Чем определяется в большей степени характер политико правового режима

Обновлено: 25.06.2024

Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические. Антидемократический режим в свою очередь характеризуется как тоталитарный режим, авторитарный режим, военный режим.

Демократический режим

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройст­ва), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными признаками демократического режима явля­ются:

1) формирование органов власти выборным путем,

2) свобо­да деятельности различных субъектов политической жизни,

3) признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократический режим

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К.Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная невменяемость;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.




Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведе­ние референдумов.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально одно­родного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Авторитарный режим

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Признаки авторитарного режима:

1) носителем власти при авторитарном режиме является один че­ловек или группа лиц (правящая элита),

2) народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам,

3) деятельность политической оппозиции запрещена.

4) государство отказывается от то­тального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни.

5) авторитарный режим занимается обеспечением: собственной безопасности и стабильности.

Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.

Военный режим

Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5) создание при хунте консультативных органов из технокра­тов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления по­литической стабильности, ликвидации коррупции.

Вопросы для самоконтроля

1 Признаки демократического режима;

2 Признаки антидемократического режима;

3 Признаки тоталитарного режима;

4 Признаки авторитарного режима;

5 Признаки военного режима.

План:

Теория разделения властей.

Характеристика законодательной власти.

Характеристика исполнительной власти.

Характеристика судебной власти.

Система разделения властей

Демократия и её признаки.

Теория разделения властей

Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, ис­полнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали ис­пользовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.

Таким образом, разделение властей представляет определен­ные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нор­мального функционирования государства необходимо взаимо­действие всех ветвей единой государственной власти.

Читайте также: