Чем взятка отличается от коммерческого подкупа

Обновлено: 30.06.2024

В ступление России в общемировую борьбу с коррупцией вызвало ряд изменений в статьях УК РФ, регулирующих взятку (290 УК РФ) и коммерческий подкуп (204 УК РФ). Их основные различия лежат в сфере интересов сторон коррупционной сделки и в сфере объекта посягательства.

Основные отличия составов преступлений

Обе статьи направлены на борьбу с коррупцией и совершенствовались каждый раз после подписания Россией очередной международной конвенции по борьбе с коррупцией. Последние изменения в регулировании приходятся на 2016 год.

Основные отличия двух видов преступлений:

1. Объект посягательства для преступлений различен, поэтому они разнесены в разные главы УК РФ. Участники коррупционной сделки при коммерческом подкупе посягают на интересы службы в предпринимательстве и в общественных организациях, при взятке преступники совершают преступления против государственной власти и интересов государственной службы.

2. Различен облик преступника – получателя мзды. При коммерческом подкупе это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной, например, общественной, организации. При служебном типе преступления это должностное лицо, иностранное должностное лицо или должностное лицо международной организации. Под должностным лицом по смыслу ст. 285 УК РФ понимается лицо, выполняющее функции представителя власти или занимающее ответственный пост в исполнительной власти, госкомпаниях и госкорпорациях, в Вооруженных силах.

3. Из различия в субъекте возникает и третий момент – бизнес-вариант деяния строго национален. 290 ст. УК позволяет привлечь к ответственности российского гражданина за дачу взятки иностранному подданному. Интересен в этой ситуации такой вид наказания, как лишение иностранного должностного лица или должностного лица международной организации права занимать определенные должности. Очевидно, что это наказание применительно только для должностей в России, иностранные граждане априори лишены этого права.

4. Различна сфера интересов получателя мзды. При получении мзды в бизнесе его интересы лежат строго в области предпринимательской деятельности, в сравниваемом случае он оказывается заинтересованным в нарушении нормального функционирования работы государственного аппарата в своих интересах.

5. Различен состав требований должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в частной организации. При коммерческом подкупе имущественные блага передаются только за определенные действия или бездействие, а в случае предложения мзды чиновнику предметом требований может стать общее покровительство по службе или попустительство.

6. Вводится критерий законности действий. В случае преступления в сфере бизнеса ответственность возрастет, если от получателя имущественных благ требуются заведомо незаконные действия или бездействие. При получении мзды чиновником совершение любых шагов, мотивированных их оплатой, за меньшую мзду менее наказуемо, чем получение взятки в крупном размере.

7. Подкуп всегда предварителен, он осуществляется за совершение определенных действий и перед ними. Сравниваемый состав преступления может выражаться в форме предварительного стимулирования и последующей благодарности за уже совершенные действия.

8. Ответственность субъектов преступления дифференцирована. При подкупе равную ответственность несут обе стороны коррупционной сделки, при взятке ответственность государственного чиновника или офицера всегда выше, чем у простого гражданина, передающего мзду.

9. Различие в тяжести наказания. Штраф кратен сумме полученного имущества. Если она предоставлена в особо крупном размере (более миллиона рублей), то наказание виновнику может быть назначено в виде штрафа, превышающего размер полученного блага в 50 раз для коммерческого типа деяния и в 100 раз для служебного. Различается и максимальный размер наказания в виде лишения свободы. Для коммерческих преступлений он составит 12 лет, а если пострадали интересы государственной службы, виновному грозит 15 лет.

10. За взятку в небольшом или значительном размере лица, занимающие государственную должность, или руководители органов местного самоуправления несут большую ответственность, чем другие субъекты преступления. Если она получена в крупном размере, мера ответственности уравнивается.

Анализируя различия между взяткой и коммерческим подкупом, можно увидеть, что законодатель намного строже относится к тем, кто совершает преступления против государственной службы, чем к тем, кто получает мзду от невыполнения служебных обязанностей в коммерческих организациях. При этом интересным моментом является то, что руководители компаний с участием государства на уровне контрольного пакета, действующих в сфере исключительно коммерческого оборота, вне зависимости от размера их активов и сферы деятельности наказываются за взятку так же строго, как и государственные чиновники.

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима - взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина "услуги" в гражданском праве, трактовку термина "услуги имущественного характера". Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией "услуги", поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера - это результат творчества именно "уголовного законодателя", что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что "при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению". Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Что такое "противодействие коррупции"?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.

Что может выступать предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Может ли быть привлечён к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?

Да, может. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.

Каков уровень ответственности лица, сообщившего о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

В каких случаях взяткодатель может быть освобождён от уголовной ответственности?

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).

Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп, иначе именуемая коммерческой взяткой, аналогична ст. 290 УК РФ Получение взятки и ст. 291 УК РФ Дача взятки, только предусматривает ответственность за дачу и получение материальных ценностей не должностным лицом, а лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Причем ст. 204 УК РФ в отличие от ст.ст. 290 и 291 УК РФ, объединила в себе составы предусматривающие ответственность как за незаконную передачу ч.ч. 1-4 ст. 204 УК РФ, так и за незаконное получение ч.ч. 5-6 ст. 204 УК РФ денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера или иных имущественных прав.

Адвокат по ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп

Простой состав ч. 1 ст. 204 УК РФ передача коммерческого подкупа предусматривает менее строгое максимальное наказание до двух лет лишения свободы, чем простой состав предусмотренный ч. 5 ст. 204 УК РФ получение коммерческого подкупа, который карается строже, и максимальное наказание по которому предусматривается до трех лет лишения свободы. Части 2, 3 ст. 204 УК РФ и части 6, 7 ст. 204 УК РФ определяют составы с дополнительными квалифицирующими признаками дачи и получения коммерческой взятки соответственно. Это значительный размер (ч.ч. 2 и 6), а также группа лиц, предварительный сговор или организованная группа, крупный размер, за заведомо незаконные действия (ч.ч. 4 и 7) ст. 204 УК РФ. Часть 7 ст. 204 УК РФ содержит еще один квалифицирующий признак получения коммерческого подкупа – если он сопряжен с вымогательством предмета подкупа. Причем, необходимо отметить, что санкция с теми же квалифицирующими признаками за получение коммерческого подкупа предусмотрена более суровая.

Еще один состав коммерческой взятки ст. 204.1 УК РФ Посредничество в коммерческом подкупе. Санкция как по простым, так и по квалифицированным составам указанной статьи не менее суровая, чем за сам коммерческий подкуп, квалифицирующие признаки аналогичные ст. 204 УК РФ, но присутствует специальный квалифицирующий состав, предусмотренный ч. 4 ст. 204.1 УК РФ Обещание или предложение коммерческого подкупа.

Также имеется еще один самостоятельный состав касаемо коммерческой взятки, предусмотренный ст. 204.2 УК РФ Мелкий коммерческий подкуп, предусматривающий ответственность за подкуп на сумму не более десяти тысяч рублей, максимальное наказание за квалифицированный состав которой не превышает одного года лишения свободы.

Защита по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ

Тактика защиты по делам о коммерческом подкупе касаемо самого деяния может быть во много схожа с тактикой защиты по взятке. В уголовных делах о коммерческом подкупе несколько другой субъект, чем в делах о должностных взятках, в первом случае это лицу, выполняющее управленческие функции, во втором должностное лицо. При разработке позиции защиты следует уделить внимание относится ли подзащитный к субъекту преступления, был ли наделен управленческими функциями, если этого признака нет, то возможна другая квалификация, и если она менее тяжкая, улучшающая положение подзащитного, то целесообразно следовать такой тактики защиты. В остальном, защита по делам о коммерческом подкупе формируется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

Адвокат по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ

Уголовные дела по коммерческому подкупу специфичны за счет субъекта, именно данное обстоятельство будет влиять на квалификацию незаконной передачи материальных ценностей либо это коммерческий подкуп, либо взятка или же мошенничество. Чтобы обеспечить себе возможность занять наиболее выгодную позицию защиты в самом начале, обращение к адвокату должно быть на самом начальном этапе уголовного преследования, желательно еще на стадии проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Это дает серьезное преимущество для стороны защиты. Если Вас настигло уголовное преследование по коммерческому подкупу, не паникуйте, сохраняйте самообладание, займитесь обеспечением себе защиты от уголовного преследования в лица адвоката по уголовным делам, позвоните адвокату по указанному на сайте телефону.

Стоимость услуг адвоката по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ

Стоимость услуг адвоката по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ обусловлена множеством факторов. Это квалификация и опытность конкретного адвоката, сложность дела, его срочность, и в конечном счете объем предстоящей работы. Чтобы понять цену на услуги адвоката по делу, необходимо обратиться на консультацию, в ходе которой адвокат вникнет в суть дела, определит позицию защиты исходя из ваших целей, и обговорит объем необходимой помощи. В среднем, цена ведения дела на предварительном следствии составляет от 100 тыс. руб., в суде от 70 тыс. руб., если специалист участвовал в деле на предыдущей стадии.

Адвокат по уголовным делам, обладающий высокой квалификацией и знающий специфику дел, именно по ст. 204 УК РФ, окажет Вам всю необходимую помощь.

Читайте также: