Чем можно доказать что право древней индии выросло непосредственно из религиозных предписаний

Обновлено: 03.07.2024

По правовому статусу и полномочиям монарх в Индии отличался от египетских фараонов и вавилонских царей:

  • Во-первых, его личность не обожествлялась. У него не было возможности применять какие-либо телесные наказания по отношению к жрецам;
  • Во-вторых, он считался высшим должностным лицом, в чьи обязанности входила охрана подданных;
  • В-третьих, законом предусматривалась ответственность монарха за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;
  • В-четвертых, свою власть монарх осуществлял при помощи шаришада (совет должностных лиц). Все это делало власть монарха ограниченной.

Осуществление царской власти происходило при помощи центральных и местных органов государственного аппарата, который был менее многочисленный и бюрократизированный, чем в Древнем Египте.

Все чиновники разделялись на высших и низших, которые принадлежали к определенным категориям и сферам управления.

Административно-территориальное деление Древней Индии на провинции, города и деревни учитывалось при создании аппарата управления. Каждая административно-территориальная единица управлялась специально назначенным чиновником. В провинции управлял близкий родственник царя, через нижестоящих должностных лиц осуществляющий хозяйственный, полицейский и судебный контроль В городских кварталах эти функции выполнял мукхья, относящийся к низшим городским чиновникам. В сельской местности главой являлся деревенский староста.

Законы Ману

Особое место среди источников права Древней Индии занимают законы Ману, возникшие в II в. до н.э. – II в. н.э. Это сборник предписаний в области нравственных и правовых отношений, обязательных для соблюдения населением Древней Индии.

Готовые работы на аналогичную тему

Источники Законов Ману:

  • религиозные традиции;
  • правовые обычаи;
  • нормы морали;
  • правовые прецеденты;
  • нормативные акты царей Древней Индии.

Исследователи считают, что составителями документа являлась группа брахманом, работавшая над Законами на протяжении продолжительного времени.

Текст разделен на 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустиший. Такая форма имела ряд недостатков. Большой объем затруднял применение правового акта в повседневной жизни. Название глав не указывало на общественные отношения, регулируемые их нормами. Нумерация статей начиналась в каждой главе с начала, что также усложняло их использование и делало возможными ошибки и злоупотребления в суде.

Гражданское право по Законам Ману

Законы дают представление о разнообразных предметах собственности (скот, дом, деньги, золото, домашняя утварь, оружие, зерно и др.), что подтверждает значительное развитие гражданско-правовых отношений.

Обязательственному праву, как подотрасли гражданского права, также в законах Ману уделено большое внимание. Законодателем выделены два вида обязательств: из причинения вреда и из договора.

Большое количество статей и развитое отражение гражданско-правовых отношений свидетельствуют о высокой степени развития гражданского права в Древней Индии

Брачно-семейное и уголовное право

В статьях Законов Ману, в первую очередь в III и IX главах, особое внимание уделено семейным отношениям. Они строились на принципе верховенства власти мужа и отца.

Законы Ману выделяют следующие виды преступлений:

  • Государственные;
  • Религиозные;
  • Против личности;
  • Против собственности;
  • Должностные;
  • Против порядка управления;
  • Против нравственности.

По степени общественной опасности уголовные правонарушения делились на две группы: тяжкие преступления (совершенные с применением насилия) и все другие (без применения насилия). Тяжкими являлись убийство, грабеж, изнасилование и др.

Любой человек, даже царь, мог быть субъектом преступления, но наказание напрямую зависело от варны, к которой относился виновный.

Хорошо отразилось в Законах Ману понятие рецидива. За повторное совершение правонарушений ответственность повышалась.

Процессуальное право

Глава VIII содержит исключительно нормы, касающиеся состава суда, порядка судопроизводства, видов доказательств.

Процессуальное право Древней Индии закрепляло неукоснительный принцип коллегиальности. При судебном рассмотрении дел должен был соблюдаться установленный законом ритуал.

Важной особенностью была состязательность судебного процесса.

Судебный процесс начинал истец, который подавал заявление и сам представлял доказательства. Затем заслушивали ответчика, после чего судьями тщательно исследовались доказательства сторон. Если же ответчиком полностью признавались претензии, то судьи сразу могли приступить к вынесению решения по делу.

Доказательствами являлись показания свидетелей, клятва, ордалии и вещественные доказательства.

Показания трех свидетелей, обличающие ответчика, были достаточны для подтверждения вины, однако требования к лицам, кто мог стать свидетелем, были достаточно жесткие.

При рассмотрении некоторых дел важнейшими доказательствами считались вещественные. Например, при иске о границах участков, судьям достаточно было межевых знаков.

При отсутствии иных доказательств по решению судей могли быть применены клятва или ордалии (божий суд).

Всестороннее и глубокое изучение источников норматив­ного регулирования общественных отношений в Древней Индии необходимо начать с обращения к памятникам ве­дической литературы. Являясь всеобъемлющим источником знаний об универсальных законах Вселенной, Веды — священ­ные книги древних арийцев — заключают в себя предписания, ритуалы, молитвы и многое другое. Считается, что у Вед нет автора, эти знания передавались святыми мудрецами дале­кого прошлого и были записаны приблизительно в пятом тысячелетии до н.э.


Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не мог действовать в качестве источника регулиро­вания общественных отношений, ибо Веды — источник всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за Ведой. Но по­скольку в самих Ведах нормы правового характера отсутствуют, брахманская ортодоксия исходила из фикции, что часть смри­ти основана на забытых или потерянных шрути, и практически смрити никогда не могут толковаться как противоречащие Ведам.

Исторически первыми из литературы смрити появились дхармасутры. На основе старейших дхармасутр — Гаутамы, Ба- удхаяны, Апастамбы, Васиштхи и других — возникала обшир­ная этико-религиозная литература — дхармашастры (Манусм- рити, Яджнавалкьясмрити, Нарадасмрити, Брихаспатисмрити и другие сборники).

Проводя различие между дхармасутрами и дхармашастра- ми, французский ученый-правовед Р. Ленга выделял три кри­терия.

Кроме того, Р. Ленга указывает и на то, что язык дхарма- шастр менее архаичен и более приближен к классическому санскриту, прост и ясен для понимания.

Во-вторых, предметный критерий. Тематика дхармасутр и дхармашастр чрезвычайно разнообразна, часть тем является для них общей, например, предписания для различных ста­дий жизни — ашрам (ученик, домохозяин, отшельник, аскет), домашние обряды и социальные нормы (отношения между младшими и старшими, учеником и учителем, женой и му­жем, сыном и отцом) и т.д. Несмотря на сходство материала дхармасутр и дхармашастр, последние все же являются по сво­ему содержанию более универсальными, а значительный их объем представлен правовыми предписаниями.

И, наконец, в-третьих, дхармасутры создавались и пере­давались в рамках определенных ведийских школ, некото­рые из них входят в состав объемных ритуальных сборни­ков — кальпасутр. Созданные в соответствующих ритуальных школах, сутры обычно приписывались их легендарным ос­нователям, среди которых встречаются и родоначальники знаменитых брахманских родов, например, Баудхаяна, Апа- стамба и др. В дхармашастрах же связь с ведийскими школа­ми отсутствует, вместо имен основателей школ в их заглавиях появляются имена персонажей преимущественно эпической традиции — Ману, Яджнавалкьи, Нарады и др. Соответствен­но, тексты теперь предназначаются не узкой, ограниченной рамками конкретной школы аудитории, а значительно более широкому кругу обучающихся. Это приводит к увеличению количества рассматриваемых тем, а также к использованию более легкой для запоминания метрической формы. Интен­сивно развивающаяся в конце I тысячелетия до н.э. письмен­ная культура, в свою очередь, создает условия для изменения техники передачи знания. Внешне сохраняя устный характер, новая система обучения опирается тем не менее на письмен­ный текст, охватывающий весь объем передаваемого зна­ния и используемый как учителем, так и самими учениками. Следствием этого оказывается расширение текстов, простран­ность изложения, стремление к ясности и исчерпывающему характеру описания.

Другие ученые, напротив, полагали, что составители шастр — шастрины, вовсе не имели в виду создание правовых текстов; в центре их внимания была разрабатывавшаяся веками система воззрений, которая содержала детальные предписания на все случаи жизни, т.е. этическая модель. Предписаниям древних мудрецов не придавалось обязательной силы, и сфор­мулированы они были как пожелания, а не как законы. Иными словами, речь идет о различных для разных социальных групп и ашрам (стадий жизни) традиционных правилах поведения, выполнение которых приносит религиозную заслугу, наруше­ние же, наоборот, ведет к религиозной и социальной деграда­ции в этом и потустороннем мирах. Право же представлено здесь не само по себе, а в числе и в качестве правил доброде­тельного поведения кшатрия-царя, то есть как предмет этики в понимании дхармашастр. Составители дхармашастр, по сути, имели дело не с религией и правом в чистом виде, а с религи­ей и правом как важными компонентами этики (Д. Деррет, Р. Ленга, А. М. Самозванцев).

Немецкий ученый И. Я. Мейер так же считал, что дхарма­шастры по своей сущности менее всего являлись правовыми сочинениями, но связывал их появление с первобытным суе­верием и страхом перед осквернением, а потому предполагал, что дхармашастры скорее выступали колдовскими книгами. Что касается права, то, по мнению ученого, оно должно было сложиться не в ведийских школах и не в дхармасутрах; истоки его нужно искать в обычаях народа (но не брахманского сосло­вия) и в практике судопроизводства царского двора. Основной тезис ученого сводился к тому, что дхармашастры демонстри­руют не развитие права, а постепенное включение светского права в тексты ритуально-магического содержания.

Таким образом, в Древней Индии существовала развет­вленная система религиозно-нравственных и нормативных предписаний, регулирующих все сферы жизни общества. При этом значительное влияние на развитие системы нормативного регулирования оказывала религиозная, философская и другая ведическая литература, причем влияние это было столь велико, что многие правовые явления и в современной Индии не могут быть поняты и объяснены без его учета.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выполнила студентка 1 курса юридического факультета Сидоренко Юлия. Презента.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила студентка 1 курса юридического факультета Сидоренко Юлия. Презента

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила
студентка 1 курса юридического факультета
Сидоренко Юлия.

Источники права Древней Индии.Веды — священные книги глубокой древности — з

2 слайд

Описание слайда:
Описание слайда:

Существует четыре Веды:

Дхармасутра - древнейшие индийские законники, относящиеся к ведийской

4 слайд

Описание слайда:

- древнейшие индийские законники, относящиеся к ведийской литературе. Они написаны стихами вперемежку с прозой и представляют собой большею частью короткие, афористические правила, предназначенные для заучивания наизусть. Они относятся к V-VI в. до н.э. Впоследствии из них выработались метрические законники, так называемые Дхармашастры (см.), образчиком которых служит законник Ману.
Среди дхармашастр бесспорный авторитет имеют Законы Ману, предписания которых охватывают широкий круг проблем. В Законах Ману уже четко прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.
Собственно праву в Законах Ману посвящены две главы из. Здесь же предпринимается попытка систематизировать нормы права.

Смрити — ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман,

5 слайд

Описание слайда:

Смрити — ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие веды. Сами трактаты известны под названием дхармасутр. Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды — источник всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой — таков основной принцип древнеиндийского права.

Дхармашастры В широком значении этого слова, включающие и дхармасутры, — р

6 слайд

Описание слайда:

Артхаша́стра — древнеиндийский политический и экономический трактат, составит

7 слайд

Описание слайда:

Сборник Нарада примечателен прежде всего тем, что носит характер правовых пре

8 слайд

Описание слайда:

Сборник Нарада примечателен прежде всего тем, что носит характер правовых предписаний. Несмотря на то, что он имеет текстуальное сходство с Законами Ману, в него включены некоторые важные положения, свидетельствующие о действии сил, направленных против старых религиозно-ортодоксальных канонов древнего права.

Нарада — законченное юридическое произведение, свидетельствующее о достаточно высоком уровне правовой культуры, своеобразная вершина развития древнего права Индии, прошедшего многовековой и сложный процесс формирования — от брахманских учебников-наставлений до судебников, затрагивающих почти все аспекты материального и процессуального права.

Но как бы ни было велико значение писаны

9 слайд

Описание слайда:


Но как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.

Спасибо за внимание!

10 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Зародившееся в начале первого тысячелетия до н.э. индусское право представляет оригинальную систему юридических норм и институтов, которые развивались без тесных связей и зависимости от правовых систем других стран, что свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древнеиндийского общества.

Источники индусского права

Каутилья (кон. IV в. до н.э.)

Почти все, что известно нам о Каутилье, или Чанакье - дошло в легендах о жизни и деяниях этого мудрого брахмана. Уже в раннее средневековье о Чанакье бытовали целые циклы сказаний и писались пьесы. По преданию, Чанакья происходил из известного брахманского рода, и появлению его на свет предшествовало знамение, предрекавшее ему необычную судьбу - стать царем либо первым министром правителя. Овладевший науками юноша поклялся свергнуть алчного царя Нанду. Он собрал сильную армию и после долгой борьбы одолел противника, вручив престол своему другу - воину Чандрагупте, а сам стал его ближайшим соратником. Для достижения победы честолюбивый брахман не брезговал никакими средствами и проявил себя в такой же мере искусным, как и коварным политиком: так, по его распоряжению был отравлен союзник Чандрагупты, чтобы тот стал единственным повелителем огромной империи. Древние индийцы ставили Каутилью в один ряд с величайшими мудрецами своей страны и считали его основателем науки о государственном управлении - творцом юридического трактата “Артхашастра”, или “Наука о достижении полезного” (“Наука политики”). Однако многие “рецепты” всемогущего министра напоминают заветы итальянца Макиавелли и не имеют ничего общего с правом.

Из “Артхашастры” (“Наука политики”)

Польза царя - не то, что ему приятно, но что приятно подданным - в том польза царю.

Сильная, карающая власть - это единое, что обеспечивает нынешнее и будущее существование. Власть эту царь должен применять одинаково как к собственному сыну, так и к врагу своему, в соответствии с их поступками.

Если лучником выпущена стрела, то она убивает одного или не убивает. Мысль же, брошенная сознательно, убивает даже находящегося во чреве.

Лица, выдающиеся своим знанием, умом, мужеством, высоким происхождением и полезными делами, должны быть почитаемы судьями.

Мирская жизнь покоится на браке.

Царство, свободное от бедствий анархии, живет вечно на земле.

Индусское право - одна из древнейших правовых систем в истории человечества. Первый этап его существования называют ведической эпохой. В священных книгах глубокой древности (ведах) было заключено божественное предписание для правоверных индусов. Хотя сами веды - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа - практически не содержат юридических норм, они являются идейной основой индусского права.

Собственно правовые нормы нашли закрепление в особых сборниках, комментирующих веды - Дхармасутрах (дхарма – “справедливость”, сутра – “нить”). На основе этих правовых трактатов - Гаутамы, Апастамбы и других (VI-III вв. до н.э.) возникла обширная правовая литература, именуемая смрити (“запоминаемое”, то есть передаваемое по памяти), или дхармашастры (II в. до н.э. - VI в. н.э.). Наиболее авторитетной считалась Манава-дхармашастра (Манусмрити), которая в нашей стране более известна как “Законы Ману”. Этот сборник состоит из нескольких тысяч двустиший - шлок, из которых лишь незначительная часть содержит юридические правила. Ведь Древняя Индия не знала общегосударственных сборников законов, и рекомендации шастр опирались на авторитет религии (вед) и юридические обычаи.

Извлечения: Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность

Теоретически, если текст смрити расходится с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды считаются источником всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой - основным принципом древнеиндийского права.

Но поскольку в самих ведах правовые предписания отсутствуют, хитроумные жрецы - брахманы стали утверждать, что часть смрити (шастр) основана на забытых или потерянных ведических текстах, и таким образом подтверждали божественное происхождение правовых норм.

Итак, важнейшая особенность права Древней Индии заключалась в том, что оно выросло непосредственно из религиозных предписаний, а священные книги веды занимали краеугольное положение в системе источников индусского права. Изначально юридическим правилам придавалось религиозное обоснование и обеспечение.

Связь религии и правосознания у древних индийцев была настолько тесной, что во многих случаях эффективное действие правовых норм не требовало государственного принуждения. Примечательно, что религиозное наказание (епитимья) могло заменить любое светское наказание. Согласно Апастамбе, царь отказывался от своего права наказать преступника, если было дано согласие исполнить епитимью, наложенную брахманами.

Извлечения: Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность

Духовная кара. назначалась за самые различные проступки: от нарушения обрядности до совершения преступлений, в том числе и при отсутствии умысла. За один и тот же проступок брахман мог назначить епитимью от самой легкой до самой тяжелой, влекущей смерть провинившегося. Лишь со временем епитимьи приобрели более или менее формально определенный характер и были зафиксированы в брахманских сборниках (шастрах. - Сост.). Но и тогда в определении тяжести епитимьи брахманскому усмотрению предоставляли достаточный простор.

В Древней Индии творцами правовых норм были жрецы-брахманы, которые, однако, не только толковали священные книги, но также записывали в шастрах юридические обычаи и некоторые установления государственной власти. В результате по мере укрепления государства происходила секуляризация права, оно принимало более светский облик, а с другой стороны, расширялась сфера общественных отношений, регулируемых не морально-религиозными нормами, а правом.

Извлечения: Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность

В иерархии источников права в Древней Индии особое место отводилось артхашастрам, сочинениям, охватывающим философские, социально-политические и экономические проблемы государственной деятельности. До нас дошла одна Артхашастра, приписываемая Каутилье, советнику царя Чандрагупты из династии Маурьев (IV-III вв. до н.э.). Главное содержание Артхашастры - в рассмотрении драхмы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и “естественную справедливость”. (. )

. Не артхашастры были порождением драхмашастр на определенном этапе своего развития, а дхармашастры на определенном этапе своего развития активно заимствовали, перерабатывали и переосмысляли материалы артхашастр.

Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. “Судьи (заседающие) в царском суде должны быть сведущими в дхармашастре и артхашастре. ”, - записано, например, в Брихаспати. Вместе с тем здесь подчеркивается. приоритет дхармашастры над артхашастрами. “Дхармашастры имеют большее значение, чем артхашастры - таково правило”, - гласит Яджнавалкья. Провозглашая второстепенность артхашастр, составители дхармашастр отдавали дань общим концепциям “священности” права.

Составители дхармашастр признавали обычай в качестве источника индусского права. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю в общей, декларативной форме и по конкретным нормам права. Так, например, Нарадамсмрити скрупулезно устанавливает правила “процентных займов”, “применяемых по всей земле”, допуская иные правила исполнения долговых обязательств там, где они “опираются на местные обычаи”.

В дхармашастрах обычай обозначается словами, означающими общественно полезное поведение, поступки добродетельных и благоразумных людей. Поскольку индусское право теоретически относится к неизменяемым правовым системам (ведь люди не могут переиначивать установления богов), то его приспособление к изменяющимся общественным потребностям шло обходным путем - посредством широкого включения обычных норм. Таким образом, старейший из известных нам источников права оказался в парадоксальной роли модернизатора, обновителя древнеиндийского писаного права.

Соотношение различных источников права Древней Индии при практическом использовании их норм в суде емко описывает политико-правовой трактат III в. до н.э.

Извлечения: Артхашастра, или Наука политики

Всякое спорное судебное дело решается на четырех основах, которые суть: 1) закон (то есть дхармашастры. - Сост.); 2) судебное разбирательство; 3) обычаи и 4) правительственное распоряжение. Из них последнему отдается преимущество перед другими.

Закон основывается на истине, судебное разбирательство - на показаниях свидетелей, обычаи - на соглашении народа. Правительственное же распоряжение является приказом, издаваемым властями. (. )

В том случае, если обычай или судебное разбирательство не согласуется с законом, то дело решается согласно последнему. Если же закон находится в противоречии с правительственными распоряжениями, то последним отдается предпочтение, ибо в этом случае книга (закон) теряет силу.

Проповедуемое артхашастрой Каутильи превосходство законодательства над обычаями, судебной практикой (прецедентами) и даже над дхармашастрами, составленными брахманами как истолкование священных книг - свидетельствует об усилении авторитета государственной власти и о том, что постепенно она становится главным творцом юридических норм. В связи с этим особое значение приобретало правильное составление правовых актов (юридическая техника).

Извлечения: Артхашастра, или Наука политики

Указом называется (правительственное) распоряжение. Ведь главное для царей - это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них. Поэтому тот, кто одарен качествами министра и знаком со всеми законами (и обычаями), кто способен быстро составить нужный документ, обладает красивым почерком и умеет огласить написанное, должен быть назначен главным писцом.

Выслушав внимательно решение царя, он должен составить документ, ясный и определенный по своему смыслу. (…)

(Достоинства хорошо составленного документа.)

(1) Последовательность изложения (фактов), (2) их (логическая) согласованность, (3) полнота (изложения), (4) изящество стиля, (5) благородство (слога), (6) ясность (языка) являются достоинствами (хорошо составленного) документа.

(1) Под последовательностью здесь разумеется то, что внимание сразу вначале направляется на главный факт, выясняющий правильную последовательность событий; (2) под (логической) связанностью разумеется изложение следующих друг за другом событий, до самого заключения, без внесения какой-либо путаницы в течение излагаемых событий; (3) под полнотой изложения разумеется то, чтобы не было ни лишних тем, ни лишних слов, ни (даже) букв, а также, чтобы не было и пропусков, чтобы факты были выяснены приведением оснований и иллюстрацией примерами, без излишнего многословия; (4) красота стиля состоит в том, что слова льются свободно, их смысл, равно и звуковая (сторона), приятны; (5) благородство (слога) состоит в избежании слов грубых, (простонародных); (6) ясность состоит в том, что употреблены слова только всем известные.

I.Общая характеристика судебника царя Хаммурапи

1.Кто такой Хаммурапи?
2. Назовите источники законов Хаммурапи (ЗХ). Являются ли ЗХ памятником древнего права?
3. Докажите примитивность правовой техники ЗХ по сравнению с современной, казуистичность норм права, формализм, символический характер.
4. Найдите в ЗХ пережитки первобытных отношений.

II. Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ЗХ

1. Какие элементы право- и дееспособности сохранились за рабами по ЗХ? Как назывался вид рабства?
2. Правовое положение свободных людей.

III. Имущественные отношения и обязательства по ЗХ

IV. Брачно-семейные отношения. Наследственное право

1. Какую цель преследовал Хаммурапи, требуя обязательной письменной формы заключения брака?
2. Как вы относитесь к идее брачного контракта, имеющей столь глубокие исторические корни, но на долгое время изъятой из отечественной правовой практики?
3. Для чего в древности существовали институты брачных даров и приданого? Раскройте правовые истоки этих институтов.
4. Перечислите права жены в семье.
5. До каких пределов простиралась власть домовладельца? В каких ситуациях мог муж и отец прибегнуть к мере, предусмотренной ст. 117 ЗХ?
6. Каким образом сказывался брак с рабом на статусе свободной? Почему дети, родившиеся в таком браке, не обращались в рабство?
7. Перечислите указанные в ЗХ основания для развода: а) по инициативе мужа; б) по инициативе жены.
8. Возможно ли было вступление во второй брак разведенной женщины? Вдовы? Какие формальные и неформальные условия должны были при этом соблюдаться?
9. С чем связано характерное для большинства древних правовых систем ограничение свободы завещательных распоряжений?
10. Какой принцип распределения наследства положен в основу ЗХ?
11. Каким образом можно было обойти нормы ЗХ, запрещающие наследование вдовой и дочерьми покойного части его имущества?
12. Каким образом законодатель постарался обеспечить имущественные и личные интересы младших наследников и женщин из семьи в эпоху Хаммурапи?

V. Преступления и наказания по ЗХ

1. Закреплены ли в ЗХ общие принципы уголовного права? Имеется ли представление о формах вины (умысле и неосторожности) - ст.ст. 206, 207 и др.; обстоятельствах, отягчающих и смягчающих наказание; соучастии; покушении и пр.
2. Заполните таблицу, опираясь на ЗХ:

Объект
преступления
Вид
преступления
Наказание
Номера
статей

3. Чем можно объяснить, что уголовные санкции были практически одинаковы как в случае кражи (тайного похищения имущества), так и при грабеже (открытом хищении имущества)?

1. Ильин А.В. Из истории права / А.В. Ильин, С.А. Морозова. – СПб., 1996.
2. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой.- 3-е изд. Ч. 1. – М., 2006.
3. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия / А.Н. Бадак и др. – Минск, 1998.
4. Крашенинникова Н.А. История права Востока / Н.А. Крашенинникова. – М., 1994.
5. Кучма В.В. Государство и права древнего мира: курс лекций / В.В. Кучма. – Волгоград, 1998.
6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник.
Т. 1 / О.А. Омельченко. – М., 1998.
7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2006.
8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. проф. В.А. Томсинов. – М., 2001.
9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Краснояр. гос. ун-т; сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 1999.

1. Особенности древнеиндийской государственности. Организация империи Маурьев (IV-II вв. до н.э.).
2. Основные источники древнеиндийского права. Общая характеристика Законов Ману (далее - ЗМ).
3. Социально-правовой строй по ЗМ.
4. Имущественные отношения и обязательства по ЗМ.
5. Брак и семья, наследственное право по ЗМ.
6. Преступления и наказания по ЗМ. Судопроизводство.

1. Каковы древнейшие источники индусского права? Что такое веды, дхармасутры, смрити или дхармашастры?
2. Когда и кем были созданы известные дхармасутры и дхармашастры?
3. Чем можно доказать, что право Древней Индии выросло непосред-ственно из религиозных предписаний?
4. Какое место занимали в иерархии источников права артхашастры? Кто и когда создал самую знаменитую из них?
5. Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Какова их иерархия?
6. Совпадала ли в Древней Индии социально-юридическая (сословная) и социально-экономическая структура населения? Почему?
7. К какой варне принадлежали неприкасаемые, рабы?
8. В чем заключалось социальное назначение варн по Законам Ману?
9. Был ли возможен легальный переход из одной варны в другую?
10. Допускалось ли Законами Ману изменение рода занятий, предписанных члену той или иной варны? В каких обстоятельствах?
11. Почему принцип равенства (юридического) не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны?
12. Дайте общую характеристику Законов Ману (имущественные отношения, обязательства; брак и семья, преступления и наказания).

1. Артхашастра. – М.-Л., 1959.
2. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев / Г.М. Бонгард-Левин. – М., 1973.
3. Законы Ману. – М., 1992.
4. Ильин А.В. Из истории права / А.В. Ильин, С.А. Морозова. – СПб., 1996.
5. Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов / Г.Ф. Ильин // Вестн. древней истории. – 1950. – № 2.
6. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой.- 3-е изд. Ч. 1. – М., 2006.
7. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак и др. – Минск, 1998.
8. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. – М., 1982.
9. Крашенинникова Н.А. История права Востока / Н.А. Крашенинникова. – М., 1994.
10. Крашенинникова Н.А. Происхождение права в Древней Индии / Н.А. Крашенинникова // Правоведение. – 1977. – № 1.
11. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.
12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 2006.
13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Краснояр. гос. ун-т; сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 1999.
14. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2 / сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 2002.

Читайте также: