Чем определяется в большей степени характер политико правового режима
Обновлено: 25.06.2024
Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.
Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические. Антидемократический режим в свою очередь характеризуется как тоталитарный режим, авторитарный режим, военный режим.
Демократический режим
В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными признаками демократического режима являются:
1) формирование органов власти выборным путем,
2) свобода деятельности различных субъектов политической жизни,
3) признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.
Антидемократический режим
Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.
Тоталитарный режим
Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К.Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:
1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная невменяемость;
3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;
4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;
6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.
Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдумов.
Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.
Авторитарный режим
Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.
Признаки авторитарного режима:
1) носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита),
2) народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам,
3) деятельность политической оппозиции запрещена.
4) государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни.
5) авторитарный режим занимается обеспечением: собственной безопасности и стабильности.
Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.
Военный режим
Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.
Признаками военного режима являются:
1) переход власти в результате военного переворота к хунте;
2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;
3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
4) ограничение действия политических прав и свобод человека;
5) создание при хунте консультативных органов из технократов.
Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.
Вопросы для самоконтроля
1 Признаки демократического режима;
2 Признаки антидемократического режима;
3 Признаки тоталитарного режима;
4 Признаки авторитарного режима;
5 Признаки военного режима.
План:
Теория разделения властей.
Характеристика законодательной власти.
Характеристика исполнительной власти.
Характеристика судебной власти.
Система разделения властей
Демократия и её признаки.
Теория разделения властей
Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.
Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Читайте также:
- Какие специальные требования к продукции предъявляются в технических регламентах
- Является ли деятельность граждан сообщающих сведения о месте нахождения скрывшихся преступников
- Кто вносит изменения в публичную кадастровую карту росреестра
- Когда была принята всеобщая декларация прав человека тест
- Гу ро фонда социального страхования российской федерации по республике башкортостан что это такое