное учреждение — центр занятости населения (ЦЗН).

На учет в центр занятости становятся, чтобы получать пособие, а еще там бесплатно учат новым профессиям. В статье расскажем об условиях постановки на учет и о том, какие документы нужны для биржи труда и как туда попасть.

Что вы узнаете

Что дает статус безработного

Встать на биржу — значит получить статус безработного. Безработным платят пособие, помогают искать работу, освоить бесплатно новую специальность или запустить свой бизнес.

Обучение. Можно пройти различные курсы, всего их несколько десятков. Например, курсы бухгалтера, оператора котельной или лифтера. Обучение длится от месяца до шести, после него выдается сертификат. Учат бесплатно. За время прохождения курсов выплачивается стипендия.

Пройдите наш короткий тест и узнайте, какой размер пособия вам положен и как долго его будут платить.

Основания и условия постановки на учет

Официально безработный — это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости поставила на учет.

Встать на биржу труда может трудоспособный человек без заработка, который готов искать работу и приступить к ней. Заработком считается не любой доход.

Сроки и порядок признания безработным

Служба занятости должна признать безработным не позднее 11 дней с момента принятия заявления. В течение первых 10 дней сотрудники биржи будут предлагать варианты трудоустройства.

Будущему безработному выдают список вакансий, он выбирает подходящие и получает направления на работу. Если подавали заявление онлайн, направления пришлют.

Если за 10 дней никто не возьмет на работу, то служба занятости признает безработным. За эти первые десять дней тоже заплатят пособие.

Биржа предложит несколько вакансий, обычно две-три . В течение следующих трех дней нужно пройти собеседования в этих организациях. Если кандидатура никого не устроит, нужно принести в центр занятости бланк с отказами, и тогда пособие продлят. Если не приходить в ЦЗН, то сумму пособия могут снизить или его совсем перестанут платить.

Кому не нужно оформляться в качестве безработных

Незанятые граждане не обязаны вставать на биржу труда. Если трудоспособный человек нигде не работает и не ищет работу, его нельзя заставить.

Поэтому нет таких категорий, которым нужно или не нужно оформляться в качестве безработных. Зато бывают случаи, когда взрослый человек фактически не работает, но встать на биржу труда у него не получится.

Предприниматели. Индивидуальным предпринимателям нельзя встать на биржу труда. Даже если у ИП давно нет оборотов, безработным такого человека не признают. То же насчет учредителей коммерческих организаций.

Наоборот, один из вариантов, который предложит служба занятости, — открыть ИП, чтобы трудоустроить самого себя. Еще и денег могут дать — почитайте, как встать на биржу и открыть свой бизнес.

Пенсионеры. Пенсионера не оформят и пособие платить не будут, но могут помочь подобрать вакансию, если тот хочет работать.

Встать на биржу не получится даже тому, кто вышел на пенсию раньше общепринятого возраста, например по выслуге. Исключение — инвалиды трудоспособных групп. Их ставят на учет.

Работающие по гражданско-правовым договорам. Также нельзя регистрироваться на бирже труда людям, которые регулярно оказывают платные услуги по договорам гражданско-правового характера. Те, кто постоянно выполняет разовые заказы по таким договорам, считаются трудоустроенными. Если вы получаете деньги за свои услуги, то фактически заключаете договор, даже если его нет в письменном виде.

Например, биржа труда в Республике Татарстан отказалась регистрировать безработного из-за того, что он заключил с одной фирмой бессрочный договор оказания услуг.

Курс о больших делах

Как встать на учет на биржу труда при личном визите

На сайте Роструда узнайте, где находится главное управление службы занятости по вашему региону. Сначала лучше позвонить им, потому что в городе может быть несколько окружных центров занятости. По телефону скажут, как и где встать на биржу труда. Например, если вам нет 30 лет, могут рассказать, как встать на молодежную биржу.

В центре занятости обязательно потребуют паспорт и документы об образовании и квалификации, например диплом или аттестат. Понадобятся ли для биржи труда дополнительные документы, зависит от того, работал ли человек раньше.

Ранее работавшие граждане. Тем, кто раньше работал, нужно взять с собой трудовую книжку и справку с работы о среднем заработке за последние 3 месяца.

Пособие для этой категории зависит от причины увольнения. Например, если сотрудника уволили по его вине, то платить будут минимум.

Если работник уволился по собственному желанию, по соглашению сторон или его сократили, первые три месяца он будет получать пособие в размере 75% среднемесячного заработка, который рассчитают за последние три месяца на последнем месте работы. Следующие три месяца — 60%, но не более 5000 Р . При этом размер пособия не будет выше максимальной — 12 130 Р — и ниже минимальной — 1500 Р — величины.

Ограничение по максимальной сумме с четвертого месяца не будет действовать для предпенсионеров — у них лимит составит 12 130 Р на весь срок выплат.

Если за год до признания безработным проработали меньше 26 недель, заплатят 1500 Р . Получать их можно три месяца.

Максимальный и минимальный размеры пособия могут быть увеличены на районные коэффициенты. Например, в Москве платят по 19 500 Р в месяц, в Московской области — 15 000 Р , в Омске — 13 950 Р .

Те, кто ранее не работал. Ранее не работавшие должны предоставить только паспорт и документы об образовании и квалификации. Для этой категории размер выплат будет самым маленьким — 1500 Р в месяц.

После сокращения. Если вас сократили, тоже потребуется принести в центр занятости трудовую книжку и справку с работы о среднем заработке за последние три месяца. В отдельных регионах эта сумма увеличивается на районные коэффициенты.

Компания, которая сократила сотрудника, будет платить ему в течение двух месяцев среднемесячную зарплату. Если сотрудник встанет на учет в центр занятости, то еще месяц в том же размере.

После прекращения выплат от компании безработный будет получать пособие с биржи труда.

Беременные. Беременные тоже могут встать на биржу труда. Но после 30 недель вставать на учет бессмысленно — статус безработного в этом случае ничего не дает.

Если срок беременности до 30 недель, женщина получает пособие по безработице. Затем ей дают отпуск по беременности и родам на 140 дней, и выплаты из ЦЗН прекращаются. В этот период она считается нетрудоспособной и получает пособие для беременных.

Срок выплаты пособия по безработице в это время тоже не идет. Когда женщина выйдет из декрета, она будет снова получать пособие по безработице столько времени, сколько ей оставалось до ухода в декрет.

В некоторых случаях листок нетрудоспособности дают раньше тридцатой недели. Например, если женщина беременна несколькими детьми.

Инвалиды. Инвалида поставят на учет, если медико-санитарная экспертиза признала его трудоспособным. Поэтому инвалиду потребуется принести в ЦЗН индивидуальную программу реабилитации, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Фактически встать на биржу труда могут только инвалиды второй и третьей групп.

Повторное обращение в центр занятости

Если биржа труда отказалась признать безработным, повторно пробовать можно через месяц со дня отказа.

Как встать на биржу труда в условиях самоизоляции

Постановление от 12.04.2020 № 485PDF, 147 КБ

Предложения вакансий будут поступать гражданину в личный кабинет. Если в течение 11 дней гражданину не удалось устроиться на работу, ему назначат пособие.

Стартовая страница одного из центров занятости в Воронеже. На таких сайтах можно прочитать, как встать на учет, еще здесь удобно узнавать о различных мероприятиях: семинарах или тренингах. Например, на сайте может быть оповещение о ярмарке вакансий. На таких мероприятиях собираются представители организаций и рекламируют себя, а соискатели выбирают подходящую работу

Особенности обращения

Встать на биржу труда можно и по месту фактического проживания, а не только регистрации.

Не по месту регистрации. Не надо путать областные, городские и районные биржи труда. Областная служба занятости находится в областном центре, но там не поставят на учет человека, который прописан в этом городе. Они работают с жителями области. И наоборот: городская биржа труда не возьмет на учет жителя области.

Служба занятости Воронежской области находится в Воронеже. Но если туда придет житель Воронежа, а не области, то статус безработного и пособие ему не дадут. Могут только предоставить вакансии и попробовать трудоустроить.

С временной пропиской. Граждан признает безработными центр занятости по месту жительства. Но это не означает, что без прописки встать на учет не получится.

Конституционный суд РФ разъяснил, что отсутствие прописки по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не может быть основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.

В случае если центр занятости откажется принимать на учет без постоянной прописки, его отказ можно оспорить в прокуратуру.

Документы, чтобы встать на учет

Любая биржа труда требует следующие документы:

  1. Паспорт РФ.
  2. Трудовая книжка. Не нужна тем, кто раньше не работал.
  3. Справка с последнего места работы о среднем заработке за последние три месяца.
  4. Документы об образовании и квалификации. Например, аттестат или свидетельство о прохождении курсов.
  5. Реквизиты для перечисления пособия.
  6. Для инвалидов — программа индивидуальной реабилитации.
  7. Военный билет, если есть.

Перечень необходимых документов может быть шире: некоторые биржи труда просят СНИЛС или свидетельство о заключении брака, хотя таких требований нет в законе. Лучше заранее уточнить, какие документы нужны для конкретной биржи.

Что нужно взять с собой, когда идешь в воронежский ЦЗН. Этот список выдают там же, но можно заранее уточнить по телефону или в законе, какие документы нужны для биржи труда

При этом Конституционный суд РФ пояснил, что центры занятости не имеют права отказывать в признании безработными бывших индивидуальных предпринимателей или граждан, которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Почему могут не признать безработным

Биржа труда отказывает по трем группам причин: нетрудоспособность, занятость и невыполнение требований службы занятости.

Откажут нетрудоспособным. К ним относятся:

  1. Те, кому еще не исполнилось 16 лет.
  2. Женщины с ребенком до полутора лет.
  3. Пенсионеры. Пенсионеры по инвалидности могут быть признаны трудоспособными, и тогда их могут признать безработными.

Откажут трудоспособным, но занятым. К ним относятся:

  1. Те, кто имеет оплачиваемую работу, в том числе временную. Не важно, трудовой договор или договор гражданско-правового характера. Даже работа на неполный день лишает возможности стать безработным. Исключение — общественные работы.
  2. Индивидуальные предприниматели и учредители коммерческой организации.
  3. Военнослужащие.
  4. Школьники и студенты-очники.
  5. Осужденные и заключенные.

Откажут трудоспособным и незанятым, но не выполнившим требования. К ним относятся:

  1. Те, кто в течение десяти дней дважды отказался от предложенной работы. Неявка в службу занятости приравнивается к таким отказам.
  2. Те, кто до оформления на бирже труда не работал и не учился и при этом дважды отказался пройти обучение от центра занятости.

Размер пособия по безработице

Безработным платят пособие. Если безработный пошел на обучение от биржи труда, на это время пособие заменяют на стипендию.

С 1 января 2019 года размер пособия по безработице вырос почти в два раза. Раньше минимальный размер был 850 Р , теперь — 1500 Р . Максимальный размер вырос с 4900 Р до 12 130 Р .

Минимальную выплату — 1500 Р — получат:

  1. Безработные, которые раньше не работали или не работают больше года.
  2. Безработные, которых уволили за нарушение дисциплины, например за прогулы.
  3. Безработные, чей стаж за прошлый год менее 26 недель — это примерно полгода.

Остальным первые три месяца будут платить 75% от средней зарплаты за последние три месяца работы. Если сумма получится больше 12 130 Р , то заплатят только 12 130 Р . Следующие три месяца — 60%, но не больше 5000 Р .

Ограничение по максимальной сумме с четвертого месяца не будет действовать для предпенсионеров — у них лимит составит 12 130 Р на весь срок выплат. Они получают пособие дольше. Первые три месяца — 75% от среднего заработка, следующие три — 60%, через полгода — 45%.

Размер пособия центр занятости будет высчитывать по справке о среднем заработке с последнего места работы.

Сколько можно находиться на учете

Платить стали больше, но не так долго, как раньше. До 2019 года платить могли год, а теперь шесть месяцев.

Есть исключения, когда период выплат еще меньше — только три месяца:

  1. Кто впервые ищет работу или не работает больше года.
  2. Безработные, которых уволили за нарушение дисциплины.
  3. Безработные, чей стаж за прошлый год менее 26 недель.

Когда прекращают платить пособие, с учета не снимают. Можно оставаться безработным до выхода на пенсию.

В каких случаях происходит снятие с учета

Когда безработный находит работу, он отмечается на бирже труда и его снимают с учета.

Кроме трудоустройства, безработного снимут с учета, если он:

  1. Стал пенсионером.
  2. Умер.
  3. Переехал. В этом случае нужно регистрироваться в центре занятости по новому месту жительства.
  4. Раньше нигде не работал и не учился, а на бирже труда два раза подряд отказался от обучения.
  5. Не приходит в центр занятости без уважительной причины. В такой ситуации снизят пособие либо снимут с учета.
  6. Получал пособие обманом. Например, подделал документы для биржи труда. В таком случае биржа через суд может взыскать сумму незаконно полученного пособия, а также попросить правоохранительные органы возбудить уголовное дело.
  7. Сам отказался от пособия.
  8. Пришел на биржу труда нетрезвый.
  9. Осужден на исправительные работы или его посадили в тюрьму.



Ужас что твориться. Все говорят об упрощенной постановке на учёт в качестве безработного, и оформление пособия по безработице. Однако подал заявку на сайте, позвонили с ЦЗН и продиктовали сбор пакета документов, и это в период самоизоляции. Бред полный. Все сведения имеются на сайте гос.услуг о гражданине, и ЦЗН не лишён возможности запросить в Пенсионном фонде.
Спасибо В. В. Путин, что не оставили своих граждан в беде в период самоизоляции, собирали бы вы так сами документы. (Татищевский ЦЗН Саратовский Области сегодня именно так потребовал пакет документов и устно отказал в назначении пособия). Спасибо.

Николай, мне наверное повезло если это можно так назвать.Девушка вышла на связь с ватсапа и после рассмотрения документов сказала что мне назначили минималку . Как так?! Да потому что я им не отправил справку с места работы. А как я им достану справку если контора закрыта на карантин?! Звонил в разные министерства и в одном из них сказали что принцип работы ЦЗН в том, что они сами должны собирать документы. После звонка к ним обещали что сотрудники разберутся и вскоре недовольная сотрудница вышла на связь сказав: я вам выбила справку с места работы , а вот бегать и открывать счет на который будет сделан перевод не собирается, а почтового перевода у них нет, даже если в поддержке "гос.услуг" на сайте "трудвсем" утверждается обратное. Позже выяснилось что они просто не заключили договор с почтой( я вижу это как халатность).
Проблема со счетом возникла уже тогда когда я ставил на учет отца. У него не было карты.Пришлось отца в возрасте 60 лет ,который в зоне риска заболеть короновирусом, с двусторонним кровоизлиянияем в мозг , с сахарным диабетом повезти за 30км в банк за картой. И назначили отцу минималку что то в районе 1500 рублей , наверно , точно не знаю на три месяца. Пока еще и этих денег не видели.
Ну что сказать в заключении . Также остается только сказать спасибо В.В.Путину за то что он выделил 1500 рублей человеку которому отменили пенсию( не знаю доживет он до 62 лет или нет), человеку которому не назначили инвалидность. И работать не может человек и инвалидность получить и пенсию получить.

На будущее: карточку банка бесплатно доставляет на дом их курьер, вместе с договором. У меня так в Тинькофф было.

Эльмир, вы спасибо путину от чистого сердца или как


Ирина, это Россия же) у нас для наших вечно нет не денег, и вообще ни чего. Зато другим долги прощаем.


Обо всех кажется позаботились? А как жить семье с одним ребенком 3 лет, мат капитал не положен, жена , соответственно, не работала, и жили на зп мужа ИП шника? Сейчас доходов нет у мужа, у ИП , что потопал, то полопал. Сидим дома! И , на что жить? Вообще никакой поддержки!

Бухгалтер работает непосредственно с финансовыми активами компании. Он отвечает за налоговые выплаты, начисление заработной платы, взаиморасчеты с партнерами, распределение бюджета и закрывает еще множество вопросов, связанных с капиталом организации.

В небольших компаниях все функции могут быть возложены на одного сотрудника. Большие предприятия содержат целый штат бухгалтеров, каждый из которых выполняет только одну задачу. Но, независимо от объема работы, требования к данным специалистам предъявляются очень серьезные. Ведь именно им владелец или государственный управляющий доверяет деньги компании. Квалифицированный бухгалтер — это всегда востребованный специалист. А освоить профессию можно независимо от пола и возраста.

Какие бывают бухгалтеры, и чем они занимаются

Бухгалтер выполняет широкий спектр обязанностей. Его деятельность контролируется работодателем с одной стороны и Министерством финансов РФ с другой. Существует ряд указов Минфина, регулирующих работу бухгалтерии.

Поэтому специалист должен досконально разбираться в деятельности предприятия. В зависимости от особенностей работы компании, в которой работает бухгалтер, ему понадобится разный набор навыков.

Главный бухгалтер

Главный бухгалтер — это специалист, решающий глобальные задачи в компании. Он обеспечивает соблюдение единых, установленных в организации, стандартов бухучета.

В государственных структурах деятельность главного бухгалтера регламентируется Постановлением Минтруда №37 и Профстандартом №1061н. В коммерческих организациях данные постановления носят рекомендательный характер и используются для составления должностных инструкций главного бухгалтера.

В небольших организациях главбух часто самостоятельно выполняет все задачи по ведению бухучета. В крупных компаниях он осуществляет общее руководство отделом специалистов.

В задачи главного бухгалтера входит:

финансовый анализ деятельности предприятия;

формирование налоговой политики;

методологические рекомендации специалистам.

Кроме того, на главбуха могут быть возложены следующие обязанности:

составление отчетности и контроль сроков ее предоставления в соответствующие органы;

регистрация фактов хозяйственной деятельности;

перечисление всех обязательных платежей;

расчет и перечисление налоговых выплат.

Бухгалтер бюджетного сектора

Бухгалтерский учет в бюджетной сфере имеет немало особенностей, обусловленных требованиями законодательства к деятельности учреждений такого типа. Соответственно, и работа бухгалтера имеет свою специфику. В его обязанности входит:

определение финансового результата деятельности учреждения;

оценка степени исполнения бюджета;

выявление нарушений финансовых и плановых дисциплин;

создание достоверной отчетности;

контроль целевого использования бюджета и предупреждение необоснованных трат;

выявление скрытых резервов.

Исходя из этого бухгалтер бюджетного сектора должен обладать знаниями законов РФ об архивном деле, социальном и медицинском страховании, налогообложении. Он обязан изучить нормативные правовые акты, знать особенности оформления первичной документации, отражения финансовых поступлений и материальных ценностей на счетах бухучета.

Бухгалтер коммерческого сектора

Список обязанностей бухгалтера коммерческого сектора может значительно отличаться в зависимости от размеров компании и непосредственно количества сотрудников в отделе. К должностным обязанностям бухгалтера могут относиться:

ведение первичной документации, налогового и управленческого учета;

начисление заработной платы и других выплат;

оптимизация налоговых выплат;

составление и сдача налоговой отчетности.

Требования к квалификации специалиста в области бухгалтерского учета

Долго считалось, что работать бухгалтером может только человек с высшим профильным образованием. На самом деле наличие ВО требуется не всегда. Необходимую для бухгалтера квалификацию устанавливает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Согласно нормативному документу наличие высшего образования необходимо главному бухгалтеру в государственных учреждениях, инвестиционных фондах и страховых организациях. Кроме того, такой специалист должен иметь опыт работы по профилю и не привлекаться к уголовной ответственности.

В коммерческих организациях ориентируются на профстандарт, утвержденный Министерством труда в Приказе №103н. Он носит рекомендательный характер и содержит требования, предъявляемые к бухгалтерам разных квалификационных уровней, которых выделено 4.

Справка! До 2019 года существовало всего 2 квалификационных уровня для бухгалтеров.

Требования к образованию и опыту бухгалтера следующие:

Рядовой сотрудник. Достаточно наличия профильного среднего профессионального образования или прохождения курсов переподготовки по профилю. Опыт не обязателен.

Руководитель отдела бухгалтерии. При наличии высшего профильного образования должен иметь опыт работы не менее 5 лет. Также должность могут занимать специалисты, имеющие среднее профильное образование или высшее непрофильное при условии прохождения курсов переподготовки. Требуемый стаж — 7 лет.

Главный бухгалтер. Необходимо высшее профильное образование или непрофильное плюс курсы переподготовки. Опыт работы на руководящих должностях в сфере финансов — не менее 5 лет.

Начальник службы бухучета или коммерческий директор. При наличии высшего профильного образования требуется опыт работы на руководящей должности в области финансов не менее 3 лет. Если высшего образования по профилю нет, то дополнительно понадобится пройти курсы профпереподготовки и отработать не менее 5 лет в сфере бухучёта.

Где учиться на бухгалтера

Обучение этой профессии можно проходить в вузе, колледже или учреждении ДПО. Все зависит от поставленных целей.

Если планируется трудоустройство рядовым бухгалтером, среднего специального образования будет достаточно.

Для людей с уже имеющимся высшим или средним специальным образованием предусмотрена возможность пройти курсы переподготовки.

Если уже есть бухгалтерское образование, но намерены перейти работать из государственного сектора в частный или наоборот, то подойдут соответствующие программы повышения квалификации.

После обучения можно приступать к выполнению обязанностей бухгалтера. Немалое преимущество курсов заключено в скорости обучения. Не требуется тратить на это несколько лет. Такие образовательные программы можно пройти без отрыва от работы. Дистанционные курсы профпереподготвки дают набор необходимых знаний, но при этом не требуют личного присутствия.

Академия бизнеса и управления системами проводит обучение специалистов в сфере бухучета дистанционно. Слушатели получают не только теоретические знания, но и навыки, накопленные экспертами-практиками за годы работы.

Весь процесс обучения происходит в личном кабинете собственной СДО на сайте Академии. Во время обучения слушатели самостоятельно проходят промежуточные тесты, таким образом можно проверить себя. Итоговый тест сдают после освоения всех модулей программы. Количество попыток прохождения теста не ограничено.

За каждым слушателем закрепляется личный куратор. Специалист находится на связи и может своевременно реагировать, если слушатель не полностью разобрался в каком-либо вопросе.

Не менее важна и платформа, на которой проходят занятия. У Академии в рамках сайта есть своя система дистанционного обучения , которую можно использовать как с компьютера, так и со смартфона. Интуитивно понятная платформа не вызывает сложностей даже у пользователей, не слишком продвинутых в интернет-ресурсах.

Как получить образование бухгалтера дистанционно (заочно)

Академия бизнеса и управления системами предлагает возможность получить образование бухгалтера дистанционно за 2-4 месяца.

Обучение проводится по действующему профстандарту “Бухгалтер” (утвержден Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н) и в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

По окончании выпускникам выдаются дипломы и удостоверения о прохождении программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Образование в АБиУС позволит соответствовать требованиям законодательства РФ к квалификации специалиста в области бухгалтерского учета.

Выдаваемые документы подходят как для работы в организациях государственной сферы, так и в коммерческой. Подлинность документов об образовании подтверждается обязательным внесением сведений в систему ФИС ФРДО (Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении). Доставка диплома и удостоверения бесплатно почтой в любой город РФ.

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

  • бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
  • документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
  • оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
  • инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
  • двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
  • бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
  • калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

  • простым бухгалтером, не обязательно главным;
  • генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
  • специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

  • договоренности предпринимателя они же обязательства;
  • имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
  • транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

  • выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
  • минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
  • контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
  • контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
  • тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
  • контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
  • контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.

1С:Бухгалтерия 8

Читайте также: