Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации

Обновлено: 02.07.2024

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру страны, способ ее политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Формы государственного устройства

Суверенитет составных частей государства является ключевым элементом в определении формы государственного устройства. В зависимости от его наличия у субъектов страны государственное устройство делится на две формы:

  • простая форма (унитарное государство);
  • сложная форма (федерация, конфедерация).

Итак, различают четыре основных формы государственного устройства:

  • унитарное государство,
  • федерация,
  • конфедерация,
  • региональное государство.

Унитарное государство

Это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.

Яркими представителями унитарных государств являются Албания, Дания, Болгария, Франция, Норвегия, Чехия, Афганистан, Швеция, Сербия, Япония, Тайланд.

Признаки унитарного государства:

Формальное деление государства на субъекты. Территория страны может быть разделена на области или районы, но они лишены самостоятельности и независимости.

Равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам государства. Однако, по степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство подразделяется на:

  • централизованное – глава местного управления назначается из центра (Финляндия, Чехия);
  • децентрализованное – местные органы избираются населением (Испания, Великобритания);
  • смешанное – имеет свойства централизованного и децентрализованного устройства (Франция).

Единая правовая система, в основе которой лежит Конституция. Нормы Конституции должны соблюдаться на всей территории государства.

Общая система законодательства.

Единая судебная система.

Единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти.

Одноканальная налоговая система. Налоги сначала поступают в центр, а затем перераспределяются между административно-территориальными единицами.

Единое гражданство для всех жителей.

Общая денежная единица на всей территории.

Федеративное государство

Это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, которое состоит из государственных образований (субъектов федерации).

Примерами стран с федеративным государственным устройством являются Германия, США, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Бразилия, Австралия.

Признаки федеративного государства:

  • реальное деление государства на субъекты. Субъекты федерации наделены правом принимать свои нормативно-правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы);
  • единство суверенитета. Суверенитетом может обладать только федерация в целом;
  • право представлено в виде двойной системы: федеральная правовая система и правовая система субъектов федерации;
  • действует как федеральная Конституция, так и конституции (уставы) субъектов федерации;
  • правовые акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству;
  • полномочия между федерацией и ее субъектами разграничены в соответствии с конституцией на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации;
  • двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в нее избираются со всей страны. Вторая палата представляет интересы членов федерации;
  • двуканальная налоговая система;
  • единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации;
  • национальность может определяться как по принципу гражданства (США), так и по принципу права на самоопределения нации (Российская Федерация);
  • отсутствие права сецессии, т.е. ни один субъект федерации не может выйти из ее состава.

Все федерации можно разделить на следующие виды:

По способу образования:

  • договорные – созданные на основе союза ранее самостоятельных государств (Танзания, США, ОАЭ);
  • конституционные – созданы посредством принятия нормативно-правовых актов учредительного характера, которые разделяют всю территорию государства на федеральные субъекты (Пакистан, Индия);
  • договорно-конституционные – имеют признаки как договорных, так и конституционных федерации (Российская Федерация, Мексика).

По признаку образования:

  • национальные, территориальные, комплексные. В основе данной градации лежат либо национальный (языковой) принцип образования федерации (Бельгия), либо территориальный (США, ОАЭ). Стоит заметить, что в большинстве случаев в основе образования федерации лежит комплекс признаков (Российская Федерация);

По правовому положению субъектов федерации:

  • симметричные – субъекты федерации обладают равным конституционно-правовым положением (Австрия);
  • ассиметричные – различный объем правовых полномочий субъектов (США).

Конфедерация

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Признаки конфедерации:

  • отсутствие единой территории и государственной границы;
  • отсутствие системы управления и единого законодательства;
  • отсутствие единого гражданства;
  • отсутствие суверенитета;
  • конфедеративный орган представлен делегатами суверенных государств;
  • решения принимаются по принципу консенсуса (общего согласия);
  • наличие права выхода из состава конфедерации.

Региональное государство

В настоящее время выделяется еще одна форма государственного устройства, которая представляет собой промежуточную форму между унитарным государственным устройством и федеративным.

Региональное государство – государство, гарантирующее конституционное признание и политическую самостоятельность региональной автономии.

В отличие от федерации региональное государство создается путем осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.

Яркими примерами данной формы государственного устройства являются Испания, Италия, ЮАР.

Признаки регионального государства:

  • правомочность принятия законов территориальными автономиями в рамках своих компетенций;
  • отсутствие учредительных полномочий у территориальных автономий;
  • разграничение полномочий между центральной властью и региональными остаточной компетенции;
  • асимметричность правового положения территориальных автономий;
  • подконтрольность региональных органов власти органам конституционного уровня;
  • отсутствие представительства в верхней палате парламента;
  • отсутствие возможности участия территориальных автономий в пересмотре конституции страны;
  • отсутствие полномочий у территориальных автономий в области судоустройства.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вывод

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

В классическом варианте выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Однако. современные реалии обусловили появление четвертой, промежуточной формы государственного устройства – региональное государство.

Форма государственного или территориального устройства – это способ политико-территориальной организации государства и принципы политико-правовых взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.

Различаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

↑ Унитарное государство

Унитарное государство – это государство, имеющее такое устройство, при котором существует единственная централизованная система органов государственной власти, административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью (подчиняются общим законам).

Таким образом, составные части унитарных государств не обладают признаками суверенитета: они управляются по законам, принимаемым центром. Так, территория составных частей может быть изменена общегосударственным законом, при этом не требуется согласие местных органов власти или населения.

Унитарные государства могут быть централизованными или децентрализованными в зависимости от объема полномочий, предоставляемых административно-территориальным единицам. В централизованных унитарных государствах подчинение региональных органов власти центру осуществляется через назначаемых им должностных лиц (Нидерланды, Польша). В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центра как органы местного самоуправления (Япония, Италия).

Примеры унитарных государств: Китай, Япония, Польша, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция, Чехия, Румыния, Турция, Израиль и др.

↑ Признаки унитарного государства

  • Действует единая конституция
  • Единая правовая система
  • Единая система высших органов государственной власти и управления
  • Единое гражданство
  • Единая судебная система
  • Руководство вооруженными силами осуществляется центральными органами государственной власти

↑ Федерация

Федеративное государство - это союзное государство, образованное путем соединения нескольких государственных образований, каждое из которых обладает политической самостоятельностью в решении своих внутренних вопросов, имеет систему законодательных, исполнительных и судебных органов (местное самоуправление), деятельность которых ограничена общим законодательством.

Федерация состоит из субъектов федерации, которые могут иметь разные наименования. Например, в России — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в США, Мексике, Бразилии — штаты, в Австрии — земли, в Швейцарии — кантоны.

Согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.

Примеры федераций: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария и др.

↑ Признаки федерации

  • территория состоит из территорий субъектов федераций и федеральных территорий;
  • двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и органы субъектов федерации) и такая же система законодательства;
  • суверенитет принадлежит федерации в целом;
  • субъекты федерации не обладают правом выхода из федерации;
  • верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства;

↑ Конфедерация

Конфедерация – это политико-экономический союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей, образованный на основе международного договора, характеризующийся глубокой интеграцией хозяйственных систем (единая таможенная, торговая, валютная политика), управленческих структур (общие руководящие органы, образуемые органами власти государств-участников или непосредственно населением), наличием в ряде случаев прямой юрисдикции союзных органов.
Примеры конфедераций: в современном обществе политологи рассматривают в качестве конфедерации таможенные союзы государств, такие как Бенилюкс (политический и таможенный союз Бельгии, Нидерланд и Люксембурга), Европейский союз (ЕС) (экономическое и политическое объединение европейских государств), Меркосур (экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой) и др.

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей - "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В прошлый раз я начал говорить о форме государства. Напомню, что это характеристика государства, которая включает три элемента: форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим. Покажу ещё раз схему.



Про первый элемент формы государства (форму правления) я уже рассказал, настало время второго.

Унитарное государство

До XVIII в. никаких федераций в современном виде не существовало, и все государства были унитарными. Таковыми являются и большинство современных государств. Считается, что унитарное государство – это цельное государство с единым законодательством и системой госорганов, части которого не имеют признаков государства.

Любое унитарное государство обычно имеет административно-территориальное деление и состоит из разных регионов – провинций, областей, округов и др. Руководители этих регионов могут как избираться, так и назначаться, но сами эти регионы, повторюсь, официально не имеют атрибутов государства.

Степень этой автономии может различаться. Где-то руководители автономного региона не имеют почти никакой самостоятельности и могут лишь решать вопросы использования национального языка. А где-то автономные регион имеет свои суды, полицию и даже особую правовую систему, которая не связана с общегосударственной. Например, в Шотландии действует континентальная (романо-германская) система права, в то время как в Англии и Уэльсе – прецедентная. То есть шотландские суды решают споры исходя из других принципов, нежели английские, хотя это, казалось бы, одно государство.

Но даже если в унитарном государстве есть автономии, обычно они занимают только какую-то его часть. А остальная территория так и продолжает быть единым и цельным государством.

Так, статья 117 Конституции Италии говорит, что регионы этой страны могут принимать законы о городской и сельской полиции, сельском хозяйстве, профессиональном обучении, градостроительстве, туризме, дорожной сети, охоте, рыболовстве и т. д. То есть регионы в Италии выглядят даже более самостоятельными, чем регионы в некоторых федерациях (например, в России).

Таким образом, представление об унитарном государстве как о полностью едином и унифицированном государстве не всегда соответствует действительности. Ничто не мешает властям унитарного государства дать больше самостоятельности одному, нескольким или всем регионам.

Федерация – это государство, части которого сами имеют признаки государства. Главный из этих признаков – свои законы. Помимо этого, у регионов могут быть свои суды, полиция и налоги.

В итоге после войны в Северной Америке появилось тринадцать совершенно независимых государств со своими законами и органами власти. Объединял их только Конгресс Конфедерации – съезд представителей всех бывших колоний. Однако этот съезд не имел почти никакой власти, и каждое государство проводило самостоятельную политику. Через несколько лет бывшие союзники начали спорить по таможенным вопросам, а отсюда было недалеко до более серьёзных конфликтов.

Видя эти проблемы, представители тринадцати государств собрались в 1787 г. на очередной съезд в Филадельфии и разработали учредительный документ нового объединённого государства – Конституцию.

Согласно этому документу, бывшие колонии сливались в единое государство с общим парламентом, высшими судами и правительством. В течение нескольких лет все тринадцать колоний признали Конституцию, а название международного союза – United States of America – стало обозначать новое большое государство.

Итак, США стали новым типом государства в мировой истории – федерацией. Части этого государства оставались самостоятельными, но некоторые полномочия передавали высшим – федеральным – органам власти США. Каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их, каждый штат имел свою полицию и судебную систему. Но при этом решения суда одного штата признавались во всех остальных, так что должникам и преступникам не имело смысла бежать в другие штаты. Жители одного штата имели те же права при переезде в другой штат и могли свободно перемещаться по стране. Пограничный и таможенный контроль внутри страны исчезал. Армии всех штатов объединялись и передавались под командование федеральных властей. Для ведения общих дел Соединенных Штатов учреждался парламент – Конгресс, избираемый всенародно глава государства – президент, а также главный судебный орган – Верховный Суд.

Позже появились другие федерации, созданные по примеру Соединённых Штатов. Иногда, как и в США, это были объединения изначально независимых государств (Швейцария, Объединённые Арабские Эмираты). Иногда федерации возникали после изменения общественно-политического строя в стране (Российская Федерация, Федеративная Республика Германия). Иногда бывшие колонии после обретения независимости решали, что нужно каждому региону дать больше самостоятельности (Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Нигерия).

Почти все большие страны имеют федеративное устройство. Например, в первой десятке самых населённых стран мира федерациями являются все, кроме Китая и Бангладеш. Но есть и достаточно маленькие федерации, например, Бельгия или Швейцария.

В теории различают национальные и территориальные федерации. В национальных федерациях в разных субъектах живут разные народы, а в территориальных границы субъектов не связаны с расселение разных этнических групп. Национальные федерации не очень прочны и больше склонны к распаду, как это произошло с СССР и Югославией. Поэтому, например, при создании федерации в Нигерии границы штатов были проведены так, чтобы нигде не доминировало одно племя.

Современная Россия – это нечто среднее между национальной и территориальной федерацией. Некоторые регионы у нас образованы по национальному признаку (республики, автономные округа и автономная область), другие – по территориальному (области, края, города федерального значения).

Также различают симметричные и ассиметричные федерации. В первых все субъекты равноправны (как, например, штаты в США), а во вторых субъекты имеют разный статус (как, например, в России, где есть республики, области, города федерального значения и т. д.).

В других федерациях субъекты обычно не настолько самостоятельны. Для сравнения – в России действует единый Уголовный и Гражданский кодекс, у регионов нет своих судов и своей полиции, а возможность принятия своих налогов и законов сильно ограничена федеральным законодательством. Германия находится где-то посередине между США и Россией. По всей Германии действует единый Уголовный и Гражданский кодексы, но, например, полиция разделена на федеральную, подчиняющуюся властям Германии, и полицию земель (которая подчиняется региональным властям).

В общем, никаких стандартов при построении федерации не существует. В каждой федерации определяют по-разному, какие вопросы нужно решать на федеральном уровне, а какие – на уровне субъектов федерации.

Унитарное государство vs. федерация

В федеративных государствах главу региона избирает либо население, либо местное законодательное собрание (США, Мексика, Индонезия, Германия). То есть форма правления в регионе похожа либо на президентскую, либо на парламентскую республику.

В то же время в Российской Федерации в 2005-2011 г. губернаторов назначал президент. Формально, правда, главу региона утверждали в должности законодательные собрания субъектов РФ. Но именно президент предлагал кандидатуру губернатора и мог распустить заксобрание в случае несогласия. Так что фактически это было именно назначение.

В общем, тенденция современного мира такова – любое демократическое государство стремится децентрализовать власть и передать регионам часть полномочий. И это происходит как в федеративных, так и в унитарных государствах. С другой стороны, любое недемократическое государство напротив – хочет централизовать всё управление и сосредоточить власть в столице страны. И здесь регионам не может помочь даже федеративная форма территориального устройства. Так было и в Советском Союзе, так происходит и в современной России.

Таким образом, разделение государств на федеративные и унитарные сегодня становится всё более условным. Само по себе название формы государственно-территориального устройства почти не даёт нам конкретной информации о распределении полномочий между центром и регионами.

Лирическое отступление: федерализм в России

Полномочия центра и регионов в российской Конституции прописаны в статьях 71-73.

71-я статья перечисляет вопросы, которые могут решать только федеральные власти. Там перечислены самые важные темы: судоустройство, прокуратура, уголовное и гражданское законодательство, регулирование интеллектуальной собственности и т. д.

В итоге вопрос решается по-разному и без всякой привязки к Конституции. Трудовое, семейное или жилищное право практически целиком регулируют федеральные законы. Назначение мировых судей формально передано в ведение регионов, а назначение всех остальных – в ведение федерации. Появилось двухуровневое административное законодательство: федеральный КоАП и кодексы об административных правонарушениях регионов России, нормы которых зачастую дублируют друг друга.

Наконец, 73-я статья Конституции говорит, что во всех остальных вопросах регионы совершенно самостоятельны. Это выглядит почти смешно, поскольку значимых полномочий, не перечисленных в статьях 71 и 72, в общем-то почти не осталось.

В результате каждый раз при принятии закона депутаты Госдумы сами решают, какие полномочия оставить центру, а какие – отдать регионам. Обычно почти все значимые вещи решены в самом федеральном законе, а регионам либо разрешают вносить косметические изменения (например, снизить брачный возраст с 16 до 14 лет, согласно ст. 13 Семейного кодекса РФ), либо вообще не дают ничего решать.

Конфедерация

Иногда к формам государственно-территориального устройства относят конфедерацию. Однако конфедерация, строго говоря, не является государством. Конфедерация – это союз двух и более независимых государств, образованный, как правило, на основе договора для решения совместных задач в экономической, политической или военной сферах. То есть конфедерация, в отличие от федерации, не образует нового государства, а её субъекты сохраняют полный суверенитет и право выхода из конфедерации. Существует конфедерация только на основании международных договоров, которые в любой момент можно расторгнуть.

Из-за этого конфедерации очень недолговечны. Либо они превращаются в федерацию, либо рано или поздно государства – субъекты конфедерации не сойдутся в каком-то вопросе и решать жить по отдельности.

Средний срок жизни конфедерации – несколько лет. Это показывает почти весь исторический опыт. Например, США существовали в виде конфедерации с момента окончания Войны за независимость в 1783 г. и до принятия Конституции в 1789 г., а затем превратились в федерацию. Конфедеративные Штаты Америки, созданные рабовладельческими южными штатами США, просуществовали с 1861 г. по 1865 г. и были разгромлены северными штатами. Союз Африканских Государств (конфедерация Мали, Ганы и Гвинеи) просуществовала с 1960 г. по 1962 г., Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) – с 1982 г. по 1989 г., конфедерация Сербии и Черногории – с 2003 г. по 2006 г.

Бикамерализм

Верхняя палата обычно формируется менее демократичным путём, чем нижняя. Иногда к кандидатам предъявляют более высокие требования по возрасту или образованию, иногда региональные органы власти отправляют туда своих представителей, иногда люди попадают туда за особые услуги перед страной. В итоге верхняя палата оказывается более консервативной и менее политизированной, чем нижняя.

Надо учесть, что законы разрабатывает и принимает нижняя палата, а верхняя обычно просто принимает либо отклоняет закон. А при парламентской форме правления нижняя палата формирует правительство. Поэтому, вопреки названию, именно нижняя палата – наиболее важная.

Такие двухпалатные парламенты действуют сегодня в большинстве крупных унитарных государств.

В федеративных государствах тоже существуют двухпалатные парламенты, но их смысл несколько иной. Верхняя палата в них представляет интересы субъектов федерации – каждый из них имеет в ней равное количество представителей.

Идея такого парламента возникла у американцев. Соединённые Штаты, как я уже рассказывал, объединили тринадцать бывших колоний с разным населением и территорией, поэтому малонаселённые штаты опасались, что их будут ущемлять в новом союзе. Так возник американский двухпалатный парламент – Конгресс. В нём нижняя палата (Палата представителей, House of Representatives) состоит из депутатов от территорий с примерно равным населением, а верхняя палата (Сенат, Senate) – из представителей штатов (от каждого – по два человека). Все законы должны получить одобрение как в нижней, так и в верхней палате.

Чтобы понять, зачем нужна верхняя палата в федеративном государстве, представим следующую гипотетическую ситуацию. Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия решили создать единое федеративное государство – ГУАМ. Естественно, в новом государстве будет свой парламент с депутатами от разных территория с примерно равным населением. Однако население Украины (48 млн чел.) больше, чем население всех остальных стран, вместе взятых (Молдавия – 3 млн чел., Грузия – 4 млн чел., Азербайджан – 9,5 млн чел.). Поэтому депутаты от украинских территорий всегда будут в большинстве. Молдаване, грузины и азербайджанцы могут забеспокоиться, что новый парламент будет защищать исключительно интересы Украины и ущемлять интересы других будущих субъектов федерации. Соответственно, нужно создать верхнюю палату парламента, где будет по одному или двое депутатов от каждого такого субъекта. Эта палата будет в обязательном порядке голосовать по проекту бюджета, утверждать изменения границ между регионами, и сможет брать на рассмотрение любой закон, принятый нижней палатой, если сочтёт это необходимым.

Однако даже в унитарных государствах верхняя палата зачастую представляет интересы регионов. Во Франции, Италии, Испании, Казахстане и многих других странах верхняя палата полностью или частично состоит из представителей регионов. Депутаты верхней палаты могут как избираться населением, так и назначаться региональными властями. В итоге получается, что двухпалатный парламент в унитарном государстве выполняет практически те же функции, что и в федеративном. Это ещё один пример того, что в современном мире происходит стирание различий между федерациями и унитарными государствами.

Лирическое отступление: ЕГЭ и форма государственно-территориального устройства

При сдаче экзаменов в российских школах и университетах лучше забыть большую часть того, что я сейчас рассказал. Особенно – про отсутствие принципиальной разницы между унитарным государством и федерацией.

Дело в том, что та упрощённая версия правовой науки, которую преподают в школах и университетах, исходит из теории, а не практики. А в теории разница между федеративными и унитарными государствами всё же существует. И эту разницу нужно понимать при сдаче экзамена по обществознанию, правоведению, теории государства и права или конституционному праву.

Если суммировать всё теоретическую информацию о форме государственно-территориального устройства, то выйдет примерно следующая картина.

В унитарном государстве:
- регионы не обладают признаками государства и не имеют политической самостоятельности;
- регионы не имеют своих конституций;
- регионы не могут принимать свои законы;
- парламент обычно имеет однопалатную структуру.

В федеративном государстве:
- регионы обладают некоторыми признаками государства и определённой политической самостоятельностью;
- в каждом регионе есть своя конституция или иной похожий закон;
- регионы могут издавать свои законы, но приоритет имеют законы, изданные центральными органами власти;
- парламент имеет двухпалатную структуру.

Наконец, конфедерация – это не государство, а союз государств, ориентированный на внешнеполитические или экономические цели (например, победу в войне или экономическую интеграцию), где каждый из участников сохраняет свой суверенитет.

Этой информации вам вполне хватит для сдачи большинства экзаменов, в том числе ЕГЭ по обществознанию.

Форма государственно-территориального устройства – это способ территориальной организации государства. Форма государственно-территориального устройства определяет то, на какие части разделено государство и как они соотносятся с центром.

Территория почти любого государства делится на части, но в федерациях эти части сами имеют признаки государства, а в унитарных государствах – не имеют.

Региональные органы власти в унитарных и федеративных государствах формируются схожим образом. И там, и там обычно существуют региональные советы, избираемые населением, – аналоги парламентов, а также глава региона. Порядок их назначения или избрания почти никак не зависит от того, является ли государство унитарным или федеративным.

В целом, тенденция современного мира такова – любое демократическое государство стремится децентрализовать власть и передать регионам часть полномочий. И это происходит как в федеративных, так и в унитарных государствах. С другой стороны, любое недемократическое государство наоборот – стремится централизовать всё управление и сосредоточить власть в столице страны. И здесь регионам не может помочь даже федеративное устройство.

Иногда к формам государственно-территориального устройства относят конфедерацию. Это не совсем верно, потому что конфедерация – это союз двух и более независимых государств, образованный, как правило, на основе договора для решения совместных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства, а её субъекты сохраняют полный суверенитет и право выхода из конфедерации. Обычно они существуют всего несколько лет, после чего превращаются в федерацию либо распадаются.

В унитарных государствах верхняя палата избирается менее демократическим путём, чем нижняя, и призвана обеспечить больший консерватизм в принятии решений. В федеративных государствах двухпалатные парламенты представляют интересы субъектов федерации. Каждый субъект имеет в ней равное количество представителей. Но в последнее время и это различие между федерациями и унитарными государствами исчезает: во Франции, Италии, Испании, Казахстане и многих других государствах верхняя палата полностью или частично состоит из представителей регионов.

Школьная или университетская программа до сих пор считает принципиально важной разницу между унитарными и федеративными государствами. Поэтому лучше выучить их основные признаки, даже если в реальной жизни эти признаки выражены не очень ярко или вовсе отсутствуют.

Унитарное государство — это разновидность территориального устройства государства, при которой составляющие единое целое административно-территориальные единицы не обладают политической и экономической самостоятельностью, управляются из центра.

К основным признакам такой разновидности относится единство:

  • гражданства;
  • структуры государственного аппарата;
  • налоговой системы;
  • законодательства.

Все внешние отношения осуществляют центральные органы, уполномоченные официально представлять страну на международной арене. Также ни одна из территорий не обладает правом налогообложения. Эта функция закреплена за государством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Унитарная форма может быть централизованной, когда все звенья системы управления охвачены вертикальной структурой, и децентрализованной, для которой свойственно наличие избираемых органов на местах при отсутствии назначаемых центром чиновников.

Виды автономии в унитарном государстве

Унитарная форма устройства не исключает существование автономных образований.

Автономия — это представление одной или нескольким частям страны самостоятельности в решении проблем внутреннего характера, возможности самоуправления.

Автономии подразделяют на 3 вида:

  1. Политические, обладающие правом законодательства по внутренним вопросам.
  2. Административные, не имеющие права вводить свои законы, но уполномоченные издавать собственные нормативные акты.
  3. Культурно-национальные, создающие свои выборные органы и организации по этническому признаку.

Примерами автономии являются Татарстан в РФ, все структурные единицы Японии, отдельные области в Италии, Испании.

Примеры унитарных государств

Всего в мире насчитывается 168 стран, выбравших унитарную форму устройства. Из них:

  • 49 находятся в Африке;
  • 41 — в Азии;
  • 38 расположены на территории Европы;
  • 28 — в Америке;
  • 12 — в Океании.

Яркими примерами в Европе являются:

  • Франция;
  • Италия;
  • Великобритания;
  • Испания;
  • Польша;
  • Венгрия;
  • Греция;
  • Беларусь;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Украина.

На востоке это:

На африканском континенте:

Федеративное государство (Федерация)

Федеративное государство — это форма территориальной организации, при которой части единой страны являются государственными образованиями, обладают юридически закрепленной политической самостоятельностью.

  1. Деление территории федерации на отдельные субъекты, в качестве которых могут выступать эмираты, республики, штаты, кантоны, провинции.
  2. Разделение компетенций между субъектами и федерацией, закрепленное конституцией.
  3. Осуществление внешнеполитической деятельности федеративными органами.
  4. Принадлежность исполнительной, законодательной, судебной власти государственным органам федерального уровня.
  5. Наличие двухпалатной структуры парламента.

Нижняя палата — это орган общегосударственного представительства. Верхняя — орган представительства субъектов.

Виды федеративных государств

По характеру формирования федеративные государства делятся на:

  • национальные;
  • территориальные;
  • комбинированные.

По способу образования бывают конституционными, договорными.

По степени централизации — децентрализованными и централизованными.

По характеристикам конституционно-правового статуса — асимметричными, симметричными.

В ассиметричных федерациях субъекты наделяются разными конституционно-правовыми статусами. В симметричных этот статус у всех одинаков.

Страны с федеративным устройством

В современном мире страны с федеративным устройством можно найти на каждом континенте:

В Европе это:

  • РФ;
  • Австрийская республика;
  • Босния и Герцеговина;
  • Швейцарская конфедерация;
  • ФРГ;
  • Королевство Бельгия.

В Азии:

В Африке:

  • Союз Коморы;
  • Судан;
  • Эфиопия;
  • Нигерия;
  • Сомали;
  • Южный Судан.

В Америке:

  • Аргентина;
  • Боливарианская республика Венесуэла;
  • Канада;
  • США;
  • Бразилия;
  • Федерация Сент-Китс и Невис;
  • Мексика.

В Океании и Австралии:

  • Федеративные Штаты Микронезии;
  • Австралийский союз.

Мягкая федерация — это федеративное государство, субъекты которого наделены правом сецессии.

Конфедерация

Конфедерация — это объединение суверенных государств, осуществляющих совместные действия, преследующих одни цели.

Признаками конфедерации являются:

  1. Отсутствие у объединения единой системы управления, общих законодательных органов.
  2. Отсутствие общей для всех государств объединения границы, неделимой территории.

Примерами современных конфедераций могут послужить:

  1. Созданное в 1991 году Содружество Независимых Государств, включающее Азербайджан, Россию, Узбекистан, Белоруссию, Молдавию, Казахстан, Туркменистан.
  2. Образованный в 2015 году Евразийский экономический союз.
  3. Сформированный в 1957 году Европейский союз, имеющий собственную валюту и парламент.

Существует еще Союзное государство, представляющее собой сообщество Беларуси и РФ. Но политологи считают его формальной структурой, не получившей фактической реализации.

Формы переходного типа территориального устройства государств

Переходное государство — это государственно-правовая система, находящаяся в процессе перехода от одной формы к другой.

Существование государств, отличающихся чертами переходного периода, отмечалось на протяжении всей истории. Это обусловлено невозможностью мгновенной трансформации от одного принципа устройства к другому.

В большинстве рабовладельческих государств отслеживались остатки первичного общества. А монархический строй сопровождался появлением представительных органов.

К основным формам переходного типа относятся:

  1. Содружество.
  2. Протекторат.
  3. Доминион.
  4. Кондоминиум.
  5. Фузия.
  6. Уния.

К этому же типу относят такую форму, как конфедерация. Она является временным объединением, которое в дальнейшем распадается на несколько унитарных государств или преобразуется в федерацию.

Чем отличается федеративное государство от унитарного

В первую очередь, разница понятий обусловлена принципом административно-территориального устройства. Унитарное государство представляет собой цельное образование, поделенное на административные территориальные единицы с одинаковым юридическим статусом. А Федерация — это добровольное объединение некогда самостоятельных образований в единое государство, территория которого состоит из отдельных субъектов.

Кроме того, можно выделить такие различия, как:

  1. Отличие аппаратов государственной власти. Если в федерации реализован двухуровневый аппарат, состоящий из федерального и республиканского, то для унитарного типа характерно единство властной системы.
  2. Разница в структуре законодательной системы. Федерация разграничивает компетенции между центральной властью и субъектами. Унитарное государство ограничивается единой системой на всей своей территории.
  3. Отличный подход к формированию налоговой системы. Для федеративной формы устройства свойственна двухканальная система, состоящая из федеральных сборов и налогов субъекта. Для унитарной характерна одноканальная налоговая система.
  4. Деление суверенитета. Федерация обладает верховным суверенитетом, а ее субъекты частичным. В унитарном государстве всей полнотой суверенитета обладают только центральные органы.

Существуют значительные различия и в системе права. В федерации она основана на принципе централизации, но субъектам доверено создание собственной правовой системы. Унитарное устройство предполагает единую конституцию, нормы которой актуальны на всей территории.

При создании собственной правовой системы субъекты федерации обязаны отслеживать ее соответствие союзной конституции. Ни один республиканский закон не может противоречить федеральным.

Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.

Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).

Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единым органам власти и признаками суверенитета не обладающие (Франция, Норвегия, Польша и т.д.). В них нет государственных образований, существует единая система высших органов государственной власти, единое гражданство, единая валюта, вооруженные силы и т.д.

Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации отдельных государств.

Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).

Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.

Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных Федерациях число субъектов Федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект Федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.

Кроме этого, Федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей Федерации, юридическом, в большинстве случаев, но не экономическом. Абсолютно симметричных Федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.

Различают договорные и конституционные Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися государствами (США); конституционные - путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ).

Конфедерация - в большинстве случаев союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г.; США с 1776 по 1787 г. и др.). Обычно создается на основе договоров о ее создании. Для данного государственного устройства характерна меньшая сплоченность государств, чем в Федерации. Отсутствие единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др.

Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории). Также государственные образования создаются для военных или экономических целей.

Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).

Политический (государственный) режим - совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные режимы.




Демократический государственный режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обусловливает свободу предпринимательства и частную собственность. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей, с учетом системы сдержек и противовесов. Демократический государственный режим характеризуется выборностью и сменяемостью органов государственной власти, а также ее децентрализацией. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан. Методы осуществления государственной власти учитывают наличие легальной политической оппозиции, которая "рассматривается не как зло, а как необходимый элемент для совершенствования государственного управления, хотя на практике государственная власть всегда использует (и по своему положению не может не использовать) ограничительные меры по отношению к оппозиции, стесняя, но в рамках закона, ее деятельность"*(20).

В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения, конституционные права граждан соответствуют мировым стандартам, а также осуществляется гибкая социальная политика (помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.).

Демократический политический режим характерен для США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.

Полудемократические государства характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма - нарушен принцип взаимодействия властей, не отработана система сдержек и противововесов, политическая активность граждан не развита. Конституционные права граждан в таких государствах соответствуют международным стандартам, но не защищаются государством должным образом.

Данный государственный режим характерен для России, Турции, Египта и других стран, преимущественно постсоциалистических.

Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с авторитарным государственным режимом безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов). Конституционные права граждан открыто нарушаются. По мнению специалистов, данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, стран африканского континента и не только.

Тоталитарный режим - полная противоположность демократического государственного режима. Характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый - коммунизм, правый - фашизм и религиозный - фундаментализм.

В литературе нередко выделяют переходный и чрезвычайный режимы, которые, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, имеют временный характер. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.

Читайте также: