Будякова т п несовершеннолетний преступник как особая жертва

Обновлено: 04.07.2024

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

Психологические особенности несовершеннолетних преступников - Психология несовершеннолетних

Психология несовершеннолетних

Нельзя забывать, что различие между несовершеннолетними и взрослыми имеет не столько количественный, сколько качественный характер. Поэтому понимание проблематики несовершеннолетних предполагает наличие специальных знаний и опыта, отличных от тех, которые необходимы при осуществлении борьбы с преступностью взрослых лиц.

Речь идет об учете возрастных особенностей несовершеннолетних, во-первых, при разработке законодательных норм, определяющих специфику их уголовной ответственности и судопроизводства по этой категории дел, и, во-вторых, при расследовании и судебном разбирательстве, реализации уголовного наказания и осуществлении всех направлений профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Необходимо при этом знать и правильно учитывать как общие возрастные особенности несовершеннолетних, так и индивидуальные психологические характеристики конкретных подростков – правонарушителей: темперамент и характер, способности и запас знаний, потребности и интересы, уровень развития эмоционально – волевой сферы. Иными словами, следует различать возрастные особенности, которые характеризуют общие, свойственные данной возрастной группе закономерности формирования личности, и индивидуальные, относящиеся к особенностям развития отдельного лица.

Психологические особенности среднего школьного возраста

Средний школьный возраст рассматривается в возрастной психологии как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, подросток стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

Психология несовершеннолетних правонарушителей

Существует закономерность: рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. Возросло количественно подростково-юношеское население страны, выросло и количество совершаемых им преступлений, и наоборот, уменьшилось численно подростково-юношеское население — уменьшилось и количество совершаемых им преступлений. Тогда пропорция остается приблизительно одинаковой, т.е. коэффициент преступности не изменяется. Сейчас же прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%.

При этом высок уровень латентности преступности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины высокого уровня латентности самые различные: характер совершенного преступного посягательства, неверие в возможности органов милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла, самообвинение и т.п.

В связи с уменьшением рождаемости 14-17 лет назад в настоящее время наблюдается уменьшение численности подростково-юношеского населения (очередной демографический спад), а количество преступлений в этой среде растет. В некоторых регионах — каждое четвертое преступление совершается подростком или юношей.

Психологическая характеристика группового характера преступности несовершеннолетних

При рассмотрении особенностей преступности несовершеннолетних необходимо учитывать прочную и гибкую ее связь с молодежной модой. При этом имеют в виду преимущественно связь групповой преступности с модой на вещи (одежду, обувь, другие предметы), которые становятся объектами группового преступного посягательства. Однако это представление однобокое, неполное, поверхностное.

Молодежная мода многолика, она проявляется не только в вещно-предметной сфере, но, прежде всего, в образе жизни (поведении, проведении досуга, в занятиях спортом, межличностных отношениях, в выборе друзей, в получении образования, выборе престижной профессии и т.п.). В криминологической и социологической литературе обычно отражается только механизм связи моды с корыстными преступлениями, где объектами посягательства становятся модные вещи (одежда, обувь, стерео- и видеоаппаратура, автомотосредства, диски, драгоценности и т.п.). Это и понятно, поскольку данная связь наиболее зрима и наиболее полно отражается в материалах уголовных дел и уголовной статистике.

Криминогенные факторы преступности несовершеннолетних

1. Российские криминологи, в частности Миньковский Г.М., выделяют следующие криминогенные обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления:

-отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. В 30 — 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи;

-отсутствие (временное или длящееся) родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.;

-отрицательные влияния в ближайшем окружении — бытовом, учебном и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;

-длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;

-проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентаииями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).

2. Наряду и во взаимодействии с указанными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют социальные факторы:

-безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних;

-безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;

-низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

-распад системы трудоустройства подростков;

-отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;

-увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.

В заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов. В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Зубкова Валентина Ивановна
доктор юридических наук, профессор

Побегайло Эдуард Филиппович
доктор юридических наук, профессор

Защита состоится 28 января 2010 года на заседании диссертационного совета ДМ 212.061.10 при Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская,6 (зал заседаний диссертационного совета).

кандидат юридических наук, профессор


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ежегодно по данным официальной статистики жертвами преступлений становятся до четырех миллионов человек. Виктимологическая профилак­тика преступности в условиях современной экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Вероятность стать жертвой преступления существенно выросла даже в отношении традиционно защищенных слоев населения: лиц, обладающих высоким социальным статусом, социальной известностью, экономически сверхобеспеченных и др. Жертвами преступлений становятся губернаторы и мэры, банкиры и крупные чиновники. Не менее трагично на этом фоне воспринимаются несовершеннолетние жертвы преступлений, особенно когда жертвами преступного деяния становятся одновременно десятки и сотни детей, как, например, в г. Беслане.

На этом фоне отсутствие официальной статистики по жертвам преступлений, все же позволяет сделать предположение о возрастающей виктимной уязвимости самых различных групп населения России. Исследователями отмечается увеличение доли виктимологических факторов в причинном комплексе преступности.

Вместе с тем требуется дальнейшее научное исследование ряда насущных проблем виктимологической профилактики преступлений.

Во-первых, совершенно очевидно, что дальнейшая демократизация и гуманизация общественных отношений требуют не только либерализации репрессивных мер в отношении отдельных групп преступников, но и усиления охранительных и защитных мер для потенциальных жертв. Недаром даже Маргарет Тэтчер однажды заметила, что гуманное отношение надо проявлять прежде всего не к преступникам, а к их возможным жертвам. Поэтому продолжают быть актуальными доктринальные исследования о законодательном определении потерпевшего, которое бы более эффективно выполняло функцию правовой превенции преступлений. Это – и уточнение правового статуса отдельных групп потерпевших, и расширение круга лиц, которые могут быть признаны потерпевшими от преступления и т.д. Продуктивной представляется также позиция правоведов, требующих определенной переориентации политики борьбы с преступностью в сторону усиления защиты прав и интересов жертв преступлений и за пределами уголовного процесса, включая в частности, законодательное закрепление мер социальной, медицинской, психологической и иной помощи жертвам преступлений.

В-третьих, проблема совершенствования виктимологической профилактики преступлений невозможна без дальнейшего исследования феномена виктимности. В настоящее время практически не разработаны или недостаточно исследованы вопросы о сущности так называемой вторичной виктимизации жертв, о влиянии на процесс превращения лица в жертву целого ряда социальных и психофизиологических характеристик потенциальной жертвы и др.

В-пятых, эффективная виктимологическая профилактика преступлений невозможна без комплексного сочетания мероприятий по предотвращению первичной и вторичной виктимизации жертв.

Однако такой способ предупреждения преступности, как компенсация морального вреда, в доктринальной литературе пока не получил достаточного освещения. Вместе с тем, нельзя не согласиться с Г.Г. Горшенковым в том, что реализация государственного курса на гуманизацию уголовной политики, невозможна без должного криминологического анализа превентивного воздействия механизма компенсации морального вреда на противоправное поведение участников правоотношений. В настоящее время компенсация морального вреда, с точки зрения предупредительного воздействия на преступность рассматривается в трех планах: анализируется а) превентивное значение компенсации морального вреда в порядке реституции (например, влияние компенсации морального вреда (в том числе, добровольной) на вид и меру наказания); б) виктимологическое значение государственной компенсации морального вреда, особенно в случаях, когда преступник не найден или у него нет достаточных средств для полной компенсации ущерба, причиненного преступлением; в) компенсация морального вреда рассматривается как условие примирения жертвы с преступником и, соответственно, как способ декриминализации отношений жертвы и преступника.

Вместе с тем, как справедливо отмечается в международных документах и современных доктринальных исследованиях, одной из главных проблем, тормозящих реализацию превентивного потенциала института компенсации морального вреда, является проблема определения ориентиров в расчете разумной и справедливой компенсации за моральный вред, причиненный преступлением. Кроме этой общей проблемы существует и ряд специальных проблем.

Во-первых – это обоснование иных, кроме денежной, форм компенсации морального вреда. Существующие исследования такого рода требуют большей обоснованности как в плане способов законодательного введения различных форм компенсации морального вреда, так и их уместности для различных типов жертв.

Во-вторых, требуется специальная работа по научному обоснованию способов учета индивидуальных особенностей потерпевшего при определении сумм выплаты за моральный вред. Эта проблема до сих пор не разрешена на должном уровне, о чем свидетельствует большой объем суждений бытового плана, когда речь идет об обосновании размера компенсационных выплат. В целом это снижает эффективность реабилитации жертвы.

В-третьих, актуальной является и проблема правовой регламентации научных психологических исследований претерпевания морального вреда жертвой, особенно экспериментального моделирования преступления. Очевидно, что в ходе таких исследований нельзя допускать виктимизации испытуемых. Оценка и анализ научных методов и методик в таком ракурсе пока еще не проводились.

И, наконец, самой актуальной виктимологической проблемой в реализации превентивной функции института компенсации морального вреда является разработка правил расчета сумм компенсации за моральный вред, которые отражали бы типологические признаки жертвы, и были бы понятны как правоприменителю, так и жертве. Существующие на данный момент методики определения размера компенсации за моральный вред не удовлетворяют указанным требованиям, что является причиной первичной, вторичной и повторной виктимизации жертвы. Трудно не согласиться с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. Лукиным в том, что методики расчета сумм компенсации за моральный вред жертвам преступлений должны быть разработаны и закреплены в российском законодательстве безотлагательно.

В силу сказанного разработка проблем виктимо­логической профилактики преступлений, посягающих на личные неимущественные права, является научно и практически значимой и актуальной.

Вопросы виктимологической профилактики освещались в трудах Е.Н. Банных, А.А. Гаджиевой, А.А. Глуховой, Ю.В. Журавлевой, В.И. Задорожного, А.Н. Ильяшенко, В.Е. Квашиса, Д.В. Ривмана и др.

Типология жертв преступлений изучалась в работах Д.В. Ривмана, Л.В. Франка, В.С. Устинова и др.

Проблема компенсации морального вреда жертвам преступлений была предметом исследования Н.В. Анисимовой, В.В. Владимирской, С.М. Воробьева, Г.Г. Горшенкова, В.Е. Квашиса, Н.В. Кривощекова, С.В. Нарижного, Р.Д. Шарапова, А.М. Эрделевского и др.

Вместе с тем остались слабо разработанными проблемы профилактики вторичной виктимизации жертв. Требуется дальнейшая разработка категориального аппарата криминальной виктимологии, уточнение ключевых виктимологических категорий и введение новых научных понятий. В настоящее время недостаточно изучены виктимные свойства многих видов жертв. До сих пор концептуально на достаточном уровне не исследована проблема компенсации морального вреда жертвам преступлений.

Методология и теоретическая основа исследования. В процессе исследования, наряду с общенаучным диалектическим методом познания, использовались также такие частно-научные методы, как системный, логический, исторический, сравнительного правоведения, которые позволяют рассматривать явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Были применены также методы: экспертных оценок, опроса, эксперимента, статистический, виктимографический метод (в модификации) Л.В. Франка.

Теоретическую основу исследования составляют работы видных отечественных ученых в области уголовного права, уголовного процесса, криминологии, психологии: А.И. Алексеева, Б.Г. Ананьева, Ю.М. Антоняна, А.Г. Асмолова, Ю.В. Голика, П.С. Дагеля, В.Е. Квашиса, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.С. Минской, Г.М. Миньковского, И.С. Ноя, С.С. Овчинского, Л.Ф. Обуховой, Э.Ф. Побегайло, В.М. Полубинского, В.Я. Понарина, И.И. Потеружи, А.Р. Ратинова, Н.А. Ратиновой, Д.В. Ривмана, В.Я. Рыбальской, В.М. Савицкого, Т.Е. Сарсенбаева, М.С. Строговича, В.С. Устинова, И.А. Фаргиева, Л.В. Франка, Е.Е. Центрова, Д.А. Шестакова, С.П. Щербы, В.Е. Юрченко и др.

Различные аспекты данной проблематики исследовались в трудах известных российских и зарубежных правоведов дореволюционного периода: С.А. Беляцкина, В.В. Есипова, В. Кукольника, В.Д. Набокова, И.А. Покров­ского, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, Ад. Франка и др.

Рассмотрение теоретико-правовых проблем виктимологии осуществля­лось на основе исследований отечественных ученых-правоведов, специа­листов в области теории права: А.В. Малько, Н.И. Матузова и др.

Нормативную и источниковедческую базу исследования составляет действующее законодательство России. При написании работы были использованы международно-правовые акты о правах человека. В ходе исследования анализировались законодательства стран ближнего зарубежья: Казахстана, Литвы, Молдавии, а также дальнего зарубежья: Австралии, Австрии, Аргентины, Болгарии, Германии, Голландии, Дании, Испании, Польши, Франции, Японии и др.

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, а также практика разрешения уголовных дел в г. Ельце, г. Липецке, Липецкой, Воронежской, Тульской областей. Всего было проанализировано 570 уголовных дел, из них 160 уголовных дел, в которых разрешались иски о компенсации морального вреда.

Эмпирическую базу исследования составили также результаты экспериментов, социологических опросов, экспертных оценок, наблюдений, проведенных с 1994 г. по 2008 г. В целом в эмпирическом исследовании приняло участие 2,5 тыс. испытуемых и респондентов, из них 720 несовершеннолетних. Некоторые эксперименты проводились в течение трех лет: эксперимент по формированию социальной ориентировки как способу превенции виктимизации несовершеннолетних и экспериментальное изучение оскорбительности карикатур и коллажей для разных типов жертв.

В исследовании был применен также метод психоаналитической беседы, которая проводилась в Москве, Орле, Воронеже, Липецке, Ельце. В ней участвовало 110 руководителей разного иерархического уровня, ставших жертвами преступлений, посягающих на личные неимущественные права.

В работе использованы также материалы экспертной деятельности автора в уголовном судопроизводстве.

Объектом диссертационного исследования являются теоретические и практические вопросы виктимологической профилактики преступлений, посягающих на личные неимущественные права жертвы.

Предметом диссертационного исследования являются понятие, принципы, направления виктимологической профилактики преступлений, посягающих на личные неимущественные права, а также криминологически значимые параметры личности жертвы, типология жертв, их изучение под углом зрения системы предупреждения преступности.

Целями диссертационного исследования являются: разработка концептуальных положений виктимологической профилактики, типологии жертв преступлений, концепции виктимологической защиты различных типов жертв через компенсацию морального вреда, причиненного преступлением.

Впервые системно представлены мероприятия по предупреждению первичной и вторичной виктимизации особенных типов жертв: несовершеннолетних, умственно отсталых, лиц, страдающих психическими расстройствами.

Научная новизна исследования обусловлена также тем, что всесторонне рассматривается проблема предупреждения вторичной виктимизации жертвы, а именно: показывается, как тот или иной типологический признак жертвы может и должен учитываться в процедуре примирения жертвы с преступником, реабилитации жертвы, психокоррекционной работе с нею, в расчете справедливой суммы компенсации за моральный вред, выборе формы компенсации морального вреда и т.д.

Уточнен и дополнен перечень профилактических мероприятий, обеспечивающих предупреждение вторичной виктимизации всех типов жертв.

Внесены предложения по совершенствованию правовых способов нейтрализации условий и предпосылок, способствующих виктимизации преступников.

Предпринято всестороннее комплексное изучение превентивных возможностей института компенсации морального вреда. Впервые даны доктринальные определения основных категорий, входящих в правовой институт компенсации морального вреда, разработан проект нормативного документа, содержащий правила расчета сумм компенсации за моральный вред, причиненный преступлением с учетом типа потерпевшего.

Впервые рассматриваются возможные способы учета типологических признаков жертвы преступления для обоснования как самой возможности получения компенсации за моральный вред, причиненный преступлением, так и справедливости такой компенсации.

Сформулирован подход к проблеме примирения с особыми типами жертв: малолетними, умственно отсталыми, лицами, страдающими психическими расстройствами, выделены условия такого примирения.

Сформулированы предложения по расширению круга уголовно-правовых и уголовно-процессуальных гарантий, функционально направленных на предупреждение первичной и вторичной виктимизации разных типов жертв.

Апробация результатов исследования.

Профилактика правонарушений и преступлений

несовершеннолетних

Сегодня мы поговорим на тему профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Вы должны хорошо понимать, что у человека есть не только права, но и обязанности и ответственность.

Итак, что же такое правонарушения и преступления и чем они отличаются друг от друга?

Правонарушения и преступления – это противоправные общественно-опасные деяния, причиняющие вред интересам государства, общества и граждан, запрещённые законом под страхом административного и уголовного наказания. Преступления отличаются от правонарушения большей степенью общественной опасности, наличием более тяжёлых последствий и тяжестью наказания. Правонарушения предусмотрены КоАП, а преступления - УК РФ.

По общему правилу ответственность за правонарушения и преступления наступает с 16 лет. За некоторые особо тяжкие преступления уголовная ответственность начинается уже с 14 лет, а именно за:

- насильственные действия сексуального характера

- умышленное причинение вреда здоровью (тяжкого или средней тяжести) Например, если в ходе драки сломан нос или челюсть, то это уже причинение вреда здоровью средней тяжести.

- кражи, грабежи, разбои, вымогательства,

Которые, к сожалению, популярны среди нашей молодежи;

- хулиганство при отягчающих обстоятельствах

- вандализм, когда разрушают памятники и обелиски;

- угон автомобиля, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;

За совершение преступлений несовершеннолетним назначаются наказания в виде штрафов, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определённый срок.

Во всех случаях совершения подростками правонарушений или преступлений его родителей (законных представителей) привлекают к ответственности по ст. 5.35 КоАП за ненадлежащее воспитание.

Судом на виновное лицо или его родителей (законных представителей) возлагается обязанность возместить вред, причинённый здоровью потерпевшего, моральный вред, а в случае порчи имущества – возместить убытки.

Или, например, нередко между подростками случаются драки. В случае причинения даже лёгкого вреда здоровью с виновной стороны может быть в судебном порядке взыскан вред, причинённый здоровью, материальный и моральный вред, судебные издержки.

Так, например, недавно ВС РФ в апелляционном порядке было рассмотрено такое дело по случаю, произошедшему в Уфе. В конечном итоге с родителей виновника взыскали более 100 тыс. рублей.

Или, например, за лесной пожар, произошедший по вине несовершеннолетнего, с его родителей взыскивается ущерб, причинённый лесному фонду и затраты государства на тушение лесного пожара. А это порою суммы, исчисляемые в миллионах.

Если же это же хулиганство совершено:

а) с применением предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды,

в) на любом виде транспорта общего пользования.

то это уже преступление и наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Ежегодно в республике несовершеннолетними совершается более 400 преступлений. 83% из них составляют преступления против собственности: кражи, угон автомототранспорта, грабежи, мошенничество, разбои, вымогательства. Объектами преступных посягательств подростков в основном являются деньги, денежные средства на банковских картах, сотовые телефоны, иные личные вещи, велосипеды, автомашины. Все хищения на сумму свыше 2,5 тыс. – являются уголовным преступлением (ст. 158, 158.1 УК РФ)

Так, например, многие подростки не знают, что найдя чужой телефон и присвоив его себе - они совершают кражу, а спивав деньги с банковской карты, привязанной к этому телефону – хищение.

Второй категорией по количеству являются преступления против личности. Как это не прискорбно, но подростками совершаются убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и т.д.

Здесь необходимо сказать несколько слов о буллинге.

Буллинг – это травля в школе. К сожалению, явление более распространённое, чем кажется. В прошлом году на учёт поставлено более 1 тыс. пострадавших детей.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление, т.е. угрозы, оскорбления, насмешки, шантаж, издёвки, нанесение побоев и т.д., в т.ч. совершаемые в социальных сетях.

Когда вымогают что-либо или пытаются отобрать силой, действия квалифицируются. как вымогательство, хулиганство или мелкое хулиганство.

С эмоциональной травлей труднее, но все равно привлечение к ответственности возможно.

Зачастую начиная и поддерживая травлю подростки не задумываются о том, что стоят на грани преступления. Одно неосторожное движение: толчок¸ подножка и даже просто обидное слово, может повлечь смерть человека.

Подростки, которые позволяют себе такие вещи должны знать, что человек, доведённый до отчаяния (а заметить душевные переживания человека порою невозможно) нередко идут на крайние меры и тогда жертвой преступления может стать сам агрессор. Слышали, наверно, о случаях расстрела в школах.

О том, как в такой ситуации себя вести детям-жертвам, чтобы избавиться от тирании и самим не совершить преступление, я расскажу в следующей лекции о защите прав несовершеннолетних. Главное – не терпеть, а сразу обращаться за помощью к классному руководителю, родителям, завучу, директору, в управление образования, а если ни кто не помогает – смело идите в районную прокуратуру, там точно помогут.

Сейчас очень распространено общение по ватсапу и в социальных сетях. Но с этим тоже следует быть особенно осторожными.

Приведу пример. В прокуратуру города поступила жалоба женщины, в которой она просила привлечь к ответственности другую женщину по факту ее оскорбления в групповом чате в Ватсапе путем высказывания оскорбительных слов, в том числе в нецензурной форме. По постановлению прокуратуры города виновная женщина привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Мировой судья назначил штраф.

И таких заявлений поступает достаточно много. Часто люди оскорбляют других в социальной сети Инстаграм, в Ватсапе. Но теперь вы знаете, что это противозаконно.

Также крайне осторожно нужно быть с перепостами - пересылкой поступающей информации, поскольку законом установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. Запрещается публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Такие действия признаются экстримистскими проявлениями и за них предусмотрена административная ответственность. Даже хранение фото и видео экстремистских материалов влечёт административную ответственность по ст.20.29 КоАП РФ.

Поэтому, вдруг если по Ватсапу, в Телеграм или других мессенджерах и социальных сетях вы получите по фотографии и видеоролики с нацистской или иной экстремистской символикой или с изображением людей в одежде с экстремисткой символикой, либо фото и видео, содержащие унижение человека и гражданина по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то распространять это дальше нельзя! А человеку, который это прислал надо разъяснить, что он совершает правонарушение.

Вы сейчас старшеклассники, скоро перейдёте в категорию молодёжь. В этом возрасте психология и физиология человека такова, что он склонен к импульсивным, протестным настроениям, крайне негативно относится к запретам, обострено чувство справедливости, нетерпимости к негативным поступкам и т.д. В этот период некоторые ребята сильно восприимчивы к разного рода влиянию и часто встают на протестный путь, примыкают к радикальным или опозиционным движениям, участвуют в незаконных публичных мероприятиях (митингах).

Почему подростки совершают преступления?

До половины всех преступлений происходит в состоянии алкогольного опьянения. Выпив человек теряет рассудок. Ему кажется, что он отдаёт себе отчёт в своих действиях, но жизнь показывает, что это не так. Алкоголь отключает разум и человек начинает вести себя и действовать неадекватно.

Помимо разрушительного воздействия наркотиков на организм человека, существуют и правовые последствия потребления наркотиков.

Хранение при себе наркотика для личного потребления и его незаконное потребление без назначения врача влечёт адм ответственностиь в виде штрафа или административного ареста (по ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ). За это также в административном порядке штрафуют родителей (законные представители) по ст. 20.22 КоАП РФ.

Будучи наркозависимыми, подростки, как правило, вовлекаются в незаконный оборот (начинают перепродавать, содействовать распространению) наркотических средств и психотропных веществ, что подпадает под действие УК РФ. Ст. 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за такие деяния в виде лишения свободы до 3 лет, а если изъяты наркотики в крупном размере, то до 15 лет.

Кроме указанного наркозависимый человек уже не может быть полноправным членом общества. Наркоман, который вследствие своего пристрастия ставит свою семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности по заявлению заинтересованных лиц. Кроме того, это влечёт ограничение прав гражданина на управление транспортным средством, в будущем он не сможет работать учителями, воспитателями, осуществлять медицинскую деятельность, деятельность, связанную с оборотом оружия, выполнять подводные, подземные, аварийно-спасательные работы и многое другое.

Чтобы вы не оказались в таких обстоятельствах, Вы должны знать что те, кто предлагают вам понюхать, пожевать, покурить, проглатить, выпить или уколоть что-либо - зарабатывают на вас деньги! Хотят обратить вас в зависимость, которая настолько сильна, что подросток незадумываясь убивает самого любимого человека – свою мать, чтобы забрать у неё последние деньги и купить на них наркотик.

Обязательно наберите в интернете последствия употребления наркотиков, посмотрите во что превращаются люди, употребляющие наркотики.

Чтобы жить и радоваться жизни, нужно не наркотики употреблять, а найти своё увлечение и хороших друзей. Надо общаться и дружить с людьми, имеющими правильные жизненные установки.

Что делать, если тебе одиноко и нет друзей? Нужно найти своё увлечение, начать заниматься тем, что тебе действительно интересно, искать информацию кто ещё в городе занимается тем же, попробовать пообщаться с ними. Они однозначно станут твоими друзьями.

Разнообразьте свою жизнь: летом найдите возможность поехать на сплав по реке Ботуме, осенью и зимой – научитесь кататься на коньках, играть в бильярд, в весеннее время, это горные лыжи, сноуборды и т.д. Это все не с 1 раза получается, но потом - приносит огромное удовольствие. Главное не заменяйте живое общение и жизнь сидением в интернете. Этого в жизни вы ещё успеете.

Вторая основная причина совершения подростками преступлений - нужны деньги.

Что бы не становится преступником надо учиться их зарабатывать. Это может быть работа по найму или предпринимательская деятельность. Лучше с детства учиться заниматься бизнесом и в будущем всегда иметь возможность заработать деньги, чем сейчас тратить время на ерунду и в будущем спиться из-за отсутствия работы. Ежегодно в летний период работу для учащихся и молодёжи организует орган занятости. В трудовых правоотношения у несовершеннолетних очень много льгот. Это и неполный рабочий день при полной оплате и отсутствие испытательного срока и т.д.

Третья – нечем заняться, отсутствие досуга.

Я могу привести примеры, конечно, больше для девочек. Сейчас девочки подростки могут учиться тому, что им интересно – мэйкап, маникюр, парикмахерские услуги, выпечка хлеба, кондитерских изделий, вязание, шитье. Если уже сейчас, занимаясь эти как хобби, научиться делать это профессионально, вы уже никогда не останетесь без работы, потому, что эти услуги восстребованы всегда.

Парень, способный построить теплицу, имеющий водительские права, способный настроить или починить компьютер тоже никогда не останется без денег. Но, естественно, это не должно быть вашей основной работой в жизни, надо стремиться осваивать более важные профессии, а те навыки, что я навала будут вашей страховкой.

Почему не стоит совершать административные правонарушения и тем более преступления?

Пока молодые, люди особо не задумываются о последствиях своего поведения. Но в будущем это может принести проблемы не только самому человеку, но и его детям. Например, если вы совершаете серьёзное административное или тем более уголовное преступление вы ставите крест на своей карьере в правоохранительных органах, в т.ч. МВД, ФСБ, прокуратура, и в суде. И не только на своей, но и на карьере ваших будущих детей. Для государства вы на долгое время или навсегда остаётесь правонарушителем или преступником. Вас никогда не возьмут на работу в организацию работающую со сведениями, составляющими государственную тайну и даже в организацию, которая занимается установкой сигнализации. Даже когда истёк срок привлечения к административной ответственности данные об этом факте навсегда остаются в базе данных ИЦ МВД.

Читайте также: