Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны

Обновлено: 18.05.2024

Под частной правоохранительной деятельностью понимается частная детективная (сыскная), а также охранная деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Данная деятельность осуществляется на коммерческой основе и является платной предпринимательской деятельностью, рассчитанной на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

Обязательное условие осуществления частной детективной и охранной деятельности – предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора о содержании оказываемых ему услуг.

Действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Задачами законодательства в области частной правоохранительной деятельности являются:

а) регулирование частной сыскной деятельности, включая сыскной процесс;

б) установление оснований и порядка охранной деятельности.

Решение этих задач должно способствовать цели обеспечения законных прав и интересов клиентов, а так же укреплению законности частной сыскной деятельности, предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений, быстрейшему их обнаружению и наиболее эффективному пресечению и расследованию.

В соответствии с законодательством частная правоохранительная деятельность должна осуществляться в установленных законом процедурно-процессуальных формах и на основе следующих общеправовых принципов:

– законность в частной правоохранительной деятельности;

– соблюдение прав и свобод человека и гражданина в частной правоохранительной деятельности;

– государственное регулирование частной правоохранительной деятельности;

– сочетание частных и публичных интересов в частной правоохранительной деятельности;

– взаимная ответственность субъектов частной правоохранительной деятельности;

– гуманизм, исключающий выполнение действий или вынесение решений, унижающих достоинство лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физические или нравственные страдания;

– получение прибыли как цель частной правоохранительной деятельности.

Законом о частной детективной деятельности предусматриваются следующие виды частной правоохранительной деятельности:

– частная сыскная (детективная);

– частная охранная, имеющая два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц;

– смешанная охранно-сыскная деятельность.

Частная сыскная (детективная) деятельность имеет своей целью сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.

Виды услуг, предоставление которых в целях сыска разрешено в частной правоохранительной деятельности:

– услуги, связанные с оказанием помощи в расследовании преступлений (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса). Необходимым условием выполнения этих услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта с клиентом письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело;

– услуги, направленные на предупреждение вероятного совершения преступлений и иных правонарушений;

– услуги так называемой гражданско-правовой направленности (сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров);

– услуги, связанные с розыском лиц и материальных объектов.

Сыскные действия в процессе оказания перечисленных услуг:

– устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

– изучение предметов и документов;

– внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны законодательством разрешен следующий перечень услуг:

– защита жизни и здоровья граждан, цель которой – не допустить причинения вреда здоровью охраняемых лиц, лишения их жизни;

– охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (как физическая, так и техническая охрана зданий, сырья, продукции, транспортных средств, иного имущества различных организационно-правовых форм собственности, в том числе зарубежных деловых партнеров). Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране;

– проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

– консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;

– обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий).

Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) и частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер. Другие услуги ни сыщики, ни представители охранных структур оказывать кому бы то ни было не вправе. Указанные услуги не должны служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.

§ 1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность — это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В отличие от правового регулирования оперативно-разыскной деятельности, носящего служебный характер, нормативно-правовая регламентация частного сыска и охраны не имеет столь жесткого отнесения к правоохранительной функции государства. Нацеленность частной детективной и охранной деятельности на защиту частных законных прав и интересов своих клиентов предполагает детальное регулирование возникающих, происходящих и прекращающихся в ней правовых отношений между сторонами (субъектом частного сыска или охраны и клиентом).

Действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты, совокупность которых составляет правовую основу регламентации частной детективной и охранной деятельности, можно систематизировать по четырем группам.

Первая группа состоит из фундаментальных источников правового регулирования:

— Уголовного кодекса РФ;

— Кодекса об административных правонарушениях РФ;

— части I Гражданского кодекса РФ.

Вторая группа — это законы Российской Федерации, в том числе:

Третья группа — это иные нормативно-правовые акты, такие как:

— указы Президента РФ;

— акты палат Федерального собрания РФ;

— акты Правительства РФ;

— акты государственных органов судебной власти;

— Конституционного суда РФ;

— Верховного суда РФ;

— Высшего арбитражного суда РФ.

Четвертая группа — это акты, напрямую не регулирующие частную детективную и охранную деятельность, но содержащие важные положения, без применения которых практически невозможно обойтись при ее осуществлении. Это акты, регулирующие правовые отношения в сфере:

— контроля и надзора за исполнением законов и др.

В эту же группу можно отнести и международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные Россией, например:

— Всеобщая декларация прав человека;

— Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

— Декларация о защите всех лиц от насильственного исчезновения и др.

Основанием отнесения данных документов к источникам правового регулирования частной детективной и охранной деятельности служит ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Законодательством предусмотрены следующие формы создания и деятельности частных детективных и охранных предприятий:

— индивидуальные частные детективные предприятия;

— объединения частных детективных предприятий;

— филиалы объединений частных детективных предприятий;

— частные охранные предприятия;

— ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов;

— службы безопасности на предприятиях.

Соединение охранной и сыскной деятельности законом запрещено. Как исключение подобное совмещение разрешается:

— в случае создания ассоциаций частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов (охранники и частные детективы, как физические лица, не могут быть членами ассоциаций);

— в случае создания охранно-сыскных подразделений службы безопасности на предприятиях (при этом служба безопасности предприятия вправе заниматься обеспечением безопасности только создавшего ее юридического лица. Она может также содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе).

Действующие частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Учредители объединения для получения лицензии представляют в органы внутренних дел соответствующие документы, определенные законом. На основании этих документов органом внутренних дел выдается лицензия сроком на 3 года, после чего осуществляется государственная регистрация объединения в установленном порядке.

Объединения частных детективов могут открывать свои филиалы в разных регионах страны, при этом каждый филиал должен получить лицензию на свою деятельность в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Орган внутренних дел, который выдал лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

— нарушения либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований нормативных актов, законов, составляющих правовую основу его деятельности;

— неисполнения налоговых и других финансовых обязательств.

Аннулированию решения предшествует предварительное письменное предупреждение органа внутренних дел, в котором точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок устранения допущенных нарушений.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих такую деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения с правом юридического лица.

Для сотрудников частных детективных и охранных предприятий и фирм сохраняются гарантии социальной и правовой защиты. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию (при условии уплаты взносов в соответствующие фонды). Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью и работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай:

— иного повреждения здоровья в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Виды:1)Частная сыскная (детективная) деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме:- оказание помощи в расследовании преступления (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса); - услуги, направленные на предупреждение вероятного свершения преступлений или иных правонарушений; - сбор сведений по гражданским делам, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; - розыск без вести пропавших граждан, имущества.В процессе оказания услуг осуществляются сыскные действия.

2)Частная охранная деятельностьнаправлена на охрану личных и имущественных прав:- защита жизни и здоровья граждан

- охрана имущества собственников, в т.ч. при его транспортировке; - проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями мероприятия).Виды:а. охрана материальных объектов; б. охрана физических лиц (телохранители)

3)Смешанная охранно - сыскная деятельность (охранные предприятия и предприятия или объединения частных детективов)

Виды предприятий:Индивидуальное (по лицензии, без образования ЮЛ); Объединение частных детективных предприятий (на основе контракта, регистрация в качестве ЮЛ);Филиалы объединений детективных предприятий (получают разрешение по месту расположения); Частные охранные предприятия; Ассоциации; Службы безопасности на предприятиях, учреждениях; Негосударственные образовательные учреждения для подготовки частных сыщиков

Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

Правовая основа: Конституция РФ, Закон РФ о частной детективной и охранной деятельности в РФ, др. законы и правовые акты.Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг ФЛ и ЮЛ, имеющими спец. разрешение (лицензию) ОВД организациями и ИП в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.На граждан, осущ. частную детективную и охр.деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохр. органов, не распространяется.Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осущ. какие-либо операт.-роз. действия, отнесенные законом к исключит. компетенции органов, которым такое право предоставлено.Частным детективом м.б.:Гражданин РФ, Возраст от 21 года, Наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет, Не состоящий на учёте в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, Не имеющий судимости за совершение умыш.преступления, Наличие лицензии. Действия частных детективов: В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должн.лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необх. информации. При осущ. частной сыскной деятельности допускается использование видео– и аудиозаписи, кино– и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окр. среде. В ходе осущ. своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.Частным охранником м.б.: Гражданин РФ,от 18 лет, Спецподготовка, Сдавший квалификац. экзамен в ОВД +заключение, Прошедший дактилоскоп. регистрацию, Обязательное страхование, Заключивший договор с охранным предприятием.

63.Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

Систему полицейских органов и спецслужб США составляют:Федеральная полиция, входящая в состав большинства федеральных министерств и ведомств, функционирующая на основе федерального законодательства и включающая:
-полицейские органы департамента юстиции (Федеральное бюро расследований (управления контрразведки, общеуголовных и специальных уголовных расследований), Федеральное эмиграционное бюро, Службу иммиграции и натурализации);
-специальную федеральную полицию по охране столицы США, здания парламента и резиденции президента США;
-полицейские органы Министерства финансов (секретная служба по борьбе с наркоманией и контрабандой, таможенная полиция, полиция внутренних сборов (налогов), береговая охрана, служба по борьбе с фальшивомонетничеством);
-Управление расследований службы внутренних доходов Федерального налогового управления;
-Федеральное полицейское подразделение департамента почт;
-военную полицию Министерства обороны США.
Полиция штата, включающая:полицейское управление полиции штата;-службу безопасности штата;-другие полицейские подразделения.Органы местной полиции (полиция графств).Железнодорожная полиция.Промышленная (частная) полиция.
Специальными службами США
, выполняющими разведывательные и контрразведывательные функции, являются Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Агентство национальной безопасности (АНБ). АНБ является самостоятельным разведывательным органом , входит в структуру Министерства обороны США .

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Согласовано Начальник УМУ

____________С.В. Щедроткина

Дисциплина: Правоохранительные органы

Специальность (направление): юриспруденция

Форма обучения: все

Вопросы для подготовки к экзамену

2. Правоохрана: понятие, задачи, функции и ее значение.

3. Система органов, осуществляющие правоохрану, их признаки и функции. Правоприменительные органы, их отличие от правоохранительных органов.

4. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и задачи.

5. Нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов: общая характеристика и классификация.

6. Правосудие: понятие, признаки, его соотношение с судопроизводством.

7. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.

8. Судебная система РФ: понятие, ее единство и структура.

9. Конституционные принципы правосудия: их понятие, виды и значение.

10. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие.

11. Судейское сообщество в РФ: понятие, основные задачи.

12. Судьи в РФ. Правовой статус судей, требования предъявляемые к ним.

13. Порядок назначения судей. Полномочия квалификационных коллегий судей.

14. Присяжные и арбитражные заседатели федеральных судов: требования предъявляемые к ним.

15. Конституционный Суд РФ: понятие, задачи и полномочия.

16. Решения Конституционного Суда РФ, их виды и значение.

17. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, его полномочия.

18. Система федеральных судов общей юрисдикции.

19. Верховный суд РФ: понятие, его состав и полномочия.

20. Судебный департамент при Верховном Суде.

21. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. Верховный суд республик, краевой (областной) суд, суд городов федерального значения, суд автономных областей и суд автономных округов: состав и их компетенция.

22. Районный суд: общая характеристика и полномочия.

23. Военные суды в РФ: система и подсудность дел военным судам.

24. Мировые судьи, их компетенция, порядок назначения на должность.

25. Арбитражные суды РФ: понятие, задачи, система.

26. Высший Арбитражный Суд, его состав и полномочия.

27. Федеральные арбитражные (кассационные) суды округов, их состав, полномочия.

28. Арбитражные апелляционные суды, их состав, полномочия.

29. Арбитражные суды субъектов РФ, их состав, полномочия.

30. Прокуратура: понятие, система и структура.

31. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

32. Основные функции (направления деятельности) органов прокуратуры.

33. Прокурорский надзор: понятие, основные виды прокурорского надзора.

34. Основные правовые акты прокурорского надзора.

35. Прокурор и прокурорские работники. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

36. Следственный комитет РФ: понятие, система, задачи, полномочия, правовое регулирование.

37. Система и правовая основа деятельности органов внутренних дел РФ.

38. Министерство Внутренних дел РФ: понятие, основные задачи и функции.

39. Полиция: система, задачи и структура. Требования, предъявляемые к лицу, принимаемому на службу в органы внутренних дел.

40. Федеральная миграционная служба: понятие, система, задачи и полномочия.

41. Федеральная служба безопасности РФ: понятие, принципы и направления деятельности.

42. Органы внешней разведки. Разведывательная деятельность: понятие, принципы, цели.

43. Федеральная служба охраны РФ: понятие, полномочия.

44. Система органов юстиции. Министерство юстиции РФ: основные задачи, функции и сфера деятельности.

45. Федеральная служба исполнения наказания: понятие, основные задачи и полномочия.

46. Уголовно-исполнительная система (УИС). Сотрудники учреждений и органов УИС.

47. Федеральная служба судебных приставов: понятие, задачи и полномочия.

48. Системы органов по контролю за оборотом наркотиков: понятие, их правовая основа деятельности.

49. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: задачи, функции и полномочия.

50. Система таможенных органов: понятие, задачи, функции и полномочия.

51. Органы предварительного расследования в РФ. Органы дознания и органы предварительного следствия.

52. Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели, задачи и принципы.

53. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направления их деятельности.

54. Нотариат в РФ: понятие, нотариальные действия.

55. Требования, предъявляемые к нотариусам, их обязанности.

56. Адвокатура в РФ: понятие, основные направления адвокатской деятельности.

57. Формы организации адвокатских образований.

58. Правовой статус адвоката, его основные права и обязанности.

59. Порядок образования третейских судов в РФ, их компетенция.

60. Третейский суд в РФ: состав, его решение.

61. Частные детективные и охранные службы: понятие и виды.

62. Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

63. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

Частная детективная и охранная деятельность- это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В отличие от правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, носящего служебный характер, нормативно-правовая регламентация частного сыска и охраны не имеет столь жесткого отнесения к правоохранительной функции государства. Нацеленность частной детективной и охранной деятельности на защиту частных законных прав и интересов своих клиентов предполагает детальное регулирование возникающих, происходящих и прекращающихся в ней правовых отношений между сторонами (субъектом частного сыска или охраны и клиентом).

Законодательством предусмотрены следующие формы создания и деятельности частных детективных и охранных предприятий:

индивидуальные частные детективные предприятия;

объединения частных детективных предприятий;

филиалы объединений частных детективных предприятий;

частные охранные предприятия;

ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов;

службы безопасности на предприятиях.

Соединение охранной и сыскной деятельности законом запрещено. Как исключение, подобное совмещение разрешается:

в случае создания ассоциаций частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов (охранники и частные детективы, как физические лица, не могут быть членами ассоциаций);

в случае создания охранно-сыскных подразделений службы безопасности на предприятиях (при этом служба безопасности предприятия вправе заниматься обеспечением безопасности только создавшего её юридического лица. Она может также содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе).

Действующие частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Учредители объединения для получения лицензии представляют в органы внутренних дел соответствующие документы, определенные законом. На основании этих документов органом внутренних дел выдается лицензия сроком на 3 года, после чего осуществляется государственная регистрация объединения в установленном порядке.

Объединения частных детективов могут открывать свои филиалы в разных регионах страны, при этом каждый филиал должен получить лицензию на свою деятельность в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Орган внутренних дел, который выдал лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

нарушения либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований нормативных актов, законов, составляющих правовую основу его деятельности;

неисполнения налоговых и других финансовых обязательств.

Аннулированию решения предшествует предварительное письменное предупреждение органа внутренних дел, в котором точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок устранения допущенных нарушений.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих такую деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения с правом юридического лица.

Для сотрудников частных детективных и охранных предприятий и фирм сохраняются гарантии социальной и правовой защиты. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию, при условии уплаты взносов в соответствующие фонды. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью и работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай –

иного повреждения здоровья,

в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

12. 2. Нормативные основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и других контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск имущества, утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, причем в течение суток с момента заключения такого договора с клиентом на сбор соответствующих сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом должностное лицо, производящее дознание, следователя, прокурора, суд, в чьем производстве находится уголовное депо.

Еще одним существенным отличием частной сыскной или охранной деятельности от государственных правоохранительных органов является то, что эта деятельность предпринимательская. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной.

На граждан, которые осуществляют такую деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Они не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Частным детективом может быть гражданин Российской Федерации, который получил в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, и совмещать ее с государственной службой или с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива или частного детективного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать такого рода услуги.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений, других объектов, наблюдение в целях получения необходимой информации.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и других средств, не причиняющих вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, средств оперативной радио- и телефонной связи.

На частную сыскную деятельность частным детективам производится выдача лицензий соответствующим территориальным органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, который претендует на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел следующие документы:

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие гражданство,

документы, подтверждающие наличие юридического образования (или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика),

документы, подтверждающие стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи, других технических средствах, и о намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных и представленных в документах, которые необходимы для принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. С гражданином, претендующим на получение лицензии, проводится собеседование.

Установлены определенные ограничения на выдачу лицензий на частную детективную деятельность:

гражданам, которые не достигли 21 года;

гражданам, которые состоят на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании;

гражданам, которые имеют судимость за совершение умышленного преступления;

гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности или невиновности в установленном законом порядке);

гражданам, которые уволены по компрометирующим их основаниям с (из) государственной службы, из судебных органов, прокурорских органов, других правоохранительных органов;

бывшим работникам правоохранительных органов, которые осуществляли контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел один год.

Лицензия на работу в качестве частного детектива органами внутренних дел выдается сроком на 3 года и является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия в местных органах власти или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов. Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Законом установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Так, частным детективам запрещается:

скрывать от правоохранительных органов ставшие известными им факты готовящихся или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и других помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, которые посягают на права и свободы граждан;

совершать действия, которые ставят под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию и использовать ее вопреки интересам своего клиента или в интересах других (третьих) лиц;

передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Частное детективное предприятие (объединение) при оказании услуг обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор, в котором отражены сведения о договаривающихся сторонах; содержание поручения и срок его выполнения; ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги; мера ответственности сторон и т.д.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение и он заключен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В договоре обычно предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы.

Услуги частной охранной деятельности включают в себя:

защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставлено право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается при наличии на то оснований применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности – специальные средства и огнестрельное оружие (только в случаях и порядке, предусмотренных законом и в пределах предоставленных лицензией прав). Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств, обязаны:

предупредить о своем намерении использовать такие средства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой другие тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших или совершающих, а также от силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, которым выдана лицензия, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии или другую ответственность, установленную законом.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, которые занимаются оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, которые установлены для органов внутренних дел. Детективы и охранники имеют право применять такие средства в следующих случаях:

для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в случаях:

отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие и специальные средства в отношении женщин; лиц с явными признаками инвалидности; несовершеннолетних (когда их возраст очевиден или известен охраннику), кроме случаев – оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Особая осторожность в применении оружия предусматривается при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать местный орган внутренних дел.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел.

Надзор за неукоснительным соблюдением законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Я считаю, что для начала нужно дать определение, а что же такое правоохранительная деятельность в нашей с Вами стране?

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами (правоохранительными органами) путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Так же необходимо раскрыть понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы можно условно разделить на государственные и негосударственные.

Государственные правоохранительные органы:

- органы внутренних дел;

- органы обеспечения безопасности;

- налоговые органы и др.

Негосударственные правоохранительные органы:

- частные детективные и охранные предприятия и др.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

- защита жизни и здоровья граждан;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

Ссылки на источники по 1-ому вопросу:

Ответ на 2-ой вопрос.

Является ли данное предприятие правоохранительным органом ?

Негосударственным правоохранительным органом.

Оказывает содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях.

является правоохранительным органом.

Ссылки на источники по 2-ому вопросу:

Задача №2.

Ответ.

К правоохранительным органам относятся:

- прокуратура;

- полиция;

- органы Министерства юстиции РФ;

- таможенные органы.

Органы способствующие осуществлению правоохранительной деятельности:

- частные охранные и детективные службы;

- адвокатура;

- третейские суды;

-профессиональные союзы;

-органы государственной статистики.

-народные дружины;

- отряды охраны правопорядка.

Задача №3.

-участвовал в охране общественного порядка;

-в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов;

-в пропаганде правовых знаний среди населения;

-в проведении мероприятий по охране и защите окружающей среды.

Является ли деятельность такого отряда правоохранительной?

Какие правоохранительные органы вам известны?

Ответ на 1-ый вопрос.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

А) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

Б) Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вывод.

Деятельность студенческого отряда охраны правопорядка является правоохранительной.

Ответ на 2-ой вопрос.

На данное время мне известны следующие правоохранительные органы Российской Федерации:

Министерство внутренних дел Российской Федерации ;

Федеральная служба безопасности;

Федеральная таможенная служба ;

Министерство юстиции Российской Федерации ;

Задача №4.

-прокурорский надзор;

-оказание юридической помощи гражданам;

-расследование преступлений;

-сотрудничество с зарубежными странами;

-борьба с терроризмом;

-конституционный контроль;

-судебный контроль.

К функциям правоохранительной деятельности относятся:

1) Конституционный контроль;

2) Прокурорский надзор;

3)Оказание юридической помощи гражданам;

6)Борьба с терроризмом;

Можно ли третейский суд отнести к правоохранительным органам?

Какие правоохранительные функции осуществляют названные в задаче органы?

Ответ на 1-ый вопрос.

Да, можно. Но только к негосударственным правоохранительным органам.

Ответ на 2-ой вопрос.

Судья суда общей юрисдикции.

Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;
2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
10) осуществляет хранение дел и документов;
11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.
Адвокат.

Статья 2. Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) определяет следующие функции адвоката:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Нотариус выполняет следующие функции:

-удостоверяет личность клиента;

-подтверждает подлинность документов и подписей на них;

-выдает свидетельства, подтверждающие права на наследство;

-оформляет и хранит завещания;

-удостоверяет сделки, заключаемые между гражданами и(или) юридическими лицами;

-заверяет правильность переводов документов с иностранных языков;

-консультирует граждан об их правах и обязанностях.

Статья 38. "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) определяет следующие полномочия:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Читайте также: