Сколько положено детей в логопедической группе

Обновлено: 30.06.2024

Цель: познакомить родителей (законных представителей) с учителем-логопедом детского сада, речевыми нарушениями и с особенностями зачисления детей в коррекционную группу.

1. Причины снижения уровня речевого развития

2. Особенности организации логопедической работы в детском саду.

3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

Несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры, это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.

Следующая причина - это пассивность родителей в вопросах речевого развития детей. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, является серьезным тормозом речевого развития.

Многие родители уже знают, какая сложная программа и какие серьезные требования предъявляет современная школа. Поэтому задача детского сада как можно лучше подготовить ребенка к школьному обучению! Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Но чтение и письмо — это определенный этап в речевом развитии ребенка. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая, правильная устная речь, а не умения читать и писать.

Для оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим речевые нарушения, в детском саду функционирует группа компенсирующей направленности. Перед началом комплектования в группу на следующий учебный год (в конце февраля – начале марта) на основании письменного согласия родителей (законных представителей) учитель-логопед проводит логопедическое обследование обучающихся, для выявления детей, имеющих нарушения в развитии устной речи. С результатами обследования знакомят родителей и рекомендуется пройти ПМПК, если родители согласны им выдаются соответствующие документы для прохождения комиссии, в случае несогласия родители (законные представители) имеют право написать отказ от прохождения ПМПК в письменной форме.

Заключение, предоставленное в детский сад родителями (законными представителями) после прохождения ПМПК, является основанием для зачисления в группу компенсирующей направленности и создания специальных образовательных условий, в том, числе условий для коррекции речевых нарушений.

В первую очередь в группу принимаются дети средней и старшей групп, со сложными речевыми нарушениями.

Какие дети попадают в группу компенсирующей направленности (речевую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам ПМПК у наших воспитанников может стоять следующие заключения ОНР – 2, 3 уровня речевого развития.

Что же это за нарушения?

ОНР – это речевое расстройство,при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, словарный запас, грамматический строй, связная речь.

В чем же заключается работа логопеда?В коррекционной группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- развитие артикуляционных движений - это движения органов речи (губ, щек, языка);

• формирование правильного звукопроизношения

• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции

• развитие слоговой структуры слова

• совершенствование грамматического строя речи

• обогащение, активизация словарного запаса речи

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи

- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга).

Вся перечисленная работа проводится в группе в форме подгрупповых занятий, и в индивидуальной работе.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, включающая в себя работу всех специалистов (логопеда, психолога и воспитателей, у которых тоже специальное образование.

Родителям также отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны понимать, что чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем быстрее мы выйдем на норму речевого развития к школе.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи, специалистов и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Спасибо за внимание!

Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида

Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида Пономаренко Т. Н., Гладких Е. О. В нашем учреждении функционируют восемь групп, две из которых – группы компенсирующей направленности для.

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня Видео

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня Видео Подготовка к конкурсу для воспитателей и дошкольников. "100 лет Российской Заповедной Системе ". Видео - поздравление. Цель: Привлечение.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. : Просвещение, 1991.

2. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М. : Просвещение, 1978.

3. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М. : КОГИТО-Центр, 1996.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. М., 1995.

5. Типовое положение о дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. М., 1970.

6. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов. \ Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. \ – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

Примерное положение

“О логопедическом пункте при дошкольном

Образовательном учреждении (ДОУ)”.

I. Общее положение.

Настоящее положение регулирует работу дошкольных логопедических пунктов при ДОУ.

1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста (3 – 7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Основными задачами логопункта являются:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- предупреждение нарушений устной и письменной речи;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

- пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

- воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

- возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

3. Логопункт при ДОУ открывается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 3–7летнего возраста с речевой патологией.

При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

- при одном из ДОУ районного центра;

-при одном из ДОУ районного центра с обязательным обслуживанием одного или нескольких сельских ДОУ, расположенных на расстоянии 3-5 км.

5. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии,в состав которой входят: специалист из РОО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На МПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости (приложение №1).

6. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

II. Организация деятельности логопункта при ДОУ.

7. На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса.Она обеспечивается:

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;

- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

-оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями (приложение № 2);

- совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек).

В территориях, где нет ДОУ с логопедическими группами, в порядке исключения логопункты комплектуются и с детьми с тяжелыми нарушениями речи (одновременно зачисляется не более 8 – 10 человек, сроком до 2-х лет, в зависимости от диагноза).

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Комплектование групп и выпуск детей производится медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.

В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 1 года при ФНР и ФФНР.

8. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).

Занятие на логопункте сельского ДОУ в зависимости от местных условий может быть внесено в “сетку” занятий данного учреждения.

9. Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале (приложение № 1). Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.

10. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.

11. Наряду с занятиями на логопункте, в группе выделяются в вечернее время специальный логочас для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

III. Участники образовательного процесса:

- Учитель-логопед.

12. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование (фил. фак., пед. фак.) с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

13. Учитель-логопед:

а) несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

б) оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;

в) работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;

г) информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;

д) участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;

е) повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;

ж)составляет ежегодный отчет по схеме:

2. Логопункт при ДОУ № ___

3.Количество детей: обследовано ___, из них с ФНР ___, с ФФНР ___, зачислено на логопункт ___ .

4. Количество детей, выведенных в массовые группы (в школу) с чистой речью ___ .

5. Количество детей, оставленных для продолжения занятий (причина) ___ .

6. Дидактический и наглядный материал, изготовленный в текущем учебном году.

7. Пропаганда логопедических занятий (работа логопеда с родителями, воспитателями).

8. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, подготовка вопросов на педсовет, МО и т. д.).

14. Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет на логопунктеследующую документацию:

- речевая карта на каждого ребенка;

- журнал движения детей, посещаемости занятий на логопункте;

- перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы;

- общий план методической работы на год;

- ежедневные планы работы на каждого воспитанника;

- тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся в группе);

- расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим ДОУ;

- паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий;

- копия отчета о проделанной работе за год.

15. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте при ДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа на организационную и методическую работу.

IV. Руководство работой логопункта при ДОУ.

16. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется органом управления образованием, в ведении которого находится логопункт, а так же администрацией ДОУ, в штате которого имеется учитель-логопед.

V. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопункта.

17. Для логопункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. м, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. Логопункт обеспечивается оборудованием согласно приложению № 3.

18. Логопункт финансируется органом управления образованием или ДОУ, в ведении которого находится.

19. Учителю-логопеду, обслуживающему сельские ДОУ, находящиеся на расстоянии, выплачиваются денежные средства для оплаты командировочных расходов.

движения и учета посещаемости

детей дошкольного возраста с нарушениями речи

на логопункте при ДОУ № ___ района.

1. В разделе “Движение детей” логопедфиксирует количество обследованных детей по форме:

ребенка ДОУ № Группа Воз-раст Дата обсл Логоп. заключ. Рекомендации

- зачислен в логоп. группу;

- зачислен на логопункт;

- поставлен на очередь (указать срок);

- работа с воспитателем (конкретные рекомендации по ЗКР с отслежив. результата).

II. В разделе журнала “Сведения о родителях” логопед помещает список детей, зачисленных на логопунктв текущем учебном году по форме:

- список детей с указанием ДОУ, группы;

- Ф. И. О. матери (отца, домашний адрес, телефон.

III. Список детей, зачисленных на логопункт:

№ Ф. И. ребенка ДОУ № Группа Воз-раст Логоп.

диагноз Результаты коррекционной работы

- оставлен для продолжения коррекц. работы;

- выбыл в ДОУ №, в школу…

IV. Для индивидуальных и подгрупповых занятий отводится по 3–4 страницы журнала.

На левой половине страницы вверху указывается № группы и логопедическое заключение, например “группа №2 с ФФНР”.

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы работы с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16.00 – 16.30.

В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т. е. на левой половине находится список детей данной подгруппы или фамилии и имена детей, занимающихся индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии детей на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы указываются в соответствии с рабочим планом).

На страницах, отведенных для индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

На одной из последних страниц журнала отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования речи детей и в период каникул, например:

Дата время Проделанная работа

2 недели сентября

2 недели мая 9 – 10

Работа в кабинете (подбор материала для обследования речи детей)

Обследование речи детей средней группы ДОУ №

Оснащение и оборудование логопедического пункта

На дверях кабинета логопункта должно висеть расписание работы логопеда, например:

Логопедический кабинет

П-н, ср., пятн. – 8 – 12

Вт., четв. – 15 – 19

Ф. И. О. логопеда

В кабинете логопунктадолжно находится следующее оборудование:

1. Парты – столы по количеству детей. Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным материалом.

2. Классная доска, расположенная на уровне роста детей.

3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть около окна (или с дополнительным освещением).

5. Зеркало 9x12 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и несколько стульев.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

8. Фланелеграф или наборное полотно

9. Технические средства (магнитофон, фильмоскоп, проигрыватель и т. д.).

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка.

14. Стандартная таблица букв.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании детей.

16. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или папках.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т. д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением).

18. Различные речевые игры.

19. Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка.

20. Методическая литература.

21. Настенные часы.

22. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Кабинет логопункта должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать на стены эстампы, картины, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом.

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Психогимнатика в дошкольном образовательном учреждении Психогимнастика дошкольном образовательном учреждении очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение.

Работа педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении Содержание работы педагога с родителями включает в себя вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.

Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.

Что такое логопедическая спецгруппа?

Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.

Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:

В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.

Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.

Актуальны ли логогруппы?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.

Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.

Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия

Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:

  1. В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
  • В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
  • Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
  • Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
  • Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
  1. Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
  • Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
  • Есть логопедический кабинет или уголок.
  1. В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
  2. Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Как попасть в спецгруппу?

В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.

Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Заведующая ДОУ № 175 Председатель ПК________________

___________ Фидарова.А.В. Принято на собрании

о логопедической группе для детей с нарушениями речи

1 . Общие положения

1.3. Логопедическая группа создается в детском саду комбинированного вида при наличии условий для функционирования данной группы с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими общеобразовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи детей и общеобразовательных программ дошкольного образования, а также подготовка детей к успешному обучению в школе.

1.4. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя ДОУ

1.5. Оснащение логопедических групп жестким и мягким инвентарем, специальным оборудованием и пособиями производится в соответствии с методическими рекомендациями, реализуемыми программами.

2.Порядок комплектования логопедических групп для детей снарушениями речи, организация их работы.

2.1. В логопедическую группу зачисляются воспитанники , имеющие следующие диагнозы ;

- фонетико –фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

-общее недоразвитие речи (ОНР)2и3 уровня

- фонетическое недоразвитие (ФН)

2.2. Решение о зачислении или об отказе в зачислении ребенка в логопедическую группу с нарушениями речи принимается на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по согласованию с родителями.

2.3. В такие группы принимаются дети с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 лет, имеющие нормальный слух и интеллект. В одну группу зачисляются воспитанники с учетом возраста и вида речевого дефекта. Наполняемость групп также определяется возрастом и видом речевого дефекта:

- дошкольный возраст (с 5 до 7 лет) - до 12 чел.

2.4. Дети с общим недоразвитием речи, дизартрией, алалией, зачисляются на 2 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития).

2.5. Личное дело ребенка представляет собой файловую папку , в которую вкладываются следующие документы:

Копия свидетельства о рождении ребенка

Заявление от родителей ( законных представителей)-согласие на обследование ребенка в ПМПК

Копия паспорта родителей (законных представителей);

Характеристика на ребенка-воспитанника ДОУ

2.6 Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие документы:

Направление на каждого ребенка;

2.7.Придельная наполняемость логопедической –не более 12 человек

2.8.Приему в логопедические группы дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

Недоразвитие речью обусловленное умственной отсталостью;

Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза:

Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

Нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

Задержку психического развития.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые

( фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

По окончании установленного срока обучения дети, нуждающиеся в продолжении занятий, повторно обследуются членами ПМПК. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность , пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.

3.Организация логопедической работы.

3.0 . Воспитательно-образовательная работа в логопедических группах осуществляется в соответствии с реализуемыми комплексной и парциальными образовательными программами, предусмотренными Уставом учреждения.

◦ Для работы с детьми с нарушениями речи вводится одна ставка логопеда и две ставки воспитателя на каждую группу.

3.1. Продолжительность обучения детей в группе с нарушениями речи составляет 2 года (в зависимости от тяжести дефекта). В случае обоснованной необходимости ребенок в такой группе может находиться до достижения возраста 8 лет. Решение принимается ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями).

3.2.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые

( фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

3.3. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

3.4. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия , как правило проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения , с учетом режима работы образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

3.5. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

3.6.Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи

С детьми ,имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата( дизартрия, ринолалия)

По мере формирования произносительных навыков у детей , занятия с ними проводятся в подгруппе.

3.7.Подгрупповые занятия проводятся:

С детьми ,имеющими общее недоразвитие речи –не менее трех раз в неделю;

С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю.

3.8. Продолжительность группового логопедического занятия :

В старшей группе 20-25 минут

В подготовительной к школе группе 25-30 минут.

3.9.Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительностью индивидуального занятия-15минут с каждым ребенком.

3.10.Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут.

3.11.Ежедневно , во второй половине по заданию учителя-логопеда проводятся групповые занятия воспитателями логопедических групп.

3.12. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-педагогической комиссией после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

3.13. длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется городской ПМПК в зависимости от динамики коррекции речевого нарушения и может составлять от 2до 3 лет. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе более 3лет-дублирование подготовительной к школе группы при дефектах речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата( дизартрия, ринолалия), по решению городской ПМПК и согласию родителей ( законных представителей)

Протокол и решение психолого-педагогической комиссии заключением специалистов и указанием необходимого срока пребывания ребенка в логопедической группе.

3.14.В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются ,как правило ,дети одного возраста и уровня речевого развития . И на основании обследования речи воспитанников ,которое проводится с апреля по май ежегодно. Обследованные воспитанники , имеющих нарушения речи ,регистрируются в протоколе регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

3.15.На каждого ребенка , зачисленного в логопедическую группу , учитель логопед заполняет речевую карту.

3.17.Учителям –логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады)на 20% за работу с детьми ,имеющими отклонения в развитие речи.

3.18.Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков сотрудникам логопедической группы установлены в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала специальных (коррекционных ) образовательных учреждений ( групп) для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии ( Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 13.01.2001г.Р20-53.193/20-5/7, приказ Министерства образования РФ 360 от 20.08.94г).

3.19.В случае необходимости уточнения диагноза или продлении срока логопедической работы детьми с нарушениями речи, с согласия родителей ( законных представителей), направляются учителем –логопедом в соответствующее лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами –специалистами ( неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др) или в психолого-медико-педагогическую комиссию г Владикавказа.

3.20.. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители ( законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий ДОУ.

4 Руководство логопедической группой

4.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда о существляется администрацией ДОУ.

Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

Подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей , имеющих высшее педагогическое образование , первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием , методической литературой.

4.3.Научно-методическое сопровождение, консультации, обмен опытом учителям логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет городская психолого-медико-педагогическая комиссия.

4.4.Повышениие уровня профессиональной квалификации , осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4.5 учитель логопед ведет документацию

Журнал учета посещаемости логопедических занятий с детьми

Речевые карты обследования устной речи на каждого ребенка.

План работы учителя-логопеда на учебный год

Тетрадь для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и для развития графических навыков ведущей руки.

Индивидуальные тетради детей с домашними заданиями по коррекции звукопроизношения , формированию лексико-грамматических средств языка.

Циклограмма работы учителя-логопеда.

График работы учителя-логопеда.

В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на логопедические группы для детей с нарушениями речи распространяется Устав .

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования с целью

1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.5 Основные задачи логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения №____:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа департамента образования и науки администрации города____ и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);

- фонетическое недоразвитие (ФН);

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 15 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- задержку психического развития;

- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;

- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

- в старшей группе - 20-25 минут;

- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию города___.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедическим пунктом

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая ДОУ:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед ___________

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

- комплектует группы детей для занятий в логопедическом пункте;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

- информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;

- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).

4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:

- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

- перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

- журнал учета детей, зачисленных на логопункт;

- индивидуальные тетради для занятий с детьми;

- отчет логопеда за год.

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение

5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.

5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.

5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:

Читайте также: