Часто у людей можно наблюдать возврат к детским моделям поведения

Обновлено: 28.06.2024

Определите, от каких травмирующих воздействий пытаются избавиться люди в описанных ниже ситуациях, какие механизмы психологической защиты личности ими используются, как эти МПЗЛ функционируют и к каким результатам приводят.

4. Мать-вдова поссорилась с сыном, пытаясь бестактно контролировать его телефонные разговоры, переписку, свидания с девушками, встречи с друзьями и т.д. Она – культурная и разумная женщина, сумевшая после смерти мужа приобрести профессию, обеспечить себе и ребёнку хорошие материальные условия и завоевать уважение окружающих. Он – уравновешенный молодой человек, несомненно, любящий свою мать. Но, как ни старался он убедить её вести себя по отношению к нему иначе, никаких результатов это не дало. В конце концов, он после долгих раздумий под предлогом необходимости изменить направление учебы переселился в другой город. Мать объясняет своё поведение стремлением создать в доме для сына спокойную обстановку, чтобы он не сбился с пути истинного и мог благополучно закончить университет. Даже тогда, когда сын уехал, недвусмысленно дав ей понять, что было тому причиной, она продолжала думать, что действовала правильно, сожалея лишь, что слишком мало приложила усилий для контроля над сыном.

6. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами. Под гипнозом она рассказывает, что в детстве подверглась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором она в сознательном состоянии совершенно не помнит.

7. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего с местом проживания племени водопада, умрет. Ни один представитель этого племени никогда не слышал шума падающей воды.

8. Человек заявляет, что был бы счастлив прийти на встречу, сулящую ему новую работу. Но в назначенный день он забывает явиться на эту встречу.

9. Женщина, которая не может иметь детей, становится образцовой медсестрой в родильном доме.

13. Молодая женщина, нередко проявляющая агрессивную реакцию на поступки мужа, испытывает непреодолимую склонность прятать его вещи.

14. Агрессивный по характеру человек часто держится слишком слащаво и даже подобострастно, подчеркнуто демонстрируя свою вежливость.

15. Муж убеждён, что жена ему изменяет, хотя он подсознательно сам хочет изменить ей.

16. Человек, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из гражданских движений протеста.

17. Мать проявляет чрезмерную, переходящую все разумные пределы заботу о своем ребёнке, о котором она во время беременности и думать не хотела.

18. Человек не признаётся самому себе, что его квалификация недостаточна для занимаемой им должности, но ему кажется, что все недовольны его работой.

20. Начальник учреждения убеждён, что пользуется авторитетом среди своих подчинённых. Он не замечает, что они относятся к нему с иронией, а иногда и со скрытой насмешкой. Когда опрос работников выявляет, что подчинённые считают его плохим руководителем, он встречает это с искренним изумлением и недоверием.

XII. «ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ

Защита психологическая (англ. defense mechanism) – это система регуляторных психических механизмов, направленных на психологическое устранение или нивелирование (сведение к минимуму) негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и/или дискомфорта. Ситуации, требующие психологической защиты, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности (внутреннему миру) личности, её идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может порождаться конфликтом противоречивых тенденций в психике личности или несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я (когнитивно-эмоциональный диссонанс). Психологическая защита направлена, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, её образа Я и образа мира, что достигается: 1) устранением из сознания источников конфликтных переживаний (первично – резко негативных для конкретной личности эмоций, чувств, аффектов) или же 2) их трансформацией таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта (прежде всего – мотивационного конфликта); 3) к механизмам психологической защиты личности (МПЗЛ) также относят специфические формы психического реагирования (что выражается в поведении), снижающие остроту переживания угрозы и/или нивелирующие напряжённость внутриличностного конфликта.

Выделяются низшие (примитивные) МПЗЛ; промежуточные (переходные) МПЗЛ и высший (просоциальный, наиболее позитивный для успешного развития личности) МПЗЛ.

В качестве низших (примитивных, первичных) МПЗЛ изучаются: вытеснение (эмоционально мотивированное забывание), подавление (репрессия желания), отрицание (отвержение событий), замещение (объектное смещение), регрессия (примитивизация поведения).

В качестве промежуточных (срединных, переходных) МПЗЛ, развивающихся на базе низших МПЗЛ, изучаются проекция (т.н. эго-перенос), рационализация (т.н. умозрительное упрощение), реактивное образование (гиперкомпенсация).

В качестве высшего (просоциального, социально успешного, социально одобряемого, социально принятого, социально приветствуемого, социально-профессионально продуктивного) МПЗЛ, формирующегося на основе промежуточных МПЗЛ, изучается сублимация (т.н. творческая защита).

I. Основные низшие (примитивные, первичные) МПЗЛ: вытеснение (эмоционально мотивированное забывание), подавление (репрессия желания), отрицание (личностное отвержение событий), замещение (объектное смещение), регрессия (примитивизация поведения).

II. Основные промежуточные (срединные, переходные) МПЗЛ, развивающиеся на базе низших МПЗЛ: проекция (психологический перенос), рационализация (логическое упрощение смысла события), реактивное образование (гиперкомпенсация).

Человек вынужден прибегать к защитным механизмам психики тогда, когда подсознательно хочет избавиться от чувства страха, тревоги или вины. Все мы бессознательно используем их, они вполне естественны, и их невозможно сознательно контролировать.

Защитные механизмы психики помогают нам ровно до того момента, пока не становятся слишком частым явлением в нашей жизни. В таком случае у человека может развиться невроз: могут появиться различные фобии, тревожность, навязчивые состояния — в общем, список можно продолжать еще долго.

А пока мы предлагаем тебе ознакомиться с основными защитными механизмами твоей психики и на примерах рассмотреть их влияние.

1. Вытеснение

Причины могут быть разными: защита от чувства вины за какой-то поступок, стыда, постоянного чувства тревоги, с которым невозможно нормально жить. Конечно, эта стратегия вовсе не в силах избавить человека от влияния вытесненных в бессознательное чувств — они все равно провоцируют тревогу и другие негативные проявления.

Так как действие этого защитного механизма на экране видел, наверное, каждый — вот пример из реальной жизни. Если ты совершишь в отношении другого человека поступок, за который тебе будет стыдно, твоя память не станет держать такое воспоминание долго — оно будто бы испаряется. А вот человек, которого задел твой поступок, будет помнить его в мельчайших деталях даже тогда, когда все вокруг давно забыли об этом.

2. Проекция

Этот защитный механизм являет собой перенесение своих собственных нежелательных черт на других людей. Проецируются чаще всего мысли и поступки, которые не одобряются социумом, например: агрессия, жестокость, сексуальные фантазии или несправедливая критика.

3. Вымещение

Допустим, после неприятного разговора с коллегой по работе или начальником, которому ты не можешь высказать свое недовольство, ты вымещаешь весь негатив дома — можешь поругаться с членом своей семьи, девушкой или друзьями.


4. Идентификация с агрессором

Когда человек кого-то боится, подсознательно он может стремиться к тому, чтобы быть похожим на своего обидчика — агрессора.

Один из наглядных примеров — стокгольмский синдром и его влияние на человека. В 1974 году произошло похищение Патрисии Херст — жертва оказалась в руках американской террористической группировки. После перенесения физического и психологического насилия Патрисия стала участницей банды и даже совершила вместе с ними ограбление, причем добровольно. Конечно, в суде ее оправдали, так как признали, что Патрисия страдает от стокгольмского синдрома.

5. Сублимация

Пример — творчество. Многие творения известных танцоров, художников, музыкантов, писателей и поэтов являются примерами сублимации. Интерес к трупам можно сублимировать при работе в морге, склонность к насилию можно удовлетворить работой в силовых структурах и так далее.

6. Отрицание

Отрицание — это отвержение событий, чувств и мыслей, которые человек не может спокойно принять, проходящее на сознательном уровне. Такой механизм защиты весьма примитивен и часто действует совместно с другими механизмами психики.

Яркий пример отрицания — курильщик, который не желает признавать вред сигарет. Для поддержания своей веры он может убеждать себя и других в том, что загрязненный воздух или вода из-под крана наносят здоровью людей куда больший вред, чем сигареты.

7. Регрессия

Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.

Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня. Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве.

8. Рационализация

Это искажение фактов — сознательное и бессознательное. Цель такого защитного механизма — сделать событие или реакцию на него менее опасными и травмирующими. Другими словами, человек придумывает себе оправдания, причем некоторые из них настолько естественные, что он сам может не замечать собственной лжи.

Пример: если человек нагрубил кому-то без всякой на то причины и был призван за свои действия к ответу, он, скорее всего, постарается найти причины такого поведения, чтобы оправдать его.


9. Реактивное формирование

Тут все просто: человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).

Пример реактивного формирования — взрослый сын, который заботится о своем родителе, всячески пытаясь угодить ему, но на самом деле испытывает к нему негативные чувства (допустим, из-за тяжелого детства или плохого отношения к себе). Или человек, который относится к другому крайне негативно, но на самом деле просто маскирует свои теплые чувства, испугавшись их.

10. Аутоагрессия

Это защитный механизм, выражающийся в самообвинениях, самоуничтожении и даже нанесении себе вреда (физические повреждения, следствие приема наркотических средств и алкоголя, чрезмерное увлечение опасными видами спорта — экстримом и др.). Несмотря на множество возможных негативных последствий, в эмоциональном плане такое поведение может переноситься легче, чем агрессия, которая направляется непосредственно на виновника тяжелой ситуации.

Ярчайший пример — ребенок, который переживает сложности в отношениях с родителем. Он не может смириться и признать, что родитель ведет себя с ним пренебрежительно просто так или из-за своей нелюбви, и вместо родителя начинает винить себя. Он убеждает себя в том, что заслужил такое поведение.


Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал: “Все мы родом из детства”. Это потрясающий пример того, как в нескольких словах может уместиться смысл тысячи страниц научных работ самых именитых учёных в области психологии личности. Однако для подробного рассмотрения столь серьезной темы, как Процесс формирование поведенческих моделей личности в период раннего детства и дошкольного возраста и их последующее влияние на становление личности человека нескольких слов будет недостаточно.

Данная тема не раз затрагивалась такими учёными психологами, как Зигмунд Фрейд, Гарри Стек Салливан, Берн Эрик и некоторыми другими именитыми личностями.


Крайне подробно тема влияния моделей поведения, которые были сформированы в подсознании ещё в период раннего детства, на формирование личности уже взрослого человека была рассмотрена основателем классического психоанализа Зигмундом Фрейдом. Учёный писал: “воздействие может оказать любое событие, которое вызывает чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли”. Однако дальнейшие исследования доказали, что событие, способное закрепить определенную модель поведения в подсознании человека, не обязательно должно иметь яркую негативную окраску, и что парадоксально, в некоторых случаях оно может быть позитивным. Даже позитивное событие, ярко запечатлевшиеся в неокрепшей психике ребёнка, может оказывать последствия для дальнейшего формирования его личности. [1]

Как правило, человек формирует модели поведения, которые в дальнейшем он будет использовать на протяжении всей своей жизни, в возрасте от 3 до 7 лет. А затем, путем многократного их повторения, он укореняет их в своём подсознании и использует уже на бессознательном уровне.

Весьма интересно тему формирования различных моделей поведения в период дошкольного возраста и их влияние на становление выбор моделей поведения взрослого человека, затронул Берн Эрик в совей книги “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. Известный учёный в совей работе сформулировал структурный анализ трёх различный состояний личности: “Я — родитель, Я — взрослый и Я — ребёнок”. В основу данной схемы моделей поведения, как говорит сам Б. Эрик была положена “Теория бессознательного” Зигмунда Фрейда. Таким образом “Я ребёнок” представляет собой те бессознательные модели поведения личности, которые были сформированы им в его детстве. Б. Эрик считает, что “именно Я ребёнок во многих отношениях наиболее ценная часть личности, привносящая в жизнь индивидуума то, что ребёнок привнести в жизнь семьи”. Другими словами, именно модели поведения, которые были сформированы индивидуумом им в период детства имеют решающее значение в принятии им решений в его дальнейшей жизни. [2]

Таким образом, разобравшись в важности и данной проблемы, можно перейти к её подробному анализу.

Модель поведения личности — это совокупность речевых, неречевых, а также поведенческих знаков и реакций индивидуума на различные жизненные ситуации.

Для большей наглядности хотелось бы привести несколько абстрактных жизненных ситуаций, в ходе разбора которых мы сможем проследить, как события, происходящие в раннем детстве и в детстве дошкольного возраста оказывают влияние на последующее формирование поведенческих моделей индивидуума.

Миссис А. всегда выбирает в качестве своего романтического партнёра мужчину, который ведёт себя по отношению к ней властно и деспотично, периодически поднимая на неё руку, и в целом того, кого нельзя назвать примерным семьянином. Если же случалось так, что Миссис А. завязывала отношения с уравновешенным и спокойным молодым человеком, она бессознательно начинала всячески искать способы для того, чтобы вывести молодого человека из себя и спровоцировать скандал и агрессию в ею сторону. В ходе психоанализа было выявлено, что Миссис А. выросла в семье, где отец постоянно пьянствовал и поднимал руку на мать Миссис А. Несмотря на это, каждую ночь мать Миссис А. успокаивая испугавшегося ребёнка рассказывала ей, что именно так её отец проявляет к ней свою любовь.


Таким образом, в подсознании Миссис А. закрепились следующие установки:

  1. Отношения — это страдание;
  2. Любовь проявляется через причинение страданий;
  3. Женщина должна терпеть и принимать любые унижения своего мужчины.

Из данных установок Миссис А. были выработаны следующие модели поведения: в дальнейшей жизни уже взрослая Миссис А. предпочитает выстраивать больные отношения с тираном, который бы причинял ей психологические страдания и, таким образом, позволял ей испытывать чувства, связанные у неё с её восприятием любви.

Другим примером может послужить Мистер К., который вырос в любящей и заботливой полной семье. В один день, когда Мистеру К. было 4 года, он вышел на прогулку вместе со своей мамой на детскую площадку. Мальчик познакомился с соседской девочкой из неблагополучной семьи, в которой отец страдал алкоголизмом, а мать злоупотребляла психотропными веществами. По мнению матери Мистера К. такое знакомство было нежелательно для её сына и, заметив то, как сын начал общение с соседской девочкой, она поспешила прервать его на корню. Мать подбежала к играющему с девочкой ребёнку и, жёстко его отдернув, начала бурно рассказывать, какая девочка плохая и грязная, насколько может быть опасно общение с такими девочками, а также, что приличным мальчикам не следует общаться с незнакомыми детьми. После чего, во избежание бурной реакции матери, ребёнок стал избегать общения с другими детьми и постепенно начал создавать различные модели поведения, которые отталкивали его от общества других детей.

Таким образом, в подсознании четырёхлетнего Мистера К. закрепились следующие установки:

  1. Чтобы быть “приличным” ребёнком нельзя общаться с посторонними людьми;
  2. Посторонние люди — опасны, нужно их избегать.

Из данных установок Мистер К. сформулировал следующие модели поведения, в начале, после произошедшего инцидента он намеренно не начинал завязывать знакомства с другими детьми, постепенно Мистер К. начал уже на бессознательном уровне создавать различно ситуации, которые ограждают его от посторонних людей. Уже в подростковом возрасте Мистер К. старался не учувствовать в групповых занятиях детей в школе, становясь более и более закрытым для других людей. Для того, чтобы доказать себе, что все чужие люди — опасны он выработал в себе формы поведения, которые вызывали насмешки и агрессию сверстников. Такие как: ношение вызывающей одежды и вызывающее поведение. Таким образом, Мистер К., встречая непонимание со стороны сверстников и последующие издевательства над ним доказывал себе, что все посторонние ему люди для несут для него опасность. В дальнейшем убеждения Мистера К. только укоренялись. Уже во взрослой жизни ему трудно даются контакты с новыми людьми, а любые романтические отношения ему чужды.

Благодаря данным примерам мы можем проследить за цепочкой формирования поведенческих моделей вследствие каких-либо событий, произошедших в детстве на формирована личности человека.

Как можно заметить, период детства имеет важнейшее значение в формировании личности человека, из чего следует важность разбора и психоанализа детских воспоминаний, произошедших с человеком в период возраста с трех до семи лет.

Зигмунд Фрейд. Исследования истерии

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Основные термины (генерируются автоматически): модель поведения, дошкольный возраст, раннее детство, Берн Эрик, бессознательный уровень, взрослый человек, дальнейшая жизнь, период детства, различная модель поведения, соседская девочка.

1. Взгляды З. Фрейда на строение и природу психического.

2. Основные признаки механизмов психологической защиты.

4. Характеристика основных форм психологической защиты.

5. Значение знания особенностей защитных механизмов для медицинского работника.

Основные понятия:

Аскетизм (изоляция) – страдание, отказ себе в удовольствии (пища, сон, физические упражнения, сексуальное удовлетворение).

Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и механизмов в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отсчета.

Замещение – (сублимация) в системе психоанализа один из защитных механизмов, состоящий в подсознательном замещении недоступных целей более доступным.

Либидо– сексуальное влечение.

Отрицание – игнорирование болезненной реальности. Этот механизм отвлекает субъекта от болезненных идей и делает их абсолютно недоступными для сознания.

Перемещение – смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный.

Подавление – ограничение действий или мыслей, чтобы избегать тех, которые могут вызывать тревогу (например некоторые люди не летают на самолетах, не обращаются к врачам).

Психологическая защита – любые реакции, которые человек использует неосознанно, для того чтобы защищать свои внутренние психические структуры.

Проекция – приписывание другому человеку собственных качеств, мыслей, чувств и желаний.

Регрессия– это психологическая защита, которая также относится к группе примитивных защит, но не имеет типологически обусловленных признаков. Это – сохранение в памяти целиком фрагментов детского поведения с высокой готовностью к его воспроизведению, вероятно, в силу неудачных или не совсем удачных разрешений детских кризисов 3-х и 7-ми лет. У некоторых людей фиксируются черты детского поведения, которые, в случае их спонтанного использования в более старшем возрасте, оказались не эффективными для снятия чувства неловкости или недоумения, возникающих в ситуациях общения ребенка со старшими. В дальнейшем регрессия может сопровождать все действия и, в том числе, общение со сверстниками, когда требуется проявление инициативы и своих возможностей в играх и общении.

Рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения о оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний

Фрустрация – одна из форм психоэмоционального стресса, возникающего в ситуации невозможности, по независящим от человека обстоятельствам или в силу субъективных причин, достижения поставленных перед собой целей и решения практических субъективно-значимых задач.

Основная литература:

1. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М., 2000.- С. 399-417.

Дополнительная литература:

1. Андриянова Е.А. Психологическая защита.- Саратов, 2001.

2. Фрейд З. Психология и защитные механизмы.- М., 1993.

3. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. Владивосток: Изд-во ВлГУ,1993

4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, генезис, функционирование, диагностика. М.: АСТ,1996.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Что является первопричиной деятельности человека, его поведения в теории психоанализа?

2. В каких формах проявляется бессознательное?

3. Верно ли, что с помощью защитных механизмов неприемлемая бессознательная идея трансформируется в приемлемую? Почему?

4. Осознаются ли механизмы психологической защиты?

5. Являются ли механизмы психологической защиты врожденными формами поведения?

6. Как можно использовать знание психологической защиты в медицинской практике?

7. Определите, верны или нет следующие утверждения:

А. Механизмы психологической защиты не зависят от воли человека.

Б. Ведущей функцией механизма поведения является регуляция остро возникающего чувства страха

В. Прообразом примитивной формы механизма отрицания является сон.

Г. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1.Определите, верны или неверны следующие утверждения:

1. Первопричиной всей деятельности человека, его поведения в теории психоанализа являются бессознательные влечения, коренящиеся в глубинах психики.

2. Инстинкты, по мнению Фрейда, испытывают влияния извне и под воздействием различных факторов окружающей среды могут модифицироваться.

3. Бессознательное находит выход в сновидениях.

4. Путем защитных механизмов неприемлемая бессознательная идея трансформируется в приемлемую.

5. Механизмы психологической защиты, как правило, осознаются.

7. Ведущей функцией механизма подавления является регуляция остро возникающего чувства страха.

8. Механизмы психологической защиты являются врожденными формами поведения.

9. Механизмы психологической защиты не зависят от воли человека.

10. Проекция – это приписывание другому человеку собственных мыслей и желаний.

11. Вытеснение – вид психологической защиты, являющийся основным у невротической личности.

12. Вытеснение – это зрелый, эффективный способ психологической защиты.

13. Действие защитных механизмов неизбежно приводит к формированию неврозов и других заболеваний.

14. Одной из функций защитных механизмов является регуляция межличностных отношений.

15. Прообразом примитивной формы механизма отрицания является сон.

16. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

2.Предлагаем Вам привести в соответствие следующие определения:

1. Комплементарная проекция А. Наивное суждение о том, что все такие же, как и мы.
2. Атрибутивная проекция Б. Приписывание собственных Панглосс-Касандра другим людям
3. Проекция неосознаваемых качеств В. Приписывание другому человеку состояния, которое отсутствует у самого субъекта, но дополнительно его состоянию.
4. Симилятивная Г. Другому человеку приписывается противоположное тому, что чувствует субъект

1. Вытеснение – это:

а) игнорирование неприятных мыслей и чувств;

б) подавление действий, могущих вызвать неприятные переживания;

в) устранение из сознания неприятных мыслей и переживаний.

2. Перемещение это:

а) преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию;

б) смена объекта чувств, перенос с реального объекта на другой более безопасный;

в) умственный способ переживания конфликтов.

3. Аскетизм, как правило, свойственен:

а) маленьким детям,

в) взрослым людям,

4. Студент, не сдавший зачет строгому преподавателю, приходит домой и ссорится с родителями, обвиняя в излишней требовательности по отношению к нему. Какой механизм защиты здесь задействован?

д) идентификация с агрессором,

Ситуационные задачи:

1. В психологии известен такой эксперимент. Он состоит из двух серий. 1-я серия (предварительная). Испытуемых сажают на искусственный электрический стул, они получают удары тока. 2-я серия. Испытуемым предъявляют фотографии неизвестных им людей. После первой серии испытуемые (это были добровольцы мужчины) начинают испытывать страх. Во второй серии начинают воспринимать людей на фотографиях, как агрессивных. Почему? Какой вид проекции здесь задействован?

2. Врач в течение длительного периода времени лечит больного (диагноз: атопический дерматит). Улучшения не наступает. Врач начинает обвинять больного в том, что тот не выполняет медицинских рекомендаций. На самом деле это не так. Почему врач обвиняет больного? Какой вид проекции здесь задействован, какую функцию она выполняет?

3. Девочка, у которой очень властная, строгая мать, часто подвергающая девочку наказаниям, в детском саду любит играть в агрессивные игры. Она часто берет на себя роль строгой учительницы или полицейского, который всех наказывает. Девочка часто разговаривает повышенным тоном, любит распоряжаться другими детьми, давать указания. Почему?

4. В семье, где находится неизлечимый больной избегают разговоров о болезни, о смерти; разговор о болезни - запретная тема.

5. Люди часто забывают отдавать свои денежные долги. Почему?

6. Девочка Света родилась от нежелательной беременности. После рождения мать Светы испытывает чувство постоянной тревоги. Девочка часто болеет. Мать проявляет по отношению к ребенку повышенную заботу, водит девочку по врачам. Все время боится, что с ребенком что-нибудь случится. Не отпускает девочку ни на шаг. Эталон ответа: вытеснение – вытесняются чувство вины по отношению к нежеланному ребенку. Дайте объяснение эталону ответа.

7. Молодой человек забывает прийти на свидание. Почему?

8. Человек, которого отчитал начальник на работе, приходит домой и вымещает гнев на своих родных. Почему?

9. Молодой человек, который испытывает к матери противоречивые чувства (любовь и агрессию одновременно) начинает проявлять повышенную заботу о своей матери: он очень внимателен к матери, старается выполнить любое ее желание. Эталон ответа – формирование реакции: боязнь потерять любовь матери из-за своей агрессии; повышенная заботливость выполняет функцию защиты матери от своих агрессивных импульсов, для того чтобы сохранить ее любовь. Дайте объяснение эталону ответа.

10. В одной из романов О.Хаксли главный герой страдает бронхиальной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает куда-нибудь, у мужа возникают приступы удушья и жене приходится возвращаться. В оной из поездок женщина попадает в автомобильную катастрофу и погибает. У мужа не возникает обычного приступа к удивлению всех домочадцев. Через некоторое время он женится, и ситуация повторяется. Объясните, что происходит с мужем.

Читайте также: