Цель разделения властей предотвращение злоупотребления властью каким либо лицом или организацией

Обновлено: 05.07.2024

Разделение властей — конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах:

а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, — законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними;

б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях РФ — федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).

У каждой ветви власти своя функция – исполнительная ветвь власти претворяет принятые законы в жизнь и проводит государственную политику, то есть занимается непосредственным администрированием, законодательная власть принимает законы, судебная – отправляет правосудие и является защитным механизмом, который включается, если законы нарушаются или не работают.

Всем известный принцип разделения властей зарекомендовал себя во всем мире и необходим для создания системы сдержек и противовесов: при распределении полномочий между различными органами снижается вероятность того, что какой-то орган аккумулирует у себя все полномочия и своими действиями создаст угрозу государству.

Цель разделения властей, та, что лежит на поверхности – поддержание демократической формы правления, то есть для того, чтобы было невозможно узурпировать власть.

Для чего еще необходимо разделение властей? Разделение властей, в первую очередь, нужно для защиты прав человека. Если его права нарушаются одной из ветвей, он должен иметь возможность обратиться в другие.

Главной составляющей концепции является, так называемая, система сдержек и противовесов. Это специальная организация отправления властных полномочий, отягощенная специальными процедурами, целью которых является ограничение полномочий отдельной ветви власти с одной стороны и обеспечение их самостоятельности, а с другой их совместная работа.

Авторы концепции

Полибий одним из первых считал необходимым не только разграничение власти, но и их взаимное ограничение. Так, консул, сенат и народное собрание, которые должны, с одной стороны, оказывать друг другу взаимную поддержку и содействие, с другой — сдерживать власть другого.

Джон Лилбёрн (1614 — 1657), активный участник буржуазной революции в Англии писал о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений органов государственной власти и должностных лиц.

В отличие от Локка Монтескье выделял в системе органов власти и судебную власть, которая может быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия лишь на определенное время.

Теория разделения властей на практике

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э.

Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Можно сказать, что разделение властей применено в большинстве демократических стран мира.

В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки и существования СССР, когда принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР.

Некоторые проблемы

В настоящее время становится понятно, что классическая концепция разделения властей немного ущербна и не объясняет собой полного государственного устройства. Так, исследователи говорят, что есть большая контрольно-надзорная сфера, которой не нашлось места в этой концепции, группа правоохранительных органов, армия, которая тоже обладает системой органов и своими функциями или центральный банк.

В отношении России, например, до сих пор не ясно, куда девать президента. Он вроде и над ветвями, но с другой стороны (по крайней мере с 2020 года) встроен в исполнительную власть. В порядке научного изврата или с целью получить степень, некоторые исследователи предлагают выделять отдельно президентскую ветвь власти. Хотя указанное невозможно, так как будет противоречить Конституции РФ.

Разделение властей в России

Власть в России представлена тремя ветвями власти, оное указано в ст.10 – 11 Конституции:

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Соответственно, исполнительная власть – правительство, профильные службы и министерства, законодательная – Федеральное собрание, судебная – Верховный суд, Конституционный суд и система судов. Судебная система представлена судами общей юрисдикции (в том числе, военными судами), арбитражными судами, конституционным судом РФ.

Понятно, что действующая Конституция РФ писалась в начале 90-х непосредственно под Бориса Ельцина, для того, чтобы у него были все возможные полномочия. Президент в этой системе является основным звеном, при этом, не входящим не в одну из ветвей власти.

При такой избыточности полномочий, в 2020 году президенту было добавлено еще больше полномочий. Однако, эти же поправки приблизили высшее должностное лицо к исполнительной власти, установив, в частности, что:

  • Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ;
  • Правительство РФ слагает свои полномочия не перед вновь избранной Государственной думой, а перед вновь избранным президентом РФ.

При этом, Президент РФ имеет большое влияние и на другие ветви власти, например:

  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность и вносит представление о прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;
  • Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Правоведы и политологи такой строй называют президентской республикой. Такими государствами являются США, где президент является главой исполнительной власти, большинство стран Латинской Америки и Африки. Некоторые ученые называют Россию не просто президентской республикой, а суперпрезидентской именно из-за избыточности полномочий.

Система сдержек и противовесов в России

Рассмотрим конкретные примеры.

  1. Один из блоков поправок к Конституции 2020 года, касался изменения правил формирования правительства и подавался как усиление полномочий Государственной думы.

Прежний порядок, определенный в редакции Конституции 1993 года, выглядел так. Президент вносит в Государственную думу кандидатуру председателя правительства. Государственная дума либо дает согласие, либо отклоняет кандидатуру. Если она отклоняет, президент вносит заново кандидатуру премьера, при этом он может внести ту же самую кандидатуру (что и происходило в 1998 году). Если Дума трижды отклоняет кандидатуру, президент самостоятельно назначает председателя правительства, распускает Думу и назначает досрочные выборы в нее.

На практике отклонение кандидатур было дважды в 1998 году. В первом случае после двукратного отклонения кандидатуры Сергея Кириенко президент Борис Ельцин внес его кандидатуру третий раз, тут Дума дрогнула и дала согласие. Во втором случае дрогнул Ельцин: после двукратного отклонения Думой кандидатуры Виктора Черномырдина (отправленного им в отставку за полгода до этого) президент предложил новую кандидатуру (Евгения Примакова), заведомо имевшую поддержку большинства Думы.

Распускать Думу не пришлось ни в первом, ни во втором случае — и вообще пока такой практики не было.

Если Дума дает согласие, президент назначает председателя правительства. Тот предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и министров, и президент их назначает.

  1. В соответствии с ч.1 ст.107 Конституции если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Эта же норма говорит о том, что президент может обратиться в Конституционный суд за заключением о конституционности подписываемого акта.

Наложение вето на законопроект — явление достаточно редкое. За почти 28 лет работы Госдумы (с I по VII созывы) президент отклонял принятые парламентом законы всего 257 раз. Чаще всего глава государства отклонял законопроекты, принятые Госдумой II созыва. По данным системы обеспечения законодательной деятельности, Борис Ельцин отклонил 123 законодательные инициативы Госдумы II созыва. Кстати, Дума II созыва в большинстве своем состояла из коммунистов — у КПРФ было 157 мест в парламенте.

Путин наложил вето на репрессивный закон, но сперва на это никто не обратил внимания

  1. В соответствии с п. б и в ч.1 ст.103 Конституции РФ Госдума решает вопросы о доверии правительству и заслушивает ежегодные доклады правительства.

В июне 2002 года очередная попытка коммунистов даже не ставится на голосование.

В феврале 2005 года, после акций протеста, связанных с монетизацией льгот, КПРФ вновь собирает подписи за недоверие правительству, на сей раз — Михаила Фрадкова. И вновь — неудача: вотум недоверия поддержали лишь 112 депутатов.


Задания Д22 C3 № 104

В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества.

Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

(И.А. Андреева )


Задание 17 № 103

Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Группы принципов конституционного строя:

— основы организации государственной власти;

— основы взаимоотношений государства и человека, гражданина;

— основы организации жизни гражданского общества.

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя


Задание 19 № 105

Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики конституционного строя РФ. Прокомментируйте одну из данных характеристик.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) характеристики Российской Федерации, например:

2) комментарий к одной из характеристик.

— Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными органами.

— Светское государство — характеристика государства, которая означает отделение религиозных объединений от государства.

— Социальное государство — характеристика государства, которое имеет определенные социальные обязанности: охрану здоровья и труда, поддержку семьи, института детства и материнства, развитие социальной помощи нуждающимся категориям населения.

В качестве элементов ответа могут быть даны иные комментарии.

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя


Задание 20 № 106

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

— отдельные регионы имеют реальную самостоятельность в решении вопросов своей жизни;

— сложное национально-территориальное устройство государства отражает самобытность отдельных субъектов Федерации, позволяет сохранить национальную культуру;

— центральная власть лишена монополии на власть.

Могут быть приведены иные аргументы.


Задание 18 № 43568

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например:

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, распределение государственной власти между государством в целом и его составными частями.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две Формы реализации принципа разделения властей:

2) примеры, допустим:

— осуществление принципа разделения властей по горизонтали: деятельность Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти РФ;

В качестве элементов ответа могут быть приведены другие примеры.


Задание 10 № 23707

Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Признаком государственной власти является монопольное право использовать силу в пределах страны. Ответ: 1235.


Задания Д25 C1 № 11998

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных ветвях государственной власти;

− одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса проявление системы сдержек и противовесов, которая есть в российской политико-правовой системе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Разделение властей − политико-правовой принцип, согласно которому государственная власть должна быть разделена на автономные и независимые друг от друга ветви, связанные между собой системой сдержек и противовесов.

2) Выделяют такие ветви власти как исполнительная, законодательная и судебная.

3) В России действует Конституционный суд, который может принять решение о признании несоответствующим Конституции закона, принятого Федеральным Собранием, в случае, если он противоречит Конституции страны.


Задание 17 № 8746

Опираясь на мнение автора приведенное в тексте, а также на знание курса обществоведения объясните какую ключевую функцию выполняет каждая из ветвей?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей. Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.


Задания Д22 C3 № 8747

Читайте также: