Чем отличается митинг от собрания граждан

Обновлено: 20.05.2024

Поэтапное снятие антикоронавирусных ограничительных мер, коснувшееся деятельности организаторов мероприятий, ещё больше обострило проблему терминологических коллизий.

Как неоднократно указывалось ранее, в РФ нет единого подхода к мероприятиям, органы законодательной и исполнительной власти используют различную терминологию в нормативно-правовых актах. В частности, там упоминаются досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные, массовые и подобные им мероприятия с очным присутствием граждан.

Распоряжением губернатора Курской области от 10 марта 2020 г. №60-рг запрещено проведение массовых мероприятий, при организации которых невозможно обеспечить выполнение соблюдения рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека . Однако, в этом же Распоряжении отменено или полностью запрещено проведение массовых мероприятийбезотносительно к возможности соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора .

Массовые мероприятия

Мероприятия, которые могут быть отнесены к массовым

В ряде законов и подзаконных актов перечисляются (прямо или косвенно, иногда в казуальном изложении, но без точных определений) виды мероприятий, которые могут быть отнесены к массовым:

– культурно-массовые мероприятия;

– культурно-досуговые мероприятия: вечера (отдыха, чествования, кино-, тематических, выпускных, танцевальных/дискотек и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональных), игровые программы, шоу-программы, обряды и ритуалы в соответствии с местными обычаями и традициями (гражданских, национальных, семейных обрядов и др.), фестивали, концерты, конкурсы, смотры, викторины, выставки, ярмарки, лотереи, корпоративные мероприятия, карнавалы, шествия, аукционов, народные гуляния, спортивно-оздоровительные мероприятия, цирковые представления, театрализованные представления, благотворительные акции, спектакли, демонстрации кинофильмов, видеопрограммы; фейерверки; организации работы игровых комнат для детей (с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых); протокольные мероприятия (торжественные приемы и др.);

– информационно-просветительские мероприятия:литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации;

  • Приказ МВД России от 18.03.2020 №166:
    публичные, спортивные, зрелищные и иные массовые мероприятия;
  • Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2016 №2015-р:
    перечень международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий;
  • Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры (утв. Минкультуры России ):
    Под культурно-массовыми мероприятиями понимаются культурно-досуговые мероприятия (вечера отдыха, чествования, тематические вечера, выпускные, танцевальные/дискотеки, балы, праздники, игровые программы), а также информационно-просветительские мероприятия (литературно-музыкальные, видео-гостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 №31:
    места массового пребывания людей (места проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий);
  • Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ:
    досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные и иные подобные мероприятия с очным присутствием граждан;
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №442:
    зрелищные мероприятия;

Места массового пребывания людей

Иные случаи правоприменения

Выводы

Однозначно можно выделить следующие постоянные признаки, позволяющие идентифицировать мероприятие как массовое в соответствии с законодательством:

Официально закрепленного законом единого понятия нет, в силу чего к массовым могут быть отнесены как корпоративные, так и частные мероприятия. При этом в судебной практике встречаются вступившие в силу судебные решения, признающие массовыми мероприятия с численностью участников в 40 человек вне зависимости от их содержания и направленности.

Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству практически любое мероприятие может быть признано незаконным в зависимости от намерений и добросовестности надзорного органа.

Юрист разбирает протесты с точки зрения закона: что разрешено и что запрещено

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Что именно называется протестом?

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия. Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов. Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное голосование, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

Этот термин используется в других значениях. Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста.

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

КС искал разницу между митингами и встречами с избирателями

Конституционный суд в открытом заседании рассмотрел жалобу группы оппозиционных депутатов Госдумы на действующий порядок организации встреч с избирателями. Они считают, что необходимость получения от властных органов согласия на проведение встречи противоречит нормам основного закона.

В соответствии с действующим законодательством, депутат не должен получать разрешение на встречу с избирателями, если она проводится в помещениях, специально отведенных местах или на внутридворовых территориях при условии, что "проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры". А вот о встречах в форме публичного мероприятия необходимо будет уведомить власти в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения, потому что теперь они будут проводиться в соответствии с законом о собраниях и митингах. Эти поправки вступили в силу 18 июня 2017 года.

Группа из 104 "оппозиционных" депутатов считает, что нормы закона, которые требуют от депутатов получения согласия органов исполнительной власти или органов местного самоуправления на проведение встреч с избирателями, препятствуют исполнению ими своих полномочий. Кроме того, по мнению заявителей, нарушается и конституционное право граждан на "беспрепятственные индивидуальные и коллективные обращения к депутатам и создает препятствия для реализации гражданами права проводить собрания, митинги и демонстрации".

На заседание в КС от лица всех подписавших запрос явились коммунист Юрий Синельщиков и справедливоросс Олег Шеин. Они посетовали на то, что закон нарушает принцип разделения властей и мешает депутатам всех уровней реализовывать свои права и обязанности. "Законодательная власть поставлена в зависимость от власти исполнительной", – выразил мнение Синельщиков.

Судья-докладчик Николай Бондарь попросил заявителей привести пример правоприменительной практики, которая поддерживает их позицию. Шеин рассказал о том, что в Санкт-Петербурге, в соответствии с местными законами, для проведения митинга частному лицу нужно подавать заявку, если на встрече будет более чем 200 человек, а депутату – если собравшихся будет более 100. "То есть для депутата предусмотрены более жесткие нормы, чем для частных лиц", – пояснил он. С ним поспорил полпред президента Михаил Кротов – он отметил, что ограничения, которые были законом выдвинуты в отношении депутатов, более лояльны, чем требования, предъявляемые рядовым организаторам митингов.

Собравшиеся полномочные представители органов, разработавших и подписавших законопроект – Госдумы, Совфеда, Президента, а также Генпрокуратуры и Минюста – все заявили о том, что оспариваемый депутатами закон не противоречит конституции, а также указали на то, что порядок проведения встреч является уведомительным, а не разрешительным. Коллега заявителей по нижней палате парламента Татьяна Касаева заявила, что публичное мероприятие "по своей природе" может затрагивать интересы других лиц, а потому и должно быть согласовано.

quot

Оспариваемый закон ни в коем случае не умаляет прав депутатов всех уровней на встречи с избирателями, а напротив, обязывает органы власти способствовать проведению таких встреч отведением специальных мест.

Андрей Клишас, полпред Совфеда в КС, напомнил, что нормы закона устанавливают административную для должностных лиц, которые препятствуют встречам депутатов с избирателями – то есть, фактически обязывает властные структуры способствовать проведению таких встреч.

В Минюсте, чьим представителем в суде была Мария Мельникова, считают: закон был принят для соблюдения взаимных прав и обязанностей избирателей и депутатов посредством обеспечения гарантий общественного порядка. В случае, если правоохранительные органы не будут информированы о месте и времени проведения встречи, безопасность мероприятия окажется под угрозой. Но под встречами депутата с избирателями понимается именно некое запланированное мероприятие – а значит, что "стихийные" встречи с избирателями, например, на улице, не будут регулироваться положениями оспариваемого закона.

В заключительном слове Синельщиков, говоря об ограничениях для оппозиционных партий, отметил, что "сильно то государство, у которого есть сильная оппозиция". После этого Валерий Зорькин объявил заседание закрытым. Решение по этому делу будет принято в закрытом совещании, обычно это происходит в течение месяца после основного заседания.

КС искал разницу между митингами и встречами с избирателями

Конституционный суд в открытом заседании рассмотрел жалобу группы оппозиционных депутатов Госдумы на действующий порядок организации встреч с избирателями. Они считают, что необходимость получения от властных органов согласия на проведение встречи противоречит нормам основного закона.

В соответствии с действующим законодательством, депутат не должен получать разрешение на встречу с избирателями, если она проводится в помещениях, специально отведенных местах или на внутридворовых территориях при условии, что "проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры". А вот о встречах в форме публичного мероприятия необходимо будет уведомить власти в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения, потому что теперь они будут проводиться в соответствии с законом о собраниях и митингах. Эти поправки вступили в силу 18 июня 2017 года.

Группа из 104 "оппозиционных" депутатов считает, что нормы закона, которые требуют от депутатов получения согласия органов исполнительной власти или органов местного самоуправления на проведение встреч с избирателями, препятствуют исполнению ими своих полномочий. Кроме того, по мнению заявителей, нарушается и конституционное право граждан на "беспрепятственные индивидуальные и коллективные обращения к депутатам и создает препятствия для реализации гражданами права проводить собрания, митинги и демонстрации".

На заседание в КС от лица всех подписавших запрос явились коммунист Юрий Синельщиков и справедливоросс Олег Шеин. Они посетовали на то, что закон нарушает принцип разделения властей и мешает депутатам всех уровней реализовывать свои права и обязанности. "Законодательная власть поставлена в зависимость от власти исполнительной", – выразил мнение Синельщиков.

Судья-докладчик Николай Бондарь попросил заявителей привести пример правоприменительной практики, которая поддерживает их позицию. Шеин рассказал о том, что в Санкт-Петербурге, в соответствии с местными законами, для проведения митинга частному лицу нужно подавать заявку, если на встрече будет более чем 200 человек, а депутату – если собравшихся будет более 100. "То есть для депутата предусмотрены более жесткие нормы, чем для частных лиц", – пояснил он. С ним поспорил полпред президента Михаил Кротов – он отметил, что ограничения, которые были законом выдвинуты в отношении депутатов, более лояльны, чем требования, предъявляемые рядовым организаторам митингов.

Собравшиеся полномочные представители органов, разработавших и подписавших законопроект – Госдумы, Совфеда, Президента, а также Генпрокуратуры и Минюста – все заявили о том, что оспариваемый депутатами закон не противоречит конституции, а также указали на то, что порядок проведения встреч является уведомительным, а не разрешительным. Коллега заявителей по нижней палате парламента Татьяна Касаева заявила, что публичное мероприятие "по своей природе" может затрагивать интересы других лиц, а потому и должно быть согласовано.

quot

Оспариваемый закон ни в коем случае не умаляет прав депутатов всех уровней на встречи с избирателями, а напротив, обязывает органы власти способствовать проведению таких встреч отведением специальных мест.

Андрей Клишас, полпред Совфеда в КС, напомнил, что нормы закона устанавливают административную для должностных лиц, которые препятствуют встречам депутатов с избирателями – то есть, фактически обязывает властные структуры способствовать проведению таких встреч.

В Минюсте, чьим представителем в суде была Мария Мельникова, считают: закон был принят для соблюдения взаимных прав и обязанностей избирателей и депутатов посредством обеспечения гарантий общественного порядка. В случае, если правоохранительные органы не будут информированы о месте и времени проведения встречи, безопасность мероприятия окажется под угрозой. Но под встречами депутата с избирателями понимается именно некое запланированное мероприятие – а значит, что "стихийные" встречи с избирателями, например, на улице, не будут регулироваться положениями оспариваемого закона.

В заключительном слове Синельщиков, говоря об ограничениях для оппозиционных партий, отметил, что "сильно то государство, у которого есть сильная оппозиция". После этого Валерий Зорькин объявил заседание закрытым. Решение по этому делу будет принято в закрытом совещании, обычно это происходит в течение месяца после основного заседания.

Читайте также: