Чем должность старшего воспитателя отличается от методиста

Обновлено: 25.06.2024

Е50 Настольная книга старшего воспитателя: доку­ментация старшего воспитателя, работа с кадрами / Н.В. Елжова. — Ростов н/Д : Феникс, 2013. — 221, [1] с. — (Сердце отдаю детям).

Как оправдать доверие руководителя и педагогического коллектива? Как показать себя профессиональным работ­ником?

Методист, старший воспитатель, воспитатель-методист, технолог образовательного процесса — определения одной и той же должности. В разное время нашу должность назы­вали по-разному. Но воспитатели называют нас методиста­ми. А методист — это специалист по методике. Ему необ­ходимо знать методику, теорию и практику педагогического процесса. Работа методиста — это планы, диагностические карты, самоанализы, отчеты, педчасы, педсоветы, приказы вышестоящих организаций, городские мероприятия и кон­курсы. Надо все успеть.

Рядом с вами работают педагоги, которые будут помо­гать вам в реализации намеченных мероприятий. Но они не только педагоги, а еще и женщины. А самое трудное в управлении — руководить женским коллективом. За ру­бежом на должности управляющих женским коллективом назначают мужчин и повышают им зарплату. Психологи отмечают, когда женским коллективом руководит мужчина, среди женщин уменьшается число конфликтов. Я наблю­дала изменения в коллективе педагогов, когда среди на­ших сотрудников появился мужчина — охранник. Даже те

Настольная книга старшего воспитателя

Прелисловие

воспитатели, которые не пользовались косметикой, начали приходить на работу с макияжем.

Если в коллективе работают одни женщины, знайте, что будут происходить интриги. Трудно управлять коллек­тивом, если у вас и большей части педагогов разный темпе­рамент. Значит, скорость совместных дел будет разная и это надо учитывать.

Помните, что с вами работают воспитатели, но они еще являются мамами, женами, бабушками. И у них бы­вают проблемы дома. Есть такая закономерность: если у женщины в семье порядок, то будет порядок и на работе. А у мужчин, наоборот, если порядок на работе, значит, будет порядок и в доме. Поэтому старший воспитатель дол­жен быть еще и психологом, чтобы вовремя помочь своим воспитателям. Если женщина изложила свою проблему, ей уже стало легче. Умейте найти вовремя доброе слово, как известно — оно лечит.

Я хочу привести интервью одного старшего воспитателя, когда она уходила на заслуженный отдых.

— Мечтали ли Вы работать методистом?

— Нет. Я мечтала стать воспитателем.

— Почему же Вы стали старшим воспитателем?

— Я хорошо работала воспитателем. Потом заведующая
уговорила меня стать методистом.

— Я знаю, что Вас приглашали на заведование ДОУ.
Почему отказались?

— Это не мое. Я замещала руководителя. Это приказы,
сантехника, вечно текущая кровля. И никакого твор­
чества. Скучно!

— Какие черты характера нужны методисту?

— Человечность, любознательность, требовательность,
честность, справедливость.

— Ваши пожелания начинающим коллегам.

— Оставаться всегда Человеком. Много читать, ибо
педагогический рынок пересыщен дошкольной ли­
тературой. Быть требовательным и справедливым,
постоянно находиться в творческом поиске. Мето­
дист, работая в женском коллективе, должен быть

еще и психологом. О любви к детям и воспитателям можно не напоминать.

Старший воспитатель (методист) — это заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе. Работает в тесном контакте с руководителем и под его руководством. Оба несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанни­ков, за всестороннее развитие всех групп детей и каждого ребенка в отдельности. Он создает условия для творческого роста и повышения квалификации педагогического кол­лектива и каждого педагога в отдельности. В центр всей об­разовательной работы учреждения этот специалист ставит не планы, программы, методики и технологии, а ребенка и его развитие.

В этой книге я хочу ответить на вопросы, которые зада­ют все начинающие старшие воспитатели.

Советы старшему воспитателю

СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ

2. Помните, вы являетесь примером в работе для всего
коллектива: вы должны быть компетентны в своей
деятельности и обладать высокой культурой.

3. В работе ставьте конкретные цели и задачи, направ­
ленные на совершенствование образовательного про­
цесса.

4. Учитесь быстро принимать решения, но в спокойном
состоянии. Ибо решения, принятые в спешке, приво­
дят к ошибкам.

5. Умейте нравиться людям, это облегчит сплочение
коллектива.

6. Не забывайте хвалить педагогов за их достижения
и успехи. Это укрепляет веру в себя.

7. Научитесь делегировать свои полномочия коллекти­
ву. Ваша главная цель: уметь правильно руководить.

8. Требовательность — это дисциплина и слаженность
работы всего коллектива. Требовательность должна
быть систематична. • .

9. Не приказывайте воспитателям, а убеждайте, проси­
те, разъясняйте.

10. Используйте индивидуальный подход к каждому чле­
ну своего коллектива.

11. Оценивайте людей по их делам и поступкам, а не слу­
хам. Главный путь познания педагога — наблюдение
и анализ его деятельности.

12. Анализ начинайте с положительного. Умейте видеть
хорошее в каждом педагоге.

13. Помните, публичная критика не нравится никому.

14. Будьте терпимы, никогда не теряйте чувство собст­
венного достоинства и самообладания. Крик — это
признак слабости, а не силы.

15. Не забывайте дарить улыбки, это так просто! Улыбка
обладает свойством возвращаться к тому, кто ее по­
дарил.

17. Запомните, оптимисты живут долго и являются дви­
гателями прогресса.

18. Будьте терпимы к критике. Если она несправедлива,
то докажите это делом.

19. Научитесь правильно планировать свою работу,
не забывая о резерве времени.

20. Помните, точность — вежливость королей. Будьте
сами точны и требуйте этого от своих подчиненных.'

21. Доверяйте, но проверяйте, так как функция контроля
очень важна для повышения качества педагогическо­
го процесса.

22. Не забывайте о том, что труднее всего руководить
женским коллективом. Будьте не только руководите­
лем, но и психологом.

23. Горите на работе, но не сгорайте. Пусть огонь вашей
души освещает путь всего коллектива.

24. Помните, что самая большая ценность — умно оце­
нить опыт мудрых, взять себе в дорогу жизни то,
о чем никогда не следует забывать:

«— Самый большой грех — страх.

— Самый лучший день — сегодня.

— Самый лучший город, где живешь, преуспеваешь.

— Самая лучшая работа — та, которую любишь.

— Самая большая утрата — потеря надежды.

— Самая большая слабость — ненависть.

— Самая нелепая черта характера — сомнение.

— Самый опасный человек — лжец.

— Самая большая потребность — общение.

Настольная книга старшего воспитателя

Иеще один совет. Напечатайте для себя список дней рождения ваших педагогов. В день рождения воспитателя с утра зайдите в группу и поздравьте его совместно с детьми. Это всегда приятно, когда о тебе помнят.

И пусть эта молитва великого педагога помогает вам в вашей работе.

Молитва воспитателя

Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю бесчисленных вздохов.

Не бью низкие поклоны.

Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе в милость.

Не прошу почестей. Нет у меня мыслей-крыльев, которые вознесли бы

Песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не благовонны — не цветисты.

Устал я, измучен.

Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи,

с сердечной просьбой.

Ибо есть у меня драгоценность,

которую не хочу доверить брату-человеку.

Боюсь — не поймет, не проникнется,

пренебрежет, высмеет. Всегда перед Тобой я — смирейнейший из смиренных,

Но в этой просьбе моей буду неуступчив.

Всегда говорю с тобой тишайшим шепотом,

Но эту просьбу мою выскажу непреклонно.

Повелительный взор свой устремляю в высь небесную.

Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.

Ниспошли детям счастливую долю, помоги,

благослови их усилия. Нелегким путем их направи, но прекрасным.

А взалог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль.

Профессия методиста сегодня весьма востребована. Ведь именно от него зависит успешная организация педагогической деятельности. Благодаря методисту распределяется нагрузка преподавателей и учеников. Он творчески подходит к работе, отличается компетентностью и культурным общением. Какие же должностные обязанности методиста? В каких учреждениях он работает? Читайте далее.

Профессия методист

Любое образовательное учреждение нуждается в специалисте, который организует работу и сможет вести документацию профессионально. Поэтому в таких сферах работает методист. Он не общается с учениками или родителями. Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения.

Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.

Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь. Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы. В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста. Однако администрация учитывает и другие факторы. Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.

Где может работать методист

Как говорилось ранее, такие специалисты нужны в образовательных учреждениях. Это детские сады, школы, колледжи, университеты, дома культуры. Везде, где есть преподаватели и ученики.

должностные обязанности методиста

Специального обучения на методиста не бывает. Им может стать любой человек, который прошёл от самых низов, понимает специфику работы и должностные обязанности.

Часто администрация не видит полной занятости сотрудника и старается загрузить его ещё больше. Например, организовать мероприятие, пообщаться с родителями и т. д. На каждом месте у методиста свои обязанности, которые обговариваются при приёме на работу. Лучше всего заключить договор, чтобы в будущем администрация не добавила дополнительный объём труда при такой же заработной плате.

Обязанности методиста детского сада

Как правило, старший воспитатель дошкольного учреждения со временем становится правой рукой заведующей. Методист организовывает и курирует педагогическую работу. Он проверяет перспективные и календарные планы, посещает занятия, контролирует учебный процесс, составляет расписание и т. д.

должностная обязанность методиста культуры

Методист обязан консультировать воспитателей, помогать им и направлять в нужное русло. У него в кабинете должна находиться вся необходимая литература для преподавателей. Когда заведующая отсутствует, методист берёт на себя её обязанности и руководит детским садом.

На эту должность не будут назначать человека с улицы. Сначала необходимо себя зарекомендовать и иметь опыт работы воспитателя не меньше пяти лет. Довольно часто методист вызывает к себе воспитателей и проводит с ними беседу по новым методикам или открытым занятиям. Также в его обязанности входит следить за игрушками и недостающим материалам в группах, а на педагогическом совете решать эти вопросы.

Должностные обязанности методиста детского сада обширны. Именно поэтому приходят на такую должность только те воспитатели, которые имеют значительный опыт и стаж работы.

Чем обязан заниматься методист в школьном учреждении

Педагогические работники иногда нуждаются в помощи определённых форм и методов обучения. Для этого и нужен методист. Он помогает разрабатывать методические материалы, планирует подготовку в повышении квалификации всех сотрудников.

Методист составляет планы и программы, которые необходимы для уроков. Он разрабатывает и готовит к утверждению документацию и дидактические материалы. Любые конкурсы, выставки или олимпиады организовывает методист. Вся документация сдаётся директору или заместителю для утверждения.

должностные обязанности методиста детского сада

Если при школе есть дополнительные образования кружки или секции, он помогает укомплектовывать группы.

Кроме вышеперечисленного, методист участвует в разработке и сам создаёт пособия и материалы для учебного процесса. Необходимо знать все должностные обязанности методиста школы. Все они зависят от специализации учреждения и их требований.

Обязанности инструктора-методиста

Специалист этой категории назначается директором. В должностные обязанности инструктора-методиста входят теория и методика физического воспитания. Он специализируется в области лечебной физкультуры. Методист-инструктор оценивает и исследует физическое развитие и работоспособность человека.

должностные обязанности методиста школы

Специалист по лечебной физкультуре разрабатывает индивидуальные массажи и гимнастические упражнения, эффективные занятия для здоровья. Он контролирует медицинский персонал, т. е. то, насколько качественно проводятся процедуры и упражнения.

Методист-инструктор распространяет современную методику и обучает медицинских сестёр правильному восстановлению здоровью. Часто его приглашают доктора на осмотр больного, чтобы лучше и качественнее определиться с методикой и планом реабилитации.

Обязанности методиста в Доме культуры и отдыха

Очень часто детям и взрослым предлагается провести свой досуг не на улице, а в заведении. Это такое учреждение, где есть много разнообразных кружков: танцы, пение, цирковая группа и мн. др. Как правило, такое заведение называют домом или дворцом культуры.

Для того чтобы в учреждении был порядок, работает методист. Должностные обязанности методиста Дома культуры обширные: он помогает набирать группы, чтобы было в них достаточное количество человек. Старается правильно организовать работу, разрабатывает и организовывает учебные планы.

Когда готовятся сценарии и концерты, методист принимает в них участие. Занимается организацией дидактических материалов и составлением планов.

должностные обязанности методиста дома культуры

Методист обязан творчески подходит к процессам, так как от него зависит очень многое. Бытует мнение, что должностная обязанность методиста культуры совсем несложная. Однако такое мнение ошибочное. Ведь даже самая простая организация праздника – сложный и трудоёмкий процесс.

Права методиста

У любого специалиста есть не только обязанности. Нельзя скидывать со счетов и его права. Методист имеет право знать про новые проекты, которые выдвинул директор заведения. Все вопросы, касающиеся его деятельности, он может выносить на рассмотрение руководителя или администрации. Методист имеет право предложить план улучшения работы и сделать замечания сотрудникам, если они неправильно что-то делают.

Для того чтобы выполнять свои обязанности, специалист по методическому обучению имеет право запросить у директора информацию или документы, которые касаются непосредственно его деятельности. Также он может привлечь педагогов к решению определённых задач, что были возложены дирекцией.

Ответственность методиста

У методиста есть не только права и обязанности. На него возлагается большая ответственность за весь учебный процесс. То есть если должностные обязанности не выполнены, спрашивать будут не с преподавателя, а с методиста. Ведь в законодательстве описаны все пункты. Поэтому методист обязан их придерживаться.

Если кто-то из сотрудников нарушил права, ответственность несёт методист. Он обязан общаться с преподавателями и объяснять им каждую инструкцию.

должностные обязанности методиста дополнительного образования

Кто слушал лекцию, обязан расписаться, что он действительно услышал методиста и сделает всё правильно.

Если причинён материальный ущерб, касающийся деятельности методиста, он несёт ответственность. Вся документация, которая ведётся специалистом, должна быть в порядке, ведь в любое время её может потребовать директор. Если она не готова, или методист по какой-либо причине не стал заполнять формы, бланки или отчёты, специалист может быть наказан лишением премии. Всё зависит от того, насколько важна документация на данный момент.

Заключение

Должностные обязанности методиста дополнительного образования, школы, детского сада, Дома культуры, конечно, отличаются. Однако для всех существует одно требование – творческий подход. Очень часто методист считается правой рукой руководителя. Ведь он помогает в решении многих организационных вопросов.

должностные обязанности инструктора методиста

Методист может и сам разрабатывать уникальные планы для обучения. Всё зависит от места работы и требований конкретного учреждения. Поэтому если человек придёт устраиваться методистом, должны изначально оговариваться права, обязанности и ответственность. Чаще всего заключается договор, и обе стороны (начальник и подчинённый) придерживаются его и не выходят за обозначенные в нем рамки.

Методист – сложная профессия. Ведь нелегко общаться с большим количеством людей, учитывая, что у каждого человека разный характер. Именно поэтому методист должен быть общительным и неконфликтным.

Кто такой методист? Какова его роль в системе работы детского сада? Став методистом, я поняла, что должна нести ответственность не только за себя и мое умение работать с детьми, но и за педагогов-воспитателей, за детей из всех групп, за работу с родителями и т. д. Методист – это человек, который всегда должен знать ответ на любой вопрос; педагог, который должен показать, научить, познакомить с новыми методами, приемами, быть в курсе последних новшеств в системе образования.

Методист отвечает за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. Если методист профессионал в своем деле, и качество работы воспитателей будет высоким.

В любом детском дошкольном учреждении педагоги должны повышать свой профессионализм, умение работать с каждым ребенком. Методист должен помочь воспитателям определить методы работы, рассмотреть творческий потенциал педагогов, помочь выбрать тему самообразования для совершенствования их профессиональных знаний, умений.

Я работаю методистом недавно, но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения.В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов:

- во-первых, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.

- во-вторых, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем родителей, что очень радует детей, да и взрослых тоже.

- в-третьих, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и педагоги – наставники.

Помимо этого каждый педагог занимается самообразованием. Выбрав тему, педагоги осмысляют ее, показывают ее актуальность, самостоятельно добывают знания по теме и внедряют ее в своей работе с детьми. Для меня это направление работы методиста наиболее близко и интересно. Воспитателям предлагаю участие в различных конкурсах, семинарах, педагогических чтениях, конференциях. Каждый педагог создает портфолио, где собирает все наработки по своей теме. Два раза в год педагог дает открытые занятия по теме самообразования.

Основная работа старшего воспитателя - это работа с педагогическими кадрами. Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного образования. Он сегодня должен сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Коллектив педагогов в детском саду не всегда такой, каким его хотелось бы видеть. Кто-то работает, творчески подходя к любому делу, все время что-то придумывая, изобретая. Другие работают хорошо, выполняют свою работу, но нет инициативы, блеска в глазах, желания сделать процесс воспитания и обучения лучше. И третий тип педагогов, которые имеют диплом об образовании, но очень далеки от профессии, не имеют ни способностей, ни желания работать и творить. И в любом коллективе найдется один – два таких работника. Задача методиста – знать свой коллектив, уметь разглядеть сильные и слабые стороны каждого и вселять в них уверенность и желание работать.

Какой должна быть методическая работа в новых условиях?

Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.

Методистдолжен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности: хорошие организаторские навыки, способность быть лидером, умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать.

Главное в труде методиста – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями. Методическая работа мне представляется деревом, где методист – это корень, который питает, растет, и благодаря ему есть ветки – педагоги, а с их чуткой целенаправленной работой появляются листочки – дети. Важно быть мастером своего дела. Что это означает? А что значит уметь видеть все возможные проблемы в педагогическом процессе и уметь их предотвращать, уметь решать сложные педагогические ситуации, обладать профессионализмом, но в то же время быть простым обычным человеком.

Моя работа заключается в том, чтобы помочь педагогам открыть самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Педагогом с большой буквы.

Для этого обязательно нужны знания, но помимо этого еще и открытая душа, доброе сердце, любовь к детям и к своей профессии.

Мои жизненные принципы,которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности:

2. Всегда помогать окружающим тем, что знаю и умею сама;

3. Контролировать свои чувства и эмоции;

4. Уважать выбор и мнение другого человека;

5. Уметь слышать и слушать.

Иногда и мне бывает очень трудно и тяжело работать, но я не сдаюсь. Я доказываю всем и в первую очередь самой себе, что я не зря выбрала эту профессию…

И, подводя итог, хочется сказать, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.

Список использованной литературы:

1. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Воспитатель-методист детского сада, Минск, 1975

2. Организация работы сельского детского сада, М., Просвещение,1988

3. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства - М, 1978

4. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. М. : 1984г.

5. Детский сад. Книга для заведующих, М., Просвещение, 1982

Что значит быть воспитателем Кто-то скажет, что с детства мечтал быть учителем, собирал кукол на урок и читал им сказки. Я же с первого класса кем только себя не видела:.

Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:

Познавательного чтения…

Я работаю старшим воспитателем 16 лет. Надо сказать, что должность старшего воспитателя для несведущих людей, мало кому знакома. Что делает воспитатель, многие знают, а старший воспитатель - нет. Хотя история формирования данной профессии начинается с 60-х годов XX в. Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее – должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется ответственностью старшего воспитателя за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.
На сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогиче­скими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Поэтому старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.

В чем же заключается умение "работать с людьми" для меня как старшего воспитателя?
Среди педагогов нашего детского сада воспитатели и специалисты с различным образовательным и квалификационным уровнем. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Поэтому для меня самым трудным является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Немаловажным условием успешности этой команды является слаженность и единство требований руководителя дошкольного учреждения и старшего воспитателя. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ – это условие успешности методической работы в ДОУ.
И главными методами в арсенале старшего воспитателя должны быть убеждение и доказательства, умение слушать и слышать собеседника, коллегу. Даже если воспитатель делает что-то не так, я должна убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.
Да, работать с людьми трудно, особенно с женщинами, и здесь обязательно умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
В последнее время важным профессиональным качеством становится умение педагога оценивать и говорить о результатах своего труда. А многие педагоги не умеют обобщить свой опыт, презентовать себя в положительном свете. Приходится сталкиваться с педагогами, у которых сложилась заниженная самооценка. Многие педагоги не хотят учиться, проводить самоанализ своей деятельности, совершенствоваться и т. п.

Особо надо отметить работу с педагогами по проведению самоанализа своей работы. Для этого разработаны карты самоанализа занятий и других мероприятий, проводятся мастер-классы для молодых специалистов по определенной проблеме. После каждого открытого занятия педагоги проводят самоанализ и анализ проведенного мероприятия. Нельзя не сказать о профессиональных конкурсах, которые проводятся в ДОУ, которые тоже являются стимулом для профессионального роста:

Мне бы хотелось подчеркнуть важность самообразования всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Стало традицией в конце учебного года проводить самоанализ педагогами результативности своей работы и выделение проблем, по которым надо работать в будущем. В соответствии с ними педагоги планируют темы самообразования на будущий год. Форма планов может быть разнообразной, главное, чтобы были отражены направления работы с детьми, родителями. Должна быть отражена работа по обогащению и совершенствованию развивающей среды, по обобщению опыта на методических мероприятиях в ДОУ, на районном МО.

Вариантом представления опыта педагогов может стать портфолио педагога, в котором собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над темой самообразования. Вот примерное содержание портфолио педагога ДОУ.

1. Фамилия, имя, отчество воспитателя

2. Информационная справка: образование, квалификация, категория по оплате труда (ксерокопии документов).

3. Курсы повышения квалификации (соответствующие документы).

4. Методическая тема.

5. Авторские дидактические и методические материалы (конспекты занятий, учебные программы, карты наблюдений за детьми).

7. Награды, грамоты, отзывы родителей, коллег по работе, научного руководителя.

8. Результативность педагогической деятельности (диагностика, отражающая динамику развития детей).

Однако подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей воспитателя. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя?
В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей. В нашем ДОУ сложился творческий коллектив и почти каждый из педагогов занимается новыми идеями и разработками. В инновационном банке на сегодняшний день несколько методических разработок. Это, прежде всего методические наработки по организации занятий сказкотерпией (педагог-психолог Кудряшова Т.Ю.), методические разработки по ознакомлению детей с художественной литературой (воспитатель Кандаурова Т.А.), это модифицированные программы по художественно-эстетическому развитию, краеведению, экологическому воспитанию. Как старший воспитатель я всегда стараюсь поддержать творческие начинания педагогов, помогаю выстроить цели, задачи, этапы работы, редактирую конспекты и т.п.

Современная жизнь заставляет внедрять в работу новые технологии, поэтому в ДОУ ведется соответствующая документация по инновациям. Нормативной основой данной деятельности являются Положение об инновационной деятельности в ОУ Курманаевского района, Положение об инновационной деятельности в МДОУ, Положение об инновационной площадке, Положение о творческой группе, Положение о координационной плане по реализации программы. На каждую инновацию оформляется карта-характеристика инновации, паспорт.

Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. Все это старший воспитатель должен уметь и научить воспитателей. Поэтому было внедрено в практику, оформлять отчеты о самообразовании педагогов и по итогам учебного года в форме презентаций. В 2009-10 учебном году их показали на итоговом педсовете только 6 педагогов, в следующем году их было 12. Это тоже инновация в методической работе ДОУ.

Таким образом, современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями, коммуникативный человек, умеющий слушать и слышать других.

Читайте также: