Чем отличается квалификационный экзамен от аттестации госслужащих

Обновлено: 02.07.2024

Одним из оснований расторжения трудового договора с работником (служебного контракта - с гражданским служащим) является подтвержденное результатами аттестации несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Пользуясь данным положением, работодатели нередко проводят аттестацию, когда необходимо прекратить трудовые отношения с неугодным работником. Однако цели аттестации с точки зрения экономической теории более значимы, нежели существующая практика формального ее проведения для расторжения трудового договора с тем или иным сотрудником.

В статье рассмотрим вопросы как экономического характера - цели и принципы проведения аттестации, так и юридического - нормативно-правовая база, порядок проведения и документального оформления аттестации.

Понятие, цели и принципы аттестации

В основном правовом акте, регулирующем труд работников, - ТК РФ отсутствует определение термина "аттестация". Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009) (далее - Закон N 79-ФЗ) следует, что аттестация - это процедура определения соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, а гражданского служащего - замещаемой должности гражданской службы (далее - соответствие занимаемой должности).

Аттестация проводится с конкретными экономическими целями. Так, она позволяет определить, соответствуют ли знания и умения конкретных работников занимаемой ими должности или выполняемой работе, и по ее результатам работодатель вправе:

- установить доплаты, премии, повысить в должности или иным образом поощрить работника (при положительном результате);

- понизить в должности, перевести на другую работу или уволить (при несоответствии).

Таким образом, аттестация - это средство экономического регулирования труда работников. Очевидно, аттестация имеет и юридические последствия для работника, о чем подробнее будет сказано ниже.

Наиболее важными принципами проведения аттестации являются следующие:

1. К проведению аттестации необходимо тщательно подготовиться - издать организационные документы, разработать бланки и уточнить критерии оценок, разъяснить порядок работы членам аттестационной комиссии, уведомить работников о целях и порядке ее проведения, в случае необходимости разрешить возникшие у работников вопросы.

2. По результатам аттестации проводятся мероприятия, стимулирующие труд работника. В частности, можно установить дополнительную оплату за выполняемую работу, оформить переводы и перемещения на другие должности (как на вышестоящие, так и на нижестоящие должности). Если по результатам аттестации работодатель не проводит подобные действия, у работников не будет стимула к прохождению аттестации.

3. Аттестация должна проводиться систематично. В противном случае не будут достигнуты ее экономические цели.

Отметим, что в большинстве коммерческих организаций проведение аттестации не является обязательным и зависит лишь от решения руководителя. В то же время в отношении работников бюджетных учреждений отдельных сфер деятельности необходимость проведения аттестации установлена правовыми актами. Рассмотрим порядок проведения аттестации на примере правовых актов, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.

Правовые основания аттестации государственных гражданских служащих

Общие положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. Более детально порядок аттестации описан в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110. Действие данного документа распространяется на государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах (п. 1 Положения).

Кроме того, при применении данных документов необходимо учитывать отраслевые приказы, которые в большей части повторяют положения указанных нормативных правовых актов, но могут содержать некоторые нюансы. Например, п. 3.3 Положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденного Приказом Россвязи от 11.08.2008 N 175, установлены уважительные причины неявки гражданского служащего на аттестацию, в то время как федеральными законами такого перечня не предусмотрено. Пунктом 32 Порядка проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и заместителями руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.04.2009 N 58, установлено, что в случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении с аттестационным листом об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии. Поэтому кадровые работники организаций при подготовке к проведению аттестации должны иметь в виду нормы ведомственных приказов.

Согласно п. 2 Положения целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. При этом, как указано в ч. 7 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, необходимо учитывать соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.

По результатам аттестации могут быть решены вопросы:

- формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ;

- повышения профессионального уровня гражданских служащих;

- определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

- изменения условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно п. 3 Положения аттестации не подлежат гражданские служащие:

- проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

- достигшие возраста 60 лет;

- находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);

- замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

- в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

В отношении остальных категорий гражданских служащих аттестация должна проводиться один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация после принятия представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя, осуществляющим полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее - представитель нанимателя) в установленном порядке решения:

- о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

- об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Кроме того, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 6 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ.

Документальное оформление

Для проведения аттестации гражданских служащих необходимо по решению представителя нанимателя издать правовой акт государственного органа, содержащий сведения (п. 7 Положения):

- о формировании аттестационной комиссии;

- об утверждении графика проведения аттестации;

- о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В соответствии с п. 10 Положения и указанным правовым актом государственного органа представитель нанимателя ежегодно утверждает график проведения аттестации. Он доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В этом графике должны быть указаны (п. 11 Положения):

- наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

- список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- дата, время и место проведения аттестации;

- дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Аттестационная комиссия

Для проведения аттестации гражданских служащих формируется аттестационная комиссия, состав, сроки и порядок работы которой утверждаются правовым актом государственного органа (п. 8 Положения).

Согласно п. 9 Положения аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

В состав аттестационной комиссии включаются:

- представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);

- представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой;

- представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возникновение конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается (ч. 13 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

Не позднее чем за две недели до начала аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв должен быть утвержден вышестоящим руководителем и должен содержать (п. п. 12, 13 Положения) следующие данные:

- фамилию, имя, отчество;

- замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;

- перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

- мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Кроме того, к мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (п. 14 Положения).

Не менее чем за неделю до начала аттестации кадровая служба государственного органа должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя (п. 15 Положения). Такая пояснительная записка представляется в аттестационную комиссию вместе с мотивированным отзывом (ч. 2 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (п. 14 Положения).

Порядок проведения аттестации

Аттестуемый гражданский служащий обязательно должен быть приглашен на заседание аттестационной комиссии (п. 16 Положения). То есть нельзя провести аттестацию служащего лишь на основании представленных документов. Если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительных причин или отказался от ее прохождения, он привлекается к дисциплинарной ответственности по ст. 56 Закона N 79-ФЗ, а аттестация переносится на более поздний срок (ч. 14 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 16 Положения).

Аттестационная комиссия должна:

- рассмотреть представленные документы;

После рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии (п. 16 Положения).

При обсуждении профессиональных и личностных качеств аттестуемого применительно к его профессиональной служебной деятельности необходимо придерживаться принципов объективности и доброжелательности. Об этом сказано в п. 17 Положения. Кроме того, отмечено, что при оценке профессиональной служебной деятельности гражданского служащего определяются и учитываются:

- его соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;

- его участие в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач;

- сложность выполняемой им работы, ее эффективность и результативность;

- результаты исполнения должностного регламента;

- профессиональные знания и опыт работы;

- соблюдение ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе;

- организаторские способности, если аттестуют гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим.

Правомочным считается заседание комиссии, на котором присутствует не менее двух третей ее членов. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, но в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. п. 18, 19 Положения).

Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, п. 20 Положения). Аттестуемый:

- соответствует замещаемой должности гражданской службы;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Во время заседания аттестационной комиссии секретарь ведет протокол, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Непосредственно после подведения итогов голосования результаты аттестации сообщаются аттестованному. Они заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме, установленной Приложением к Положению. Аттестационный лист также подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. С аттестационным листом аттестованного гражданского служащего знакомят под расписку. После этого аттестационный лист и отзыв об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период помещают для хранения в личное дело гражданского служащего (п. 21 Положения).

Не позднее чем через семь дней после проведения аттестации ее результаты передаются представителю нанимателя (п. 22 Положения). Далее, в течение одного месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения):

- подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

- понижается в должности гражданской службы.

Если по результатам проведения аттестации представитель нанимателя принимает решение о направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации или о понижении в должности гражданской службы, а аттестованный отказывается от переподготовки, повышения квалификации или перевода, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы по пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ - несоответствие замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (ч. 17 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

Внимание! По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается (п. 24 Положения).

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ (п. 25 Положения).

Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своей квалификации.

Уровень квалификации определяется при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Аттестация государственных служащих, как общее правило проводится один раз в три года.

Аттестация федеральных государственных служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

Для проведения аттестации создаются специальные аттестационные комиссии. Численный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа, принимающего решение о назначении на должность или об освобождении от должности.

В зависимости от специфики должностных обязанностей государственных служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем государственного органа и доводятся до сведения всех аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации.

В графике указываются:

· наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

· дата и время проведения аттестации;

· дата предоставления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

В очередную аттестацию не включаются государственные служащие:

· находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации, в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации государственного служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Государственный служащий, подлежащий аттестации, заранее, не позднее, чем за две недели до заседания аттестационной комиссии, должен быть ознакомлен с представленным на него отзывом.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа служащего от аттестации, он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов служащий признается соответствующим занимаемой должности.

По результатам аттестации комиссии принимается одно из следующих решений:

· соответствует замещаемой должности гражданской службы;

· соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

· соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

· не соответствует замещаемой должности.

Оценка деятельности государственного служащего, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист.

Материалы аттестации не позднее семи дней после ее проведения передаются руководителю государственного органа для принятия соответствующего решения.

Наряду с аттестацией государственных служащих, аттестационная комиссия проводит и государственные квалификационные экзамены.

Такие экзамены проводятся для присвоения государственным служащим квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). Заседания аттестационной комиссии для принятия государственных квалификационных экзаменов проводятся не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в го.




Аттестационная комиссия проводит государственный квалификационный экзамен в следующих случаях:

· по инициативе государственного служащего, без последующего перевода его на другую государственную должность;

· при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и иной специальности;

· при назначении впервые на государственную должность.

По результатам государственного экзамена или аттестации государственным служащим в зависимости от занимаемой ими государственной должности присваиваются соответствующие квалификационные разряды.

Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.

Статья 47. Должностной регламент

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

  • о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  • об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

  • подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • понижается в должности гражданской службы.

17. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Статья 49. Квалификационный экзамен

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 204-ФЗ)

1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, указанные в части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

2. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

3. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

4. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации.

Квалификационный экзамен — неотъемлемая составляющая работы большинства сотрудников муниципальных и государственных органов. Успешная сдача проверки влечет за собой повышение классного чина, заработной платы, статуса сотрудника. В этой статье мы подробно разберем, что представляет собой квалификационный экзамен и в каких случаях он проводится.

В каком случае проводится квалификационный экзамен

В каком случае проводится квалификационный экзамен

Понятие квалификационного экзамена

Квалификационный экзамен — это процедура, которая осуществляется с целью оценки необходимых каждому работнику государственных органов знаний и опыта. Систематический контроль компетенции позволяет оценить профессионализм сотрудника и целесообразность присуждения ему следующего звания. Регулируется статьей сорок девять федерального закона №79-Φ3 от двадцать седьмого июня две тысячи четвертого года.

Статья 49 N 79-ФЗ о проведении квалификационного экзамена для гражданских служащих

Статья 49 N 79-ФЗ о проведении квалификационного экзамена для гражданских служащих

Экзамен обычно проводят, когда:

  • период трудовой деятельности в текущем звании истек и нужно получить новый;
  • прошло полгода после последнего проваленного экзамена;
  • для присвоения звания новичку спустя 3 месяца после начала работы (если не был назначен испытательный срок);
  • для присвоения звания после окончания испытательного периода.

О порядке присвоения классного чина гражданским служащим мы писали в одной из наших прошлых статей.

Кто обязан сдавать?

Проверке профессиональных качеств в обязательном порядке подвергаются:

Сотрудники, нанятые на определенное время, не обязаны сдавать экзаменационную проверку. Данную процедуру проходят исключительно постоянные работники.

О классных чинах и стаже работы

Госслужащие подвергаются квалификационной проверке с целью определить необходимо ли им присуждать последующий, более высокий классный чин или нет.

Классный чин — это ранг сотрудника, трудящегося в российских органах государственной или муниципальной власти. Чины играют большую роль в государственной системе. Они показывают положение работников в иерархии органа, в котором служат. Являются показателем статусности и дохода сотрудника.

Звания госслужащих разделяют на две группы:

  • первичные — присуждается людям, которые в первый раз поступили на работу в государственный орган;
  • очередные — назначаются спустя определенное время трудовой деятельности, установленного для конкретного ранга.

Очередной классный чин присваивается только после того, как работник отслужил положенное количество лет и хорошо сдал квалификационную экзаменационную проверку. Это правило введено для того, чтобы стимулировать работников как можно лучше выполнять свои должностные обязанности и мотивировать их продвигаться по карьерной лестнице на одном и том же месте работы.

Очередной ранг не может быть присужден лицу:

  • у которого действительны непогашенные дисциплинарные взыскания;
  • в отношении которого назначена проверка;
  • против которого заведено уголовное дело.

Очередное звание не присуждается госслужащим, на которых открыто уголовное дело

Очередное звание не присуждается госслужащим, на которых открыто уголовное дело

Сколько нужно служить, чтобы получить следующий чин?

Для каждого государственного поста определен свой временной промежуток нахождения в ранге. Периоды службы определяют как законы, изданные на государственном уровне, так и региональные законы. Продолжительность работы в каждом ранге перечислены в пунктах с девятый по одиннадцатый указа №113 от первого февраля две тысячи пятого года.

П-п 9-11 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов

П-п 9-11 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов

На заметку! Если человек задержался в ранге без обоснованных причин, отвечать будет начальник соответствующего органа.

Таблица 1. Периоды службы, после которых присуждается очередной классный чин.

Наименование классного чинаПериод нахождения на службе
секретарь третьего и второго уровняминимум один год
референт третьего и второго уровня минимум один год
советник третьего и второго уровня минимум два года
госсоветник третьего и второго уровня минимум один год
секретарь первого уровня сроков нет
референт первого уровня сроков нет
советник первого уровня сроков нет
госсоветник первого уровня сроков нет

На заметку! Время службы в ранге начинает исчисляться с момента выхода приказа о присвоении очередного чина.

Также назначение следующего ранга может служить наградой:

  1. До того, как период службы в данном звании подойдет к концу. Сотрудник обязательно должен отработать минимум полгода в текущем ранге. Присуждается исключительно соседний классный чин.
  2. После того, как сроки работы в данном ранге истекли, возможно присуждение звания на один уровень выше, чем положено. Чин дается только в пределах группы, к которой относится должность.

Когда госслужащий выходит на пенсию, его чин остается за ним

Когда госслужащий выходит на пенсию, его чин остается за ним

Когда работник покидает службу, в том числе в связи с наступлением пенсионного возраста, его чин остается за ним. Если человек вновь поступит на госслужбу, его звание восстанавливается. Человек может лишиться чина, только если серьезно нарушит закон.

Как написать заявление: образец

Инициатором экзамена всегда выступает служащий, который желает получить следующий ранг. Основанием служит его заявление, образец которого представлен ниже.

Заявление работника гражданской службы на допуск к сдаче квалификационного экзамена

Заявление работника гражданской службы на допуск к сдаче квалификационного экзамена

Заявление пишется на имя руководителя органа, в котором служит претендент на следующий чин. В правом верхнем углу документа должны быть указаны ΦИО и должность заявителя.

Если для вас это первый экзамен, укажите срок испытания, который вам был назначен, и дату его завершения. Если испытательный срок не назначался, так и напишите.

Как проходит экзамен?

Экзаменационная проверка организовывается не позже, чем через девяносто суток после поступления запроса от служащего. Лицо, уполномоченное нанимателем, выносит письменное решение о назначении экзамена. В документе указывается:

  • когда будет проходить квалификационная проверка знаний;
  • кто из сотрудников подлежит экзаменационной проверке;
  • какие документы нужно подготовить для экзамена.

Решение о том, что будет проводиться экзамен, доводится до сведения всех причастных государственных работников. Это должно произойти не менее чем за ЗО суток до назначенной даты.

Образец отзыва о профессионализме гражданского госслужащего

Образец отзыва о профессионализме гражданского госслужащего

Экзамен проводит специальная комиссия. Она должна состоять из компетентных граждан:

  • независимые эксперты;
  • лицо, представляющее соответствующий орган;
  • лицо, уполномоченное нанимателем.

Проверка профессиональных знаний может осуществляться в форме тестирования, собеседования или в виде традиционного экзамена с билетами. Всегда выбирается только один вид.

В качестве дополнительных способов оценки может выступать:

  • оценка презентации инновационного проекта, который подготовил сам экзаменуемый;
  • оценка реферата.

Служащий обязан знать все о своей специальности, о занимаемой им должности, обладать профессиональными навыками. Также он должен владеть знаниями о работе государственной службы, о системе госуправления, основы конституционного строя.

Результаты экзамена

Решение комиссии заносится в именной экзаменационный лист, который составляется в специальной форме. На документе ставят подпись все члены комиссии, которые присутствовали на экзамене, секретарь комиссии, председатель и заместитель председателя. Лист с выводами экзаменационной комиссии хранится в личном деле сотрудника государственного органа.

Экзамен для госслужащих ведет специально созданная комиссия

Экзамен для госслужащих ведет специально созданная комиссия

Работник получает результаты проверки не позже, чем через неделю после сдачи экзамена. В случае неудовлетворительной оценки, результат может быть обжалован. Если госслужащий не сдал экзамен, он может подать заявление с просьбой об очередной проверке не раньше, чем через полгода.

Представитель нанимателя на основании экзаменационной оценки принимает решение, присвоить данному работнику классный чин или нет.

Отличия экзамена и аттестации

Аттестация служит принципиально другим задачам, чем квалификационный экзамен. Если последний организовывается, чтобы оценить знания работника, то аттестация необходима для контроля действий и соответствия занимаемого поста. Аттестация осуществляется каждые З года.

До назначенной даты для комиссии предоставляется отзыв о работе сотрудника за аттестационный временной промежуток. Документ подписывает непосредственный начальник работника и начальник на ступень выше. Далее комиссия изучает предоставленные бумаги, проводит беседу с сотрудником и, в случае необходимости, с его непосредственным руководителем.

Оценив эффективность и результативность работы сотрудника, комиссия выносит решение соответствует ли работник данной должности или нет, можно ли его назначить на более высокую должность.

В большинстве случаев прохождение аттестации — это простая формальность.

Как поступить на государственную службу?

Граждане смогут начать служить государству, если успешно пройдут конкурсный отбор. Во время оценки соискателей обращают внимание как на личные качества, так и на уровень профессионализма. Конкурс состоит из двух частей.

  1. Название вакантной должности;
  2. Какие требования предъявляются к кандидату;
  3. Условия работы;
  4. Когда будет осуществляться прием документов претендентов;
  5. До какого числа претендент может сдать документы;
  6. Когда, где и как будет проходить отбор;
  7. Остальная важная информация.

Сведения, которые предоставляет конкурсант, проходят обязательную проверку.

Шаг второй. Для проведения отбора формируется специальная комиссия. Она оценивает соискателей, принимая во внимание:

  • наличие документов об образовании;
  • продолжительного прошлого профессионального опыта.

Также может быть проведено:

  • интервью с кандидатом;
  • участие в групповых дискуссиях.
  • заполнение анткетного листа;
  • тесты;
  • написание рефератов.

Комиссия выносит решение принимать претендента на свободный пост или нет. Также спецкомиссия может порекомендовать включить в резерв конкурсанта, который произвел положительное впечатление, но соревнование не выиграл.

По итогам конкурса оформляется акт о принятии лучшего кандидата на работу. С ним заключают срочный контракт.

Конкурс запрещается проводить, если пост предполагает работу с гостайной. Кроме того подбор кандидатов не осуществляется при приеме гражданина из резервного состава, при назначении руководителей, при подписании трудового контракта на определенный срок и т.д.

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Чем отличается осмотр от досмотра?

Чем отличается осмотр от досмотра?

Читайте также: